План сказки сказка о золотой рыбке

Автор: плискунова татьяна анатольевна организация: мбоу лицей 7 населенный пункт: московская область, г. химки все большую и большую роль в

Автор: Плискунова татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ Лицей №7

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Все большую и большую роль в нашей жизни играют информационные процессы. Глобальное развитие этих процессов ведет к формированию нового уклада жизни, профессиональной деятельности, созданию нового формата человека в обществе. Перед нами открываются огромные возможности: доступ к информационным ресурсам, общение, освоение новых, необъятных просторов виртуальной реальности. Однако, как и у любой медали, у цифровых технологий есть две стороны: приобретения и потери.

Приобщение человека к благам цифрового мира начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. Но незаметно для нас гаджеты из развлекательной и образовательной областей переходят в разряд воспитателей нового цифрового поколения, в разряд наставников наших детей, отодвигая: учителей и родителей на задний план.

Проведя анкетирование в 3-х классах: шестом, восьмом и десятом, я выяснила, что для 80 % авторитетным является мнение, полученное в интернет- сети, 30% считают авторитетным мнение родителей и только три процента доверяют мнению учителей.

Этот небольшой опрос заставил меня серьезно задуматься, о том какова же всё-таки моя роль в воспитании детей, как учителя и классного руководителя. Могу ли я еще хоть на что-то повлиять? Наверное, влияние есть. Это понимаешь, когда дети говорят твоими фразами, уже забыв откуда они их услышали или неожиданно проявляют тонкость восприятия, глубину понимания, творчество и человечность.

Что же удивительного в таких проявлениях? Веди это же норма поведения. Или уже нет?

Отсутствие авторитетов, эгоцентризм, потеря моральных ценностей и нравственных ориентиров, размытие границ дозволенного, снижение общего уровня культуры – вот та цена, которую мы платим за неограниченное и нерегламентированное присутствие в жизни наших детей цифровых устройств. Разрозненный поток информации, который трудно переработать, осмыслить, ассимилировать захлестывает сознание наших детей. С интернет-трибуны, которую может занять каждый некомпетентный, необразованный или злонамеренный человек несутся мнения и идеи в ценности и правильности которых детям трудно разобраться. Формируется шаткое, фрагментарное и обрывочное мировоззрение, узконаправленная или искаженная картина мира.

У детей в современном обществе быстро формируется интернет-зависимость не менее страшная, чем алкогольная и наркотическая. Не имея возможность играть в любимую игру, ребенок становится агрессивен или же у него проявляются признаки депрессии. У таких детей наблюдается потеря интереса к учебе и социальным взаимодействиям. Их актуальные смыслы протекают в виртуальной плоскости изменяя мышление, восприятие и саму структуру личности.

По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами». Зачастую такие дети и взрослые уже не видят разницы между жизнью в сети и реальностью.

Есть одна очень популярная игра среди современных школьников. Игра заключается в сборе кристаллов и охране своих сокровищ от противников в одиночку или в команде, а также прокачке персонажей. Я обратила внимание, что дети на перемене находятся в перевозбужденном состоянии, кричат, теряют контроль над своим поведением. Оказалось, что они играют как раз в эту игру. Я задала вопросы зачем они играют в эту игру? И получила следующие ответы:

-Чтобы стать самым крутым;

-Чтобы не было скучно;

— Весело убивать.

Чтобы почувствовать свою значимость, современному ребенку не нужно хорошо учиться, быть сильным, обаятельным или к примеру, уметь играть на гитаре. Ему достаточно прокачать своего персонажа в игре. В этом наши дети действительно похожи на аборигенов, которые на ничего нестоящие стекляшки, готовы менять золото и драгоценные камни. Драгоценным является время детства, за которое должна сформироваться будущая уникальная личность, будущий гражданин, будущий профессионал. Стекляшками — кубки и призы в игре, которая ловит наших детей на извечные человеческие слабости, щедро даруя взамен пустоты.

Убивший тысячу раз в игре скорее переступит через нравственную грань в реальности, особенно если в виртуальности это весело, если на следующем этапе можно «воскреснуть» и снова радостно кинуться в бой.

Не ценность, а обесценивание человеческой жизни, вот чему учатся «новые аборигены» прилежно проходя все новые уровни виртуальной игры.

Это очень страшно! А как издревле известно, самый лучший способ борьбы со страхом — это смех. Я предлагаю вашему вниманию сценарий «Сказки о рыбаке, рыбке и мобильном интернете», созданный на основе сказки А.С. Пушкина, Спектакль по данному сценарию был поставлен мной и успешно реализован на сцене нашего лицея учащимися 6 класса . (см. Приложение №1).

Список литературы.

1.Фильдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал

— 2020 – №2(4) – С.6-11

2.Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. — М.: Эксмо, 2011.—368 с

3.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал

— 2018 – №1(29) – С.6-16

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.

5. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 86–94.

6.Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.

Приложение №1

«Сказка о рыбаке, рыбке и мобильном интернете»

Автор:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,

А старуха, уткнувшись сидела

День и ночь в своем телефоне.

Старик:

Что-то сеть моя прохудилась.

Старуха (рассеянно):

Сеть сегодня неважно ловит.

Старик:

О-хо-хо. Пойду порыбачу.

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

 

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Автор:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.

Старик:

Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую…
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Смартфон бы потребовал с рыбки.

Телефон мой совсем раскололся.

Автор:

Вот пошел Старик к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Рыбка:

Чего тебе надобно, старче?

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.

Смартфон ей надобно новый.

Наш давно уже устаревший.

Стыдно с кнопочным даже старухе.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом.

Смартфон для меня не проблема.

Автор:

Воротился старик ко старухе,

В смартфон старуха играет,

Глаз отвести от экрана не может,

Старика не ругает, не пилит,

На вопросы не отвечает.

День проходит, другой, за ним третий.

Стала снова браниться старуха.

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля!

В смартфоне, много ль корысти?

Надоели стрелялки, бродилки,

Не какая-то я игроманка.

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Выпроси, что б я блогером сталая.

Круче всех пишущих в интернете!!!

Автор:

Пошел старик к синему морю;
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.

Старик:

Рыбка! Рыбка!
 

Рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?»

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:

Стать известным блогером хочет.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом.

Будет так все, как хочет старуха!

Автор:

Пошел старик к своей землянке,

А там…!!!

Старуха (читает реп):

В подписчики все приходите к старухе.

Я сплетни люблю, тиражирую слухи.

В лачуге моей скоростной интернет

На тему любую я дам вам совет.

Про то, как выращивать кактус на грядке,

В квартире, как все устранить неполадки,

Китайский, как выучить вам за три дня –

Про все. Что хотите, спросите меня.

Я выложу селфи отличное вскоре:

В землянке, с корытом у Синего моря.

Про жизнь расскажу про свою я и быт.

Не будет сам Пушкин, как я знаменит.

Старик:
Чай, теперь твоя душенька довольна.

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля.

Воротись с поклонами к рыбке:

Надоело народ мне тешить.

Майкрасофт владеть хочу безраздельно,

Чтоб служи Билл Гейтс мне на посылках.

Автор:

Испугался старик, взмолился.

Старик:

Что ты, баба, белены объелась?

Ты в компьютерах совсем ведь не шаришь.

Будут все над нами смеяться.

Старуха:

Не смей мне , ты, старый перечить.

Буду первой я в списке Форбса.

Буду самой богатой на свете,

Заведу лимузин и мопса.

Автор:

Вот идет Старик к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.

Рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?»

Старик:

Смилуйся, государыня, рыбка.

Опять моя старуха бунтует.

Майкрософт владеть теперь хочет,

Чтоб Билл Гейтс служил ей на посылках.

Автор:

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,

Со старым кнопочным в руках телефоном.

Автор:

Вот такая произошла история в одной землянке у Синего моря. К сожалению, чем умнее становятся компьютеры и телефоны, тем глупее становятся их обладатели.

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,9 КБ

Опубликовано: 12.12.2021

Содержание

  • План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина
  • Краткий пересказ по плану
  • Популярные сегодня темы
  • Составит план сказка о рыбаке и рыбке
  • 1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
  • 2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.
  • 3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
  • 5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
  • 6. Проследи, как постепенно менялось море:
  • 7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.
    • Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса
  • 8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».
  • 9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
    • Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) Пушкина

  1. Жизнь стариков около моря.
  2. Старик поймал рыбу.
  3. Старуха желает новое корыто.
  4. Новый дом.
  5. Желание – стать дворянкой.
  6. Жена стала царицей.
  7. Новое желание – стать повелительницей морей.
  8. Остались ни с чем.

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.

Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)plan skazki o rybake 1

Популярные сегодня темы

  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)

    Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.

  • Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение

    Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора

  • Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение

    Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека

  • Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя

    Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город

  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс

    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.


Составит план сказка о рыбаке и рыбке

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Еще пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чем свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Еще пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автору симпатизирует старик.

К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.

Сначала она заслужено отблагодарила старика за сохранение жизни.

А потом наказала старуху за ее нрав.

>4. Сравни начало и конец сказки.

Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.

Каждая из пословиц отображает эту мысль.

Выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно менялось море:

море слегка разыгралось;

помутилось синее море;

не спокойно синее море;

почернело синее море;

на море чёрная буря.

Почему так происходило?

С каждым желанием старухи море становилось суровее.

Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

1. Улов старика

2. Договор с рыбкой

3. Новое корыто

4. Столбовая дворянка

5. Царица

6. Желание быть владычицей морскою

7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса

Жили себе старик со старухой.

Старик каждый день ходил на рыбалку.

И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.

Она попросила не убивать ее, за что пообещала выполнить желания рыбака.

Сжалился старик, и выпустил улов в море.

Рассказал он о случившемся жене.

Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.

Старик послушался, а рыбка исполнила желание.

Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.

И в этом желании рыбка не отказала.

А потом старуха вовсе стала царицей.

Последним желанием старухи было стать владычицей моря.

Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.

Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

Готовый ответ на это вопрос см. в ответах к рабочей тетради

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Шел Мишка со школы и зашел в продуктовый магазин, где работала его мама.

Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.

Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнает, сколько мама дала конфет.

Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.

На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.

Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.

Вот, что значит «Жадность всякому горю начало».

.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

Занятие по внеурочной деятельности

«В гостях у книги».

Сказки А.С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!!!».

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

2017г

Общедидактическая цель: формирование интереса к творчеству

А. С. Пушкина, а также способствовать формированию позитивного отношения к чтению.

Образовательная: повторить и закрепить знания о сказках А.С. Пушкина в игровой форме, проверить уровень знаний учащимися сказок А. С. Пушкина;

Развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

Воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию страны.

УУД.

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;

  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;

  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;

  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;

  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;

  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;

  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • Выражать свои мысли в устной форме;

  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;

  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Звучит мелодия.(из телепередачи «В гостях у сказки)

-Ребята, кто из вас слышал эту мелодию? Где вы её слышали?

-Как вы думаете, почему в начале нашего занятия я включила именно эту музыку? О чём мы сегодня с вами будем говорить?

-Правильно, сегодня мы поговорим о сказках. А какого писателя, вы узнаете, ответив на вопросы моего блиц — опроса.

Я вам буду задавать вопрос, а вы, молча на него, отвечаете и записываете только первую букву ответа.

1.Временное помещение из натянутой на остов ткани, плотного материала, может быть туристическая…(Палатка)

2.Орган слуха (Ухо)

3.Головной убор, м.б. вязаная и меховая (Шапка)

4.Южное растение с толстыми сочными стеблями, покрытыми колючками. (Кактус)

5.Швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити (Игла)

6.Орган обоняния, который находится на лице человека (Нос)

Скажите мне, пожалуйста, что за слово у вас получилось. Правильно Пушкин.

— На уроках чтения мы с вами знакомились с его произведениями ,а сегодня на нашем внеурочном занятии мы с вами проведём литературную викторину по его сказкам.

— Ребята, мы с вами и с биографией Пушкина, но вот этого факта из его жизни, вы наверняка, не слышали. Нам Настя приготовила небольшое сообщение. (Настя рассказывает и показывает портрет)

Его творчество известно нам с раннего детства. Мы помним его волшебные стихи, любим сказки. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту, учат любить жизнь – любить русский язык, свой народ и родную Землю.

Строчки стихов А.С. Пушкина, словно тропинки ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках. И кота учёного, и прекрасную царевну – лебедь, гордого Гвидона, бойкого Балду.

-А давайте мы сейчас с вами вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин. А поможет нам их вспомнить небольшое задание. На ваших столах лежат конвертики с заданиями. Откройте их и прочитайте задание.

Узнай сказку по ключевым словам:

• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

(Сказка о мёртвой царевне)

• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

(Сказка о золотой рыбке)

• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. (Сказка о золотом Петушке)

Рядом со словами напишите название сказки.

(дети зачитывают слова и называют сказки)

-Скажите ребята, а мы назвали все сказки, которые написал А.С.Пушкин? Каких сказок здесь не хватает? («Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о царе Салтане»)

-Верно. Молодцы.

Посмотрите, у меня на доске записаны названия сказок Пушкина, а рядом висят картинки из этих сказок. Давайте к каждой сказке подберём соответствующую картинку (Работа у доски. 9 картинок).

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

-А сейчас мы с вами проведём литературную разминку и узнаем, насколько вы начитаны и как хорошо помните содержание этих сказок.

Литературная разминка (по слайдам).

  1. «Сказка о царе Салтане»

  2. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  3. «Сказка о попе и работнике его Балде»

  4. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  5. «Сказка о золотом петушке»

-Какие вы молодцы! С литературной разминкой справились.

А сейчас давайте вспомним такие строчки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,…

-Верно! У меня тоже есть орешки, но конечно же не с золотыми скорлупками, а вот такие, в корзиночках.

На каждом орешке записан вопрос. Задание состоит в следующем. Вы выбираете из другой команды человека и задаёте ему вопрос, а он должен дать вам ответ. (6 орешков, по 3 в каждой корзинке)

Вопросы на орешках:

1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

2. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

3. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

4. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь

5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

6. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.

-Хорошо! Садитесь! Молодцы!

-Молодцы! Спасибо вам большое за такую плодотворную и интересную работу на нашем занятии и наше занятие я хотела закончить вот такими строчками:

Если очень захотеть,

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться.

Как прекрасно добрым быть

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Где жили старик со старухой?

Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага?

У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее?

Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки?

Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки?

Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности?

С кем Балда соревновался на море?

Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну?

Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу?

Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка?

К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?

Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона?

Что умело делать волшебное зеркальце?

В каких насекомых превращался князь Гвидон?

Чем было опасно румяное яблоко старушки?

Закончи знаменитую фразу из сказки

А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»?

С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту?

Сколько лет жили вместе старик со старухой?

1 .Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей.

  1. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к…

1. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

2. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к …

Старуха

Царица

Балда

Золотая рыбка

Мудрец

Старуха

Царица

Балда

Золотая рыбка

Мудрец

•Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

_____________________________________

• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

_____________________________________

• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. _____________________________________

• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

_____________________________________

• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

_____________________________________

• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. _____________________________________

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

ГКОУ «Вышневолоцкая школа — интернат №2»

План- конспект урока (ФГОС) по внеклассному чтению

в 1 классе Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Провела Осипова Н.В.

Вышний Волочек 2016

Тип урока: открытие новых знаний

Использование технологии: проблемно- диалогическая

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая

Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Планируемые результаты:

Предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.

Метапредметные: развивать  воображение при работе над сказкой;

УУД регулятивные: определять  цель урока с помощью учителя;

пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности.

Личностные: формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло).

В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.

          Этапы урока

Цель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность

1.Организационный момент.

Деятельность учителя

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Деятельность обучающихся. Проверяют готовность по критериям.

2. Актуализация объективного опыта 

Цель: повторение изученного для открытия новых знаний.

Деятельность учителя

      1.Речевая разминка.

       Скороговорка:

  • Мёд в лесу медведь нашёл,

   Мало мёду, много пчёл.

Загадки о животных.

Деятельность обучающихся

Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа).

Работа с моделями

Просмотр рисунков о животных

 3.Формирование новых знаний 

Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 1. Сообщение темы урока.

 2.Постановка проблемы.

 Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?      РУУД

— Рассказ

         — Сказка

         — Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!

— О чём может быть текст с таким названием?

—После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

— Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

— Знакомы ли вам его произведения?

Деятельность обучающихся

— А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)

4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)     КУУД

– Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей)

Деятельность обучающихся       Деятельность учителя

Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы.

1 группа                                                          П УУД    КУУД

Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – «на здоровье», «спасибо» и другие.)

2 группа

Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

3 группа

Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

4 группа

— Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

Легко прыгнем, как бельчата,                                  Пойдем мягко, как лисята,

Быстро-быстро, как зайчата,                                                    Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку,                                                                Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку,                                                              Мы походим косолапо, как Дядя Миша

                                                                                                                          ходит в лес.

5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов.

Упражнения в моделировании

Деятельность учителя             Деятельность обучающихся

-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).

— Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

6. Закрепление  изученного. Цель: умение составлять модели

— Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

— Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)

-Правильно. Покажите это на своих моделях.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

— Покажите на модели фамилию автора.

— Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?(«Дядя Миша»).

Деятельность обучающихся

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?
– «Лиса и Медведь».
– «Обманутый Медведь».
– «Зимние запасы».
– «Звери готовятся к зиме».
– «Лес готовится к встрече зимы».)

Деятельность учителя

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

— Смоделируйте название сказки.1 слайд

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Работа с текстом

— Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

— Как это явление называется в литературе, в русском языке

— Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

— Покажите на модели.

— Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

— Как он относился к делу? «Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет».

— Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)

— Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( «Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил».)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

— Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)

— Покажите на модели.   

Деятельность учителя                                 Деятельность обучающихся

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.(«Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?»)

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

— Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.   КУДД

Игра «Молчанка»

Я предлагаю вам игру «Молчанка».

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

7.   Практическое применение. Цель: проверка усвоение содержания произведения, знание героев сказки.

Ответы дают дети.        ПУУД

 Морковку дергал? С Зайцем.

 Кур таскал? С Лисой.

 Грибы собирал? С Ежиком.

 Рыбу удил? С Котом.

 Орехи рвал? С Белочкой.

8. Обобщение и систематизация.

Деятельность учителя

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? «Дядя Миша».

– Дети! «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок». Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Деятельность обучающихся                                             

Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

Деятельность учителя

. Какая  пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.           ПУУД
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

9. Подведение итогов.

Деятельность учителя             Деятельность обучающихся

  1. Почему мышонок ничего  не сказал?
  2. А что сказали бы Дяде Мише вы?
  3. Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?

10. Рефлексия.

Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте

к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.

  • План сказки снегурочка островского
  • План сказки семь симеонов 3 класс планета знаний
  • План сказки пых 2 класс литературное чтение
  • План сказки русалочка 4 класс литература
  • План сказки сестрица аленушка и братец иванушка третий класс