План сочинение по картине поленова золотая осень 3 класс презентация и конспект

Обучающее сочинение по картине в.д.поленова золотая осень. ход урока урока: i. сообщение темы урока. сегодня урок по развитию речи.


Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень».

Ход урока урока:

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

– Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)), педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

– Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски).

– Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

– Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

– Осень – любимое время года художника.

– Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

– Что вы видите в центре картины? (Реку.)

– Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же». (Из письма художника К. Коровину.)

– Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

– Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

– Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

– Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

– Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

– Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

– О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

– О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

– Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два или три предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

652682 1Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

– Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

– Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Цели:

учебные:

  • знать особенности текста-описания картины, где
    изображён пейзаж без человека;
  • знать особенности различных стилей речи и уметь
    использовать необходимый стиль с учётом
    создания одного из видов текста;
  • закрепить умения собирать материал к сочинению;

развивающие:

  • формировать умения и навыки создавать текст
    типа описания и описания картины как одного из
    его видов;
  • формировать умения соблюдать композицию текста
    типа описания (общий признак, характеризующий
    объект в целом; частные признаки,
    характеризующие его детали);
  • учить всматриваться в произведение живописи и
    создавать текст на основе увиденного на картине;
  • уметь использовать при необходимости в
    сочинении разные типы и стили речи;

воспитывающие:

  • вызвать чувство восхищения вечно прекрасной
    природой, уважения к художнику, создающему на
    полотне красоту родной природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, к родной
    земле.

Межпредметные связи: поэзия, живопись,
музыка, история.

Оборудование: презентация в компьютерном
варианте; набор иллюстративного,
познавательного, биографического материала
(репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы
«Поразмышляем над картиной», тест, термины
живописи — распечатки из «Краткого словаря
художественных терминов», листы «Рабочие
материалы» для каждого учащегося, распечатки из
«Словаря эпитетов русского языка»
К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной
тематики).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Приложение.

Слайд 1, слайд 2, слайд 3.

III. Работа по теме урока.

Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года»
(осень). Слайд 4.

Вступительное слово учителя.

Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича
Чайковского «Времена года». Осень —
замечательное время года, время отдыха природы
перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень
любили многие писателя, поэты, художники. Нам
сразу вспоминаются пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Эпиграфом к уроку взяли слова великого
русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Вдумаемся в них:

«Всё недоброе в сердце человека должно бы,
кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой
— этим непосредственным выражением красоты и
добра».

Цель нашего урока — подготовиться к описанию
картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая
осень», а помогут нам в этом группы учащихся.

ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой,
прохладной, с шуршащими листьями, криками
улетающих в тёплые края птиц.

БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с
его необычными дарованиями.

ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных
и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.

ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из
словарей и напомнят значение некоторых
необходимых для работы над сочинением терминов
живописи.

ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам
художник, картина, изобразил.

Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень
внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет
вам правильно ответить на вопросы теста. Помним,
что наблюдать — значит уметь так видеть, слышать,
ощущать, чтобы заметить характерные и яркие
признаки предметов.

ПОЭТЫ. Слайд 5.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.Бунин

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев

БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в
художественной семье. Мать — художница, отец —
знаменитый археолог и библиограф, член Академии
наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал
вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении
защищал Шевардинский редут, за храбрость
награждён двумя шпагами.

В детстве мальчик обучался музыке, после
окончания гимназии в Петрозаводске поступил в
Академию художеств (1863) в класс исторической
живописи и одновременно на юридический
факультет Петербургского университета. Занятия
музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре.
В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был
в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы
связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным,
В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в
сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в
Москве, выступил с картиной «Московский дворик»
(1878), которая начала новый этап его творчества.
Создаёт «Бабушкин сад» (1879), «Заросший пруд»
(1880), «Старая мельница» (1880).

Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой,
участвуя в театральном кружке мецената
С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок
ставил спектакли, в которых участвовали Поленов,
Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др.
Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок
перерос в оперный театр. Поленов сдружился со
многими театральными деятелями — в том числе с
Ф.Шаляпиным. Опера «Призраки Эллады», созданная
Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло
принята публикой.

В 1881 — 82 годах ездил по Святым местам: Египет,
Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в
Училище живописи, ваяния и зодчества. У него
учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон,
В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил
общедоступный Народный театр. В 1905 году резко
реагировал на кровавое подавление царским
правительством народных выступлений.

Последние годы посвятил организации народного
театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям
для рабочих Пресненского района Москвы. Он
считал искусство мощным средством развития
народного самосознания, воспитывающее
эстетические вкусы и содействующее народному
просвещению.

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых
живописцев, получивших звание народного
художника.

ЭКСКУРСОВОДЫ.

Рассказы по картинам «Московский дворик»,
«Заросший пруд», «Бабушкин сад».

ИСКУССТВОВЕДЫ.

При описании картины необходимо пользоваться
терминами живописи.

Сообщение по словарю «Краткий словарь
терминов живописи» (полотно, палитра, светотень
и другие).

Колорит (от лат. «цвет», «окраска») в живописи
— система соотношения цветов, служащая для
раскрытия художественного образа. В зависимости
от преобладания тех или иных красок, колорит
может быть спокойным или напряжённым, холодным
или тёплым, светлым или тёмным, ярким или
сдержанным:Колорит отражает цветовое
многообразие мира, индивидуальность и
внутреннее состояние художника, его
эмоционально-эстетическое отношение к
изображаемому.

Палитра (от латинского «лопатка» — деревянная
дощечка овальной или круглой формы, на которой
живописец смешивает краски. В переносном смысле
палитрой художника называют характерную для
него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму
чувств, которые пробуждает его живопись.
Приближается к понятию «колорит». Палитра —
скупая, щедрая, нежная, мрачная:

Светотень — передача оттенков светлого и
темного на поверхности изображаемых предметов, в
изображении в целом, соотношение освещенных и
находящихся в тени частей изображения. Светотень
является одним из мощных средств художественной
выразительности в графике и живописи.

Проверим наши знания о художнике и его
картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося
листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5
минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г
4г 5б 6ж.

Тест.

1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова

А) 1844 — 1927

Б) 1854 — 1927

В) 1854 — 1937

2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?

А) музыкой

Б) живописью

В) поэзией

3. Почему мальчик гордился своим дедушкой,
генерал-майором Воейковым?

А) воевал вместе с Суворовым

Б) участвовал в Бородинском сражении

В) за храбрость награждён двумя шпагами

Г) верно всё перечисленное

4. В.Д.Поленов получил образование

А) на юридическом факультете Петербургского
университета

Б) на словесном факультете Петербургского
университета

В) в Академии художеств

Г) верно А и В

5. В.Д.Поленов — не создал картину

А) «Золотая осень»

Б) «Грачи прилетели»

В) «Бабушкин сад»

Г) «Московский дворик»

Д) «Заросший пруд»

6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов

А) пел в хоре

В) рисовал декорации

Г) участвовал в сербско-турецкой войне

Д) возглавлял народный театр

Е) сочинил оперу

Ж) дружил с А.П.Чеховым

З) преподавал в Училище живописи, ваяния и
зодчества.

И вот перед нами картина В.Д.Поленова «Золотая
осень» (1893 год) (показ репродукции по слайду
компьютера и на распечатках у учащихся).

Вдумаемся в название полотна мастера живописи
— «Золотая осень». Как вы его понимаете?

Как ещё можно назвать эту картину?

Почему же художник выбрал название именно
«Золотая осень»?

Работа по листу «Размышляем над картиной»
(слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться
раскрыть замысел художника — в осеннем пейзаже
Поленова всё дышит покоем, тишиной,
умиротворённостью.

1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот
уголок природы?

2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?

3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль,
изображенные художником.

4. Какое сочетание цветов использовал Поленов,
чтобы передать светлое и одновременно грустное
настроение осени?

Систематизация материалов. Слайд 10.

Работа по листочкам «Сбор материалов к
сочинению» по плану:

а) передний план — сосны, берёзы, земля;

б) второй план — небо, воздух, река, горизонт.

План Рабочие материалы Ваши дополнения
Сосны Мощная, густая крона:

Раскидистые
ветви:

Высокие стволы:

 
Земля Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными
листьями:

Нет ярких красок:

 
Берёзки Белеют стволы берёз:

Почти нет
листьев:

 
Воздух Сырой, прохладный:

Небольшой
ветерок:

Пахнет листьями:

 
Река Широкая, полноводная, с пологими
берегами:

Вода на глубине тёмно-синяя, у берега
— светло-голубая:

 
Небо Отражается в реке:

Выгорело:Выцвело:

Бледно — серое:

Вдали слева — синее

 
Горизонт Далеко видно и далеко слышно:

Просторно,
но грустно:

 

Записи выполняем на листочках в колонке «Ваши
дополнения», это ваш черновик.

Не забудьте, что, работая над описанием картины,
нужно избегать не только орфографических,
пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно
использовать синонимы.

ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой
группы рассказывает о синонимах, выбранных из
«Словаря синонимов русского языка» по теме
работы.

Художник: живописец, автор картины, мастер
живописи, создатель полотна:

Картина: репродукция, полотно, произведение
живописи, шедевр мастера:

Изобразил: показал, передал, запечатлел,
воплотил свой замысел, нарисовал, создал:

Подумаем над началом вашей работы в
зависимости от формы сочинения, не забывая о
стиле:

  • письмо к другу,
  • отзыв о картине,
  • репортаж с выставки картин художника,
  • впечатления участника экскурсии на природу.

Учитель или учащиеся творческого и
исследовательского уровня развития редактируют
варианты, предлагаемые учащимися.

Работа над черновым вариантом сочинения.
Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто
справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по
рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить
работу.

Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы
учащихся.

Домашнее задание (слайд 12):

А) для всех *учащихся написать чистовой
вариант сочинения;

Б) для **учащихся дополнительно составить
свой тест по материалам урока;

В) для ***учащихся дополнительно составить
кроссворд по материалам урока или сценарий к
игре по образцу одной из телевизионных игр по
материалам урока.

Литература:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка.
  2. Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов
    русского языка.- АН СССР Институт РЯ, — Ленинград:
    «Наука», 1979.
  3. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия
    «Краткие биографические словари» — М.: «РИПОЛ
    КЛАССИК», 2001. — 640 с.
  4. Краткий словарь терминов живописи.

Приложение.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 3 класса

Рассмотрите картину Поленова «Золотая осень». Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? ее берега? заливные луга, уходящие к горизонту? Что вам запомнилось в картине?

Примерный план сочинения:
1. Сюжет картины «Золотая осень»
2. Описание реки, ее берегов и заливных лугов
3. Осенний наряд деревьев и земли
4. Вид сверху на осенний пейзаж

Панорама золотой осени

На картине «Золотая осень» художник Поленов изобразил сентябрьский солнечный день. Мы видим небольшие холмы и пригорки. Они укрыты лугами и березовыми рощами. По центру репродукции виднеется ровная гладь изгиба широкой реки. В левом правом углу изображена миниатюрная белокаменная церковь с зелеными куполами. На переднем плане – узкая тропинка.

Величественная и спокойная река как будто объединяет художественные элементы картины. Слева расположен покатый песчаный берег. Вблизи вода светло-голубая, с синеватым отливом. После светло-коричневой полосы песка начинается темная зелень заливных лугов. Они тянутся вдоль берега до горизонта. Летние травы уже приобретают желтоватый, пожухлый оттенок.

Справа в водной зеркальной глади отображаются темно-коричневые пятна холма. И темно-синие тени от высоких деревьев. На линии горизонта поток приобретает однородный, нежно-фиолетовый оттенок. И сливается с небом. Лазоревый небосвод над осенним пейзажем затянут легкими, пушистыми облачками. Они сверкают белизной в лучах солнца. В тени тучки окрашены в сероватые полутона.

Однотонная зелень нарядов деревьев преобразилась. Осень раскрасила их в разные оттенки. На переднем плане стройные белоствольные березки пылают ярко-желтыми кронами. Они напоминают зажженные свечи. Золотистая листва с багровыми и красными вкраплениями радует глаз.

Слева огромное столетнее дерево с раскидистыми ветвями выделяется темно-зеленой, почти черной листвой. Она шумит на ветру. На неосвещенных участках ландшафта листья деревьев приобрели темно-коричневый цвет поздней осени. Прямо перед нами – небольшая желтовато-зеленая опушка. По сторонам от тропы растут одинокие кустарники. Видны темно-красные точки. Это осыпавшиеся листики.

Художник мастерски передал вид на пейзаж «с высоты птичьего полета». У меня создалось впечатления, что я осматриваю окрестности сверху. Такое решение позволяет почувствовать праздничную атмосферу осенней природы. Увидеть ее разнообразие и великолепие, составить общую картину из деталей.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация о художнике и картине
2. Сюжет
3. Описание планов
4. Цветовая палитра

Пейзаж «Золотая осень» написал знаменитый русский художник Василий Дмитриевич Поленов в 1893 году. Во время работы он жил и работал в Тульской области, в поместье, расположенном на правом берегу Оки. Это красивое и живописное место, где автора часто посещало вдохновение. Сейчас картина находится в зале Государственного музея-заповедника имени Поленова.

Сюжет полотна прост и прекрасен. Мы видим осенний пейзаж: небольшую пожелтевшую рощицу на берегу спокойной реки. Стоит солнечный, безветренный сентябрьский день. Природа дает нам возможность полюбоваться на прощание чистым небом с маленькими облачками, спокойной водной гладью, ковром из подсыхающей травы и красивым осенним одеянием деревьев. Уже через месяц наступят холода, и картина потеряет свою прелесть.

На переднем плане видим лужайку с небольшими кустами, молодыми елями и травой. По ней натоптана тропа, ведущая в лес. Наверное, местные жители ходят по ней на рыбалку или за грибами и ягодами. Чуть подальше расположена березовая роща, посреди которой вырос мощный дуб. Его листва пока еще зеленая. За рощей течет река Ока. В этом месте она совсем узкая. Вода в ней чистая и спокойная. На противоположном берегу — луга и далекие холмы.

Художник выбрал для этого произведения спокойные пастельные краски: разные оттенки зеленого, голубого, желтого, серого и коричневого цветов. Это привычная осенняя картина.

Мне понравилось это полотно спокойствием и цветовой гаммой. Такой пейзаж увидишь во многих уголках нашей Родины, стоит только отъехать подальше от города. Василий Дмитриевич Поленов показал, что при желании, можно найти прекрасное и удивительное в обычной картине, которая окружает нас каждый день.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Русский художник Василий Поленов родился в просвещенной дворянской семье. Его любовь к живописи поощрялась близкими. Также юный Поленов увлекался музыкой, пением, обожал оперное искусство. Уже в молодом возрасте он был признан выдающимся мастером живописи. Его считали одним из лучших пейзажистов. С помощью красок мастер умело передавал определённое настроение в природе. Художник особенно любил писать пейзажи средней полосы.

Знаменитую “Золотую осень” он создал в 1883 году в Тульской губернии. Поленова восхитил прекрасный вид, который открывался с берега реки Оки. С этой рекой было многое связано в его судьбе. Вблизи неё художник приобрёл имение Бёхово, построил по своему проекту в усадьбе дом. Здесь были созданы многие удивительные произведения мастера.

Сюжет пейзажа “Золотая осень” – это настоящее поэтическое произведения. Он воспевает красоту родной земли. Автор полотна изобразил ясный полдень в начале осени. Он открывает перед зрителем красочные дали просторов со всей широтой русской души.

На переднем плане видна ещё не совсем увядшая зелень травы. Небольшую лесную дорожку окружаю редкие тёмно-зелёные ёлочки. Молодая берёзовая роща живописно тянется вдоль берега реки. Тонконогие деревца уже примерили золотой наряд. За лиственной рощей выделяются сочной зеленью могучие сосны.

За деревьями виден крутой изгиб реки. Холодная вода отражает не по-осеннему лёгкие голубые облака и прибрежную поросль. Но чувствуется, что небо уже наполнено прохладой и словно нависло над землей. Водная гладь занимает значительную часть полотна и является центром композиции. Изгиб реки в форме дуги организует всё пространство холста. Он придаёт ему не только уравновешенности, но и динамизма. Плавные повороты реки теряются вдали. Они подчёркивают бескрайность просторов.

На заднем плане тянутся бесконечные луга, леса и прямоугольники полей. Жёлтый песок речной отмели также нежно-золотист, как и листва. На холме правого берега белеет небольшая церковь. Она будто бы напоминает о божественной красоте природы. На горизонте краски леса приобретают молочно-синие оттенки. Просторы земли словно сливаются с бескрайностью неба.

Поленов мастерски подобрал цветовую гамму осеннего пейзажа. В многообразии красок преобладают зелёные, жёлтые и синие оттенки. Полотно наполнено золотой теплотой. Оно словно светится изнутри. В этом удивительном пейзаже много мягких, плавных линий.

Автор хотел показать, как прекрасна родная земля, как широки её просторы. Зрителю открывается вид с возвышенности на бескрайние дали. Поленов также сумел передать чудесное настроение погожего осеннего дня.

Мне понравился этот завораживающий осенний пейзаж. Природа средней полосы великолепна в пору раннего листопада. Мастерство художника дарит прекрасное настроение, душевный покой.

План сочинение по картине поленова золотая осень 3 класс презентация и конспект

Рейтинг пользователей

    Сочинение по картине «Золотая осень» — 3 класс

    Вариант 1

    На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.

    На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.

    Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.

    На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.

    Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.

    Вариант 2

    Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.

    Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.

    Вариант 3

    Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.

    Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.

    Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.

    Примечания

    1. Василий Дмитриевич Поленов — Золотая осень (1893) (HTML). rodon.org. Проверено 20 октября 2014.
    2. Василий Поленов — Галерея картин и рисунков художника — Золотая осень (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 20 октября 2014.
    3. 12Э. В. Пастон.
      Василий Дмитриевич Поленов.— Санкт-Петербург: Художник РСФСР, 1991.— С.84—85.— 192с.— (Русские живописцы XIX века).— ISBN 5-7370-0027-6.
    4. Золотая осень (1893) (HTML). www.polenov.su. Проверено 20 октября 2014.
    5. Усадьба Поленово — Пейзажная (HTML). polenovousadba.ru. Проверено 20 октября 2014.
    6. Элеонора Пастон.
      Монография о творчестве Василия Поленова (часть 12) (HTML). Сайт о Василии Дмитриевиче Поленове — vasily-polenov.ru. Проверено 18 августа 2012.

    «Золотая осень» — 4 класс, сочинение

    Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”.

    Золотая осень.

    Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

    Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски — волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.

    Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

    Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень»

    Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский живописец. Его талант сполна раскрылся благодаря многочисленным произведениям пейзаж­ной живописи. Современники называли Поленова Рыцарем красоты, Поэтом Живописи. Художника привлекала красота родной природы. И он умел подчеркнуть её великолепие и гармонию.

    Картина «Золотая осень» по праву считается одним из самых знаменитых произведений, созданных великим художником. На картине Поленов изобразил осеннюю природу. В осенней поре есть удивительная красота. Многочисленные цвета и оттенки, свойственные ранней осени, поражают воображение. Золото листвы, зелень травы, глубина неба. Всё это создаёт особое настроение, не может не восхитить. Картина «Золотая осень» была написана в 1883 году. Тогда художник жил на берегу Оки. И картина была им написана с берега этой реки. С берега открывался прекрасный вид, который художник решил запечатлеть на полотне. Красота реки Оки всегда волновала художника. Однажды он написал Константину Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту».

    Долгие годы провёл художник рядом с Окой. И всякий раз он продолжал восхищаться её красотой и гармонией. Поленов неоднократно изображал Оку в раз­ное время года. Художник видел поэзию в красоте природы, благодаря чему были созданы удивительные произведения. Пейзаж «Золотая осень» был написан Поленовым через несколько лет после того, как он обосновался в имении Бехово в своей усадьбе.

    На картине представлен вид Оки в направлении Очаковых гор. Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокой­ная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воз­духа. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармо­нии и умиротворения. Осень прозрачная и ясная. Это, пожалуй, самое красивое время года. Прошло жаркое лето, и природа дарит возможность насладиться бархатным теплом осени. Солнце ещё такое яркое. Но его лучи не столь испепеляющие, как это бывает в летнюю пору. Воздух кажется удивительно чистым и прозрачным.

    Осень золотит листья деревьев, придавая им особое на­строение. Осень чародейка рассыпает листья золотые под ногами. Осень волшебница дарит удивительные краски, которых не увидишь в другое время года. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насла­диться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого. Нельзя не восхититься тем, насколько точно ху­дожник передал краски и цвета.

    Линия реки кажется такой светлой и чистой. Небеса нависают над хол­мами, а их глубина кажется поистине завораживаю­щей. Лес выглядит по-настоящему объёмным. Взгляд притягивает изысканное величие окрестностей реки. Хочется сполна насладиться теплом осенних дней. Сентябрьские дни уже заметно короче летних. Но в этих днях особая прелесть, именно поэтому их так хотелось бы продлить. Картина «Золотая осень» — это застывшее мгновенье, в котором хочется остать­ся как можно дольше. Золотые солнечные зайчики и янтарные блики играют вокруг, делая мир празд­ничным и ярким. При взгляде на картину невольно вспоминается что-то хорошее. Сентябрь — начало осени и плавное продолжение лета. Очарование первых осенних дней, когда ещё не чувствуется приближение холодов, вызывает восторг в душе человека. Под бар­хатным солнцем нежится берег реки, природа живёт своей жизнью, восхищая человека своей гармонией. В лесу ещё цветут цветы, ещё свежа и зелена тра­ва. Земля дарит тепло растениям, как бы убеждая остаться здесь подольше, радуя мир своей красотой.

    Для Поленова именно осень была любимым временем года. Он считал, что летние месяцы не представ­ляют интереса для художника пейзажиста, потому что летом преобладает зелёный цвет. «Всё, как из ушата, облито зеленью». А осенью природа дарит все краски радуги. Именно осень — благодатное время для художника. Самым любимым местом художника была река Ока.

    Можно сказать, что в картине «Золотая осень» сочетается любимое место и время живописца. В. Д. Поленов много лет прожил рядом с Окой. Местная природа не переставала восхищать его. Об этом свидетельствуют как письма художника, так и его живописные произведения.

    При создании данного произведения Поленов использовал приём, характерный для его творчества. Пространство было организовано с помощью дуги. Здесь именно река исполняет роль дуги. Река уравно­вешивает картину, завершает её. Пейзаж даётся в панорамном развороте. Однако он открывается далеко не сразу. Здесь есть свой секрет. Когда зрители смотрят на картину, они как бы оказы­ваются внутри неё.

    Тропинка ведёт в глубину картины. И кажется, что ты идёшь по ней, огибаешь речку, поднимаешься на холмы. И вот зритель уже мысленно оказался у горизонта, именно там, где расположена белая церковь. Именно отсюда можно посмотреть вдаль. Насколько удивительный и завораживающий вид открывается перед нами. Небо словно опускается к земле. Мир кажется бескрайним и беспредельным. А этот чудесный край воспринимается как настоящий рай на земле.

    Созерцание красоты природы помогает нам хотя бы ненадолго забыть обо всём на свете, не думать о проблемах и заботах. Кажется, что нет ничего главнее этой красоты, гармонии и великолепия.

    Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

    Популярные сочинения

    • Сочинение Образ Дуни в повести Станционный смотритель Пушкина (характеристика героя 7 класс)
      В повести Пушкина главной героиней была Дуня — она дочка станционного смотрителя. Дуня девочка четырнадцати лет с большими, голубоватого цвета глазами и необычной красотой.
    • Сочинение-описание по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли (8 класс)
      Русский живописец С.В. Герасимов написал удивительное художественное произведение! Картина «Церковь Покрова на Нерли» – великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного внимания.
    • Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс)
      Василий Тёркин» — поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность.

    Сочинение по картине «Золотая осень» — 3 класс

    Вариант 1

    На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.

    На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.

    Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.

    На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.

    Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.

    Вариант 2

    Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.

    Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.

    Вариант 3

    Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.

    Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.

    Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.

    Интересные сочинения по картинам

    • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку (описание)
      О. Попович — один из самых близких русскому духу художников. На своих картинах он изображает те привычные ситуации, с которыми каждый не раз сталкивался в жизни.
    • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс (описание)
      Игра света в этом произведении поражает своей уникальной красотой. Сказочное ночное море с зеленым оттенком и полуосвещенное небо с яркой луной радуют глаз
    • Сочинение-описание по картине Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем Васнецова
      Васнецов Виктор Михайлович – знаменитый российский, а позже, советский художник. Самыми известными стали его картины по мотивам русских сказок: «Богатыри» (правда, все называют «Три богатыря»), «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Алёнушка»
    • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)
      На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.
    • Сочинение по картине Маковского Свидание (описание)

    «Золотая осень» — 4 класс, сочинение

    Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”.

    Золотая осень.

    Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

    Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски — волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.

    Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

    Картина В. Поленова «Золотая осень»

    Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 13.03.2019 12:52
    На картине известного художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён вид на берег реки Ока в сторону Очковых гор.

    Место это вполне конкретное. Неподалёку от него в усадьбе Бёхово одно время и жил автор картины «Золотая осень», Василий Поленов.

    В. Поленов «Золотая осень» (1893). Холст, масло. 77 × 124 см. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова (Поленово) Картину «Золотая осень» Василий Поленов написал в 1890 г., после того как приобрёл себе загородный дом в Тульской губернии на берегу Оки, осуществив тем самым свою давнюю мечту. Дом находился в тихом и красивом месте. Сейчас в этом доме находится историко-художественный музей В.Д. Поленова, в котором сохранились интерьер и обстановка, созданные художником.

    Музей-усадьба «Поленово» На картине мы наблюдаем величественный и в то же время спокойный осенний мотив. «Золотая осень» выполнена в желтых и зелёных тонах. На переднем плане видна тропинка, по которой наверняка ходят люди, однако мы не видим, куда и откуда она ведёт. Пожелтевшие листья на некоторых деревьях уже собираются упасть на землю. За ними находятся три высокие старые сосны, которые своим тёмно-зелёным цветом значительно выделяются среди всех остальных деревьев. На ярко-голубом небе видны облака, но туч не видно, так что ничего не предвещает плохой погоды. Относительно узкая река Ока отражает в себе весь окружающий пейзаж. В её глади отражаются и деревья, которые растут рядом с ней, и небо с облаками. По левую сторону реки берег усыпан песком. Река уходит вдаль горизонта, поэтому мы не видим её конца. Вдалеке на горизонте виднеется небольшая сельская церковь. Нетрудно заметить, что весь пейзаж написан с высоты, а это значит, что Василий Полёнов довольно долго искал подходящее место, чтобы изобразить свою картину с самого лучшего ракурса. Василий Поленов умел передать необыкновенное в обыкновенном, а в этом и заключается мастерство художника.

    Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень»

    Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский живописец. Его талант сполна раскрылся благодаря многочисленным произведениям пейзаж­ной живописи. Современники называли Поленова Рыцарем красоты, Поэтом Живописи. Художника привлекала красота родной природы. И он умел подчеркнуть её великолепие и гармонию.

    Картина «Золотая осень» по праву считается одним из самых знаменитых произведений, созданных великим художником. На картине Поленов изобразил осеннюю природу. В осенней поре есть удивительная красота. Многочисленные цвета и оттенки, свойственные ранней осени, поражают воображение. Золото листвы, зелень травы, глубина неба. Всё это создаёт особое настроение, не может не восхитить. Картина «Золотая осень» была написана в 1883 году. Тогда художник жил на берегу Оки. И картина была им написана с берега этой реки. С берега открывался прекрасный вид, который художник решил запечатлеть на полотне. Красота реки Оки всегда волновала художника. Однажды он написал Константину Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту».

    Долгие годы провёл художник рядом с Окой. И всякий раз он продолжал восхищаться её красотой и гармонией. Поленов неоднократно изображал Оку в раз­ное время года. Художник видел поэзию в красоте природы, благодаря чему были созданы удивительные произведения. Пейзаж «Золотая осень» был написан Поленовым через несколько лет после того, как он обосновался в имении Бехово в своей усадьбе.

    На картине представлен вид Оки в направлении Очаковых гор. Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокой­ная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воз­духа. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармо­нии и умиротворения. Осень прозрачная и ясная. Это, пожалуй, самое красивое время года. Прошло жаркое лето, и природа дарит возможность насладиться бархатным теплом осени. Солнце ещё такое яркое. Но его лучи не столь испепеляющие, как это бывает в летнюю пору. Воздух кажется удивительно чистым и прозрачным.

    Осень золотит листья деревьев, придавая им особое на­строение. Осень чародейка рассыпает листья золотые под ногами. Осень волшебница дарит удивительные краски, которых не увидишь в другое время года. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насла­диться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого. Нельзя не восхититься тем, насколько точно ху­дожник передал краски и цвета.

    Линия реки кажется такой светлой и чистой. Небеса нависают над хол­мами, а их глубина кажется поистине завораживаю­щей. Лес выглядит по-настоящему объёмным. Взгляд притягивает изысканное величие окрестностей реки. Хочется сполна насладиться теплом осенних дней. Сентябрьские дни уже заметно короче летних. Но в этих днях особая прелесть, именно поэтому их так хотелось бы продлить. Картина «Золотая осень» — это застывшее мгновенье, в котором хочется остать­ся как можно дольше. Золотые солнечные зайчики и янтарные блики играют вокруг, делая мир празд­ничным и ярким. При взгляде на картину невольно вспоминается что-то хорошее. Сентябрь — начало осени и плавное продолжение лета. Очарование первых осенних дней, когда ещё не чувствуется приближение холодов, вызывает восторг в душе человека. Под бар­хатным солнцем нежится берег реки, природа живёт своей жизнью, восхищая человека своей гармонией. В лесу ещё цветут цветы, ещё свежа и зелена тра­ва. Земля дарит тепло растениям, как бы убеждая остаться здесь подольше, радуя мир своей красотой.

    Для Поленова именно осень была любимым временем года. Он считал, что летние месяцы не представ­ляют интереса для художника пейзажиста, потому что летом преобладает зелёный цвет. «Всё, как из ушата, облито зеленью». А осенью природа дарит все краски радуги. Именно осень — благодатное время для художника. Самым любимым местом художника была река Ока.

    Можно сказать, что в картине «Золотая осень» сочетается любимое место и время живописца. В. Д. Поленов много лет прожил рядом с Окой. Местная природа не переставала восхищать его. Об этом свидетельствуют как письма художника, так и его живописные произведения.

    При создании данного произведения Поленов использовал приём, характерный для его творчества. Пространство было организовано с помощью дуги. Здесь именно река исполняет роль дуги. Река уравно­вешивает картину, завершает её. Пейзаж даётся в панорамном развороте. Однако он открывается далеко не сразу. Здесь есть свой секрет. Когда зрители смотрят на картину, они как бы оказы­ваются внутри неё.

    Тропинка ведёт в глубину картины. И кажется, что ты идёшь по ней, огибаешь речку, поднимаешься на холмы. И вот зритель уже мысленно оказался у горизонта, именно там, где расположена белая церковь. Именно отсюда можно посмотреть вдаль. Насколько удивительный и завораживающий вид открывается перед нами. Небо словно опускается к земле. Мир кажется бескрайним и беспредельным. А этот чудесный край воспринимается как настоящий рай на земле.

    Созерцание красоты природы помогает нам хотя бы ненадолго забыть обо всём на свете, не думать о проблемах и заботах. Кажется, что нет ничего главнее этой красоты, гармонии и великолепия.

    Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

  • План сочинения автор и герой в романе отцы и дети
  • План составления сказки для 2 класса
  • План сочинение дубровский 6 класс по литературе по плану
  • План составить план сказка о потерянном времени
  • План сочинение вид из окна