План сказки волк и семеро козлят

Воспитатель, мадоу 11 сказка, республика башкортостан г. кумертау ссылка на статью, при указании в списке литературы по гост р 7.0.52008:

Воспитатель, МАДОУ №11 «Сказка», Республика Башкортостан г. Кумертау

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Меркушова В.В. Конспект НОД по развитию речи рассказыванию сказки «Волк и семеро козлят» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 29.12.2021).

Заказ № 36054


Задачи:

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к животным.

Развивающие:

— развивать память, мышление, внимание, речь детей.

— обогащать словарь, добиваться четкого произношения звуков.

— развивать умение различать звуки разной высоты.

— развивать умение ориентироваться в пространстве используя предлоги «за, над, под».

Образовательные:

— побуждать интерес к театрально-игровой деятельности.

— учить внимательно слушать знакомую сказку (с использованием настольного театра).

Методы: игровая мотивация, практические, словесные, наглядные.

Приёмы: сюрпризный момент, вопросы, указания, показ, беседа, театрализация, игра, художественное слово, поощрительная оценка.

Словесная работа: ввести в активный словарь слова – коза рогатая, козлятушки, отопритеся.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки в обработке Толстого «Волк и семеро козлят», прослушивание сказки в аудиозаписи, рассматривание картины «Коза с козлятами», пальчиковая гимнастика «Идет коза рогатая».

Материалы: маски: козы, козлят, волка, корзина, фартук, настольный театр «Козлята и волк».

Ход занятия:

В.: Ребята, хотите поиграть? Смотрите какая у меня коза рогатая. А у вас есть вопрос? Покажите. Ой, какие красивые козочки у вас!

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая».

В.: Молодцы, садитесь.

Ну, ребята, а сейчас

Наступает сказки час

Вы загадку отгадайте

И название узнайте.

Жили были семь ребят

Белых маленьких козлят

Мама их любила,

Молочком поила

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел

Как коза запел тот зверь

— «Отоприте дети дверь»

Ваша матушка пришла

Молока вам принесла

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки?

(волк и семеро козлят)

В.: Молодцы, ребята, садитесь поудобнее в группе снова тишина сказка в гости к нам пришла!

(Настольный театр).

В.: Вот и сказки конец. А кто слушал – молодец! Понравилась вам сказка?

Д.: Да.

В.: О ком она? (ответы детей).

В.: Мама – коза, а детки?

Д.: Козлята.

В.: Как ласково коза называла козлят?

Д.: Козлятушки, ребятушки.

В.: А мама коза какая?

Д.: Добрая, ласковая, заботливая.

В.: Как она пела песенку?

Д.: Тоненьким голоском.

В.: Давайте споем как мама коза.

Козлятушки – ребятушки,

Отворитеся, отопритеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла. (индивидуальное пение)

В.: Что велела коза деткам?

Д.: Закрываться и никому дверь не отворять.

В.: А кто подслушал песню козы?

Д.: Волк.

В.: А волк какой?

Д.: Страшный, злой, голодный.

В.: Изобразите волка. (рычат)

В.: Ой, как страшно. А как козлята узнали, что это не мама, а волк поет?

Д.: Волк поет толстым голосом.

В.: Давайте споем песню волка. Артем, вокруг себя покружись, повернись, в злого волка превратись.

В.: Ой, козлята, кто-то стучится, прячьтесь скорее. (дети разбегаются).

В.: Ксюша, ты куда спряталась?

К.: Под стол.

В.: Андрей, ты куда спрятался?

А.: За диван.

Волк поет:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Д.: Слышим, да не матушкин это голосок.

Наша мать поет тоненьким голоском

И не так причитывает.

В.: Твой голос на мамин совсем не похож

Ты голосом толстым фальшивым поешь.

В.: Молодцы, козлята, что не отворили дверь волку.

А как волк обманул козлят? Что он сделал?

Д.: Перековал голос. (упражнение кузнец).

В.: Совсем как коза запел волк и козлята отворили дверь. И волк их съел. Всех съел?

Д.: Нет.

В.: Сколько осталось?

Д.: Один.

В.: Где он спрятался?

Д.: В печке.

В.: Пришла коза домой, что она увидела? Что коза сделала?

Д.: Заплакала, загоревала, затосковала:

Ах вы детушки мои, козлятушки

На что отворялися, отпиралися

Злому волку вы доставалися. (индивидуально).

В.: Что было потом?

Д.: Коза и волк пошли прыгать через костер.

В.: Давайте покажем как прыгала коза. (легко, высоко). А что случилось с волком?

Д.: Упал в костер и брюхо лопнуло.

В.: Покажи Артем.

В.: И от туда выскочили козлятки и прыг к маме.

Ребята, хотите я буду мамой козой?

Д.: Да.

В.: Закрывайте глаза:

Раз, два, три

Коза к нам приди

За-за-за-к нам идет коза

За-за-за открывайте глаза

За-за-за к нам пришла коза

Я козочка ме-ме-ме,

Я гуляла на лужке

А вы хотите стать козлятами?

Д.: Да.

В.: Вокруг себя повернитесь, покружитесь

И в козляток превратитесь!

В.: Детки больше дверь не отворяйте,

Злого волка не впускайте!

А теперь всем танцевать! (хоровод)

Молодцы вы малыши,

Веселились от души!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

Методическая разработка по предмету

 «Музыка и движение»

 для детей 5-6 лет.

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.

Составила

Педагог дополнительного образования

Егорова Ю.П.

г. Краснодар

2021 г.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают детские образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Цель: создание условий для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, воспитание уважения к старшим, вовлечение детей в мероприятия, приуроченные празднованию 8 марта.
Основные задачи.

Образовательные задачи:

 — познакомить детей с образом мамы, семьи;

— познакомить ребят с ежедневными родительскими буднями, их обязаннностями;

— прививать эстетический вкус и любовь детской песне, сказке;

— анализировать средства музыкальной выразительности;

Развивающие задачи:

— развивать физические качества в ходе музыкально — ритмической  и игровой деятельности;

— развивать у учащихся  музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности  – воображение, фантазию;

— развивать ассоциативно — образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.

Воспитательные задачи:

формировать представление заботы, любви родителей к детям  средствами художественного произведения, музыкального искусства, творчества;

— воспитывать  у учащихся  уважение к взрослым,   правила поведения дома и на улице, при встрече с незнакомыми людьми, в музыке и художественной литературе;

— воспитывать  уважительное отношение друг к другу при работе в  группах, уважения к педагогу,  к старшему поколению.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: игровой, музыкальный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый и творческий, рассказ.

Технологии

Здоровьесберегающие: подвижные игры.

Технологии проектной деятельности: по количеству участников (групповой), по продолжительности (краткосрочный), по приоритетным методам (игровой, информационный), по тематике (включает семью ребенка).

Развивающие: беседы, участие в эксперименте, трудовые поручения, развивающие ситуации.

Информационно – коммуникативные: изложение материала на занятии сопровождается презентацией (видео —  и аудио материалы).

Личностно – ориентированные: при таком подходе личность ребенка ставится во главу образовательного процесса.

Игровые: сюжетно – ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану.

Реализация проекта:

Первый этап. Организационно – подготовительный.

На первом этапе проводилась диагностико — аналитическая деятельность по данному вопросу. Изучена соответствующая психолого – педагогическая и научно – популярная литература. Проанализированы возможности предметно – развивающей среды образовательного учреждения. Полученные результаты позволили обозначить тему, определить цели и задачи,  и содержание проекта. Были подобраны художественные произведения, музыкальные произведения, наглядные пособия. Были разработаны конспекты занятий непосредственной образовательной деятельности детей, сценарии бесед и мультимедийные презентации к ним. Подготовлены конкурсы, игры по теме проекта и составлен план его реализации.

Второй этап. Реализация.

Тематические беседы:

«Мама – первое слово!»

«Один за всех! И все за одного!»

«А мама не велела открывать!»

«Маленькие  помощники»

Сюжетно – ролевые игры:

«Кто живет в лесу?»

«Ласточкина семья»

«Мишки топтыжки»

Музыкальный репертуар:

Песни из музыкального фильма сказки «Мама»: «Хороша деревня наша», «Качели», «Волки – бяки», «Песня ласточек», «Песня медведей»,  «Ярмарка», «Мама – первое слово».

Подвижные игры:

«Веселая карусель»

«На перегонки»

«Тачки»

Художественное творчество

«Моя семья»

Выставки детского творчества

«Мама – ты мое солнышко!»

Информационные стены.

Третий. Заключительный этап. Выводы и результаты.

Механизмы реализации (порядок действий, осуществление контроля):

Скоординированная направленная работа всех участников образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги), в условиях специально организованной развивающей среде.

Взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач.

Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учетом индивидуальных характеристик.

Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).

Последовательность в духовно – нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя семья – моя, улица – мой город – моя страна).

Предполагаемые конечные результаты

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.

2. У детей повысятся  знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

5. Повысится рейтинг  образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Сценарий.

Действующие лица:

Мама Коза, Волк, дети козлята, медвежата, ласточки.

Звучит песня «Хороша деревня наша». Танец козлят.

Дети выстраиваются в полукруг и присаживаются на ковер.

Выход мамы Козы.

Коза – Здравствуйте, милые козлятки!

Дети – Здравствуйте!

Коза – Как вели себя козлятки?

Как вели себя ребятки?

Дети —  Хорошо!

Коза — Вы капусту всю поели?

Дети – Да!

Коза — Покатались на качелях?

Дети – Да!

Коза — И с соседями играли?

Дети – Да!

Коза — Песни пели? Не кричали?

Дети – Да!

Коза — Дяде Миши помогали?

Дети —  Да!

Коза —  Вы зайчишек не пугали?

Дети – Нет!

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

А теперь во двор  пошли!

В гости к нам пришли зайчатки,

Поиграем сними в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи, тебе искать!

 ( Игра «Прятки»)

Коза- Поиграли, пошумели

Покатались на качелях.

А теперь вам, ребятня,

Всем на пасеку пора.

Дядя Миша , наш сосед

Важный даст для вас совет!

Как здоровье укреплять,

Не болеть и не чихать.

(песня Медведя «Ото всяких от болезней». Танцуют мальчики).

Игра  пчелы и мед.

На двух  столах стоят пластиковые стаканчики.

Дети выстраиваются в две команды.

По  сигналу, каждый ребенок должен на  полянке найти цветок – конфету, сорвать,  принести в улей, и положить в соты – стакан так, чтобы стакан не упал.

Коза – Ласточки  в гости к нам прилетели

Кажется, что-то сказать нам хотели.

В танце кружатся красиво они.

Милые ласточки, как прелестны  они.

(танец Ласточек).

Коза – Слышу шорох, вот беда!

Волк спешит к нам детвора!

Со двора не выходить!

Не шуметь и не шалить!

Будет если волк стучать,

Дверь ему не открывать!

Волку нас не напугать!

Он – один, а нас… – раз, два, три, четыре…

Двадцать пять!

(выход Волка. Фокусы)

(игра «Пугало»).

Коза – Обмануть хотел нас волк,

Но не вышел видно толк.

Убежал аж без оглядки,

Видно как сверкают пятки.

Так и надо, поделом,

Не придет сюда потом…

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

Танцевать теперь пошли!

(финальный танец )

(песня «Мама – первое слово)

Список использованных источников:

  1. https://infourok.ru/prekt-moya-semya-metodicheskaya-razrabotka-2430803.html
  2. http://gorenka.org/index.php/detskaya/1480-pesni-i-muzyka-iz-filma-mama-1976
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/konspekt-zanyatiya-moya-semya
  4. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/17486-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-vsekh-vazhnej-na-svete-mama.html
  5. https://urok.1sept.ru/articles/642252

Этап занятия

Воспитатель

Ответы детей

  1. Водная часть

Песня

 «В гостях у Сказки»

— отрывки из русских народных сказок: «Петушок и бобовое зернышко»;

«Лиса и козел»;

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья, расставленные полукругом.

— Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

— Ребята, скажите, а вы любите играть? …

— А сказки вы любите слушать, а сами рассказывать?

— Тогда давайте, поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я буду читать вам предложение, а последнее словечко в нем скажите вы, договорились.

— Будьте внимательны!

1. — Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым …

2. – Не послушался Иванушка и напился из козьего…..

3. — Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из …

— Молодцы, ребята, знаете сказки. А теперь встаем все в круг.

— Давайте ребята с вами поиграем в игру, «Какая сказка мне нравится». Я передам мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется ко мне.

— А какая мне нравится сказка, попробуйте угадать:

Жили — были семь ребят

Белых маленьких (козлят).

Мама их любила

Молочком (поила).

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый (волк),

Шкуру белую надел

Нежным голосом (запел).

Как запел тот зверь:

Отоприте, детки, (дверь),

Ваша матушка пришла,

молочка вам (принесла).

Мы ответим без подсказки —

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

Дети слушают музыку

— да

— любим

— давайте

— да

зернышком

копытца

колодца

Ответы детей

— козлят

— поила

— волк

— запел

— дверь

— принесла

-«Волк и семеро козлят»

II. Основная часть

— книга «Волк и семеро козлят»;

демонстрационные карточки с изображением сюжетов из сказки

Физкультминутка

«Будем бегать и скакать»

— маска Козы для воспитателя;

— маски козлят для детей

— каждому ребенку выдается картинка:

«Найди инструмент» Рис. 1;

«Попробуй, найди», Рис.2;

«Добрая коза и злой волк»

Рис. 3.

Мимическая гимнастика

Карточки

 «Чьи следы», палочки.

Рис. 4.

Мнемотаблица Рис. 5.

— Молодцы, ребята, правильно угадали сказку.

— К нам сегодня в гости пришел один из героев этой сказки, давайте его поищем. Кто же к нам пришел?

Дети ходят по группе, находят в корзинке фигурку героя сказки – козленка.

— Ребята, а как вы думаете, почему козленок от нас в группе спрятался?

— Ребята, а давайте, все вместе, вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Посмотрите, я принесла вам книжку и картинки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать, договорились?

1) Как зовут Маму козлят…?

2) Куда уходила коза?

3) Что делали козлята, когда коза уходила?

4) Как разговаривают козлята?

5) Сколько было козлят?

— Молодцы, правильно.

А сейчас, давайте с вами разомнемся. Я буду мама -Коза, а вы мои детки – козлятки (надевают маски)

Будем прыгать и скакать! 

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (
Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (
Наклоны туловища влево — вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (
Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (
Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (
Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (
Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (
Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (
Встали.)

— Молодцы, хорошо повеселились, а теперь давайте дальше вспоминать нашу сказку.

6) Каким  сначала голосом пел  волк?

7) Куда пошел волк?

8) Что волку сделали в кузнеце?

— Все правильно ребята, а теперь посмотрите на картинку внимательно «Найди инструмент» (рис.1).  

— Кто изображен на картинке?

— Кто помог волку перековать горло, чтобы его голос стал тоненьким?

— Ребята, посмотрите на инструменты в нижней части рисунка. Как они называются?

— А каким инструментом, медведь «перековал» горло у волка?

— Молодцы. Правильно

— А теперь посмотрите на эту картинку («Добрая коза и злой волк»).

— Какая здесь мама коза?

— А какой волк?

— Давайте, все вместе, изобразим их (компоненты мимики: нахмуренные брови, злые глаза, улыбка).

— Молодцы, справились.

— Ребята,  давайте вспомним, куда пошли мама коза и волк?

— Да, правильно! Ой, ребята, а наш козленок, принес вам карточки с заданием, давайте посмотрим, чьи здесь следы изображены?

— Давайте сделаем такие же следы из палочек.

— Молодцы, все отлично справились.

— Ребята, наш козленочек спрашивает,  можете ли вы рассказать ему сказку? А помочь вам смогут эти модели, только нужно расставить их в правильной последовательности. Кто начнет?

это козленок

— ответы детей

— да

— коза

— в лес

— запирали избушку

— ме-ме-ме

— семь

— давайте

— дети выполняют

движения

— толстым, грубым

— в кузнецу

— перековали горло

— коза, волк, медведь

— кузнец – медведь

— топор, пила, молот

—  молотом

— добрая

— злой

— в лес

— козы и козлят

— давайте

— пересказ сказки по моделям

V.Итог занятия

Переход к самостоятельной детской деятельности – игры детей с атрибутами пальчикового театра, рассматривание иллюстраций в книге.

— Молодцы, ребята, козленку очень понравилось, как вы рассказали его любимую сказку; правильно сложили следы из палочек и как дружно и весело показывали козу и волка.

— Ребята, у козленка в корзинке, для вас еще один подарок – фигурки персонажей  сказки «Волк и семеро козлят». Козленок решил подарить их вам, а сейчас вы можете с ними поиграть.

— Давайте, поблагодарим нашего гостя – козленка и пожелаем ему всего хорошего.

— ура

— спасибо, до сведение.

— приходи еще в гости к нам

Конспект
урока по литературе в 5 классе на тему:

«Сопоставление
русской народной сказки “Волк и семеро козлят” с таджикской народной сказкой
“Коза с кудрявыми ножками”»

Тип урока: урок-исследование.

Цель
урока:
на основе сопоставления выяснить,
отражением чего является сказка.

Концепция:
сказка как отражение национальных особенностей, традиций и ценностей народа.

Задачи:

— уметь обобщать и
систематизировать пройденный материал;

— научиться
выявлять сходства и различия в сказках;

создать условия для развития у школьников
умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать
ее;

— создать условия для формирования жизненной позиции
учащихся, основанной на приоритете добра, любви, заботы и взаимопомощи.

Ход урока

       I.           
Организационный момент

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу над изучением сказок.
Давайте сначала вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Ученик: На прошлом
уроке мы изучали сказку «Волк и семеро козлят».

Учитель: Верно! К
какому выводу мы пришли?

Ученик: Мы
выяснили, что в этой сказке русский народ осуждает в
образе волка такие человеческие черты, как злость и коварство.

Учитель:
Да, молодец, правильно! Вам было задано нарисовать, как вы представляете себе
концовку сказки. Я попрошу представить свои рисунки трех учеников, но все
рисунки мы обязательно вместе развесим на нашем стенде в классе. (Вызывает трех
учеников).

Ученики:
(Показывают классу свои рисунки, объясняют, почему они представили концовку
сказки таким образом).

    II.           
Целеполагание

Учитель:
Спасибо, ребята! Вы все молодцы, все хорошо постарались. Ребята, а что было еще
задано, кроме рисунка?

Ученик:
Прочитать таджикскую сказку «Коза с кудрявыми ножками».

Учитель:
Верно! Думаю, все заметили, на какую сказку похожа таджикская сказка?

Ученик:
Да, она очень похожа на сказку «Волк и семеро козлят».

Учитель:
Тогда, ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученик:
Сравнить сказки русскую и таджикскую.

Учитель:
Правильно! И на основе сопоставления сказок нам нужно будет узнать, отражением
чего являются сказки, какую информацию они несут в себе.

 III.           
Лексическая работа со сказкой
«Коза с кудрявыми ножками»

Учитель:
Ребята, сейчас я прочитаю вам начало сказки и попрошу вас объяснить значение
некоторых слов. (Образцовое чтение учителя). Ребята, скажите, пожалуйста, что
такое «пастбище»?

Ученик:
Луг для выгона скота

Учитель:
Правильно! Посмотрите на картинку пастбища на доске (Показывает фото на
интерактивной доске). А все ли знают, что такое «засов»?

Ученик:
Замок для запирания дверей.

Учитель:
Ребята, а теперь самостоятельно попробуйте найти слова, отражающие таджикскую
культуру.

Ученики:
Плов, лепешки.

Учитель:
Это блюда таджикской кухни (Показывает фото на интерактивной доске).

 IV.           
Сопоставительная работа по
сказкам

Учитель:
А теперь, ребята, давайте попробуем заполнить табличку,  выделяя сходства и
различия  в русской и в таджикской сказках. (Выдает раздаточный материал).

Ученики:
(Заполняют таблицу вместе с учителем. Доказывают сходства и различия текстом –
читают, цитируют. Учитель подсказывает, как кратко записать в таблицу).

«Волк и семеро козлят»

«Коза с кудрявыми ножками»

Герои

Коза, семеро козлят, волк, кузнец

Коза, трое козлят (у каждого есть имя), собака, шакал, волк,
кузнец

Место действия

Избушка, лес

Дом, лес, пастбище

Троекратные повторения (число три)

Три раза коза оставляет козлят одних

Трое козлят, трое отрицательных героев (собака, шакал, волк);
три роза Коза вызывает на бой

Особенности сказывания

Песни козы, песни волка

Нет песен

Название

В названии говорится о героях, с которыми происходят основные
события

Основные события в сказке связаны с Козой. Она ищет своих
козлят, она сражается за них. Она готова пожертвовать своей жизнью, ради их
спасения.

Национальные особенности

Избушка, лес, печь,

Пастбище, имена козлят, плов, лепешки

Пропажа козлят

Волк съедает шесть козлят, один прячет в печи и рассказывает все
маме

Волк съел всех козлят. Коза отправляется на их поиски, готова
сражаться за их жизни.

Развязка

Коза предлагает волку перепрыгнуть через яму с костром. Коза
перепрыгивает, а волк в нее падает. Козлята спасаются.

Коза в бою побеждает волка. Козлята спасаются.

Учитель:
Ребята, как вы думаете, чем обусловлен выбор места действия сказок? Почему в
русской сказке – это лес, а в таджикской, кроме леса, еще говорится о пастбище?

Ученик:
Потому что это земельные особенности Таджикистана.

Учитель:
В Таджикистане много участков земли, покрытых дикой и посевной растительностью,
предназначенных для выпаса и содержания скота. (Учитель показывает на карте
расположение Таджикистана, фото их пастбищ). Ребята, подумайте теперь, почему в
таджикской сказке три отрицательных героя и почему выбраны именно эти герои?

Ученик:
Они все относятся к семейству псовых.

Ученик:
Я думаю, эти герои расположены по принципу возрастания в них таких качеств, как
сила, злость, коварство, хитрость.

Учитель:
Да, ребята, вы правы. Еще можно добавить к вашим замечаниям то, что, кроме
собаки и волка, в сказке есть и такой герой, как шакал. Шакалы очень
распространены в Таджикистане. (Показывает фото). Ребята, а почему же в нашей
сказке всего один отрицательный герой – волк,  а в таджикской три?

Ученик:
Может быть, наш волк самый сильный и всех прогнал, хотел сразу съесть козлят.

Ученик:
А их волк сначала наблюдал за обстановкой, чтобы добраться до козлят.

Учитель:
Интересные предположения. А может ли быть это связано с тем, что русский волк
один пытается добраться до козлят, ошибается, ищет другие пути до них добраться,
то есть он учится на своих ошибках. Что же мы видим в таджикской сказке? Там
волк сначала наблюдает за ошибками других, видит, почему  у них не получается
попасть к козлятам и понимает, как надо действовать?

Ученик:
Получается, русский человек не поймет что-то или не научиться чему-либо, пока
сам через это не пройдет.

Учитель:
Да, думаю, это отличительная черта русского народа – учиться на своих, а не на
чужих ошибках. Вот такая особенность показана в отрицательном персонаже.
Ребята, а образы волка в сказках похожи чем-то?

Ученик:
Да! И в русской, и в таджикской сказке в образе волка народы осуждает такие
человеческие черты, как злость и коварство.

Учитель:
Все правильно, ребята.

    V.           
Заключение

Учитель: 
Давайте теперь вспомним, какова же была цель нашего урока?

Ученик:
Нам нужно было выяснить, что отражает в себе сказка.

Учитель:
Да. Как мы ответим на этот вопрос?

Ученик:
Сказка отражает в себе национальные особенности народа.

Ученик:
А также она является отражением традиций и ценностей народа.

Учитель:
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Понравилось ли вам сравнивать
сказки?

Ученики:
Да, это было интересно.

Учитель:
А что показалось сложным?

Ученики:
Находить национальные особенности народов.

Учитель:
Однако, вы все справились. Ребята, домашнее задание у вас будет следующее:
нужно написать сочинение о том, какая сказка вам больше понравилась и
объяснить, почему. Объем сочинения – 5-10 предложений.

План сказки волк и семеро козлятЗдравствуйте,  меня зовут Елена, а доченьку Анастасия через несколько дней нам исполнится 3. С удовольствием принимаем участие в конкурсе тематических занятий. Наша тема «Путешествие по сказке Волк и семеро козлят». Смотрите фотографии, читайте наш отчёт, конспект и приложение и путешествуйте по сказке вместе с нами.

Путешествие по сказке продолжалось 5 дней. Три дня вы увидели в моих конспектах, остальные мы провели для себя. Четвёртый день мы посвятили изучению козьего молока, его свойств и продуктов, которых из него производят (простокваша, сметана, творог, сыр, масло). Я рассказала малышке про его огромную пользу, изучили свойства молока (цвет, вкус, запах, состояние), узнали, почему молоко «убегает». Последний день был обобщающим по пройденной теме. Тут мы ещё раз вспомнили нашу сказку, считали и «читали» (в кавычках, потому как читаю пока я одна, пишу слово и прошу посмотреть).

 Думаю, что неделя была интересна моему ребёнку и точно прошла с огромной пользой. Мы прочитали сказку «Волк и семеро козлят», посмотрели мультфильм, поставили спектакль, выучили стихотворение про козлёнка;  пополнили наш словарный запас по теме домашние животные и овощи; всячески развивали мелкую и общую моторику; провели музыкальное занятие и занятия по изобразительной деятельности; так как мы уже начали учить буквы и цифры были задания по элементам грамоты  и элементам математики.

Всем ярких, познавательных и солнечных дней! Любите детей и они ответят вам тем же.

1 день

Начало занятия

Возьмите фигурку козочки (игрушка, перчаточная или пальчиковая кукла, изображение козочки) и скажите:

 — Привет, малыш! Я – коза. Я хочу рассказать тебе интересную сказку обо мне. Может, ты и сам знаешь, какую? (ответ ребёнка)

Может быть, ребенок угадает название сказки, тогда похвалите его от лица козочки и предложите вместе прочитать сказку.

Чтение сказки  с использованием фланелеграфа.

— Эта сказка называется «Волк и семеро козлят». Давай читать!

Сначала прочитайте сказку от начала до конца. Выясните, все ли слова понятны ребёнку. Затем вместе с ребёнком рассказываем сказку с использованием фланелеграфа и задаём вопросы, например:

 — Покажи козу, волка, козлят, печь.

— Где жила коза со своими козлятами? (в лесу) Зачем уходила коза в лес? (еду искать) Что кушает коза? (листочки, травку) Какую песенку пела коза козлятам, когда домой возвращалась? Каким голоском она пела? (тоненьким)

 – Кто подслушал песню козы? (волк) Каким голосом пел волк в первый раз? (толстым) Что сделали козлята? (дверь не открыли) Почему козлята дверь не открыли? (потому что волк грубым голосом пел). Каким голосом второй раз поёт волк? (тонким)

— Почему козе никто дверь не открывает? (Волк всех  козлят съел, только один за печкой спрятался.) Куда волк зовёт козу погулять? (В лес.) Что нашли в лесу волк и коза? (Яму с углями горячими.) Что предложила коза волку? (Прыгнуть через неё.) Что случилось потом? (Волк провалился в яму, живот у него лопнул, и оттуда к козе все козлятки выбежали.)

Если малыш уже знаком со сказкой, можно попросить её пересказать, как он её помнит.

Дополнительно можно посмотреть мультфильм «Волк и семеро козлят» (сюжет может отличаться).

— Вот какая интересная сказка о козе. Теперь ты знаешь, как зовут её деток и кого боятся эти домашние животные.  А что ты еще знаешь о козе?

Стимулируем ребенка рассказать, что он знает о козе, задавая наводящие вопросы при необходимости, и предлагаем следующие игры по ходу рассказа.

«Прищепки» (развитие мелкой моторики)

Попросите кроху прицепить прищепку на цифру, соответствующую  количеству изображённых на карточке предметов.

План сказки волк и семеро козлятПлан сказки волк и семеро козлятПлан сказки волк и семеро козлят

Готовим картонную заготовку тела козы и ламинируем скотчем для прочности.

Просим ребёнка показывать на картинке то, о чём говорим. Затем показываем картонную заготовку тела козы и предлагаем сделать ей хвост, рожки (можно ножки, бородку), еще раз проговаривая названия частей тела животного.

Кратко о козе:

— Ты любишь пить молочко? А знаешь, что молоко нам дает не только корова. У козы тоже вкусное и полезное молоко. Из козьего молока люди делают сметану, масло, сыр и творог.

Ты видел когда-нибудь козу? У козы есть голова, туловище, хвост и ноги. На голове есть мордочка, два уха, два глаза, рот, рога и борода. Рогами коза защищается и может даже бодаться. Посчитай, сколько ног у козы? Правильно четыре, то есть две пары. На ногах у козы копыта. Поэтому козу называют парнокопытным животным.

Шерсть у козы мягкая, пушистая и теплая. Она бывает разного цвета, может быть белой, черной, коричневой. Из шерсти, которую нам дает коза, можно вязать теплые вещи: свитера, варежки, носки.

Коза — это домашнее животное. Козы живут в сарае или хлеву. Жилище козы человек устилает сеном, чтобы козе было мягко лежать на нем и тепло. Человек ухаживает за козами, убирает в их жилище и кормит.

Питается коза свежей листьями, побегами молодых деревьев и кустарников, травой, а в холодное время года — сеном. Любит она и хлеб, овощи (свеклу, капусту, морковку, картошку, репу).

Ты знаешь, как называют детеныша козы? (Козленок) А если много, то говорят козлята. Если мужского рода, то называют козел. Отличить козу от козла можно по тому, что у козы меньше рога и есть вымя. Из вымени козы бежит молоко, которым она кормит своих деток. Маленькие козлята очень любят резвиться на травке и скакать.

План сказки волк и семеро козлят

Игра «Волк и коза» (физическое развитие)

— Коза оберегает  и защищает своих деток в случае опасности. А какие же опасности грозят самой козе? Её может поймать волк!

Поиграем в такую игру. Мама – волк, ребенок — коза. Он (ребёнок) гуляет по полянке (прыгает, бегает, «кушает траву»). Вдруг появляется волк! При вашем появлении или слове «Волк» ребенок должен быстро спрятаться в сарае (под стол, за диван и т.п. – в заранее оговоренное место). Затем волк уходит, а коза снова возвращается на полянку. Игру можно повторить несколько раз, а потом поменяться ролями.

1, 2, 3, 4, 5 – негде козочке скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щёлк, щёлк!

Ты волчище погоди!

Как я спрячусь, так ищи!

(коза убегает в круг «домик», волк забирает того, кто не успел спрятаться в домик)

«Кормим козу» (мелкая моторика, учимся работать с ножницами и резать бумагу)

— Наша коза проголодалась. Давай её покормим? (да) Козочка летом питается травой и побегами молодых деревьев и кустарников. Зимой она кушает сено (сухую траву), овощи (капусту, свёклу, морковку, картошку), сухие веники из побегов молодых деревьев и кустарников, собранных летом.

Готовим заготовку головы козы (я взяла рабочую тетрадь Кумана из серии «Первые шаги» Давай вырезать). Помогаем ребёнку открывать и закрывать ножницы, делая небольшие надрезы, чтобы линия получалась плавной. Повторяя это действие, малыш научится лучше работать с ножницами.

«Коза рогатая» (творческое развитие + мелкая моторика)

Заранее нарисуйте контур козы, приготовьте пластилин (чёрного, розового, желтого цветов), пальчиковые краски (зелёного, жёлтого и синего цветов), клей ПВА, нарежьте толстую нить (примерно по 1 -2 сантиметра) или предложите  это сделать ребёнку.

— Молодец, всё ты знаешь, всё умеешь! А вот знаешь ли ты, что тело козы покрыто шерстью теплой и мягкой. Она бывает разного цвета, может быть белой, черной, коричневой. Из шерсти, которую нам дает коза, можно вязать теплые вещи: свитера, варежки, носки. А этой козочке наверно холодно без шерстки. Давай тоже сделаем ей красивую, мягкую и тёплую шерстку.

Показываем ребенку, как можно отщипывать маленькие кусочки пластилина, катать шарики и лепить на лист. Так делаем нашей козе копыта, рога, вымя, глаза, ещё раз проговариваем название частей тела козы. Затем пальчиковыми красками рисуем траву, небо, солнце. Когда ребенок справился с этим заданием, перемешайте в мисочке его «шёрстку» и покажите, как нанести клей на изображение козочки и приклеить к нему шерсть. Если шерстка получилась достаточно мелкая, её можно посыпать сверху и прижать ладошкой. Изображение козочки не должно быть большим – достаточно будет листа формата А5 (половина стандартного альбомного листа), иначе у малыша не хватит терпения, чтобы закончить работу.

Дополнительно мы лепили веник из веточек деревьев.

Завершение занятия

— Ну вот, как хорошо мы с тобой поиграли. А сейчас мне пора. Завтра я приду к тебе снова, и мы еще поиграем! Пока!

План сказки волк и семеро козлят


2 день

Начало занятия

Возьмите фигурки козы и козла (игрушки, перчаточные или пальчиковые куклы, изображения козы и козла) и скажите:

— Привет, малыш! А вот и я. Как здорово мы вчера поиграли! Ты узнал, что я кушаю и кого боюсь.  Чтобы нам было ещё веселее играть, я пригласила своего друга козла.

Загадки (развитие речи, памяти и мышления)

— А теперь отгадай  наши  загадки:

Есть бородка, шерсть и ножки,

Ушки, хвост, а также рожки.

Хоть я блею, не пою –

Молоко тебе даю.

Я такая егоза!

И бодаюсь, я …   (Коза.)

Я видел когда-то,

Я видел, ребята,

Как дедушка с внуком

Бежали куда-то.

Спешили куда-то,

Трусили куда-то –

И дед бородатый,

И внук бородатый!

Легко догадается даже ребёнок,

Что это бежали …. и …   (Козёл и козлёнок.)

«Жил был у бабушки серенький козлик» (творческое развитие + мелкая моторика)

План сказки волк и семеро козлятПлан сказки волк и семеро козлят

Приготовим бумагу с контуром козла (можно взять из интернета), листы двусторонней цветной бумаги черного, серого, красного, синего, зелёного, жёлтого цветов и клей-карандаш. Из серой бумаги лучше заранее вырезать части тела животного. Следует помнить, чем меньше ребёнок, тем меньше частей. Далее просим ребёнка покормить козлика травкой. Показываем ему, как можно отрывать от листа бумаги маленькие кусочки-травинки. Когда ребенок нарвет достаточно бумаги, или вы заметите, что он устал, можно провести физминутку, а потом продолжить работу. Перемешайте в мисочке его и свою траву и покажите, как нанести клей на изображение  козлика и приклеить к нему траву. Далее предлагаем ребёнку самостоятельно нарезать или нарезаем сами, заранее приготовленные полоски синей и жёлтой бумаги. После предложите ребёнку смять каждый кусочек  и  приклеить так, чтобы получилось солнышко, небо. Изображение курочки не должно быть большим – достаточно будет листа формата А5 (половина стандартного альбомного листа), иначе у малыша не хватит терпения, чтобы закончить работу.

— Вот какой красивый и нарядный козлик у нас получился.

Физминутка «Козлик»

Утром козлик проснулся, потянулся, улыбнулся.

Раз – росой он умылся, два – изящно покрутился,

Три – нагнулся и присел.

На четыре он привстал, а на пять он побежал. (Повторить 2 раза)

Стихи со звукоподражанием (развитие речи)

«Скоро лютые морозы.

Дайте шерсть на шапку, козы».

«Нет, ребята, ме-ме-ме,

Шерсть нужна самим к зиме».

Танец (музыкальное развитие)

Танцуем с ребенком под песню «Жил был у бабушки серенький козлик», в первом куплете ребенок — козлик повторяет разные движения за мамой, затем меняемся ролями, и вы повторяете движения за малышом. Можно просто потанцевать, как вам захочется и подпевать.

«Запомни и расскажи» (развитие речи и памяти)

— Вот как мы хорошо потанцевали. Наверное, ты и сказку о волке и семерых козлятах забыл. Давай вспоминать вместе.

Помогаем ребенку рассказать сказку, выкладывая перед ним персонажей сказки в нужной последовательности и подсказывая при необходимости.

Завершение занятия

— Ты молодец! Ах, как здорово ты сказку рассказываешь. А сейчас козлику и козе пора идти, но завтра они обязательно вернутся!

План сказки волк и семеро козлят


3 день

Начало занятия

Возьмите фигурки козы  и козла (игрушка, перчаточная или пальчиковая кукла, изображения козы и козла) и скажите:

Привет, малыш! Как мы  рады тебя видеть! Мы с тобой поиграли с мамой козой и папой козлом. А знаешь, как называются их детки? Правильно, козлята.

«Чьи детки» (развитие мышления)

— Козлята – это детки козы и козла. Давай поможем и другим деткам найти своих родителей.

Оптимальный вариант проведения игры – с фигурками животных. Если фигурок нет, то поиграйте с их изображениями (можно взять из интернета). Козлёнка кладем рядом с козой сами, показывая ребенку пример игры, а остальных малышей он раскладывает самостоятельно, стимулируем ребенка произносить названия «родителей» и деток и как они говорят.

Дополнительно я предложила карточки – задания по темам «Домашние животные» и «Овощи» (развитие мышления)

Назови одним словом

 — Рассмотри внимательно картинки. Скажи, как их все вместе можно назвать одним или двумя словами.

Так как у меня довольно много различных предметных картинок, то мне ничего не пришлось искать дополнительно. Исходя из уровня развития ребёнка, нужно заранее продумать уровень сложности, последовательность подачи и подготовить карточки – задания.

Четвёртый лишний

—  Рассмотри внимательно картинки. Какая картинка здесь лишняя? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные картинки.

Исходя из уровня развития ребёнка, нужно заранее продумать уровень сложности, последовательность подачи и подготовить карточки – задания.

Стихотворение А. Барто «Козлёнок» (развитие речи)

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

Мы выучили наизусть.

Физминутка «Козлята» (физическое развитие)

Выполняем движения согласно текста.

Хорошо козлятам бегать

На лугу, на лугу.

Ой, как весело козлятам на лугу.

И щипать зеленую Травку — мураву.

Ах, какая сладкая Травка — мурава.

Ме-ме-ме-ме.

И на травке, на муравке

Хорошо им скакать

И друг друга рожками

Пободать, пободать. Ме-е-е!

— Козленок, а почему ты один, а где твоя мама?

Прыгал козлик по лугу,

По цветочкам прямо,

Вдруг он замер на бегу,

Потерялась мама.

— Поможем козлятам  найти мам?

«Козлята ищут маму»

  — Помоги козлятам найти своих мам – проведи пальчиком по пунктирным дорожкам, а потом обведи карандашом (можно фломастерами, пальчиковыми красками, мелками)

Я рисовала сама, хотя подобные задания есть в интернете.

«Козлёнок идёт домой»

 — Проверь, у всех ли козлят есть свои домики, чтобы спрятаться от волка. Соедини линией козлят и их домики.

Я рисовала сама, хотя подобные задания есть в интернете.

«Любимая еда козлят» (мелкая моторика)

  — Козлята проголодались. Сначала проведи пальчиком по дорожкам (пунктирным линиям) и узнай, что хотят кушать малыши. Потом аккуратно обведи карандашом дорожки козлят. 

План сказки волк и семеро козлят

Я рисовала сама, хотя подобные задания есть в интернете.

 — Козлята говорят тебе «спасибо» за вкусный обед и приглашают погулять  вместе с ними на лужайке.

«Маленькие козлята» (физическое развитие)

Расположите на маршруте небольшие препятствия – например, диванные подушки, или свёрнутые валиком полотенца – ориентируйтесь на способности вашего ребёнка. Теперь пусть малыш скачет  и  резвится, изображая маленького козлёнка. Можно натянуть ленточку и постепенно поднимать её. Какой козлёнок прыгнет выше других. Можно обыграть сказку, положив по пол полотенце (яму). Кто перепрыгнет через яму и не упадёт?

«Козлёнок» (рисование+ мелкая моторика)

Достаём лист с контуром козлёнка (можно найти в интернете), краски, кисточка,  непроливайка.

 —  Вот, какой ты молодец! Так хорошо умеешь прыгать, как настоящий козлёнок! А знаешь ли ты, что, как и мама с папой маленькие козлята тоже покрыты шёрсткой красивой и мягкой. Она бывает коричневого, чёрного и белого цвета. Давай нарисуем нашему козлёнку красивую, мягкую и тёплую шерстку. Карандашом соедини все точки. Красками раскрась картинку.

План сказки волк и семеро козлят

Завершение занятия

 — Молодец! Вот сколько интересного мы уже узнали о маме козе и её семье. А теперь им пора уходить. Пока!

ЗАДАНИЯ

Последовательности.

Продолжи ряд.

План сказки волк и семеро козлят

Разложи по размеру

(от большего к меньшему, от самого маленького до самого большого)

План сказки волк и семеро козлят

Собери картинку.  

Разрежьте картинку  на части, учитывая возраст и уровень развития ребёнка.

План сказки волк и семеро козлят

Посчитай и исправь.

Посчитай количество козлят в каждом ряду и доклей ещё, чтобы количество в каждом ряду соответствовало цифре.

План сказки волк и семеро козлят

Внимательно посмотри на картинку и найди двух одинаковых козлят.

План сказки волк и семеро козлят

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки баллада кубок
  • План сказки ашик кериб 4 класс подробно
  • План сказки белая уточка 3 класс перспектива
  • План сказка о потерянном времени план 4 класс
  • План русской народной сказки морозко 3 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии