План сказки волк на псарне

басни крылова сочинение 6 класспроизведения великого русского баснописца ивана андреевича крылова знакомы нам с самого детства. он писал замечательные

«Басни Крылова» — сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Образцы работ

Обычно дети любят читать басни, потому что они написаны живым языком и имеют интересный, часто сказочный сюжет. При этом очень легко понять их поучительный характер и мораль. Чтобы написать сочинение, можно предварительно познакомиться с образцами школьных работ.

Почему я люблю басни

С детства я буквально зачитывалась баснями Крылова. Мне очень нравятся эти остроумные и поучительные истории про животных, которые ведут себя совсем как люди. Я считаю, что басни имеют огромное значение в нашей жизни. Это не просто развлечение — с помощью иносказания (этот литературный прием называется эзопов язык) автор обличает человеческие пороки, такие как жадность, глупость, лень, хитрость, коварство, хвастовство, жадность, эгоизм.

Я прочитала очень много басен Крылова:

  • «Слон и Моська»,
  • «Мартышка и очки»,
  • «Лиса и виноград» и т. д.

Одной из моих любимых историй является «Ворона и Лисица». В ней повествуется о том, как ворона раздобыла где-то кусочек сыра и, усевшись на ветке, хотела с удовольствием позавтракать лакомством. Но мимо пробегала хитрая лисица, которая учуяла сыр и решила выманить его у глуповатой птицы. Лисица начала осыпать ворону комплиментами, восхищаться ее оперением, клювом, глазками и в конце концов попросила птицу спеть, предположив, что при такой красоте ворона должна быть еще и отменной певицей. Ворона, которая потеряла голову от похвал, каркнула и выронила сыр. Схватив его, лиса убежала.

В истории о коварной лисичке и вороне Крылов высмеивает такое человеческое качество, как любовь к лести. Опасность лести в том, что она может вскружить голову человеку и таким образом заставить его сделать что угодно — а это на руку нечестным и подлым людям, мошенникам и обманщикам.

Как мы видим на примере вороны, похвалы и комплименты на самом деле оказались лживы и были сказаны лишь с одной целью — выманить сыр.

Конечно, лисица тоже является отрицательным персонажем, но читателю совсем не жаль ворону — не будь она такой глупой, она бы поняла, что все слова лисы — обман. Басня учит тому, что нужно трезво оценивать реальность и не позволять другим людям манипулировать собой с помощью хвалебных слов.

Еще одна прекрасная басня, которую я очень люблю, — «Лебедь, Рак и Щука». Она рассказывает о том, как животные взялись тянуть обоз, но ничего у них не вышло: рак пятился назад, щука тянула телегу в воду, а лебедь рвался ввысь. Результат этой истории всем известен — обоз так и остался на прежнем месте.

Мораль истории в том, что любое дело, за которое берутся несколько людей, требует слаженной работы, согласия между его участниками. Если не следовать общей цели и действовать, не учитывая интересов товарищей, то итог будет плачевным. В этой истории каждое животное поступало эгоистично, руководствуясь лишь своими интересами.

К сожалению, в жизни часто бывает так же. Возможно, поэтому во многих компаниях уделяют так много внимания сплочению коллектива и умению работать в команде.

Еще один тайный смысл этой басни заключается в том, что изначально разные люди вообще не должны браться за общее дело — у них все равно ничего не получится, так как они просто не способны понять целей и интересов другого человека.

Я считаю, что басни никогда не устареют. Ведь качества, которые высмеивает Крылов, вечны, а значит, каждое новое поколение сможет извлечь из иносказательных историй баснописца что-то полезное, мудрое и доброе.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Школьное сочинение для младших классов на примере басен

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?

Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка взялись не к своему делу и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носу.

Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.

А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должен быть мера. Так вот, хотя басни отчасти и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного Жанра.

  • Автор: И. А. Крылов
  • Произведение: Басни Крылова
  • Это сочинение списано 76 848 раз

Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.

Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.

Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.

В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.

Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Посмотрите эти сочинения

  • История государства Российского в баснях Крылов Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. […]
  • Образы животных в баснях Крылова Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны. В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на […]
  • Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…» Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в […]
  • Стихотворение Пушкина «Поэту» (анализ) Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
  • Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
  • Что такое художественный образ? (сочинение-миниатюра) Когда мы читаем интересную повесть или рассказ, задумываемся, а жил ли на самом деле понравившийся герой на самом деле. А может быть, его придумал писатель? В художественном произведении чаще всего так и бывает. Обычно автор долго наблюдает жизнь и людей, прежде чем родится история, о которой он будет писать. Он наделяет своего героя такими качествами, которые видел у реально живущих людей. Он обобщает поступки, манеру одеваться и говорить в поведение, внешность и речь своих вымышленных героев. Автор […]
  • Бунин «Темные аллеи» (анализ) Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
  • Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» — именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
  • Прогулка в зимний лес (сочинение) Морозные зимние деньки располагают к прогулкам ничуть не меньше, чем знойные летние. Природа как будто засыпает, но сон этот не обычный будничный, а волшебный, полный сказок и загадок. За каждым поворотом ожидаешь найти ледяной замок, в котором живет волшебница-вьюга, каждое дерево – заколдованный великан. Как удержаться от желания прикоснуться к таинственному чуду зимы? Этой зимой мы с друзьями ездили кататься на лыжах в лес, и я хочу рассказать об этой удивительной прогулке. В последние несколько лет зимы […]
  • Стихотворение Блока «Россия» (анализ) Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с […]
  • Новаторство лирики Маяковского Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» […]
  • «Записки охотника» и их место в русской литературе Немаловажными оказались издания и для истории русской литературы, в частности для истории распространения «Записок охотника» среди русских читателей. Еще не обращалось внимания на тот факт, что наиболее широкое распространение и популярность этой книги Тургенева в различных западноевропейских литературах. Сам Тургенев не случайно очень интересовался впечатлением, которое произвели «Записки охотника» именно в этих странах,- по известности критиков, впервые обративших здесь на «Записки» свое сочувственное внимание, […]
  • Сочинение на тему: «Петя Ростов в партизанском отряде» Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
  • Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. «Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […]
  • Тема народа в романе «Война и мир» «Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой. Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
  • Корзина с еловыми шишками (сочинение) В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно. Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а […]
  • События, которые приводят Раскольникова к преступлению Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное […]
  • Сравнительная характеристика героев в таблице: «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха», «Чертопханов и Недопюскин» Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но «разумеет про себя». Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
  • Хлестаков (характеристика) Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]

Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Ход урока

1. Повторение.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С.
Пушкин.

Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед
нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором
добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но
делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если
человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются
прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное
высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».

1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля

— Что такое сказка? Дайте определение сказки .

— Какие особенности сказок вы помните?

— Все сказки делятся на три вида, на какие?

2. Изучение нового материала.

2.1. На этом уроке мы подробнее поговорим о бытовых сказках и про сказки о животных. Познакомимся со сказками «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

Как вы думаете, откуда появилось слово «бытовые»?

От слова «быт».  Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе.

Каковы особенности в этих сказках? Для этого просмотрите видео урок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=tQaCnVRDpFw

2.2. Делаем выводы:

— Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

«Куда как хорошо,  говорит,  на шинели после походу спится!»

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

·     1. В центре сюжета – обычная жизнь.

·    2.  Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

·     3. В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

Сказки о животных – очень древние. При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

 Самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк»«Кот, петух и лиса»«Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца»«Коза-дереза»«Медведь и мужик».

В  сказке «Лиса и журавль» непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной. Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Итак, какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

3. Домашнее задание.
1. Прочитать сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
2. Выполнить задание в листе контроля

Выполненные задания прислать до 17:00.03.11.2021

Желаю успехов!

Лист контроля

5 — __ класс ____________________________________________________________

ФИО учащегося

01.11.2021 Литература

Тема:«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Задание 1. Записать ответы на вопросы:

Что такое сказка? Дайте определение сказки _______________________________________

_________________________________________________________________________________

Какие особенности сказок вы помните?_____________________________________________

_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Все сказки делятся на три вида, на какие?___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 2.  К сказке «Журавль и цапля» составить 5 вопросов.

Задание 3. Составить план сказки «Солдатская шинель».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 116 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________

«31» августа 2021г.

УТВЕРЖДЕНО

На заседании методического

объединения учителей

Директор

гуманитарного цикла

___________

Протокол

от « » августа 2021г. № 1

«31» августа 2021г.

Рабочая программа учителя

по чтению для обучающихся

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

8 класс

на 2021-2022 учебный год

Составитель рабочей программы:

Сташевская Ирина Евгеньевна

Донецк

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по чтению для 8 класса составлена на основании Примерной программы по учебному предмету «Чтение: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / сост. Власенко Н.Я. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020, в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года № 123-IIП, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) допущенной Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181; утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1183), в новой редакции.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно. Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются всё более высокие требования к способу чтения: от чтения целыми словами к чтению словосочетаниями и короткими предложениями. Меняются и формы организации чтения: школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

В 7-9 классах учащиеся переходят на автоматизированное чтение. Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

Рабочий учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает обязательное изучение предмета «Чтение» на этапе основного общего образования.

Содержание учебного предмета «Чтение» в 8 классе — 51 час (1,5 часа в неделю).

Перечень учебно-методического и

материально-технического обеспечения

  1. Малышева З. Ф. Чтение. 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, 2017.

Календарное планирование уроков чтения в 8 классе

(1,5 часа в неделю)

Содержание программного материала

Дата

Приме

чание

План

Факт

Тема 1 (7ч.). Устное народное творчество.

1.

Сказки. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

2.

Пословицы и поговорки. Баллады как вид устного народного творчества.

3.

В.А. Жуковский. «Перчатка». Оценка поведения главного героя.

4.

В.А. Жуковский. «Перчатка». Составление плана произведения.

5.

И.З. Суриков. «Нашла коса на камень». Формирование умений выразительного чтения.

6.

Былины как вид устного народного творчества. «Садко» (отрывок). Выразительное чтение былины.

7.

«Садко» (отрывок). Пересказ отдельных эпизодов произведения.

Тема 2 (17ч.). Произведения русских писателей 19 века.

8

А.С. Пушкин. Биография. М.Я. Басина. «Публичное испытание».

9

И.И. Пущин. «Записки о Пушкине» (отрывок). Формирование умений выразительного чтения.

10

А.С. Пушкин. «Памятник» (отрывок). «Во глубине сибирских руд…». «Зимнее утро» (наизусть). Формирование умений выразительного чтения.

11

М.Ю. Лермонтов. Биография. «Смерть поэта». Нахождение в тексте высказываний и предложений, подтверждающих высказанную мысль.

12

М.Ю. Лермонтов. «Родина» (наизусть). «Парус» (наизусть). Формирование умений выразительного чтения.

13

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки). Выразительное чтение.

14

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки). Анализ языковых средств.

15

И.А. Крылов. Биография. «Волк на псарне». «Осёл и Соловей» (отрывок наизусть). Формирование умений выразительного чтения.

16

Н.А. Некрасов. Биография. «Размышления у парадного подъезда».

17

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская …». «Мороз, Красный Нос» (отрывок наизусть). «Русские женщины».

18

И.С. Никитин. «Русь». «Утро на берегу озера». Формирование умений выразительного чтения.

19

И.С. Тургенев. Биография. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права.

20

И.С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

21

И.С. Тургенев. «Муму». Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Деление произведения на части.

22

Л.Н. Толстой. Биография. «После бала». Выразительное чтение.

23

Л.Н. Толстой. «После бала». Краткий пересказ.

24

Л.Н. Толстой. «После бала». Составление плана произведения.

Тема 3 (15ч.). Произведения русских писателей 1-й половины 20 века.

25

А.П. Чехов. Биография. «Лошадиная фамилия». Главная мысль произведения.

26

А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Деление произведения на части.

27

В.Г. Короленко. Биография. «Слепой музыкант».

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Выразительное чтение.

28

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Составление плана произведения.

29

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Иллюстрация определенных эпизодов произведения (словесное рисование).

30

Внеклассное чтение №1. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

31

М. Горький. Биография. «Макар Чудра». Выразительное чтение.

32

М. Горький. Биография. «Макар Чудра». Нахождение в тексте высказываний и предложений, подтверждающих высказанную мысль.

33

М. Горький. «Макар Чудра». Краткий пересказ.

34

С.А. Есенин. Биография. Стихотворения. (1 стихотворение наизусть).

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Главная мысль сказки.

35

А.П. Платонов. «Разноцветная бабочка». Пересказ отдельных эпизодов произведения.

36

А.Н. Толстой «Русский характер». Нахождение в тексте высказываний и предложений, подтверждающих высказанную мысль.

37

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Иллюстрация определенных эпизодов произведения (словесное рисование).

Тема 4 (12ч.). Произведения русских писателей 2-й половины 20 века

38

Паустовский К.Г. Биография. «Телеграмма». Выразительное чтение.

39

Фраерман Р.И. Биография. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Главная мысль произведения.

40

Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Нахождение в тексте высказываний и предложений, подтверждающих высказанную мысль.

41

Внеклассное чтение №2. Лев Кассиль. Пекины бутсы.

42

Твардовский А.Т. Биография. Поэма «Василий Теркин». Выразительное чтение.

43

Твардовский А.Т. Поэма «Василий Теркин». Характеристика Василия Теркина.

44

Шукшин В.М. Биография. «Гринька Малюгин». Выразительное чтение.

45

Шукшин В.М. «Гринька Малюгин». Пересказ отдельных эпизодов произведения.

46

Астафьев В.П. Биография. «Далёкая и близкая сказка». Выразительное чтение.

47

Астафьев В.П. «Далёкая и близкая сказка». Нахождение в тексте высказываний и предложений, подтверждающих высказанную мысль.

48

Погодин Р.П. Биография. «Алфред». Выразительное чтение.

49

Сурков А.А. Биография. «Родина». Выразительное чтение.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки баллада кубок
  • План сказки ашик кериб 4 класс подробно
  • План сказки белая уточка 3 класс перспектива
  • План сказка о потерянном времени план 4 класс
  • План русской народной сказки морозко 3 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии