Составитель: учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Воронина Елена Александровна
Дата проведения урока: ноябрь 2019 г.
План-конспект открытого урока по литературе в 5 классе по теме
«В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Организационный момент:
1 слайд. УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, друзья. Я рада вас всех приветствовать, сегодня у нас необычный урок, а необычный он не только потому, что у нас присутствуют гости, но и потому что мы сегодня с вами, зайдя в этот класс, попали каким-то чудом в волшебную сказку. Да пусть будет так. Все готовы начать путешествие?
ДЕТИ: дааа!
Мотивационный этап.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы только посмотрите, какой же чудесный бор вокруг нас. Но почему же мы попали именно сюда?!
-Ой, дедушка, здравствуй!
«Расскажи про этот бор
Нам, старинушка честной!»
-УЧЕНИК:
Здравствуйте, здравствуйте, от дедов слыхал я вот что:
Там богатый царский дом
В нем давным-давно стоит, И царевна в доме спит,
И ее чудесен сон, аж три века длится он,
А во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет;
Но опасны в лес пути, И пыталася дойти
До царевны молодежь, Но со всяким то ж да то ж
Приключалось: попадали В лес, да там и погибали.
А вы, смотрю, детины удалые, верю, что именно вы сможете помочь принцу спасти царевну ото сна, изучив сюжет сказки
_Учитель: спасибо, дедушка, думаю, что мы справимся.
Этап целеполагания.
Итак, ребята. В какой же сказке мы оказались?
-«Спящая царевна».
2слайд.-Какую цель поставил перед нами дедушка?
-Помочь принцу спасти царевну ото сна.
-Верно, ребята, поможем принцу освободить царевну от чар, полностью изучив сюжет этой сказки?
-Дааа.
-Ребят, а чтобы достигнуть цели, какие задачи вам предстоит решить?
-Узнать историю создания сказки.
-Проанализировать сюжет
-Выявить характеристику главных героев
Этап изучения материала.
Для начала нам нужно ответить на вопрос. Есть ли автор у этой сказки? Назовите его.
-В.А.Жуковский
3 слайд. -А известно ли вам, как автору пришла идея создания этой сказки?
А похожа ли эта сказка на какие-то другие?
-«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Спящая красавица»
Да, действительно, и давайте узнаем, как же это произошло.
4 слайд. Как известно, лучшим другом Жуковского был А.С. Пушкин. Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году. В.А. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
5 слайд. ЗАПишем у себя в интеллект карте
Историю создания определили. Перейдем к следующему этапу нашего путешествия анализу сказки.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Кого пригласил царь на день рождения дочери
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 6)
А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!»
Но кто спасает царевну от смерти и вечного проклятия феи?
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 7)
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
IV. Подведение итогов.
Учитель
Итак, с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
И мы уже совсем близки к концовке, но вот незадача, у нас остались еще сложные слова, определив смысл которых, мы поможем принцу добраться до царевны. А помогут нам в этом ваши родители.
Вот И решили мы последнюю задачу. Которая помогла нам приблизиться к финалу сказки. Так кто же пробудил царевну от многовекового сна и как это произошло? Прочитаем.
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Рефлексия:
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?
Вот и закончилось наше путешествие по сказке, а теперь предлагаю каждому из вас оценить свою работу. 8 слайд
4
Конспект урока
Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского
и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на
сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено –
приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий –
офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник –
вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.)
– щёки.
Чело (устар.)
– лоб.
Очи (устар.)
– глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс.
Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.
П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96 - Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112 - Егорова Н. В. Поурочные разработки по
литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400 - Егорова Н. В. Контрольно-измерительные
материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80 - Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5
кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279 - Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. –
М.: Экзамен, 2019, стр. 80 - Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум
для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки.
URL: http://www.nlr.ru (дата
обращения: 19.07.2019). - Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
обращения: 19.07.2019). - Все книги России, библиографический каталог.
URL: http://www.biblus.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019). - Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019). - Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский
портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата
обращения: 19.07.2019). - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и
тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm /
(дата обращения: 19.07.2019). - Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата
обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного
изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и
критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь
сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году.
Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в
поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий
Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна».
Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую
литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в
прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные
сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана
почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом
петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из
сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для
оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала:
усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных
превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро,
почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать
фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка
предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт
счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание
сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает,
а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который
должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он
её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным,
Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля
Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет
как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным
переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке
и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо
старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет
Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского
заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы
главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и
свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки
приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного
изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу
приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или
стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка
уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования
часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской
литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то
же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею
отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз
таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё
достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского
народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на
то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и
пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец,
существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших
основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.
А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников.
Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную
канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского
наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части
урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов
горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность
событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне
от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и
прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей
царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки
В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность
событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и
выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне
от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и
прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей
царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задания к сказке В. А. Жуковского
«спящая царевна» (урок № 2) (5 класс)
Задание № 1: запишите пункты плана сказки В.
А. Жуковского «Спящая царевна» в верной последовательности:
(1) Разговор царского сына со стариком. (2)
Рождение царевны. (3) Пир в честь рождения царевны. (4) Царский
указ. (5) Предсказание чародеек. (6) Гулянье царевны по дворцу. (7)
Встреча царевны со старушонкой. (8) Путь спасителя. (9) Спасение
царевны.
Ключ:
2, 3, 5, 4, 6, 7, 1, 8, 9
2 | Рождение |
3 | Пир |
5 | Предсказание |
4 | Царский |
6 | Гулянье |
7 | Встреча |
1 | Разговор |
8 | Путь |
9 | Спасение |
Задание № 2: объясните значение следующих слов
из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна», используя «Материал для справок»:
(1) Царь; (2) пророк; (3) чародейка;
(4) оплошать; (5) хлебосольный; (6) веретено; (7) пряха;
(8) покой; (9) гребень; (10) пряжа; (11) очи; (12)
свита; (13) хорунжий; (14) бор; (15) ловчий; (16) ланита;
(17) чело.
Материал для справок: (А)
предсказатель будущего, выполняющий волю богов; (Б) щека; (В) женщина,
занимающаяся ручным прядением; (Г) лица, сопровождающие важную,
высокопоставленную особу; (Д) титул монарха в некоторых странах; (Е)
лоб; (Ж) сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте; (З)
допускать оплошность, промах, ошибку; (И) высокая деревянная стойка с
зубьями, на которые при ручном прядении насаживается кудель; (К) радỳшно
и щедро угощающий, гостеприимный; (Л) в царской армии казачий офицерский
сын; (М) лицо, ведавшее разными видами ловли, главным образом, псовой
охотой у бояр и помещиков; (Н) волшебница, колдунья; (О) жилое
помещение, комната; (П) глаза; (Р) ручное прядильное орудие в
виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посредине; (С) нить,
состоящая из скрученных волокон.
Ключ:
№ | Буква-соответствие | Слово | Лексическое значение |
1 | Д | царь | титул |
2 | А | пророк | предсказатель |
3 | Н | чародейка | волшебница, |
4 | З | оплошать | допускать |
5 | К | хлебосольный | радỳшно |
6 | Р | веретено | ручное |
7 | В | пряха | женщина, |
8 | О | покой | жилое |
9 | И | гребень | высокая |
10 | С | пряжа | нить, |
11 | П | очи | глаза |
12 | Г | свита | лица, |
13 | Л | хорунжий | в |
14 | Ж | бор | сосновый |
15 | М | ловчий | лицо, |
16 | Б | ланита | щека |
17 | Е | чело | лоб |
Задание №
3:
вставьте на месте (..?) слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:
№
1.
«Неподвижно по стенам / (..?) сонные сидят».
— мухи.
№
2.
«Из терновника забор / Дикий (..?) тот окружил».
— бор.
№
3.
«Много было смельчаков / (По сказанью (..?))».
— стариков.
№
4.
«Забавляясь (..?), там / По долинам, по полям».
— ловлей.
№
5.
«Блещут (..?) по кустам».
— розы.
№
6.
«Зданье — чудо (..?)».
— старины.
№
7.
«И, молитву (..?), / Он шагнул через царя».
— сотворя.
№
8.
«Вся душа его (..?)».
— кипит.
№
9.
«Кудри черной полосой / Обвились кругом (..?)».
— чела.
№
10.
«Стражи (..?) стучат…».
— ружьями.
№
11.
«По усам вино (..?), / В рот же капли не попало».
— бежало.
Задания к сказке В. А. Жуковского «спящая царевна»
(урок № 2) (5 класс)
Задание
№ 1: запишите пункты плана
сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» в верной последовательности:
(1) Разговор царского сына со
стариком. (2) Рождение царевны. (3) Пир в честь рождения царевны.
(4) Царский указ. (5) Предсказание чародеек. (6) Гулянье
царевны по дворцу. (7) Встреча царевны со старушонкой. (8) Путь
спасителя. (9) Спасение царевны.
Задание
№ 2: объясните значение
следующих слов из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна», используя «Материал
для справок»:
(1) Царь; (2) пророк;
(3) чародейка; (4) оплошать; (5) хлебосольный; (6)
веретено; (7) пряха; (8) покой; (9) гребень; (10)
пряжа; (11) очи; (12) свита; (13) хорунжий; (14)
бор; (15) ловчий; (16) ланита; (17) чело.
Материал для справок: (А) предсказатель
будущего, выполняющий волю богов; (Б) щека; (В) женщина, занимающаяся
ручным прядением; (Г) лица, сопровождающие важную, высокопоставленную
особу; (Д) титул монарха в некоторых странах; (Е) лоб; (Ж)
сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте; (З) допускать оплошность,
промах, ошибку; (И) высокая деревянная стойка с зубьями, на которые при
ручном прядении насаживается кудель; (К) радỳшно и щедро угощающий,
гостеприимный; (Л) в царской армии казачий офицерский сын; (М)
лицо, ведавшее разными видами ловли, главным образом, псовой охотой у бояр и
помещиков; (Н) волшебница, колдунья; (О) жилое помещение,
комната; (П) глаза; (Р) ручное прядильное орудие в виде
деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посредине; (С) нить,
состоящая из скрученных волокон.
Задание
№ 3: вставьте на месте (..?)
слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:
№
1.
«Неподвижно по стенам / (..?) сонные сидят». № 2. «Из терновника
забор / Дикий (..?) тот окружил». № 3. «Много было смельчаков /
(По сказанью (..?))». № 4. «Забавляясь (..?), там / По
долинам, по полям». № 5. «Блещут (..?) по кустам». № 6.
«Зданье — чудо (..?)». № 7. «И, молитву (..?), / Он шагнул
через царя». № 8. «Вся душа его (..?)». № 9. «Кудри черной
полосой / Обвились кругом (..?)». № 10. «Стражи (..?)
стучат…». № 11. «По усам вино (..?), / В рот же капли не попало».
Автор На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано
Картина В. Васнецова «Спящая царевна»
«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».
История создания
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».
Сюжет
У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
ПожаловатьсяСодержание:
История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Основные действующие герои
В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:
- принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
- принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
- царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
- добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
- старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
- старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.
Краткое содержание
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
- https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html
Класс: 4. УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок ОНЗ. Тема: Ш.Перро «Спящая красавица».
Цель
урока:
создать условия для формирования умения работать
с повествовательным текстом.
Образовательные:
определять
тему, основную мысль, основное содержание произведения; формировать умение
ориентироваться в книге, различать жанровые особенности сказки, различать
позицию автора и главного героя произведения.
·
Развивающие: способствовать развитию
техники чтения; расширять кругозор учащихся; обогащать словарный запас
обучающихся; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать
выводы, развивать языковое чутьё. бланковая технология
· Воспитательные:
способствовать
воспитанию интереса учеников к предмету,
положительного отношения, самостоятельности, организованности, активности, способствовать
воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, учить работать в паре, в
группе.
Оборудование:
учебник
литературного чтения Климановой Л.Ф. («Перспектива») для 4 класса (часть 2),
карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация учебной Формулирование | На Какой С Выполняем В Задание 2. Запишите Отметьте в карте | Учащиеся Настрой на урок. -Литературная — Эти сказки — Братья Гримм : — Белоснежка и Записывают в — потому, · · · | Карта Слайд |
Речевая разминка | Выполняем Взяли Как Где Где Обо Где И Где Сочиняет Берем Читаем:тихо-громко прочитаем В | Читают, В карте урока | Слайд |
Работа по теме урока | Выполняем В Кто | — В Краткое | Слайд |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | |||
Работа над | Задание №5.Давайте Волшебница – Принцесса – Веретено – Придворные отвечаем на 1) В честь кого 2)Какое 3)Что сумела 4) Кто спас В карте Задания №6. 1. Что 2. Что 3. Сколько 4. Кто проснулся сразу после принцессы? 5. Почему замок казался неприступным? 6. Какой указ издал король для своих подданных? Взаимопроверка. В карте урока | Волшебница – Принцесса – дочь Веретено – деревянная точёная Придворные -Король устроил -Злая старуха — Добрая — От долгого сна В карте урока 1. Смерть 2. Фея 3. 16 лет 4. Собачка Пуфф 5. Вокруг вырос густой лес 6. Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме В карте урока отмечают цифру | Слайд Слайд Слайд |
Рефлексия | Задание Подсчитайте | Записывают В карте урока | Слайд |
Домашнее задание | Задание | Записывают в | Слайд |