План сочинения 5 класс по русскому языку ладыженская

Слово учителяответ учениковприветствие учеников. выдача тетрадей для творческих работ. запись даты и темы.2. подготовка к сочинению.сегодня вы будете писать сочинение.

Слово учителя

Ответ учеников

Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.

2. Подготовка к сочинению.

Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.

Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:

1.  Памятный день в школе.

2.  Лучший день лета.

3. Мой самый сладкий день.

Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?

Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.

Первая тема, к которой мы обратимся – «Памятный день в школе».

Зачем дети ходят в школу?

Нравится ли вам ходить в школу? Почему?

Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?

Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):

1. С чего начался день?

2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?

3. Чем закончился день?

4. Повторялись ли такие моменты в будущем?

Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).

     Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.  

     25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?

     Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.

     Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.

     Это был мой первый экзамен.

Что такое тема текста?

Какова тема данного текста?

Какие типы речи вы знаете?

Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.

Из скольки частей состоит сочинение?

Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.

О чем говорит введение сочинения?

Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?

Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)

Попробуйте данное сочинение переделать так, как будто вы рассказываете о своем первом празднике «Первое сентября» (когда первый раз пошли в школу.

Вторая тема, к которой мы обратимся – «Лучший день лета».

Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)

Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.

             1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.

Текст появляется на экране:

     Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.

     В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.

     Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.

     Так закончился один из летних дней моих каникул.

Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).

Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?

Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).

Какие из пунктов можно было бы объединить?

Третья тема, к которой мы обратимся – «Мой самый сладкий день».

Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?

11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.

А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?

В какие праздники это чаще всего происходит?

Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:

1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.

2. Когда и как у вас появились сладости.

3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.

(Примерные планы записаны на доске).

Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.

Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.

Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Тема: Первый экзамен в школе.

Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.

Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.

Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.   

Заключение: Это был мой первый экзамен.

Все остальное относится к основной части.

Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.

Ученики делают предположения.

Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.

Это был мой первый экзамен, а впереди еще  целая жизнь, полная неизведанного.

Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.

Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…

Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.  

     1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?

     Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.

     Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.

     Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.

Ученики делятся своими впечатлениями.

Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.

1. «Это лето я провёл весело и с пользой».

2. «Я и мои друзья пошли на рыбалку».

3. «Время рыбалки подходило к концу».

4. «Так закончился один из летних дней моих каникул».

Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.

Примерный план ученика:

1. Это лето я провёл весело и с пользой.

2.  Я с родителями в Таиланде.

3.  Время близится к вечеру.

4. Так закончился один из летних дней моих каникул.

Второй и третий пункты можно объединить.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Ученики отвечают.

Новый год и День рождения.

Примерные планы учеников.

Общий план:

1. Этот день был самым сладким в моей жизни.

2. Как я отметил свой День рождения.

3. Так закончился один из самых сладких дней.

План основной части:

1. Нежданное пробуждение.

2. Подготовка к торжеству.

3. Приход гостей.

4. Долгожданный подарок.

5. Счастье от сладостей.

3. Постановка домашнего задания.

Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.

5. Работа над проектной деятельностью.

После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.

Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)

6.  Представление проектов.

На одном из уроков  ученики представляют свои работы.

Вариант 1. Пример сочинения — Ладыженская 5 класс

Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день?

Примерный план сочинения:
1. Описание девочки как главной героини
2. Поза и внешность женщины позади девочки
3. Особенности изображения собаки
4. Поляна – самое удобное место для отдыха
5. Художественные способы передачи солнечной и тихой погоды

Летний отдых солнечным днем

На картине «Летом» художник Пластов изобразил двух людей и собаку. Главной героиней сюжета стала девочка-подросток. Сидя на земле, она обрывает ягоды в синюю чашку. Этот персонаж привлекает внимание белизной платья и ярко-красным платком. Примечательно то, что на ногах нет обуви. Возможно, она ее сняла. Или ходит босиком, как все крестьянские дети.

У девочки сосредоточенное и спокойное выражение лица. Еще немного – и чашка будет полна до краев. Непослушные кудри волос выбились из-под платка. Яркий румянец, смуглый цвет лица указывает на то, что перед нами здоровый и активный ребенок. Героиня привыкла и к природе, и к труду.

Позади нее удобно расположилась в траве женщина. Она устала, прилегла отдохнуть и заснула. Она одета в темно-синюю одежду, на поясе – серый передник. Это мама или бабушка девушки. Огрубевшая, темная кожа рук контрастирует с белыми и нежными пальчиками ребенка. Женщина много и тяжело работает. Мы видим только часть ее лица. Но и на ней просматриваются морщины.

В правом нижнем углу картины примостился пес. Это дворовая собака. В ее шерсти смешаны светло-коричневые и серые оттенки. Вислоухий «друг человека» вызывает симпатию. Он преданно сопровождал хозяек. И вместе с ними решил отдохнуть, уложив голову на переднюю лапу. Но он не теряет бдительности. Его глаза приоткрыты. Он в любой момент готов сообщить об опасности.

Люди выбрали эту поляну потому, что тут удобно отдыхать после длительного сбора грибов. Яркое солнце согревает, но не докучает чрезмерно ослепительным светом. Трава высокая и мягкая, как уютный плед или ковер. Она украшена красивыми цветами, как орнаментом. Женщина и девочка расположились в тени берез, где царит прохлада.

Я думаю, что на полотне изображен солнечный день. Под воздействием солнца традиционный зеленый цвет травы становится ярким, ближе к салатовому или изумрудному оттенку. Освещенная полянка выглядит контрастно по сравнению с темно-зеленой стеной леса. Солнечные «блики» играют на стенках кувшина, корзинах с урожаем. Они пробиваются сквозь ветви деревьев и «подсвечивают» ноги девочки, шерсть собаки.

Умиротворенное выражение лиц указывает на то, что выдался тихий и спокойный день. Трава и цветы замерли в ожидании прохладного вечера. Лепестки на длинных ветвях берез висят неподвижно. Так бывает при безветренной погоде. Тишина, тепло и отсутствие внешних раздражителей дали возможность женщине спокойно заснуть. Художник показал красоту летней природы, которую можно увидеть даже во время банального сбора грибов.

Вариант 2. Кратко для 4 класса

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине и ее авторе
2. Сюжет
3. Главные герои
4. Планы картины
5. Краски, которые использовал художник при создании шедевра
6. Мое мнение о полотне

Картину «Летом» написал в 1954 году известный российский художник Аркадий Александрович Пластов. Он любил изображать детей на своих работах. И это у него отлично получалось.

В основе сюжета полотна — девочка и взрослая женщина, отправившиеся в знойный летний день в лес за грибами и ягодами. После успешного сбора лесных даров, они устроились на короткий отдых перед возвращением домой. У ног девочки стоит кувшин с ягодами, а на ее коленях — кружка, в которую она обрывает плоды душистой лесной малины.

В деревнях на сбор грибов и ягод выходят чуть засветло, чтобы успеть собрать лесной урожай до наступления жаркого полудня, поэтому взрослая женщина, мама или бабушка ребенка, прилегла и задремала в теньке, прикрыв лицо платком. Она одета в темно-синее, почти черное платье. Возможно, недавно умер близкий человек, поэтому она должна соблюдать траур. На фоне спящей женщины в мрачном одеянии, девочка выглядит ярким летним цветком. Ее наряд гармонично смотрится на пестрой лесной полянке, усыпанной лиловыми колокольчиками и другими цветами голубых и желтых расцветок, где расположилась на отдых пара.

У бедра сосредоточенно обрывающей ягоды девочки, пристроилась дворняжка. Наверное, хозяйка всегда берет ее с собой. Им обеим не скучно и спокойно в обществе друг друга.

Картина навевает ощущение летнего зноя. Кажется, что вот-вот мы почувствуем сладкий аромат залитой солнцем лужайки, непередаваемый запах грибов, которыми наполнены корзины. Услышим жужжание пчел и жуков, собирающих сладкий нектар с лесных цветов.

Художник точно подметил и донес до зрителей атмосферу жаркого летнего дня в лесу. Каждый август я с родителями отправляюсь в деревню к бабушке. Мы тоже ходим с ней в лес за грибами и ягодами. Сюжет картины «Летом» напомнил мне о теплых, счастливых днях, неделях, проведенных в бабушкином доме, где все такое живое и настоящее. Теперь буду ждать приход августа еще сильнее.

Вариант 3. Сочинение Летом своими словами

Примерный план сочинения:
1. Дети и природа – любимые темы художника
2. Описание жанровой сцены
3. Образ главной героини
4. Описание заднего плана
5. Элементы натюрморта, их особенности
6. Разнообразие палитры зеленых оттенков
7. Теплая цветовая гамма
8. Мое мнение о картине

Очарование крестьянской жизни

Аркадий Пластов любил рисовать детей. Его любимое время года – лето. В 1954 году художник написал жанровую сцену «Летом». Основой сюжета стал поход деревенских жителей в лес. Они собрали много грибов и ягод. И решили отдохнуть на опушке, восстановить силы. На переднем плане картины изображена девочка. В ярко-красном платке и белом сарафане она напоминает красивый цветок.

Это девушка из народа. Она одета в простую одежду, на ногах нет обуви. Она сидит на траве и сосредоточенно обрывает ягоды в металлическую кружку. Реалистичность образа подчеркивают яркий румянец, длинные ресницы и прядь непослушных волос. Позади прилегла отдохнуть женщина. Я думаю, что это ее бабушка героини сюжета. Темно-синяя одежда и огрубевшие руки указывают на женщину старшего возраста. Возле ног внучки примостилась большая светлая собака. Она устала и отдыхает вместе с хозяевами.

На полотне есть элемент натюрморта. Это плетеная корзина и черное ведро с красочными сыроежками, лисичками. Видно, что ножки аккуратно срезались, а не вырывались «с корнем». В нижнем левом углу виден объемный светло-коричневый кувшин. На его поверхности танцуют солнечные блики. Обычно в таких кувшинах крестьяне хранили воду или молоко. Возможно, это емкость для ягод.

Белоствольные березы дарят путешественникам тень и прохладу. Их ветви склонились к земле, как веер. Видна интересная художественная деталь: на одном из стволов кора срезана. Летний пейзаж воссоздан с помощью обширной палитры зелени. Освещенная солнцем поляна с высокой травой выделяется сочным, изумрудным цветом. В тени она приобретает более насыщенный оттенок. На заднем плане виднеется темная зелень густого, вероятно, хвойного леса.

Яркие пятна желтых цветов и синих колокольчиков указывают на то, что лето в самом разгаре. В пейзаже преобладают теплые и спокойные краски. Создается впечатление, что группу людей целенаправленно освещает солнечный свет. Такой эффект воссоздается с помощью желтых и золотистых оттенков.

Пластов мастерски изобразил красоту простого человека. И природы, которая его окружает. Художник передает расслабленную атмосферу полуденного отдыха. В ней ощущаются запах цветов и трав, яркое солнце и летняя жара. Когда видишь все это каждый день, то привыкаешь. Автор учит нас обращать внимание на мелочи. И подмечать волшебство даже в обыденных ситуациях.

Вариант 4. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Картины художника Аркадия Пластова признаны одними из самых живописных и ярких среди работ его современников. Живописец использовал огромное количество тонов, создавая свои шедевры. Годы его плодотворной работы пришлись на конец 19 и начало 20 века. Он в своём творчестве продолжал традиции русской жанровой и пейзажной живописи. Родился пластов в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь он провёл почти всю жизнь. Писал картины о крестьянской жизни и нелёгком труде своих односельчан.

2. Его знаменитая картина «Летом» также была написана в Прислонихе. Художнику хотелось запечатлеть красоту и щедрость природы, её неразрывность с крестьянской жизнью. В одной картине совмещены пейзаж, портрет, бытовой жанр и даже натюрморт. Вопрос о времени написания картины остаётся до сих пор открытым. Массовый зритель увидел её в 1954 году. Картина сделана в стиле социалистического реализма.

3. Художник в этой работе показывает летние будни крестьянской жизни. Девочка и мама, может быть, и бабушка, отдыхают в жаркий полдень в лесу. Они с раннего утра собирали грибы и ягоды. Усталость заставила их опустится га траву в тени берёз. Девочке на переднем плане на вид лет 10 Она одета в светлое платье и алый платок. Ноги её босы, как и полагается деревенской девочке того времени. Видно, что она не очень устала, потому что продолжает обирать с веточки малину. Лицо девочки задумчиво. Она знает, что принесённые из леса грибы и ягоды ещё необходимо будет переработать. Девочка привычна к любому крестьянскому труду. Её взрослая спутница утомилась больше. Она лежит на траве, прикрыв лицо платком и рукой. Вся её одежда синего цвета, который гармонирует с зеленью поляны.

4. На картине изображен прекрасный уголок природы. Всё освещено щедрым летним солнцем. Сочная трава и яркие листья деревьев говорят о том, что лето и день в самом разгаре. Полянка усыпана едва приметными жёлтыми, лиловыми, синими цветами. Природу художник изобразил радостной и великолепной. Она щедро поделилась с людьми своими дарами. Берёзки заботливо укрывают грибников от палящего солнца.

5. Картина богата разнообразием красок. Кажется, что в палитре художника присутствуют все краски северного лета. Алый платок девочки перекликается по цвету с ягодами в кувшине, а её светлое платье со стволами берёз и белизной груздей в корзине. Очень живописны оранжевые шляпки грибов на фоне чёрного ведра. Пёстрый хоровод самых разных оттенков художник сумел соединить изумительно гармонично.

6. Среди деталей бросаются в глаза натруженная рука отдыхающей женщины и босые ступни девочки. Они говорят о небогатой жизни деревенских жителей, о вечном труде на земле. Спящая возле ног девочки собака говорит о неблизком пути грибников. Они уже прошли так много километров по лесу, что устала даже собака. На одной из берёз хорошо заметен участок без коры. Возможно эта метка означает, что дерево кто-то собрался срубить. Рядом уже виднеется пенёк от срубленного дерева. Эти детали рассказывают о том, что жильё человека находится недалеко от того места, где отдыхают грибники.

7. Картина рассказывает о гармоничном сосуществование человека и природы. Художник словно признается в любви к знакомым и родным с детства местам, к прекрасной и цветущей земле. Чувствуется и его уважение к человеку труда.

8. Мне понравилось мажорное настроение полотна, яркость и одновременно теплота красок. Глядя на картину, чувствуешь тёплый июльский ветер, запах трав и спелых ягод, слышишь лёгкий шум листвы. Хочется оказаться в этой лесной идиллии.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Русский язык

5 класс

Урок № 17

Сочинение о памятном событии

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сочинение о памятном событии.
  2. План сочинения.
  3. Отзыв о сочинении.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Школа

Я испугался

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

Правильный ответ:

Первый день в новой школе.


Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.


Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу . Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .

Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле.

Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .


Повторение Какие стили речи вам известны? Каковы особенности художественного стиля речи? Какие типы речи вы знаете?

Повторение

  • Какие стили речи вам известны?
  • Каковы особенности художественного стиля речи?
  • Какие типы речи вы знаете?


Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО? РАССУЖДЕНИЕ КАКОЙ? ГЛАГОЛЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЧЕМУ? ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЫВОД

Типы речи

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

РАССУЖДЕНИЕ

КАКОЙ?

ГЛАГОЛЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ПОЧЕМУ?

ТЕЗИС

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЫВОД


Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)  

Описание — изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)


Работа с текстом Задание: сравнить два текста Параграф 59. 2 текста о подносе

Работа с текстом Задание: сравнить два текста

Параграф 59.

2 текста о подносе


Вопросы к тексту 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем? 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса. 3. Что именно восхищало автора? 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.

Вопросы к тексту

  • 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
  • 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса.
  • 3. Что именно восхищало автора?
  • 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.


Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст. Описание предмета I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?) форме величине II. Основная часть – (какой?) по цвету материалу строению назначению II. Заключение (ваше отношение к предмету)

Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.

Описание предмета

I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)

форме

величине

II. Основная часть – (какой?) по цвету

материалу

строению

назначению

II. Заключение (ваше отношение к предмету)


Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в неё играют?

Какую игрушку сначала пополам ломают,

а потом в неё играют?


Матрёшка Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская ...

Матрёшка

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская


Заглянем в словарь Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки). Матрёшка –  русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).

Заглянем в словарь

Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки).

Матрёшка –  русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).


Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке? Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами…


Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке? Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота . Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота .

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами…


Матрешка- МАТРЁШКА КАКАЯ? Пышная, в е сёлая, улыба ю щ ая ся, добрая, пис ан ая, нарядная т о лстушка, ру сс кая кр а сав и ца…

Матрешка-

МАТРЁШКА КАКАЯ?

Пышная,

в е сёлая,

улыба ю щ ая ся,

добрая,

пис ан ая,

нарядная т о лстушка,

ру сс кая кр а сав и ца…


Матрешка- ГЛАЗА КАКИЕ? Син и е, как небо, круглые, о з о рные, в е сёлые, лучистые, искрящ ие ся, с пуш и стыми р е сницами…

Матрешка-

ГЛАЗА КАКИЕ?

Син и е, как небо,

круглые,

о з о рные,

в е сёлые,

лучистые,

искрящ ие ся,

с пуш и стыми р е сницами…


Матрешка- ЩЁКИ КАКИЕ? румя н ые, будто ябл о чки, алые… ГУБЫ КАКИЕ? алые, бантиком, г о рят, как пламя, улыба ю щ ие ся…

Матрешка-

ЩЁКИ КАКИЕ?

румя н ые,

будто ябл о чки,

алые…

ГУБЫ КАКИЕ?

алые,

бантиком,

г о рят, как пламя,

улыба ю щ ие ся…


Матрешка- БРОВИ КАКИЕ? ч ё рные, как угли, изогнутые… НОС КАКОЙ? мал е нький, курносый…

Матрешка-

БРОВИ КАКИЕ?

ч ё рные, как угли,

изогнутые…

НОС КАКОЙ?

мал е нький,

курносый…


Матрешка- НАРЯД КАКОЙ? С а р а фан в цв е точ е к, рубашка с пышными (ш и рокими) рук а вами, синий пл а точек.

Матрешка-

НАРЯД КАКОЙ?

С а р а фан в цв е точ е к,

рубашка с пышными

и рокими) рук а вами,

синий пл а точек.


Оригинальная шкатулка

Оригинальная шкатулка


Оригинальная шкатулка Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

Оригинальная шкатулка

Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво.

Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».


План сочинения- описания игрушки Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?) Основная часть Материал, из которого сделана игрушка. Внешний вид игрушки. 3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)

План сочинения- описания игрушки

  • Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?)
  • Основная часть
  • Материал, из которого сделана игрушка.
  • Внешний вид игрушки.

3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)


Опорные слова и предложения Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке. Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

Опорные слова и предложения

  • Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.
  • Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
  • Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.


Подумайте ???? Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен. Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме? Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.

Подумайте ????

  • Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете?
  • За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.
  • Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме?
  • Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.


Задание: исправить речевые ошибки в текстах Фрагмент № 1 Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки. Фрагмент № 2 Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке). Фрагмент № 3 Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Задание: исправить речевые ошибки в текстах

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике

(замена — о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.


ВЫВОД: Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок. Устранить повторы можно следующими способами: -исключением повторяющихся слов; -заменой местоимениями; -заменой синонимами, словосочетаниями. Упр.301 (устно)

ВЫВОД:

Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок.

Устранить повторы можно следующими способами:

  • -исключением повторяющихся слов;
  • -заменой местоимениями;
  • -заменой синонимами,
  • словосочетаниями.

Упр.301 (устно)


Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось? Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться? Оценивание Я поставлю себе отметку ___________, потому что

Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что заинтересовало вас?
  • Что вам понравилось?
  • Чему мы научились?
  • К чему ещё нужно стремиться?

Оценивание

Я поставлю себе отметку ___________, потому что


Добились ли мы поставленной цели??? Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.

Добились ли мы поставленной цели???

Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.


Результаты Метапредметные Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание Предметные Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета Личностные У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности

Результаты

Метапредметные

  • Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Предметные

  • Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета

Личностные

  • У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности


Домашнее задание УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану). Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог. Сочинение писать нужно в художественном стиле .

Домашнее задание

УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану).

Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог.

Сочинение писать нужно в художественном стиле .


Спасибо за работу Урок окончен До свидания

Спасибо за работу

Урок окончен

До свидания

Учебник
Часть 1. Упражнения

Упражнения 1 — 118

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

Контрольные вопросы и задания (страница 55)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Упражнения 119 — 256

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

Контрольные вопросы и задания (страница 119)

1

2

3

4

5

6

Упражнения 257 — 320

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

Контрольные вопросы и задания (страница 147)

1

2

3

4

5

Упражнения 321 — 372

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

Контрольные вопросы и задания (страница 167)

1

2

3

4

5

6

7

Упражнения 373 — 375

373

374

375

Учебник
Часть 2. Упражнения

Упражнения 376 — 465

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

Контрольные вопросы и задания (страница 41)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Упражнения 466 — 559

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

Контрольные вопросы и задания (страница 78)

1

2

3

4

5

Упражнения 560 — 601

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

Контрольные вопросы и задания (страница 96)

1

2

3

4

5

Упражнения 602 — 697

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

Контрольные вопросы и задания (страница 135)

1

2

3

4

5

6

7

8

Упражнения 698 — 732

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

  • План сочинения базаров демократ разночинец
  • План сочинения в публицистическом стиле
  • План сочинение про мою комнату
  • План сочинение по картине поленова золотая осень 3 класс презентация и конспект
  • План сочинения автор и герой в романе отцы и дети