сочинение 9.1 теория:
В задании задании 9.1 ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:
- Вступление, в котором сформулирован тезис: цитата+ ее объяснение;
- Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
- Второй аргумент (пример из текста+комментарий к нему);
- Вывод.
Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) — наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.
Алгоритм выполнения задания 9.1:
- Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нем ключевые слова.
- Определите, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь.
- Составьте план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы):
1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример — аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример — аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.
4. Запишите цитату, объясните ее смысл:
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).
5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33)(приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
6. Напишите заключение:
Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
сочинение 9.1 пример:
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста.
Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный, при котором образование новых слов происходит при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает писателю выразить симпатию к героине произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
текст к данному сочинению https://sdam-rus.ru/?page_id=552
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон знает, как трудно подготовиться к ОГЭ по русскому языку посреди учебного года, когда другие задания никто не отменял, и приходится сочетать все дела, забывая об отдыхе и личной жизни. К Вашим услугам пошаговая инструкция, клише и шаблоны, которые помогут хорошо написать сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку.
Пошаговая инструкция
Пользуясь нашим руководством, Вы быстро доведете свои навыки работы над текстом до автоматизма. Нормой по объему сочинения считается 90 слов, всего должно быть 4 абзаца:
- Вдумчиво прочитайте текст и мысленно сформулируйте его сюжет вкратце. Например, мальчик страдал от одиночества, лежа в палате, но к нему пришла знакомая девочка и развеселила его.
- Напишите вступление: в нем Вы должны дать определение тому слову, которое определяет тему Вашей работы. Например, дружба — это духовное родство людей, которым интересно общаться друг с другом. Список определений для сочинения 9.3 Вы найдете здесь.
- Напишите первый пример из приведенного текста. Он состоит из краткого описания той части сюжета, которая иллюстрирует Ваше определение. В этом абзаце важно процитировать кусочек предложения и указать номер предложения, которое бы подкрепляло Ваши рассуждения. Завершить аргумент стоит обобщающим выводом. Например, Коля чувствовал себя одиноким, лежа в палате, но вдруг к нему вошла девочка из отряда и принесла чернику. Герой очень обрадовался посетителю и «почувствовал себя значительным» (предложение 30). Проявление дружеских намерений всегда приятно человеку, ведь дружба объединяет людей и делает их счастливыми.
- Напишите второй пример из личного опыта или литературы. Аргумент можно приводить из кино и СМИ, истории и книги. Главное, понятно и грамотно донести свою мысль до читателя. Пример должен быть посвящен раскрытию понятия, ставшего темой сочинения. Например, настоящую дружбу описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки горой стояли друг за друга в боях и в мирной жизни. Мужчины регулярно виделись на Сечи, разговаривали и пировали вместе. Их объединяли общие интересы и одна любовь — к родине. Один всегда мстил за смерть другого. Нерушимое товарищество казаков стало мощной силой, которую так и не смогли покорить иностранные захватчики.
- Напишите заключение. Оно должно стать итогом Ваших размышлений. В нем лучше разместить вводное слово (итак, таким образом и т.д.), а затем дать еще одно определение главному слову или описать его особенности, выявленные в примере: «Таким образом, дружба — это источник жизненной силы, который помогает нам преодолевать трудности».
План сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку выглядит так, а пример сочинения Вы можете найти тут:
Самостоятельная проверка по критериям
После написания сочинения 9.3 Вам необходимо проверить его там же, на месте, чтобы текст соответствовал каждому критерию, и Вы гарантированно получили свои баллы. Итак, приступим:
- Определение слова (в нашем случае — дружбы). Если оно есть, как и Ваш комментарий к нему, то Вы получите 2 балла. Но если определение дано, а комментария нет, то оценка снизится до 1 балла. В нашем примере комментарий дан в конце работы (да, так можно).
- Аргументы принесут 3 балла, если их два (один из текста, второй из жизни или книги). Если же будет только один аргумент из текста, то 2 балла, если один и Ваш — 1 балл.
- За смысловую цельность, последовательность и речевую связность эссе Вы получите 2 балла. Проверьте, все ли предложения и фразы связаны логически, все ли абзацы на месте (4)? Например, в предложениях «Она пришла в палату, а на дворе в этот момент было солнце. Она дала ему ягоды и ушла» есть логические «провалы»: кому «ему»? При чем тут солнце? Этого потока сознания нужно научиться избегать.
- Стройность композиции — это законченность и оформление построения текста сочинения. Если все компоненты логически дополняют друг друга и сами по себе являются готовыми, а не вырванными наспех из головы и сочинённые кое-как, то 2 балла у Вас в кармане.
Самый неопределенный критерий — 4, по нему часто снимают, так что будьте бдительны и старайтесь сделать все понятным и стройным. О том, как оценивают грамотность, Вы узнаете из подборки со всеми критериями ОГЭ.
Клише и шаблоны
Теперь Вы знаете, как написать сочинение 9.3 на ОГЭ по русскому языку. Осталось лишь посмотреть и запомнить клише, которые помогут Вам быстро набить руку.
- Подводка к примеру: Настоящую дружбу (любовь, смелость и т.д.) описал Шалтай Болтай в одной из своих книг.
- Заключение: Таким образом, настоящую дружбу (любовь, отвагу и т.д.) нужно ценить и уважать, ведь любое искреннее чувство в жизни человека на вес золота.
- Переход от примера к примеру: Не менее интересный пример дружбы (малодушия, эгоизма и т.д.) описал Шалтай Болтай в рассказе (повести, романе) «Стена» (название произведения).
Метки: 9 классОГЭ по русскому языкусочинение 9.3сочинение-рассуждение
Читайте также:
В третьей части письменной части ОГЭ по русскому языку необходимо написать сочинение-рассуждение. Ученикам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Максимум баллов за третью часть – 9.
Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. На ОГЭ школьники пишут либо сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, либо объяснение своего понимания фраз из текста.
Сочинение состоит из следующих частей:
1. Вступление. Здесь затрагивается тема или проблема сочинения, выдвигается какой-либо тезис (то, что доказывается или объясняется) и поднимаются основные вопросы.
2. Основная часть. Она состоит из нескольких абзацев, в которых автор описывает свою позицию по вопросам, которые поднимались во вступлении.
3. Заключение. Здесь подводятся итоги, и автор приходит к определенному выводу.
Вступление сочинения необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию написанного школьниками текста. При написании вступления могут быть использованы такие приемы, как:
1) небольшое обобщение, в котором демонстрируется актуальность темы сочинения;
2) цепь вопросительных предложений, с помощью которых фиксируется внимание читателя на ключевых понятиях и осуществляется плавный переход к основной части сочинения;
3) цитата в качестве введения. Цитированный фрагмент должен быть небольшим и иметь прямое отношение к теме сочинения.;
В ходе написания основной части сочинения школьники могут использовать следующие виды рассуждения:
1. рассуждение-доказательство. Главная цель – доказать истинность или ложность главной проблемы. Языковые средства, которые могут быть здесь использованы, это: вводные слова (например, во-первых, во-вторых, таким образом, итак, следовательно), союзы (так как, поскольку, если) и речевые обороты (допустим, что, предположим, что, это позволяет предположить, об этом свидетельствует);
2. рассуждение-объяснение. Главная цель – объяснить содержание проблемы. В этом случае не нужно доказывать истинность или ложность заявленного тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение истинно. Для того чтобы обеспечить логическую связь между предложениями, следует использовать вводные слова (таким образом, например), слова-организаторы логических связей (поэтому, потому что, вот почему) и слова, которые резюмируют высказывание (это зависит от, это объясняется тем, что, это является следствием того, что);
3. рассуждение-размышление. Данный вид рассуждения включает в себя объяснение и доказательство, в котором требуется привести примеры и указать причинно-следственные отношения. Такое рассуждение строится в вопросно-ответной форме. Оно содержит в себе систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления выступают: речевые обороты (я полагаю, что, я могу с уверенностью сказать, что, можно сравнить, попытаемся разобраться, я согласен с тем, что) и вводные слова (на мой взгляд, по-моему, скорее всего, как мне кажется, очевидно).
Все виды рассуждения строятся по одной схеме: подведение к вопросу – тезис — доказательство тезиса — выводы.
Подведение к вопросу зачастую реализуется во вступлении. Тезис приводится в основной части. Также в основной части обязательно приводятся аргументы в поддержку тезиса. Для связи тезиса и его доказательств можно использовать такие словосочетания: это объясняется следующим, докажем это, об этом свидетельствует, это можно доказать так, доказательством служит, это можно доказать следующим образом.
Выводы приводятся в заключении сочинения. Эта часть должна быть небольшой по объему. Основная цель заключения состоит в подведении черты под основной частью и соединении аргументов, приведенных воедино. В этой части необходимо подтверждать аргументы, которые были приведены в основной части. В заключении желательно использование вводных слов.
План написания сочинения состоит из следующих пунктов:
1. введение занимает первый абзац сочинения и содержит общие сведения о проблеме. Данный пункт задает общий эмоциональный фон всему сочинению. Во введении школьники могут приводить цитаты из авторитетных источников;
2. постановка проблемы. В этой части школьники задают вопрос, уточняют, к какой части жизни общества относится проблема и к чему она побуждает. Проблема может быть морально-этической, социальной, политической, злободневной, философской, идеологической и т.д.;
3. комментарии к проблеме и описание позиции автора по данному вопросу. В этом пункте школьники отвечают на вопросы: насколько актуальна проблема и почему, как к проблеме относится сам автор произведения, на что обращает внимание читателей автор, существуют ли альтернативные точки зрения и какие. Оформление ответов на эти вопросы необходимо подкреплять цитатами и выдержками из текста;
4. личное мнение. Здесь ученики могут согласиться или не согласиться с мнением автора, привести несколько примеров из личной жизни или литературных источников, подтверждающих их мнение;
5. заключение. В данном пункте школьники в общей форме повторяют основную идею сочинения.
Рекомендации к подготовке:
— Начать подготовку к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку рекомендуется со знакомства с различными темами сочинений и подбора материалов по каждой возможной теме.
— Для написания сочинения на высокий балл школьникам рекомендуется отыскать в тексте интересные слова и выстроить аргументы на их основе. Также для аргументации следует подобрать глаголы.
— В ходе написания сочинения учащимся необходимо обращать внимание на такие лексические единицы, как синонимы, неологизмы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и строить доказательства на их основе.
— Кроме этого, выпускники могут отыскать в тексте лексические единицы, которые созданы на основе переносного значения слов (метафору, олицетворение, эпитет), на основе которых затем выстроить аргументацию.
Примеры сочинений ОГЭ по русскому
вернуться на страницу «Письменная часть ОГЭ по русскому»
перейти на страницу «Подготовка к ОГЭ по русскому»
Русский язык с репетиторами онлайн
Практичные советы по изучению русского языка
Мы в соцсетях:
Сочинение 9.3 — общие сведения
В задании 9.3. предлагается не только тема, в рамках которой нужно рассуждать, но и слово, смысл которого необходимо объяснить. Составленное к этому слову определение и должно стать тезисом сочинения-рассуждения. В качестве аргументации необходимо, как обычно, приводить примеры. Причем в задании 9.3. прописано важное условие: один пример должен быть из предложенного текста, другой же – из вашего жизненного опыта.
Сохраняются и требования в отношении объема: минимальное количество слов – 70.
Не забывайте, что работа будет оценена нулем баллов, если вы просто перескажете текст или же перепишете его, никак не прокомментировав.
Сочинение должно быть написано аккуратно и разборчиво.
Вступление к сочинению 9.3
Итак, традиционно сочинение-рассуждение начинается со вступления, которое представляет собой тезис. Помним, что по условию задания 9.3. в качестве тезиса используется сформулированное определение. Его мы и берем за основу.
Лексическое значение слова можно истолковать разными способами:
• Понятийный. Представляет собой конструкцию со словом «это»;
• Синонимический. Слово трактуется с помощью синонимов;
• Описательный. Толкование выражается описательной частью;
• Комбинированный. Соединяет в себе несколько способов одновременно.
Сформулированное определение необходимо прокомментировать, тем самым показав его актуальность и важность.
Продемонстрируем, как это можно сделать в сочинении. Человечность – нравственное качество, в основе которого лежит любовь и терпимость к людям. В мире, где так много зла и несчастий, людям нужно уметь проявлять друг к другу хоть чуточку тепла и участия.
Для перехода к основной части можно использовать такие клише: «объясним данное определение», «разберемся в этом определении».
Основная часть сочинения 9.3
В основной части необходимо привести аргументы к заявленному тезису: первый пример – из текста, второй – из жизненного опыта.
Включить в свое сочинение примеры можно таким образом:
— проиллюстрировать суть данного понятия можно на примере текста;
— автор подтверждает сформулированную нами мысль;
— в жизни встречаются примеры;
— приведу пример из своего опыта.
Заключение к сочинению 9.3
Заключение не должно превышать основной части по объему. Его задача – обобщить сказанное, подвести итог. Начать последний абзац вашего текста можно вводными словами «таким образом, итак» или же речевыми клише «подводя итог, прихожу к выводу».
Пример сочинения 9.3
Тема: Что дает человеку мечта? (по тексту В.П. Крапивина)
Мечта – это заветное желание, которое человек стремится воплотить в жизнь. Ради ее осуществления он готов пойти абсолютно на все. Если мечта действительно дорога, никакие трудности и преграды его не остановят. Мечта преображает человека, делает его мужественным и смелым, придает силы. А вот тот, у кого нет мечты, ни к чему не стремится, не имеет цели, да и вообще ничего не хочет от жизни.
Посмотрим, как трактуется понятие «мечта» в тексте В.П. Крапивина.
Валерка, мальчишка одиннадцати лет, мечтает о путешествиях. Герой не расстается с сумкой-планшетом, в которой лежит географическая карта всего земного мира. На ней паренек изображает уже совершенные путешествия и те, которые хочет совершить. В предложениях с 19 по 26 автор показывает, что Валерка движется к своей мечте, предпринимает конкретные действия: он уже совершает путешествия, пусть недальние, но все же. В свои годы он уже точно знает, чего хочет от жизни, имеет цель и идет к ней.
В предложениях 39-47 мы следим за разворачивающейся драмой: Валерка теряет сумку. Но мальчишка не опускает руки, не боясь отстать от парохода, он решительно отправляется на поиски пропажи. И ведь находит ее! Валерка сберег мечту. Но ведь именно она им и двигала, позволила вытащить из глубины души скрытые резервы. С помощью них мальчишка с честью прошел все испытания.
Поднятая автором проблема не нова, ее можно найти и в других произведениях художественной литературы. Возьмем, к примеру, роман В.А. Каверина «Два капитана». Главный герой, Саня Григорьев, мечтает стать капитаном, отправиться в путешествие и найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова. Но только вот путь к мечте не прост: паренек сталкивается с различными препятствиями, из которых выходит победителем. Саня не опускает руки, он находится в постоянной борьбе. Характер мальчишки настолько закалился, что спустя время перед нами предстает совершенно другой человек: сильный, смелый, уверенный. В.А. Каверин показывает, как нужно добиваться желаемого: идти вперед, не сворачивая с намеченного пути, не отступая перед трудностями.
Подводя итог, мы можем сделать следующий вывод: мечта меняет человека, делает его смелым и сильным, придает уверенности в себе. Формируя самые лучшие человеческие качества, мечта помогает преодолеть трудности, верить в себя и идти вперед.
С полным текстом В.П. Крапивина Вы можете ознакомится по ссылке.
Смотри также:
Автор: Шиян Наталья Николаевна
Организация: МОУ «Майская школа»
Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, с. Майское
Урок русского языка № ______ Класс _ 9 __ Дата _________
Тема. Подготовка к сочинению- рассуждению в формате ОГЭ ( задание 9.3.) .
Планируемые результаты:
Предметные: – владеть умениями определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчиненных предложениях, определять средства связи придаточного и главного; – владеть умениями строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи; – владеть умением пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения | Метапредметные: познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Личностные: – владение навыками монологического выступления; – владение умением добиваться результата при ограниченном времени; – осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности |
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения — здоровьесбережение; проблемное обучение; развивающее обучение; поэтапного формирования умственных действий;
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок рефлексии. Творческая мастерская «Книга знаний».
Форма урока: комбинированный урок: пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.
Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский
Ход урока
- Организационный этап.
– Ребята, улыбнитесь мне
Я знаю — все получится.
Тогда и хмурый день в окне
с улыбкой жить научится. Эмоциональный настрой на урок.
(Обратите внимание на смайлики на парте, на какие знаки препинания они похожи).
Проверка домашнего задания (взаимопроверка). Вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий писатель? Оценивание. Зачитываем 2-3 ответа.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-А кто знает, какую знаменательную дату празднует сегодня весь мир?
— Я могу вам подсказать.
(День писателя). Просмотр видеопрезентации «Писатели-юбиляры». (2-3 минуты).
-Что создает писатель? (Книги, произведения, стихотворения). А нас с вами можно назвать писателями? Когда мы становимся писателями? ( При подготовке к ГИА в формате ОГЭ задание 9.3, когда пишем сочинение-рассуждение 3 часть).
— Какой же неизгладимый след оставили писатели своим наследникам? Конечно же – это книги.
-Какую ассоциацию вызывает у нас слово писатель? — Книга.
Давайте и мы сегодня попробуем себя в творческой деятельности. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю создать свою книгу, которая поможет вам добиться успеха во время проведения ОГЭ по русскому языку. Вы будете сегодня не только писателями, творцами, но и критиками, экспертами, корректорами.
— Давайте вместе придумаем название для нашей книги. (Знаний…). Я предлагаю вам вместе со мной сегодня на уроке написать книгу знаний, а начнем мы с формулировки темы урока. Именно тема урока и станет названием первой главы.
-Вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня на уроке будет идти речь?
Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3.) .
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Прежде чем написать первую страницу нашей книги знаний, предлагаю выполнить следующее задание. Давайте составим проспект (план) на пути к сокровищнице знаний. И определим цели и задачи нашего урока. (Вспоминаем шпаргалку, которая была на доске).
1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;
2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;
3.Работать над лексическим значением слов и понятий;
4.Строить рассуждения, исследовать лингвистические объекты
5.Анализировать проделанную работу.
3.Актуализация опорных знаний.
Работа с эпиграфом. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд.
Н. Островский
Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Н. Островского.
- Для того чтобы создать вторую страницу нашей книги знаний, нужно отправиться в лингвистический лабиринт.
Лингвистический лабиринт. Найдите соответствие.
1) рассуждение 2) декламация 3) аргумент 4) тема (тезис) 5) беллетристика 6)вступление 7)заключение 8)доказательство | а) доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, описания, примеры, аналогии и т. п.); в) словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; г) повествовательная художественная литература; (книги для лёгкого чтения, обычно малохудожественные); д) умение читать выразительно произведения поэзии; е) это мысль, которую нужно доказать; з) факты, которые подтверждают правильность тезиса; и) подведение итогов рассуждения; ж) вводная часть, которая будет раскрыта в основной части. |
Вывод: сочинение-рассуждение состоит из четкой структуры.
Организует работу оценочного характера.
Прием «Мой вклад в урок»
«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.
«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный.
«–» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.
«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный
Учитель создает проблемную ситуацию.
Давайте выясним сегодня на уроке и ответим на вопрос, каким образом творчество влияет на человека?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, создадим следующую страницу нашей книги знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний
Следующая страница нашей книги посвящена толкованию значения выражения или словосочетания.
— Давайте вспомним задание 9.3.из сборника тренировочных вариантов по русскому языку 2020 года. И.П. Цыбулько вариант №2 и прочитаем первую часть задания.
(Работа над критерием 1: толкование слова. Приём «На подступах к сочинению».)
9.3. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
— Прежде чем приступить к чтению текста на ОГЭ, нужно заострить внимание на том значении слова
или выражении, которое просят объяснить.
Выполняем задание у доски. (На доске слово ДРАГОЦЕННЫЙ).
Лексическая и орфографическая разминка.
Подберите синонимы, антонимы, определяемое существительное, подчеркиваем изученные орфограммы.
1.Драгоценный — дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый (человек, вещь, доклад, вклад, друг, книга).
2. (Ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный).
3.Запишите словосочетания (укажите тип подчинительной связи).
— С какой целью, я задала вам это задание?
( Это задания демоверсии ОГЭ (5.Орфографический анализ, 8.лексический анализ,
4.синтаксический анализ).
Что такое драгоценные книги? Сформулируйте тезис к сочинению-рассуждению.
(это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.)
Физминутка ( 2 минуты)
— Четвертая страница нашей книги знаний посвящена исследовательской деятельности. Вам предстоит исследовать фрагмент текста М. Горького.
Погружаемся в мир литературы.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
— А на этой странице нашей книги, мы сами попробуем стать писателями и творцами.
Работа в группах «Дорожка к пониманию фрагмента текста М. Горького
Внимательно прочитайте текст М. Горького
(1)Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. (2)Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары – белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. (З)Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.
– (4)С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют, – сказал однажды Ситанов.
(5) Трудно было доставать книги, но я всё-таки как-то ухитрялся и доставал их, выпрашивая всюду, как милостыню. (6)Однажды брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, её могучее влияние на людей.
(7)Помню, уже с первых строк «Демона» Ситанов заглянул в книгу, потом – в лицо мне, положил кисть на стол и, сунув длинные руки в колени, закачался, улыбаясь. (8)Под ним заскрипел стул.
– (9)Тише, братцы, – сказал Ларионыч и, тоже бросив работу, подошёл к столу Ситанова, за которым я читал. (10)Поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слёзы навёртывались на глаза.
(11)И ещё более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. (12)Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
(13)Читай, читай, сказал Жихарев, наклоняя мою голову над книгой.
(14)Я закончил читать, он взял книгу, посмотрел на титул и, сунув под мышку себе, объявил:
– Это надо ещё раз прочитать! (15)3автра опять прочитаешь. (16)Книгу я спрячу.
(17)Отошёл, запер Лермонтова в ящик своего стола и принялся за работу.
(18)В мастерской было тихо, люди осторожно расходились к своим столам.
(19)Ситанов и Жихарев вышли на двор, и я пошёл с ними. (20)Там, глядя на звёзды, Ситанов сказал:
Кочующие караваны.
В пространстве брошенных светил… – этого не выдумаешь!
– (21)Я никаких слов не помню, – заметил Жихарев, вздрагивая на остром холоде. – (22)Ничего не помню, а его – вижу! (23)Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? (24)Ведь жалко его, а?
– (25)Жалко, – согласился Ситанов.
– (26)Вот что значит – человек! – памятно воскликнул Жихарев.
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель и драматург.
- Задание для 1 группы
— Как этот фрагмент связан со словом «книга»?. Сформулируйте вступление к сочинению.
— Попробуйте дать название этому фрагменту текста, чтобы в нём отразилась тема и идея текста
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
- Задание для 2 группы
Аргументы + примеры.
1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или №4 предложения). В предложении № 6 говорится о могучем влиянии книги на человека.
- Задание для 3 группы
2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ, литературы и т.п.).
— В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.
— Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Абзацное членение. — Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
Давайте оценим свою деятельность. (В листах оценивания).
В колонку взамооценивания поставьте оценки друг другу в своих группах.
Защита мини-проектов.
- А эта страница книги знаний состоит из облака ваших мыслей. Составляем кластер.
- Как влияют книги на человека? Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.
Полный текст статьи см. в приложении.
Приложения:
- file0.docx.. 56,2 КБ