Элементы дома
А. С. Грибоедов дает довольно обширное описание дома Фамусова. Особняк имеет два этажа.
В доме есть гостиная. Справа от нее расположена спальня Софьи Фамусовой. На дворянский достаток указывает наличие в спальне Софии фортопияно и флейты.
В доме есть парадные сени. Из второго жилья к большой лестнице примыкают побочные из антресолей. Справа находится выход на крыльцо и швейцарская ложа.
Слева же располагается комната Молчалина. Получается, что Молчалин, работающий на Фамусова, живет в этом же доме, что позволяет ему «идти в комнату и попасть в другую», то есть без особых проблем посещать Софью, которая в него влюблена.
В доме также есть колона, за которой Чацкий прячется во время объяснений между Софьей и Молчалиным.
Размеры дома
Когда в дом Фамусовых начинают собираться гости, слуги начинают «суетиться», доставать «столы для карт, мел, щетки и свечи».
В авторской ремарке о. Все двери открыты, закрыта только спальня Софьи. О том, что количество комнат в доме Фамусовых большое, говорит то, что в сценах гости «кочуют из комнаты в комнату».
О том, что фамусовский дом больших размеров, говорит и то, что в нем есть место для того, чтобы гости могли «в вальсе кружиться с величайшим усердием».
Данные цитаты, которые свидетельствуют об огромных размерах дома, о наличии комнат для гостей, танцевальной комнаты, комнат со столами для игры в карты, говорят о жизни обителей фамусовского дома. Павел Афанасьевич как типичный представитель дворянского общества постоянно приглашает гостей, праздно проводит свое время. В доме часто даются балы, гости танцуют и весело проводят свое время за играми в карты. Кроме того, Фамусов уделяет большое внимание сытным приемам пищи. Конечно, званые вечера для представителей дворянского общества не обходятся без сплетен.
Все это говорит о том, что дом Фамусова – скопление таких явлений, как лицемерие, чинопочитание и праздность.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дом Фамусова («Горе от ума»)», рассмотрит, где расположен фамусовский особняк, какого он размера и из каких элементов он состоит.
Конспект урока по литературе «»Анализ 1 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)
Тема урока: «Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Цели урока:
— прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
— сформировать первоначальные представления о конфликте,
— продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.
Ход урока
СЛАЙД 1. Запись темы урока.
I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии. СЛАЙД 2
Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.
— А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?
— Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?
У произведения была сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.
Существует несколько версий истории создания комедии (кликаю на СЛАЙДЕ 2):
1. Лучший друг А.С.Грибоедова С.Н.Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»
2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
3. Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»
Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.
Грибоедов уехал в Петербург в надежде напечатать комедию. Он знал, что московская цензура её не пропустит. В Петербурге же у него было много влиятельных знакомых, часть из которых находилась с драматургом в родственных отношениях. Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем I, с генерал-губернатором Петербурга М.А. Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить её на сцене драматургу не удалось. Тогда же в департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А.Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».
Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год). В другом письме он же напишет: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».
Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.
Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности А.С.Грибоедова.
В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».
II Повторение понятия «комедия классицизма».
(Работа в тетрадях)
СЛАЙД 3
— Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?
(Комедия- одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
— К какому стилю относили комедию классицисты?
(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)
— Каковы особенности классицистической комедии? СЛАЙД 4
(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан — добродетель торжествует.)
— Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?
(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма — борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)
— Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия? СЛАЙД 5
(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)
Составление таблицы
Правила трех единств:
— Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
— Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
— Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
III. Анализ списка действующих лиц. СЛАЙДЫ 6-7.
Говорящие фамилии
Фамусов(от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.
Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».
Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.
Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.
— Почему?!
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Слайд 8
Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.
СЛАЙДЫ 9-11
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
IV. Анализ I действия комедии. СЛАЙД 12.
— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?
( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).
— Какая интрига завязывается в самом начале?
(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.) СЛАЙДЫ 13-14
.
— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.
(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается — и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»)
— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)
— Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно – «герой сна», рассказанного ею (и в этом — свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?
(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.
Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина… Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.
— В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? СЛАЙДЫ 15-16
(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)
— Что заставило Чацкого уехать из Москвы?
(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.
Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им нечем питаться. И Чацкий «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)
— Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)
— Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?
— Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?
— Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?
(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)
— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?
— Проявился ли конфликт в 8 — 10 явлении, между кем, какой он носит характер?
( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма — единство действия, так как в 8 — 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)
Какова роль I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
V. Подведение итогов.
Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.
Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.
Домашнее задание.
1. Прочитать II действие.
2. Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»
Правила трех единств:
— Единство времени
(——————————————————————).
— Единство места
(——————————————————————).
— Единство действия
(——————————————————————
—————————————————————— )
2 конфликта:
Любовный и общественный.
Финал открытый
(в классицизме порок всегда наказан):
- Как сложится судьба Софьи?
- Чацкий – победитель или побеждённый?
Композиционный принцип:
4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.
Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »
Типизация характеров (как в жизни).
Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).
* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:
Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.
Романтизм
: главный герой –
Правила трех единств:
— Единство времени
(——————————————————————).
— Единство места
(——————————————————————).
— Единство действия
(——————————————————————
—————————————————————— )
2 конфликта:
Любовный и общественный.
Финал открытый
(в классицизме порок всегда наказан):
- Как сложится судьба Софьи?
- Чацкий – победитель или побеждённый?
Композиционный принцип:
4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.
Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »
Типизация характеров (как в жизни).
Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).
* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:
Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.
Романтизм
: главный герой –