Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «По щучьему веленью» и их характеристика
- Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось.
- Царь, не очень умный, не понял сразу, как Емелю использовать, и что такой зять точно в хозяйстве пригодится.
- Марья-царевна, влюбилась в Емелю по щучьему веленью, но видимо понимала, что тот не красавец. Девушка здравомыслящая и практичная.
- Щука, волшебное существо.
План пересказа сказки «По щучьему веленью»
- Емеля-дурачок
- Прорубь и щука
- Ведра идут сами
- Дрова рубятся сами
- Сани едут сами
- Город и дубинка
- Офицер
- Вельможа и красный кафтан
- Влюбленная царевна
- Бочка в море
- Дворец на берегу
- Свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «По щучьему веленью» для читательского дневника в 6 предложений
- Жил ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала все его желания выполнять
- Нарубил Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился
- Узнал про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на печи приехал.
- Удивлялся царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.
- Царевна влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в море выпустили.
- Вышел Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь упрашивал его на Марье-царевне жениться.
Главная мысль сказки «По щучьему веленью»
Иногда ничего самому делать не нужно, все само сложится наилучшим образом.
Чему учит сказка «По щучьему веленью»
Можно сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само получится. Но это не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал, что его будут бить и позаботился о дубинке.
Отзыв на сказку «По щучьему веленью»
Это скорее веселая сказка, почти небылица, в которой главный герой — лодырь и лентяй. Однако он отпустил щуку и та стала ему помогать. А в результате Емеля стал царевичем, женившись на Марье-царевне. Читать эту сказку интересно, сюжет динамичный. со множеством смешных моментов.
Пословицы к сказке «По щучьему веленью»
Ему лень лениться. а не только шевелиться.
Одна удача идет, другую ведет.
Случай надо ловить за волосы — ускользнет, не поймаешь.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «По щучьему веленью»
Было у старика и старухи три сына. Старшие сыновья работящие, а младший Емеля все на печи лежал, да ничего не делал.
Вот поехали старшие сыновья на базар, а невестки просят Емелю за водой сходить. А Емеле неохота. Тогда посулили невестки подарков из города привезти. Пошел Емеля на прорубь за водой. Воды ведрами зачерпнул, да видит в воде щука плавает. Изловчился Емеля, ухватил щуку, на уху пустить хочет.
А щука человеческим голосом обещает Емеле все желания исполнить. Надо лишь слова заветные сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Пожелал Емеля, чтобы ведра сами в дом пошли, ведра и отправились. Народ удивляется. Отпустил Емеля щуку, домой вернулся, на печи лежит.
Попросили невестки дров нарубить. Сказал Емеля слова заветные, топор сам дрова нарубил, а те в поленья уложились. Сказали невестки в лес за дровами ехать, Емеля вышел сел в сани, а все смеются — дурак, мол, без коня ехать хочет.
А Емеля сказал свои слова и сани сами в лес поехали. Да через город, народу много подавили, все Емелю ругали.
Приехали сани в лес, Емеля опять слова сказал, топор дров нарубил, да дубинку большую вырубил.
Обратно через город едет Емеля, вытащили его, бить хотели. А Емеля свои слова сказал, и дубинка всем бока наломала.
Узнал о том царь, офицера послал. офицер приказывает Емеле ко дворцу явиться, а Емеле неохота. Офицер Емелю ударил, а тот слова сказал и дубинка офицера отделала.
Удивился царь. Вельможу послал. Тот Емелю черносливом, изюмом угощает, кафтан красный обещает, согласился Емеля к царю идти.
Приказал печке, та его к царю и увезла. Удивляется царь этому чуду, а Емеля Марью-царевну увидал и приказал, чтобы она в него влюбилась. А сам домой уехал.
Плачет Марья-царевна, Емелю любит. Осерчал царь, послал вельможу. Тот Емелю подпоил, связал и к царю доставил. Царь Емелю и Марью-царевну в бочку приказал посадить, засмолил и в море выпустил.
Узнал Емеля, что он в бочке с царевной сидит. Приказал бочке на берег выплыть. Вышли Емеля и Марья на берег. Стала Марья просить дворец построить. Построил Емеля дворец. Попросила Марья, чтобы Емеля красавцем стал — стал Емеля красавцем.
Тут царь узнал про дворец и рассердился, что тот на его земле построили. Пришел в гости, спрашивает, кто такие.
А Емеля и говорит: «Помнишь Емелю-дурачка. Так вот я это и захочу все царство твое разорю.»
Испугался царь, попросил Емелю на Марье-царевне жениться. Поженились молодые и стали жить счастливо.
Признаки волшебной сказки в сказке «По щучьему веленью»
- Волшебный помощник — Щука, исполняющая желания.
Рисунки и иллюстрации к сказке «По щучьему веленью»
Действующие лица:
Емеля
Царевна
Царь
Братья
Воевода
Няньки
Щука
Ведра
Скоморохи
Слуга
Домовой
Стража
Мерседес
Птицы
Березы
Хор
Сцена 1.
Деревенская изба. Печь. На печи Емеля.
Хор:
Как в нашей стороне
Известен всей земле
Емелюшка на печке валяется.
И всяк ему твердит
И строго говорит;
«Тебя работа ждет-дожидается.»
Емеля сперва почешет нос
И скажет:
Емеля:
На улице мороз
И работать при таком морозе
Может только паровоз.
Появляются братья.
1-й брат: Ну что, Емеля, мы в город едем, тебя на хозяйстве оставляем. Дом прибери, печь натопи да воды наноси.
Емеля: Да вы что, братья! Мне с такой кучей работы вовек не управиться. Да и не мужское это дело -дом мести да печь топить.
2-й брат: Ой! Ну хоть воды-то принести ты можешь?
Емеля: А что мне за это будет?
1-й брат: Мы тебе гостинец из города привезем.
Емеля: А какой?
2-й брат: А смотря сколько воды принесешь.
Емеля: Ну …(показывает руками чуть-чуть) Вот столько.
1-й брат: Вот тебе и подарок такой же будет.
Емеля: Да? Ну тогда я ведра два принесу.
2-й брат: Молодец, Емеля. Жди нас с гостинцем.
Братья уходят. Емеля нехотя слезает с печи. Поет.
Емеля:
Кабы сам топор рубил, а пила пилила,
По дрова не надо бы в лес нам ездить было.
Кабы ведра в горочку сами побежали,
Быстро в дом они воды нам бы натаскали.
Одевается. Идет к колодцу. Черпает воду.
Емеля: О, щука!
Голос: Отпусти меня, Емеля.
Емеля: Это кто тут со мной разговаривает?
Голос: Это я, щука.
Емеля: Первый раз вижу, то есть слышу, чтобы рыба говорила человеческим голосом.
Голос: Дак ведь я не простая щука, волшебная. Отпусти меня — я тебе пригожусь.
Емеля: Конечно, пригодишься: уха из тебя знатная получится.
Голос: Ох Емеля-Емеля,.. Говорю: я тебе: пригожусь. Я ж твое любое желание исполнить могу.
Емеля: Да ну…
Голос: Вот тебе и ну!
Емеля: А ты не обманешь?
Голос: Ну что ты! Мое ж слово, оно волшебное.
Емеля: Волшебное-то волшебное, а все равно боязно.
Голос: А ты загадай что-нибудь, скажи: «По щучьему велению, по моему хотению…», и все исполнится.
Емеля: И все? Не может быть.
Голос:- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
Голос: Ну что, опустишь?
Емеля: Куда ж деваться? Придется отпустить. Живи-поживай, да в ведро больше не попадай. (Выпускает Щуку.) Что ж, остался я без ухи. Да ладно, пора домой. Ох, ведра и тяжелы… Да что же это я? Ну-ка попробую. По щучьему велению, по моему хотению, ступайте ведра домой сами.
Ведра подскакивают. Танец ведер.
Сцена 2.
Хор:
У нас царевна есть,
И слез у ней не счесть.
Она весь день слезьми заливается.
И всякий ей твердит
И строго говорит:
«Не плачь, не плачь, Маруся-красавица.»
Маруся все время слезы льет,
От грусти она весь день ревет.
Кап-кап-кап, из ясных глаз Маруси
Капают слезы на платок.
Дворец. Царь, царевна, придворные. Танец.
Царь:
Ах, царевночка моя ты несчастная,
Состояние твое ну ужасное.
Я заботами тебя охвачу.
Царевна: Ничего я не хочу.
Царь:Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька яйцо диетическое.
Или, может, обратимся к врачу?
Царевна: Ничего я не хочу. (Плачет.)
Царь: Ну что с тобой, доченька?
Царевна: Ой, скучно мне.
Царь: А ты займись чем-нибудь.
Царевна: Чем?
Царь: Ну, почитай.
Царевна: Читала уже.
Царь: И что?
Царевна: Скучно.
Царь: А ты погуляй сходи.
Царевна: Гуляла. Тоже скучно.
Царь: А давай скоморохов позовем.
Царевна: Ну давай.
Воевода: Скоморохи к царю. (Приходят Скоморохи).
1-й скоморох: Вы нас звали?
2-й скоморох: Мы пришли.
1-й скоморох: Насмешить мы вас должны?
2-й скоморох: Я Иван,
2-й скоморох: И я Иван.
1-й скоморох: Принесли рекламу вам.
2-й скоморох: Собирайся, народ!
1-й скоморох: Сейчас реклама пойдет. (Показывают рекламу).
Царевна: Эта реклама ваша по телевизору надоела. Да и вы тоже… (Плачет.)
Царь: Мамки-няньки, да уймите вы ее! (Выбегают няньки. Окружают царевну.)
Царевна: Ну что размахались? Мне теперь холодно. Холодно. (Няньки приносят шубы, одеяла, укрывают Царевну.) Ага, а теперь мне жарко, ужасно жарко. (Ее раскрывают, обмахивают.) Ну вот, а теперь мне опять холодно, заморозили совсем. Холодно. (Опять укрывают.) А-а-а, опять жарко, так жарко, что сил нет. Хочу мороженого. (Приносят мороженое.) Не такое! Хочу черное!
Все: Какое?
Царевна: Черное
Нянька: Ваше величество!
Царь: Раз царевна хочет, значит достать! (Няньки убегают. Приносят мороженое.)
Царевна: Что это?
Нянька: Мороженое.
Царевна: Оно же черное.
Нянька: Ну да! Черное. Как Вы просили.
Царевна: Я? Да вы что, издеваетесь? А? (Плачет.)
Царь: Мамки-няньки, уймите вы ее! Нет сил моих больше! (Царевну уводят.) Воевода, что делать будем?
Воевода: Сложно сказать, ваше величество. Можно указ издать.
Царь: Указ? А что? Это мысль. Пиши.
«Царский указ. Я, Царь заповедного царства, тридесятого государства, всякому, кто развеселит царевну, жалую полцарства, руку царевны и… что бы пожаловать для ровного счета? А, шубу с царского плеча.» Ну, как ты думаешь, подействует?
Воевода: Я думаю, очень даже подействует.
Царь: Ну, я теперь пойду, а ты распорядись.
Воевода: Меня это все не устраивает! Я как всегда остался не у дел! Руку царевны, полцарства проходимцу какому-то! А я? Сейчас мы тут все исправим! Полцарства – мне, руку царевны – тоже мне! Ну а шубейку пусть кто-нибудь поносит, мы не обидимся. А теперь надо найти, на кого эту шубейку надеть, чтобы все остальное мне досталось! (Вбегает слуга.)
Слуга: Ваша светлость! Какая новость! Объявился у нас чудак один, у него ведра с реки сами ходят! Ногами! Что делать с ним?
Воевода: Вот и наш клиент. Что делать, что делать? Беречь таких людей надо, во дворец пригласить, но сначала все разузнать и разведать нужно, а то мало ли что бабы болтают. Сам разведаю! Стража!!!(Появляется стража.) За мной! (Уходят.)
Сцена 3.
Изба. На печи лежит Емеля, напевает. Входит Воевода со стражей.
Воевода: По приказу царя велено тебе, Емеля, собираться и во весь дух лететь во дворец.
Емеля: Че? По чьему приказу? Да че я там не видел?
Воевода: Должен ты развеселить царскую дочку, за это ты получишь в награду шубу с царского плеча.
Емеля: А на что она мне? На печи и без шубы тепло.
Воевода: Да ты что? То ж с царского плеча!
Емеля: А она что от этого теплее становится?
Воевода: Ох, Емеля, Емеля, сам не ведаешь, что говоришь! Да я тебя за такие крамольные речи велю дубинкой отходить.
Емеля: А себе бока намять не хочешь??? Ну-ка! По щучьему велению, по моему хотению, потанцуй, дубинка, по Воеводиным бокам!
Воевода: Пощади меня, Емелюшка! Прости! Давай поговорим!
Емеля: Дубинка, довольно! Ну, Воевода, что ты хотел мне сказать?
Воевода: Емелюшка, ступай во дворец! Нет жизни: утром слезы, днем слезы, вечером слезы! Стены от сырости плесенью покрылись! Помоги, всем миром просим! Царь не только шубу, но и дочку свою за тебя выдаст и полцарства даст в придачу!
Емеля: Да ну! На что мне царевна в жены? Она же толком делать ничего не умеет: ни убираться, ни готовить. Хотя на дворец посмотреть я не прочь, да еще и на заплесневелый.
Воевода: Ну и хорошо, ну и славно! Слезай с печи, собирайся!
Емеля: Нет, я без печи никуда. Ты посторонись, а то зашибу. По щучьему велению, по моему хотению, ступай печь в царский дворец! (Появляется Домовой.)
Домовой: Еще чего!
Емеля: А ты кто такой?
Домовой: Я домовой, живу за трубой, чего тебе надобно, Емеля?
Емеля: Хочу на печи в царский дворец отправиться!
Домовой: Это по чьему же велению?
Емеля: По щучьему…
Домовой: По щучьему? Ну, тогда ладно… Эх, прокачу! (Уезжают.)
Сцена 4.
Царский дворец. Емеля на печи.
Емеля: вот жто да, красота-то какая! И плесени нигде не видно. Обманул Воевода проклятый! Ух я ему!!! (Входит Царевна. Кричит, прыгает на трон.) Кого испугалась, красная девица?
Царевна: Ее!
Емеля: Чего?
Царевна: Ее.
Емеля: Дак это ж печка. Ты что никогда печки не видела?
Царевна: Нет, никогда. А зачем она нужна?
Емеля: В мороз греться, пироги печь, хочешь — угощу?
Царевна: Хочу… Только я тебя тоже боюсь.
Емеля: А чего меня бояться? Я Емеля, приехал во дворец Царевну веселить, только ее не видно.
Царевна: Да? А если это я?
Емеля: Да ну. Она, говорят, плакса страшная, а ты вон, сколько с тобой говорю — ни слезинки не проронила. Да это никак и вправду ты? Ну тогда прости, ежели обидел.
Царевна: Да я как эту твою… печку увидела, так заплакать-то и забыла. А как ты меня веселить собирался?
Емеля: Ой, а я как-то об этом не подумал… Незадача… А хочешь, я тебе ведра танцующие подарю?
Царевна: Мне? Ведра? А на что они мне?
Емеля: А правда, на что? А просто так, для веселья!
Царевна: Для веселья? Хочу, очень хочу!
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению, станцуйте ведра Царевне плясовую.(Ведра танцуют.)
Царевна: Ой, хорошо-то как! Мне так весело никогда не было! Ой, идет кто-то!
Емеля: А давай убежим отсюда?
Царевна: Да как же, убежишь отсюда! А как бы мне хотелось бы на мир взглянуть…
Емеля: Такты что, из дворца никогда не выходила?
Царевна: Никогда-никогда.
Емеля: Ну тогда держись за меня. По щучьему велению, по моему хотению, пусть мы сейчас же очутимся в лесу.
Сцена 5.
Лес. Ручей. Танец.
Царевна: Ой, красота-то какая! Только пусто как-то.
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению, пусть появятся здесь птицы красоты неописуемой… (Танец птиц.)
Царевна: Как бы хотелось мне остаться здесь навсегда. Вот бы жить здесь.
Емеля: Но дворец здесь и поставить негде.
Царевна: А нам дворец и не нужен. Он мне вот как надоел.
Емеля: Ну, Царевна, удивила ты меня. Я тебя совсем другой представлял. А дом-то я мигом поставлю.
Царевна: По щучьему велению?
Емеля: Нет, дом я сам построю!
Царевна: А сможешь ли?
Емеля: Не смогу-люди помогут!!! Правда?
Все выходят на сцену.
Хор:Настал прощанья час,
Закончен наш рассказ,
Добром все в сказке нашей кончается.
Умней Емеля стал,
Лениться перестал,
Без Щуки у него все получается.
Маруся от грусти слез не льет,
Как гусли душа ее поет,
И теперь с Емелей в новом доме
Радостно и весело живет. Конец
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка По щучьему велению
В одной деревне жил старичок и было у него два умных сына, а самый младший по имени Емеля-дурачок. Братья работают целыми днями, стараются для дома, а Емеля целыми днями на печке полеживает и бездельничает.
Как-то раз отправились братья на рынок, чтобы товар закупить разный. Вот они и говорят младшенькому брату, чтобы тот слушался их жен, а взамен этого купят ему кафтан красного цвета. Когда они уехали, то невестки отправили Емелю за водой. Пришел парень на речку, зачерпнул ведро воды, смотрит, а там бултыхается щука. Обрадовался юноша такой добыче и захотел даже уху из рыбы сварить дома. Но только щука вдруг по — человечески с ним заговорила и попросила его о пощаде. А взамен свободы обещала, что счастье у него будет во всех его делах.
Согласился Емеля и попросил, чтобы ведра сами домой пошли. Так и произошло. Удивились невестки такому чуду. На следующий день отправили они его в лес по дрова. Попросил он по щучьему велению, чтобы сани сами до леса покатились. Народ как увидели это, так и бросились его догонять, но так и не поймали. В лесу дрова сами стали рубиться , в телегу сложились и снова сани домой покатились сами. Жители вновь хотели Емелю поймать, только дубинка, подобранная им, всех поколотила.
Об этом странном деле узнал государь и велел привести парня во дворец. Отправил он солдата вначале, но тот не смог доставить Емелю, так как был поколочен дубинкой. В другой раз пришел за юношей боярин, и хитростью выманил его из дома. А молодой человек решил на печи до дворца доехать. Как увидел это царь, то сильно удивился таким чудесам. А Емеля увидел в окне светелки царскую дочь и влюбился в нее, и наколдовал так, что она тоже его полюбила. И попросила девушка батюшку своего разрешения на брак с этим юношей. Но, царь посадил их в бочку, и отправил в море. Очутились они на необитаемом острове. Благодаря чудесам Емеля воздвиг красивый дворец, где они с царевной и стали жить. А царь, проплывая мимо этих берегов, решил поинтересоваться, кто же там живет. И когда он узнал у юноши, что это тот молодой человек, которого он хотел погубить, то попросил у него прощения. Емеля простил царя, обвенчался на его дочери и зажил счастливо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание сказки
Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Сюжет в сокращении
В одной деревушке жил старик, и было у него три сына: два умных, а третий — дурачок. Отец умер, и братьям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Старшие сыновья женились и стали каждый день трудиться на полях. А Емеля лежал на теплой печке и вел пассивный образ жизни. Никакой работы ему делать не приходилось, и к этому уже все привыкли.
Однажды братья уехали торговать собранным урожаем, а младшего лежебоку с невестками оставили дома заниматься хозяйством. За это Емеле пообещали привезти с ярмарки красный кафтан. Пришлось ему в один из морозных дней по просьбам невесток отправиться за водой.
Набрав целое ведро, увидел парень в проруби щуку и поймал ее. Щука человеческим языком попросила отпустить ее, а взамен пообещала исполнить любое желание. Довольный юноша попросил, чтобы ведра сами в дом пошли. Все так и произошло. Удивлённые невестки на следующее утро отправили парня дров нарубить. Емеля произнес волшебную фразу: «По щучьему велению, по моему хотению» — и сани сами без лошадей поехали в лес.
Как люди ни пытались поймать чудака, ничего у них не вышло. В лесу дрова сами рубились и складывались в телегу. На обратном пути толпа снова предприняла попытки поймать парня, но дубинки спасли Емелю от обидчиков, и он спокойно добрался до дома.
По приказу короля воевода хотел забрать дурачка и отвезти Его Величеству. Но у него ничего вышло. Рассердился король и пригрозил офицеру: если не доставит к нему парня, то лишится головы. Отправился боярин к юноше и хитростью выманил его из дома. Решил Емеля к королю на печке своей ехать. Увидя в окне принцессу, он наколдовал, чтобы она в него влюбилась.
Когда Емеля покинул дворец, королевская дочь стала уговаривать отца выдать ее замуж за чудака. Но царь решает посадить обоих в бочку и сбросить в море. Проснувшись в заточении, хлопец произнес волшебную фразу, и море выкинуло бочку на берег. Сосуд рассыпался, и молодые оказались на красивом полуострове.
Емеля построил роскошный дворец и хрустальный мост до королевского замка. А сам дурачок превратился в умного и красивого молодца. По приглашению приехал король и не узнал главного героя. Сам правитель дал согласие на брак молодых. Закончилась сказка тем, что царь попросил у Емели прощения за свою жестокость по отношению к нему.
В обычном волшебном сюжете русской сказки заложена мудрость и глубина народной мысли. Ее можно читать не только детям, но и взрослым. Для описания краткого содержания сказки «По щучьему велению» необходимо составить план пересказа:
- Жизнь братьев.
- Емеля поймал щуку.
- Первые желания.
- Похождения Емели в городе.
- Как вельможа хотел доставить лентяя к царю.
- Хитрость офицера.
- Любовь.
- Как царь обманул Емелю.
- Чудесное спасение влюбленных.
- Новая жизнь.
- Извинения царя.
Не стоит останавливаться на прочтении аннотации. Сказка про Емелю в кратко изложенном содержании поможет не только ознакомиться с главными героями и их поступками, но и понять основную мысль повествования.
Анализ сказки По щучьему веленью
Юмористическая сказка о лентяе и дураке Емеле, который, может, и не был вовсе дураком и лентяем, наталкивает на философские размышления: как достается благополучие и счастье. Упорным трудом? Умом? Везением? Стечением обстоятельств? Согласитесь, не лишен дурак Емеля здравого рассудка. На свое счастье, герой «поймал удачу (в нашем случае щуку) за хвост». Ну кто не мечтает о таком подарке судьбы? Ну а дальше дурак действовал вполне логично. Не работал, но и не заставлял других работать вместо себя. Никого не обманывая, не обижая, он нашел способ получать желаемое: жизненные блага, комфорт, красавицу-царевну. Главная мысль сказки – каждый человек – кузнец своего счастья. Сказка По щучьему веленью учит мечтать, верить и добиваться успеха.
Герои и их характеристика
Сказка о парне, который все время лежал на печи, а потом взял в жены царскую дочь, —воображение народного творчества. Автор этого сказания остался неизвестным. На момент первого издания уже имелось 3 разных варианта произведения. В самой популярной версии фигурируют 4 героя:
- Емеля.
- Щука.
- Царь.
- Марья-царевна.
Главным персонажем произведения является Емеля. Характеристика этого героя сказки «По щучьему велению» противоречива. Его не относят к отрицательному лицу, но и не считают классическим положительным образом. Он простодушный, ленивый, ведомый и смекалистый парень.
Емеля родился в семье обычного крестьянина и был младшим сыном. Старшие братья много трудились для того, чтобы обеспечить свои семьи. А Емеля совсем не вставал с печи и вел себя, как ребенок. Но ему в жизни повезло больше, чем старшим братьям. Он поймал волшебную рыбу и обеспечил себе беззаботную жизнь.
Главный герой не был жестоким. Он не стал мучить бедную щуку, а отпустил ее в воду. В знак благодарности она сообщила рыбаку заветные слова, которые помогли лежебоке исполнять все желания. В славянской мифологии образ щуки символизирует благополучие и удачу. Двух героев связывает между собой целый мир эмоций. Емеля — человек с сильным эмоциональным фоном, и говорящая щука, которая является представителем водной стихии. А вода — символ чувствительности.
Другие персонажи сказки старались скрыть свои эмоции. Так, царь был человеком хорошим, но умственным потенциалом не отличался. Не сразу в его голову пришла мысль о том, как использовать одаренного парня. Но он точно знал, что такой зять в хозяйстве определенно может пригодиться. Как отец он повел себя бессердечно и жестоко по отношению к дочке. Ведь Емеля был совсем некрасивым молодым человеком.
Марья-царевна по-настоящему влюбилась в главного героя из сказки «По щучьему веленью». Она как натура романтическая назло отцу сбежала с любимым. Царская дочь была красивой барышней и в будущем стала верной женой.
Сочинение на тему моя любимая сказка по щучьему велению
Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то — сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку. На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!» По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, — говорит, — с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал. Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!» Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести — твой это ребёнок?» — «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море. Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод?» — «Знаю!» — отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!» Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец — чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!» Только вымолвил — явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, — говорит царевна, — только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». — «Подожди, будет и птица!» — отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень — у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь — плывут по воде двенадцать уток и селезень — одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый. Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!» Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» — «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать — и сам не ведаю ». — «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна — такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!» Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство. Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених — сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». — «А мне откажешь — я разорю!» — «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». — «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять». Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову. Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери. Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать! Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать». Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» — «Что ты взводишь напраслину? — отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. — Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» — «Хорошо, я согласен!» — сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка — одно перо золотое, другое серебряное. Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать — у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала — того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват». Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать.
Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.
Тема: Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой «По-щучьему веленью»; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.
Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: карточки с текстом, мультфильмы https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Речевая разминка
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
— С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? («Белая уточка»)
— Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.
-
в сказке есть зачин
-
сказочные герои (ведьма)
-
есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)
-
троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)
-
есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)
2) Постановка цели и задач урока.
— Отгадайте загадку.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется …
По щучьему велению.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой — «По щучьему веленью».
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр мультфильмов
https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo
Чтение сказки учителем.
— » По щучьему веленью», удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. » Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : «По щучьему веленью, по моему хотенью», — я все твои желания исполню». Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание — превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!
4) Первичная проверка понимания.
А теперь выполним задание, под названием «Найди в тексте».
-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:
1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?
2) Как Емеля поймал щуку?
3)Первые слова щуки Емеле?
4)Желания Емели.
5)Слезы Марии о Емели.
6)Емеля и Марья в бочке.
7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.
8)Царь у молодца Емели.
9)Чем кончается сказка?
5) Первичное закрепление.
-Сказка — ложь, да в ней намек.
Какой же смысл сказки?
Ложь этой сказки такова:
Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Знать не хотел только то, что важно для братьев и невесток, (зачем оно ему надо), но Емеля хорошо знал, что он желает, к чему стремиться, иначе не случился бы пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. … И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие были затруднения?
-Над чем вам нужно поработать?
-Оцените свою работу. Закончите предложения:
-сегодня я узнал…
-было трудно…
-я понял, что…
-я научился…
«По дорогам сказок» — викторина.
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой. Мы предлагаем поучаствовать в викторине, в которой вспомните героев сказок.
Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
Заклинания
- Вызвать Сивку-бурку.
«Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Встань передо мной.
Как лист перед травой»
- Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами.
«Симсим, открой дверь!»
- Сварить кашу в волшебном горшочке.
«Раз, два, три, горшочек, вари» (Бр. Гримм)
- Остановить горшочек 1,2,3- больше не вари!
- Исполнить повеление волшебной щуки.
«По щучьему велению, по моему хотению»
- Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)
«Бюро находок».
Вам нужно назвать сказочных героев, потерявших свои вещи.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди» Горошину –«Принцесса»
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).
2. Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).
Кто быстрее узнает сказку?
-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)
-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)
-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)
-Несет меня лиса за темные леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)
-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)
-Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка расстаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня. (« Лиса и заяц»)
Всё о девочках, девицах и женщинах…
Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)
Девочка, которую звали так же как и ее головной убор.
(Красная Шапочка из одноименной сказки)
Женщина с костяной ногой.
(Баба Яга из русских народных сказок)
Девушка, которая по воле случая стала жить у Морозки?
(Настенька из сказки «Морозко»)
Девочка, которая искала своего друга далеко на Севере?
(Герда из сказки «Снежная королева»)
Как звали героиню, чья кожа сгорела в огне?
Девушка, которая уснула, когда откусила наливное яблочко?
(Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Как зовут девицу, у которой во лбу звезда горит?
(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане….»)
Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)
Как звали девочку, которая пожелала, чтобы мальчик с больной ногой был здоров?
(Женя из сказки «Цветик-семицветик»)
Какой девушке пришлось сплести 11 рубашек из крапивы?
(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
От кого убежала вся посуда?
Как звали девочку, лучший друг которой был песик Тотошка?
(Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
Девочка, которая учила деревянного мальчишку хорошим манерам?
(Мальвина)
Вы справились с вопросами викторины. Хорошо знаете сказки. До новых встреч!