ФИНИСТ-ЯСНЫЙ СОКОЛ
Русская народная сказка
Жил да был крестьянин. Умерла у него жена и остались три дочки. Хотел старик нанять работницу в хозяйстве помогать, но меньшая дочь, Марьюшка, сказала:
— Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести.
Ладно. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растет. И из себя-то Марьюшка красавица писаная. А сестры ее завидущие да жаднющие, из себя некрасивые, а модницы — перемодницы — весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются, и платья им — не платья, сапожки — не сапожки, платок — не платок.
Поехал отец на базар и спрашивает дочек:
— Что вам, дочки, купить, чем порадовать?
— Купи по полушалку, да такому, чтоб цветы покрупнее, золотом расписанные.
А Марьюшка стоит да молчит. Спрашивает ее отец:
— А что тебе, доченька, купить?
— А мне, батюшка, купи перышко Финиста — ясна сокола.
Приезжает отец, привозит дочкам полушалки, а перышка не нашел. Поехал отец в другой раз на базар.
— Ну, — говорит, — дочки, заказывайте подарки.
— Купи нам по сапожкам с серебряными подковками.
А Марьюшка опять заказывает;
— Купи мне, батюшка, перышко Финиста — ясна сокола.
Ходил отец весь день, сапожки купил, а перышка не нашел. Приехал без перышка. Ладно. Поехал старик в третий раз на базар, а старшая и средняя дочки говорят:
— Купи-ка ты нам по пальто.
А Марьюшка опять просит:
— А мне батюшка, купи перышко Финиста — ясна сокола.
Ходил отец весь день, а перышка не нашел. Выехал из города, а навстречу старенький старичок:
— Здорово, дедушка!
— Здравствуй, милый! Куда путь-дорогу держишь?
— К себе, дедушка, в деревню. Да вот горе у меня: меньшая дочка наказывала купить перышко Финиста — ясна сокола, а я не нашел.
— Есть у меня такое перышко, да оно заветное, но для доброго человека, куда ни шло, отдам.
Вынул дедушка перышко и подает, а оно самое обыкновенное. Едет крестьянин и думает: «Что в нем Марьюшка нашла хорошего?»
Привез старик подарки дочкам, старшая и средняя наряжаются, да над Марьюшкой смеются:
— Как была ты дурочка, так и есть. Нацепи свое перышко в волосы да красуйся!
Промолчала Марьюшка, отошла в сторону, а когда все спать полегли, бросила Марьюшка перышко на пол и проговорила:
— Любезный Финист — ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених!
И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу.
Три дня Марьюшка привечала к себе молодца; днем он летает соколом по синему поднебесью, а к ночи прилетает к Марьюшке и делается добрым молодцем.
На четвертый день сестры злые заметили и наговорили отцу на сестру.
— Дочки мои милые, — говорит отец, — смотрите лучше за собой!
«Ладно, — думают сестры, — посмотрим, как будет дальше».
Натыкали они в раму острых ножей, а сами притаились, смотрят. Вот летит ясный сокол. Долетел до окна и не может попасть в комнату Марьюшки. Бился, бился, всю грудь изрезал, а Марьюшка спит и не слышит. И сказал тогда сокол:
— Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь.
Услышала это Марьюшка, вскочила с кровати, посмотрела в окно, а сокола нет, и только кровавый след на окне остался. Заплакала Марьюшка горькими слезами, смыла слезками кровавый след и стала еще краше. Пошла она к отцу и проговорила:
— Не брани меня, батюшка, отпусти в путь-дорогу дальнюю. Жива буду — свидимся, умру — так, знать, на роду написано.
Жалко было отцу отпускать любимую дочку, но отпустил. Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста — ясна сокола. Шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались. Износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала. И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках — вертится. Говорит Марьюшка:
— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:
— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
— Ищу, бабушка, Финиста—ясна сокола.
— Ох, красавица, трудно тебе будет его искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать. Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:
— Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.
Потерся кот спинкой и был таков, а Марьюшка пошла дальше. А лес стал еще темней.
Шла Марьюшка, шла, сапоги железные износила, посох поломала, колпак порвала и пришла к избушке на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнем горит.
— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела баба-яга Марьюшку и зашумела:
— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
— А у моей сестры была?
— Была, бабушка.
— Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит. Сказала собака марьюшке:
— Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная, иди. Будет еще страшнее, не оглядывайся.
Сказала и была такова. Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее стал. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… Идет Марьюшка, идет и назад не оглянется. Долго ли, коротко ли шла — башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:
— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела пытаешь?
— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
— Трудно, красавица, тебе будет его искать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
— Спасибо тебе, бабушка.
— Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста — ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла, а лес зашумел, загудел: поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли, да все на Марьюшку. И видит Марьюшка — бежит навстречу серый волк. Говорит серый волк Марьюшке:
— Не горюй, — говорит он, — а садись на меня и не оглядывайся.
Села Марьюшка на серого волка, и только ее и видели. Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются. А Марьюшка всё скачет и скачет. И вот перед Марьюшкой хрустальный терем. Крыльцо резное, оконца узорчатые, а в оконце царица глядит.
— Ну, — говорит волк, — слезай, Марьюшка, иди и нанимайся в прислуги.
Слезла Марьюшка, узелок взяла, поблагодарила волка и пошла к хрустальному дворцу. Поклонилась Марьюшка царице и говорит:
— Не знаю, как вас звать, как величать, а не нужна ли вам будет работница?
Отвечает царица:
Давно я ищу работницу, но такую, которая могла бы прясть и ткать и вышивать.
— Все это я могу делать.
— Тогда проходи и садись за работу.
И стала Марьюшка работницей. День работает, а наступит ночь — возьмет Марьюшка серебряное блюдечко и золотое яичко и скажет:
— Катись, катись, золотое яичко, по серебряному блюдечку, покажи мне моего милого.
Покатится яичко по серебряному блюдечку, и предстанет Финист — ясный сокол. Смотрит на него Марьюшка и слезами заливается:
— Финист мой, Финист — ясный сокол, зачем ты меня оставил одну, горькую, о тебе плакать!
Подслушала царица ее слова и говорит:
— А, продай мне, Марьюшка, серебряное блюдечко и золотое яичко.
— Нет, — говорит Марьюшка, — они непродажные. Могу я тебе их отдать, если позволишь на Финиста — ясна сокола поглядеть.
Подумала царица, подумала.
— Ладно, — говорит, — так и быть. Ночью, как он уснет, я тебе его покажу.
Наступила ночь, и идет Марьюшка в спальню к Финисту — ясну соколу. Видит она — спит ее сердечный друг сном непробудным. Смотрит Марьюшка, не насмотрится, целует в уста сахарные, прижимает к груди белой, — спит не пробудится сердечный друг. Наступило утро, а Марьюшка не добудилась милого…
Целый день работала Марьюшка, а вечером взяла серебряные пяльцы да золотую иголочку. Сидит, вышивает, сама приговаривает:
— Вышивайся, вышивайся, узор, для Финиста — ясна сокола. Было бы чем ему по утрам вытираться.
Подслушала царица и говорит:
— Продай мне, Марьюшка, серебряные пяльцы, золотую иголочку.
— Я не продам, — говорит Марьюшка, — а так отдам, разреши только с Финистом — ясным соколом свидеться.
— Ладно, — говорит, — так и быть, ночью я тебе его покажу.
Наступает ночь. Входит Марьюшка в спаленку к Финисту — ясну соколу, а тот спит сном непробудным.
— Финист ты мой, ясный сокол, встань, пробудись!
Спит Финист — ясный сокол крепким сном. Будила его Марьюшка — не добудилась.
Наступает день. Сидит Марьюшка за работой, берет в руки серебряное донце, золотое веретенце. А царица увидала: продай да продай!
— Продать не продам, а могу и так отдать, если позволишь с Финистом — ясным соколом хоть часок побыть.
— Ладно. А сама думает: «Все равно не разбудит».
Настала ночь. Входит Марьюшка в спальню к Финисту — ясну соколу, а тот спит сном непробудным.
— Финист ты мой — ясный сокол, встань, пробудись!
Спит Финист, не просыпается. Будила, будила — никак не может добудиться, а рассвет близко. Заплакала Марьюшка:
— Любезный ты мой Финист — ясный сокол, встань, пробудись, на Марьюшку свою погляди, к сердцу своему ее прижми!
Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:
— Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистерла и меня нашла? Поедем же теперь на родину.
Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы затрубить, об измене своего мужа оповестить.
Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.
Тогда Финист — ясный сокол говорит:
— Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?
Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
___
Автор На чтение 9 мин. Просмотров 22 Опубликовано
Русская народная сказка «Финист — ясный сокол» в обработке А. Платонова Жанр: волшебная народная сказкаГлавные герои сказки «Финист — ясный сокол» и их характеристика
- Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
- Финист — ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
- Царица — злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
- Крестьянин, отец Марьюшки
- Старшие дочери, завистливые и некрасивые
- Баба Яга — три сестры, добрые, но очень страшные
План пересказа сказки «Финист — ясный сокол»
- Марьюшка ведет хозяйство
- Подарки дочерям
- Перо Финиста — ясного сокола
- Зависть сестер
- Марьюшка идет на поиски
- Баба-яга, блюдце и яичко
- Баба-яга, пальцы и иголка
- Баба-яга, веретено и донце
- Помощь серого волка
- Первая ночь с Финистом
- Вторая ночь с Финистом
- Пробуждение Финиста
- Свадьба
Кратчайшее содержание сказки «Финист — ясный сокол» для читательского дневника в 6 предложений
- Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка — добрая и работящая
- Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
- Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
- Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
- Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
- Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.
Главная мысль сказки «Финист — ясный сокол» Любовь не купишь и не продашь.Чему учит сказка «Финист — ясный сокол» Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.Отзыв на сказку «Финист — ясный сокол» Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки — Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.Пословицы к сказке «Финист — ясный сокол» Дорогу осилит идущий. Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.Краткое содержание, пересказ сказки «Финист — ясный сокол» Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится. Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые. Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка — перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал. Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка. В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста — ясного сокола. Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули. Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно. Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь. Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется. Сказала двушка, что Финиста — ясного сокола ищет. Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство. Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет. Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала. Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала. Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез. Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту. Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка. Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают. Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует. Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается. Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот. Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит. Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.Признаки волшебной сказки
- Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
- Волшебные превращение — Финист превращался в птицу и в человека
- Волшебные существа — баба-яга, серый волк
- Волшебные предметы — пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце
Рисунки и иллюстрации к сказке «Финист — ясный сокол»
Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари, а сестры ее лишь наряжаются и веселятся.
Вот поехал отец в город и интересуется у дочек, что им привезти. Старшая да средняя просят наряды и безделушки разные, только Марьюшке нужно было перышко от Финиста — ясного сокола.
По дороге домой встретил он странного старичка, который и подарил ему заветное перышко.
Привез крестьянин подарки домой, девушки радуются и над сестренкой подсмеиваются.
Вот легли все спать, а она взяла перышко и промолвила волшебные слова. С тех пор являлся к ней жених ночью, а утром превращался в птицу вновь. Завистливые сестры выследили ее и устроили ловушку соколу. Поранился он об острые ножи, никак не мог прорваться к девушке. Тогда он сказал, что будет она его долго искать, износив не одну пару обуви.
Отправилась Марьюшка в путь. Шла, шла она и встретилась ей избушка, в которой жила баба-яга. Она то и рассказала ей о том, что ее жениха околдовала злая волшебница, превратила его в птицу и сделала своим супругом насильно. Подарила девушке старуха блюдце и золотое яичко и отправила ее в далекое царство. Так же посоветовала она ей, чтобы Марюшка нанялась работать к царице, и когда она закончит все дела, стала бы катать яичко по блюдечку. И если ее попросят продать это чудо, не соглашаться.
Когда девушка шла по дремучему лесу, все звери лесные ей помогали добраться. А серый волк даже домчал ее до великолепного терема. Здесь она пошла, трудиться к правительнице.
За ее вещи, которые ей подарили старухи, она смотрела на своего суженого. Но ей пришлось делать это ночью, когда он крепко спал, и его невозможно было разбудить. И вот осталось у нее только донце и веретенце, и их она отдала за встречу с женихом. Только не просыпается Финист — ясный сокол. Зарыдала тут девушка, и одна слеза упала на него. Проснулся ее возлюбленный. Но не хочет отдавать колдунья Финиста — ясного сокола. Тогда он при всех подданных спросил, может ли настоящая супруга лгать? Тут все поняли, что ему в жены годится Марьюшка.
Поженились они и стали жить счастливо.
Произведение учит нас тому, что каждый из нас может сам сделать себя счастливым, добиваясь трудом упорством и любовью к людям.
Оцените произведение: Голосов: 263
Читать краткое содержание Финист — ясный сокол. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Финист — ясный сокол
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Твардовский По праву памяти
Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.
- Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин по частям
Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.
- Краткое содержание Принц и нищий Марк Твен
В романе рассказывается про двух личностей, одна из которых – принц, а другая – нищий. Пути обоих мальчиков пересекаются, и они меняются как бы своими именами и положениями в обществе
- Краткое содержание Куприн Суламифь
В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы
- Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь
Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.
Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_27.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/finist-yasnyj-sokol-skazka
Слайд 1
Символы в русской народной сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола» 4 класс
Слайд 2
Символ – это многозначное иносказание. Символ – это слово–знак, с помощью которого автор выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, иную реальность Особый вымысел – волшебные сказки. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. В сказках традиционные, идущие от древности, сходные сюжеты. Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц , а также образ Бабы Яги – покойной покровительницы рода. Практически в каждой волшебной сказке встречаются такие предметы, как дерево – символ жизни, модель мироздания ; вода – основа мироздания; колодец – жизнь, истина, «глаз воды», обозначающий связь с прошлым; ворота – символ перехода из одного качества в другое; гора – сакральный символ власти и отшельничества; река – символ потока времени, символ вектора судьбы, граница с неведомым миром; цветок – символ молодой жизни, Солнца, а также связи двух миров; яблоко – плод древа жизни и символ первородного греха; яйцо – символ происхождения всего живого. ,
Слайд 3
Образы-символы в сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола». Баба-Яга В русских сказках яга-баба охраняет вход в царство мертвых. В сказочных сюжетах она своеобразный проводник в иной мир. Яга испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
Слайд 4
Животные- проводники Кот В русской народной сказке кот часто встречается в образе спасителя от различных напастей.
Слайд 5
Собака За собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности. Но существуют поверья, по которым собака – проводник в царство мертвых.
Слайд 6
Волк История взаимоотношений волка и человека уходит в глубь веков. Сказания различных народов свидетельствуют о том, что в самом начале люди почитали волка как одно из священных животных, считая его предком и покровителем рода.
Слайд 7
Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц
Слайд 8
Старшим сестрам «для радости» необходимы наряды, младшая же просит привезти для нее перышко Финиста — Ясна Сокола. Перо – символ воздуха и полета, принадлежность не земного, а какого-то иного мира.
Слайд 9
Что же это за птица – загадочный Финист – Ясный Сокол?
Слайд 10
Для героини сказки Финист – это особый духовный мир, куда всегда стремится душа человеческая.
Слайд 11
Но он чужой в жестоком земном мире. Натолкнувшись на острые ножи , натыканные в оконную раму завистливыми сестрами, Сокол улетает…
Слайд 12
«Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь». Значит, чтобы вернуть любовь, нужно пройти тяжелые испытания.
Слайд 13
«Иная» область – то царство, куда по необходимости отправляется героиня сказки, где существуют избушки на курьих ножках , где бродят говорящие звери и птицы , где обретаются волшебные предметы и совершаются чудесные превращения. «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» — спрашивает Яга – страж границы между мирами. Черепа на кольях тына вокруг ее жилища ясно показывают, что красная девица не первая оказалась в гостях у хозяйки избушки на курьих ножках…
Слайд 14
Пробираясь через непролазные лесные дебри, «износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный прорвала…». В символическом смысле пространство леса связано с представлением об опасностях, о возможности заблудиться, сбиться с пути. Кот , а затем собака и серый волк становятся чудесными проводниками в страшном и пугающем сказочном лесу.
Слайд 15
В «том» мире, куда попадает Марьюшка, хозяйничает некая царица , действия которой враждебны героям. В этом царстве Финист не летает, он спит . Золотые предметы ( золото – символ Солнца), привнесенные девицей, незнакомы этому царству. Скорее всего, героиня оказывается в мире преисподней.
Слайд 16
«Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.»
Слайд 17
Сказка знает два верных средства вырвать возлюбленного из плена забытья — поцелуй и слезы . В сказке о Финисте такой пробуждающей силой служат слезы. Славяне верили, что утренняя роса – это жемчужные слезы , которые с небес проливает на землю богиня Лада .
Слайд 18
Герой пробуждается от плена забытья, чтобы вернуться вместе с девицей в ее земной мир и стать там своим.
Слайд 19
Используемая литература Иллюстрации к сказке «Финист — Ясный Сокол» (И. Я. Билибин, Р. В. Былинская и др.), images.yandex.ru. Словарь мифологических и сказочных персонажей http://www.rojdenierus.ru/ . Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» http://slovari.yandex.ru/ . Русская народная сказка «Перышко Финиста-Ясна Сокола» (сб. «Сказки А. Н. Корольковой»). Фольклорная сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki .
— Ребята, вы прочитали сказку «Финист-ясный сокол», понравилась?
— Откройте тексты
— Как начинается сказка? Прочитайте.
Жил да был крестьянин
— Как называются эти строки?
Зачин. Так традиционно начинаются сказки.
— А как ещё начинаются сказки? В некотором царстве…
Зачин вызывает у нас настроение спокойствия, но оно обманчиво.
— Как вы считаете, кто является главным героем сказки?
Слайд 3 (01)
— Какой вы её представляете? (покладистая, послушная, трудолюбивая, заботливая)
— Назовите ещё персонажей сказки (второстепенные действующие лица)
Слайд 4 (02)
— Охарактеризуйте их.
— почему Марьюшке не нужны были наряды ?
Именно младший ребёнок в семье или сирота наделены способностью понимать
волшебный мир, именно они, пройдя через испытания, заслуживают счастья.
— что попросила М у отца?
Слайд 5 (03)
Как узнала М, что пёрышко обладает тайной и какой именно?
( обращаемся к Сказу)
Слайд 6 (04)
— Какое зло задумали сёстры? Почему они решили это сделать?
Слайд 7 (05)
— Объясните сказочный факт превращения юноши в сокола. Вспомните древние представления о мире.
Люди верили в то, человек произошёл от животного или растения
Человек считал зверей и птиц своими прародителями- тотемами и
относился к ним с уважением.
Индия – корова, Египет – кошка, На Руси издавна считался – медведь
( у каждого ребёнка –плюшевый медвежонок – охраняет, придаёт силу)
— Что случилось с Марьюшкой ?
Слайд 8 (06)
— Случается беда ,она отправляется в чужой мир, где на её голову выпадает много испытаний
Мир делится на свой и чужой, земной и волшебный
Это 1 закон В.С. «Герой отправляется в волшебный мир»
Слайд 9 (07)
— Что прокричал ясный сокол, улетая?
Именно изнашивание обуви из железа воспринималось людьми, как
преодоление невероятных расстояний, так как каждый себе представлял,
сколько нужно пройти, чтобы сносить хотя бы пару железных сапог, и
человек понимал, что разговор идёт об огромных расстояниях.
( символизируют долготу пути)
А в сказках железная обувь — признак отправления героя в иной мир.
— Как встречали М лесные жители?
Слайд 10 (08)
— Что увидела М на поляне?
-С Марьюшкой такие события происходят впервые?
— У вас не складывается впечатление, что эта избушка как будто бы давно знакома М:
— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.
Она нисколько не удивлена ею и знает, как себя держать.
Эта магия слова очень древняя
Избушка охраняет вход в царство мертвых, и герой произносит магическое слово,
открывающее ему вход в иное царство
— Кто поджидает М в избушке?
— Б-Я– это человек из земного мира или представитель враждебного мира?
2 закон- Встреча с представителем враждебного мира
Слайд 11 (09)
сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос
Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.
В сказках у неё воспаленные веки и красные глаза, т. е. у нее нет глазных яблок, а есть красные орбиты без глаз
-Почему Б-Я говорит: — Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!
М пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху
Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Живые оскорбляют мертвых тем, что они живые
Она занимает собой всю избу. «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».
— Но как понимать «нос в потолок врос»? И почему яга занимает всю избу? Ведь она
не великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец. (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп»
— Что Б-Я дала Марьюшке ?
Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента
конец уже предвидится. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает, что он ее достигнет.
3 закон- наличие волшебного предмета
— Перечислите волшебные предметы в этой сказке
— Как вы считаете кот, собака, волк – это волшебные помощники героини или просто её друзья?
Ведь животные обладают особым чутьём на хороших и плохих людей.
Слайд 12 (10)
— А ещё в сказке есть волшебные помощники?
— А своими силами — человеческими, можно это было сделать? Почему?
Герой не может сам, своими силами выполнить сложное
задание (найти жениха) он обязательно обращается за
помощью к волшебному помощнику
4 Наличие волшебного помощника следующий закон волшебной сказки
— Где в сказке мы встречаемся с магическими числами?
— В каких сказках мы ещё встречаемся с магическими числами?
5 Ещё один закон волшебной сказки – наличие магических чисел.
Слайд 13 (11)
— Где нашла М своего возлюбленного? ( В хрустальном тереме)
— Почему именно в хрустальном?
Издавна хрусталю приписывались особые волшебные свойства,
Ведь Финисту предстояло сказочное оживление.
Слайд 14 (12),13,14,15
— Какое чудо помогло его разбудить?
Именно сила любви и есть то чудо, благодаря которому
М прошла все испытания и оживила Финиста.
Она способна совершать чудеса не только в сказках, но и
в настоящей жизни.
— А вы знаете сказки, в которых герои оживляют своих возлюбленных?
— Ребята, те сходства, которые мы проследили в русских народных и авторских волшебных сказках («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Морозко», «Спящая красавица») называются сюжет, а точнее, не весь сюжет, а отдельные сюжетные линии.
— Чем заканчивается сказка?
Оживление и счастливое возвращение домой
6 Это тоже закон волшебной сказки
Слайд 18
— Какими словами заканчивается сказка?
И стали они жить-поживать, да добра наживать .
– Как называются эти строчки? Концовка — такими словами традиционно заканчив. сказки
В любой сказке заложено 2 мотива — либо поиск лучшего (развитие), либо установление гармонии. Рассмотрим скрытые символы и проведем анализ.
Обычно в сказках присутствуют 3 брата или 3 сестры. Мужчина — это всегда символ разума, логоса. Женщина — символ эмоциональной сферы. В цельной личности должно быть и то, и другое. Поэтому братья отправляются на поиски невест — чтобы восполнить недостаток духовной сферы, а сестры ищут мужей — чтобы воссоединится с мудрым логосом.
В сказке про Финиста Ясна Сокола у старика 3 дочери. Две старшие злые и ленивые, младшая — добрая и работящая. Старшие сестры — это негативные эмоции, младшая — возвышенное начало души.
Старик-отец — символ старого разума, нуждающегося в обновлении и в то же время владеющий неким опытом.
Итак, отец отправляется в город и спрашивает дочерей, какие им привезти подарки. Старшие сестры просят ткани и украшения, а младшая — перышко некоего Финиста. Перо сразу относит желание младшей дочери к небесной сфере (птицы — символ неба, духовного начала). Таким образом девушка понимает необходимость развития души, замены старого на новое.
Почему именно младшая дочь оказывается такой мудрой? Потому что она занимается благоустройством дома. Как вы помните из поста о Гестии — для женщины делающей уборку в доме, наведение порядка равно очищению собственных мыслей и избавлению от негативных эмоций.
Отец выполняет поручение младшей дочери лишь с третей попытки. Он никак не может найти перышко. Но однажды он встречает некоего старичка с коробочкой, в которой находится то самое перо Финиста Ясна Сокола. Отец покупает у старика коробочку и привозит дочери. Та открывает ее в свое комнате, и оно, ударившись об пол, превращается в прекрасного царевича.
Старичок, которого встречает отец — символ мудрого опыта. В предыдущем анализе сказок говорилось, что царевич очень часто свергает старого царя или приходит ему на смену. Это символизирует обновление сознания — новый широкий кругозор приходит на смену устаревшему и закостенелому. Но старость это не только что-то отжившее — это еще и жизненный опыт. Не всегда он приходит вместе с возрастом, поэтому царевич так быстро смещает старого царя. Отец девушки — тоже символ старого сознания, но без особой мудрости. Поэтому он долго не может выполнить просьбу младшей дочери — путь в духовную сферу закрыт для узкого сознания. Но встречный старичок — как раз мудрый опыт, поэтому, несмотря на возраст, он не символ отжившего. И именно он смог найти перышко и продать его отцу. То есть он делится мудростью с устаревшим сознанием, поэтому в итоге отец девушек положительный герой.
Коробочка — символ ограничения свободы разума. Младшая дочь, символ эмоционального начала, освобождает разум от ограничений и выпускает из коробочки. То есть дает ему поле для проявления полета мысли, фантазии и творчества.
Перышко — атрибут духовного мира, ударяется об пол — символ мира материального, и превращается в прекрасного юношу. Оно, перышко, смогло принять видимый человеческий образ только после соединения духовного и материального.
Старшие сестры девушки догадываются, что каждый день она тайно общается с Финистом в своей комнате, но застать их вместе не могут — услышав шаги, Финист превращается в сокола и улетает в окно. Тогда сестры решают воткнуть в окно острые ножи. Из-за этих ножей Финист в следующий раз не смог влететь в комнату и сильно поранился пока девушка спала. После этого он сказал — «Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов чугунных изломаешь, трое хлебов каменных съешь».
Окна — глаза дома-сознания. Здесь это окна горницы младшей дочери, глаза ее души. Эти глаза души временно утратили способность видеть из-за действий сестер — так негативные эмоции заслонили добрые чувства и причинили душевные раны. При чем заслонили настолько сильно, что девушка не смогла проснуться. Сон — это туман заблуждений эмоциональной сферы.
Финист пытается достучаться до девушки — как разум пытается разрушить оковы низменных чувств, но только ранит себя и улетает.
В русской сказке девушке, чтобы вновь обрести свой светлый разум — Финиста — нужно пройти долгий путь испытаний.
Три пары железных башмаков — это символ жизненного пути. Тяжелые железные башмаки истоптать непросто. Поэтому предстоит тяжелый путь. Три пары — три сферы — опыта, эмоций и действий. Первая пара — чтобы пройти путь познания своих мыслей, отделить позитивные от негативных. Вторая пара — ппонять, почему позитивные эмоции лучше негативных и выбрать их. Третья пара — путь к Финисту девушки, которая уже готова к этому.
Три чугунных посоха — символ опоры. Первый посох — для того, чтобы обрести просветленное сознание, опираясь на позитивный опыт мыслительной сферы. Второй посох — опора на позитивные чувства. Третий — опора на плодотворные, созидательные действия.
Три каменных хлеба — пища для мыслей, чувств и действий. Хлебы каменные — потому что у девушки тяжелые материальные мысли. Изглодать первый хлеб — значит избавится от мертвого каменного сознания. И одновременно это тяжелый труд освобождения. Второй хлеб — переваривание тяжелых каменных чувств. третий хлеб — пища для поступков.
Как только девушка снашивает первую пару башмаков, ломает первый посох и съедает первый хлеб — то есть завершен первый этап освобождения души — она приходит к старушке, которая дарит ей серебряное донце (элемент для крепления прялки) и золотое веретено, прядущее золотую нить. Старушка — архетипичная мудрая часть эмоциональной сферы. Прялка — это атрибут и подарок небесной сферы, потому что спускаемая с прялки кудель напоминает прядение нити земной жизни, чья душа рождена на небесах. Веретено — символ вращения, спирали, плодотворной преобразующей работы, создающей из бесформенной шерсти золотую нить. Нить, как и веретено, золотая. Золото — ассоциация с солнцем — символом истины. Донце — серебряное, это второй после золота драгоценный металл и ассоциируется с луной. Благодаря фазам луны люди смогли определять категории времени (месяц), наблюдать приливы и отливы и др. Таким образом героиня сидит на серебряном донце — как символе трансформации (фазы луны) и свивает золотую нить своей жизни.
На прощание старуха дает девушке клубочек, который приведет к ее второй сестре. Клубок ниток — это символ путевой нити чистоты, т.к. нить спущена из небесной сферы.
Ко второй старушке девушка приходит, истоптав вторую пару башмаков, сломав второй посох и съев второй хлеб. Она прошла еще один этап. Вторая старушка дарит ей серебряное блюдо и золотое яйцо. Серебряное блюдо аналогично серебряному донцу. Яйцо — символ жизни и одновременно космогонический символ мира, вселенной. Золотое яйцо — символ божественного нетленного бытия. Катаясь по серебряному блюдцу, яйцо открывает картины вселенной души.
Третья старушка — самая старшая и самая мудрая — дарит девушке золотое пяльце и иголочку, которая сама вышивает. Пяльце держит ткань, замыкая круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Душа вышивает иголочкой узоры любви и нежности, радости и щедрости, милосердия и красоты.
Также третья старушка сказала девушке, где искать Финиста. Когда она наконец находит его, то понимает, что он совершенно ее забыл, все время спит глубоким сном и собирается женится на другой. Финист теряет память, выпив волшебного зелья, приготовленного будущей тещей, т.е. погружается в сферу иллюзий и заблуждений. Девушка пытается оживить его память — она отдает невесте Финиста донце и веретено, чтобы побыть наедине с ним. То есть «пускает в дело» золотую нить истины. Но Финист спит очень крепко и пока не слышит голос души. На второй день девушка отдает блюдце и яйцо. Но Финист все еще спит, хотя в нем уже зарождаются сомнения. На третий день в ход идут пяльце и иголочка — способность творить (вышивать) любовь. И все еще Финист не может до конца проснуться, хотя уже говорит во сне. Пробуждает его лишь горячая слеза девушки — слеза души, вынесшей столько испытаний.
Сказка заканчивается свадьбой Финиста и девушки — то есть воссоединеним разума и души, освобожденных из плена иллюзий.
В написании текста частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками».