План сказки русалочка 4 класс литература

Сочинения по литературе другие план сказки русалочка андерсена 1. подводное царство. 2. русалочка и ее сестры. 3. день рождения принца.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План сказки Русалочка Андерсена

1. Подводное царство.
2. Русалочка и ее сестры.
3. День рождения принца.
4. Спасение принца Русалочкой.
5. Договор с ведьмой и жизнь во дворце.
6. Гибель Русалочки.

Пересказ сказки

Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает в глубинах волшебные деревья, травы и рыб. В самом глубоком месте, можно найти великолепный замок, где живет король подводного царства. Стены покрыты кораллами, а крыша состоит из ракушек, которые открываются и закрываются.

Король долгое время был вдовцом, поэтому его мать помогала управлять замком. Она была умной и гордой женщиной. Больше всего она любила своих внучек и у нее их было шесть. Самая младшая была самой красивой. У нее была чудесная кожа и голубые глаза. Большую часть времени внучки проводили в саду, где у них было свое особое место, а младшая кружила вокруг бабушки и напоминала ей о солнце.

Русалочка росла необычной, застенчивой девушкой. Самой большой радостью для нее были новости, пришедшие из мира на поверхности, новости о людях. Ее бабушка всегда рассказывала истории о людях, их привычках, кораблях и городах.

Когда русалочке исполнилось 15 лет, она наконец-то смогла подняться на поверхность моря и насладиться свежим воздухом. Она увидела корабль, на котором проходила вечеринка, и молодого человека с большими черными глазами. Это был принц. Вечеринка проходила в честь его дня рождения. Русалочка наблюдала за праздником, пока не наступила буря. Волны становились все больше и больше, и люди стали паниковать. Принц упал в море, и Русалочка бросилась спасать его, чтобы он не утонул. Она вытащила принца на берег, поцеловала и бросилась к морю.

Принца окружили красивые девушки. Он не знал, кто его спас, улыбнулся всем, и это огорчило Русалочку. Прошли дни, и вскоре она все рассказала сестрам. Они помогли найти принца, чтобы она могла наблюдать за ним каждый день.

Русалочка хотела покинуть море, чтобы быть рядом с принцем. Она решила искать помощи у старой ведьмы. Та сказала ей, что она пришла вовремя, потому что у нее есть нужное зелье. Русалочка получит свои ноги, но с каждым ее шагом она будет чувствовать огромную боль и должна будет убедить принца, что она для него единственная. Если она потерпит неудачу, то превратится в морскую пену. Также ведьма хотела, чтобы ее голос был самым красивым во всем подводном мире. Русалочка согласилась и потеряла голос.

Придя на землю, Русалочка выпила зелье, почувствовала сильную боль и потеряла сознание. Когда она очнулась, то увидела принца. Он помог ей встать и отвез ее в замок. К сожалению, Русалочка не могла говорить, и принц думал, что она немая. Принц любил Русалочку, но не как будущую жену, а как ребенка. Он признался, что любит ее, потому что она напомнила ему девушку, которая спасла его.

Однажды в замке появилась принцесса. Она так сильно напомнила принцу девушку, которая спасла его, что он решил жениться на ней. Русалочка поняла, что умрет на следующий день, поэтому она решила провести свою последнюю ночь, танцуя в лодке. К ней подплыли сестры, у которых были подстрижены волосы. Они сказали, что отдали волосы ведьме и вручили Русалочке нож, которым она должна была нанести удар принцу. Когда его кровь упадет ей на ноги, она превратится в русалку и проживет 300 лет.

Когда Русалочка подошла к принцу, она не смогла его убить. Она выбросила нож и прыгнула в море. Она ждала своей смерти. Вскоре Русалочка поднялась в мир воздушных призраков, в последний раз увидела принца и направилась к облакам.

4 класс. 4 пункта

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Русалочка Андерсена

План сказки Русалочка Андерсена

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Вид из моего окна зимой 6, 5 класс

    Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.

  • Деревня Собакевича – описание в поэме Мертвые души

    Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.

  • Сочинение Что делает человека человеком?

    Все мы – люди, каждый из нас – человек. Мы умеем разговаривать, мыслить, творить и ходить прямо, но только ли по этой причине каждого из нас можно назвать человеком? Конечно, нет.

  • Сочинение на тему Курение вредит здоровью

    О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.

  • Образ и характеристика Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита

    Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа предметов №85»

 г. Ульяновска

Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Программа: Школа России

Учебник: Литературное чтение 4 класс(часть 2).

Авторы: Л.Ф. Климанова и др.

Учитель : Никифорова Роза Рафиковна

    Тип урока : систематизация и обобщение знаний.

     Цели: Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать             монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы,  воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.

Оборудование: выставка книг сказок Х.К. Андерсена, портрет сказочника, серия иллюстраций к сказке « Русалочка», иллюстрация скульптуры

« Русалочка», выставка детских рисунков к сказкам Х. К.Андерсена.

I.Организационный момент:

-Прозвенел звонок весёлый,

Начинается урок!

Подтянулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

II.Мобилизующий момент:

«Криббле- крабле- бумс!» Известна ли вам это волшебное заклинание?

Начинается волшебная сказка от которой нельзя оторваться, пока не дойдешь до конца. Но когда кончится одна сказка- открывается другая, ещё интереснее. Прочитаем одну книгу сказок и историй, а на полке стоит вторая, третья. На переплётах имя сказочника . Кто он? Вам подскажет стихотворение.

Ученик: Он обойдёт моря и сушу

Весь мир, что мелок и глубок.

Людскую раненую душу

Положит в сказочный лубок..

И чтоб под гибсовой повязкой

Восстановился кровоток.

Несёт он радостную сказку

Повешанную на платок.

Леченье так умно и точно,

Всего целебней на земле,

Рассказ про гадкого утёнка

И миф о голом короле.

— О ком идёт речь в стихотворении?

Да. Это Ханс Кристиан Андерсен, Так звали сказочника, которого знает весь мир. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?( Будем говорить о сказочнике, его творчестве и сказке «Русалочка»)

Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

(Г.Х. Андерсен)

— Как понимаете смысл высказывания?

III. Актуализация знаний

— Работать на уроке вы будете в группах.

— Как должна быть построена работа в группах,  чтобы был качественный результат?

(учащиеся распределяются по группам.)

Оценивание этапов работы — жетоны.

— Что вы знаете о сказочнике Г.Х. Андерсене?( Каждая группа делится своими знаниями)

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра « Отгадай-ка» (вопросы задаются по очереди каждой группе0

— Отгадайте, из каких сказок эти отрывки.

( отрывки написаны на обратной стороне альбомного листа детского рисунка, который переворачивается после правильного ответа)

а) … Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей, все они называли его славным малым, а ему это нравилось. (Огниво)

б)… Ах, очень дурно!-отвечала принцесса. Я почти не сомкнула глаз.

Бог знает что у меня была за постель!…( Принцесса на горошине)

в) …но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге. Она тоже была вырезана из бумаги одета в юбочку из тончайшего батиста. (Стойкий оловянный солдатик)

г) …её чудные длинные волосы были распущены по плечам, в лице не было ни кровинки, губы тихо шевелились, шепча молитвы, а пальцы плели зелёную крапиву. ( Дикие лебеди)

д) … корабль стонал и скрипел, толстые доски трещали, волны перекатывали через палубу. ( Русалочка)

— Действительно, ребята, это Русалочка, самая любимая сказка Х.К.Андерсена.

2. Работа по сказке. (Вопросы задаются по очереди каждой группе)

Посмотрите на доску. О чём мы будем говорить? ( о теме, об идеях, о сюжете, об образах , о языке)

О теме – О чём произведение?

Об идеях — Что хотел сказать автор сочиняя сказку?

(Сказка утверждает светлый и чудесный мир высокой любви. Это образец любви.

О сюжете­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– Где и когда происходят события?

Восстановление деформированного плана сказки.

Задание: восстановите план сказки.

*  Жизнь во дворце

*  Тоска Русалочки

*  Принц встречает принцессу

*  Разговор с ведьмой

*  Какая она — человеческая жизнь?

*  Последняя ночь

*  Принц спасен

* Дорога к ведьме

*  Отношения с принцем

* Морская семья

*  Наблюдение за принцем

*  Русалочка узнает о решении принца

* Прекрасный принц

* Русалочка превратилась в человека

*  Встреча с сестрами

* Гибель русалочки

*  Морской бал во дворце

* Она стала прекрасной девушкой

*  Страшная буря

*  Принятое решение

— Проверка выполнения

— Кто выполнил безошибочно?

— У кого были ошибки? сколько?

Восстанавливают план:

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Наблюдение за принцем

7) Какая она — человеческая жизнь?

8) Морской бал во дворце

9) Дорога к ведьме

10) Разговор с ведьмой

11) Принятое решение

12) Русалочка превратилась в человека

13)Она стала прекрасной девушкой

14) Жизнь во дворце

15) Отношения с принцем

16) Принц встречает принцессу

17) Русалочка узнает о решении принца

18) Последняя ночь

19) Встреча с сестрами

20) Гибель русалочки

Об образах-Кто герои сказок? Опишите понравившегося героя.

О языке — В сказках Андерсена появилось поэтическое описание природы. Вспомните, где? Прочитайте.( работа с учебником)

3.Викторина.

Ответьте на вопросы

(вопросы задаются по очереди каждой группе)

1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)

2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)

3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)

4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)

5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)

6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)

8. Сколько лет живут русалочки? (300)

9. Любил ли принц русалочку, как она его?

10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?

11. Какое решение приняла русалочка?

12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?

13. Во что превратилась русалочка после смерти?

V. Применение знаний в новой ситуации

— Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.

Задание: придумайте своё окончание сказки

— У кого больше понравилось завершение сказки?

Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.

Высказывают своё мнение

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание составить кроссворд по данной сказке.

VII. Рефлексия

— Как вы оцениваете  работу своей группы?

-Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?.

Дети высказывают своё мнение.

Литературное чтение, 4 класс

Урок 62. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Рассказ о Русалочке. Отражение в авторской сказке романтических легенд Дании

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Глоссарий по теме

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Пейзаж в литературе —  является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока.

Урок проходит в форме диалога двух персонажей: мальчик Витя10 лет ученик 4 класса, его младшая сестра Аня.

А: Вчера мы читали сказку Русалочка

В: Эту сказку написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. Тебе понравилась сказка? Какая она по настроению?

А: Я сказку не дочитала. Поэтому дать полный ответ на твой вопрос не могу. Мне очень понравилось главная героиня — Русалочка. Я обратила внимание на сравнения и эпитеты в начале повествования, они придают сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность помогает подчеркнуть особенность Русалочки. Она отличалась от своих сестер: Для описания главной героини автор использует прием сравнение. «Милее всех»; «тихая, задумчивая»; мечтает о мире людей, который притягивал ее своей необычностью.

В: «Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься».

А: Андерсен красочно описывает родные места русалочки: сад, дворец. «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — одна-единственная была бы великим украшением в короне любой королевы.» Великолепие морского дна не радовало Русалочку. Она не могла дождаться, когда ей исполнится 15 лет, и можно будет всплывать на поверхность.

В: Обрати внимание, какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря. «Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Именно в этот день она впервые увидела принца и полюбила его.»

А: Красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создают необычный фон для встречи героев. И вдруг буря, беда на корабле.

В: Появление бури именно в тот день, когда русалочка первый раз оказалась на поверхности моря не случайно. Можно предположить, что автор как бы намекает нам о её трагической судьбе.

А: Русалочка очень добрая и бесстрашная. Она бросилась спасать принца. Проплывая между бревнами и досками от разбитого корабля, совсем не думает о том, что они могут ее раздавить. 

В: Этой сказке датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.

А: ЛЮБИТЬ это заботиться, внимательно относиться к окружающим, быть готовым к самопожертвованию. Что  такое самопожертвование?

В: Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Давай дочитаем сказку, и ты все поймешь.

Поскольку сказка имеет большой объем, ее прочитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:

  1. Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия. 
  2. Необыкновенная встреча Русалочки с принцем. (Первый урок)
  3. Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки». 
  4. Страдания «немой крошки».
  5. Прекрасная смерть Русалочки.

Словарная работа

А: В тексте встретились незнакомые для меня слова: стрельчатые окна и гавань.

В: Стрельчатые — окна в готическом стиле арочной формы завершающиеся острием, ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Гавань — как правило, гаванью называют акваторию порта, непосредственно примыкающую к причалам, где производится погрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров. Также в гавани суда могут находиться на длительной стоянке. 

А: Мне очень грустно от того, что у сказки оказался такой печальный конец. Но я поняла, что такое самопожертвование. Русалочка больше жизни любила принца, даже больше чем отца и мать.

В: Именно это чувство отправило ее  к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Обрати внимание, что пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. «Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные — полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж: больше не выпускали.»

А: Это описание говорит о том, что Ведьма — явно отрицательный персонаж, жестокий и злобный. Она ничего не делает просто так. За все нужно платить большой ценой.

В: Русалочка заплатила очень высокую цену: потеряла чудесный голос, возможность жить беззаботно триста лет. Кроме мучительной физической боли («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»), она испытывает еще более сильную душевную боль. Девушка не могла рассказать принцу о своей любви, и ее мучила тоска по дому. Принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой». 

А: Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества мы видим у главной героини и это удивительно, ведь в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.

В: Нельзя кого-то обвинить в смерти главной героини. Это был ее выбор. Принц не смог полюбить русалку более, чем как чудесное и нежное дитя, это любовь больше походит на отношение брата к сестре. Он любил другую девушку, которая, как он считал, спасла ему жизнь.

А: Даже когда сестры предложили ей спасти свою жизнь, русалочка отказалась, она предпочла, чтобы её возлюбленный остался жить и был счастлив.

В: Я думаю, нельзя сказать, что у этой сказки печальный конец. Посмотри, как изображается смерть Русалочки. Для ответа на этот сложный вопрос нужно выполнить следующее задание: найти в тексте эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты запиши.

А: русалочка не чувствовала смерти.

солнце – «ясное»,

облака – «розовые»,

паруса – «белые»,

музыка – «возвышенная»,

создания – «прозрачные», «чудные».

В: Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе таинственной обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Это существо связано с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.

А: Картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести любовь и счастье, каких не нашла на земле. Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.

В: В бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился Андерсен, установлен памятник русалочке. Бронзовая Русалочка один из самых известных в мире символов Копенгагена (а, может быть, и всей Дании)

А: Русалочке поставлен в Дании памятник за мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.

В: Как ты думаешь, почему автор так печально закончил эту сказку?

А:

  1. Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
  2. Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
  3. Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).

Разбор типового тренировочного задания

Восстанови правильное описание предметов в сказке. Измени если нужно окончание.

солнце – «возвышенное»

облака – «белые», «прозрачные»,

паруса – «розовые»

музыка – «чудная».

создания – «ясные»,

Правильный вариант/варианты

солнце – «ясное»,

облака – «розовые»,

паруса – «белые»,

музыка – «возвышенная»,

создания – «прозрачные», «чудные».

«Цветные» слова: 

Текст вопроса: Найди в тексте, каким цветом Андерсен разукрашивает перечисленные предметы.

вода _________________________,_______________________________

песок _________________________, ______________________________

солнце _____________________

цветы __________________________

небо __________________________

облака__________________________

деревья _________________________

окна ____________________________

Правильный ответ:

«Цветные» слова: 

вода темно-синяя,

песок белый, голубоватый, как серное пламя

солнце пурпурное 

цветы алые

Небо было сплошь золотое

облака красные и фиолетовые, розовые 

деревья огненно-красные и темно-синие, розовую плакучую иву

окна янтарные

Разбор типового контрольного задания

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Текст вопроса: Вставь пропущенные слова в текст.

 Она видела ……… солнце и какие-то ……….., ………. создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них ……… паруса корабля и ……… облака в небе; голос их звучал как ………, но такая ……….., что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

Правильный ответ:

Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

План открытого урока по литературному чтению

Класс: 4 «А»

ФИО учителя класса: Амирханова Х.А.

Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Цель: воспитание интереса к зарубежной литературе, расширение знаний детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена и знакомство с новым литературным произведением «Русалочка»

Планируемый результат:

Личностный – демонстрируют доброжелательность, умение слушать друг друга, проявляют интерес к урокам литературного чтения.

Метапредметный – демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

Умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметный – демонстрируют знания о произведении «Русалочка», знакомы с биографией Г. Х. Андерсона, совершенствуют навык выразительного и осознанного чтения, обогащают словарный запас, развивают внимание, учатся составлять портретную характеристику героев.

Задачи:

Воспитательная – Воспитывать доброжелательность, умение слушать друг друга, интерес к урокам литературного чтения.

Развивающая – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, развивать внимание: коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения,совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас.

Образовательная – продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена, с произведением «Русалочка», учить составлять портретные характеристики героев.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация. Индивидуальное: учебник.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Принципы обучения и воспитания:

Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип создание положительного эмоционального подъёма;

принцип воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, художественное слово, объяснение, рассказ; наглядный: демонстрация, иллюстрация; практический: упражнение, работа с учебником, анализ художественного текста.

По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) –частично-поисковый, проблемный.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Методы организации учебно – познавательной деятельностиметоды самостоятельной работы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10-15мин).

3. Решение проблемы (10-12 мин).

Физ. минутка

4. Первичное закрепление (15 мин).

5. Организация самостоятельной работы (5-8мин).
6 Информация о домашнем задании (1-2 мин).

7. Рефлексия учебной деятельности (1-2мин).

Использованная литература:

Список литературы:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Учебник Литературное чтение 4 класс часть 1. Школа России.

  3. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение/ М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.

Интернет ресурсы:

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=458&n=215Литературная техника

http://www.bookfb2.ru/?p=316302 Уроки литературного чтения

http://festival.1september.ru/articles/560735/ Школа литературного чтения

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: с мотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа)

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должно лежать: карандаш, ручка, тетрадь, учебник. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению.

— Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать? 
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок, по сказочному лесу. Нас ждут увлекательные горы, поля, моря и тропы. Но они не простые, а заколдованные. А чтобы расколдовать, нужно будет выполнять задания.
-Готовы к путешествию?
-Тогда начнем.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: Повторить заученный материал на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, худ. слово), демонстрация

Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

— На прошлом уроке вам было дано задание. Какое? (пересказ)

— Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. (По желанию, по списку спрашиваю, кто готов отвечать)

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы

Познавательный УУД: извлекать представленную информацию в разных формах, строить рассуждения

3.Решение проблемы

Задача: Найти решение поставленной проблемы

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), наглядный (демонстрация)

-Ребята, посмотрите на доску.

На доске фамилии: Цветаева, Андерсен, Ахматова, Есенин, Рубцов

— Что это? Почему слова объединены в одну группу? (потому, что это фамилии).

— Какая фамилия лишняя? Почему? (фамилия Андерсена лишняя, т.к. все поэты, а он – зарубежный писатель – сказочник). Кто знает в какой стране родился Андерсен? (Дании)

— Какие сказки Андерсена вы знаете? (ответы детей)

— Чтобы узнать название сказки, с которой мы будем знакомиться отгадайте загадку.

Я живу на дне морском 
Во дворце из лилий 
Вместе с сестрами, отцом, 
Рыбами чудными. 
У меня красивый хвост 
И волшебный голос. 
И искрится под водой 
Золотистый волос. 
У меня желанье есть — 
Стать земной девчонкой: 
Буду бегать, танцевать 
И смеяться звонко!

Догадались, о ком речь? (Русалочка)

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (тема: Г. Х. Андерсон, «Русалочка»)

— Какие задачи мы поставим?

1. Расширить знания о творчестве Г. Х. Андерсена.

2. Познакомиться с произведением «Русалочка».

— Сейчас, я хочу познакомить вас с некоторыми страницами жизни и творчества Г. Х. Андерсена.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец Андерсена, Ханс Андерсен, был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер, была прачкой из бедной семьи. Он рос очень эмоциональным и восприимчивым ребенком. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались. В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!».

— В какой стране находиться этот город? (Дании)

Первый опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность.

Спустя немного времени он написал прославившие его «Сказки». 

По его сказкам была первая постановка балета — «Сказки в картинах».

Вскоре Андерсен тяжело заболевает. Болезнь настолько сильно овладела им, что Андерсен умирает 4 августа 1875 года.

Личностные УУД: проявление интереса к уроку

Регулятивные УУД: планировать пути решения поставленной проблемы

Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладение диалогической и монологической речью.

Физ. минутка

Задача: снять мышечную и зрительную усталость, посредством выполнения элементарных физических упражнений.

Педагогическое требование.

Художественное слово. Упражнение.

— Чтобы снять напряжение с наших мышц, давайте отдохнем. Повторяйте за мной.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

— Присаживайтесь на свои места!

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

4.Первичное закрепление

Задача:

закрепить изученный материал, проверить усвоили ли обучающиеся новый материал.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), работа с текстом.

— Предлагаю, познакомиться со сказкой.

— Откройте учебник на странице 167. Прочитайте название. «Русалочка»

— Я включу вам аудио запись. Мы послушаем сегодня только первую часть, т.к. эту сказку мы будем изучать несколько уроков. Вы внимательно слушайте.

Прежде чем прослушать сказку «Русалочка» разберем некоторые слова:

Кораллы – очень похожи на камни, но на самом деле это настоящие живые существа. То, что ты видишь, когда смотришь на них, является скелетом, который они строят. Само же существо живет на поверхности каменистых скелетов предыдущих поколений, и из таких слоев известняка в тропических водах образуются рифы. Каждая коралловая головка называется полипом. У полипа есть рот и венчик маленьких рук, или щупальцев.

Янтарь – окаменевшая живица (смола) древнейших хвойных деревьев, обычно прозрачная желтого или красноватого цвета, обрабатываемые для украшений, а также используется в медицине.

Фейерверк – высоко взлетающие из ракет декоративные огни.

— Как будем вести себя во время слушания? (слушатели будут вести себя тихо, следить по тексту)

-Вам понравилась сказка?

-Что особенно запомнилось?

-Какие чувства у вас вызвало начало сказки?

Как вы думаете, о чем эта сказка?

Как вы поняли, кто главный герой сказки?

-Как автор описывает морское царство?

-Сколько сестер было у русалочки? (шесть)

-Как автор описывает русалочку? О чем мечтала она?

-Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет)

-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом)

-Что увидела русалочка на поверхности моря?

-Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда)

-Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб)

Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5.Организация самостоятельной работы

Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

(Методы самостоятельной работы.)

— Сейчас, поработайте самостоятельно.

— Какие основные события происходят в этой части? (Описание морского царства, день рождения русалочки, встреча с принцем, буря)

-Давайте озаглавим каждую микро-часть и запишем план. (варианты детей)

1 часть. «Подводный мир»

2 часть. «Долгожданный день»

3 часть. «Первая любовь»

4 часть. «Буря»

-Обсудите свою часть. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к данной части. Расскажите!

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6.Информация о домашнем задании

Задача: дать инструктаж по выполнению домашнего задания.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, объяснение)

-Наш урок подходит к концу, откройте дневник, запишите. Дома, вам нужно нарисовать рисунок к той части, которую вы обсуждали в классе. На следующем уроке, мы устроим выставку работ. Если кто- то хочет дополнительную оценку, вы можете составить кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

Личностные УУД: самоопределение

7.Рефлексия учебной деятельности

Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

(Поощрение. Создание ситуации успеха)

-Давайте подведем итоги нашего урока.

-Посмотрите на задачи нашего урока, мы достигли их?

-Что нового вы узнали об Андерсене?

-С какой сказкой мы сегодня начали знакомство?

— На следующем уроке мы продолжим знакомится со сказкой и узнаем полюбил ли принц русалочку и, как развиваются события дальше.

— Сейчас оцените свою работу на уроке. Я раздам вам оценочные листы. Подпишите их и нужное подчеркните.

1. На уроке я работал(а) активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.

3. Урок для меня показался интересным / скучным.

4. Мое настроение улучшилось/ухудшилось.

5. Материал урока мне был полезен / бесполезен.

Спасибо за урок! До свидания!

Личностные УУД: самоопределение

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формы речи

Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.

06. 12. 2010 г. Литература

Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Русалочка». (1 урок)

Цели: Обучающиеся должны иметь представление о жизни и творчестве Х. К. Андерсена.

Способствовать развитию навыков: беглого , осознанного, выразительного чтения; развитию речи; самостоятельности мышления обучающихся, сознательному критическому обобщению, аргументированию собственной точки зрения; умений работать в группе.

Способствовать воспитанию познавательного интереса к чтению через литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации, книги Г.Х.Андерсена, компьютер для

учителя, мультимедийный проектор, учебники.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Психологический настрой:

1) — Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель и не гость

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой!

3. Речевая разминка.

1) Дыхательная гимнастика:

  • Глубокий вдох через нос, выдох через рот. (3 раза);

  • Глубокий вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. (3 раза)

  • Глубокий вдох через нос, выдох через рот – «порциями». (3 раза)

2) Работа со скороговоркой: (слайд 1)

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

  • Прочитать про себя.

— Какие звуки повторяются?

  • Читает один ученик, расставляя логическое ударение.

  • — О ком эта скороговорка?

— Почему она прятала? (воспит. момент)

В каком произведении перепёлка совершила героический поступок ради своих детей? (И. Тургенев «Перепёлка»)

  • Чтение с разной интонацией (., !, ?)

  • Чтение хором – 3 раза с убыстрением темпа.

  • 1 – 2 ученика «Кто быстрее и чётче».

3) Жужжащее чтение – 1 минута, самозамер – 0,5 минуты.

— О чём прочитали?

4. Работа по теме урока:

1) Прослушивание песни.

— О ком эта песня?

— Почему его считают великим сказочником? (на доске – портрет АНДЕРСЕНА)

170 сказок написал этот поистине великий сказочник.

2) Мозговой штурм. (слайд 4-9)

— Давайте вспомним его сказки.

— Молодцы, название сказок вы знаете. Наверно, ребята, невозможно знать все сказки Андерсена, потому что он написал 170 сказок.

3) Сведения об Андерсене (слад 10 – 15)- рассказывает ученик.

Работа по учебнику стр. 85 самостоятельное чтение статьи об авторе.

— Прочитайте сведения об авторе в учебнике.

— Найдите, какова была жизнь автора? (зачитать)

— Каким был он человеком? (зачитать)

Домашнее задание: интересные сведения из жизни Андерсена

4) Анаграмма.

— С какой сказкой Андерсена мы сегодня познакомимся?

А У С А К Р Л О Ч (на доске – ребус)

7) Вводная беседа. (Слайд16)

(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)

— Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

— Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

— А что вы знаете о русалках?

— Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви к человеку.

— Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

— Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

— Ещё раз прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

(Относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)

  1. Словарная работа.

— Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (Слайд17)

Говорят сначала дети, затем читают со слайда.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

4. Работа над сказкой.

1) — Читаем первую часть сказки (читает учитель, подготовленный ученик)

(до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.85 — 86).

— Где разворачивается действие сказки? (в море)

— О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

— Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)

— Чем отличалась она от своих сестер?

— Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.

— Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).

2) — Что происходило дальше, мы узнаем из продолжения сказки.

(Чтение по «цепочке») (до слов «Надвигалась буря…» с.86)

— Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)

— О чем она мечтала?

— Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?

(Ей интересно самой увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом она знает , со слов бабушки и сестёр.)

— Найдите здесь описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.86)

— Какой праздник отмечали на корабле? (день рождения принца)

— Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

(да, потому, что на корабле было красиво, и ей понравился принц)

3) ***- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем?

Как может произойти знакомство?

— Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете, прочитав 1 часть до конца. (Жужжащее чтение)

— Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ).

— Почему Русалочка спасает принца?

(Она спасает принца, жертвуя собой: «… поплылы между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они её могут раздавить.»).

— Почему Русалочка спасает принца?

(Он ей очень нравится, она испытывает чувство любви и сострадания к человеку, беспомощному перед разыгравшейся стихией.)

— Какими чертами характера обладает Русалочка?

(Смелость, доброта, заботится о принце)

— Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: “… стала ждать, не придет ли кто — нибудь на помощь бедному принцу”).

5. Составление синквейна: (памятки)

Работа в группах.

Правила написания синквейна.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Русалочка

Прехорошенькая, милая, смелая, добрая

Приходилось ждать, поплыла, спасла, стала ждать

Спасение жизни жертвуя собой.

Героиня.

6. Рефлексия:

Экспресс-опрос.

  1. Дворец морского царя стоит в самом глубоком море.

  2. Русалочку воспитывали отец и мать.

  3. Русалочка была самой старшей сестрой.

4 ) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.

5) Она была в восторге от людей.

6) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца.

Проверка по ключу в парах. Презентация

1) + «5» — 6 баллов

2) — «4» — 5 баллов

3) — «3» — 4 балла

4) —

5) +

6) +

7. Домашнее задание:

1. Интересные новые сведения об Авторе.

2. Перечитать первую часть сказки.

3. Подготовить краткий пересказ .

*** — Выберите себе домашнее задание по желанию:

1) Найти: что правдиво, что вымышлено;

2) Составить кроссворд, нарисовать рисунок;

3) Найти отрывки о красоте и характере Русалочки.

  • План сказки сестрица аленушка и братец иванушка третий класс
  • План сказки пушкина золотой петушок
  • План сказки руслан и людмила 5 класс
  • План сказки птица каха
  • План сказки птица кахна для 3 класса