План сказки про золотую рыбку 2 класс литературное чтение

Краткий пересказ по плану старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. старик занимался рыбной

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Далее, события сказки развиваются циклично. Старуха требует всё большего, а старик таскается с новыми просьбами к морю, которое с каждым разом выглядит всё мрачнее.

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Когда главный герой в очередной раз отправился к морю и передал новое пожелание, рыбка, ничего не ответив, уплыла лишь взмахнув хвостом. Вернувшись обратно, старик вместо царского дворца увидел свою землянку и старуху у разбитого корыта. Всё вернулось на круги своя, словно ничего и не было.

Популярные сегодня темы

  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)
    Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
  • Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение
    Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора
  • Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение
    Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека
  • Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя
    Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город
  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс
    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

Сказка о рыбаке и рыбке краткое содержание

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году. В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои Старик – добрый, слабовольный мужчина, рыбак. Старуха – жена старика, жадная, сварливая женщина. Другие персонажи Золотая рыбка – волшебная рыбка, морская владычица. Краткое содержание «У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая. Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался – он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить – их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу. Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс, и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик, и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи, и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей». Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика, и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послал она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Заключение Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.

После ознакомления с пересказом «Сказка о рыбаке и рыбке» рекомендуем прочесть ее полностью.

Составит план сказка о рыбаке и рыбке

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101

Конспект занятия «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (старшая группа)

Дина Попова

Конспект занятия «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (старшая группа)

Цель: учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием поэтического материала; продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина; раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; развивать фантазию детей; учить сочувствовать, сопереживать.

Ход занятия:

Звучит музыка «В гостях у сказки» и на экране появляется портрет А. С. Пушкина

Кто это? Сегодня День рождение Великого Русского поэта А. С. Пушкина.

Какие произведения Пушкина вы знаете?

А мы с вами вспомним и поговорим об одной из известных его сказок.

На экране появляется сказка А. С. Пушкина

Ребята, присмотритесь повнимательнее! Что это за сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?

Каким вы представляете себе старика? Какой он? (добрый, тихий, беспомощный)

Как вы это поняли? Докажите.

Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, неблагодарная)

Докажите.

Дидактическая игра «Добро и зло»

За что наказана старуха? (Золотая рыбка исполняла все желания старухи, но ей все было мало и жадность старухи с каждым разом становилась всё больше и страшнее. Вроде бы старуха уже стала царицей, но этого было для нее мало. Ей надо владеть всем миром. Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта»)

Дидактическая игра «Собери золотую рыбку» (пазлы)

А теперь каждый из вас тоже сможет попытать свое счастье и загадать желания Золотой рыбке.

В группу заносят емкость с Золотой рыбкой.

Подумайте, о чём вы могли бы её попросить. Но никому не говорите.

И так, давайте с вами попытаемся ответить на главный вопрос, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»? (В этой сказке хорошо показано какой может быть человек. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. А самое страшное – это неблагодарность. Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта»)

А теперь, кто желает рассказать нам эту сказку? Картинки мнемотаблиц.

Сегодня мы только чуть — чуть смогли понять лишь одно из великих произведений А. С. Пушкина. Впереди нас ждут незабываемые встречи с ним и его творчеством.

Все молодцы!

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Цели:

Образовательные: познакомить со сказкой,
биографией, другими сказками А. С. Пушкина,
формировать умение выразительно читать,
анализировать текст, ориентироваться в тексте,
расширить словарный запас детей.

Развивающие: развивать умение чувствовать
себя и передавать своё отношение через цвет,
эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к
творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование:

  1. Кац Э.Э. учебник “Литературное чтение”, 2 класс,
    Изд. “Астрель” 2005
  2. Наглядный материал на доске.
  3. Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из
    цветного картона.
  4. Компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

а) Развитие артикуляционного аппарата.

— Вращение языком (маятник)
— Вытягиваем губки за ниточку (трубочка),
растягиваем (широкий рот), в разные стороны
(улыбка)

Я вас люблю, начинаем работать.

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

— Карась, в лаз не лазь.
— Застрял в лазе карась.

— прочитать
— прочитать с интонацией вопроса с ударением на
разные слова
— тихо —> громко.
— медленно-быстро-быстрее

в) Работа со стихотворением, записанным на
доске
.

Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.

— Прочитать выразительно.
— Прочитать орфографически.
— Разобрать известные орфограммы.
— Выучить наизусть.
— Рассказать хором.
— Рассказывают ученики.

2. Актуализация знаний

а) Какие люди могут оставить яркий след в
истории? (писатели, поэты, художники,
изобретатели)

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.

Л. Преображенская.

б) Приложение № 1 (можно получить у
автора статьи)

Ребята просматривают первые кадры из “Сказки о
рыбаке и рыбке”.

— портрет А.С. Пушкина
— отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”

Ребята, кто автор этого отрывка? (А.С. Пушкин)

Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведением этого автора.

Доска:

портрет
А.С. Пушкин
1799 -1837

Эпиграф:
“Что за прелесть эти сказки!”
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок”.

Звучит любая мелодичная классическая музыка. В
это время ученик в костюме лицеиста рассказывает
биографию А.С. Пушкина.

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6
июня 1799 года в Москве. Начальное образование,
воспитание получил от гувернантов-французов,
бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая
научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой
няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему
поэту много замечательных сказок. Окончил
Царскосельский Императорский лицей и был принят
на государственную службу. Основное время
посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин
написал много сказок, которые до сих пор любят
взрослые и дети”.

На доске сеть с отдельными фигурками рыбки.
Нужно назвать из каких сказок отрывки и собрать
целую фигуру (рыбки), тогда узнаем, с какой
сказкой познакомимся на уроке.

3. Викторина

а)

“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.

Сказка о попе и о его работнике Балде.

б)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
прекрасной царевне Лебеди.

в)

“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

г)

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”

Сказка о золотом петушке.

С каждой отгаданной сказкой ребята на доске
собирают фигурку золотой рыбки.
С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?

4. Поэтапная работа с текстом сказки

1 этап работы над текстом.

— Открываем учебники. с. 135-136
— Прочитайте название сказки.
— Какая это сказка: авторская или народная?
Почему?

Чтение первого отрывка по ролям. Разговор
старика и старухи представляется в виде
инсценировки.

Читают текст ребята с карандашом и знаками
отмечают.

Это я знал /
Это новое +
Противоречит, тому, что знал —

Я хочу узнать об этом больше ?

Мудрецы (подготовленные ученики) помогают
ребятам разобраться в толковании неизвестных
слов: невод, землянка, откуп, простофиля.

Анализ текста.

-Расскажите как жил старик со старухой до того,
как в невод попала золотая рыбка?
-Почему рыбка названа “непростою”? (говорит,
может исполнять желания)
-Какие слова сказал старик рыбке на прощанье
после первой встречи?
-С каким чувством он их произносил?
-Как вы думаете, почему старик ничего не попросил
у рыбки?
-Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и
оттенков синего цвета.

-Ребята, каким цветом можно передать настроение
этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного
цвета выставляется на доске. Так на всех этапах
подобной работы.

-Покажите руками движение моря (спокойное,
синее).

2 этап работы над текстом.

Чтение отрывка по ролям. с. 136-138. Остальные
ученики следят за чтением и работают с текстом с
карандашом.

Анализ текста.

— Когда старик второй раз приходит к рыбке, как
он обращается к ней? (можно рассказать или
прочитать)
— Почему рыбак называет рыбку “государыней”?
— Почему просит “смиловаться”?
— Прочитайте, как старик объясняет, почему он
беспокоит рыбку?
— Прочитайте, как выглядит море?
— Каким цветом можно передать настроение этой
части? Настроение и состояние моря?
— Покажите руками движение моря (море слегка
разыгралось).

3 этап работы над текстом.

Чтение текста отрывка с карандашом. с. 138-139

Мудрецы объясняют смысл слов: корысть,
светелка, светлица, столбовая дворянка.

Анализ текста.

— Что чувствует старик, когда вновь обращается к
рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?
— Выбери слова: стыд, вина, растерянность,
уважение, страх, почтение. Карточки этих слов
выставлены на доске.
— Почему? Объясни свой выбор.
— Каким, по-вашему, был старик?
— Каким показалось море?
— Каким цветом можно передать настроение этой
части, настроение моря?
— Покажите движением рук состояние моря
(помутилося синее море).

4 Этап работы над текстом.

— Ребята, посмотрите на цвет моря.

Приложение №2. (можно получить у автора
статьи)

Показ отрывков из стихотворения, отражающих
состояние и цвет моря.

— Цвет моря меняется. Почему?
— А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком?
Доказать чтением.
— Как рыбка относится к старику?
— Перечислите главных героев сказки. Ученики
называют: старик, старуха, рыбка. Как правило,
очень редко называют море, как героя, при
изучении сказки.

Приложение №3

Для подсказки ребята просматривают образы
главных героев и видят море.

— Почему море можно назвать героем сказки? Можно
обратить внимание на цветовой план, который
отражал изменение настроения моря.
— Как называется сказка, которую мы сегодня
начали читать?
— Почему “Сказка о рыбаке и рыбке”, а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие
нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения.
Отношение автора к своим героям выражается через
название сказки. Старуха злая, корыстная,
завистливая, жадная и не удостаивается внимания
автора даже в названии.

— Можно ли старика полностью считать
положительным героем? (Нет. Старик выполняет все
приказы старухи, провоцирует большее зло, не
имеет своего мнения и твердого характера, хотя
прост и добр.)

— Какую ошибку допустил старик? (Не надо было
рассказывать о рыбке и покорно выполнять все
прихоти старухи)
— Ребята, представьте, что вы оказались в этой
сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их.
Напишите свое желание, а может быть это будет
просьба для родных, друзей из класса.

Ученики пишут под музыку. Любая спокойная
классическая музыка.

Чтение желаний. В основном это желания
здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о
хорошем будущем, но были и чисто материальные
желания. Порадовало, что больше ребята просили
исполнить желание для других.

5. Итог урока

На следующих уроках мы продолжим работать с
этой сказкой и узнаем много интересного, нового в
уже давно известной нам сказки.

Анализ работы по табличкам.

Всё было понятно.
Было трудно.
Расскажу другим.
Было интересно.
Спасибо за урок!

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение –

средняя
общеобразовательная школа №2 им.А.И.Покрышкина

ст.Калининской
Краснодарского края

Урок по литературному
чтению

2 класс

А.С.
Пушкин

«
Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа над образами героев сказки.

Урок 2. Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке». Работа над образами героев сказки.

Цель:
формирование 
умения  создавать образы  героев сказки и использования приобретённых знаний и
умений в практической деятельности.

Задачи урока:

   
-развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения;

   
-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения;

   
-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для
успешного существования в социуме.

Планируемые
результаты

Личностные:

§  проявляют интерес
к чтению литературных сказок,

§  проявляют желание
составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

§ 
принимают
и сохраняют учебную задачу;

§ 
контролируют
и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;

§ 
в
конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

§ 
учитывают
разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,

§ 
используют
речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

§ 
определяют
особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,

§ 
описывают
героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,

§ 
сравнивают
героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

§  читают осознанно,
выразительно

§  составляют образы
героев

§  составляют план и
пересказывают текст по плану.

Средства
достижения планируемых результатов:

§ 
технология
критического мышления (приём составления кластера)

§ 
технология
проблемного диалога (создание проблемной ситуации)

§ 
технология
оценивания учебных успехов

§ 
диалоговый
метод

§ 
деятельностный
метод

§ 
метод
моделирования

§ 
средства
ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

1.    
Мотивация
к учебной деятельности.

Регулятивные:— уметь слушать в
соответствии с целевой установкой.

Познавательные:
 уметь
выделять существенную информацию из текста
.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они
учат вас.

    -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.
Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа.
Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. 
Что вы почувствовали, приветствуя
друг друга? (Тепло.)

  
-Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

     —Давайте
сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо

2.    
Актуализация
знаний.

Познавательные:


уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать
и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:


уметь оформлять свои ответы  в устной форме.

  
— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке чтения. Давайте
напомним, как оно называется,  и кто его написал.

 («Сказка
о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкин)                                                                        
         

  
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:

 «Сказка
ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
                                    
Попробуем вместе секрет разгадать,

Что
автор сей сказкой стремился сказать.

  
— Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

(Сегодня
мы поговорим о героях сказки и о том, чему учит нас эта сказка)

   —
Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс
делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За
правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

§  — Где жили старик
и старуха? ( Жили у синего моря в ветхой землянке.)

§  — С чем первый раз
пришёл невод? ( Пришел невод с тиной.)

§  — С чем второй раз
пришёл невод? ( Пришел невод с травой морской.)

§  — Какая труба была
на новой избе старика и старухи? ( Труба была кирпичная, белёная.)

§  — Какие ворота
были в новой избе? ( Ворота были  дубовые, тесовые.)

§  — В чём стояла
старуха дворянка на крыльце? ( Старуха-дворянка стояла в собольей  душегрейке,
парчовой короне.)

§  — Что сделала
старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?  ( Старуха ударила  старика по
щеке.)

§  — Что держит
стража царицы на плечах? ( Держат топорики.)

§  — Что ела за
столом старуха-царица? ( Старуха ела пряник.)

§  — Куда отправила
старуха-дворянка старика работать? ( Старика отправили на конюшню.)

§  — Как встретила
старика старуха-царица? ( Старуха выгнала старика.)

-Теперь
давайте подведем итоги нашей игры и узнаем, чья команда внимательно читала
сказку.

3.Анализ
«сказочных примет».

Коммуникативные
:
умение слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать
собственное; умение строить речевое высказывание

Личностные: учебная
мотивация

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого
высказывания;  устанавливание  причинно — следственные связи;
производить
логические действия, такие как анализ и сравнение.
 выводы в
результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные:  проявление 
инициативности и самостоятельности.

  
— Сказка о рыбаке и рыбке» — народная или литературная? (Литературная, т.к.  у
неё есть автор А.С.Пушкин)

 
-Но мы знаем, что Пушкин записывал  народные песни и сказки со слов няни Арины
Родионовны и во время поездок по России.

  -Найдите
черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём
ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и
обсуждения составляется кластер
).

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке»  и народная сказка
                    

Скругленный прямоугольник: СходствоСкругленный прямоугольник: Различие                                                     


1.     
Зачин

2.     
Повтор

3.     
Волшебный
помощник

4.     
Магическое
число

5.     
Получение
трудного задания, которое  сам герой выполнить не может

6.     
Поучительный
характер

1.     
Стихотворная
форма

2.     
Необыкновенно
богатый язык сказки

   —
Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Докажите свой ответ).

Физкультминутка.

Личностные
УУД:

умение
применять правила охраны своего здоровья

Подвижная
музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания»

 4. Работа над
содержанием сказки, характеристикой её героев.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:


уметь находить ответы на вопросы в тексте;


уметь преобразовывать информацию  из одной формы в другую (составлять ответы на
вопросы);

— уметь осуществлять анализ объектов
художественного произведения с выделением существенных и несущественных
признаков;


уметь определять главную мысль текста;

— уметь осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:


уметь
участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы
и обосновывать собственную позицию;


уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


Вспомним
содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

                                    
Сюжетная  цепочка сказки:

19d943c0b3a4ea1aa6591fe33f81811823

 Постановка
проблемного вопроса?

  
Почему
старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло
ли быть иначе?

  —
Вот он наш главный вопрос.(?)

 Характеристика
героев сказки и анализ их поступков.


Начнем
с героев сказки. Назовите героев сказки.  ( Главные герои: старик, старуха и
рыбка)


Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались?


Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его
очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.


Как вела себя рыбка?


Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?


Почему рыбка стала помогать старику?

— 
Как обращается старик к рыбке в тексте?


Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? ( Старик испытывает стыд,
растерянность, уважение, страх, почтение)

Характеристика
старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)


Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

СТАРИК

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

СТАРУХА


Покажите свои рисунки.

— А
рыбка, какая она, дайте ей характеристику.(
Благодарная, добрая, справедливая.)

Отношение
автора к героям сказки


Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

(Рыбку
– любит, гордится ею, восхищается; старику – сочувствует, жалеет, старуху –
осуждает, наказывает от имени рыбки)

— Давайте
разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так
поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У
нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы
догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

Характеристика
моря.


Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим
последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  —
помутилось синее море

  —
синее море

 — 
видит на море чёрная буря

  —
море слегка разыгралось

  —
не спокойно синее море

  —
почернело синее море


Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что
помогает нам понять – море? ( Море сердится на старуху,  изменяя свой цвет.)

Возвращаемся
к нашей схеме.


Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За
что же так наказала её рыбка?

 (Как
бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за
свою жадность и алчность.)

— А
вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?


Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не
просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

7. Итог
урока. Рефлексия.

Познавательные:


уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:


уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


Чему учит нас эта сказка?
(Как плохо быть жадным, если ты жадный, ты
можешь потерять всё) 

 -Кому сегодня понравилось на уроке? Кто
об этом уроке расскажет родителям, друзьям.  Если вам сегодня понравилось
работать на уроке, то пусть ваша золотая рыбка плывет по волнам, если вам было
трудно или неинтересно , то уйдет в глубину.

Оцените
свою работу на уроке.

8.
Домашнее
задание (творческое)

Регулятивные:


уметь слушать в соответствии с целевой установкой

 -Нарисовать
рисунок к понравившемуся отрывку, отрывок  выучить наизусть

Ход урока.

Структура урока и содержание

Метапред

метные УУД

  1. Организационный момент

Регулятив

ные

Познаватель

ные

Коммуника

тивные

Здравствуйте, ребята!

Приготовьтесь слушать меня внимательно и не отвлекаться. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, ручка и тетрадка.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке? (При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд)

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы.

Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место .

Учить самоконтролю готовности к уроку.

  1. Постановка темы и задач урока

На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»…

884190 1

Ребята, посмотрите на это высказывание.

Скажите, кто его автор?

(А.С. Пушкин)

Как вы понимаете это высказывание? (Сказки – это волшебство, радость, поэтому Пушкин так говорит)

Скажите, а любите ли вы читать сказки?

Почему? (Сказки любят читать и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?

На доске выставка книг.

«Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…»

884190 2884190 3884190 4884190 5

884190 6

Есть такие ребята, которым знакомы эти сказки?

Если вы ещё не читали этих сказок, то вы обязательно с ними когда-нибудь познакомитесь.

У А.С. Пушкина много сказок, это всего лишь небольшая часть его сказок.

Внимательно послушайте, а я вам сейчас загадаю загадку о сказке, которую мы будем сегодня читать.

Эта сказка, где герою – старику помогают волшебные силы. (На обложке изображены главные герои – это старик на берегу моря)

Кто уже догадался, что это за сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Чему будем учиться?

(Прочитаем сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», поймем о чем она, поговорить о героях сказки)

Давайте найдем сказку в учебнике на стр.30

Формировать мыслительные операции.

Способствовать развитию логического мышления.

Формировать умение взаимодействовать.

Учить строить устное высказывание.

  1. Работа с текстом до чтения.

Антиципация чтения

Предугадывание.

А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

Теперь мы поработаем с иллюстрацией, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события.

Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учить анализировать данный учителем материал.

Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух.

Анализ содержания сказки.

Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище)

884190 7884190 8

(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле.

Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу)

Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)

884190 9884190 10

(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть.

Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)

884190 11884190 12

(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

Что значит слово тина?

884190 13

(Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде.

Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет)

Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

2) Чтение 2-ой части вслух.

Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое не довольствие)

Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто)

А что случилось со старым корытом? (Раскололось)

Что значит раскололось? (Сломалось)

3)Чтение 3-ей части вслух.

Что стал делать старик, когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

Что значит «Кликать»? (Звать)

Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение 4-ой части вслух.

Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться)

Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь. 

5)Чтение 5-ой части в полголоса.

Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

6)Чтение 6-ой части в полголоса.

Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты)

Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова.

7) Чтение 7-ой части в полголоса.

Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз)

Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

884190 14

(Слайд) Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода.

8)Чтение 8-ой части в полголоса.

Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

884190 15

(Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом.

Что означает слово «Чупрун»?

Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол)

884190 16

(Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

9) Чтение 9-ой части про себя.

Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение 10-ой части про себя.

С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

Найдите слова в тексте.

Как изменилось море? (Почернело синее море)

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления.

Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы.

Формировать умение извлекать нужную информацию.

Учить воспринимать информацию через чтение про себя.

Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

Возьмите карточку.

Прочитайте слова в первом столбике.

Прочитайте слова во втором столбике.

В первом столбике это слова из сказки.

Во втором столбике их значение.

Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

Давайте первое слово соединим вместе.

Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная сеть)

Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Поднимите руку, те кто сделал одну-две ошибки.

Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя)

Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась?

Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца.

3)Творческая работа.

А) Составление викторины.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину.

Ваша задача, в паре, по прочитанным частям составить интересный вопрос. Посмотрим, чей вопрос в викторине, класс признает самым интересным.

Б)Требования к составлению вопросов.

Какими должны быть вопросы? (Слайд)

1. Вопрос должен быть трудным. (Ведь на легкий вопрос отвечать будет не интересно)

2. Вопрос должен быть интересным

3. Не должно быть вопроса, на кот который ответ «Да», «Нет»

В)Самостоятельная работа в парах по созданию вопроса.

У каждого на парте есть листок, для того, чтобы вы записали свой вопрос. Сначала каждый придумывает вопрос, записывает его на листок, затем вы вместе в паре обсуждаете и выбираете тот вопрос, который подходит по всем требованиям.

Г) Проверка.

А сейчас мы с вами превратимся в рыбаков и будем вылавливать с доски золотую рыбку и отвечать на вопрос, который будут задавать нам ваши товарищи. Кто верно ответит на вопрос, получает рыбку. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Посмотрим, у кого будет большой улов.

Д) Проведение викторины.

Вопросы, которые будут задавать ваши товарищи, слушаем внимательно. Потом определим, какой вопрос будет лучшим.

Е)Подведение итогов. Награждение победителя.

Сосчитайте своих рыбок.

Какой рыбак поймал больше всего рыбок? Почему? (Были внимательны, читали выразительно)

(Ученик выходи к доске)

Посмотрите ___ больше всех поймал рыбок!

Скажите, тяжело ли вам было ловить рыбок?

А теперь каждый получит по золотой рыбке, загадает желание и оно обязательно у вас исполниться. Эту золотую рыбку вы положите в книжку на то место сказки, где вы остановились.

Ё) Определение самого интересного вопроса.

Какой вопрос, по вашему мнению, самый интересный и соответствует всем требованиям?

(Возможно выбор нескольких вопросов)

Далее обсуждение по требованиям к вопросам.

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы.

Формировать умение четко и полно отвечать на вопросы учителя.

Способство-

вать формированию умения контролировать свою деятельность на уроке.

Формировать умение делать выводы

Формировать умение извлекать нужную информацию для составления вопроса.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

Формировать нравственно-эстетическую ориентацию. (уважать друг друга)

Учить договариваться и приходить к общему мнению.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто его автор? (А.С. Пушкин)

Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Смогли мы выполнить эту задачу?

Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши.

Соотнести результат своей деятельности с задачами.

Формировать умение делать обобщение, делать выводы

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

Паспорт урока литературного чтения во 2 классе.

1. Класс: 2 «Г»

2. Место проведения: учебный кабинет

3.Продолжительность: 45 мин

4.Предмет: литературное чтение

5.Тема: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

6.Тип: урок чтения и коллективного анализа

Цель:формирование умения у учащихся, выразительно читать вслух, передавать последовательность сюжета и описывать героев произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

7.Задачи:

7.1Дидактические:

— Осуществить контроль умения выразительно читать сказку.

— Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения.

— Развивать умение давать характеристику героев произведения

7.2 Развивающие:

Познавательные УУД:

— Развивать навык осознанного и правильного чтения

-Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Регулятивные УУД:

— Развивать умение осуществлять свою деятельность по плану учителя

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД:

— Развивать умение внимательно выслушивать друг друга

— Развивать умение вести диалог по теме попарно или всем классом

— Развивать умения оформлять свои мысли в устной форме.

7.3Воспитательные

— Способствовать воспитанию уважительного отношения к друг другу.

8. Основной метод: литературоведческий анализ

9. Частные методы:

Чтение про себя

-Чтение вслух

— Беседа

— Характеристика

— Метод похвалы и поощрения

10. Ресурсы урока:

10.1 Дидактическое средство обучения:

10.1.1 Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал

10.1.2 Для учителя: конспект урока, учебник

10.2 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Байгильдиной О.Н. и учителем 2 «Г» класса Камалеевой Дианой Леонидовной.

План урока литературного чтения во 2 «Г» классе

1. Организованное начало урока (1-2 мин)

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

2. Проверка домашнего задания ( 7-8 мин)

2.1 Чтение стихотворений наизусть.

3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (20 мин)

3.1 Подготовка к восприятию (5 минут)

3.1.1 Выставка книг А.С.Пушкина

3.1.2. Беседа

3.2. Первичное восприятие (10 минут)

3.3. Проверка первичного восприятия ( 10 минут)

3.4. Составление цепочки желаний. ( 5 минут)

4. Подведение итогов (5 мин)

4.1 Рефлексия

4.2 Домашнее задание

5. Организованное завершение работы (1 мин)

6. Прощание с детьми

Ход урока литературного чтения во 2 классе

1.Организованное начало урока

1.1 Приветствие

У: Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Алёна Алексеевна. Надеюсь на нашу плодотворную работу сегодня.

1.2Проверка рабочего места

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должен быть учебник, пенал и дневник. Всё отложите на край парты. Тихонько присаживаемся.

2. Проверка домашнего задания.

У:Ребята, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание, выучить стихотворение, даю вам 2 минуты на повторение, после чего, мы приступим к проверке домашнего задания.

Д: (повторяют стихотворения и далее их рассказывают)

У: Молодец, ты хорошо рассказал стих ( анализ и оценивание)

3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (15 мин)

3.1 Подготовка к восприятию

3.1.1.Беседа.

У: Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

Д: с Александром Сергеевичем Пушкиным

У: Какие его сказки вы знайте?

Д: Сказка о царе Салтане, сказка о попе и о работнике его Балте и т.д.

У: Ребята, посмотрите, как много разнообразных книги здесь представлено. Например, в сказке о царе Салтане, рассказывается о родившемся на свет богатыре, который рос не по дням, а по часам, а вот какие события с ним произошли, вы можете узнать, прочитав эту сказку.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с одной из этих сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». Поднимите руки, те, кто знает эту сказку? Значит, вы сегодня будете активными, я очень на это надеюсь.

У: Посмотрев на название сказки, назовите главных героев?

Д: Да. Главными героями сказки являются рыбак и рыбка.

У. Правильно.

У: Ребята, откройте учебники на странице 90. Полистайте и посмотрите, какая сказка длинная, она не написана сплошным текстом, а разделена на несколько частей. Каждая часть имеет новую картину и рассказывает о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

Д: Рассматривают страницы.

3.2 Первичное восприятие ( 9 минут)

Учительница читает полностью всю сказку.

У: Ребята, сейчас я буду читать сказку, вы будете все внимательно следить и слушать.

3.3 Проверка первичного восприятия (10 минут)

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняю слова и выражения.

1) Читаю первый отрывок и задаю вопросы.

У: Где жили старик и старуха?

Д: в ветхой землянке

У: Что такое ветхая землянка?( дом вырытый в земле)

Д: дом вырытый в земле

— Сколько жили старик и старуха в ветхой землянке?

Д: тридцать лет и три года

У: Тридцать лет и три года, это сколько?

Д: 33

У: Сколько раз закинул старик невод в море?

Д: три раза

У: что такое невод? Как вы думайте?( рыболовная сеть)

Д: сеть

-Какое чудо произошло со стариком, когда он ловил рыбу?

Д: старик поймал золотую рыбку

2) У: Читаю, остальные внимательно следят.

Разбор слов по ходу чтения:

Корысть— выгода, польза

Кликать— звать

Пуще— больше

Браниться— ругаться

Задаю вопросы, после прочтения 2 части

-Как отнеслась старуха к рассказу старика о рыбке ?

Д: она отругала его, за то, что он отпустил рыбку и не попросил у неё выкуп.

-Что теперь захотелось старухе?

Д: Новое корыто

3) У: Читаю 3 часть

После прослушивания идёт словарная работа:

Кликать— звать

Забранила— ругала

Корыто— продолговатый сосуд из дерева, предназначенная для стирки

Море разыгралось— стало более шумным, волны стали более частыми и высокими

Раскололось— сломалось

— Как отнеслась к просьбе рыбка?

Д: Она исполнила просьбу старика

4) У: читаю 4 часть

— Что попросила старуха после нового корыта?

Д: Захотелось новую избу.

5) У: я продолжу читать( 5 часть) , а вы внимательно слушайте.

У: читаю. После прочтения задаю вопросы.

У: Ребята, что попросил старик у рыбки

Д: избу

У: Что ответила рыбка, на просьбу старика?

Д: она сказала, что будет у них новая изба

У: Ребята, какая была новая изба? Опишите её

Д: она была с дубовыми тесовыми воротами

У: Что значит тесовые ворота? ( ворота сделанные из тонких досок)

У: Кем захотела стать старуха?

Д: столбовою дворянкой

У: верно

6) Читаю 6-7 часть

У: Выполнила ли рыбка просьбу старика?

Д: да

У: Во что была одета старуха( столбовая дворянка) ?

Д: Она была в соболей душегрейке, в парчовой кичке, с жемчугами на шее, с золотыми перстнями на руках.

У: Куда отправила старуха, служить старика?

Д: на конюшню

У: верно

7) Читаю 8 часть

У: Кем же захотела стать старуха на этот раз?

Д: царицей

У: Что ответил старик на это?

Д: он сказал ей, ты что белены объелась?

У: Что это означает? ( сошла с ума)

8) Читаю 9 часть

У: Что сделал старик?

Д: пошёл к рыбке и сказал ей о желании старухи

У: Что ответила рыбка?

Д: Будет старуха царицей

9) Читаю 10 часть

У: Что значит печатные пряники? (пряник с отпечатанным рисунком)

У: Что сказал народ старику?

Д: Поделом тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани.

У: Это значит не лезь не в своё дело

10) Читаю 11 часть

У: Ребята, кем захотела стать старуха на этот раз?

Д: владычицой морскою

У: Что значит находится на посылках? ( находится в полном подчинении у кого-либо)

11) Читаю 12-12 часть

У: Исполнила ли желание рыбка?

Д: нет

У: ребята, а вы заметили, как начинается и заканчивается сказка?

Д: одинаково

У: верно. Старуха сидит у веткой землянки, а перед нею разбитое корыто

3.4. Составление цепочки желаний ( 5 минут)

У: Ребята, мы видим с вами, что желания старухи с каждым разом становились всё больше и больше.

У: Давайте с вами составим цепочку желаний старухи. По порядку будем перечислять то, что она хотела заполучить.

У: Какое желание было первым ?

Д: Новое корыто

У: Кто согласен поднимите руки. Верно, это корыто.

У: Что же захотела старуха после нового корыта?

Д: Избу

У: Давайте проверим. Правильно. Молодцы

У: Подумаем, что же было потом? Кем захотела стать старуха в первый раз?

Д: Дворянкой

У: Верно, дворянкой!

У: Ваня, кем была старуха после, дворянки?

Д: Царицей

У: Давайте проверим, прав ли Ваня. Верно- царицей.

У: Я думаю, что потом старуха захотела стать владычицой морскою. Ребята, как вы думайте, я права?

Д: Да.

У: А это желание исполнилось?

Д: нет

У: Вот такая цепочка желаний у нас получилась.

4. Подведение итогов ( 5 мин)

4.1 Рефлексия

У: Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? И кто его автор?

Д: Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин.

У:Какие главные герои сказки?

Д: Старик-рыбак и золотая рыбка.

У: Дайте характеристику старухе и старику

Д: Старуха: злая, упрямая. Старик: добрый, наивный.

У: кем хотела стать старуха?

Д: хотела стать дворянкой, царицей и владычицой морскою

У: Верно.

4.2 Задание на дом.

У: Домашнее задание, нарисовать любого героя данной сказки.

У: Каких героев вы можете нарисовать?

Д: Старика, рыбку, старуху.

У: Да. Думаю, у вас получаться красивые рисунки

5. Организованное завершение работы (1 мин)

6. Прощание с детьми

У: До свидания!

У: До свидания!

  • План сказки по колено ноги в золоте 4 класс литературное чтение
  • План сказки падчерица гульбика
  • План сказки петушок золотой гребешок
  • План сказки ошибки рип 4 класс
  • План сказки о твердом орехе