План сказки петушок золотой гребешок

сказка о золотом петушке последняя из стихотворных сказок а.с. пушкина .александр сергеевич пушкин автор знакомой из детства сказки

«Сказка о золотом петушке» – последняя из стихотворных сказок А.С. Пушкина .

Александр Сергеевич Пушкин – автор знакомой из детства сказки о волшебном петушке, заимствовал ее сюжет из новеллы «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга. Это открытие сделала поэтессе А.А. Ахматова в своей литературоведческой работе «Последняя сказка Пушкина». Хотя до сих пор есть литературные критики и историки литературы, которые утверждают, что сюжет для своей сказки Пушкин придумал сам.

Анализ сказки Пушкина о золотом петушке

Элемент народных песен, былин и сказок пронизывал всю творческую жизнь А. С. Пушкина. Народная поэзия окружала гениального поэта с детства. В течение 20 лет он занимался разработкой и написанием различных сказочных сюжетов.

Пушкинские сказки – это не пассивный рассказ, не просто веселые приключения героев с интригующей любовью, а также освещение в тексте социальных вопросов. От народных сказок произведения Александра Пушкина отличаются, прежде всего, поэтикой и досконально проработанной сюжетной линией. Все они написаны в стихотворной, легко запоминающейся форме на подлинном народном языке.

А. С. Пушкин, подобно сказочникам, разнообразит сюжеты, добавляя новых вымышленных героев, заимствуя что-то из русского и зарубежного фольклора, создает новую русскую сказку, но сохраняет ее национальные особенности. Ничего подобного до него не было написано. Почти все сказки, которые взрослые знают с детства, и возвращаются к ним снова, когда вырастают их собственные дети и внуки, — это сказки Пушкина.

Пословицы и поговорки из сказок Пушкина

А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:

Сказка о рыбаке и рыбке

  • Дурачина ты, простофиля!
  • Поделом тебе, старый невежа.
  • Чего тебе надобно, старче?
  • Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане

«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:

  • Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
  • Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
  • Кабы я была царица.
  • Растет ребенок … не по дням, а по часам.

Сказка о попе и работнике его Балде:

  • Ест за четверых, работает за семерых.
  • Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Аннотация к сказке

И все-таки о чем же сказка? Как правдива история о царе Дадоне и как актуальна она для современности. В сказке изображена фантасмагорическая картина — гибель сказочной страны, исчезновение царской династии. Пушкин-провидец еще в 1834 году описал историческое крушение Российской империи. В конце этой сказочной истории лишь груды трупов, над которыми летает ворона. Сказка содержит совет и урок для тех, кто выжил:

  1. не позволяй разжигать войну, особенно братоубийственную.
  2. держи свои обещания, иначе будешь жестоко наказан.

Сказка о золотом петушке краткое содержание

Храбрый и хитрый царь Дадон в молодости был задирист и не щадил соседей. Он никого не жалел, вел агрессивные войны. Повзрослев, постарев, правитель устал и жаждал покоя. Но не тут-то было. Соседи, почуяв слабость государственного правления, стали нападать на ослабевшую страну. Старый государь не знал, как защитить свою державу от вражеских набегов.

Поэтому решил прибегнуть к волшебству. Для чего старый правитель обращается за помощью к астрологу-звездочёту. Этот шаг, как выяснилось позже, окажется роковым, как для царя, так и для волшебника.

Сначала все пошло хорошо. Царь Дадон получил от звездочета в подарок волшебного золотого петушка. При этом загадочный астролог платы за диковинную птицу не взял, а попросил исполнить лишь одно желание, которое озвучит позже. Эта птица обладала уникальной способностью, она могла заранее предупреждать о возможных проблемах и неприятностях. Лишь только кто-нибудь из врагов задумает нарушить границу дадонового государства, птица почувствует беду и предупредит о ней. Петушок тут же встрепенётся и, повернувшись в нужном направлении, громко сообщает жителям «мирно дремлющей» страны, откуда идут неприятности. Таким образом, стареющий монарх вовремя мог сориентироваться и выслать свое войско в нужном направлении для защиты границ государства, предупредив внешнее нападение врагов.

Но внезапно опять начались проблемы. Сначала уезжает старший сын с дружиною на войну. Затем младший. Однако предчувствие беды не оставляет петушка в покое. Он опять оповещает жителей государства, о приближении врага. Теперь сам царь вынужден отправиться в поход.

И что он видит после нескольких дней пути? Поле брани, погибшую дружину, мертвых сыновей. Причем сыновья погибли, сражаясь между собой. А посредине поля битвы стоит загадочный шатер. Царь подходит к нему, полог откидывается, и из шатра выходит распрекрасная дева. Увидев шамаханскую царицу, престарелый государь тут же забывает о своем горе, о погибших сыновьях и влюбляется в загадочную девицу.

В конце концов, после любовных утех, царь возвращается домой вместе с шамаханской царицей. Он вновь чувствует себя молодым. Он влюблен и счастлив. Однако неожиданно появляется волшебный звездочет и требует платы за золотого петушка. В награду он хочет получить раскрасавицу царицу. Царь рассержен и в порыве гнева убивает волшебника. В ответ на это золотой петушок слетает со своего насиженного места, подлетает к царю и клюет Дадона в темя, чем убивает престарелого правителя. При этом легкомысленная девица царица сама бесследно исчезает.

Пословицы к сказке «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)

***

Сказка о золотом петушке принадлежит перу великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Это написанный в новаторской для современников автора, очень живой, красочный, проникнутый глубоким смыслом и символизмом текст. Вышедшее в свет как сказка для детей, сегодня это произведение – скорее, притча для тех редких взрослых, кто не только продолжает читать классику, но и хорошо воспринимает и разумеет поэзию. Потому как современному читателю, воспитанному на произведениях массовой культуры, стиль Пушкина, в большинстве своём, покажется излишне вычурным, неспешным и малопонятным.

Но, в нижеследующей статье сказка будет выглядеть гораздо проще и понятнее. А украшение пересказа пословицами сделает его ещё красочнее и точнее.

Итак, начнём.

В общем, жил-был в тридесятом царстве славный царь Дадон. По молодости царь-государь любил показать соседям, кто на территории хозяин да у кого войско сильнее. Сильно натерпелись от царя-забияки соседние государства. Как говорят украинцы: «Кому война – верёвка, а кому – дойная коровка». Но, увы, всему в этом мире однажды приходит конец. Пришёл конец и дадоновому тщеславию: как царь постарел и захотелось ему покоя.

Но не тут-то было! Соседи быстренько всё поняли и дружною толпою накинулись на царство постаревшего завоевателя. Как говаривают в Мордовии, «Где справедливость, там и правда». Царю пришлось непомерно увеличить своё и так большое войско. Военачальники, вроде бы, работали отлично, слаженно, врагов стабильно побеждали, – но перед поражением агрессоры, всё же, успевали нанести большой вред дадоновым землям и подданным. Да и армия, какая бы она большая ни была, иногда не успевала вовремя реагировать на все акты агрессии соседей. Старый правитель очень переживал по этому поводу: часто мучился бессонницей, а иногда даже плакал.

Совершенно впав в отчаяние, Дадон решил обратиться за помощью к известному «мудрецу, звездочёту и скопцу». Несчастный царь послал к этому человеку «гонца с поклоном». Как говорится у кумыков, «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдёт».

Мудрец, естественно, приехал. Представши пред государевы очи, он показал Дадону золотого механического петушка. И велел этого самого петушка посадить на спицу на крыше самого высокого здания царства. Работал этот механический сторож таким образом: если на земли Дадона никто не нападал, то петушок сидел смирно, а если с какой-то стороны царю следовало ожидать нападения, набега или ещё какой беды, то птица кричала и оборачивалась в направлении неприятеля или опасности.

Дадон, понятное дело, «растаял». Думал, все его проблемы решатся разом. Русские в таких случаях говорят: «До лысины дожил, а ума не нажил». И, будучи очень глубоко благодарным мудрецу, сначала посулил тому горы золота. Звездочёт отказался. Дадон ответил: раз так, значит, я исполню первое, что ты у меня попросишь. На это мудрец с радостью согласился.

Петушка посадили на спицу и он, так сказать, приступил к несению службы. Справлялась механическая птичка на отлично. Если кто где через дадонову границу с недобрыми намерениями переходил, петушок тут же оборачивался в то место, хлопал крыльями и кричал: «Кукареку! Царствуй, лежа на боку!» По прошествии времени даже неугомонные соседи, все как один, присмирели – снова стали опасаться пожилого завоевателя. А Дадон с радостью зажил спокойной жизнью.

Прошло несколько лет. Петушок ни разу не пошевелился. Как вдруг… Очень рано утром птица закричала, обратившись в сторону востока. Поначалу народ впал в панику, но царь и чиновники всех вскоре успокоили. На восток было отправлена рать под предводительством наследника престола.

Пролетает неделя и ещё один день. От защитников – ни одной весточки. Петух-сторож снова кричит-заливается. Дадон посылает туда же второе войско, которым предводительствует уже его меньшой отпрыск. Опять безрезультатно ждут семь дней и ещё один. И снова петушок заливается криком. Собрав остатки войска, Дадон собственноручно ведёт их на восток, хоть и не видит в этом особого смысла.

Войско продвигается на восток в спешке, не останавливаясь на привал. Ищут пропавших, но не находят ни лагеря, ни побоища, ни надгробий. К вечеру восьмого дня войско царя приходит в гористую местность. В глубоком ущелье между высокими горами они видят шёлковый шатёр. Вокруг шатра – побитое войско. А внутри…: его сыновья, оба мёртвые, без доспехов, лежат, вонзивши мечи друг в друга. Завыл от горя Дадон, запричитал. Все остальные подхватили…

Вдруг шатер открылся – и оттуда появилась Шамаханская царица, как всегда, прекрасная и опасная. Посмотрела Дадону в глаза – и тот через секунду забыл о мёртвых детях, ослеплённый колдовской красотой. Волшебница взяла царя за руку, отвела в свой шатёр, напоила, накормила, спать положила. Так продолжалось ровно неделю.

А по прошествии недели государь с войском и молодой женой отправился в обратный путь. На въезде в столицу их встречало целое море людей. В этом «море» Дадон увидел давнего знакомого, скопца, который смастерил золотого петушка.

Спросил правитель мудреца, чего тот желает. И мудрый старец ответил: «Твою суженую, царицу Шамаханскую». Дадон остолбенел от неожиданности – он готов был исполнить что угодно, но не это. Как говорится, «Сытый бранится при виде котелка». Попробовал откупиться от старого мага, посулил ему чины, золото, земли, – но тот ничего не взял. Мудрец менять желание отказался. Царь взбеленился и велел старому знакомому убираться, пока цел, а потом ударил мага жезлом по лбу – и тот умер на месте. Толпа испуганно заахала – а царица всё громче смеялась.

Въехали в столицу. Сильно встревоженный Дадон с собой совладал и снова мило улыбался суженной. И тут произошло нечто необычайное: петушок взлетел со своего высоченного насеста, опустился Дадону на темечко, клюнул царя – и убил. А Шамаханская царица вдруг растворилась в воздухе, будто бы её и не бывало.

.

*** Авторский материал — копирование статьи запрещено

.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Золотой петушок», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным; краткое содержание сказки «Золотой петушок».

.

План пересказа «Сказки о золотом петушке»

  1. Звездочет и его подарок.
  2. Золотой петушок на службе у царя.
  3. Тревожный знак.
  4. Пропали сыновья Дадона вместе с дружиною.
  5. Царь сам идет в поход.
  6. Дадон в шатре.
  7. Звездочет погибает.
  8. Месть Золотого петушка.

Сказка о золотом петушке главные герои

Основные сказочные герои:

  1. царь Дадон,
  2. звездочет.

Царь Дадон

Бурная молодость, которую вел глупый царь Дадон, ничему его не научила. Он не заключал мирных договоров с соседями, а только постоянно воевал. Он не чувствовал раскаяния в грехах своей юности. Он не изменился и в старости. Ленивый и небрежный, он считал, что всегда был прав в любой ситуации.

Чтобы править страной, необходимо постоянно быть начеку. А если ты обленился и хочешь жить в покое, то решить проблему защиты государства может только чудо. Вот и появился звездочет и его петушок. Однако по старинке жители государства считали именно царя гарантом их спокойствия и благополучия. Царь был украшением государства, но на самом деле он был бесполезен.

Царь Дадон отрицательный или положительный образ в сказке? В юности монарх был грозен, в старости — ленив. Это была не мудрая старость, когда нажитый опыт и знания тратятся на благо государства, а праздное существование. Вроде бы Дадон и проявляет свои положительные качества, когда отправляется на защиту своего государства. Однако, как можно симпатизировать царю, который

  1. не оплакивает свое горе при виде убитых сыновей, а забывается в любовных объятьях «ветреной» царицы,
  2. не выполняет обещание при оплате за востребованный долг,
  3. убивает невинного человека.

Зло коренится в самодержавии, — утверждал Пушкин и призывал читателя к самостоятельному изучению его произведения. Вероятно, поэтому последние строки были удалены в первом издании при опубликовании.

Звездочет

Старый ученный, способный решить житейские проблемы царя. К деньгам волшебник равнодушен. Однако красота шамаханской царицы его прельщает и в обмен на золотого петушка, он требует у Дадона раскрасавицу девицу. Образ мудрого старика Пушкин изобразил поверхностно, он необходим был, чтобы подчеркнуть негативные черты характера главного героя «Сказки о золотом петушке» царя Дадона.

Характеристика второстепенных персонажей

Золотой петушок

Золотой петушок – птица яркая, блестящая и солнечная. В славянских верованиях петухи могут отпугивать злых духов, поэтому их вышивали на одежде, рисовали на домах, делали флюгеры и «коньки» крыш в виде птиц. Именно поэтому, по сюжету сказки Пушкина, золотой петушок решает вопрос справедливого возмездия. Видя, что царь расплатился со звездочетом злом, волшебная птица слетела со своего флюгера, клюнула царя в макушку и улетела.

Шамаханская царица

Пушкин сравнивает восточную красавицу с Солнцем, а царя — с птицей ночи. Это означает, что царь стар и дни его сочтены. Увидев ее, царь забыл о смерти своих сыновей. Он пировал с ней и отвез ее в столицу. Красивая девица волшебным образом имеет власть над людьми:

  1. над молодыми царскими сыновьями, которые забыли свое родство и убили друг друга,
  2. над седым царем,
  3. над волшебником, что требовал обещанной компенсации за петушка.

Все были влюблены и все были убиты. Роковая красавица была легкомысленна и коварна. Никого не любила и сеяла вокруг себя лишь горе и ненависть.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Краткое содержание сказки

Грозный царь Дадон в старости хотел отдохнуть от ратных дел. Но враги все чаще стали досаждать царю, потерявшему былую силу. Один мудрец подарил Дадону золотого петушка, который предупреждал царя о приближении неприятеля. За ценный подарок Дадон обещал исполнить любое желание мудреца. Теперь был спокоен Дадон. Мудрая птица стояла на страже и вовремя извещала об опасности. Какое-то время враги не осмеливались нападать на Дадона. Но вот закукарекал петушок, повернувшись в восточную сторону. Послал Дадон старшего сына с войском на восток. Не получив от него никаких вестей, послал ему на помощь младшего. Потом собрал войско Дадон и сам отправился на войну. Попал он в сети прекрасной искусительницы – Шамаханской царицы, из-за которой его сыновья друг друга убили. Ослепленный неземной красотой, Дадон остается семь дней в шатре красавицы, затем вместе с ней возвращается домой. Тут к правителю явился мудрец и напомнил про его обещание. Потребовал хитрый старик отдать красавицу ему. Дадон рассердился, ударил мудреца так, что тот упал замертво. Подлетел золотой петушок к царю, клюнул его в темя, царь испустил дух. В тот же миг и петушок, и царица исчезли. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

План сказки петушок золотой гребешок

20210413 vu tg sbscrb2

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих,
Игровых, ИКТ-технологий
(средняя группа)
Тема: «Петушок»
Цель и задачи:
 продолжать учить работать с бумагой, скатывая ее комочком между ладонями;
 делать объемные поделки;
 развивать моторику рук, целостное восприятие предмета;
 помочь анализировать поделки, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать этапы их создания;
 поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
Материал: бумага разных цветов, клей, кисточки, ножницы, карандаши, диски из мультфильмов «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок». Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание изображения петушка на иллюстрациях, разучивание потешки «Петушок – золотой гребешок».
Ход НОД:
Дети стоят около воспитателя. Звучит грустная музыка из музыкальной сказки. В группу входит гость – Петушок. – Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я – Петушок. Мои друзья часто надолго уходят в лес рубить дрова, а я остаюсь один домовничать. Мне так грустно и скучно. Лиса приходит ко мне, зовет поиграть, но мои друзья мне не разрешают с ней общаться. Что мне делать? Ребята, помогите мне, пожалуйста. Воспитатель спрашивает детей, узнали ли они из какой сказки пришел Петушок? Дети отвечают («Петушок – золотой гребешок»). – Не грусти, Петушок, мы с ребятами тебе поможем. Правда, детки? Что мы можем сделать? Дети предлагают разные варианты помощи, в том числе изготовление Петушков из бумаги. Рассматривают иллюстрации с разными петушками. – Ребята, давайте изготовим Петушку друзей – Петушков из бумажных комочков? (ответы детей). Воспитатель спрашивает, что дети уже могут делать из бумаги? (дети отвечают). Сегодня комочек будет один, но большой. Показ изготовления комочка из половины листа бумаги. Лист разминается, а после из него раскатывается комочек ладошками. Ладони можно слегка смазать клеем, после раскатывать комочек, он

План сказки петушок золотой гребешок

Приложение

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих,

Игровых, ИКТ-технологий

(средняя группа)

Тема: «Петушок»

Цель и задачи:

  • продолжать учить работать с бумагой, скатывая ее комочком между ладонями;

  • делать объемные поделки;

  • развивать моторику рук, целостное восприятие предмета;

  • помочь анализировать поделки, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать этапы их создания;

  • поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

Материал: бумага разных цветов, клей, кисточки, ножницы, карандаши, диски из мультфильмов «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок». Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание изображения петушка на иллюстрациях, разучивание потешки «Петушок – золотой гребешок».

Ход НОД:

Дети стоят около воспитателя. Звучит грустная музыка из музыкальной сказки. В группу входит гость – Петушок. – Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Да, я – Петушок. Мои друзья часто надолго уходят в лес рубить дрова, а я остаюсь один домовничать. Мне так грустно и скучно. Лиса приходит ко мне, зовет поиграть, но мои друзья мне не разрешают с ней общаться. Что мне делать? Ребята, помогите мне, пожалуйста. Воспитатель спрашивает детей, узнали ли они из какой сказки пришел Петушок? Дети отвечают («Петушок – золотой гребешок»). – Не грусти, Петушок, мы с ребятами тебе поможем. Правда, детки? Что мы можем сделать? Дети предлагают разные варианты помощи, в том числе изготовление Петушков из бумаги. Рассматривают иллюстрации с разными петушками. – Ребята, давайте изготовим Петушку друзей – Петушков из бумажных комочков? (ответы детей). Воспитатель спрашивает, что дети уже могут делать из бумаги? (дети отвечают). Сегодня комочек будет один, но большой. Показ изготовления комочка из половины листа бумаги. Лист разминается, а после из него раскатывается комочек ладошками. Ладони можно слегка смазать клеем, после раскатывать комочек, он получится круглее. Далее из выбранных детьми полосок разного цвета, отрываются или отрезаются нужные кусочки цветной бумаги и наклеиваются гребешок, перья хвоста, крылья. Глаза можно нарисовать карандашами или фломастерами черного цвета. — Ах, какие получились Петушки у вас, ребята! Красивые, веселые, забавные, нарядные. Мне очень нравятся! Они просто замечательные! Вот сколько у меня появилось друзей! Ребята, давайте споем песенку о петушке. А теперь пора прощаться. До свидания.

143326 59a7f40606f41

-75%

Сохранить у себя:

План сказки петушок золотой гребешок Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, Игровых, ИКТ-технологий Тема: «Петушок» (14.44 KB)

Похожие файлы

  • «виды игр и их роль в жизни ребенка»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ Тема: Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов моделирования, художественного слова Тема: «Путешествие в сказку»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий мнемотаблиц, элементов ТРИЗ, музыкотерапии Тема: «Осеннее приключение»

  • «Новогоднее волшебство»

icon visionoff

icon visionon

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/__________/ Столярова Е.П.

Протокол № ___

от«___»_______2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/_________/ Гранина Н.М.

от «_____»_______2021г.

«Утверждаю»

Директор

/____________/ Бензар И.Г.

Приказ № ___

от «____»____2021г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с УО(интеллектуальное нарушение(вариант1)

по предмету «Речевая практика»

для ученика 4 «Б» класса

на 2021 – 2022 учебный год

Количество часов:68ч.

Учитель: Сергеева Е.С

Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); методических рекомендаций дл1-4 классов, разработанных С.В.Комаровой для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- М.: Просвещение, 2016.

Является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с УО (вариант1) МОУСОШ №50 г.Комсомольска-на-Амуре

Принята решением педагогического совета протокол № ___

от «___» _________2021 г.

2021-2022 учебный год

Комсомольск-на-Амуре

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

  • ответы на вопросы;

  • понимание содержания детских радио-и телепередач, ответы на вопросы учителя;

  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • высказывание своих просьб и желаний;

  • выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Личностные результаты

  • расширение представлений о праздниках: личных и государственных, связанных с историей страны;

  • закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей;

  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Содержание

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов в магнитофонной записи и с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказок); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает иного разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос-ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд на Москву? -…

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания (начало-основное содержание-конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он спрятался под еловой лапой.

Культура общения

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»

Раздел/ Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Я дома.

12

Делимся новостями: познакомить с фиксированной структурой текста.

Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации.

Актуализировать знания о правилах поведения при приветствии, знакомстве, в беседе. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул.

Я выбираю книгу: уточнять и расширять представления о видах книг, их назначении. Развивать умение участвовать в беседе с одноклассниками (задавать вопросы, отвечать на них, уточнять ответы). Закреплять умение составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста. Отличительные признаки книги — обложка, название, иллюстрации и т.д. Беседа о библиотеке и экскурсия в библиотеку. Учатся рассказывать о своих любимых книгах. Воспитывать интерес к книге как источнику различной информации.

У телевизора: помочь обучающимся понять назначение радио, телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации). Пополнять словарный запас школьников словами и выражениями по теме (актёр, диктор, ведущий, программа, передача и т.д.) Закреплять умения составлять связные рассказы по собственному замыслу. Беседа на тему: Чем полезен и вреден телевизор». Учить планировать свой телевизионный досуг.

2.

Я за порогом дома

26

Знаки-помощники: помочь понять значение наиболее распространённых условных знаков. Формировать представление о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе. Знание дорожных знаков, знаки пожарной безопасности, информационные таблички.Продолжать учить участвовать в обсуждении; высказывать своё мнение, слушать собеседников, обращаться за помощью.

Приглашение: познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Помочь понять структуру приглашения, правила вежливости при приглашении гостей. Закреплять умение составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру. Составлять приглашения учителям, родителям, воспитателям, друзьям на праздник. Знакомство со стихотворением А. Усачёва «Приглашение улитке». Составлять приглашение с учётом личностных предпочтений.

Поздравляю!: познакомить со структурой устного и письменного поздравления. Учить адресно подбирать пожелания. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Учить произносить поздравления (стоять прямо, обращаться к имениннику, произносить текст торжественно, доброжелательно). Разучить поздравления на день рождения. Подготовка устных и письменных поздравлений, нарисовать открытки. Воспитывать ответственное отношение к подготовке поздравления.

3.

Играем в сказку.

6

Петушок — Золотой гребешок: помочь понять смысл сказки «Петушок — Золотой гребешок». Совершенствовать умение слушать речь в аудиозаписи.

Закреплять умение рассказывать по серии картинок. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Воспитывать интерес к рассказыванию и слушанию как видам проведения досуга.

4.

Мы писатели

8

Сочиняем сказку: продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. Воспитывать умения работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы. Продумать вместе с учителем название сказки, начало сказки, основная часть, конец. Развивать творческую активность школьников.

7.

Я в мире природы

8

В гостях у леса: закреплять умение составлять различные по структуре предложения. Развивать умение участвовать в коллективной работе: обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей, использовать сказанное ими в собственных ответах. Беседа на тему: «Что может нанести вред лесу». Составление правил вежливого поведения в лесу. Беседа о животных и растениях леса. Составление рассказа «В гостях у леса». Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, оказывающим влияние на природу.

8.

Я и мои товарищи.

8

Задушевный разговор: уточнить значение слов, называющих эмоциональное состояние человека, и активизировать их в речи школьников. Актуализировать умение участвовать в диалогах. Развивать эмпатию по отношению к окружающим, прежде всего к ровесникам. Знакомство со словосочетанием «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий). Слушание рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Уметь рассказать о своих эмоциях в определённых жизненных ситуациях.

итого

68

Календарно-тематическое тематическое планирование 4 класс

п/п

Дата

Название раздела,

темы урока

Кол-во часов

план

факт

Я дома.

8

1.

03.09

Делимся новостями.

1

2.

06.09

Делимся новостями.

1

3

10.09

Делимся новостями.

1

4.

13.09

Делимся новостями.

1

5.

17.09

Я выбираю книгу.

1

6.

20.09

Я выбираю книгу.

1

7.

24.09

Я выбираю книгу.

1

8.

2709

Я выбираю книгу.

1

Я за порогом дома.

7

9.

01.10

«Подскажите, пожалуйста…»

1

10.

04.10

«Подскажите, пожалуйста…»

1

11.

08.10

«Подскажите, пожалуйста…»

1

12.

11.09

«Подскажите, пожалуйста…»

1

13.

15.10

Я – пассажир.

1

14.

18.10

Я – пассажир.

1

15.

22.10

Я – пассажир. Ролевая игра « В автобусе»

1

Играем в сказку.

3

16.

01.11

интеграция

«Петушок – золотой гребешок»

1

17.

08.11

«Петушок – золотой гребешок»

1

18.

12.11

«Петушок – золотой гребешок»

1

Мы писатели.

4

19.

15.11

Сочиняем сказку.

1

20.

19.11

Сочиняем сказку.

1

21.

22.11

Сочиняем сказку.

1

22.

26.11

Сочиняем сказку.

1

Я дома.

4

23.

29.11

У телевизора.

1

24.

03.12

У телевизора.

1

25.

06.12

У телевизора.

1

26.

10.12

У телевизора.

1

Играем в сказку.

3

27.

13.12

«Лисичка — сестричка».

1

28.

17.12

«Лисичка — сестричка».

1

29.

20.12

«Лисичка — сестричка».

1

Я за порогом дома.

3

30.

24.12

Новогодние истории.

1

31.

Новогодние истории.

1

32.

Новогодние истории.

1

Я за порогом дома.

4

33.

Знаки-помощники.

1

34.

Знаки-помощники.

1

35.

Знаки-помощники.

1

36.

Знаки-помощники.

1

Я в мире природы.

4

37.

В гостях у леса.

1

38.

В гостях у леса.

1

39.

В гостях у леса.

1

40.

В гостях у леса.

1

Я и мои товарищи.

4

41.

Задушевный разговор.

1

42.

Задушевный разговор.

1

43.

Задушевный разговор.

1

44.

Задушевный разговор.

1

Я за порогом дома.

8

45.

Приглашение.

1

46.

Приглашение.

1

47.

Приглашение.

1

48.

Приглашение.

1

49.

Поздравляю!

1

50.

Поздравляю!

1

51.

Поздравляю!

1

52.

Поздравляю!

1

Мы писатели.

4

53.

Жду письма!

1

54.

Жду письма!

1

55.

Жду письма!

1

56.

Жду письма!

1

Я и мои товарищи.

4

57.

«Извините меня…»

1

58.

«Извините меня…»

1

59.

«Извините меня…»

1

60.

«Извините меня…»

1

Я за порогом дома.

4

61.

Поздравительная открытка.

1

62.

Поздравительная открытка.

1

63.

Поздравительная открытка.

1

64.

Поздравительная открытка.

1

Я в мире природы.

4

65.

«Во саду ли в огороде».

1

66.

«Во саду ли в огороде».

1

67.

«Во саду ли в огороде».

1

68.

«Во саду ли в огороде».

1

  • План сказки ошибки рип 4 класс
  • План сказки о твердом орехе
  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение школа россии
  • План сказки о царе салтане 3 класс литературное чтение 1 часть климанова
  • План сказки о царе берендее о сыне его иване царевиче о хитростях кощея