План сочинения герой нашего времени

Сочиненияпо литературелермонтовдвойники печорина в романе герой нашего времениоказывается, в романе у печорина есть двойники. кто они? и зачем лермонтов вводит
  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Двойники Печорина в романе Герой нашего времени

Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.

Один из них – юнкер Грушницкий. Они даже чем-то схожи внешне – оба молодые, красивые. Оба намерено играют роли задумчивых страдальцев, не понятых обществом. Офицеры, дворяне. Грушницкий играет роль отвергнутого и непонятого, его задача таким образом привлекать к своей персоне внимание окружающих и производить на них впечатление.

Он как бы отзеркаливает Печорина, он его зеркальное отображение. Психологи используют этот приём отзеркаливания для установления контакта между людьми. Зачем Грушницкий отзеркаливает Печорина? Он же не хочет завести с ним искренних отношений. Его цель – задеть его самолюбие и настроить против себя. Какое-то кривое отзеркаливание получается.

Печорин умный молодой человек. Он разгадал Грушницкого, это его задело его самолюбие. И чтобы его позлить, влюбляет в себя княжну Мери, с которой тот хотел завести отношения. И всё, Грушницкий перестаёт претворяться, и зеркалить Печорина. Он просто-напросто завистливый, наглый, злой, да к тому же ещё и подлец. Естественно, Печорин убивает его на дуэли.

Зачем ему нужен перед глазами его двойник? Чтобы он постоянно напоминал ему о том, как он зависит от чужого мнения. И о том, что его взгляды несостоятельны. А Печорин очень зависим от мнения людей.

Второй двойник – доктор Вернер. Они мало, чем похожи с Печориным внешне. Зато сильно похожи внутренним мировоззрением. Он также скептически относится к жизни. Его невозможно ничем удивить – он всё видел, всё обо всём знает. Всё ему приелось и надоело. Он не видит цели, к чему надо идти и стремиться.

С Печориным его роднит образ мыслей. Они презирают общество. Окружающих людей они считают ниже себя, все они слабаки и глупцы.

Но, в отличие от Печорина, в нём ещё остались чувство жалости и умение сопереживать. Ему жаль убитого на дуэли Грушницкого, жаль убитого солдата. Различны и их жизненные позиции. Печорин пытается хоть как-то изменить свою жизнь. А Вернер просто наблюдатель и созерцатель. Да и трусоватым оказался.

После дуэли Печорина и Грушницкого, порвал все отношения с Печориным, чтобы его не посчитали его сообщником. Но Вернер умеет приспосабливаться к жизни с ненавистным ему обществом. А Печорин его откровенно презирает.

Вернер тоже отзеркаливает Печорина. Он показывает ему и нам каким бы он мог стать, если бы нашёл своё предназначение.

Печорин и его двойники в романе

В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения — Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность.

Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию , но и сравнивает Печорина с другими героями. В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая

раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя.

Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича. С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Автор говорит об этом герое следующее: «Грушницкий — юнкер.

Он… носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление: «Говорит он скоро и вычурно:

он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель — трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Моя солдатская шинель — как печать отвержения.

Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня», — гордо сообщает Грушницкий. «Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. Самое интересное, что в этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь.

Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком.

Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает. Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Печорин так отзывается о своем приятеле: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.

Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», — говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям — покровительственное и ироническое.

Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь.

Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина — это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире. В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным.

Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку.

Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич.

Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом. По-моему, это главный конфликт в его жизни. Таким образом, наличие двойников в романе — это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи

Печорин и Грушницкий: смелость и трусость

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя Григория Печорина и юнкера Грушницкого.

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: Грушницкий был убит, сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

Значение образов Вернера и Грушницкого

Чтобы в полной мере понимать особенности образа Григория Печорина, центрального персонажа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», писатель вводит образы Грушницкого и Вернера. Образы-двойники помогают раскрыть достоинства и недостатки главного героя. Характеристика Печорина, Грушницкого, Вернера помогает в понимании черт «лишних людей», к коим относится центральный персонаж романа. Вернер и Грушницкий несут в себе черты характера и образа жизни Печорина. Сходства и различия способствуют раскрытию положительных черт главного героя, а также подчеркивают недостатки Печорина. Схожесть черт трех персонажей говорит о том, что Печорин был действительно «героем времени», так как он собрал все черты того поколения, как положительные, так и отрицательные.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин, Грушницкий, Вернер», рассмотрит сходства и различия Печорина с Вернером и с Грушницким, обозначит значение образов-двойников в романе «Герой нашего времени».

Сочинение «Двойники Печорина»

В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения — Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.

В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи

группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.

С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Автор говорит об этом герое следующее: «Грушницкий — юнкер. Он… носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».

Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление:

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель — трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня», — гордо сообщает Грушницкий.

«Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. Самое интересное, что в этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком. Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает.

Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Печорин так отзывается о своем приятеле: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», — говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям — покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина — это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.

В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку. Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом. По-моему, это главный конфликт в его жизни.

Таким образом, наличие двойников в романе — это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи

С

Многомудрый Литрекон советует Вам прочитать краткое сочинение-рассуждение для 9 класса на тему: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Отношения пары занимают главное место в сюжете книги. План сочинения прилагается. Приятного просвещения!

Вариант 1

(511 слов) Евгений Онегин и Татьяна Ларина — это главные герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно отношения между ними стали основной сюжетной линией произведения. Автор соединил их, чтобы на контрасте показать характер каждого и провести персонажей через огонь, воду и медные труды испытания любовью. Благодаря ему мы лучше узнали Татьяну и Евгения, а также прочитали важные и откровенные главы из «энциклопедии русской жизни» начала 19 столетия.

Евгений познакомился с Татьяной в ее доме, когда пришел в гости к Лариным вместе с Ленским. Ему было любопытно посмотреть на невесту Владимира, но Ольга не произвела на него впечатления. Зато Татьяна ему понравилась: «Я выбрал бы другую» — сказал он Ленскому, имея в виду старшую сестру. Героиня была серьезна, задумчива, скромна. Но в душе ее скрывалось теплое чувство к Евгению. После его визита соседи судачили о помолвке, и эти слухи даже грели сердце девушки. «Душа ждала… кого-нибудь» — разъясняет ее поведение автор. Действительно, Татьяна много читала о любви и грезила о большом и чистом чувстве на всю жизнь. Но совсем не таким был циничный и уставший от красавиц Евгений. Он уже давно волочился за девицами лениво, откровенно радуясь их уходу или отказу. Однако Татьяна была не такой, как все. Она не кокетничала, не завлекала, а пожертвовала своей репутацией, прислав Онегину письмо с помощью няни. Героиня откровенно призналась в любви: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя». Евгения растрогало это послание, но ответить на него он не мог, ведь он не хотел связывать себя узами брака и уж тем более обманывать невинную девушку. Евгений встретил Татьяну в саду и рассказал исповедь своей жизни. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас» — в этой фразе герой выразил свое неумение любить. Он был поверхностным человеком, ничем не увлекался всерьез, а потому считал, что блаженство брака ему недоступно. Да, он был эгоистом, но и в благородстве отказать ему нельзя, ведь он честно предупредил Татьяну и не сделал ее жертвой своего изъяна. 

Героиня смирилась с судьбой. Болезненный урок научил ее разбираться в людях и правильно расставлять жизненные приоритеты. Она вышла замуж за богатого князя, который сделал ее светской дамой. Он «безумно», по выражению автора, любил жену, но ее сердце было раз и навсегда отдано Евгению. Впрочем, это не помешало ей стать верной супругой. Эту долю она сама предсказала себе в письме Онегину. А Евгений после долгой разлуки с трудом узнал в холодной светской красавице задумчивую деревенскую девушку. Он страстно полюбил Татьяну, но на этот раз она преподала ему урок. Назвав чувство Евгения «мелким», героиня отвергла его, ведь «другому отдана». 

Татьяна, будучи цельной натурой, воспитанной крестьянкой в русских традициях, выдержала испытание любовью достойно, так как у нее были твердые убеждения и христианские ценности. А вот Евгений, избалованный французским гувернёром и развращенный лицемерным светским обществом, провалил свой экзамен и потерял шанс на счастье, потому что в его воспитании были опущены семейные ценности и нравственные табу. Онегин жил для собственного удовольствия, поэтому не нашел ничего, что было бы больше наслаждения. Татьяна же, прежде всего, думала о других, поэтому у нее всегда останется если не любовь, то чувство морального удовлетворения от жизни.

План краткого сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: назначение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: описание взаимоотношений героев до и после разлуки;
  3. Заключение: сравнение героев и подведение итогов.

Вариант 2

(583 слова) Отношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали основой сюжетной линии романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Конечно, сама по себе любовная история очень интересна и поучительна, но автор смотрел глубже: он сталкивал и сравнивал два мировоззрения, два мира — традиционно европейский и исконно русский. Две принципиально разных системы ценностей не смогли сплотиться в гармоничный союз, хотя тянулись друг к другу, как кольца Альманзора.

Автор неслучайно заострил внимание на воспитании Татьяны и Евгения, на ранних годах их жизни. Между ними есть и сходства, и различия. Татьяна в родной семье «казалась девочкой чужой». Евгений тоже не имел особой близости с родственниками, а в коллективе ограничивался поверхностными связями. Он тоже чуждался общества и не находил себе места. Однако тут же становится очевидным большое отличие: Татьяна воспитывалась вдали от высшего света и в лоне сплоченной семьи, которая часто проводила время вместе, хоть и не отличалась единством мнений; Евгений рос под патронажем гувернера и вдали от родителей: о матери мы ничего не знаем, а отец его вел легкомысленный образ жизни, сыном не занимался, а впоследствии оставил мальчика без состояния, прокутив все на балах. Совсем другим был Дмитрий Ларин. Он жил скромно и скопил дочерям приданое. Он проводил с детьми время и был хорошим отцом. Поэтому Татьяна была привязана к родственникам и высоко ставила семейные ценности. Вместе с Ольгой она плакала на могиле Ленского, вместе с матерью отправилась на ярмарку невест, не переча мнению старших. А вот Евгений ехал к родному дяде, готовясь претворяться ради денег: «Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!». У него не было никаких чувств по отношению к родным, поэтому он не щадил высоких идеалов других людей. Не думая, он задевал Ленского и вынуждал его ревновать к невесте, потому что для Евгения все эти нежности были несущественны. Он мог только посмеяться над ними. И вот ответ на вопрос: «Почему Онегин отказал Татьяне?». «Семейное блаженство» он блаженством не считал, ему была милее эгоистическая свобода нравов, которая была навеяна европейской модой. Ее Евгений перенял в светских салонах и столичном образе жизни. А Татьяна стремилась к идеалу большой и великой любви, к семье и вечным узам, которые она наблюдала дома, которые она видела в книгах. В своем письме она даже невольно упрекала Онегина за то, что он смутил ее покой. 

Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Эти строки оказались пророческими: Татьяна Ларина смирилась с судьбой. Она не полюбила мужа, но стала верной женой. Героиня знала цену доверию и умела нести ответственность за свое слово, ведь семья была для нее священна. Но вот Евгений с возрастом так и не изменился. Он увидел Татьяну, влюбился, но не посчитался с ее положением и начал писать признания в любви, несмотря на то, что муж героини был когда-то его другом и принял его в своем доме. Именно поэтому в финале Татьяна назвала вспыхнувшее чувство Онегина «мелким». Она уже поняла, что Онегин не способен любить с полной самоотдачей, что он не ценит семью и верность, а потому может позволить себе унизить любимую женщину предложением адюльтера. Руки и сердца в свое время у него не нашлось, а измена — пожалуйста! Вот почему Татьяна отказала Онегину.

Автор провел грань между европейской и русской культурой, указав на принципиальные различия между ними. Татьяна, воспитанная на русском фольклоре и в полноценной семье, хранящей старинные традиции, стала верной женой, способной пожертвовать своими интересами ради убеждений. А вот Евгений так и остался франтом, денди, охотником за приключениями, который любой ценой сохранял «постылую свободу».

План мини-сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: значение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: сравнение героев и их мировоззренческих позиций;
  3. Заключение: различия героев и причины их расставания.

Литература для школьников

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]

 

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов
филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским
обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного
произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

УРОК 22-23
Развитие речи. Контрольное сочинение
по творчеству М. Ю. Лермонтова

Цель:


учить учащихся работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику);
выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; прививать
стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова, запись на доске.

Тип уроков:
урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических
произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать
собственную точку зрения, используя стихотворный текст.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что мы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, с какими произведениями поэта ознакомились?
• Чем близок нам поэт и его произведения?
• Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны? Расскажите об одной из них.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В каждой национальной литературе есть знаковые имена, которые подобно ярчайшим цветам навеки вплетены в её разноцветный венок. У каждого,
кто открывает мир русской литературы, именно с таким неповторимым цветком ассоциируется имя Михаила Юрьевича Лермонтова. «Через всю жизнь проносим мы
в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого,
застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, с проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного
и навсегда молодого»,— писал И. Л. Андроников.

Давайте, обращаясь к вашим воспоминаниям о фактах из биографии и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, дополним их, осмыслим, чтобы
по-новому взглянуть на этого «гонимого миром странника» и выразить своё отношение к поэзии этого поэта в своих творческих работах.

IV. Работа над темой урока

1. Чтение молча высказываний В. Г. Белинского

о лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова



(работа в парах с раздаточным материалом)

Карточка № 1
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его
творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола… Поэзия его чужда всего
фантастического, мечтательного, ложного, прозрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт на лицо жизни белил и румян,
но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля.

(В. Г. Белинский. Из статьи «Сочинения Александра Пушкина»)

Карточка № 2
Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом
мощном духе всё живёт… Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский
в душе — в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души… По глубине мысли, роскоши поэтических
образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном,
его создания напоминают собою создания великих поэтов… и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические
звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками о её житейских заботах…

(В. Г. Белинский. Из статьи «Стихотворения М. Лермонтова»)

2. Беседа

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?

• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина?

• Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии Лермонтова, которые так образно перечисляет Белинский?

• Заинтересовала ли вас поэзия Лермонтова?

• Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли и чувства пробудили они?

• Какие стихи Лермонтова, положенные на музыку, вам известны?

3. Слово учителя

— Сочинение — один из самых трудных жанров для школьников, поскольку требует предельной сосредоточенности, умения грамотно излагать и аргументировать
свои мысли. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное
произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

В сочинении проявляются интеллект человека, своеобразный нравственный «багаж», уровень развития личности в целом. Кроме того, умение писать
сочинение — залог успешной сдачи единого государственного экзамена по литературе.

При написании сочинения необходимо обращать внимание

на следующие требования:

1) соответствие содержания работы предложенной теме, полнота её раскрытия;

2) глубина и разносторонность анализа текста произведения, подтверждение мыслей автора примерами и цитатами из текста;

3) композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены);

4) самостоятельность и оригинальность суждений;

5) последовательность изложения мыслей (логика рассуждений и доказательств, уместность отступлений, оправданность ассоциаций);

6) речевое оформление сочинения (соблюдение речевых, грамматических, стилистических требований).

Большое значение имеют также богатство или бедность словаря пишущего, степень владения литературной нормой, точность и яркость словоупотребления.

Значительно снижают качество сочинения обилие фактических ошибок, пересказ, намеренное упрощение синтаксиса. Существенным недочётом являются
недостаточная опора на текст, отсутствие цитат (если речь идёт о сочинении,
связанном с анализом поэтического творчества), обилие общих слов и пространных рассуждений.

Выбор темы — очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает,
может уверенно цитировать.

Самое главное — хорошо понимать тему, идею и проблему произведения.

Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного произведения,
по которому он собирается написать работу. Эмоциональный интерес к избранной теме позволит пишущему сочинение сделать своё творение более ярким,
интересным, проявить свой личностный потенциал.

4. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова

1. «Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова».

2. «Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова».

3. «Тема гордого одиночества и её воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова».

4. «Проблема личности и её отражение в лирике М. Ю. Лермонтов».

5. «Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова».

6. «Философские проблемы добра и зла, жизни и смерти в драме М. Ю. Лермонтова “Маскарад”».

7. «Два “Пророка”: диалог Пушкина и Лермонтова».

8. «Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова».

9. «Тема судьбы поколения поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова».

Комментарий.

Учитель записывает темы на доске и организует их обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

5. Самостоятельное ознакомление учащихся с памяткой

«Типология тем сочинений» (раздаточный материал)

Типология тем сочинений

В методической литературе представлено множество типологий тем сочинений. Если учитывать содержательную сторону сочинения, темы условно можно
разделить на три группы:

а) темы аналитического характера, то есть требующие анализа художественного произведения;

б) темы, связанные с делением литературы на роды и жанры;

в) темы, раскрывающие литературоведческие понятия.

Темы аналитического характера

Характеристика одного литературного героя

Создавая сочинение-характеристику, автор обязан помнить о том, что характеристика должна содержать определённую информацию о персонаже, которая
позволяет оценить его поступки и объяснить его взаимоотношения с другими персонажами.

Прежде всего необходимо обратить внимание на портретную характеристику героя, тем более, что русской литературе ХIХ в., начиная с романа
М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», свойствен психологический портрет, помогающий глубже постичь натуру действующего лица. Особую роль
может играть описание одежды героев, деталей туалета, украшений. Важным для характеристики героя является описание обстановки, в которой он живёт.
Ведь очень часто и жильё, и его убранство похожи на своего хозяина, создаются сообразно с его вкусом и привычками, а следовательно, раскрывают его
душу.

Следующим этапом в создании характеристики персонажа является описание его натуры. Характер героя становится ясен из оценок автора произведения,
из самооценок героя, из анализа его поступков.

Характеризуя человека, мы должны установить его нравственный идеал, то есть отношение к таким категориям бытия, как любовь, природа, искусство,
жизнь, смерть.

При оценке конкретного героя необходимо учитывать также описание эпохи, исторических и социальных условий формирования характера.

Сопоставительная характеристика

Сопоставительная характеристика подразумевает не просто раскрытие характера каждого персонажа, а именно сравнение героев. Для этого, прежде всего,
необходимо определить критерий, который лежит в основе такого сравнения.

Кроме того, говоря о соотносимых персонажах, мы постараемся выделить в их характерах сходства и различия.

Ещё один немаловажный момент в создании сопоставительной характеристики — это отношение интересующих нас героев к одним и тем же людям.
(Кроме того, необходимо помнить план анализа каждого образа, изложенный в предыдущем разделе.)

Тема-проблема

Следующая подгруппа тем аналитического характера
— темы-проблемы,

подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора.

Тема-понятие

Среди тем-проблем особое место занимают темы-понятия, например, «Тема гордого одиночества и её воплощение в лирике М. Ю. Лермонтова», «Проблема
личности и её отражение в лирике М. Ю. Лермонтова» и так далее.

Темы такого плана раскрываются так же, как и общие темы-проблемы. Понятие может быть сформулировано описательно, в виде цитаты (например: «Дубовый листок
оторвался от ветки родимой…» (Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова).

Принцип раскрытия темы-понятия — тот же, что и при раскрытии темы-проблемы.

Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры

Анализ лирического произведения

Темы этого вида обычно формулируются однотипно, например: «Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Для раскрытия этой темы автор сочинения должен знать
наизусть или близко к тексту несколько стихотворений, объединённых общей темой.

Объём анализируемых в сочинении произведений не должен быть чрезмерно велик, некоторые стихотворения можно просто упомянуть, чтобы показать важность
данной темы для писателя. В качестве основного объекта анализа лучше взять 3–4 стихотворения.

Во вступлении необходимо обосновать важность заявленной темы для творчества того или иного автора. Это проявляется не только в большом количестве
стихотворений на эту тему, но и в их разноаспектности, в представлении проблемы с разных сторон.

Необходимо выделить основные пункты плана сочинения (в зависимости от аспектов воплощения темы). Это и будет составлять основу работы над сочинением.
Кроме того, необходимо показать, какие художественные средства использует автор для раскрытия той или иной темы.

Не следует увлекаться цитированием: основное содержание работы должен составлять анализ. Цитаты используют для подтверждения мыслей и выводов.

Заключение должно расширительно трактовать основной тезис, придавать ему общефилософское звучание. Можно обратиться к мнению критиков или литературоведов,
возможен и другой вариант. В принципе, такой тип заключения
подходит для любого автора и адекватен любой теме. Это вывод-размышление об актуальности темы не только в творчестве писателя, но и в общечеловеческом плане.

6. Консультация учителя (обращение к записи на доске)

Материалы для творческой работы

Лексика

со значением личностного отношения

эмоционально-оценочного значения

для рассказа о художественном своеобразии

Я вижу (слышу, полагаю, думаю)…;
перед моими глазами встаёт…;
часто наблюдается…;
одно из интересных…;
на мой взгляд…;
можно заметить…;
как хочется…;
люблю перечитывать…;
не знаю лучше…;
хотелось бы думать…

Гимн любви;
символ веры;
жизнеутверждение;
оптимизм;
солнце поэзии;
верность друзьям;
«древо смерти»;
пафос;
открытие прекрасного;
пушкинская вера;
проникновенный лиризм;
романтический взгляд

Идейно-художественное значение;
художественные средства;
аргументы;
исходная тема;
контрастные интонации;
строфика;
многообразие рифмы;
величавый стиль;
чёткий ритмический рисунок;
народная лексика

Синтаксические конструкции

эмоционально-оценочные

аналитические

Когда я впервые внимательно прочёл…;
стихотворение — одно из любимейших, потому что…;
оно полно Солнца, Любви, Радости…;
неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…;
в каждой строке чувствуется…;
так постепенно поэт переходит…

Среди других произведений этих лет…;
это стихотворение — исповедь…;
первые строки…;
но уже в следующей строфе…;
резкая смена интонации ведёт…;
что означают эти слова…;
нет, не случайно поэт…;
своеобразие этих строк в том…

Ключевые слова и понятия

О личности Лермонтова

О поэзии Лермонтова

Страстный, мятежный, непокорный, независимый характер,
романтическая натура,
романтический порыв,
гордый,
бесстрашный,
нравственный выбор,
раздумье,
вслушивается в тайны природы,
иронизирует,
досадует,
укоряет, осуждает, критикует,
бичует

Энергия поэтической формы,
клеймящий эпитет,
развенчивает великосветский маскарад,
лирическая исповедь,
негодование, досада, горечь,
пламенная страсть,
тягостные сомнения,
краски природы,
мятежный порыв,
дерзкий вызов,
«железный стих, облитый горечью и злостью»,
страстная интонация

7. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

8. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

9. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

1. Перечитать сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2. Опережающее задание
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. В. Гоголя (3–4 учащихся).
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ

Образцы сочинений
ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ, ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX в., эпоху очень непростую, как называют её историки,— «эпоху безвременья».

Тема судьбы поколения присутствует во всём творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение
«Дума». Название стихотворения определяет его жанр: дума — размышление. В этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.

Вторая особенность стихотворения — использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то, что Лермонтов даёт
объективную картину действительности и в первой строке определяет своё отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» — поэт
и себя причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества.

Опираясь на это стихотворение, можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», «бесцельное», «бесполезное».
В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно научилось на ошибках предков, его настоящее — это «ровный
путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно человек с
одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчёркивает, что люди не могут найти себя
ни в чём: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчёмными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения,
являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, // когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение про йдёт по
миру, не оставив никакого следа.

Более резкая характеристика дана обществу в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…», где Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и
обществом, между мечтой и действительностью.

В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта
ассоциируется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» — такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту
избавлением, уходит в неё; мечта — это Родина, природа, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье…» Но, когда лирический герой возвращается
к реальности, ещё острее воспринимает несоответствие действительности мечте и ещё сильнее его разочарование:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнёт мечту мою,
На праздник не званую гостью,
О, как мне хочется смутить весёлость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт, и оружие его — слово — «железный стих».

Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноимённым
стихотворением А. С. Пушкина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны,
Лермонтов, как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина
стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает,
и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришёл, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию.

Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчёркивает безнадёжность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими
на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И, следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту:

Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.

Такое положение поэта в обществе ещё раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.

Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень
повлияла эпоха «безвременья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и поэта и поэзии.

Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества.
Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые её характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова
о судьбе поколения исполнены искреннего беспокойства за будущие поколения, за будущее России.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И ЗЛА, ЖИЗНИ И СМЕРТИ
В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

Тема «Маскарада» — петербургский свет, его люди и страсти и ещё шире — человек и смысл его жизни. Идейный пафос пьесы — в обличении светского
общества в игорном доме, маскараде, на балу, у гроба Нины. Его представители, проводящие время в пошлых любовных интригах, занятые наживой и карьерой,—
чёрствые, жестокие себялюбцы, коварные завистники, сплетники.

В сцеплении образов «Маскарада» проглядывает и более глубокая его идея — разоблачение индивидуализма и эгоизма, утверждение человечности, гуманности,
протест против условий, унижающих человека. Предельно ясные, глубоко обобщённые в своей сущности, герои «Маскарада» воспринимаются как социально-психологические
символы.

Казарин — игрок без чести и совести. Князь Звездич — бесхарактерный, безвольный, легкомысленный прожигатель жизни, соблазнитель светских дам, глупый жуир
и фланёр, по выражению баронессы Штраль,— «игрушка людей». Шприх — ростовщик, продажная душа, сплетник, хамелеон и подхалим, проныра, способный вывернуться
из любой переделки.

Среди действующих лиц «Маскарада» весьма оригинален образ баронессы Штраль. Пребывая в плену лицемерных, индивидуалистических нравов и обычаев света, она,
спасая себя, губит Нину. Но это всё же не обычная светская дама. Боясь света, она и ненавидит его. Ей принадлежат слова: «Век нынешний,
блестящий, но ничтожный». Она мучается своим поступком, пытается восстановить истину, спасти, оправдать Нину, а когда это ей не удаётся, «свет навеки
покидая», удаляется в деревню.

Образ Нины обаятелен. Она непосредственна, умна, наивно чиста, доверчива, добра, мила, тактична. Ей свойственно сознание человеческого достоинства. Она
далека от увлечения светской мишурой, готова ради любимого оставить свет, «скучную свободу». Именно в её душевной чистоте, в наивной непосредственности и
свежести, таких далёких и чуждых светскому обществу, Арбенин нашёл успокоение и отраду. Но эти достоинства всё же не приобрели в образе
Нины полной органической слитности, конкретности живого типа.

В калейдоскопе лиц-масок, выступающих в пьесе и рисующих собою среду, обычаи и нравы светского общества, главную роль играет Евгений Арбенин,
образ которого дан романтически. Это не конкретно-исторический тип, последовательно, до конца связанный с определённой социально-бытовой средой, а
интеллектуально исключительная, могучая, «демоническая» личность, возвышающаяся над породившей его средой и поставленная в условия трагической
безысходности. Весь его облик овеян загадочностью. На протяжении всей жизни его сопровождает одиночество. Арбенин — и порождение светского общества,
и одновременно его неистовый враг. По натуре и природе он не злодей. В юности его обуревали стремления к большой гражданской деятельности, светлые надежды
и мечты. Но условия светской жизни сделали его сатанински самолюбивым эгоистом, орудием зла. «С душой кипучею, как лава», он прошёл все круги
светского ада и стал самым отъявленным его дьяволом. К каким преступлениям не причастен Арбенин, испытавший «все сладости порока и злодейства»?

Но в своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений,
чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

Любовь к Нине, в которой он нашёл незнаемую им ранее душевную чистоту и красоту, возродила мёртвую душу Арбенина, стала смыслом и целью его жизни. И он
«воскрес для жизни и добра». Перед Арбениным забрезжила надежда оживить всё то, что «цвело в нём прежде», и осуществить «небесные мечты»
юности. Но власть нравов и привычек, привитых Арбенину светом, козни и интриги оказались сильнее его порывов к добру. В этом умном, гордом человеке,
сохранившем проблески истинно человеческих чувств, побеждает не светлое, а тёмное начало, не вера в любимого человека, а недоверие к нему.

В своей ведущей тенденции «Маскарад», на наш взгляд, не драма, а романтическая трагикомедия с явно выраженными реалистическими элементами. Её
реалистические признаки конкретно проявляются в изображении социальной среды, светского общества…

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Тезисный план сочинения

I. Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — летопись становления души,
и в этой исповедальности истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

II. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия.
Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях Личности и Судьбы.

III. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при
осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной
конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Исследование духовного
мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М. Ю. Лермонтов.

IV. Основной творческий принцип поэта сформулирован в романе «Герой нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души,
едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

V. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри
него, в его душе.

Следующий урок: Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

 

Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург

Дата сражения: 11 (23) июля 1840.
У реки Валерик: 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный).
Написанное М. Ю. Лермонтовым стихотворение «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право») впервые было опубликовано (с пропусками) в 1843 г. в альманахе
«Утренняя заря».
Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева.
Кроме того М. Ю. Лермонтовым были сделаны несколько рисунков, изображающих эпизоды сражения на Валерике.


 

Фефилова Г.
Уроки литературы в 10 классе. Планы-конспекты
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 
   

  • План сочинения горе от ума 9 класс по литературе
  • План сочинение описание памятника культуры 8 класс сочинение
  • План сочинение по дубровскому 6 класс по плану
  • План сочинения береги честь смолоду гринев и швабрин
  • План сочинение по картине 2 класс за обедом