- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- План поэмы Руслан и Людмила
- Свадьба Руслана и Людмилы
- Похищение Людмилы
- Встреча с Финном
- Ненависть Рогдая
- Волшебный замок Черномора
- Битва Руслана и Рогдая
- Тайна колпака Черномора
- Руслан и Голова
- Непробудный сон Людмилы
- Бой Черномора и Руслана
- Грёзы Руслана
- Смерть Руслана
- Прощание Финна
- Нападение печенег
- Пробуждение Людмилы
Краткий пересказ
Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи, и Людмила, в мгновение ока, исчезла в темноте. Унес ее некий колдун.
На поиски Людмилы, кроме Руслана, были отправлены три его соперника. Направились они в разные стороны. На пути Руслану встретился старый и мудрый волшебник Финн. Он то и рассказал Руслану о том, что его суженную похитил злой кудесник Черномор.
Один из соперников Руслана, Рогдай, пылая ненавистью к нему, свернул со своего пути и поехал за ним с недобрыми намерениями.
После похищения, Людмила очнулась в совершенно ей не знакомом месте, но великолепие этого места поражало. Целый день она гуляла по садам, между водопадами и прекрасными статуями. Вечером, вернувшись к себе в покои, ее посетил Черномор, от куда был с визгом изгнан. В то время как Руслан продолжал свой путь, на него, с криками, набросился Рогдай. Долго длилось их сражение, пока Руслан не сбросил соперника в воды Днепра.
Проснувшись рано утром Людмила в своей комнате заметила колпак Черномора, который она сбросила с него при прошлой встрече. Дурачась она вертела его на голове, как вдруг в зеркале исчезло ее изображение. Тут она и поняла, что колпак имел магические свойства.
Путь Руслана пролегал через поле боя, покрытого костями и доспехами. Неподалеку он заметил огромный холм, который как будто дышал. Это была огромная Голова, которая поведала ему свою историю. О его брате Черноморе, о его предательстве и обмане. Голова вручила Руслану меч, с помощью которого возможно отомстить колдуну.
На протяжении всего долгого пути Руслану предстояли великие битвы с ведьмами и великанами. Пока суженный Людмилы спешил к ней, она скрывалась под шапкой-невидимкой в садах царства злого колдуна. Но тот нашел способ поймать непослушную, притворившись ее мужем. Коварный план сработал и дочь великого князя погрузилась в глубокий сон.
В это время у самых ворот Руслан вызывал на бой Черномора. Рассказала Голова Руслану тайну о силе колдуна, что та кроется в его бороде. Поднял колдун богатыря в небо, а тот и вцепился ему в бороду. Так три дня колдун его кружил, но тот не сдавался. Поддался колдун и спустил Руслана к земле. Отрубил он Черномору бороду и побежал на поиски Людмилы. Долго искал он ее и нашел, спящую, непробудным сном.
Отправился Руслан со спящей Людмилой домой. Утомился Руслан и в долине поддался тяжести и уснул. Фарлаф, соперник его оставшийся, воспользовался этим и убил Руслана мечом в грудь. После победы над Русланом Фарлаф привез Людмилу в Киев, но не очнулась она. Это была не единственная плохая весть. На Киев напали печенеги.
А в то время над хладным телом Руслана кругом ходил его верный конь. Узнал друг мудрый прорицатель о гибели его. Добыл он для него живую и мертвую воду. Оживил он богатыря. Попрощались они и отправился Руслан в Киев к своей возлюбленной. Да на дорогу мудрец дал кольцо волшебное Руслану, которое жену его пробудит.
Киев содрогался от сражений, окружили их. Как вдруг раздался страшный шум. Кто-то ворвался во стан противника и громил всех на своем пути. Признали жители в нем богатыря отважного, Руслана. Сломя голову он несся к Людмиле по улицам Киева. Волшебное прикосновение кольца пробудила спящую. Увидев это Владимир зарыдал и приказал играть вторую свадьбу.
Также читают:
Картинка к сочинению План поэмы Руслан и Людмила
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс
Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи
- Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина сочинение
Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.
- Анализ сказки Сова Бианки
Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом
- Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте
«Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф
- Психологический портрет Печорина
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.
Инфоурок
›
Литература
›Рабочие программы›Календарный план по литературе для 5 класс
Скачать материал
Скрыть
онлайн
Конференция
Идёт регистрация!
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться
18-20 января 2022 г.
библиотека материалов
Добавить в избранное
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ
5 КЛАССОВ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Всего 68 ч. (в неделю 2 урока)
№ | Тема урока | Часы | Дата | Примечания | |
1 четверть 18 часов | |||||
1 | Литература | 1 | |||
2 | Устное | 1 | |||
3-4 | Пословицы | 2 | |||
5 | Загадки | 1 | |||
6 | Сказки. | 1 | |||
7 | Сказки | 1 | |||
8-9 | Волшебная | 2 | |||
10 | Бытовые | 1 | |||
11 | Контрольная | 1 | |||
12 | Шведская | 1 | |||
13 | Шведская | 1 | |||
14 | Узбекские | 1 | |||
15 | Контрольная | 1 | |||
16 | Литературная | 1 | |||
17-18 | В.Жуковский. | 2 | |||
2 четверть 14 часов | |||||
19 | Эпос. | 1 | |||
20 | А.С.Пушкин | 1 | |||
21-22 | «Сказка | 2 | |||
23 | Вступление | 1 | |||
24 | Контрольная | 1 | |||
25-26 | П. | 2 | |||
27-28 | Г.К. | 2 | |||
29 | Тургунбай | 1 | |||
30 | Басни. | 1 | |||
31 | И.А.Крылов. | 1 | |||
32 | Контрольная | 1 | |||
3 четверть 20 часов | |||||
33 | И.А.Крылов. | 1 | |||
34 | Аллегория. | 1 | |||
35-36 | М.Ю.Лермонтов. | 2 | |||
37 | Контрольная | 1 | |||
38-39 | Л.Н.Толстой. | 2 | |||
40-41 | Худайберды | 2 | |||
42 | Г.Гулям. | 1 | |||
43-44 | Ю.Я.Яковлев. | 2 | |||
45 | Поэты | 1 | |||
46 | Художественные | 1 | |||
47-48 | А.Фет. | 2 | |||
49 | Ф.И. | 1 | |||
50-51 | В.Астафьев. | 2 | |||
52 | Контрольная | 1 | |||
4 четверть 16 часов | |||||
53 | И.С.Тургенев. | 1 | |||
54-56 | «Муму» | 3 | |||
57 | Контрольная | 1 | |||
58 | А.П.Чехов. | 1 | |||
59-60 | «Мальчики» | 2 | |||
61-62 | А.И.Куприн. | 2 | |||
63 | Контрольная | 1 | |||
64-67 | А.Г.Алексин. | 4 | |||
68 | Повторение | 1 | |||
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Скрыть
репетиторы онлайн от проекта «ИнфоУрок»
Онлайн-репетиторы
Подберем педагога для Вас и запишем на бесплатное вводное занятие!
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Цена занятия единая и не зависит от их количества в пакете
от 490₽
Узнать подробнее
Рекордно низкая стоимость занятий!
Скрыть
Ищем студентов
для работы онлайн
в проекте «Инфоурок»
зарплата
до 36500₽
Хочу в команду!
Скрыть
Ищем педагогов
в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Хочу в команду!
Скачать материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Найти
Проверен экспертом
Общая информация
Сайдумаров Тохиржон Тургунбой угли
Написать
85
10.02.2021
-
Литература
-
5 класс
-
Рабочие программы
Скачать материал
Похожие материалы
-
Адаптированная программа по литературе, 5 класс
10.02.2021
285
-
Тестовое задание по литературе за I полугодие (5 класс)
10.02.2021
160
-
Аннотация к роману «Весь этот мир»
10.02.2021
102
-
Доклад. Портрет слова «Ненависть»
10.02.2021
87
-
Презентация по литературе «Мифы Древней Греции» (6 класс)
10.02.2021
108
-
Тест по сказке «Маленький принц» (Антуан де Сент – Экзюпери)
10.02.2021
90
-
Проект по литературе «Певец вселенной красоты»
10.02.2021
69
-
«Эпилог жизни великого человека (Ф. Ф. Ушаков)»
10.02.2021
76
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435595 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»
Жанр: сказочная поэма
Главные герои сказки «Руслан и Людмила» и их характеристики
- Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
- Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору.
- Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
- Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
- Фарлаф, хвастливый трус.
- Владимир, князь, старается быть справедливым
- Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
- Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
- Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
- Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.
План пересказа сказки «Руслан и Людмила»
- Свадебный пир
- Похищение Людмилы
- Соперники отправляются на поиски
- Руслан находит финна
- История финна
- Бой с Ратмиром
- Людмила и Черномор
- Шапка-невидимка
- Смерть Ратмира
- Выбор Ротгая
- Голова
- Волшебный меч
- Людмила в сон погружена
- Бой с Черномором
- Возвращение
- Предательство Фарлафа
- Воскрешение
- Бой с печенегами
- Пробуждение Людмилы
- Свадебный пир.
Кратчайшее содержание сказки «Руслан и Людмила» для читательского дневника в 6 предложений
- Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
- Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
- Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
- Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
- Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
- Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.
Главная мысль сказки «Руслан и Людмила»
Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.
Чему учит сказка «Руслан и Людмила»
Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.
Отзыв на сказку «Руслан и Людмила»
Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.
Пословицы к сказке «Руслан и Людмила»
Любовь все побеждает
Для влюбленного и сто верст не расстояние.
Кому что глянется, тот к тому и тянется.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Руслан и Людмила» по песням
Песня первая
Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои.
Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые — это Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы.
Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь. Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч.
Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы — волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть.
Старец рассказывает свою историю. Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет. Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.
Песнь вторая.
Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север.
Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев.
Рогдай догоняет Руслана.
В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее. Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве.
Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна.
Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.
Песня третья.
К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает.
Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой.
Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу. Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется.
Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч.
Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон.
Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч. Голова призывает Руслана отомстить Черномору.
Песнь четвертая.
Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой.
Руслан продолжает путь на север и приближается зима.
Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг.
Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.
Песнь пятая.
Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает.
Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу.
Голос финна советует ему спешить в Киев.
Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой.
Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч.
К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану. Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.
Песнь шестая.
Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен.
Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги.
Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает.
Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается.
Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила»
Тема: Сказочный мир А.С.Пушкина. Пролог
к поэме «Руслан и Людмила».
Цели:
- познакомить с фрагментами биографии
А.С.Пушкина; - расширить представление об его сказочных
произведениях; - показать связь литературы с другими
произведениями искусства; - познакомить с прологом к поэме «Руслан и
Людмила»; - развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование урока: портреты
А.С.Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.И.Глинки.
Репродукции картин «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля,
«Памяти Пушкина» Е.Е. Моисеенко, «А.С.Пушкин. У
лукоморья дуб зелёный…» Б. Парилова, В.Дудорова,
фотография барельефа Арины Родионовны худ.
Л.П.Серякова. Диски с записями фрагментов из
оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане», из оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила».
ХОД УРОКА
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок.
Поэтическая пятиминутка
Стихотворение И.А.Бунина «Сказка». Читает
ученик.
… И снилось мне, что мы, как в сказке
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.
Слово учителя:
– Сегодня на поэтической минутке прозвучало
замечательное стихотворение И.А.Бунина «Сказка»,
в котором лирический герой испытывает счастье,
почувствовав себя в сказке. Мы с вами тоже
сегодня побываем в сказке, попробуем понять, чем
же так притягательна она, почему так дорога
людям, что, даже став взрослым, не хочется её
отпускать.
Тема нашего урока: «Сказочный мир А.С.Пушкина».
Запишите её в тетрадь. А эпиграф – слова, которые
вам хорошо знакомы. Прочитайте. Откуда они?
Имя этого замечательного поэта известно каждому
человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря
сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с
личностью и творчеством Александра Сергеевича
Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь
запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который
ежегодно отмечается в нашей стране. Отец –
Сергей Львович Пушкин происходил из старинного,
но обедневшего дворянского рода, а мать –
Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I –
арапа Ганнибала.
Пушкин уже в детстве получил возможность
приобщиться к литературе. В их доме имелась
прекрасная библиотека, родители были знакомы со
многими известными литераторами той поры,
которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир
народной поэзии и сказки его ввели простые
крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна
Яковлева и дядька – Никита Козлов.
Примечательно, что любовь к этим простым
людям Пушкин пронёс через всю жизнь. Когда
его, уже взрослого человека, сослали в родовое
имение Михайловское, где он провёл два года, с ним
неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в
детстве сказывала ему вечерами сказки.
(Демонстрируется фотография барельефа Арины
Родионовны). Из Михайловского Пушкин писал
своему брату Льву: «Вечером слушаю сказки и
вознаграждаю тем недостатки своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!»
Ученица читает стихотворение Н. Доризо.
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя она о нас не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
– А когда Пушкина, смертельно раненного на
дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька
Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.
«Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин.
Ничего не ответил старый дядька, только заплакал.
Демонстрация репродукции картины «Памяти
Пушкина» Е.Моисеенко.
Эти народные сказки, на которых воспитывался
Пушкин, которые любил слушать, став взрослым,
легли в основу его прекрасных стихотворных
сказок.
Давайте вспомним их.
Викторина «Узнайте сказку по строчкам»
Одновременно с викториной демонстрируются
иллюстрации, нарисованные учениками к
пушкинским сказкам.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»)Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)
Викторина «Назовите героя сказки»
Кто «…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
(Королевич Елисей)Кто «…не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря».
(Старик).Кто «как услышал…,
Что донёс ему гонец.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
(Царь Салтан)Кто « … печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть я б хотел отца».
(Князь Гвидон).
Уже современники Пушкина обратили внимание на
то, что стихи его очень музыкальны. Поэтому
неудивительно, что многие композиторы
обращались к пушкинским произведениям, черпая в
них вдохновение. Замечательные романсы на стихи
Пушкина написаны Чайковским, Рахманиновым,
Глинкой и другими композиторами.
(Демонстрируются портреты композиторов.)
Николая Андреевича Римского-Корсакова
пушкинские сказки вдохновили на
создание опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе
Салтане».
Композитор изобразил сказочный мир чарующими
звуками музыки.
Оперу «Сказка о царе Салтане» он написал в 1899
году, она полностью соответствует духу
пушкинской сказки. От начала до конца в ней царят
светлое настроение, тон весёлого и
непринуждённого сказочного повествования.
Я предлагаю послушать маленький фрагмент из этой
оперы. Попробуйте узнать сказочный эпизод.
Найдите отрывок, соответствующий ему в сказке
А.С.Пушкина.
Слушание сюиты «Полёт шмеля».
Ответы учащихся.
Сказку о царе Салтане, как и многие другие,
рассказала Александру Сергеевичу его няня Арина
Родионовна. Но образ Лебеди, ставший центром
повествования, заимствован поэтом из народной
поэзии, где белая лебёдушка – символ
девушки-невесты.
Вот как поётся в одной народной песне:
У ней походка павиная,
У ней походка павиная.
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая.
– А как рисует образ девушки Лебеди Пушкин?
Давайте найдём эти строчки.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
– Как перекликаются пушкинские строчки с
народной песней?
– А теперь давайте послушаем отрывок из сюиты
Римского-Корсакова и посмотрим, как создаётся
музыкальный образ царевны Лебеди.
Слушание фрагмента из сюиты «Три чуда».
– Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Послушайте, что об этом отрывке говорит
музыкальный критик:
– Нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно
льющиеся аккорды, то ли клёкот лебединый, то ли
речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно
взметнулся голос скрипки – и появилась царевна
Лебедь. Кажется, что её бережно и плавно вынесли
льющиеся волны мелодии арфы.
– Вы обратили внимание, что и композитор, и
Пушкин, и народная песня делают акцент на речь –
тихую, журчащую, лебединую.
– Творения А.С.Пушкина и
Н.А.Римского-Корсакова вдохновили русского
художника Михаила Александровича Врубеля
на создание картины «Царевна-Лебедь».
Содружество художника и композитора было
удивительным. Врубель так сказал об опере
Римского-Корсакова: «В звуках его моря я каждый
раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то
фантастические тона». Врубель написал сначала
декорации к опере-сказке, а потом картины
«Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь». Позировала
ему жена, русская певица Забела.
Демонстрация репродукции картины М.А.Врубеля
«Царевна-Лебедь».
– Вглядитесь внимательно в картину. Какие
чувства она у вас вызывает?
Как вы думаете, почему художник выбрал такие
размытые, словно призрачные тона? Нет ярких,
бросающихся в глаза красок.
Ребята, я хотела сегодня обратить ваше внимание
на то, как тесно связана литература с другими
видами искусства: устным народным творчеством,
музыкой, живописью. Но первооснова всего – это,
конечно же, устное народное творчество. Именно в
нём находил своё вдохновение А.С.Пушкин.
Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма
«Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным
образом переплелись сказочные и былинные
мотивы. В 1828 году, переиздавая её, Пушкин
присоединил к ней Пролог, начало которого
воспроизводит записанную Александром
Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе
Салтане.
«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт-
сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом
прологе собрались герои и народных и
литературных сказок, объединённые гением
Пушкина.
Чтение учителем «Пролога».
Словарная работа
– Ребята, дома, готовясь к уроку, перечитывая
сказки, вы составляли словарик устаревших слов.
Есть в них слова, которые встретились в этом
отрывке?
– Какие из устаревших слов вам непонятны?
Эти словарики нам ещё пригодятся, ребята. И не
только на уроках литературы, но и на русском
языке.
Беседа:
– Каково общее настроение этого отрывка?
– Хорошо ли вы представили себе героев и
фрагменты сюжетов? Из каких они сказок?
– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот
сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили
бы на первый план?
– А Пушкина вы поместили бы на холст?
– Давайте рассмотрим репродукцию на форзаце
нашего учебника. (Палех. Художники Б Парилов, В.
Дудоров.)
– Что художники изобразили на миниатюре?
– Согласны вы с тем, что в центре картины
художники изобразили Пушкина?
– А сейчас я хочу представить вам ещё одного
замечательного русского композитора. Это Михаил
Иванович Глинка. « Музыка – душа моя», – говорил
Михаил Иванович. Эти слова были девизом
композитора. С детства он был неравнодушен к
народному творчеству, очень любил слушать
народные песни, колокольный звон. Поэму «Руслан и
Людмила» знал с юных лет. Замыслом создания
сказочно-эпической оперы он поделился с
Александром Сергеевичем Пушкиным. Беседа
состоялась на одном из вечеров в доме
В.А.Жуковского. Это была последняя встреча поэта
и композитора, последнее завещание, которое
оставил всей русской музыке Пушкин.
Мы прочитали сегодня с вами Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А сейчас
послушаем увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и
Людмила».
Слушание увертюры.
Беседа:
– Какие музыкальные инструменты вы узнали?
– Созвучна музыка стихам Пушкина?
– Послушайте, что говорит об этой увертюре
музыкальный критик:
«Различные стороны народной сказки – то
простодушно-лукавой, то фантастичной, то
эпически торжественной раскрылись в ней. Русский
характер богатырских образов ярко проявляется
уже в начальной теме вступления. Стремительно
взвивающаяся у скрипок светлая, мажорная,
«солнечная» тема, которой противостоит зловещая
фантастика, переданная «аккордами оцепенения».
Героическая тема вступления приобретает оттенок
таинственной фантастики, а плавная тема побочной
партии, омрачённая звучанием тромбонов,
порождает грозные, цепенящие аккорды «злых чар».
Однако могучие силы света торжествуют, и вновь
звучат ликующие, мажорные темы увертюры».
– Ребята, сегодня мы с вами окунулись в вечно
живой мир пушкинских сказок. Давайте вновь
перечитаем строчки нашего эпиграфа и скажем,
какой же урок содержат в себе пушкинские сказки?
Нужны в нашей жизни сказки?
Почему взрослые люди, поэты, композиторы,
художники, обращаются к сказочной тематике?
Сказки учат верить в добро и справедливость, они
показывают нам, как прекрасен мир и человек в нём.
А талантливые люди: композиторы, художники,
почувствовав эту красоту, хотят передать её
музыкой, красками. Как Римский-Корсаков, Глинка,
Врубель.
Домашнее задание: Прочитать по
учебнику статью об А.С.Пушкине. Статью предваряет
эпиграф, поразмышляйте над ним. Ответить на
вопрос № 1: Чем особый уклад семьи Пушкиных
повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя,
Пушкина-поэта? Выполнить задание № 2:
Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью
учебника и книги, прочитанные самостоятельно.
Выучить «Пролог» наизусть.
Автор: Вагапова Васима Абдуловна
Организация: МОАУ «СОШ №31»
Населенный пункт: г. Оренбург
Не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением многих поколений детей и взрослых.
Пушкинские сказки издавна интересовали методистов. Мы можем познакомиться с анализом «Сказки о рыбаке и рыбке» в книге Ф.Буслаева « О преподавании отечественного языка», им же рекомендовано включение сказок в « План и программу обучения языкам и литературе» (1886, 1890).
Пушкинский текст «У лукоморья дуб зеленый» — знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» — мы встречаем в «Хрестоматии к руководству для теоретического изучения литературы» В.Я.Стоюнина (1877). Виктор Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне семи богатырях»,
« Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане». Ученый подчеркивает, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную»(1, с.4). Поэтому эта сказка включена во многие программы по литературе.
Нами проведен сравнительный анализ изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Авторы в современных программах по литературе обращают внимание на вопросы, тесно соприкасающиеся с характерными мотивами устного народного творчества: «Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина; — таково содержание программы по изучению сказки Пушкина под редакцией М.Б. Ладыгина (3,с.303); «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки — в программе под редакцией В.Я. Коровиной.(2,с 15); «Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей «Метаморфозы») — в программе под редакцией
В.Г. Маранцмана (4 с.20)
Автор программы пишет, что радостное изумление от чтения пролога и поэмы «Руслан и Людмила» можно сохранить, используя словесное иллюстрирование эпизодов сказки. Советует словесное иллюстрирование предварить рассматриванием картины И.Крамского «У лукоморья дуб зеленый». Все это воскрешает мир народных сказок. Далее идет чтение сказки, ее сопоставление с народной сказкой. Такой первый урок готовит учащихся к размышлению. В.Г.Маранцман считает, что «наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом беспокойной мысли»(5,с.45). Второй урок литературовед предлагает посвятить выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.
В.Г. Маранцман обращает внимание на то, что «вопросы на осмысление содержания не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода. Эти вопросы могут сразу носить проблемный характер»(5,с.49) Предложить учащимся следующие вопросы: «Почему мачеха не смогла погубить царевну?», «Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?», «Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце, Чернавка, Соколко, лесные братья, Елисей?», «Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Далее следуют вопросы, проверяющие работу творческого воображения « что в тексте дано как намек: по детали восстановить целое; какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить ее, вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано, «тихомолком расцветая»? и т.д.
Строя анализ на сопоставлении царевны и мачехи, необходимо отвечать на проблемные вопросы, которые активизируют работу учащихся, помогают осмыслить композицию произведения и понять «добро нуждается в защите, оно не всесильно» 95, с. 53). Необходимо анализ эпизодов дополнять стилистической работой, сравнением вариантов пушкинского текста. Завершить работу по изучению сказки Маранцман В.Г. советует составлением киносценария и пишет, что «активное сотворчество, пересоздание, «претворение» литературного текста по законам другого искусства усиливает эпизоды, прямо подводящие к концепции анализа» (5. С. 61) Данные предложения и рекомендации автора программы способствуют творческому подходу изучения сказки.
В. Я. Коровина после вопросов на восприятие текста сказки советует сразу начать работу над отдельными эпизодами: обсуждение содержания, наблюдения над лексикой, интонацией, ритмом и работа над выразительным чтением.
Если проанализировать предложенные методические рекомендации , то следует отметить, что главное и определяющее в них – наделенность на выявление народных истоков пушкинской сказки, звучащий в ней гимн добру и справедливости.
Не случайно С.Я. Маршак заметил, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. (Цит. по: 1.с. 1)
А.Слонимский в работе «Мастерство Пушкина» писал что: «точность и яркость сопоставлений – краткость и меткость фраз, в которых нет ни одного лишнего слова, свежесть и ясность образов – все это черты народных пословиц, песен, сказок, угаданные поэтом и возведенные им до высшей степени художественного совершенства», отличая сказочную фантастику, явившуюся у Пушкина в реалистических очертаниях, простоту и реальность изображения в «в духе моральных понятий, народных симпатий и антипатий, со всей искренностью и серьезностью усвоенных поэтом», «ярко обрисованные, психологически оправданные русские характеры, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.» (Цит. по: 1,с.14,16)
Учителю приступая к анализу пушкинской сказки по рекомендациям методистов, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: Всех я вас люблю сердечно,
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери:
Родимая матушка,
Неженат хожу
Ой, люли, люли, люли
Неженат хожу.
Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит:
Я тебе, молодец,
В доме работница
Твоим ручушкам
Я заменушка.
Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива»(в песнях изображается свашенька ломливая).
Обе героини сказки характеризуются и речами и мимикой. Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки.
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,-
Им царевна говорит: —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места
Как мне быть? Ведь я невеста.»
А вот речь гневной, своенравной царицы:
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мной?
Я в ней дурь-то успокою….»
Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была…
Контрастируемым тоном звучат слова царицы:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку.
Работа по усвоению содержания сказки и характеристика центральных образов, в системе уроков, предложенной О.Б.Белометных, М.С.Корнеевой, И.В.Золоторевой, (6) может проводиться в следующей последовательности:
Беседа.
— Есть ли в «Сказке о мертвой царевне ……» традиционная присказка?
— О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?
— Какой предстает перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить ее характеристику?
(Пятиклассники находят слова, подчеркивающие верность царицы, ее любовь к мужу).
Собираем материал о царице – мачехе.
— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?
— Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение , но почему эта красота не радует окружающих?
Предложим найти глаголы, с помощью которых Пушкин продолжает характеристику царицы, рассказывая об общении ее с зеркальцем. Можно попросить прочитать выразительно или по ролям два таких диалога, когда зеркальце «хвалит» царицу и когда говорит ей правду. Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила» не прощает истины.
— Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому?
Комментируем с ребятами сочетание «черная зависть». Замечаем, что мачеха не только завистлива, но и жестока. В чем проявляется ее жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злую царевну? («Баба гневная»)
— Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной?
Вспомните, что такое сравнение и антитеза. Подчеркнем, что сравнивать можно понятия не только противопоставленные, но и имеющие черты сходства.
Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу? (Да, они внешне обе красивы, но царевна, как убедимся позже, еще и красива внутренне.) Выполненная вместе с учащимися характеристика царицы-мачехи подскажет план, по которому учащиеся могут подготовить связный рассказ о царевне. Запишем его на доске:
План рассказа о царевне.
Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
Отношение к ней других персонажей сказки:
а) Чернавки;
б) пса Соколки;
в) семи богатырей;
г) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
а) в тереме богатырей;
б) по отношению к окружающим ее людям.
4. Отношение автора к героине.
С любовью присматриваясь к героине. Пушкин показывает как ее внешнюю («белолица,черноброва»), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого, красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю бесхитростность и доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя душа».
Часть урока, посвященная характеристике царевны, можно построить по-другому. Тогда учитель, называя ее отличительные качества, просит подтвердить их примерами из текста. Например, на вопрос, какие поступки говрят о трудолюбии царевны, дети отвечают словами текста:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала….
— В чем проявилась ее благовоспитанность,сдержанность?
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила…..
— В чем выразилось ее чувство верности жениху?
Дети зачитывают ответ царевны братьям и т.д.
5. Итогом сравнительной характеристики героинь может быть составление таблицы.
Царица | Царевна |
Царского происхождения, умны, красивы | |
злая | добрая |
завистливая | бескорыстная |
гордая | скромная |
своенравная | кроткая |
ленивая | трудолюбивая |
грубая | вежливая |
надменная | простая |
жестокосердная | добродетельная |
6. Если к уроку нарисованы иллюстрации, оценим, насколько они соответствуют нашим представлениям о главных героях.
7. Завершая работу на уроке, задается вопрос: «Чему научила нас эта сказка?»
Вариативный подход к изучению сказки А.С.Пушкина позволяет понять учащимся русский характер героев, гуманизм писателя.
«…Реализм и гуманизм, эстетика и этика сливаются у Пушкина в одно. Сказки его еще раз убеждают в том, что правда и добрые чувства не существуют друг без друга. Всей своей мудрой наивностью они утверждают и отстаивают то, что мы сегодня называем человеческими ценностями», — писал В. Непомнящий «О сказках Пушкина» (1,с. 45)
Такой подход к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» позволяет учащимся глубоко войти в пространство пушкинского творения, увидеть подлинную народность, человечность и готовит учащихся к дальнейшему осмыслению творчества Пушкина в последующих классах.
Список литературы
1. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение,1972.
2. Программы общеобразовательного учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2005.
3. Литература: программы для общеобразовательных учреждений.5-11 классы /сост. Г.Г. Полубинская, — М.:Дрофа,2008.
4. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации (В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.),/ под ред. В.Г. Маранцмана: — М.: Просвещение,2008.
5.Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В.Г. Маранцман — М.:Гуманит. Изуч. Центр. ВЛАДОС,1999.
6.Белометных О.Б., Корнеева М.С. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс /О.Б. Белометных, М.С. Корнеева, И.В. Золоторева — М.:ВАКО, 2002.