План сказки золотое яблоко

Формы образовательной деятельности: нод, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа. групповаяцель: создание у детей доброго, позитивного настроения

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа. групповая

Цель: создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и доброжелательной атмосфере.

Образовательные: расширять и закреплять знания детей о русских народных сказках, умение узнавать сказки по заданию.

Упражнять в ориентировке по карте-схеме, определять направление маршрута. Упражнять в согласовании  порядковых числительных с существительными и существительные  с прилагательными. Закреплять умение подбирать слова антонимы; совершенствовать умения составлять связный рассказ по опорным словам.    

Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам, проявление дружелюбного отношения друг к другу, чувство товарищества и взаимовыручки.

Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, мышление, внимание, интерес к народному творчеству; способствовать развитию речи. Развивать слуховое восприятие.

Подготовительная работа: (разучивание стишков про сказки), чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций. Игры — инсценировки по русским народным сказкам ,слушание аудиозаписей со сказками, отгадывание загадок про героев сказок, пение песен из сказок и мультфильмов.

Оборудование: интерактивная доска, макет дерева – яблоня (с яблоками) кустарник, воздушный шар с письмом; карта разрезанная на 5 частей, изображение следов зверей, «Русские народные сказки», сундучок с волшебными предметами(кувшин, золотой ключик, репка, зеркальце)

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент

Дети и воспитатель  находятся в группе (рассматривают иллюстрации к сказкам в свободной форме).

Воспитатель: День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас!

Дети (подходят к воспитателю)

Двигательная и игровая.

1,0мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 1.0

мин

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Семён, я у тебя в шкафу увидела необычный конверт, принеси, пожалуйста!

(ребёнок приносит и читает)

Коммуникативная.

1,5мин

Семён: это телеграмма!

Воспитатель: прочитай, что написано в телеграмме.

Семён: «Нужна помощь. Пропали волшебные предметы вместе с сундучком. Ждём в тридевятом царстве».

Звонок Бабы Яги на телефон, громкая связь:

«Здравствуйте девчонки и мальчишки! Это я, Баба Яга, спрятала сундучок с волшебными предметами. Место, где я их спрятала, можно найти по карте. Карту я разделила на  части и раскидала в тридевятом царстве. Чтобы собрать  карту, вам нужно выполнить сказочные задания. Вам их не выполнить!»

Воспитатель: как нам быть?

Воспитатель:

Вместе дружно скажем волшебные слова:

В сказку нам попасть легко.

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и повернись

В тридевятом царстве окажись .

(Муз. заставка «В гостях у сказки»)  

Дети: нужно найти сундучок и собрать карту.

 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: ребята, а, что же такое сказка?

Воспитатель:  сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.

Воспитатель:  какие бывают сказки?

Воспитатель: ребята, почему сказки называют народными ?

Воспитатель: почему сказки называют авторскими?

Воспитатель: какими словами сказки начинаются?

Воспитатель: какими словами сказки заканчиваются

Воспитатель: предлагаю перечислить …Любимые сказки

Воспитатель: здорово, много сказок назвали! Вот и первая часть карты. (На карте изображена яблоня). — Ребята, что нам подсказывает карта? (Наш путь лежит к яблоньке).А яблочки — то на яблоне непростые, на каждом задание.

Воспитатель: что это?

Воспитатель: что это?

Воспитатель:  что это?

Воспитатель: что это?

Воспитатель: как сказать одним словом?

Воспитатель: посчитайте, сколько овощей?

Воспитатель: сколько фруктов?

Воспитатель: Тогда нам пора отправляться дальше.

Дети: дети садятся на стульчики

Дети: сказка- это волшебство,

Сказка- это чудо.

Сказка- это занимательный рассказ.

Дети: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Дети: народные, авторские.                                                                                              

Дети: потому что, их сочинил народ.                            

Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор.                                                                                                                                                        

Дети: (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)                                      

Дети: Сказка заканчивается присказкой:

-Жили они долго и счастливо…

Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

                                                                                                        Коммуникативная.

 3,5 мин

Пальчиковая гимнастика «По сказкам»

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)                                                             Будем сказки называть.                                                                                                  

 Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)                                                        Колобок – румяный бок.                                                                                                          

Есть Снегурочка – краса,                                                                                                        

Три медведя, Волк – Лиса.                                                                                                                                                                       Не забудем Сивку-Бурку,                                                                                                        

Нашу вещую каурку.                                                                                                                  

 Про жар-птицу сказку знаем,                                                                                                       Репку мы не забываем  

Знаем Волка и козлят.                                                                                                                     Этим сказкам каждый рад

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Баба Яга: здорово, много сказок знаете! Вот вам и первая часть карты.

Идите к яблоне и задания выполните (На карте изображена яблоня)

Воспитатель: А яблочки — то на яблоне непростые, на каждом задание.

д/и«Доскажи словечко»

(Первое яблоко) «Для выполнения этого задания, встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.

Воспитатель: Елена

Воспитатель: Василиса

Воспитатель: Кощей

Воспитатель: Шапочка

Воспитатель: Цветочек

Воспитатель: Старуха

3. (Второе яблоко) (Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)

Воспитатель: герои сказок бывают разные …я называю слово, а вы противоположное

Воспитатель:  добрые

Воспитатель:  смелые

Воспитатель: разбитое корыто

Воспитатель: ветхая землянка

Воспитатель: трудолюбивые

Воспитатель: веселые.

(третье  яблоко)

Воспитатель: в какой сказке печка помогла спрятаться девочке и брату?

Воспитатель: что говорила Маша медведю, когда он садился на пенёк?

Воспитатель: какими словами учила лиса волка ловить рыбу на хвост?

Воспитатель: какие волшебные слова произносил Емеля, чтобы всё делалось само?

Воспитатель: из каких материалов построены дома у трёх поросят?

Воспитатель: какой кашей кормила лиса журавля?

Баба Яга: и с этим заданием вы справились!  Вот вторая часть карты. Что на ней нарисовано?
Баба Яга: вы должны собрать сказку русскую (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют
 ее.

 (Воздушный шарик привязан к дереву, на нём конверт с заданием )

Дети выполняют пальчиковую  гимнастику, проговаривая слова вслух.

Дети: Наш путь лежит к яблоньке.

Дети: Прекрасная,

Дети: Премудрая,

Дети: Бессмертный,

Дети: Красная,

Дети: Аленький

Дети: Сварливая

Дети: злые  

Дети: трусливые

Дети: целое корыто

Дети: новая землянка

Дети: ленивые

Дети: грустные

Дети: гуси-лебеди

Дети: Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!

Дети: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!

Дети: По щучьему велению, по моему хотению

Дети: из соломы, камней и деревянных палочек, ветвей.

Дети: манной

Коммуникативная.

 Дети: Воздушный шарик.

 1,0 мин

5.5 мин

4.Игровое упражнение: «Угадай сюжет сказки».

 (Сказка о царе Салтане, Цветик- семицветик, Царевна –лягушка, Лиса и волк, Белоснежка и семь гномов) …

Воспитатель: Даша, назови как называется сказка?

Воспитатель: Ирина ,назови как называется сказка ?

Воспитатель: Коля ,  назови как называется сказка?

Воспитатель: Семен ,  назови как называется сказка?

Воспитатель: Саша, назови как называется сказка?

Воспитатель: пожалуйста, сосчитайте  всех гномов из этой сказки.

Баба Яга: что ж ловко с заданием справились, вот еще одна часть карты .Идите по следам зверей и выполните следующее задание! Вот и третья часть карты. Соедините части карты и узнаете, куда идти дальше.

Воспитатель: интересно, что это за знаки?

Воспитатель: слушаем музыкальный  фрагмент и отгадываем название песни или сказки( Кто ходит в гости по утрам..», «Песня Чебурашки», «Песня Красной шапочки», «Я колобок», «Ох, козлятушки- ребятушки», «Буратино», «Песня крокодила Гены» и т. д.

Баба Яга: отлично справились с заданием. Вот четвёртая часть карты.

Баба Яга:  последнюю часть карты вы  просто так не получите ,я ее заколдовала и превратила в лесных зверей. Придумаете сказку про этих животных, тогда и получите последнюю часть карты.

 Воспитатель:  что же делать?

5.Игровое упражнение: «Придумай сказку»

Воспитатель: ребята, Баба Яга заколдовала последнюю часть карты. Оставила только лесных жителей и хочет услышать сказку про животных.(волк, лиса и ежик)

Игровая. Дети садятся за столы,.

Даша: Сказка о царе Салтане А.С .Пушкин

Ирина: Цветик семицветик В.Катаев

Коля: Царевна –лягушка,р.н.с

Семен: Лиса и волк р.н.с

Саша: Белоснежка и семь гномов Братья Гримм

Дети: 1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)                                                              

Дети: Идём по следам зверей

Дети: это ноты

Дети: нарисован лес

Дети: Жили –были и т.д

Дети: предварительные ответы

3.5 мин

4.0

мин

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

Итог занятия. Систематизация знаний.

Баба Яга: молодцы ребята, со всеми заданиями вы справились! За старание, ловкость, отдаю вам сундучок и помогу вам вернуть их обратно в сказки, но расскажите как  у вас  все получилось?

Воспитатель: лампа Алладина

Воспитатель: золотой ключик

Воспитатель: репка

Воспитатель: зеркальце

Дети: Волшебная лампа Алладина

Дети: Буратино

Дети: Репка

Дети: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

6

Рефлексия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Жители страны сказок благодарят вас за помощь и дарят в подарок книгу «Русские народные сказки» Чтобы вернуться в детский сад, скажем волшебные слова: «Глаза закрой и повернись, В детском саду окажись».

Коммуникативная.

Ответы детей.

 1.0 мин

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Эрнста Гофмана:

«Щелкунчик»

Главные герои сказки «Золотой горшок» и их характеристика

  1. Ансельм. Поэт и студент. Честный, верный, влюблённый.
  2. Серпентина. Красивая змейка, дочь Саламандра.
  3. Вероника. Дочь Паульмана. Честолюбивая, расчетливая.
  4. Паульман. Конректор. Простой, меркантильный.
  5. Линдгорст. Он же Саламандр. Дух огня. Таинственный и справедливый.
  6. Ведьма Рауэрин. Злобная, завистливая. Дочь пера чёрного дракона и свекольницы.
  7. Геербранд. Чиновник. Влюблён в Веронику.

План пересказа сказки «Золотой горшок»

  1. Яблоки ведьмы.
  2. Змейки в бузине.
  3. Исступление Ансельма.
  4. На лодке.
  5. В доме Паульмана.
  6. Ручка двери.
  7. Встреча у куста бузины.
  8. Советы подруг.
  9. Чудесный сад.
  10. Переписка манускриптов.
  11. Чёрный обряд.
  12. Рассказ Серпентины.
  13. Любовная магия.
  14. Клякса.
  15. В бутылке.
  16. Искушение ведьмы.
  17. Схватка с ведьмой.
  18. Судьба Вероники.
  19. Жизнь в Атлантиде.

Кратчайшее содержание сказки «Золотой горшок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В ветвях бузины Ансельм увидел прекрасную змейку и влюбился.
  2. Он узнал, что змейка дочь Линдгорста и её зовут Серпентина.
  3. Ансельм переписывает манускрипты, а Серпентина ему помогает.
  4. Вероника пытается приворожить Ансельма и тот оказывается в бутылке.
  5. Ведьма погибает в схватке с Линдгорстом и Ансельм женится на Серпентине.
  6. Вероника выходит замуж за Геербранда и обретает счастье.

Главная мысль сказки «Золотой горшок»

Верь, люби, надейся.

Чему учит сказка «Золотой горшок»

Сказка учит не предавать свою любовь. Учит верности и настойчивости. Учит не пытаться причинить зло другому человеку ради своей выгоды. Учит самоотверженности и умению пожертвовать собой.

Отзыв на сказку «Золотой горшок»

Мне очень понравилась эту удивительная сказка и её герои. Ансельм мне понравился за его верность, он сумел устоять перед искушением и не поддался чарам. Он оказался в очень странной ситуации, но боролся и победил. Ведь им двигала любовь, которая побеждает всё.

Пословицы к сказке «Золотой горшок»

Вечная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Делая зло на добро не надейся.

Верен — в деле проверен.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотой горшок»

В тот день Ансельм наткнулся на лоток и рассыпал яблоки. Ему пришлось отдать все деньги старухе, но она всё равно была недовольна и обещала студенту, что тот окажется в стекле.

Грустный Ансельм присел возле бузины и услышал чудесную песню. Он увидел в ветвях трёх змеек и одна из них посмотрела на него голубыми глазами.

Страшный голос позвал змеек и они исчезли, а Ансельм стал в исступлении кричать и бить дерево. Его приняли за сумасшедшего.

Конректор Паульман позвал Ансельма кататься на лодке и студент принял отражения фейерверка в воде за змеек. Он чуть не прыгнул в воду.

Вероника заступилась за студента и после обеда они распевали песни в доме Паульмана.

Паульман сказал студенту, что архивариус Линдгорст ищет переписчика, обещая щедрую плату.

Ансельм отправился к архивариусу, но не успел постучать, как дверная ручка превратилась в ведьму с рынка и он потерял сознание.

Ансельм часто вспоминал змейку и ходил к кусту бузины. Там его встретил Линдгорст. Архивариус сказал, что эти змейки его дочери, а ту, которая полюбилась студенту, зовут Серпентина.

Студент рассказал про ведьму и Линдгорст дал ему пузырёк с жидкостью.

Вероника мечтала, что выйдет замуж за Ансельма, а тот станет надворным советником. Подруги рассказали ей про пророчицу и Вероника отправилась к ведьме. В ней она узнала старую няню. Ведьма обещала приворожить Ансельма.

Ансельм пришёл в дом архивариуса и был поражён красивым садом, полным цветов и птиц. Он увидел золотой горшок, в котором отразилась Серпентина. Линдгорст дал ему переписывать старинные манускрипты и Серпентина помогала студенту магией.

Вероника ночью отправилась к ведьме и на пустыре они совершили магический обряд. Вероника получила волшебное зеркало, через которое могла управлять чувствами Ансельма.

Серпентина рассказала Ансельму историю своего отца, духа стихии Саламандра. Саламандр был влюблен в золотую лилию, но погубил её своим огнём. Повелитель духов Фосфор лишил Саламандра силы и изгнал в мир людей. Там Саламандр должен был пребывать, пока не выдаст замуж трёх дочерей и не подарит каждой золотой горшок.

Ансельм поклялся вечно любить Серпентину.

Зеркало ведьмы начало действовать и Ансельм решил, что Серпентина лишь плод его воображения. Он стал думать, что любит Веронику и весело проводил время в её доме.

Паульман и Геербранд напились пунша и стали творить безумства.

Утром Ансельм пришёл в себя и отправился к Линдгорсту. Но он не мог переписывать и поставил кляксу на важный манускрипт.

Линдгорст поместил Ансельма в бутылку. Студент раскаивался в своём неверии и клялся в любви к Серпентине. В соседних бутылках сидели другие писцы, вполне довольные своим существованием.

Появилась ведьма и стала рвать манускрипты. Ей помогал чёрный кот. Но явились Линдгорст и попугай. Завязалась битва. Архивариус победил и простил раскаявшегося студента, который доказал свою верность.

Он выпустил Ансельма из бутылки.

Прошло три месяца. Геербранд получил должность надворного советника и посватался к Веронике. Та вышла за него и её мечта осуществилась.

Ансельм и Серпентина обрели счастье в Атлантиде, среди чудесной природы, где всегда царит праздник любви. В их золото горшке расцвела золотая лилия, символ их любви.

Линдгорст мечтает выдать замуж двух других дочерей.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Золотой горшок»

1

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о мертвой царевне

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Мертвая царевна в сказке и жизни

Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке «Белоснежка и семь гномов», «Десятое королевство» и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны). Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.

Реклама Итак, девочка созрела:

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.
Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов — матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.

Задача отца — заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.

Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.

Задача матери — принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) «милее, румяней и белее…» матери.

Подарок подрастающей девушке от матери — признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью «Я-женщина».

Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.

В сказке эта невозможность отражается через усиление — мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху — достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается «психологическая неполноценность», несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.

Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке — мачеха дочери-царевны. Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.

В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;
Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело.С ним одним она былаДобродушна, весела,
Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.

Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.

Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет;Ты, царица, всех милее,Всех румяней и белее».
Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась,Гордо в зеркальце глядясь.
Однако время неумолимо идет — царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий — красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясьПеред зеркальцем своим,Перемолвилася с ним:«Я ль, скажи мне, всех милее,Всех румяней и белее?»Что же зеркальце в ответ?«Ты прекрасна, спору нет;Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».
Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.

Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.

Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
И впадает в нарциссическую ярость

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!
Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:

«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:

Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.Вишь какая подросла!И не диво, что бела:Мать брюхатая сиделаДа на снег лишь и глядела!Но скажи: как можно ейБыть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.

Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.

Она,
Как под крылышком у сна,Так тиха, свежа лежала,Что лишь только не дышала.
По сути, речь идет о психологической смерти — как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.

Однако, ее жених — королевич Елисей — совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.Гроб разбился. Дева вдругОжила. Глядит вокругИзумленными глазами,И, качаясь над цепями,Привздохнув, произнесла:«Как же долго я спала!»И встает она из гроба…Ах!.. и зарыдали оба.
В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни «условно мертвых» девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.

В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).

Однако «колдовство» матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.

В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.

Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс — ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,В двери прямо побежалаИ царевну повстречала.Тут ее тоска взяла,И царица умерла.
А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее «по наследству», так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.

И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий — неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни.

Что делать? Терапевтические размышления

Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.
И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.

Вот некоторые советы для этого:

  • Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
  • Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
  • Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
  • Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
  • Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
  • Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами.

Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.
P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически «мертвых» царевен, но и для их матерей — «мертвых» Цариц.

Олимпиадные
задания по литературному чтению. 4 класс

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — ______________________

2. Во что бы ты ни стало —
______________________

3. За тридевять земель — ______________________

4. Ломать голову — ______________________

5. Повесить нос- ______________________

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его:

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в
Карачарове?_____________________

2. Как звали коня Добрыни
Никитича?_________________________

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька?_______________

4. Какая дорога вела к Изумрудному
городу?____________________

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил
детей?_____________________________

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1. С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек».                         былина

2. Житие Серафима
Саровского.                                     басня

3. Болезнь и исцеление
Ильи.                                        житие

4. И.А.Крылов « Кукушка и Петух».                                сказка

5. Л.Н.Толстой «
Акула».                                              рассказ

Задание 5.Что означают слова – архаизмы?
Подберите к ним по одному синониму.

Резной
ларец —                                                            

тувалет
хрустальный —

палаты
белокаменные —  

указующий
перст —

золотой
венец —

несметная
рать —

Задание 6. Вспомни сказку по ключевым словам.
Напиши название сказки и её автора.

Метла,
тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало,
терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено,
очаг, ключ, борода, театр.

Розы,
сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница,
перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль,
цветок, перстень, ставни, заря.

Задание
7. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.

Рядом объясни
почему?

сеинен –
________________________________________________________________

вючтет –
________________________________________________________________ ошела –
_________________________________________________________________  шпирнив –
______________________________________________________________ дорира –
________________________________________________________________

Задание
8. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, ______________________________________________

   
б)   Скоро  сказка сказывается, ______________________________________________      

   
в)   Это всё присказка,
_____________________________________________________

Задание
9. Восстанови порядок действий при составлении плана текста (пронумеруй).

Выделить главную мысль в каждой
смысловой части текста.

Записать выделенные предложения в виде
пунктов плана.

Внимательно прочитать текст.

Найти в тексте или составить самим
предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой
смысловой части.

Разделить текст на достаточно большие
законченные смысловые части.

Повторно прочитать текст и решить, точно
ли составленный план отражает основное содержание текста.

Задание10
Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры 
какого литературного приема остались ?

     а) глядел из
печки огонек —

     б) лес точно
терем расписной  —   

     в) буре плач
его подобен —       

     г)
белоснежная лебедушка —

     д) уж небо
осенью дышало —

     е) седые моря
—    

Задание 11. Вспомни и запиши, что
делают люди этих профессий:

1.Архитектор_________________________________________________________

2.Журналист_________________________________________________________

3.Фармацевт_________________________________________________________

Ответы к олимпиаде по литературному
чтению  4 кл.

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — близко, рядом. ( 1 балл)

2. Во что бы ты ни стало — обязательно, любой ценой. ( 1
балл)

3. За тридевять земель — далеко. ( 1 балл)

4. Ломать голову — думать. ( 1 балл)

5. Повесить нос- огорчиться, грустить. ( 1 балл)

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его.

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. ( 2 балла)

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах. ( 3 балла)

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в Карачарове? Илья Муромец

2. Как звали коня Добрыни Никитича? Белеюшка

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька? На верблюде

4. Какая дорога вела к Изумрудному городу? желтая

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил детей? Л.Толстой (по 1 баллу)

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1.С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек»                             сказка

2.Житие Серафима
Саровского.                                       житие

3.Болезнь и исцеление Ильи                                            былина

4.И.А.Крылов « Кукушка и
Петух»                                   басня

5.Л.Н.Толстой « Акула»                                                     рассказ

(по 1 баллу за правильный ответ)

Задание
5.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное
количество баллов – 6.

Ответы: Резной
ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало,
палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой
венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать –
огромное войско.

Задание
6.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла,
тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем,
яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкин)

Полено, очаг,
ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд,
коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо,
конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок,
перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 7.
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – »лишний», так как зарубежный
писатель. ( по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение
лишней фамилии с пояснением )

Задание 8. Закончи
крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

   
б)   Скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается.      

   
в)   Это всё присказка, сказка будет впереди.

     (По одному баллу за правильный ответ)

Задание 9.   Считается
верным ответ: 3,5,1,4,2,6

     (По одному баллу за правильный
ответ)    Максимально 6 баллов.

Задание 10.   Сравнения
– б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

           ( по 1 баллу — за каждое
верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма
олицетворения )

Задание 11. Вспомни и запиши, что делают люди этих
профессий:
           

1.Архитектор – главный специалист по строительству.

2.Журналист-человек,
занимающийся на профессиональной основе поиском и обработкой актуальной
информации для дальнейшей ее публикации в СМИ.

(люди, которые печатают
свой материал в газетах и журналах…)

3.Фармацевт
специалист по изготовлению и выдачи лекарств.
(по 1 баллу за
правильный ответ)

  • План рассказа филипок 2 класс школа россии
  • План рассказа о тундре
  • План подготовки учителя к уроку сочинения этюда
  • План по сказке по щучьему велению по моему хотению 3 класс
  • План работы по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе план учителя