План сказки о золотом петушке пушкина 4 класс

конкурс постигая творчество любимого писателя методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс составила учитель начальных классов мбоу сош

                      Конкурс «Постигая творчество любимого писателя»    

        Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс

               Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

                                   Головинова Татьяна Михайловна

    Тема:  Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход урока

                                 Экскурсия (выступают дети)

   — Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительную Пушкинскую страну. 178 лет  назад погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает.

 — За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.

—  Какие красивые книги издаются сегодня, неправда — ли? Хочется читать их снова и снова. Мы уверенны, что сказки Пушкина читают, и будут читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

  -На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами жизни и творчества поэта (показывают на книги), иллюстрировали отдельные эпизоды сказок (оформлена выставка рисунков ребят на доске)

 Учитель:

     — У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Одну я помню сказку эту

Поведаю ее я свету.

— Это сказка Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

— Но прежде, чем будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

—   Что запомнилось из услышанного?

—   Кто наказал царя и за что?

– Правильно ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

—  Слушание сказки (аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

— А чем сказка отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана простым, доступным для народа языком)

— Какой вид сказки? (волшебная)  

— Где же в сказке волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

— Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

    — Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

—  В сказке встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и попробуем определить их значение (дети получают карточки,  находят в словаре учебника)

Словарная работа:

Инда – иногда        

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде — где-то

Скопец  — старец

Шеломы  — шлемы

Сарачинская шапка — восточный головной убор

– А как вы думаете, почему царь Дадон  обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож, как со сна, 

Шевельнется, встрепенется, 

К той сторонке обернется 

И кричит: «Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на боку!)» 

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

—  Задания для вашей  самостоятельной работы. ( Раздать  карточки).

Работа в парах:

—  С чего начинается сказка?

 —  Каким был царь Дадон в начале сказки?

— Как золотой петушок предупреждал царя об опасности?

— Как управлял царь Дадон в это время?

— Какую картину увидел царь Дадон на поле сражений?

 —  Каким показан царь, когда увидел мертвых детей?

— Каким вы увидели царя после встречи с шамаханской царицей?

 — Что пообещал царь Дадон звездочету?

— Сколько лет пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

 — Прочитай слова, которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Работа в группе:

— Образ царя Дадона. Почему Пушкин дал царю такое имя – Дадон?

 ( Использование Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)

— Почему был наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами из сказки.

Выявление главной мысли сказки.

— Какой же урок дает Пушкин? В чем основная мысль сказки? А поможет ответить на этот вопрос задание в тетради – стр. 48 задание 3. И для сильной группы – задание № 4.

— Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой вывод вы сделали для себя?

— Так кто же наказал царя Дадона? И за какие качества (возврат к началу урока к вопросу № 2)

Сначала дети отвечают на листочках самостоятельно, потом сверяют запись на доске.

Царь Дадон

  1. Беззаботный, жестокий.
  2. Бездумно совершает поступки
  3. По-настоящему не любит ни страну, ни сыновей

— Каким же должен быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале урока)

|———-|————|————|——————

               удовл.               хор.                отл.

Сегодня вы были все молодцы!

Домашнее задание.

 (Раздать до начала урока – кружочки сильной группе, квадратик средней группе, треугольник слабой)

Задание сильной группе:

— Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

— Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.

Задание средней группе:

Чтение по ролям

Задание слабой группе:

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

— Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной сказкой.

— А завтра у нас будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране. (включить мелодию к песне)

Конспект урока по литературному чтению УМК «Начальная школа 21 века» 4
класс
Тема:  Сказки Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
1.Познавательные УУД:
 Осознавать познавательную задачу;
 Получать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
 Устанавливать причинно­следственные связи, доказывать;
 Умение строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы.
2. Регулятивные УУД:
 Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
 Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной 
задачей;
 Действовать по плану и планировать свои действия.
3.Коммуникативные УУД:
 Умение слушать и понимать других;
 Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной 
задачей;
 Выражать свои мысли в устной форме.
4.Личностные УУД:
 Положительное отношение к учению;
 Готовность преодолеть школьные трудности.
Оборудование: учебник, выставка детских рисунков, иллюстрация замка, 
вырезанные петушки, конверт с заданием
Ход урока
1.Оргмомент
2. Актуализация знаний
В некотором царстве, в некотором государстве
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве (Слайд 1)
­ Что объединяет эти высказывания, где мы с ними встречались?  (в сказке)
­ Сегодня мы с вами будем работать по сказкам.
­ Какие сказки бывают? (народные, авторские)
­ Вы узнаете, кто автор сказки, если ответите на вопрос:
Кто написал сказку? (А.С. Пушкин)
(портрет А.С.Пушкина) (Слайд 2)
Александр Сергеевич Пушкин известен всем и на сегодняшний день не только как 
великий русский поэт и драматург, но и как великолепный прозаик, публицист и 
даже критик.
Родился 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи 
французских гувернеров, благодаря чему у него появились прекрасные знания 
французского языка и необъятная любовь к чтению. С детства он был окружен заботой и вниманием родителей, но особенно заботилась 
о нем его няня, Арина Родионовна, простая крестьянка, которая любила петь песни, 
рассказывать сказки. На основе этих рассказов он создал свои сказки.
  ­На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами 
жизни и творчества поэта, иллюстрировали отдельные эпизоды сказок. Обратите 
внимание, ребята, на выставку рисунков, которые  вы нарисовали.
 (оформлена выставка рисунков ребят на доске)
3.Сообщение темы и целей урока
На нашей выставке нет иллюстраций к сказке, с которой мы сегодня познакомимся, 
но вы сами сможете назвать сказку, если отгадаете загадку: 
«Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу…»(Слайд 3)
­Кто же назовет сказку А.С.Пушкина, где героем является петух?
­Кто может назвать тему нашего урока? (А. С. Пушкин «Сказка о золотом 
петушке»)
­Чему мы должны научиться на уроке?
4.Повторение 
Предлагаю вспомнить сказки, которые вы уже изучили.
У вас на партах лежат конверты, вам необходимо из слов собрать названия сказок. 
(«Сказка о рыбаке и рыбке», 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 
«Сказка о попе и работнике его Балде», 
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне 
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о золотом петушке») (Слайд 4)
­Молодцы!  Хорошо справились с заданием, значит, сказки Пушкина вы знаете. 
5. Изучение нового материала
Предлагаю вспомнить сказку. 
(начинает читать учитель, подготовленные дети продолжают, все остальные следят 
по учебнику.)
6.Работа над сказкой
­ Какой вид сказки? (Волшебная) 
Докажите  (Звездочет ­ волшебник;  золотой петушок говорит; в конце сказки: 
царица исчезает)
­ Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок) (Слайд 5)
­  В сказке встречаются слова, которые не всем понятны. Попробуем определить их 
значение (находят в словаре учебника)
Рать – войско
Звездочет,  мудрец­ тот, кто предсказывал будущее
Темя – часть головы
Стан – место для остановки, передышки
Надгробного кургана – захоронение
Скопец  ­ старец
Шеломы  ­ шлемы Сарачинская шапка ­ восточный головной убор
– Каким представил поэт в сказке царя Дадона?
(высказывания детей)
­ Докажите словами текста, что царь был:
­ задиристым.
 ­ жадным
­ глупым
­ злым
 ­ К кому он обратился за помощью и почему?
­ Какие качества царя мы выявили?
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и 
справедливости? (Петушок)
­ Что вы можете о нем рассказать? (Петушок верный, справедливый)
– Докажите, что петушок был верным царю. Найдите и прочитайте.
– Почему петушок символ справедливости и добра? (В сказках добро побеждает 
зло).
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
  – Когда петушок проявил справедливость? Найдите и прочитайте.
­ Чему учит эта сказка? (Учит совершать хорошие поступки, не быть злыми, 
жестокими)
7.Рефлексия
На доске вы видите замок Добра. Я предлагаю вам написать на петушке, какие 
добрые дела вы хотели бы сделать.  
(зачитать несколько добрых дел вслух и вложить в замок) 
8.Подведение итогов
­ Какой же урок дает Пушкин? 
­В чем основная мысль сказки?
­ Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой 
вывод вы сделали для себя?
­Закончить наш урок хотелось бы словами А.С. Пушкина
 «Сказка­ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!» (Слайд 7)
9.Домашнее задание
Прочитать сказку, нарисовать рисунок (Слайд  8)
10.Самооценка
Оцените свою работу на уроке. 
 (смайлик)

На чтение 7 мин. Опубликовано

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны. В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе. Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Сказка о золотом петушке пушкин

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга. Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Чему учит сказка о золотом петушке

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Смысл сказки о золотом петушке

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца. Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал. Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

О чем сказка о золотом петушке

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина. Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы. Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Смысл сказки о золотом петушке пушкина

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела. После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть». Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

Марина Васильевна, 57 лет, г. Ухта

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Владимир Г., 34 года, г. Нижний Новгород

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Наташа, 12 лет, г. Тобольск

  • План сказки о золотой рыбке 2 класс по учебнику
  • План сказки морской царь и василиса премудрая 4 класс
  • План сказки ночь перед рождеством
  • План сказки находчивый солдат
  • План сказки никита кожемяка