План сочинения образ героя

Посмотрите эти сочинения мцыри свободолюбивая личность сочинение романтическим эпосом называли поэму мцыри литературные критики. и это действительно так, ибо

Посмотрите эти сочинения

Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя.
Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа.
Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:
За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.
Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему.
Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова – Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах.
Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? образ юноши?горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Герой поэмы ? могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:
Таких […]
Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк
Я смело предаю позору –
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов
Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.
Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ “потерянного” […]
История жизни Печорина (сочинение) Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.
Кто же такой […]
Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» – одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1.     Введение. Личностное отношение поэта к теме.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) – размышляет лирический […]
Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты.
А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо
Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно?философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин «Пророк»
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]

Главная>Характеристики героев Кавказский пленник

Быстрый переход:

План сочинения образ героя Краткая характеристика (в двух словах)

План сочинения образ героя Подробная характеристика

План сочинения образ героя Характеристика в цитатах

План сочинения образ героя Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

Краткая характеристика (в двух словах)

Русский офицер на Кавказе, смелый и находчивый человек. Он решил съездить домой повидать мать и посмотреть на невесту, которую она ему подыскала. По пути из крепости он понадеялся на Костылина и его ружьё, но тот струсил и татары взяли их в плен. В плену он постоянно проявлял смекалку, не падал духом, как Костылин, поэтому смог сбежать.

Подробная характеристика

Жилин — главный герой повести Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи, он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем, даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для Дины смастерить, и починить сломанные предметы. Вёл он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом».

На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену — Костылин. Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется. Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин всё ждёт, когда же придёт выкуп.

За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепёшки, а иной раз и мясо. За это Жилин делал для неё глиняные куклы.

Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал её. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепёшку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену. На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилину пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог сбежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасён русскими казаками и остался служить на Кавказе. А Костылин всё-таки дождался выкупа и вышел на волю, правда уже еле живым.

Характеристика в цитатах

Он был офицер и служил на Кавказе

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин

Мать позвала его домой повидаться и невесту посмотреть

Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала

Жилин решил ехать

Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами … и собрался ехать

Обоз шёл медленно и он решил ехать без него, вместе с другим офицером Костылиным

Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят дожидаются

Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат?

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит: Поедем, Жилин, одни

И поехали они вперёд по дороге

Тут им попались татары, Костылин его предал и Жилин попал в плен

стоят татары верхами. Человек тридцать

татары его увидали, пустились к нему

кричит Костылину: Вынимай ружьё!

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости

выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь

Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки

Посадили его в сарай

Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь

Его заставили написать письмо домой, чтобы выслали деньги для выкупа, но Жилин написал неверный адрес

Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит

Написал Жилин письмо, а на письме не так написал — чтобы не дошло

Вскоре привели и Костылина

Так и ахнул Жилин — узнал Костылина. И его поймали

Прожил Жилин в плену месяц

Жил так Жилин с товарищем месяц целый

Он постоянно искал способ сбежать

бог даст — и сам выберусь

А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать

От скуки он начал лепить кукол для дочки хозяина — Дины

Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала

Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине

Она стала его подкармливать

И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить. А то делают татары из козьего молока лепёшки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепёшки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла

Наконец, Жилин решил бежать

Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо

Сначала Костылин не хотел бежать, но потом согласился

Подумал, подумал Костылин. Ну, пойдём!

Костылин вскоре натёр ноги и не смог идти дальше

сапоги проклятые — все ноги стёрли

изрезал все ноги по камням и всё отстаёт

Как хочешь, а я не дойду: у меня ноги не идут

Жилин понёс его на себе

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок

Но далеко с ним не смог уйти

схватили их, посвязали, посадили на лошадей, повезли

Теперь их посадила в яму

Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти — и спустили их в эту яму

Через несколько дней Дина сказала, что его скоро убьют

Иван, тебя убить хотят

Жилин попросил помочь ему сбежать

А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси

Дина помогла ему и принесла шест

Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается

По нему он выбрался из ямы с смог дойти до своих

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх

Дошёл до лесу — никто не попался

Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево

налево на бугре стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось

Выскочили казаки верховые, пустились к нему — наперерез татарам

Испугались татары — не доезжаючи стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам

После этого случая решил он домой не ездить

Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя

Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

см. также:
Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой

Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой

Сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

План

1. История создания (год, биография, прототип).

2. Тема (о чём).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» было написано в 1818 году и относится к раннему периоду творчества поэта. Произведение адресовано Петру Чаадаеву – старшему и более опытному другу, который получил отличное образование, принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а впоследствии (с 1821 года) состоял в тайном обществе декабристов. Свободолюбивые взгляды Петра Яковлевича были близки А. С. Пушкину, который в то время был членом сообщества «Зелёная лампа», участники которого критиковали политику императора России. Впервые стихотворение было опубликовано с искажениями и без согласия автора в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Главная тема стихотворения – надежда на пробуждение России, под которым А. С. Пушкин понимал освобождение страны от самодержавия. Произведение было написано как дружеское послание, в котором поэт сочетает доверительный тон с изложением своей гражданской позиции, высказывает свое убеждение в том, что Россия освободится от «гнета власти».

Образ лирического героя фактически неотделим от личности поэта: в стихотворении озвучены идеи самого А. С. Пушкина, который убежден, что для блага государства необходимы гражданские свободы. В произведении описаны переживания, связанные с взрослением героя: если раньше его интересовали «юные забавы», то теперь он горит желанием изменить своё отечество к лучшему.

Композиционно стихотворение можно подразделить на три части, относящиеся, соответственно, к прошлому, настоящему и будущему. В первой части герой вспоминает о мечтах недавней юности, которые рассеялись «как утренний туман». Во второй – озвучивается стремление освободить страну от угнетений со стороны власти, высказывается ожидание «вольности святой». Третья часть выражает уверенность лирического героя в том, что «самовластие» обречено: рано или поздно Россия непременно проснется и разрушит режим, подавлявший её волю. Мотив пробуждения в первой и третьей частях передает идею осознания собственного заблуждения, а также перехода от пассивного состояния к активным действиям.

В произведении лирический герой не одинок: он обращается к другу, хочет его поддержать, укрепить его веру в то, что их дело правое и ему стоит посвятить все силы «пока сердца для чести живы». Также несколькими штрихами поэт рисует отрицательный образ «власти роковой», не дающей гражданам ощутить счастье «минуты вольности святой», образ режима «самовластия», который обязательно нужно свергнуть.

Стихотворение изначально было посланием к другу, однако впоследствии стало восприниматься как обращение ко всему обществу. В этом критики видят еще одно проявление новаторства Пушкина. Произведение написано четырехстопным ямбом с кольцевой и перекрестной рифмой. Использование ямба придает стихотворению простоту восприятия, яркость и убедительность. Особой экспрессивностью отличается последняя строфа, состоящая из пяти строк. А. С. Пушкин использует разнообразные средства литературной выразительности: сравнения («как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья»), эпитеты («юные забавы», «утренний туман», «власти роковой», «святая вольность», «нетерпеливою душой»), метафоры («горит ещё желанье», «свободою горим», «звезда пленительного счастья»), обращение («мой друг»), инверсию («власти роковой»).

Главная идея стихотворения — обращение к единомышленникам с призывом отойти от личных интересов и постараться изменить к лучшему жизнь всех граждан страны, разрушить государственную систему, подавляющую свободу личности.





Александр Сергеевич Пушкин

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» написано 14 сентября 1830 года и издано в 1831 году. Входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эта история повествует о Самсоне Вырине — самом обыкновенном станционном смотрителе. Сочинение в 7 классе по повести А. С. Пушкина является обязательным для выполнения школьной программы по литературе.

    Краткое содержание

    Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

    Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

    Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

    Автор доносит до читателя все страдания смотрителя. В течение нескольких лет главный герой убивается по дочери. Он стал хуже выглядеть, обзавелся морщинами по всему лицу, седыми волосами на голове, вид у него очень усталый. Герой вечно раскаивается и не может понять собственной оплошности. Самсона мучает вопрос: как он мог отпустить дочь? Как он так прогадал? Вырин боится, что гусар Минский вскоре наиграется Дуней и выгонит её на улицу. Отец не хочет для дочери такой судьбы.

    Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

    Минский, как следует из рассказа, не бросил и не выгнал Дуню. Она осуществила свою мечту: стала женой гусара и родила ему детей. Семья была состоятельной и не бедствовала.

    Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

    Главная мысль в повести «Станционный смотритель»

    В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о станционном смотрителе, имеющим чин самого последнего 14 класса. Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, который работает на почтовой станции. Многие проезжающие на каретах люди останавливаются на ней. Но если же на улице плохая погода, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, то всё своё недовольство проезжающий вымещает на станционного смотрителя. Самого станционного смотрителя зовут Самсон Вырин. У него есть молодая дочка, зовут её Дуня. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне. Это евангельская притча о юноше, который вёл разгульную жизнь, впал в нищету и, раскаявшись, вернулся домой. И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал. Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему. В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его. И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

    История создания

    Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

    Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

    • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
    • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
    • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

    Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

    Образ героев

    Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

    • терпение;
    • нерешительность, связанная со смирением;
    • трусость.

    Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

    Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

    Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

    Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

    Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

    Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

    Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

    Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

    Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

    В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается про полную унижений безрадостную жизнь Самсона Вырина. Его чин станционного смотрителя не дает ему никаких привилегий, напротив, чуть ли не каждый проезжий так и норовит его обидеть, сорваться на нём из-за неудач, плохих дорог, мрачного настроения. Старик же смиренно сносит свою участь и примерно выполняет свои обязанности. Всякий зашедший путешественник получает у него отдых, еду и кров. Единственная отрада в жизни Самсона – это его дочь Дуня. Только она радует его и помогает обслуживать посетителей. Жилище старика – типичная изба бедного русского человека. Она обставлено бедно, но везде чувствуется рука его дочери, везде опрятно и чисто. Символично то, что стены избы украшает сюжет из библейской притчи про блудного сына. Эта картина как бы пророчит грустную судьбу Вырину. Однажды ему пришлось жестоко поплатиться за своё радушие и гостеприимство. Офицер Минский, будучи проездом на этой станции, нанёс Самсону удар, отняв его утешение в жизни — Дуню. Дерзкий офицер настолько самоуверен, что ему ничего не стоило так оскорбить старика. Обманом он увёз девушку, которая ему понравилась. Несчастный старик уверен, что как только Минскому надоест Дуня, она окажется на улице без средств к существованию, как многие глупенькие и наивные девушки до неё. Ведь для офицера она всего лишь очередное увлечение, уверен отец Дуни, и нет на белом свете никого, кто защитил бы её, кроме старика. Дуня не сумела оценить все то, что дал ей отец, при этом сам терпя лишения. Она едва ли осознавала, что пришлось пережить ему из-за неё. Самсон Вырин увидел, наконец, издалека свою дочь. Та от волнения лишилась чувств. Бедный старик прошёл пешком весь путь до Петербурга, чтобы увидеть её. Даже пройдя такую дорогу, Вырин был безжалостно вышвырнут из богатого дома Минского ни с чем. Он был окончательно сломлен, пока не нашёл покой в смерти. Много позже очевидцы рассказывали, что видели на могиле Самсона Вырина молодую состоятельную барыню с детьми, которая была безутешна. Только после смерти отца поняла Дуня, как огорчила его своим поступкам, человека, который и так видел в жизни только горести. Но для раскаяния было уже поздно. Автор подводит читателя к мысли, что жизнь маленького человека в России, такого, как станционный смотритель, бесправна и невыносима, и никто не встаёт на защиту его от произвола и несправедливости богачей и власть имущих.

    Значение повести

    В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

    Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

    В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

    Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

    Все школьные сочинения по литературе

    Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

    В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса — Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

    Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

    Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь — он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

    А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием — решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

    А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

    Еще сочинения автора:

    • Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
    • Сочинение на тему «Пушкин метель»
    • Сочинение «Повесть Выстрел»
    • Пушкин «Повести Белкина» — сочинение
    • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

    Характеристика произведения

    В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

    Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

    Ответ оставил Гость

    Настя как описывает её автор по добрее чем Митраша она золотая курочка на длинных ножках.Митраша был моложе сестры на два года. Он небольшого роста, но оченьплотный, лобастый, затылок широкий. Это упрямый и сильный парень. Лицомальчика было усыпано золотыми веснушками, а носик его, чистенький,глядел вверх. Митраша упрям, но очень трудолюбивый и целеустремленный.Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке», потому что в своёмдесятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме. Мамаумерла от болезни, отец погиб на войне. И они с сестрой осталисьсиротами. Митраша обладал чисто мужскими волевыми качествами и был похожна своего отца. Он выучился у отца столярному делу. У мальчика былинужные для этого инструменты. Митраша делал различную деревянную посуду:бочонки, шайки, лохани. Он всегда вспоминал о советах папы и они емупомогали.
    Мальчик бывал на всех собраниях, старался понятьобщественное мнение. Митраша любил природу, пытался воспользоваться ееблагами, но когда он оказался в лесу, где все общее, то он пожадничал и,сам того не замечая, попал в беду.
    Мальчик сильно любил сеструНастю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка неслушается, «Мужичок в мешочке» начинает хорохориться и злиться. Митраша -прекрасный человек, который в дальнейшем будет очень хорошим итрудолюбивым мужчиной.
    Настя наоборот была вся в мать. Авторшутливо называет её золотой курочкой. Всё дело в том, что вся онаотливала золотом. Веснушки на лице были золотые, волосы такого же цвета,лишь носик один был чистенький и глядел вверх.
    Это были оченьумные дети. Они часто выполняли общественную работу: помогали танкистам,работали на колхозных полях, на лугах, на скотных дворах. У детей быломного домашних животных, но они всё равно хорошо с ними справлялись.
    Во многом Настя и Митраша похожи, но есть у них и различия. С однойстороны Настя благоразумная, ведь она пыталась отговорить брата пойти позаболоченной дороге. С другой она поступила эгоистично, когда в ходессоры с Митрашей бросила его и ушла вместе с корзинкой для клюквы.
    «Мужичок в мешочке» был очень упрям и из-за этого он и попал в беду, ноблагодаря своей находчивости он спас себя. Именно смекалка помогламальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и онаспасла его. Митраша был очень смелый, не зря же все в деревнеудивились, когда узнали, что именно он подстрелил серого помещика. Дажевзрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелилволка.
    А «золотая курочка» из-за своей жадности тоже чуть не попалав беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея. На фонегармоничной природы, на фоне разнообразных богатств, освоенныхчеловеком, жадность Насти воспринимается как упрек писателя тем, ктоотступает от истинно человеческого. Зло, с которым она сталкивается вприроде, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибкуона совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды.Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно черезвосприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свойпоступок:
    Автор очень хорошо относится к своим героям. МихаилПришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описанияМитраши. Он называет его «Мужичок в мешочке», детей -«умненькие детки,любимцы», «их чистенькие носики».
    Герои рассказа мне понравились,но некоторые их действия нет. Если-бы Митраша не был таким упрямым, аНастя не поступила эгоистично с ним, то возможно не было бы технесчастий, которые
    им довелось увидеть. Но так как они поняли свои ошибки их можно простить

    Она объединила в себе реальное со сказочным. Повествует сказка о двух замечательных детях, которым пришлось рассчитывать лишь на свои силы, ведь они осиротели и живут теперь одни. Настя и Митраша главные герои повествования, чьи образы и мы разберем в нашем сочинении.

    Образ и характеристика Митраши

    Если остановиться на образе Митраши, то по характеристике его учителей, это был мужичок в мешке. Митраша был младше сестры на два года, но уже мог выполнять большую часть мужских дел самостоятельно. По своему характеру, в неполных десять лет, он был похож на настоящего целеустремленного мужчину. Благодаря навыкам, полученным от отца, мальчик мог вырезать посуду из дерева и это умение ему хорошо помогало. Наш герой был упрям, а вместе с этим упрямством проявлялось его целеустремленность и трудолюбие. Однако, в сказке Пришкина, по которой мы составляем характеристику Насти и Митраши, проявилась и жадность мальчика. Это случилось в лесу, когда дети отправились за ягодами. Эта жадность чуть было не привела к трагедии.

    Образ и характеристика Насти

    Кладовая солнца Пришвина знакомит нас и с сестрой Митраши, Настей. Если брат был похож на отца, то девочка по характеру напоминала мать. Насте было лишь двенадцать, но несмотря на это она полностью выполняет хозяйскую работу. Настя взяла ответственность за своего брата и заботилась о нем. В округе ее называют золотой курочкой, так как она была по-настоящему милой с золотыми волосами и веснушками на лице.

    В отличие от брата, девочка была осторожной, проявляет благоразумие, поэтому и советует идти за ягодами по проверенной тропинке. Так как они не смогли прийти к согласию, то пошли разными дорогами. И как оказалось, у трудолюбивой, умной Насти тоже проявляется жадность. Ведь увидев на болоте клюкву, она ринулась ее собирать, не подумав о том, что брата до сих пор нет. А тем временем, тот тонул в болоте. Но все закончилось благополучно для детей в этой истории.

    Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
    Главные герои сказки-были — Настя и Митраша — удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
    После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…Умненькие и дружные ребята», — говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята». Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
    Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.
    Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву — чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
    Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.
    Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака — это не человек. И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось. Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу Настя может погибнуть. Он несет ответственность за жизнь сестры.
    Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.
    Но это еще раз доказывает, что Митраша — необычный ребенок. Он — полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. « — Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

    Настенко Дмитрий -ученик 6 класса МБОУ СОШ №8 г.Томмот

    В данной работе ученик раскрывает образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях. Это зачетная работа ученика по итогам 6 класса.

    Скачать:

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Настя и Митраша-герои сказки-были « Кладовая солнца»
    Выполнил: ученик 6»Б» класса Настенко Дмитрий МБОУ ОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна

    Слайд 2

    Цель работы
    Познакомить с писателем;Рассказать об истории создания произведения;Раскрыть образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях;Ответить на основной вопрос: чему учит нас история Насти и Митраши

    Слайд 3

    План
    Слово о писателе. История создания «Кладовой солнца»Образы детей:Настя: портрет внешний внутреннийМитраша: портрет внешний внутреннийОбщее у детей и их различияКак жили дети после смерти родителейЧем они занималисьКак относились к ним людиВ лес за клюквойКратко о Блудовом болотеСмысл притчи о сосне и елиПочему поссорились дети Что произошло после ссорыПоведение детей в лесуЧто поняли дети,когда возвратились домойЧему учит история Насти и Митраши

    Слайд 4

    Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)
    Родился 4 февраля 1873-го года в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.Мальчик, который родился в семье купцов, не отличался успехами в учебе, поэтому несколько раз оставался в классе на второй год. После нескольких попыток выучиться в гимназии Пришвина выгнали «за дерзость к учителю». После этого судьба будущего писателя пошла иным руслом.Пришвин Михаил Михайлович – человек, который много путешествовал по Сибири, Крыму и других малоизведанных территориях бывшего СССР. Многие из друзей Пришвина говорили о его жажде к путешествиям, и о том, как он описывает все, что видит.Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках»Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», (оба 1939г) «Кладовая солнца»(1945г)Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, мире.Умер 16 января 1954 г. В Москве.

    Слайд 5

    История создания
    Но « Еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги- обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»

    Слайд 6

    Образ Насти
    Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком

    Слайд 7

    Образ Митраши
    Митраша был моложе сестры на 2 года. Ему было только10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень упрямый и сильный. «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок-в-мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

    Слайд 8

    Общее у детей и их различия
    Общее: веснушки по всему лицу, носик гляделвверх попугайчиком; оба добрые,трудолюбивые, хозяйственные, занимались общественной работой.Различия:Митраша- строптивый, часто хорохорится.Настя — спокойная, рассудительная.

    Слайд 9

    Жизнь детей после смерти родителей
    После смерти родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Вначале им помогали дальние родственники и соседи, но очень скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.«И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах.»

    Слайд 10

    Как относились к ним люди
    Не было ни одного дома, где бы жили так дружно, как Настя с Митрашей. Они были всеобщими любимцами.«Они были очень милые…»«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»«И какие это были умненькие детишки!»«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

    Слайд 11

    В лес за клюквой

    Слайд 12

    Кратко о Блудовом болоте
    Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Оно представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

    Слайд 13

    Смысл притчи о сосне и ели
    «…Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание. сучьями –за воздух и свет, Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»Смысл этой притчи в том, что надо помогать друг другу, быть дружными, не ссориться.

    Слайд 14

    Ссора детей
    Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Около Лежачего камня тропа расходилась: одна плотная шла направо, другая, слабенькая, прямо. Здесь и произошла ссора детей. Митраша считал, что надо идти по слабой тропе (на нее указывал компас), а Настя – по плотной, где ходят все люди. Так они разошлись.Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.

    Слайд 15

    Поведение Насти
    Увидев клюкву, забыла обо всем. «Ничего не видя, ползет и ползет она к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная – прежняя золотая курочка на высоких ножках. Лось ее и за человека не считает…»«Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к килой ягоде клюкве?»«…девочка ползла по болоту, не поднимая высоко вверх головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила…»«Где же был за это время брат … как она забыла о нем, как она забыла сама себя и все вокруг!» В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

    Слайд 16

    Поведение Митраши
    Митраша пошел по слабой тропе, « не подумав ни о корзинке для клюквы, ни о пище». « Земля под ногами стала как гамак», « нога его опускаясь в грязь сейчас же собирает в ямку воду», « постепенно ноги его стали утопать глубже», « В один миг остановки он погрузился по колени, в другой миг ему стало выше колена». Он хотел перепрыгнуть на тропу, но « почувствовал себя плотно схваченным по самую грудь». «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Но он сумел взять себя в руки. Спасла Митрашу Травка.

    Слайд 17

    Как изменились дети, когда вернулись домой?
    « И тогда, незаметно для всех, прежний Мужичок- в –мешочке правда стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.А Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал; напротив, все одобряли и что она благоразумна звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но, когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы… узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность»Испытания научили их ценить теплоту человеческих отношений.Надо любить друг друга и заботиться о близком человеке.

    Слайд 18

    Чему учит история Насти и Митраши?
    «Кладовая солнца» — удивительная сказка-быль. Рассказанная в ней история Насти и Митраши заставляют нас задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.

    Слайд 19

    Задание классу
    Составить синквейн по выбору (Настя, Митраша, дети)

    Слайд 20

    Мои синквейны
    НастяДобрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках» Хозяйка
    Митраша Самостоятельный, упрямыйМастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин

    Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

    Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

    Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

    Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

    В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

    Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама — от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

    Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

    Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

    Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

    Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

    Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

    «Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

    Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

    Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

  • План сочинения обломов и ольга
  • План сочинения образ самсона вырина в повести станционный смотритель 7 класс
  • План сочинения образ дубровского в романе пушкина
  • План сочинения огэ литература 9 класс
  • План сочинения образ катерины в пьесе островского гроза