Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Василиса Прекрасная» и их характеристика
- Василиса Прекрасная, красивая, добрая работящая. Настоящая мастерица на все руки. Покладистая, вежливая, послушная.
- Мачеха и ее дочери. Злые и некрасивые.
- Отец Василисы, купец, вечно в разъездах
- Баба-яга. Страшная, волшебная, но справедливая.
- Старушка. Добрая, милая.
- Царь. Романтик.
План пересказа сказки «Василиса Прекрасная»
- Смерть матери
- Дар матери
- Мачеха и ее дочери
- Кукла помогает Василисе
- Потушенная свеча
- В лес к бабе-яге
- Всадники
- Черепа и ворота
- Баба-яга
- Первое задание
- Помощь куклы
- Второе задание
- Снова кукла
- Расспросы о всадника
- Нам благославленных не надо
- Череп бабы-яги
- Смерть мачехи
- Старушка и лен
- Рубашки
- Царь и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «Василиса Прекрасная» для читательского дневника в 6 предложений
- Отец Василисы женится на вдове, и мачеха заставляет падчерицу работать, а кукла той помогает.
- Василису отправляют в лес к бабе-яге за огнем.
- Василиса видит в лесу всадников и встречает бабу-ягу
- Баба-яга дает Василисе задания и та, с помощью куклы, их выполняет.
- Баба-яга дает Василисе череп и тот сжигает мачеху и ее дочерей
- Василиса прядет, ткет, шьет рубашки и выходит замуж за царя
Главная мысль сказки «Василиса Прекрасная»
Кто не боится работы, не ленится, не делает никому зла, все равно будет счастливым.
Чему учит сказка «Василиса Прекрасная»
Сказка учит не лениться, трудиться, быть послушным и добрым. Учит не боятся трудностей, учит слушаться родителей. Учит, что всего в жизни можно добиться своим трудом. Учит тому, что зло само себя наказывает.
Отзыв на сказку «Василиса Прекрасная»
Мне очень нравится эта сказка, в которой много волшебства и много приключений. Девушка Василиса была настоящая русская красавица — белолицая, полненькая, умелая мастерица, она отличалась кротким и добрым нравом. А потому все у нее получилось и стала он женой царя, а те, кто ее несправедливо обижали, умерли страшной смертью.
Пословицы к сказке «Василиса Прекрасная»
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Доброе дело два века живет.
Злой человек злее волка.
День да ночь — сутки прочь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Василиса Прекрасная»
Жил-был купец и была у него дочь Василиса Прекрасная. Мать девочки умерла, когда той было 8 лет, и умирая оставила дочери куклу, наказав всегда ее держать при себе, а в случае опасности покормить, и делать, что кукла скажет.
Потужил купец, и на вдове женился. А у той самой две дочери. Злая оказалась мачеха, стала нагружать Василису работой, со света белого сжить хотела. А Василиса только краше становилась. Ведь даст ей мачеха задание, Василиса куклу покормит, та за нее всю работу сделает, а Василиса только на травке лежит.
Посылала мачеха Василису и в лес, думая, что там ее баба-яга поймает, но кукла отводила Василису от дома бабы-яги.
И вот однажды дала мачеха всем девушкам задания и оставила им одну свечу. А дочь ее взяла, да свечку погасила, вроде как ненароком, а на самом деле по указке матери.
И послали дочери Василису к бабе-яге, за свечой. Василиса к кукле приходит, рассказывает, а та советует ей ничего не бояться, а ее с собой взять.
И вот пошла Василиса через лес. Мимо как раз всадник белый проскакал. Сразу рассвет наступил. Потом всадник красный проскакал — солнце взошло. Шла Василиса целый день и до дома бабы-яги дошла. А дом огражден забором, а на заборе черепа висят. Ворота с руками и замок на них с зубами острыми. Мимо всадник черный проскакал и ночь наступила.
Но зажглись глаза у черепов, светло стало как днем. Появляется баба-яга в ступе. Увидела Василису, спрашивает, что он здесь делает. А та и рассказывает, что мачеха ее за свечой послала. Оставила баба-яга Василису у себя, стала задания давать. Дом вычистить, двор подмести, обед приготовить, пшеницу от гороха отделить.
На следующее утро как проскакал красный всадник, улетела баба-яга. Хотела Василиса за работу приниматься, а все уже сделано куклой. Стала она бабу-ягу ждать. Явилась баба-яга, придраться ей не к чему. Позвала слуг, появились три пары рук, смололи пшеницу. Поела и на следующий день то же самое сказала сделать. Только еще мак от земли очистить по зернышку.
Опять Василиса с куколкой все сделали. Явилась баба-яга, позвала слуг, выжали они из мака масло. Поела баба-яга, стала Василиса вопросы задавать. Про всадников первым делом спросила. Про белого баба-яга ответила, что день то ясный, про красного — что солнышко, а про черного — что ночь. А про три пары рук Василиса спрашивать не стала. Похвалила ее за это баба-яга. Сама стала спрашивать, как так получается у Василисы всю работы выполнить. А Василиса и говорит, что это матушкино благославление.
Рассердилась баба-яга. Вытолкала Василисы за ворота, говорит не нужно ей здесь благославленных. Дала Василисе череп, огонь для мачехи и сестер.
Побежала Василиса домой. Уже у ворот хотела выбросить череп, а тот говорит, ей, чтобы не бросала. Занесла она череп в дом, а огни из его глаз начали мачеху и дочерей ее жечь. Жгли, жгли, только три кучки пепла осталось.
Ушла Василиса в старушке-соседке и стала у нее отца дожидаться. А пока суть да дело, решила попрясть. Попросила у старушки льна, да спряла пряжу, тонкую, да пушистую. А вот гребней нет подходящих, чтобы пряжу ту в полотно превратить.
Но тут куколка ей помогла, сделала чудесный стан. Наткала Василиса полотна, отдает старушке. Говорит, чтобы продала та полотно, а деньги себе взяла. Отнесла старуха полотно самому царю, тот обрадовался стал требовать, чтобы из полотна рубашки сшили. Ни одна мастерица за работу не берется.
Позвал царь старуху, ей задание дает — умела ткать, умей и рубашку сшить. Сшила Василиса рубашки, отдала старушке, села у окна царя ждать. Приходит слуга царский, говорит, что царь мастерицу к себе требует.
Пошла Василиса к царю, царь увидел ее и влюбился без памяти. Поженились они.
Тут и отец вернулся, порадовался за дочь у нее стал жить. И старушку Василиса к себе взяла, а куклу все равно в кармане носит.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
Герои сказки
Как и во многих народных произведениях, в сказке о приключениях купеческой дочери есть добрые и злые персонажи. Главная героиня — добрая, кроткая и милая девушка по имени Василиса. Второстепенные действующие лица:
- Купец Микула. Отец Василисы, неспособный защитить её от нападок мачехи и сестёр.
- Купеческая жена. Сварливая, злобная и завистливая женщина. Её мечта — сжить девушку со свету.
- Сводные сёстры Василисы. Недобрые девушки, похожие по характеру на свою мать. Они всячески обижают главную героиню, помыкают ею и насмехаются.
- Баба-Яга. Героиня, которая появляется во многих сказках. Старуха безобразна внешне, но у неё чуткое сердце. Она кажется вредной, но в критические моменты способна прийти на помощь.
- Куколка. Волшебный персонаж, спасающий девушку от напастей.
Выполняя анализ сказки «Василиса Прекрасная», учащийся должен упомянуть о том, какие черты преобладают в каждом персонаже и как это способствует раскрытию идеи.
Три всадника как символ жизни
Благодаря Бабе-Яге Василиса сильно изменилась, она стала неузнаваемой, главное, обрела настоящее жизненное счастье — семью. Качества Василисы Прекрасной говорят о многом: она чиста душой, верит в мистические силы, уважает старших и не перечит им.
Идя по пути, девушка встретила трех всадников, которых никогда раньше не видела, и что интересно, они скакали к хижине Бабы-Яги.
Ни у кого не хватало смелости признаться в том, что солнце, ночь и день являются его слугами, а старуха с крючковатым носом говорила, что это ее верные соратники и помощники. А возможно, Баба-Яга на самом деле не так уж и проста, как кажется, и выступает в качестве одного из древних богов и считается матерью человечества, родившейся еще до сотворения всего мира?
Краткое содержание
Жил на свете знатный купец со своей женой. У них родилась красивая девочка, которой дали имя Василиса. Вскорости после этого купеческая жена умерла. Вдовец горевал недолго: через некоторое время он нашёл новую суженую и женился. Женщина отличалась вредным характером, и были у неё такие же строптивые дочки.
Василиса восхищала окружающих кротким нравом, трудолюбием и добрым сердцем. Перед смертью матушка передала ей волшебную куколку, которая заменила ей самое близкое существо. Героиня кормила её и разговаривала, как с человеком.
Мачеха регулярно заставляла девушку исполнять сложные поручения. Каждый раз падчерице помогала куколка.
Задания, с которыми справилась девушка благодаря материнскому подарку:
Последнее поручение было таким: пойти в лес и принести огонь.
По дороге сирота встретила трёх всадников:
- белого;
- алого;
- чёрного.
Потом она попала к Бабе-Яге, и та дала череп, внутри которого были огоньки. Девочке было страшно, но голос приказал ей нести огонь домой. Придя домой, девушка хотела отдать череп мачехе, и он стал сверкать глазами и сжёг дотла купеческую жену и её дочерей. Девушка закрыла избу и отправилась в город, чтобы там дождаться возвращения батюшки. Она поселилась у доброй старушки.
Трудолюбивая Василиса не умела сидеть без дела и стала ткать. Увидев, каким красивым получилось полотно, старушка понесла его во дворец. Царь подивился чуду и велел, чтобы из ткани сшили рубашки. Всю ночь трудилась девушка, и к утру сорочки были готовы. Старушка понесла их в царские палаты. Государю понравилась работа, и он захотел увидеть мастерицу. Тем временем Василиса сидела у окна, умытая и причёсанная.
Царский гонец явился и повелел, чтобы девушка пришла во дворец. Царь увидел Василису Микулишну и понял, что она должна стать его женой. С тех пор молодые жили во дворце, и девушка никогда не расставалась с волшебной куколкой.
Жизненный баланс между добром и злом
Для чего же отправилась она к Бабе-Яге? Конечно же, для того чтобы получить защиту и справедливость. На самом деле старушка не была злодейкой, не губила человеческие жизни, не ела детей. Она была справедливой, не выносила злодейств, а виноватых она наказывала, они умирали, не дойдя домой, а их черепа украшал забор, но не прекращали страдать за те злодеяния, которые совершали при жизни, это что-то вроде ада и рая, вечной развилки для тех, кто заслуживает вселенского покоя или наказания.
Баба-Яга выступала вроде богини справедливости, которая ни перед чем не поступалась. Если человек доказывал, что его мысли, душа чисты, она отпускала его восвояси, а зло и жестокость уничтожала, таким образом создавая баланс на Земле, без которого невозможно существовать.
Не все, кто отправлялся за помощью к ведьме, могли вернуться от нее живыми, не всем открывалась дорога в царство тьмы. Все, кто не мог выполнить ее задания, были злыми, черствыми и жестокими, не выбирались из леса живыми. Об этом свидетельствуют черепы, которые висят на заборе возле избы на куриных ножках, а кто избежал подобной участи — не иначе как Василиса Прекрасная, краткое содержание сказки об этом повествует.
План пересказа
Пересказать произведение будет легче, если воспользоваться небольшим планом, в котором отражены ключевые моменты. Пример сжатого изложения сюжета:
Этот план сказки «Василиса Прекрасная» можно использовать для читательского дневника. А также он поможет при прохождении теста.
Для полноценной работы в классе и для написания сочинения на отличную оценку лучше читать произведение полностью.
Василиса Прекрасная как символ чистоты, непорочности и трудолюбия
Перед тем как понять, какая судьба ожидает девушку Василису, Баба-Яга дала ей сложное задание, которое и должно было решить, как быть дальше. Вот после этого и открывались качества ведьмы, она была либо справедливой и доброй, или, наоборот, злой и жестокой.
Василиса выполнила все задания Бабы-Яги на отлично, доказала, что она невинное создание, которое заслуживает покоя и радости. Та, в свою очередь, дала ей мудрость и наказала обидчиков. Мать и дочери, после того как ушла Василиса, долго сидели без огня в доме, вернулся отец и также страдал без присутствия жизненного пламени.
Девушка трудилась, а тех, кто работает, почитают. По заданию ведьмы Василиса наткала исключительную ткань (возможно, шелк), которая отличалась легкостью и прозрачностью. Старуха отнесла ее батюшке-царю и продала, тот был в неописуемом восторге, ведь подобного он в жизни не видел.
Поступил приказ в королевстве из этой уникальной ткани сшить такую же потрясающую рубашку, но, к сожалению, это никому не было под силу, кроме Василисы. За время, пока девушка работала, царь влюбился в трудолюбивую красавицу и женился на ней. «Василиса Прекрасная» — русская народная сказка, которая научит детей справедливости и доброте.
Наши прабабушки перед замужеством запирались в комнате и трудились над пошивом рубашки для суженого, как происходит сам процесс, никто не должен был знать, иначе могли сглазить, и будущая супружеская жизнь была бы чревата разногласиями, скандалами между парой. Тайна кроется в вышивании специальных заговоренных знаков, символов, которые имели мистическую силу и помогали на протяжении всей жизни супругам.
Характеристика главной героини
В русской сказке Василиса олицетворяет внутреннюю красоту. Народ наделил её положительными качествами характера. Они трудолюбива, скромна, послушна. Получив материнское благословение, она следует материнскому завету: кормит куколку и выполняет все её указания. Благодаря послушанию и смирению ей удаётся справиться с трудностями. Характеристика Василисы Прекрасной передаёт главную мысль и тему сюжета: не нужно сдаваться перед лицом трудностей, потому что в конце ждёт награда.
Эпизод, когда Василиса хочет бросить череп, но он велит этого не делать, показывает, что из почтения к просьбам другого существа девушка готова пересилить свой страх. Кроме того, образ девушки наделён благородством и уважением к старшим. К безобразной Бабе-Яге сирота обращается почтительно, называет её бабушкой и выполняет трудную работу, которую задаёт ей лесная жительница.
Главная героиня красива внешне, поэтому царь влюбляется в неё и принимает решение жениться. Но это происходит только после того, как он убедился, что будущая жена — мастерица на все руки.
Следовательно, в сказке народ выразил убеждение, что внутренний мир и человеческие качества важнее, чем внешний облик.
Молодцы и девушки в походе за правдой
Если копнуть еще глубже, и это видно по сказке, что добрые молодцы, девушки не просто шли к этой старухе через дремучие леса и реки, а искали правды, утешения и помощи, что и случилось с девушкой. К таким молодым людям относятся Василиса Прекрасная и Иван Царевич. Как и в большинстве сказок, рассказ о жизни Василисы Прекрасной окончился свадебной церемонией. Она нашла путь к Бабе-Яге, та помогла ей стать мудрее и умнее. О том, как мудра Василиса Прекрасная, краткое содержание сказки говорит, ведь девушка точно знает, что будет дальше, у нее появился дар угадывать события, ведь, говорит, после того как создала нежный материал, ей придется шить рубашки царю, так как никто больше не знает, как это сделать.
Итак, можно сделать вывод о том, что не взгляд черепа убил завистливых мать и ее дочерей, а их злость, жестокость, от которых страдала Василиса. Сказка еще способна посеять в душу читателя сопереживание к девушке, позволить ощутить несправедливость, жестокость и неописуемый восторг и радость от того, что, наконец, все трудности на пути главной героини увенчались успехом и счастьем.
«Василиса Прекрасная»! Какая сказка! Сколько в ней поучительного! Девушка, в свою очередь, смогла пройти все испытания Бабы-Яги благодаря своей уступчивости, смекалке, материнской любви и душе, воплотившейся в куколке, подаренной родным человеком.
Благодаря тому что история захватывающая, интересная, был создан мультик «Василиса Прекрасная», от которого в восторг пришли не только дети, но и взрослые. Персонажи отражают всю глубину и нравоучения русского народа. Вот такое содержание сказки «Василиса Прекрасная».
Другой вариант сказки с Василисой Премудрой
В другой сказке, где главной героиней является Василиса Премудрая (в иных вариантах – Василиса Прекрасная, но этот эпитет встречается значительно реже, в сущности, он не имеет прямого отношения к смыслу этой сказки), она – молодая девушка, которую злая мачеха и не менее злые сестры отправляют в лес в услужение Бабе Яге. Вопреки их ожиданиям, колдунья не съедает Василису моментально, а оставляет ее у себя.
Когда девушка правильно и вовремя выполняет все поручения Бабы Яги (на самом деле героине помогает волшебная куколка, доставшаяся ей в наследство от матери), та, удивившись, что девушке все так удачно удается, узнает, что той помогает материнское благословение и отпускает ее, дав ей на прощание шест с черепом на конце. Его глаза светятся – чтобы не заблудиться по дороге домой. Когда Василиса возвращается домой, глаза черепа начинают светить еще сильнее и испепеляют мачеху и сестер. Подтекст этой сказки подробно разбирает в «Бегущей с волками» Кларисса Пинкола Эстес, известная исследовательница волшебных сказок. Поэтому, чтобы прочесть более подробную характеристику Василисы Премудрой, стоит обратиться к этому произведению.
Структура сказки
Для того чтобы ознакомиться с кратким содержанием «Василисы Прекрасной» необходимо текст разбить на смысловые части. Такой вариант изучения раскроет главные действия, которые происходили в произведении:
- Рождение девочки.
- Смерть купчихи.
- Появление мачехи.
- Трудная работа.
- Отъезд отца.
- Знакомство с Бабой-ягой.
- Смерть женщины.
- Свадьба царя и Василисы.
Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на урок литературы. Кроме этого, план поможет при написании сочинения на эту тему.
/беседа по содержанию сказки/
Оборудование: у педагога – компьютер,
мультимедийный проектор, экран; у
обучающихся на партах – рабочие тетради, текст
сказки “Василиса Прекрасная”.
Курс литературы в 5-м классе с учетом
гимназического компонента предусматривает первоначальное
знакомство учащихся с художественным миром
произведения. На уроках даются определения таким
литературоведческим понятиям: художественный
мир, художественное пространство,
художественное время, герой произведения.
При работе над разделом “Сказки” углубляются
представления учащихся о художественном мире
волшебной сказки. Опираясь на книгу Тамарченко Н.
Д. и Стрельцовой Л. Е. “Путешествие в “чужую”
страну”, учитель знакомит учащихся с особым
художественным пространством, в котором есть
“свой” мир героя, “чужой” мир героя и граница
между этими мирами.
В начале урока учитель рассказывает о
собирателях сказок и напоминает виды сказок в
литературе. Всё основное содержание урока
направлено на изучение художественного мира
волшебной сказки “Василиса Прекрасная”.
Учитель обращает внимание на особенность всех
волшебных сказок, где все герои совершают
путешествие из родного дома. Таким образом, мир
сказочного пространства делится на мир героя и
“чужой” мир, в котором оказывается главный
герой.
На уроке даётся характеристика Василисе,
выясняется, почему у неё оказывается Куколка и
почему главная героиня вынуждена уйти из дома за
огнём. Вся эта информация в начале сказки
относится к миру героини. Ребята подводят итог
работе и выясняют особенности мира героя,
который характеризуется следующим: в начале
сказки дается описание мира, где живет герой, с
указанием таинственного места; герой покидает
свой дом и оказывается в чужом для него мире,
переходя таинственную границу; герою необходимо
пройти испытания, выполнить которые ему помогает
герой – помощник.
При работе над “чужим” миром героя обращается
внимание на образ Бабы – Яги. Она является
главным представителем “чужого” мира, т.к.
только ей известны тайные знания. Испытав
Василису, Баба – Яга отпускает героиню с
подарком (огнём) домой. Анализируя эти эпизоды,
ученики дают характеристику “чужого” мира
героя. Для него характерно следующее: героя ждут
волшебные события, запретные места и
удивительные персонажи; герой знает, как себя
вести с представителями “чужого” мира, хотя ему
предстоит пройти сложные испытания; герой всегда
возвращается обратно в свой привычный мир, а за
смелость и трудолюбие его награждают подарками.
Подводя итог художественному миру сказки,
необходимо отметить, что Василиса действительно
героиня сказки, т.к. ей удалось найти дорогу на
тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым
не возвращался. За такие испытания её ждёт
награда — свадьба. В ходе беседы формулируются
качества характера героини, и вводится понятие
“народный идеал”.
Следовательно, данный урок преследует не
только цель выявить особенности художественного
мира волшебной сказки, но и воспитательную цель,
а именно: формирование нравственных ценностей у
пятиклассников.
Содержанию урока соответствуют слайды презентации, которые показываются на
всех этапах работы над сказкой.
Цели урока в соответствии с
государственным стандартом по литературе для
основной школы:
- развитие
- освоение
- овладение умениями
- воспитание
эмоционального восприятия
художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого
воображения;
текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания;
чтения и анализа
художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий;
любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры.
Задачи урока
- Знание собирателей русских народных сказок;
- Понимание внутрижанровой классификации сказок;
- Знание понятия “художественный мир” сказки и
его составляющих;
4. Формирование информационной
компетентности:
- умение извлекать первичную информацию:
воспринимать основное содержание сказки,
выделять эпизоды, сопоставлять их с элементами
художественного мира сказки; - умение обрабатывать информацию: выделять
главное, подводить итоги.
- Формирование коммуникативной компетентности:
- умение кратко оформлять в тетради выводы по
работе над сказкой; - владение риторическими нормами ведения диалога
на уроке.
6. Воспитание потребности в
самостоятельном чтении художественной
литературы, интереса к фольклору;
7. На примере содержания сказки
понять и принять нравственные ценности,
составляющие народный идеал русской женщины;
Оборудование:
-
у педагога – компьютер,
мультимедийный проектор, экран. -
у обучающихся на партах – рабочие
тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.
Ход урока
- Организационный момент. (слайд 1 и 2.
“Русские народные сказки”) - Введение в тему.
Учитель: “В некотором царстве…” или “Жили –
были…” — так начинаются почти все сказки. Именно
они становятся нашими первыми книжками. Сначала
мы внимательно слушаем их из уст мамы или
бабушки. Позднее, научившись читать, сами
погружаемся в таинственный волшебный мир
царевичей, кощеев и многих других персонажей,
живущих на страницах сказки.
Сказки существовали в глубокой древности, но
записывать и собирать их стали не так давно. В
Древней Руси никому не приходило в голову
записывать сказки, т.к. их знали все.
Учитель: Кто же собрал все сказки вместе?
(слайд 3. “Собиратели сказок”.
Пояснение к слайду: Ребята впервые видят
портреты собирателей сказок: Афанасьева и
Худякова. Данный слайд позволяет создать особое
эмоциональное настроение, которое впоследствии
поможет работать над содержанием сказки).
Какие виды сказок вам известны? Почему
происходит такое деление?
(слайд 4. “Виды сказок”
Пояснение к слайду: В слабом классе
возможно использование дополнительного
материала через гиперссылки на слайдах 5 — 6).
Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки
“Василиса Прекрасная”
(слайд 7. “Заставка к сказке”)
3. Изучение новой темы.
Ведется беседа по содержанию сказки. Учащиеся
отвечают на предложенные вопросы:
— Понравилась ли вам сказка? Почему она так
интересна?
— К какому виду сказок можно отнести данную
сказку? Почему?
(Это волшебная сказка, т.к. в ней участвуют
волшебные герои: Баба – Яга, Куколка…)
Учитель: Все правильно. Но оказывается,
волшебная сказка не ограничивается наличием
волшебных героев. В её содержании и построении
есть много интересных моментов, которые нам
предстоит открыть.
Как же устроен сказочный мир? Из каких частей он
состоит? Каким образом они связаны друг с другом?
— вот круг вопросов для обсуждения на уроке.
Учитель: Ученые обнаружили удивительную
особенность: все герои волшебных сказок
совершают путешествие из родного дома. А раз так,
то давайте при обсуждении сказки рисовать карту
путешествия героя.
Что мы можем сказать о героине, прочитав первые
строки сказки? Расскажите о мире, в котором живет
героиня?
Возможные варианты ответов учеников:
— Она очень добрая и трудолюбивая девушка.
— Выполняет любую работу по дому.
— Она осталась без матери, а после женитьбы отца
в доме появилась мачеха со своими детьми.
— Мачеха с детьми не любит Василису и при
удобном случае отправляет её за огнём к бабе –
Яге.
— Во всех делах девушке помогает Куколка,
которую дала перед смертью её мать.
(слайд 8. “Герой – помощник”.
Пояснение к слайду: При обращении к образу
Куколки необходимо сначала рассмотреть на
слайде иллюстрацию, затем прокомментировать
слово “благословение”, расспросить ребят о
сказочных героях, которые помогают главным
героям в трудной ситуации. Только после этого
нажатием на мышь высветить заголовок слайда и
ввести понятие “герой – помощник”)
Учитель: Задумывались ли вы над тем, что во
многих сказках главную героиню зовут Василиса?
Случайно ли это? (слайд 9)
(варианты ответов учениками)
В самом слове “Василиса” слышится слово
“сила”. Она сильная от природы, поэтому и
справляется с любой работой, любыми трудностями,
которые встают у неё на пути.
Учитель: Вернёмся к содержанию сказки. Как
случилось, что девушка оказалась у Бабы – Яги?
Ученики: В доме не оказалось огня. Его
хранителем считалась Баба – Яга. Именно к ней и
идет Василиса, покидая родной дом.
Учитель: Итак, герой вынужден проститься со
своим привычным миром и идти в дорогу. Так
начинается путешествие героя.
Подведем небольшой итог работе. Какие
художественные особенности “своего” мира героя
вы можете выделить?
(слайд 10. “Свой” мир героя”.
Пояснение к слайду: Прежде чем показывать
слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую
информацию о “своем” мире героя сказки.
Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)
Учитель: Дорога в “чужой” мир тоже становится
странной, таинственной.
Как вы поняли, в чем проявляется эта
таинственность? Найдите подтверждение в тексте.
(В ходе работы над сказкой обращаем внимание на
образы всадников, с которыми встречается
Василиса).
Учитель: Посмотрите, как этих всадников
изобразил замечательный иллюстратор русских
народных сказок Иван Яковлевич Билибин. Они им
выполнены ещё в 1900 году.
(слайд 11. “Граница”.
Пояснение к слайду: При просмотре
иллюстраций обратить внимание на цветовое
решение образов, их жесты и положение в седле.
После описания всадников ввести понятие
“граница” между мирами во время путешествия
героя.)
Учитель: В “чужом” мире Василису встречает
Баба – Яга. Встреча с ней — обязательный элемент
художественного мира волшебной сказки. Что нам
известно об этом персонаже?
Ученики:
— Она живет в дремучем лесу в доме на курьих
ножках.
— Она всегда злая и жестокая.
— Описание дома вызывает у героев страх.
(При описании жилища Бабы – Яги используем
комментированное чтение и задумываемся над
вопросами:
— Почему её дом всегда окружают мертвые тела и
человеческие кости?
— Почему именно к ней отправляют Василису?)
“К вечеру Василисушка вышла на полянку.
Смотрит — изба стоит. Забор вокруг избы из людских
костей. На заборе черепа человеческие, вместо
ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки,
вместо замка — острые зубы”.
Возможные варианты ответов учениками:
— Она живет в другом мире, где смерть.
— Она представитель другого потустороннего
мира.
— Она знает многие тайны загробного мира.
— А в других сказках мы узнаем, что ей известно
все про Кощея Бессмертного или Змея Горыныча.
Учитель: Теперь вам понятно, почему, встречая
героя, Баба – Яга говорит всегда одну и ту же
фразу: “Фу – фу – фу, русским духом пахнет!”
(слайд 12)
(Анализируя образ Бабы – Яги, приходим к выводу:
она представитель “чужого” мира и только ей
известны тайные знания. В “своём” мире она
испытывает главного героя и награждает его
(Василисе дан огонь) или губит (Мачеха с дочками
умирают от взгляда на огонь).
Учитель: Итак, герой, оказавшись на некоторое
время в другом “чужом” мире, покидает его не
только живым, но и с подарком (огнём). Так
начинается путешествие героя домой.
(слайд 13. “Дорога домой”.
Пояснение к слайду: необходимо прочитать
цитату из сказки и обратить внимание на усвоение
и понимание учениками смысла слова
“благословение”.)
Учитель: Подведем небольшой итог работе. Какие
художественные особенности “чужого” мира героя
вы можете выделить?
(слайд 14. “Чужой” мир героя”.
Пояснение к слайду: Прежде чем показывать
слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую
информацию о “чужом” мире героя сказки.
Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)
Учитель: Смотрите, Василиса перешла границу
“туда” и “обратно”. Она в буквальном смысле
героиня. Ей удалось найти дорогу на тот свет и
вернуться оттуда, откуда никто живым не
возвращается. Такое путешествие в мире волшебной
сказке позволено только тем, кто изначально
связан с родителями и предками. А мы помним, что
Василису благословила перед смертью мама.
(слайд 15. “Путешествие героя”.
Пояснение к слайду: Прежде чем показывать
слайд, вспоминаем “путешествие” героя “туда” и
“обратно” и обращаем внимание учеников на то,
что путь по сложности неодинаков. “Туда”
героиня идет медленно, встречая на пути
препятствия, а дорога назад быстрее и легче. Эта
дорога обозначена на слайде разными стрелками.)
Учитель: Чем заканчивается сказка? Как вы
поняли, почему волшебные сказки обычно
заканчиваются свадьбой главного героя?
(слайд 16)
(Комментируя заключительные строки сказки,
ученики приходят к выводу, что свадьба — это
награда героя за все сложные моменты в его жизни,
за определенные качества характера.)
Учитель: Какие главные качества характера
Василисы вы бы отметили? Героини всех ли сказок
обладают такими чертами характера?
(В ходе беседы необходимо сформулировать
качества характера героини сказки и объяснить
ученикам выражение “народный идеал”. Особо
обратить внимание, что сказка называется
“Василиса Прекрасная”. Данное слово очень
важно, т.к. вобрало в себя все замечательные
качества героини.)
(слайд 17. “Народный женский идеал”.
Пояснение к слайду: Прежде чем показывать
слайд, нужно выслушать ответы учеников. Слайд
является итогом беседы по данному вопросу.)
Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой
“Василиса Прекрасная” подходит к концу.
Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите
дома своим родителям и близким?
(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме
урока и формулируем выводы, связанные с
особенностями художественного мира сказки
“Василиса Прекрасная”.
После беседы показываем ученикам слайд 18.
“Особенности волшебной сказки”.)