План сказки руслан и людмила 5 класс

Сочинения по литературе пушкин план поэмы руслан и людмила свадьба руслана и людмилы похищение людмилы встреча с финном ненависть рогдая
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • План поэмы Руслан и Людмила
  1. Свадьба Руслана и Людмилы
  2. Похищение Людмилы
  3. Встреча с Финном
  4. Ненависть Рогдая
  5. Волшебный замок Черномора
  6. Битва Руслана и Рогдая
  7. Тайна колпака Черномора
  8. Руслан и Голова
  9. Непробудный сон Людмилы
  10. Бой Черномора и Руслана
  11. Грёзы Руслана
  12. Смерть Руслана
  13. Прощание Финна
  14. Нападение печенег
  15. Пробуждение Людмилы

Краткий пересказ

Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи, и Людмила, в мгновение ока, исчезла в темноте. Унес ее некий колдун.

На поиски Людмилы, кроме Руслана, были отправлены три его соперника. Направились они в разные стороны. На пути Руслану встретился старый и мудрый волшебник Финн. Он то и рассказал Руслану о том, что его суженную похитил злой кудесник Черномор.

Один из соперников Руслана, Рогдай, пылая ненавистью к нему, свернул со своего пути и поехал за ним с недобрыми намерениями.

После похищения, Людмила очнулась в совершенно ей не знакомом месте, но великолепие этого места поражало. Целый день она гуляла по садам, между водопадами и прекрасными статуями. Вечером, вернувшись к себе в покои, ее посетил Черномор, от куда был с визгом изгнан. В то время как Руслан продолжал свой путь, на него, с криками, набросился Рогдай. Долго длилось их сражение, пока Руслан не сбросил соперника в воды Днепра.

Проснувшись рано утром Людмила в своей комнате заметила колпак Черномора, который она сбросила с него при прошлой встрече. Дурачась она вертела его на голове, как вдруг в зеркале исчезло ее изображение. Тут она и поняла, что колпак имел магические свойства.

Путь Руслана пролегал через поле боя, покрытого костями и доспехами. Неподалеку он заметил огромный холм, который как будто дышал. Это была огромная Голова, которая поведала ему свою историю. О его брате Черноморе, о его предательстве и обмане. Голова вручила Руслану меч, с помощью которого возможно отомстить колдуну.

На протяжении всего долгого пути Руслану предстояли великие битвы с ведьмами и великанами. Пока суженный Людмилы спешил к ней, она скрывалась под шапкой-невидимкой в садах царства злого колдуна. Но тот нашел способ поймать непослушную, притворившись ее мужем. Коварный план сработал и дочь великого князя погрузилась в глубокий сон.

В это время у самых ворот Руслан вызывал на бой Черномора. Рассказала Голова Руслану тайну о силе колдуна, что та кроется в его бороде. Поднял колдун богатыря в небо, а тот и вцепился ему в бороду. Так три дня колдун его кружил, но тот не сдавался. Поддался колдун и спустил Руслана к земле. Отрубил он Черномору бороду и побежал на поиски Людмилы. Долго искал он ее и нашел, спящую, непробудным сном.

Отправился Руслан со спящей Людмилой домой. Утомился Руслан и в долине поддался тяжести и уснул. Фарлаф, соперник его оставшийся, воспользовался этим и убил Руслана мечом в грудь. После победы над Русланом Фарлаф привез Людмилу в Киев, но не очнулась она. Это была не единственная плохая весть. На Киев напали печенеги.

А в то время над хладным телом Руслана кругом ходил его верный конь. Узнал друг мудрый прорицатель о гибели его. Добыл он для него живую и мертвую воду. Оживил он богатыря. Попрощались они и отправился Руслан в Киев к своей возлюбленной. Да на дорогу мудрец дал кольцо волшебное Руслану, которое жену его пробудит.

Киев содрогался от сражений, окружили их. Как вдруг раздался страшный шум. Кто-то ворвался во стан противника и громил всех на своем пути. Признали жители в нем богатыря отважного, Руслана. Сломя голову он несся к Людмиле по улицам Киева. Волшебное прикосновение кольца пробудила спящую. Увидев это Владимир зарыдал и приказал играть вторую свадьбу.

Также читают:

Картинка к сочинению План поэмы Руслан и Людмила

План поэмы Руслан и Людмила

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс

    Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

  • Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.

  • Анализ сказки Сова Бианки

    Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом

  • Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте

    «Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф

  • Психологический портрет Печорина

    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.

Инфоурок

Литература
Рабочие программыКалендарный план по литературе для 5 класс

Скачать материал

Скрыть


онлайн


Конференция

Идёт регистрация!


«Управление общеобразовательной организацией:

новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Зарегистрироваться

18-20 января 2022 г.

Инфоурокбиблиотека материалов

Добавить в избранное

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ
5 КЛАССОВ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                      
Всего 68 ч. (в неделю
2 урока)

Тема урока

Часы

Дата

Примечания

1 четверть  18 часов

1

Литература
как искусство слова

1

2

Устное
народное творчество

1

3-4

Пословицы
и поговорки. Русские и узбекские пословицы и поговорки.

2

5

Загадки

1

6

Сказки.
Русские народные сказки.

1

7

Сказки
о животных. «Лисичка-сестричка и волк»

1

8-9

Волшебная
сказка. Русская народная сказка «Марья Моревна»

2

10

Бытовые
сказки. Сказка – анекдот.

1

11

Контрольная
работа № 1. 

1

12

Шведская
сказка «Гвоздь из родного дома»

1

13

Шведская
сказка «Мудрый крестьянин»

1

14

Узбекские
сказки «Три арбузных семечка», «Бей, дубинка!»

1

15

Контрольная
работа № 2. 

1

16

Литературная
сказка.

1

17-18

В.Жуковский.
«Спящая царевна»

2

2 четверть 14 часов

19

Эпос.
Лирика. Драма. Жанры литературы

1

20

А.С.Пушкин

1

21-22

«Сказка
о царе Салтане»

2

23

Вступление
к поэме «Руслан и Людмила»

1

24

Контрольная
работа № 3.

1

25-26

П.
П.Ершов. «Конёк-горбунок»

2

27-28

Г.К.
Андерсен. «Русалочка».

2

29

Тургунбай
Гаипов. «Кадыр-музыкант» «Обиженные двойки»

1

30

Басни.
Эзоп.

1

31

И.А.Крылов.
Басни.

1

32

Контрольная
работа № 4

1

3 четверть 20 часов

33

И.А.Крылов.
Басни.

1

34

Аллегория.
Олицетворение

1

35-36

М.Ю.Лермонтов.
«Бородино».

2

37

Контрольная
работа № 5.

1

38-39

Л.Н.Толстой.
Отрывок из романа «Война и мир». «Петя Ростов»

2

40-41

Худайберды
Тухтабаев. «Свет в заброшенном доме».

2

42

Г.Гулям.
«Ты не сирота».

1

43-44

Ю.Я.Яковлев.
«Рыцарь Вася»

2

45

Поэты
и писатели о природе

1

46

Художественные
приемы.

1

47-48

А.Фет.
С.Есенин. О природе. Сравнительный анализ.

2

49

Ф.И.
Тютчев. Анализ стихотворений.

1

50-51

В.Астафьев.
«Васюткино озеро».

2

52

Контрольная
работа № 6.

1

4 четверть 16 часов

53

И.С.Тургенев.

1

54-56

«Муму»

3

57

Контрольная
работа№7.

1

58

А.П.Чехов.

1

59-60

«Мальчики»

2

61-62

А.И.Куприн.
«Чудесный доктор»

2

63

 Контрольная
работа № 8.

1

64-67

А.Г.Алексин.
«Звоните и приезжайте»

4

68

Повторение
и обобщение

1

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Скрыть


Логотипрепетиторы онлайн от проекта «ИнфоУрок»

Онлайн-репетиторы

Подберем педагога для Вас и запишем на бесплатное вводное занятие!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Цена занятия единая и не зависит от их количества в пакете
от 490₽


Узнать подробнее
Рекордно низкая стоимость занятий!

Скрыть

Ищем студентов

для работы онлайн

в проекте «Инфоурок»

зарплата

до 36500₽


Хочу в команду!

Скрыть

Ищем педагогов
в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Хочу в команду!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Найти

Проверен экспертом

Общая информация

Написать

85

10.02.2021

  • Литература

  • 5 класс

  • Рабочие программы

Скачать материал

Похожие материалы

  • Адаптированная программа по литературе, 5 класс

    10.02.2021

    285

  • Тестовое задание по литературе за I полугодие (5 класс)

    10.02.2021

    160

  • Аннотация к роману «Весь этот мир»

    10.02.2021

    102

  • Доклад. Портрет слова «Ненависть»

    10.02.2021

    87

  • Презентация по литературе «Мифы Древней Греции» (6 класс)

    10.02.2021

    108

  • Тест по сказке «Маленький принц» (Антуан де Сент – Экзюпери)

    10.02.2021

    90

  • Проект по литературе «Певец вселенной красоты»

    10.02.2021

    69

  • «Эпилог жизни великого человека (Ф. Ф. Ушаков)»

    10.02.2021

    76

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.


Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»

Жанр: сказочная поэма

Главные герои сказки «Руслан и Людмила» и их характеристики

  1. Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
  2. Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору. 
  3. Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
  4. Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
  5. Фарлаф, хвастливый трус.
  6. Владимир, князь, старается быть справедливым
  7. Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
  8. Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
  9. Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
  10. Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.

План пересказа сказки «Руслан и Людмила»

  1. Свадебный пир
  2. Похищение Людмилы
  3. Соперники отправляются на поиски
  4. Руслан находит финна
  5. История финна
  6. Бой с Ратмиром
  7. Людмила и Черномор
  8. Шапка-невидимка
  9. Смерть Ратмира
  10. Выбор Ротгая
  11. Голова
  12. Волшебный меч
  13. Людмила в сон погружена
  14. Бой с Черномором
  15. Возвращение
  16. Предательство Фарлафа
  17. Воскрешение
  18. Бой с печенегами
  19. Пробуждение Людмилы
  20. Свадебный пир.

Кратчайшее содержание сказки «Руслан и Людмила» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
  2. Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
  3. Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
  4. Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
  5. Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
  6. Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.

Главная мысль сказки «Руслан и Людмила»
Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.

Чему учит сказка «Руслан и Людмила»
Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.

Отзыв на сказку «Руслан и Людмила»
Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.

Пословицы к сказке «Руслан и Людмила»
Любовь все побеждает
Для влюбленного и сто верст не расстояние.
Кому что глянется, тот к тому и тянется.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Руслан и Людмила» по песням
Песня первая
Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои.
Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые — это Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы.
Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь. Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч.
Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы — волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть.
Старец рассказывает свою историю. Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет. Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.
Песнь вторая.
Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север.
Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев.
Рогдай догоняет Руслана.
В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее. Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве.
Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна.
Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.
Песня третья.
К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает.
Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой.
Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу. Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется.
Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч.
Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон.
Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч. Голова призывает Руслана отомстить Черномору.
Песнь четвертая.
Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой.
Руслан продолжает путь на север и приближается зима.
Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг.
Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.
Песнь пятая.
Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает.
Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу.
Голос финна советует ему спешить в Киев.
Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой.
Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч.
К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану. Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.
Песнь шестая.
Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен.
Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги.
Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает.
Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается.
Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила»

План сказки руслан и людмила 5 класс

План сказки руслан и людмила 5 класс

Тема: Сказочный мир А.С.Пушкина. Пролог
к поэме «Руслан и Людмила».

Цели:

  • познакомить с фрагментами биографии
    А.С.Пушкина;
  • расширить представление об его сказочных
    произведениях;
  • показать связь литературы с другими
    произведениями искусства;
  • познакомить с прологом к поэме «Руслан и
    Людмила»;
  • развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование урока: портреты
А.С.Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова, М.И.Глинки.
Репродукции картин «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля,
«Памяти Пушкина» Е.Е. Моисеенко, «А.С.Пушкин. У
лукоморья дуб зелёный…» Б. Парилова, В.Дудорова,
фотография барельефа Арины Родионовны худ.
Л.П.Серякова. Диски с записями фрагментов из
оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане», из оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила».

ХОД УРОКА

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок.

Поэтическая пятиминутка

Стихотворение И.А.Бунина «Сказка». Читает
ученик.

… И снилось мне, что мы, как в сказке
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён.

Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жёсткой,
Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка –
Мне снилась молодость моя.

Слово учителя:

– Сегодня на поэтической минутке прозвучало
замечательное стихотворение И.А.Бунина «Сказка»,
в котором лирический герой испытывает счастье,
почувствовав себя в сказке. Мы с вами тоже
сегодня побываем в сказке, попробуем понять, чем
же так притягательна она, почему так дорога
людям,  что, даже став взрослым, не хочется её
отпускать.
Тема нашего урока: «Сказочный мир А.С.Пушкина».
Запишите её в тетрадь. А эпиграф – слова, которые
вам хорошо знакомы. Прочитайте. Откуда они?
Имя этого замечательного поэта известно каждому
человеку в нашей стране с ранних лет, благодаря
сказкам. Вы тоже уже знакомы немного с 
личностью и творчеством Александра Сергеевича
Пушкина, и мы сегодня это знакомство продолжим.
Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года. Постарайтесь
запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который
ежегодно отмечается в нашей стране.  Отец –
Сергей Львович Пушкин происходил из старинного,
но обедневшего дворянского рода, а мать –
Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I –
арапа Ганнибала.
Пушкин уже в детстве получил возможность
приобщиться к литературе. В их доме имелась 
прекрасная библиотека, родители были знакомы со
многими известными литераторами той поры,
которые часто бывали в доме Пушкиных. А в мир
народной поэзии и сказки его ввели простые
крестьянские люди: его няня – Арина Родионовна
Яковлева и дядька – Никита Козлов.
Примечательно, что любовь к этим простым
людям  Пушкин пронёс  через всю жизнь. Когда
его, уже взрослого человека, сослали в родовое
имение Михайловское, где он провёл два года, с ним
неотлучно была Арина Родионовна, которая, как в
детстве сказывала ему вечерами сказки.
(Демонстрируется фотография барельефа Арины
Родионовны). Из Михайловского Пушкин писал
своему брату Льву: «Вечером слушаю сказки и
вознаграждаю тем недостатки своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!»

Ученица читает стихотворение Н. Доризо.

Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя она о нас не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.

– А когда Пушкина, смертельно раненного на
дуэли, привезли домой, его встретил верный дядька
Никита Козлов и, бережно взяв на руки, понёс в дом.
«Грустно тебе нести меня? – спросил его Пушкин.
Ничего не ответил старый дядька, только заплакал.

Демонстрация репродукции картины «Памяти
Пушкина» Е.Моисеенко.

Эти народные сказки, на которых воспитывался
Пушкин, которые любил слушать, став взрослым,
легли в основу его прекрасных стихотворных
сказок.
Давайте вспомним их.

Викторина «Узнайте сказку по строчкам»

Одновременно с викториной демонстрируются
иллюстрации, нарисованные учениками к
пушкинским сказкам.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»)

Пошёл старик к синему морю.
(Неспокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее, всех румяней и белее».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
(«Сказка о золотом петушке»)

Викторина «Назовите героя сказки»

Кто «…между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец».
(Королевич Елисей)

Кто «…не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря».
(Старик).

Кто «как услышал…,
Что донёс ему гонец.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
(Царь Салтан)

Кто « … печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает.
Одолела молодца,
Видеть я б хотел отца».
(Князь Гвидон).

Уже современники Пушкина обратили внимание на
то, что стихи его очень музыкальны. Поэтому
неудивительно, что многие композиторы
обращались к пушкинским произведениям, черпая в
них вдохновение. Замечательные романсы на стихи
Пушкина написаны Чайковским, Рахманиновым,
Глинкой и другими композиторами.
(Демонстрируются портреты композиторов.)

Николая Андреевича Римского-Корсакова
пушкинские сказки вдохновили на
создание опер «Золотой петушок» и «Сказка о царе
Салтане».
Композитор изобразил сказочный мир чарующими
звуками музыки.
Оперу «Сказка о царе Салтане» он написал в 1899
году, она полностью соответствует духу
пушкинской сказки. От начала до конца в ней царят
светлое настроение, тон весёлого и
непринуждённого сказочного повествования.
Я предлагаю послушать маленький фрагмент из этой
оперы. Попробуйте узнать сказочный эпизод.
Найдите отрывок, соответствующий ему в сказке
А.С.Пушкина.

Слушание сюиты «Полёт шмеля».

Ответы учащихся.

Сказку о царе Салтане, как и многие другие,
рассказала Александру Сергеевичу его няня Арина
Родионовна. Но образ Лебеди, ставший центром
повествования, заимствован поэтом из народной
поэзии, где белая лебёдушка – символ
девушки-невесты.

Вот как поётся в одной народной песне:

У ней походка павиная,
У ней походка павиная.
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая.

– А как рисует образ девушки Лебеди Пушкин?
Давайте найдём эти строчки.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

– Как перекликаются пушкинские строчки с
народной песней?

– А теперь давайте послушаем отрывок из сюиты
Римского-Корсакова и посмотрим, как создаётся
музыкальный образ царевны Лебеди.

Слушание фрагмента из сюиты «Три чуда».

– Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Послушайте, что об этом отрывке говорит
музыкальный критик:

– Нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно
льющиеся аккорды, то ли клёкот лебединый, то ли
речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно
взметнулся голос скрипки – и появилась царевна
Лебедь. Кажется, что её бережно и плавно вынесли
льющиеся волны мелодии арфы.

– Вы обратили внимание, что и композитор, и
Пушкин, и народная песня делают акцент на речь –
тихую, журчащую, лебединую.

– Творения А.С.Пушкина и
Н.А.Римского-Корсакова  вдохновили русского
художника Михаила Александровича Врубеля
на создание картины «Царевна-Лебедь».
Содружество художника и композитора было
удивительным. Врубель так сказал об опере
Римского-Корсакова: «В звуках его моря я каждый
раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то
фантастические тона». Врубель написал сначала
декорации к опере-сказке, а потом картины
«Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь». Позировала
ему жена, русская певица Забела.

Демонстрация репродукции картины М.А.Врубеля
«Царевна-Лебедь».

– Вглядитесь внимательно в картину. Какие
чувства она у вас вызывает?
Как вы думаете, почему художник выбрал такие
размытые, словно призрачные тона? Нет ярких,
бросающихся в глаза красок.
Ребята, я хотела сегодня обратить ваше внимание
на то, как тесно связана литература с другими
видами искусства: устным народным творчеством,
музыкой, живописью. Но первооснова всего – это,
конечно же, устное народное творчество. Именно в
нём находил своё вдохновение А.С.Пушкин.
Среди сказочных произведений Пушкина есть поэма
«Руслан и Людмила», в сюжете которой чудесным
образом переплелись сказочные и былинные
мотивы.  В 1828 году, переиздавая её, Пушкин
присоединил к ней Пролог, начало которого
воспроизводит записанную Александром
Сергеевичем сказку Арины Родионовны о царе
Салтане.
«У моря, у лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт-
сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». В этом
прологе собрались герои и народных и
литературных сказок, объединённые гением
Пушкина.

Чтение учителем «Пролога».

Словарная работа

– Ребята, дома, готовясь к уроку, перечитывая
сказки, вы составляли словарик устаревших слов.
Есть в них слова, которые встретились в этом
отрывке?
– Какие из устаревших слов вам непонятны?
Эти словарики нам ещё пригодятся, ребята. И не
только на уроках литературы, но и на русском
языке.

Беседа:

– Каково общее настроение этого отрывка?
– Хорошо ли вы представили себе героев и
фрагменты сюжетов? Из каких они сказок?
– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот
сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили
бы на первый план?
– А Пушкина вы поместили бы на холст?
– Давайте рассмотрим репродукцию на форзаце
нашего учебника. (Палех. Художники Б Парилов, В.
Дудоров.)
– Что художники изобразили на миниатюре?
– Согласны вы с тем, что в центре картины
художники изобразили Пушкина?

– А сейчас я хочу представить вам ещё одного
замечательного русского композитора. Это Михаил
Иванович Глинка. « Музыка – душа моя», – говорил
Михаил Иванович. Эти слова были девизом
композитора. С детства он был неравнодушен к
народному творчеству, очень любил слушать
народные песни, колокольный звон. Поэму «Руслан и
Людмила» знал с юных лет. Замыслом создания
сказочно-эпической  оперы он поделился с
Александром Сергеевичем Пушкиным. Беседа
состоялась на одном из вечеров в доме
В.А.Жуковского. Это была последняя встреча поэта
и композитора, последнее завещание, которое
оставил всей русской музыке Пушкин. 
Мы прочитали сегодня с вами Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». А сейчас
послушаем увертюру к опере М.И.Глинки «Руслан и
Людмила».

Слушание увертюры.

Беседа:

– Какие музыкальные инструменты вы узнали?
– Созвучна музыка стихам Пушкина?
– Послушайте, что говорит об этой увертюре
музыкальный критик:

«Различные стороны народной сказки – то
простодушно-лукавой, то фантастичной, то
эпически торжественной раскрылись в ней. Русский
характер богатырских образов ярко проявляется
уже в начальной теме вступления. Стремительно
взвивающаяся у скрипок светлая, мажорная,
«солнечная» тема, которой противостоит зловещая
фантастика, переданная «аккордами оцепенения».
Героическая тема вступления приобретает оттенок
таинственной фантастики, а плавная тема побочной
партии, омрачённая звучанием тромбонов,
порождает грозные, цепенящие аккорды «злых чар».
Однако могучие силы света торжествуют, и вновь
звучат ликующие, мажорные темы увертюры».

– Ребята, сегодня мы с вами окунулись в вечно
живой мир пушкинских сказок. Давайте вновь
перечитаем строчки нашего эпиграфа и скажем,
какой же урок содержат в себе пушкинские сказки?
 
Нужны в нашей жизни сказки?
Почему взрослые люди, поэты, композиторы,
художники, обращаются к сказочной тематике?
Сказки учат верить в добро и справедливость, они
показывают нам, как прекрасен мир и человек в нём.
А талантливые люди: композиторы, художники,
почувствовав эту красоту, хотят передать её
музыкой, красками. Как Римский-Корсаков, Глинка,
Врубель.

Домашнее задание: Прочитать по
учебнику статью об А.С.Пушкине. Статью предваряет
эпиграф, поразмышляйте над ним. Ответить на
вопрос № 1: Чем особый уклад семьи Пушкиных
повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя,
Пушкина-поэта?  Выполнить задание № 2:
Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью
учебника и книги, прочитанные самостоятельно.
Выучить «Пролог» наизусть.

Автор: Вагапова Васима Абдуловна

Организация: МОАУ «СОШ №31»

Населенный пункт: г. Оренбург

Не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением многих поколений детей и взрослых.

Пушкинские сказки издавна интересовали методистов. Мы можем познакомиться с анализом «Сказки о рыбаке и рыбке» в книге Ф.Буслаева « О преподавании отечественного языка», им же рекомендовано включение сказок в « План и программу обучения языкам и литературе» (1886, 1890).

Пушкинский текст «У лукоморья дуб зеленый» — знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» — мы встречаем в «Хрестоматии к руководству для теоретического изучения литературы» В.Я.Стоюнина (1877). Виктор Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне семи богатырях»,

« Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане». Ученый подчеркивает, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную»(1, с.4). Поэтому эта сказка включена во многие программы по литературе.

Нами проведен сравнительный анализ изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Авторы в современных программах по литературе обращают внимание на вопросы, тесно соприкасающиеся с характерными мотивами устного народного творчества: «Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина; — таково содержание программы по изучению сказки Пушкина под редакцией М.Б. Ладыгина (3,с.303); «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки — в программе под редакцией В.Я. Коровиной.(2,с 15); «Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей «Метаморфозы») — в программе под редакцией

В.Г. Маранцмана (4 с.20)

Автор программы пишет, что радостное изумление от чтения пролога и поэмы «Руслан и Людмила» можно сохранить, используя словесное иллюстрирование эпизодов сказки. Советует словесное иллюстрирование предварить рассматриванием картины И.Крамского «У лукоморья дуб зеленый». Все это воскрешает мир народных сказок. Далее идет чтение сказки, ее сопоставление с народной сказкой. Такой первый урок готовит учащихся к размышлению. В.Г.Маранцман считает, что «наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом беспокойной мысли»(5,с.45). Второй урок литературовед предлагает посвятить выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.

В.Г. Маранцман обращает внимание на то, что «вопросы на осмысление содержания не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода. Эти вопросы могут сразу носить проблемный характер»(5,с.49) Предложить учащимся следующие вопросы: «Почему мачеха не смогла погубить царевну?», «Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?», «Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце, Чернавка, Соколко, лесные братья, Елисей?», «Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Далее следуют вопросы, проверяющие работу творческого воображения « что в тексте дано как намек: по детали восстановить целое; какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить ее, вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано, «тихомолком расцветая»? и т.д.

Строя анализ на сопоставлении царевны и мачехи, необходимо отвечать на проблемные вопросы, которые активизируют работу учащихся, помогают осмыслить композицию произведения и понять «добро нуждается в защите, оно не всесильно» 95, с. 53). Необходимо анализ эпизодов дополнять стилистической работой, сравнением вариантов пушкинского текста. Завершить работу по изучению сказки Маранцман В.Г. советует составлением киносценария и пишет, что «активное сотворчество, пересоздание, «претворение» литературного текста по законам другого искусства усиливает эпизоды, прямо подводящие к концепции анализа» (5. С. 61) Данные предложения и рекомендации автора программы способствуют творческому подходу изучения сказки.

В. Я. Коровина после вопросов на восприятие текста сказки советует сразу начать работу над отдельными эпизодами: обсуждение содержания, наблюдения над лексикой, интонацией, ритмом и работа над выразительным чтением.

Если проанализировать предложенные методические рекомендации , то следует отметить, что главное и определяющее в них – наделенность на выявление народных истоков пушкинской сказки, звучащий в ней гимн добру и справедливости.

Не случайно С.Я. Маршак заметил, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. (Цит. по: 1.с. 1)

А.Слонимский в работе «Мастерство Пушкина» писал что: «точность и яркость сопоставлений – краткость и меткость фраз, в которых нет ни одного лишнего слова, свежесть и ясность образов – все это черты народных пословиц, песен, сказок, угаданные поэтом и возведенные им до высшей степени художественного совершенства», отличая сказочную фантастику, явившуюся у Пушкина в реалистических очертаниях, простоту и реальность изображения в «в духе моральных понятий, народных симпатий и антипатий, со всей искренностью и серьезностью усвоенных поэтом», «ярко обрисованные, психологически оправданные русские характеры, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.» (Цит. по: 1,с.14,16)

Учителю приступая к анализу пушкинской сказки по рекомендациям методистов, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери:

Родимая матушка,

Неженат хожу

Ой, люли, люли, люли

Неженат хожу.

Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит:

Я тебе, молодец,

В доме работница

Твоим ручушкам

Я заменушка.

Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива»(в песнях изображается свашенька ломливая).

Обе героини сказки характеризуются и речами и мимикой. Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки.

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит: —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места

Как мне быть? Ведь я невеста.»

А вот речь гневной, своенравной царицы:

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою….»

Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была…

Контрастируемым тоном звучат слова царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку.

Работа по усвоению содержания сказки и характеристика центральных образов, в системе уроков, предложенной О.Б.Белометных, М.С.Корнеевой, И.В.Золоторевой, (6) может проводиться в следующей последовательности:

Беседа.

— Есть ли в «Сказке о мертвой царевне ……» традиционная присказка?

— О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?

— Какой предстает перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить ее характеристику?

(Пятиклассники находят слова, подчеркивающие верность царицы, ее любовь к мужу).

Собираем материал о царице – мачехе.

— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

— Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение , но почему эта красота не радует окружающих?

Предложим найти глаголы, с помощью которых Пушкин продолжает характеристику царицы, рассказывая об общении ее с зеркальцем. Можно попросить прочитать выразительно или по ролям два таких диалога, когда зеркальце «хвалит» царицу и когда говорит ей правду. Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила» не прощает истины.

— Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому?

Комментируем с ребятами сочетание «черная зависть». Замечаем, что мачеха не только завистлива, но и жестока. В чем проявляется ее жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злую царевну? («Баба гневная»)

— Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной?

Вспомните, что такое сравнение и антитеза. Подчеркнем, что сравнивать можно понятия не только противопоставленные, но и имеющие черты сходства.

Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу? (Да, они внешне обе красивы, но царевна, как убедимся позже, еще и красива внутренне.) Выполненная вместе с учащимися характеристика царицы-мачехи подскажет план, по которому учащиеся могут подготовить связный рассказ о царевне. Запишем его на доске:

План рассказа о царевне.

Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине. Пушкин показывает как ее внешнюю («белолица,черноброва»), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого, красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю бесхитростность и доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя душа».

Часть урока, посвященная характеристике царевны, можно построить по-другому. Тогда учитель, называя ее отличительные качества, просит подтвердить их примерами из текста. Например, на вопрос, какие поступки говрят о трудолюбии царевны, дети отвечают словами текста:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала….

— В чем проявилась ее благовоспитанность,сдержанность?

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила…..

В чем выразилось ее чувство верности жениху?

Дети зачитывают ответ царевны братьям и т.д.

5. Итогом сравнительной характеристики героинь может быть составление таблицы.

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

6. Если к уроку нарисованы иллюстрации, оценим, насколько они соответствуют нашим представлениям о главных героях.

7. Завершая работу на уроке, задается вопрос: «Чему научила нас эта сказка?»

Вариативный подход к изучению сказки А.С.Пушкина позволяет понять учащимся русский характер героев, гуманизм писателя.

«…Реализм и гуманизм, эстетика и этика сливаются у Пушкина в одно. Сказки его еще раз убеждают в том, что правда и добрые чувства не существуют друг без друга. Всей своей мудрой наивностью они утверждают и отстаивают то, что мы сегодня называем человеческими ценностями», — писал В. Непомнящий «О сказках Пушкина» (1,с. 45)

Такой подход к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» позволяет учащимся глубоко войти в пространство пушкинского творения, увидеть подлинную народность, человечность и готовит учащихся к дальнейшему осмыслению творчества Пушкина в последующих классах.

Список литературы

1. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение,1972.

2. Программы общеобразовательного учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2005.

3. Литература: программы для общеобразовательных учреждений.5-11 классы /сост. Г.Г. Полубинская, — М.:Дрофа,2008.

4. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации (В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.),/ под ред. В.Г. Маранцмана: — М.: Просвещение,2008.

5.Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В.Г. Маранцман — М.:Гуманит. Изуч. Центр. ВЛАДОС,1999.

6.Белометных О.Б., Корнеева М.С. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс /О.Б. Белометных, М.С. Корнеева, И.В. Золоторева — М.:ВАКО, 2002.

Опубликовано: 08.04.2021

  • План сказки птица каха
  • План сказки птица кахна для 3 класса
  • План сказки про царя салтана 3 класс
  • План сказки портной и царь 4 класс
  • План сказки про золотую рыбку 2 класс литературное чтение