План сказки теремок 2 класс

цели: ознакомить с жизнью и деятельностью великого русского писателя; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения; воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

 Цели:

  • ознакомить с жизнью и деятельностью великого
    русского писателя;
  • развивать навыки осмысленного, выразительного
    чтения;
  • воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

  • учебники “Парус” для 2-го класса
  • тесты;
  • плакат с изображением Теремка с вырезанными
    окошками;
  • картинки с изображениями Лягушки, Мышки, Петуха,
    Ежика;
  • короны с изображениями звере;,
  • плакат со стихотворением В. Берестова
    “Дракон”.

План-конспект урока

1. Жужжащее чтение 3 мин.

2. Объявление целей и задач урока.

3. Проверка домашнего задания:

  • Кто написал сказку “Липунюшка”?
  • Чем занимались Старик и Старуха?
  • Куда поехал Старик однажды?
  • Что делала Старуха в это время?
  • Откуда появился Липунюшка?
  • Какую помощь предложил Липунюшка Матушке?
  • Куда он побежал?
  • Что случилось с ним в дороге?
  • С какими словами обратился мальчик к Батюшке?
  • За какую работу взялся Липунюшка?
  • Кто захотел купить мальчика?
  • Смог ли подарить барин Липунюшку жене?
  • Охарактеризуйте Липунюшку?
  • Что вы взяли из этой сказки для себя?

4. Словарная работа.

А) На доске плакат с изображением “Теремка”.

  • Что это такое?
  • Для чего нужен Теремок?
  • Еще где живут люди?

Б) Объяснение значений слов

  • домик,
  • избушка,
  • дворец,
  • теремок, используя картины с их изображениями.

В) — Ребята, вы догадались, какую сказку мы
сегодня будем читать?

5. Объяснение нового материала:

А) Сегодня Мы с вами познакомимся со сказкой
С.Маршака “Теремок”.

Кто живет в “Теремке”, узнаете, отгадав
загадки.

На голове красный гребешок, под носом красная
бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. (Петушок)

Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка.
Кто это…? (Лягушка)

Под полом, под полом шевелит хвостом.
В щели глядится, вылезти боится. (Мышка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок
очень много, а нитки ни одной. (Ежик)

Б) Рассказ учителя о С.Я. Маршаке. Выставка книг.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) родился в городе
Воронеже, Стихи начал писать в раннем возрасте.
Известный детский поэт. И взрослые, и дети
наизусть помнят строчки из его произведений
“Усатый — полосатый”, “Вот какой рассеянный”,
“Сказка о глупом мышонке”, “Рассказ о
неизвестном герое” и многих других. С.Маршак был
первым поэтом, который перевел для российских
детей шутливые стихи Д.Родари, стихи о веселом
Робин Гуде и Шалтай-Болтае, сказки Р.Киплинга.

6. Чтение и анализ сказки.

А) Чтение сказки учителем.

Б) Самостоятельное чтение сказки учащимися в
течение 3 минут после нацеливающего вопроса.

— Что Вы можете сказать о каждом из героев? И что
у них общего?

В) Беседа о дружбе.

7. Физкультминутка по здоровьесберегающей
технологии по методу В. Базарного.

А) Ходьба под музыку с танцевальными
упражнениями по оздоровительным коврикам.

Б) Учащиеся хором говорят стихотворение и
выполняют упражнения на ковриках.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Мишка шел, шел, шел,
Мишка ягодку нашел.
Сел, поел:
– Ох, какая вкусная!
И дальше пошел.
Шел, шел, устал,
И тихо на пенечек сел.

В) Офтальмоминутка.

  • “Веселые человечки”;
  • “Бегущие огни”
  • “Цветная ленточка”

8. Упражнение над развитием техники чтения.

А) Театрализованное чтение сказки по ролям.

Дети при этом надевают на голову коронки с
изображениями зверушек.

Б) Заселение зверушек в теремок (рисунков
зверушек в вырезанные окошки), называя полные
имена.

В) Тестирование

Тест “Угадай-ка” к сказке С.Маршака
“Теремок”

Это

а) рассказ; в) стихотворение;
б) сказка; г) басня.
2. Лягушка нашла
а) дворец; в) теремок;
б) избушку; г) домик.
3. Первой пришла к Муравью
а) бабочка; в) ежик;
б) сорока; г) мышка.
4. Дополните имя Мышки
а) шалунишка; в) воришка;
б) норушка; г) бегунишка.
5. Что обещала печь Мышка
а) каравай; в) торт;
б) калачи; г) блины.
6. После Мышки прибежали
а) лиса, заяц; в) петух, ежик;
б) медведь, петух; г) лиса, ежик.
7. Какую песенку поет Петушок
а) ку-ку, ку-ку; в) кар-кар;
б) ку-ка-ре-ку; г) чик-чирик.
8. В какое время суток обещал петь
Петушок
а) на заре; в) днем;
б) вечером; г) ночью.
9. Каким был Ежик
а) черным; в) белым;
б) зеленым; г) серым.
10. Что обещал сделать Ежик
а) построить дом; в) сторожить дом;
б) покрасить дом; г) снести дом.
11. В теремке место нашлось
а) двоим; в) четверым;
б) троим; г) одному.

Г) Вставить нужное слово в отрывках из сказки
(плакаты и слова для вставки на доске)

Лучше нас, лесных…,
нет на свете сторожей.
Эй, откройте Петушку,
. . . , . . . !

9. Упражнение над развитием речи.

А) Прочитать стихотворение В. Берестова
“Дракон” с плаката на доске. Данные слова
вставить в нужное место в тексте стихотворения.

Дракон.

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором “Здравствуйте!” сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, . . . .
Для этой пасти —
прочие . . . .
Для этой глотки — . . . .
Для этой башки — . . . .
Для этой рожи — . . . .
Для этого личика –
Два сдобных . . . .
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, . . . и . . .

Слова для справок: сласти, куличика, перловки,
селедки, пирожки, халвы, то же, ножик, вилку.

Б) Учитель показывает бумажные куклы-макеты
деда, бабки, курочки, яичка, мышки.

Из какой сказки эти герои?

В) Учащиеся, используя куклы, разыгрывают
сказку “ Курочка Ряба”.

10. Подведение итогов урока.

  • С какой сказкой познакомились?
  • Кто написал эту сказку?
  • Что нового узнали об этом писателе?
  • Какие черты характера можно перенять у героев
    сказки?

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: пересказ сказки.

Программные задачи:

— Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц.

— Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования.

— Учить интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа.

— Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

— Продолжать учить детей отгадывать загадки.

— Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька, лисичка-сестричка).

— Учить детей ориентироваться на поверхности листа бумаги.

— Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр высоты.

— Закрепить знание геометрических фигур и цветов.

— Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности.

Предварительная работа:

— Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание иллюстраций.

— Театрализованная деятельность народной сказки «Теремок» на фланелеграфе и настольного театра.

— Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным)?», «Что бывает зеленым (красным, желтым и т.п.)?».

Оборудование:

Заяц-игрушка; нарисованный теремок, 6 разноцветных кругов различных по величине; красивая коробочка; фигурки животных из настольного театра «Теремок».

Дети приветствуют гостей и рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам пришел в гости:

Зверь ушастый,

Летом –серый, зимой-белый.

Воспитатель: К нам в гости пришел не простой зайчик, а сказочный. Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.

Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет.)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?

Зайчик: Злая колдунья заколдовала моих друзей из сказки «Теремок», превратила их в разноцветные круги.

Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?

Зайчик: Надо выложить по порядку круги кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?

Дети: ДА.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у меня на доске нарисован Теремок, в котором мы будем собирать по порядку сказочных героев.

Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Какого цвета этот круг?

Саша, иди поставь в Теремок серый круг. Какой ты возьмешь серый круг большой или маленький? Почему? Как назвать мышку по-другому, ласково?

Прикладывай круг рядом с домиком, чтобы в Теремке уместились все герои.

Воспитатель: Аня, кто пришел после мышки? Какого цвета этот круг? Почему он зеленый? Как назвать её ласково?

Прикладывай зеленый круг рядом с серым-мышкой.

Воспитатель: Коля, кто пришел после лягушки? Какого цвета этот круг? Почему он белый?

Прикладывай белый круг рядом с зелёным-лягушкой. Как назвать зайца ласково?

Воспитатель: Андрей, кто пришел после зайчика? Какого цвета этот круг? Почему он оранжевый?

Прикладываем оранжевый круг рядом с серым- зайчиком. Как назвать лису ласково?

Воспитатель: Маша, кто пришел после лисы? Какого цвета этот круг? Почему он серый? А еще у нас есть круги серого цвета? Прикладываем серый круг рядом с оранжевым — лисой. Как назвать волка ласково?

Воспитатель: Вероника, Кто пришел после волка? Какого цвета этот круг? Почему он коричневый? Прикладываем коричневый круг рядом с серым-волком. Как назвать медведя ласково?

Воспитатель: Одинаковые или разные круги? Какого цвета самый большой круг? А какого цвета самый маленький? Есть ли круги одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти круги?

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили круги. Давайте мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в маленьких зайчиков.

Проводится игра «Зайка беленький сидит…».

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (Хлопают в ладоши.)

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Подпрыгивают на обеих ногах на месте.)

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки.) Зайку испугал, (Конкретно указывается, кто испугал зайку.)

Зайка прыг и ускакал. (Воспитатель показывает игрушку.)

Дети убегают на свои места.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.

Дети, с помощью воспитателя и поставленных моделей, рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку.

Стук в дверь, приносят посылку.

Воспитатель: Ой, что это нам принесли, посылка, посмотрим, что в ней.

Воспитатель вносит красивую коробку, открывает и достает сказочных героев.

Воспитатель: Ребята, посмотрите это же наши герои. Мы помогли Зайчику, спасли его друзей! Мы с ними потом поиграем.

Зайчик: Спасибо вам, ребятки! Нам пора отправляться в свой сказочный лес. Но мы обязательно придем к вам еще в гости! До свидания!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные круги превратились герои? Какую мы рассказывали сказку? Молодцы, вы сегодня хорошо занимались!

  • Краткие содержания
  • Бианки
  • Теремок

Стоял в лесу старый толстый дуб.

Заприметил старое дерево Дятел пестрый, выдолбил глубокое дупло своим острым клювом, вывел в нем птенчиков, а когда закончилось лето – улетел.

На следующее лето услышал Скворец о дупле. Узнал, что никто в нем не живет и решил сам поселиться в теремок. Обустроил, обуютил Скворец свое жилище – наносил соломы и сена, деток вывел, да и прожил там целых два года.

А ветхий дуб все больше высыхает и крошится, дупло все расширяется.

Желтоглазый Сыч прослышал про теремок, прилетел осмотреть, а дупло в дереве со временем увеличилось. Пригрозил желтоглазый Сыч, что проглотит Скворца, и выгнал напуганную птичку и стал жить в теремке. Но улучшать свое жилище никак не стал – жил на своих перышках. Прошло еще два года, дупло стало еще больше и шире.

Прискакала на третий год острозубая Белка, увидела широкое дупло и решила что будет там жить. Напугала желтоглазого Сыча своими зубками и выгнала восвояси из терема. Постелила Белка в дупле мох и стала там жить.

Прошло еще два года, а на третий прибежала к дуплу, которое стало еще шире, Куница. Пригрозила Белочке страшной расправой и выгнала ее. Стала жить Куница в теремке, но делать там ничего не стала, спала на своей шерстке.

Старый дуб со временем крошится, а дупло все больше и шире становится.

На третий год узнали о теремке пчелы. Прилетели всем роем, увидели огромное дупло, пригрозили Кунице что изжалят ее своими жалами и прогнали. Наносили пчелы в терем много воска и остались там жить.

Через два года узнал о дупле Медведь, подошел и увидел огромную дыру, размером с окно. Залез Медведь на дуб, сунул в дупло голову, поднажал посильнее и развалился дуб пополам. А из него вывалилось все, что за столько лет накопилось от всех жильцов.

И не стало теремка.

Эта сказка учит нас наблюдать за живой природой, отличать сказку и реальную жизнь. В народной сказке «Теремок» все звери дружелюбные, и после того, как Мишка разломал терем, все обитатели дружно принялись его чинить. В настоящем же лесу взаимоотношения между животными совершенно другие. За свое жилье надо бороться

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Читательский дневник по русской народной сказке “Теремок”

Автор: устное народное творчество
Название произведения: “Теремок”.

Число страниц: 5.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочек, Медведь.

Характеристика главных героев:

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок – дружные звери.

Вместе поселились в одном домике и вместе его отстраивали.

Трудолюбивые и гостеприимные.

Медведь – огромный и нелепый.

Не понимал, что своим весом и ростом раздавит маленькую избушку.

Помог зверят построить новый домик.

Краткое содержание русской народной сказки “Теремок” для читательского дневника

В одном лесу стояла избушка – теремок.

Никто в нем не жил.

Увидела этот теремок Мышка и поселилась в нем.

Вслед за Мышкой в домике стали дружно жить Зайчик, Лягушка, Лисичка и Волчок.

Однажды мимо Теремка проходил огромный Медведь.

Он тоже хотел жить с лесными друзьями, но для маленького Теремка он оказался сильно огромный.

Тогда Медведь придумал, что он сможет взобраться на крышу избы и там жить.

Как только он залез на крышу весь Теремок развалился.

Друзья остались целы и невредимы.

Тогда они все вместе решили построить Теремок, который будет лучше, больше и краше прежнего, и в котором они все смогут разместиться.

План пересказа сказки “Теремок”

1. Заброшенный Теремок.

2. Мышка поселилась в новом домике.

3. Лягушка-квакушка присоединяется к Мышке.

4. К зверям приходит жить Зайчик-побегайчик.

5. В Теремке живет уже четверо зверей вместе с Лисичкой-сестричкой.

6. Волчок-серый бочек поселяется в Теремке.

7. Медведь не влазит в Теремок.

8. Косолапый вылазит на крышу.

9. Теремок ломается.

10. Звери строят новую избушку.

Детский рисунок – иллюстрация русской народной сказки “Теремок”

Главная мысль русской народной сказки “Теремок”

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем.

Также главной мыслью сказки можно назвать дружелюбие и взаимопомощь.

Чему учит русская народная сказка “Теремок”

Сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости.

Сказка учит нас ценить свое жилье и стараться делать его лучше, комфортнее.

Сказка учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое.

Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место.

Краткий отзыв о сказке “Теремок” для читательского дневника

Сказка “Теремок” мне очень понравилась.

В ней лесные звери находят пустой Теремок и решают там поселиться.

Они все дружно живут в новом домике, поют песни, пока не приходит Медведь и не ломает избушку.

Но и эта беда не огорчила зверей, а сплотила еще больше.

Звери построили новый теремок и стали жить в нем.

Сказка про Теремок – это пример того, как разные животные находят общий язык и начинают дружить.

Я считаю, что нам многим есть чему поучиться у этой сказки.

Ведь каждый из них мог прогнать другого, но они этого не сделали.

Они дружно жили и помогали друг другу.

Сказка учит нас быть добрыми, позитивными и считаться с мнением других.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Теремок читать

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пестрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук — выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел. Миновала зима, опять лето пришло. Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка. Чем Скворцу не теремок?

— Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем. Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить. Год живет, другой живет — сохнет старый дуб, крошится: больше дупло — шире дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка с кошачью голову. Спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет? — Жил Дятел пестрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец, первый в роще певец. А ты кто? — Я Сыч. Попадешь мне в когти — не хнычь. Ночью прилечу — цоп! — и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел! Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живет, другой живет — крошится старый дуб, шире дупло. На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит — дуб, в дубу — дырка с собачью голову. Спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет? — Жил Дятел пестрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, теперь я живу — Сыч. Попадешь мне в когти — не хнычь. А ты кто? — Я Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел. Натаскала Белка мох, стала в дупле жить. Год живет, другой живет — крошится старый дуб, шире дупло. На третий год узнала про то дупло Куница.

Прибежала, видит — дуб, в дубу — дыра с человечью голову. Спрашивает: — Терем-теремок, кто в тереме живет? — Жил Дятел пестрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил Сыч — попадешь ему в когти — не хнычь, теперь я живу — Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто? — Я Куница — всех малых зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря. Ступай-ка из терема вон, пока цела! Испугалась Белка Куницы, ускакала. Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шерстке.

Год живет, другой живет — крошится старый дуб, шире дупло. На третий год узнали про то дупло пчелы. Прилетели. Видят — дуб, в дубу — дыра с лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают: — Терем-теремок, кто в тереме живет? — Жил Дятел пестрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил Сыч — попадешь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка, теперь я живу — Куница — всех малых зверей убийца. А вы кто? — Мы пчелиный рой — друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Сюжет

Русский народный сюжет (оригинал)

Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится. Остальные звери еле спасаются. Стали звери жить в лесу.

Сюжет А. Толстого

Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и стала там жить. К ней присоединяются комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, по горке скок, лиса — при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш. Однако вскоре приходит медведь и давит горшок, тем самым распугивая зверей.

Сюжет Д. Буторина (встречается часто)

В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и разрушает теремок. Звери остаются целы и невредимы, начинают строить новый теремок. И выстраивают лучше прежнего!

Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)

В лесу стоял грибок-теремок. Начался дождь. Муравей промок и решил спрятаться под грибом. К нему присоединяются мотылек, мышка, воробей, заяц. Лисица же отказывается укрыться под грибком-теремком. Звери думают, что их дом волшебный от того, что он быстро растет, но «мышка» говорит, что это из-за дождя. Звери радуются, какой у них замечательный дом, который растет под дождем.

Сюжет В. Сутеева

«Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!» И решила Муха жить в этом теремке. Вскоре к ней приходят Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. Медведь тоже хочет жить в теремке. Он лезет на крышу и ломает домик. Однако «косолапый» извиняется за своё деяние и звери его прощают. Затем они все вместе строят новый теремок, в котором остаётся место ещё и для гостей! И они построили новый теремок где поместились все и могло поместиться даже больше.

Сюжет В. Бианки

Стоял в лесу толстый-претолстый, старый-престарый дуб. Прилетел дятел и выдолбил в дубе дупло. И поселился в нем. Дуб крошится и крошится, дупло становится шире и шире. На третий год дятла прогоняет из дупла скворец. На третий год после того скворца из дупла прогоняет сыч. Далее жителями неуклонно расширяющегося дупла становятся последовательно белка, куница, пчелиный рой — и наконец, вконец прогнивший дуб намеренно разламывает пополам медведь.

Также есть версии про пенёк и лошадиный череп (остов).

Теремок – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Виталий Валентинович Бианки

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.

Миновала зима, опять лето пришло.

Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка. Чем Скворцу не теремок?

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.

Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.

Год живёт, другой живёт – сохнет старый дуб, крошится: больше дупло шире дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит дуб, в дубу – дырка с кошачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, теперь я живу – Скворец, первый в роще певец. А ты кто?

– Я Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. Ночью прилечу – цоп! – и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!

Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит – дуб, в дубу дырка с собачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, теперь я живу – Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. А ты кто?

– Я Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел.

Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит – дуб, в дубу – дыра с человечью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь ему в когти – не хнычь, теперь я живу – Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?

– Я Куница – всех малых зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Белка Куницы, ускакала.

Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шёрстке.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнали про то дупло пчёлы. Прилетели. Видят – дуб, в дубу – дыра с лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь ему в когти – не хнычь, жила Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка, теперь я живу – Куница – всех малых зверей убийца. А вы кто?

– Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Куница пчёл, убежала.

Натаскали пчёлы воску, стали в дупле жить. Год живут, другой живут крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришёл. Видит – дуб, в дубу дырища с целое окнище. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, жил Сыч – попадёшь ему в когти – не хнычь, жила Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница – всех малых зверей убийца, теперь мы живём пчелиный рой – друг за дружку горой. А ты кто?

– А я Медведь, Мишка, – вашему терему крышка!

Влез на дуб, просунул голову в дупло да как нажал!

Дуб-то пополам и расселся, а из него – считай-ка, сколько лет копилось:

Символизм образа животных

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 февраля 2015)

  • Лягушка — обитательница двух стихий: Земли и Воды. В старинных народных преданиях говорится: «Лягушки — это бывшие люди, затопленные всемирным потопом»
  • Заяц — герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости.
  • Петух — предстает перед нами в двух ипостасях. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным, в других же выступает мудрым помощником своих друзей.
  • Мышь — символ трудолюбия и доброты, благосостояния дома.
  • Лиса — символ хитрости.
  • Волк — символ зла.
  • Медведь — животное священное, однако нередко является символом разрушения.

Виталий Бианки: Теремок

Здесь есть возможность читать онлайн «Виталий Бианки: Теремок» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Основные характеристики

  • Наделение внутреннего пространства теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость).
  • Равнодушие к особенностям теремка: его форме, предыстории и т. д.
  • Безразличие к происходящему внутри и снаружи теремка.
  • Обязательное присутствие прозвищ персонажей.
  • Выстраивание персонажей по росту, от самого маленького — к самому большому.
  • Гиперболизация вместимости внутреннего пространства теремка.
  • Медведь в роли разрушителя.
  • Ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка (сказочное действие располагается между этими точками); безразличие к судьбе персонажей до и после[1] этих границ.

Описание книги “Теремок”

Описание и краткое содержание “Теремок” читать бесплатно онлайн.

Виталий Валентинович Бианки

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый. Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук – выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил – выдолбил глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.

Миновала зима, опять лето пришло.

Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка. Чем Скворцу не теремок?

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.

Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.

Год живёт, другой живёт – сохнет старый дуб, крошится: больше дупло шире дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит дуб, в дубу – дырка с кошачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, теперь я живу – Скворец, первый в роще певец. А ты кто?

– Я Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. Ночью прилечу – цоп! – и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!

Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит – дуб, в дубу дырка с собачью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

– Жил Дятел пёстрый – нос вострый, жил Скворец – первый в роще певец, теперь я живу – Сыч. Попадёшь мне в когти – не хнычь. А ты кто?

– Я Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел.

Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.

Год живёт, другой живёт – крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит – дуб, в дубу – дыра с человечью голову. Спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Литература[ | ]

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Сюжет № 283В*. «Терем мухи» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
  • Коваль В. И.
    Сказочный текст «Теремок» как факт традиционной культуры — 2017
  • Троицкая Т. С.
    Сказка «Теремок»: логика инварианта и пределы варьирования
  • Мариничева Ю. Ю.
    Русские сказки о животных: система персонажей
  • Сказки о животных. Теремок. // Воронежские народные сказки и предания — С. 15
  • Утехина Н., Зеленина Т. И.
    Драматизация русской народной сказки «Теремок» — Ижевск, 2016
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Теремок

Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

Краткая история рассказанная в этой сказке.

Мышка находит теремок. Поселяется в нем. Затем пускает к себе лягушку. Вместе пускают к себе зайчика. Следующими жителями теремка становятся лисичка, а затем пускают волка. И последним приходит медведь. Просится в теремок. Его пускают. Но он не входит по размерам и разрушает его. В доброй версии они строят новый теремок размером побольше и живут дальше счастливо и весело. Ну а по другой, разбегаются.

В чем смысл сказки? Всех героев знают даже самые маленькие дети. Их поведение, образец доброжелательности и взаимопонимания. Никто никого не обижает. Все разные. Но уживаются под одной крышей. Волк не кушает зайчика, лисичка мышку. Через сказку детям передается смысл дружбы и пример взаимовыручки. Учат детей быть неравнодушными к чужой беде. Сказка учит детей жить в тесном коллективе. Делать добро другим. Заботится о друзьях, товарищах. Проявлять сострадания к обездоленным. И таким образом сказка сеет добро в детское сознание. По смыслу сказки, всех тех кого приютили, были бездомные. И русская поговорка «В тесноте, да не в обиде» прослеживается от начала и до конца сказки.

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Популярные сегодня темы

Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.

Это, вообще, одна из моих любимых сказок. Да, Алиса — умница, она часто учит этих всех странных обитателей волшебной страны тому, как правильно. Но и она сталкивается с волшебством… То вдруг растет, то становится очень маленькой.

Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Рукавичка

«Рукавичка» латышская сказка в переводе М. Крупниковой; записала Р. Табиня в Латгалии, 1927 г.
Жил-был старик. Однажды в стужу поехал он в лес по дрова. Захотелось старику трубку выкурить. Стал он доставать из-за пазухи трубку, табак и огниво, да и уронил рукавицу. А тут удирала муха от стужи. Видит — рукавица, залетела в нее и ну плясать на радостях. Удирала мышка от стужи, подбежала к рукавице и спрашивает: — Кто там в рукавице пляшет? — Я, сама королева-муха. А ты кто? — А я мышка-пискунишка. Пусти меня погреться. — Залезай, грейся. Заползла мышка в рукавицу и давай вдвоем с мухой плясать. Удирал зайка от стужи, увидал рукавицу, подскочил и спрашивает: — Кто в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка. А ты кто? — А я зайка-трусишка. Пустите погреться. — Ладно, залезай да грейся. Зайчик залез в рукавицу, и давай все втроем плясать. Удирал волк от стужи, увидал рукавицу, подбежал и спрашивает: — Кто в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка, да зайка-трусишка. А ты кто? — А я волк-корноух. Пустите погреться. — Ладно, залезай и грейся. Залез волк в рукавицу, и давай все вчетвером плясать. Удирал медведь от стужи, нашел рукавицу и спрашивает: — Кто там в рукавице пляшет? — Я, муха-королева, да мышка-пискунишка, да зайка-трусишка, да волк-корноух. А ты кто? — А я сам медведь-космач! Пустите погреться. — Ладно, залезай, грейся. Забрался медведь в рукавицу, и давай все впятером плясать. Тут откуда ни возьмись прибежал петух да как заорет: — Кукареку! А ну-ка все — бегом! Перепугались плясуны и ну толкаться, из рукавицы выбираться. Разбежались кто куда: муха в королевский дворец, мышка под пол, зайка в овсы, волк в кусты, а медведь в лес. Разодрали старикову рукавицу. Так старик и по сей день об одной рукавице ходит. Смотрите также: «Снеговик» Ганс Христиан Андерсен

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Сказка Теремок возглавляет рейтинг самых популярных сказок для малышей. Добрая поучительная сказка с повторами, которые так любят маленькие дети, легко запоминается и дарит много положительных эмоций. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

  • Чему учит сказка приключение. Чему учат сказки? Герои русских народных сказок

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Теремок: (word) – (pdf)

Краткое содержание сказки

Посреди поля стоял теремок. Поселилась в нем мышка, к ней попросилась жить лягушка, потом прибежал зайка. Лисичка увидела теремок, захотела в нем жить. Друзья и ее к себе взяли. Потеснились обитатели теремка – пустили к себе и волка. Набрел на теремок медведь, тоже захотел в теремке жить, только места для него не оказалось. Решили, что косолапый поселится на крыше. Сел медведь сверху на теремок – теремок развалился. Стали звери вместе новый строить. Новый теремок получился прочнее и краше. Живут в нем теперь все звери в дружбе и согласии. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Терем мухи

Сборник Афанасьева, № 84. Записано в Московском уезде.

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка [от слова «нора»] и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка». — «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш». — «Ступай к нам». Стали они втроем жить.

Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш». — «Иди к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?» — «А я из-за кустов хватыш». — «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш». — «А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Коллектив – большая сила.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Из общего котла щи вкуснее.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

  • Чему учит русская народная сказка «Морозко» — сюжет, мысль и идея
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Теремок — анализ сказки

По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных.

Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок (зайца, мышки, лягушки, лисы, медведя), которые знакомы всем маленьким читателям, а поведение животных при определенных обстоятельствах представляет собой пример доброжелательных и искренних взаимоотношений, демонстрирующих дружбу, взаимовыручку, понимание и согласие в решении важных вопросов.

Отличительной особенностью произведения является отсутствие описания характерных черт героев сказки в виде заячьей трусости, лисьей хитрости, лягушачьей жадности, за исключением медвежьей неуклюжести.

Своеобразие сказки заключается в использовании фольклорных названий героев в виде мухи-горюхи, комара-пискуна, лисички-сестрички.

В сказке поднимаются важные вопросы, возникающие в человеческой жизни, в виде проявления зависти, чувства меры, преодоления конфликтной ситуации и решения непреодолимых проблем.

Как и всякое сказочное произведение «Теремок» имеет собственную мораль, заключающуюся в народной поговорке о том, что лучше жить в тесноте, но без обид. Тем самым смысл сказки выражается в необходимости обучения детей коллективному общению, проявлению заботы об окружающих, оказанию помощи близким людям.

Терем мухи

«Терем мухи» сборник Афанасьева, № 82. Записано в Арханг. губ. А. Харитоновым.

Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Муха-горюха; а ты кто?» — «Я вошь-поползуха». Пришла блоха-попрядуха [От слова «прядать» — прыгать, скакать.]: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, да вошь-поползуха». Пришел комар долгоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха». Пришла мышечка-тютюрюшечка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я комар долгоногий».

Пришла ящерка-шерошерочка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка». Пришла лиса Патрикеевна: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка». Пришел заюшко из-под кустышка: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна».

Пришел волчище серое хвостище: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшко из-под кустышка». Пришел медведь толстоногий: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?» — «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха, я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я, ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшка из-под кустышка, я, волчище серое хвостище». Все из терема: «А ты кто?» — «Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш!» — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его.

Сюжет

Среди большого поля стоит пустой домик в форме теремка. Однажды возле теремка появляется мышка-норушка и, обнаружив, что теремок пустует, решает поселиться в нем.

Через некоторое время на пороге домика возникает лягушка-квакушка и мышка зовет ее жить вместе.

Но в один момент в двери теремка стучится Михаил Потапыч и тоже просит поселить его вместе с другими зверями. Жители теремка соглашаются, но медведь оказывается таких больших размеров, что не проходит в дверь. Мишка забирается на крышу теремка и домик сразу же разваливается.

  • Чему учит сказка В.А.Жуковский спящая царевна.

Но поскольку звери являются дружными и доброжелательными, они тут же принимаются за работу и воздвигают новый, большой и красивый теремок, в котором есть месть для каждого из них.

Сказка демонстрирует маленьким читателям о сопереживании, доброте, дружбе, взаимовыручке, ответственности. На примере образов лесных зверюшек показывается возможность преодоления любых трудностей при сплоченности коллектива.

Другие сочинения:← Анализ сказки Гаршина Жаба и роза↑ ДругиеАнализ сказки Андерсена Снежная королева →

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Научная фантастика
    Все мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами.
  • Сочинение про Зимние каникулы
    На зимних каникулах родители решили отправить меня в гости к бабушке. Моя бабушка живет в маленькой деревушке, и я всячески сопротивлялся ехать к ней в гости на целых две недели. Ну что мне там делать?
  • Анализ главы Бэла в произведении Герой нашего времени Лермонтова
    «Бэла» — это первая глава романа «Герой нашего времени». Она рассказывает о любви черкешенки и русского офицера.
  • Образ и характеристика Дикого-Барина в рассказе Певцы Тургенева сочинение
    Одним из главных героев рассказа «Певцы» является Дикий – Барин. Барин проживал в деревне Колотовка. По – настоящему его звали Перевлесовым. А Диким – Барином его называли знакомые.
  • Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Русские народные сказки – это самые первые произведения, с которыми дети начинают знакомиться.

«Теремок» – сказка, где главными героями являются животные. Существует несколько вариантов сказки. В данной разработке рассматривается сказка со счастливым концом. Дружно, сообща герои строят новый просторный дом, в котором вмещаются все животные, в том числе и медведь.

Приведу порядок работы с текстом на уроке или занятии внеурочной деятельности с обучающимися. Кроме этого к каждому заданию дан комментарий:

  • с какой целью дано задание,
  • на что учителю обратить внимание учеников при чтении и анализе сказки.

Комментарий. Данное задание необходимо предложить обучающимся для того, чтобы доказать, что изучаемое произведение относится к жанру сказка. К признакам обучающиеся могут отнести:

  • Животные разговаривают.
  • Животные заселяются в терем (дом), предназначенный для людей.
  • В маленький теремок заселяются крупные животные.
  • Животные строят сами настоящий дом.
  • Сказка заканчивается хорошо («Добро побеждает зло», хотя в этой сказке медведь и не хотел причинять зла обитателям теремка).
  • Повтор. Ситуация повторяется, повторяются слова «Кто кто в теремочке живёт”.

Некоторые из этих признаков ученики сразу не смогут указать, тогда нужно вернуться к этому заданию после анализа сказки. Ученики могут указать и другие признаки, но в данной сказке нет традиционного зачина и концовки, архаизмов и др.

Комментарий. Данное задание формирует умение объяснять лексическое значение слова. После объяснения школьники понимают, что в сказке теремок является домом для животных, которые собрались «под одной крышей». Учитель делает акцент на этом выражении. «Жить под одной крышей» – это значит жить в одном доме, в одной квартире (про людей). После этой работы учитель предлагает обучающимся приём «Ассоциативный куст».

Об основах работы с текстом можно на вебинаре “Функциональное чтение”.

Комментарий. Обычно дом ассоциируется со словами: мир, покой, радость, уют, родина, тепло, забота, комфорт, безопасность, защита, семья и др. Этот приём помогает детям осознать, что теремок стал для всех животных настоящим домом. Ученики могут работать сначала самостоятельно, а затем в парах или группах. Данная работа является необходимым этапом перед анализом и выявлением главного смысла сказки. К написанным словам следует вернуться после анализа сказки. Это нужно для того, чтобы ребята дополнили свой список другими важными словами. Возможно, какие-то слова, написанные в начале урока, они вычеркнут.

Комментарий. Данное задание стимулирует словесно-образное мышление, учит ребёнка излагать свои мысли. Целесообразно выполнить задание с разрезными карточками, поскольку располагая карточки в нужном порядке, ребёнок будет восстанавливать цепочку событий. Кроме этого обучающимся наглядно будет видно, что каждый раз в теремок просится более крупное животное. Следует обратить внимание, что у этих животных свои особенности. Под крышей теремка собираются разные животные и живут в нём в мире и согласии.

Что этим хотел показать народ в сказке?

Во-первых, в одном доме, под одной крышей уживаются очень разные животные. Например, заяц мирно уживается с волком, а мышка с лисой.

Во-вторых, сказка учит помогать друг другу, каждому приходящему и просящему о помощи.Таким образом русский народ через сказку учил своих детей дружбе и взаимовыручке.

Комментарий. При выполнении задания нужно акцентировать внимание обучающихся на размер теремка. В сказке ничего об этом не сказано, но художник показал его очень маленьким. Детям не совсем понятно, как смогли волк и лиса там разместиться? Но это ещё раз доказывает суть данной сказки, которая может быть заключена в поговорке «В тесноте, да не в обиде!». Каждый раз теремок проявляет какие-то чудесные свойства и вмещает крупных животных.

Комментарий. Медведя на Руси считали хозяином леса. Это самый крупный и сильный зверь. Ему противостоять никто не может, только другой медведь. Но М. Булатов, автор обработок текстов русских народных сказок, изменил данный стереотип и изобразил доброго медведя, который хочет подружиться с остальными героями сказки. Медведь не проявляет агрессии к жителям теремка, не хочет причинить им вреда. Если в других сказках медведь называет себя «лесной гнёт», «тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш», то в этой интерпретации он «косолапый». На это тоже нужно обратить внимание обучающихся, ещё раз подчеркнуть, что медведь случайно ломает теремок, его обитатели все остаются живыми.

Комментарий. Подобное задание часто встречается и в учебниках литературного чтения, и в проверочных работах. Часто в пословице или поговорке заключена главная мысль произведения. В ходе выполнения данного задания ученик должен проанализировать каждую, объяснить смысл и выбрать ту, которая подходит к данному произведению.

Полезный вебинар для учителей “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

Комментарий. В ходе выполнения данного задания ученик ещё раз анализирует и выделяет главное.

Кто и как придумал первую сказку, мы не знаем. Но это совсем неважно для наших учеников. Главное построить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый из них понял самую суть даже самой распространённой и известной сказки.

Другие статьи автора


Теремок
— русская народная сказка, которую можно читать полностью рассматривая красивые картинки или слушать онлайн. Здесь вы найдете краткое содержание, узнаете, какова ее главная мысль и чему она учит. Для чтения по ролям или сценки очень удобно скачать текст в форматах PDF или DOC, а потом распечатать. Сказка Теремок отличный вариант для постановки детского спектакля в детском саду.
Краткое содержание
сказки Теремок: Мышка – норушка увидела в поле Теремок и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок. Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, в домике уже не было места, и он полез на крышу. Теремок развалился. Но звери не стали отчаиваться, и все вместе построили новый дом, лучше прежнего.
Главная мысль
сказки Теремок в том, что в добром коллективе всем хватит места, и если случится трудная ситуация, вместе сообща будет проще и веселее ее решать.
Сказка Теремок учит
дружбе, гостеприимству, взаимовыручке, сплоченности. К сказке подходят пословицы: «В тесноте, да не в обиде», «Вместе мы сила», «Где дружба и совет, там и свет».
Аудиосказка
Теремок добрая и поучительная для самых маленьких детей. Сказку про Теремок можно слушать онлайн или скачать на свое устройство в формате MP3 бесплатно. МорозкоМаша и медведь

Характеристика произведения

Поучительная история показывает ребятам, насколько важно вовремя оказать помощь и проявить заботу об окружающих. На примере знакомых с детства животных она доказывает важность дружбы, взаимовыручки, своевременно сделанных добрых дел. Анализ в читательском дневнике можно выполнить по плану:

  1. Автор. Устное народное творчество.
  2. Название. «Теремок».
  3. Жанр. Литературная сказка о животных.
  4. Главная идея и значение. Нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Нельзя быть равнодушным к чужой беде. Следует помогать по мере возможности всем, кто нуждается. По смыслу сказки все, кого приютили в теремке, были бездомными.
  5. Тема. Все люди должны быть добрыми и помогать друг другу.
  6. Чему учит. Сказка «Теремок» учит трудолюбию и гостеприимности. Мышке было бы скучно одной, а с друзьями было интересно и весело. Вместе легче пережить невзгоды, выжить в голодное и холодное время.
  7. Пословицы. «В тесноте, да не в обиде». «Вместе тесно, а врозь скучно».
  8. Мнение о произведении и вывод. Хорошо, что звери не расстроились и построили новый дом для всех. Общая беда сплотила друзей и помогла им обрести новое крепкое жилище.

Воспитательное послание сказки многогранно. Она повествует о сочувствии и дружелюбии. Звери, которые уже живут в теремке, приглашают бездомных обитателей леса к себе. Каждый из персонажей имеет свои привычки и характер. Однако герои могут существовать вместе. Даже трусливый заяц живет по соседству с лисой и волком, что в природе невозможно. В теремок хочется всем. Однако его обитатели не смогли соблюсти чувства меры, из-за чего происходит разрушение их жилища.

  • План сказки спящая царевна 5 класс только план жуковский
  • План сказки спящая красавица 5 класс жуковский
  • План сказки солдатская шинель 5 класс
  • План сказки спящая царевна пушкин
  • План сказки спящая царевна и семь богатырей 5 класс