Задания по литературе для 5 класса Как написать, составить план к сказке «Журавль и цапля»?
3 ответа:
2
0
План для пересказа русской народной сказки «Журавль и Цапля»:
- Жили были на одном болоте журавль и цапля
- Построили они каждый себе дом, но жить им было скучно
- И пошел журавль звать цаплю в жены
- Отказала цапля жениху
- Передумала цапля сам к журавлю пошла, но тот прогнал ее
- Раскаялся журавль опять к цапле идет
- Так и ходят они все время друг к другу, никак не поженятся.
2
0
Русская народная сказка «Журавль и цапля» содержит в себе мудрые мысли и из нее можно сделать полезные выводы, в ней есть главные герои — это Журавль и Цапля и они своим поведением олицетворяют некоторых людей.
А составить план для пересказа сказки «Журавль и Цапля» можно, например, таким образом:
- Журавль и Цапля были соседями и жили на болоте;
- Журавлю надоело жить одному;
- Журавль отправился к Цапле, чтобы позвать ее замуж;
- Цапля, не подумав, отказалась. а журавль обиделся и ушел;
- Цапля передумала и сама пошла мириться к Журавлю;
- Но теперь Журавль отказался;
- Так и не могут договориться журавль и Цапля и ходят друг к другу.
1
0
Сказка «Журавль и цапля» относится к разряду сказок о животных, хотя в поведении и журавля и цапли легко признать поведение иных людей.
План сказки «Журавль и цапля»:
- Журавль и цапля строят себе дома на разных концах болота.
- Решил журавль посвататься к цапле, но цапля ему отказала, мол кормить журавля ей нечем.
- Пожалела цапля, что отказалась от такого мужа и сама к журавлю отправилась.
- На этот раз уже журавль отказал цапле, не захотел ее в жены.
- И вновь передумал журавль и снова к цапле отправился с тем же успехом
- Стали они друг к другу ходить да замуж-в жены друг друга звать а пожениться не могут.
Читайте также
Рассказ ОГенри «Дары волхвов» у меня вызывает и грусть и вместе с тем радость за героев, которые настолько сильно любят друг друга, что без сожаления расстаются со своими сокровищами, ради того, чтобы сделать другому подарок. И пусть они сразу не могут воспользоваться этими дарами, но в них важна та искренность, с которой они преподнесены.
План пересказа рассказа «Дары волхвов»:
- Делла считает свои накопления и плачет
- Делла думает о подарке для Джима
- Два сокровища семьи Юнг
- Делла продает волосы
- Делла покупает платиновую цепочку для часов
- Джим потрясенно смотрит на волосы Деллы
- Джим растерян, что кос уже нет и Делла успокаивает его
- Джим показывает Делле подарок — набор черепаховых гребней
- Делла протягивает Джиму цепочку для часов, а Джим говорит, что продал часы, чтобы купить подарок.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
На этих иллюстрациях мы видим четыре очень известных басни Крылова.
Первая иллюстрация обращает нас к басне «Осел и соловей», в которой Осел взялся судить о соловьином пении. Мораль данной басни в том, что невежды не должны судить мастеров, таких судей быть не должно.
На второй картинке мы видим сцену из басни «Волк и ягненок», в которой утверждается, что Сильный всегда найдет в чем обвинить слабого, сделать его виноватым.
Третья картинка — это эпизод из басни «Лебедь, щука и рак» в которой описывается как несогласованные усилия пропадают даром и воз остается на одном месте.
Последняя картинка — басня «Квартет» в которой говориться о том, что надо уметь что-то делать, а не менять места.
Сказка «журавль и цапля» начинается и заканчивается очень необычно.Начинается она с присказки, а не с зачина, то есть история про сову, не имеет отношения к действию сказки, а просто завлекает внимание слушателя. Заканчивается сказка концовкой, но какой-то бесконечной -ходят мол друг к другу цапля и журавль до сих пор.
Поищем в этой сказке повторы: летела-летела, жили-были, тып, тяп.
Теперь посмотрим постоянные эпитеты, которые имеются в этой сказке: веселая голова, ноги долги, долговязый.
Ну и наконец народные выражения в этой сказке несомненно также имеются, правда найти мне удалось только одно: несолоно похлебав.
В своей басне «Две бочки» Крылов описывает ситуацию, когда один производит много шума, но пользы от этого нет совершенно, а второй молча делает свое дело и приносит всем пользу. В басне героями сделаны бочки — пустая и с вином. Пустая несется громко и быстро, но она пустая и ничего не принесет. Бочка с вином катится медленно и тихо, зато польза от нее очевидна.
Мораль здесь в том, что надо спокойно делать свое дело, а не носится с шумом ничего не делая.
Вопросы для викторины:
- С чем были бочки?
- Почему пуста бочка громыхала?
- Почему бочка с вином катилась медленно?
- Как реагировали на приближение пустой бочки прохожие?
Сегодня на уроке мы:
· подробнее поговорим о бытовых сказках;
· поговорим про сказки о животных;
· рассмотрим сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».
А чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.
– А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в книгах на полках.
– А тебе зачем? – спросил дедушка.
– Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в них так много волшебства!
Мы говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского народа с врагами.
А вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения, путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.
– Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?
– У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?
– Но ведь там ни волшебных превращений, ни колдунов, ни сражений… — приуныл Костя.
– Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.
– Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?
– От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне надоел этот быт!
– Верно, — улыбнулся дедушка. – Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.
Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.
В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.
Каковы особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы узнать это.
Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.
Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.
Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.
«Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!»
Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.
Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:
«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»
Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень многих сказках: «Солдат и царица», «Солдат и чёрт», «Как Солдат царевну спас», «Каша из топора» и многие другие. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.
«Выслушал это солдат и думает сам с собой: “Дай пойду, счастья попытаю; может, и избавлю царевну! Царь хоть что-нибудь на дорогу пожалует”. Взял шинель, вычистил пуговицы мелом, надел и марш во дворец. Увидала его придворная прислуга, узнала, зачем идет, подхватила под руки и привела к самому царю».
Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?
· В центре сюжета – обычная жизнь.
· Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.
· В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.
То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.
– Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о злой тёще, и о глупых богачах…
– Совершенно, верно, — улыбнулся дедушка.
– А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли просто для смеха?
– Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.
В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому
животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе:
«Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:
– Пусти, брат, погреться.
– Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!
– А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».
При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.
«Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
– Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!»
При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…
Сказки о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца», «Коза-дереза», «Медведь и мужик».
– А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка. – Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий Петрович. – Ты помнишь её?
– Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг друга и никак не могут пожениться.
– А почему?
– Не могут найти общего языка.
Именно непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?
Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.
Вот как цапля отвечает на сватовство журавля:
«– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»
Но ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?
– Дома.
– Выдь за меня замуж!»
Да и жениться они хотят от скуки:
«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться».
Эти соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных концах болота, семь вёрст разделяют их.
Какие черты мы можем увидеть в героях?
Цапля капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:
«…у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!»
Журавль обидчив и тоже груб с цаплей:
«– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала от стыда и воротилась назад».
Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной:
«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».
Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?
Так какие признаки сказки о животных мы можем выделить?
Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.
– Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В сказках столько всего скрыто!
– Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже могут быть поучительными.
– Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.
Так что же мы должны сегодня запомнить?
«Солдатская шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки такие:
В центре сюжета – обычная жизнь.
Сказка короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.
Обличительная направленность сказки.
«Журавль и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой сказки такие:
Главные герои – животные.
Животные умеют говорить и ведут себя как люди.
В сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.
кандидат филологических наук, доцент Институт гуманитарных и социальных наук (ОРУ) Факультет филологии и медиакоммуникаций (ОРУ) Кафедра журналистики и интегрированных коммуникаций (ОРУ).
Эксперт: РКИ, журналистика
Занятие ориентировано на иностранцев, владеющих русским языком на продвинутом уровне.
Каждый народ в процессе своего развития проявлял себя в сфере устного творчества, которая получила название фольклор. Фольклор – мудрость и душа русского народа. Фольклорные произведения связаны с верой в то, что природа и животные обладают душой и разумом; мир населён таинственными существами, волшебниками и чудовищами; будничная жизнь человека определяется его судьбой.
- Жанры фольклора: сказка, пословица, поговорка, загадка; песня, частушка; былина.
- Виды песен: лирическая, хороводная, колядка, свадебная, колыбельная.
- Виды сказок: волшебная, о животных, бытовая.
- Сказка начинается с присказки – небольшого текста, не связанного с сюжетом. Заканчивает сказку концовка – предложение, обращенное к слушателям.
Вопросы и задания
Ответьте на вопросы по текстам.
- С чем связан фольклор?
- Что стало основой веры человека?
- Приведите примеры такой веры из вашего фольклора. Чем обладают природа и животные в фольклоре?
- Кто населяет мир? Вспомните подобных героев вашего родного фольклора. Что такое судьба?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
- Вы знаете примеры русских сказок, пословиц, поговорок, загадок?
- Приведите примеры из вашего родного фольклора. В чем различия между русским фольклором и вашим?
- Есть ли что-то общее между сказками, пословицами, поговорками, загадками разных стран?
- Назовите темы русских народных песен, судя по их названию.
- Как вы поняли фразу «мудрость и душа народа»?
Составьте план текста. Выделите главную мысль и ключевые слова каждой части. Пользуясь планом и ответами на вопросы 1-4, перескажите текст.
Вопросы и задания
1. Прочитайте сказку. Как вы поняли ее смысл? Чему учит сказка? С кем можно сравнить ее героев журавля и цаплю?
2. К какому виду сказок относится сказка «Журавль и цапля»? Поясните.
3. Составьте план текста. Найдите присказку и концовку.
Читайте и отвечайте на вопросы к тексту.
4. Что происходит весной? Какими глаголами описана весна? Зачем прилетают перелетные птицы из-за моря? Что общего между жизнью природы и жизнью человека?
5. О чем думает журавль? Почему он хочет посватать цаплю?
6. Прочитайте путь журавля по болоту, где живет цапля. Какими словами описана трудность этой дорожки?
7. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли?
8. Почему журавль обиделся на цаплю? Как в тексте показаны его эмоции (вспомните его путь по болоту до разговора с цаплей)?
9. Какие достоинства увидела цапля в журавле? Сравните недостатки и достоинства журавля. Как цапля хочет извиниться?
10. Почему цапле так же тяжело идти по болоту, как и журавлю?
11. Прочитайте диалог журавля и цапли по ролям. Какие эмоции испытывают герои? С помощью каких слов переданы эмоции журавля и цапли? Почему журавль прогоняет цаплю?
12. Прочитайте последний диалог героев по ролям. Как показаны обида и недовольство героев друг другом? К чему приведет ссора журавля и цапли?
13. Почему в финале журавль снова передумал и решил прийти к цапле? Почему в сказе нет их разговора в финале?
14. Как вы думаете, что значит описание трудного пути по болоту?
Сравните описания пути героев в разных частях сказки.
«Вот и пошел он дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; Он упрется клювом – хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит – хвост увязнет»; «Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одна нога увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает»; «Путь до журавля долог, болото вязко: то одна ножка увязнет, то другая. Крылышко вытащит – клюв испачкает; насилу добралась до журавлиного гнезда»; «Встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит – клюв увязнет, а клюв вытащит – хвост увязнет».
Какие слова повторяются? Как передано движение героев? С помощью каких слов передан звук шагов? К какой части речи принадлежат слова «тяп да тяп»?
15. Как вы понимаете финал сказки? Почему сказано, что журавль и цапля «дорожку проторили, а пива не сварили»?
16. Какие проблемы жизни человека описаны в этой сказке? Чем она интересна для подростков, а чем – для взрослых?
Вывод: Занятие посвящено знакомству иностранных учащихся с понятием фольклора, его жанрами. Особенности жанра сказки рассматриваются на примере русской народной сказки «Журавль и цапля».
Статьи по теме
- Художественный фильм “Мой ласковый и нежный зверь” на занятиях РКИ
- Игры на уроках РКИ: продвинутый этап обучения
- Как работать с карикатурами на уроках РКИ
- Комиксы на уроках разрешаются
- Методы и приемы словарной работы на уроках делового русского как иностранного
- Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: “Я и моя семья”)
- Короткие аутентичные видеоматериалы на занятиях РКИ