Слово учителя
Ответ учеников
Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.
2. Подготовка к сочинению.
Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.
Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3. Мой самый сладкий день.
Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?
Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.
Первая тема, к которой мы обратимся – «Памятный день в школе».
Зачем дети ходят в школу?
Нравится ли вам ходить в школу? Почему?
Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?
Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):
1. С чего начался день?
2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?
3. Чем закончился день?
4. Повторялись ли такие моменты в будущем?
Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).
Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?
Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.
Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.
Это был мой первый экзамен.
Что такое тема текста?
Какова тема данного текста?
Какие типы речи вы знаете?
Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.
Из скольки частей состоит сочинение?
Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.
О чем говорит введение сочинения?
Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?
Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)
Попробуйте данное сочинение переделать так, как будто вы рассказываете о своем первом празднике «Первое сентября» (когда первый раз пошли в школу.
Вторая тема, к которой мы обратимся – «Лучший день лета».
Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)
Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.
1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.
Текст появляется на экране:
Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.
В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.
Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.
Так закончился один из летних дней моих каникул.
Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).
Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?
Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).
Какие из пунктов можно было бы объединить?
Третья тема, к которой мы обратимся – «Мой самый сладкий день».
Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?
11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.
А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?
В какие праздники это чаще всего происходит?
Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:
1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.
2. Когда и как у вас появились сладости.
3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.
(Примерные планы записаны на доске).
Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.
Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.
Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Тема: Первый экзамен в школе.
Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.
Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.
Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
Заключение: Это был мой первый экзамен.
Все остальное относится к основной части.
Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.
Ученики делают предположения.
Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.
Это был мой первый экзамен, а впереди еще целая жизнь, полная неизведанного.
Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.
Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…
Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.
1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?
Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.
Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.
Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.
1. «Это лето я провёл весело и с пользой».
2. «Я и мои друзья пошли на рыбалку».
3. «Время рыбалки подходило к концу».
4. «Так закончился один из летних дней моих каникул».
Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.
Примерный план ученика:
1. Это лето я провёл весело и с пользой.
2. Я с родителями в Таиланде.
3. Время близится к вечеру.
4. Так закончился один из летних дней моих каникул.
Второй и третий пункты можно объединить.
Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Ученики отвечают.
Новый год и День рождения.
Примерные планы учеников.
Общий план:
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3. Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
3. Постановка домашнего задания.
Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.
5. Работа над проектной деятельностью.
После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.
Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)
6. Представление проектов.
На одном из уроков ученики представляют свои работы.
Вариант 4. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Картины художника Аркадия Пластова признаны одними из самых живописных и ярких среди работ его современников. Живописец использовал огромное количество тонов, создавая свои шедевры. Годы его плодотворной работы пришлись на конец 19 и начало 20 века. Он в своём творчестве продолжал традиции русской жанровой и пейзажной живописи. Родился пластов в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь он провёл почти всю жизнь. Писал картины о крестьянской жизни и нелёгком труде своих односельчан.
2. Его знаменитая картина «Летом» также была написана в Прислонихе. Художнику хотелось запечатлеть красоту и щедрость природы, её неразрывность с крестьянской жизнью. В одной картине совмещены пейзаж, портрет, бытовой жанр и даже натюрморт. Вопрос о времени написания картины остаётся до сих пор открытым. Массовый зритель увидел её в 1954 году. Картина сделана в стиле социалистического реализма.
3. Художник в этой работе показывает летние будни крестьянской жизни. Девочка и мама, может быть, и бабушка, отдыхают в жаркий полдень в лесу. Они с раннего утра собирали грибы и ягоды. Усталость заставила их опустится га траву в тени берёз. Девочке на переднем плане на вид лет 10 Она одета в светлое платье и алый платок. Ноги её босы, как и полагается деревенской девочке того времени. Видно, что она не очень устала, потому что продолжает обирать с веточки малину. Лицо девочки задумчиво. Она знает, что принесённые из леса грибы и ягоды ещё необходимо будет переработать. Девочка привычна к любому крестьянскому труду. Её взрослая спутница утомилась больше. Она лежит на траве, прикрыв лицо платком и рукой. Вся её одежда синего цвета, который гармонирует с зеленью поляны.
4. На картине изображен прекрасный уголок природы. Всё освещено щедрым летним солнцем. Сочная трава и яркие листья деревьев говорят о том, что лето и день в самом разгаре. Полянка усыпана едва приметными жёлтыми, лиловыми, синими цветами. Природу художник изобразил радостной и великолепной. Она щедро поделилась с людьми своими дарами. Берёзки заботливо укрывают грибников от палящего солнца.
5. Картина богата разнообразием красок. Кажется, что в палитре художника присутствуют все краски северного лета. Алый платок девочки перекликается по цвету с ягодами в кувшине, а её светлое платье со стволами берёз и белизной груздей в корзине. Очень живописны оранжевые шляпки грибов на фоне чёрного ведра. Пёстрый хоровод самых разных оттенков художник сумел соединить изумительно гармонично.
6. Среди деталей бросаются в глаза натруженная рука отдыхающей женщины и босые ступни девочки. Они говорят о небогатой жизни деревенских жителей, о вечном труде на земле. Спящая возле ног девочки собака говорит о неблизком пути грибников. Они уже прошли так много километров по лесу, что устала даже собака. На одной из берёз хорошо заметен участок без коры. Возможно эта метка означает, что дерево кто-то собрался срубить. Рядом уже виднеется пенёк от срубленного дерева. Эти детали рассказывают о том, что жильё человека находится недалеко от того места, где отдыхают грибники.
7. Картина рассказывает о гармоничном сосуществование человека и природы. Художник словно признается в любви к знакомым и родным с детства местам, к прекрасной и цветущей земле. Чувствуется и его уважение к человеку труда.
8. Мне понравилось мажорное настроение полотна, яркость и одновременно теплота красок. Глядя на картину, чувствуешь тёплый июльский ветер, запах трав и спелых ягод, слышишь лёгкий шум листвы. Хочется оказаться в этой лесной идиллии.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Русский язык
5 класс
Урок № 17
Сочинение о памятном событии
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Сочинение о памятном событии.
- План сочинения.
- Отзыв о сочинении.
Тезаурус
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».
- Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
- Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
- Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
- Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?
5. Внесите исправления.
Приблизительная схема сочинения | Опорные фразы |
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник? | Это случилось… |
Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! | |
Случай этот произошёл со мной… | |
Можно ли забыть такое происшествие?! | |
Таких встреч у меня раньше никогда не было… | |
Всё начиналось как обычно… | |
2) Как всё происходило, в какой последовательности? – С чего всё началось? – Как развивались события? – Чем они закончились? | Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…; |
сначала, потом, после этого…; | |
в конце концов, наконец… | |
3) Почему этот день остался в памяти? | Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что… |
Невозможно забыть… | |
Ещё долго буду я вспоминать… |
Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:
Это случилось…
Этого события я никогда не забуду!
Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной…
Можно ли забыть такое происшествие?!
Таких встреч у меня раньше никогда не было…
Всё начиналось как обычно…
Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;
сначала, потом, после этого…;
в конце концов, наконец…
пишем заключение: почему этот день остался в памяти?
Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…
Невозможно забыть…
Ещё долго буду я вспоминать…
Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.
Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).
Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.
Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.
Прочитаем пример сочинения о памятном дне.
Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.
Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!
На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.
По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!
Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.
Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:
- Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
- Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
- Удачно ли названо сочинение?
- Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите отзыв на сочинение.
Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.
Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.
Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.
Варианты ответа:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.
В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)
Правильный ответ:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Подчёркивания элементов
Выберите из списка заголовок сочинения.
Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.
Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.
Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.
Варианты ответа:
Первый день в новой школе
Школа
Я испугался
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».
Правильный ответ:
Первый день в новой школе.
Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.
Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .
Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле.
Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .
Повторение
- Какие стили речи вам известны?
- Каковы особенности художественного стиля речи?
- Какие типы речи вы знаете?
Типы речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
РАССУЖДЕНИЕ
КАКОЙ?
ГЛАГОЛЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ПОЧЕМУ?
ТЕЗИС
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ВЫВОД
Описание — изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
Работа с текстом Задание: сравнить два текста
Параграф 59.
2 текста о подносе
Вопросы к тексту
- 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
- 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса.
- 3. Что именно восхищало автора?
- 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.
Описание предмета
I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)
форме
величине
II. Основная часть – (какой?) по цвету
материалу
строению
назначению
II. Заключение (ваше отношение к предмету)
Какую игрушку сначала пополам ломают,
а потом в неё играют?
Матрёшка
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская …
Заглянем в словарь
Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки).
Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).
Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами…
Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота .
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами…
Матрешка-
МАТРЁШКА КАКАЯ?
Пышная,
в е сёлая,
улыба ю щ ая ся,
добрая,
пис ан ая,
нарядная т о лстушка,
ру сс кая кр а сав и ца…
Матрешка-
ГЛАЗА КАКИЕ?
Син и е, как небо,
круглые,
о з о рные,
в е сёлые,
лучистые,
искрящ ие ся,
с пуш и стыми р е сницами…
Матрешка-
ЩЁКИ КАКИЕ?
румя н ые,
будто ябл о чки,
алые…
ГУБЫ КАКИЕ?
алые,
бантиком,
г о рят, как пламя,
улыба ю щ ие ся…
Матрешка-
БРОВИ КАКИЕ?
ч ё рные, как угли,
изогнутые…
НОС КАКОЙ?
мал е нький,
курносый…
Матрешка-
НАРЯД КАКОЙ?
С а р а фан в цв е точ е к,
рубашка с пышными
(ш и рокими) рук а вами,
синий пл а точек.
Оригинальная шкатулка
Оригинальная шкатулка
Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво.
Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».
План сочинения- описания игрушки
- Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?)
- Основная часть
- Материал, из которого сделана игрушка.
- Внешний вид игрушки.
3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)
Опорные слова и предложения
- Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.
- Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
- Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.
Подумайте ????
- Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете?
- За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.
- Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме?
- Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.
Задание: исправить речевые ошибки в текстах
Фрагмент № 1
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Фрагмент № 2
Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике
(замена — о такой игрушке).
Фрагмент № 3
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
ВЫВОД:
Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок.
Устранить повторы можно следующими способами:
- -исключением повторяющихся слов;
- -заменой местоимениями;
- -заменой синонимами,
- словосочетаниями.
Упр.301 (устно)
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что заинтересовало вас?
- Что вам понравилось?
- Чему мы научились?
- К чему ещё нужно стремиться?
Оценивание
Я поставлю себе отметку ___________, потому что
Добились ли мы поставленной цели???
Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.
Результаты
Метапредметные
- Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
Предметные
- Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета
Личностные
- У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности
Домашнее задание
УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану).
Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог.
Сочинение писать нужно в художественном стиле .
Спасибо за работу
Урок окончен
До свидания
Учебник
Часть 1. Упражнения
Упражнения 1 — 118
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
Контрольные вопросы и задания (страница 55)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Упражнения 119 — 256
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
Контрольные вопросы и задания (страница 119)
1
2
3
4
5
6
Упражнения 257 — 320
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
Контрольные вопросы и задания (страница 147)
1
2
3
4
5
Упражнения 321 — 372
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
Контрольные вопросы и задания (страница 167)
1
2
3
4
5
6
7
Упражнения 373 — 375
373
374
375
Учебник
Часть 2. Упражнения
Упражнения 376 — 465
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
Контрольные вопросы и задания (страница 41)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Упражнения 466 — 559
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
Контрольные вопросы и задания (страница 78)
1
2
3
4
5
Упражнения 560 — 601
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
Контрольные вопросы и задания (страница 96)
1
2
3
4
5
Упражнения 602 — 697
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
Контрольные вопросы и задания (страница 135)
1
2
3
4
5
6
7
8
Упражнения 698 — 732
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732