План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение по частям

Тема а.с. пушкин сказка о рыбаке и рыбкецели урока: воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;осознанно, правильно, выразительно

Тема А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

I. Орг. Момент

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Двери шире распахни,

Свежесть утра в класс пусти!

Ночка тёмная прошла,

И заботы унесла.

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

II. Актуализация знаний

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина.

    Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

           Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

           Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

        Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и  папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но  в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.

         Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня — Арина Родионовна Яковлева.   Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.              

Учитель:     Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

      Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

   Посмотрите на слайд. Все ли сказки представлены?

-Какой нет? Именно с этой сказкой мы с вами знакомились.

III. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Цель:

                                                        (        (осознанно читать)

                                                                              ( свои мысли…)

                                                         

                                                       

                                                       

-Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения.

— Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?

— Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?

— зачин (начало)

— троекратный повтор (многократный)

— чудо, волшебство

— положительные и отрицательные герои

— Итак, Я приглашаю в сказку всех!

Пушкин сказал:
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова.

— Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Откройте, пожалуйста, стр.90.

А) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название произведения

— “Сказка о рыбаке и рыбке”

— Из чего ясно, что это сказка.

— Из заголовка

— Что еще можно узнать из заголовка?

— О героях. Рыбак и рыбка.

— Кто изображен на иллюстрации?

— Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.

— Где будут происходить события

— Около моря

— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть — это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение за диктором ( Карандашиком помечаем слова, которые не понятны)

Аудиозапись

1 ЧАСТЬ (стр.90-31)

Словарная работа идет после  чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Вопросы после прочтения.

Где жили старик со своею старухой?

Сколько лет?

Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

Определите тон чтения.

(Спокойный)

2 ЧАСТЬ

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать — звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет

Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба…”)

6. ФИЗМИНУТКА

3 ЧАСТЬ

Чтение по ролям.

Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?

Найдите ответ в тексте.

(» Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки — это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун — чуб

Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.

4. ЧАСТЬ.

Просмотр иллюстраций из фильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, не молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”)

5 ЧАСТЬ

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

Как встретило море?

(Почернело синее море)

Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.

Но что было делать?

Знал, что все равно приведут его сюда силой.

Просмотр иллюстраций из фильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

“ Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей! ”

6 ЧАСТЬ

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

Властолюбие ненасытно.

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы. На время.

А почему народ над старичком насмеялся и говорил

“Не садися не в свои сани! ”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарь. Невежа

7 ЧАСТЬ

Читают дети по учебнику.

Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.

Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).

Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.

(Море)

А.С. Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания

На земле — от корыта до царского сана

На море — от синей безбрежности до черной бури.

Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)

7 Подведение итогов урока.

Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Автор известен

Время создания

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения…

Старинные слова…

Может быть разным (в том числе и современным)

Вид сказки

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Композиция

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Смысл сказки

(главная мысль)

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

V. восстановление сюжетной цепочки сказки:

— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:

Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— А теперь вернемся к началу урока.  -Что значат слова А.С. Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Вот вам подсказка,
И пронесите сквозь года
Вы радость сказки.

Д.З прочитать , нарисовать  иллюстрацию к понравившейся части

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Основные персонажи

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

Популярные сегодня темы

  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)
    Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
  • Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение
    Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора
  • Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение
    Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека
  • Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя
    Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город
  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс
    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Составит план сказка о рыбаке и рыбке

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101

Сюжет произведения

Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.

Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.

Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.

Старик вернулся домой, где стояла его старая изба, а рядом сидела старуха с разбитым корытом в руках. Вот так закончилась эта история.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина, способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развитие умения выразительного чтения, передавая интонацией настроение.

3. Воспитывать доброту, милосердие.

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап.

— Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратиться

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Речевая разминка

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

  1. Актуализация знаний.

— А сейчас проведем небольшую разминку. Я читаю слова, по которым вы должны узнать сказку.

1. Служивый, котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)

2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок. («Гуси – лебеди»)

3. Куманек, окрошка, каша, тарелка, кувшин. («Лиса и журавль»)

Молодцы, ребята!

— Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки? (народные, авторские)

— Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную – народ)

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

— Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

— Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат? (Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)

— Давайте вспомним творчество А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин в детстве. Родился поэт 6 июня 1799 г. В городе Москва.

Родители поэта. Его родители: отец Пушкин Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.

Бабушка поэта. Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.

Няня Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.

Царскосельский лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей.

Пушкин читает стихи. Там он написал первые стихи.

  1. Изучение нового материала.

1. Просмотрите отрывок из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

– Знакома вам эта сказка?

— Назовите главных героев. (Старик, старуха.)

— Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)

Физкультминутка.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чисто тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2. Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки. Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.

3. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 

1 часть

Ветхая землянка — старый дом, вырытый в земле;

Невод — большая рыболовная сеть

Пряла пряжу – крутить нить из волокон

Тина – скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.

Взмолится – просить, умолять

Молвит – говорит

Старче – старик

Откуп — плата;

— Где  жили старик со старухой?

— Сколько лет они жили?

— Какое чудо произошло?

2 часть

Простофиля — глупый, несообразительный человек.

Корыто — большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних дел.

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Какой вам представляется старуха?

— Каким вам представляется старик?

3 часть

Кликать — звать

Разбранила – разругать

— Что попросил старик у рыбки? (Новое корыто)

— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)

4 часть

Воротился – вернулся

Пуще – больше

Бранится – ругается

В корыте много ль корысти – в корыте много ль выгоды, пользы.

— Что теперь захотелось старухе? (Избу)

5 часть

Сварливая баба – ворчливая, склонная к ссорам

Землянка – углубленное в землю жилище

Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из теса, из тонких досок.

Черная крестьянка – простая крестьянка

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

— Была ли рада старуха избе? (Нет)

— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)

6 часть

Вздурилась – без толку рассердиться

Физкультминутка.

Я назову слова, если это слова положительно характеризует человека – приседание, если отрицательно – хлопок над головой.

— добросовестный

— аккуратный

— небрежный

— старательный

— грубиян

7 часть

Душегрейка — верхняя женская одежда для праздников наподобие кофты

Парчовая – плотная узорчатая шелковая ткань

Кичка – старинный женский головной убор

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец

Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб

— Отблагодарила старуха старика?

— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)

— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на шее, золотые перстни, красные сапожки.)

8 часть

Белены объелась – обезумел, одурел

Осердилась – рассердилась

Поведут поневоле – вопреки желанию

— Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною царицей)

9 — 10 часть

Бунтует – возмущается

Царские палаты – большая красивая комната в них жили бояре и цари царевны.

Заморские вина – привезенные из-за границы

Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Вкруг – вокруг

Очи – глаза

Поделом тебе старый – справедливо, заслуженно

Невежа – грубый, невоспитанный человек

— Кем теперь захотела стать старуха?

— Почему это желание испугало старика?

— Выполнил ли он приказ старухи?

— Как изменилась старуха?

— А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?

— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

11 часть

Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе, придворный

Морская владычица – морская царица

Была на посылках – служить кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.

12 — 13 часть

Перечить – возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь — смотреть

— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в глубокое море?

Посмотрите, как постепенно меняется море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха. (Написать на доске)

Море слегка разыгралось Корыто

Помутилось синее море Изба

Не спокойно синее море Дворянка

Почернело синее море Царица

— Почему так происходит?

— Как заканчивается сказка?

Работа в парах.

— Кто является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова, которые характеризуют старика, зеленым цветом. Попробуйте доказать характер каждого героя, примером из текста. (На доске разбросаны карточки.)

Мягкий, властный, добрый, жадный, податливый, неблагодарный.

— Помогите мне подобрать к каждому герою свою характеристику.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)

— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым характером?

— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.)

— Приведите примеры. (Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.)

5. Итог урока.

Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

— А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.)

— Ребята, а чтобы вы попросили у золотой рыбки?

6. Рефлексия.

  1. Если ты успешно справлялся со всеми заданиями, нарисуй человечка на самой верхней ступеньке.

  2. Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – нарисуй человечка на средней ступеньке.

  3. Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – нарисуй человечка на нижней ступеньке.

Домашнее задание.

— Дайте характеристику золотой рыбке. Запишите в тетрадь.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение –

средняя
общеобразовательная школа №2 им.А.И.Покрышкина

ст.Калининской
Краснодарского края

Урок по литературному
чтению

2 класс

А.С.
Пушкин

«
Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа над образами героев сказки.

Урок 2. Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке». Работа над образами героев сказки.

Цель:
формирование 
умения  создавать образы  героев сказки и использования приобретённых знаний и
умений в практической деятельности.

Задачи урока:

   
-развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ,
основываясь на тексте произведения;

   
-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков
правильного, выразительного и осознанного чтения;

   
-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для
успешного существования в социуме.

Планируемые
результаты

Личностные:

§  проявляют интерес
к чтению литературных сказок,

§  проявляют желание
составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

§ 
принимают
и сохраняют учебную задачу;

§ 
контролируют
и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;

§ 
в
конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

§ 
учитывают
разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,

§ 
используют
речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

§ 
определяют
особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,

§ 
описывают
героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,

§ 
сравнивают
героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

§  читают осознанно,
выразительно

§  составляют образы
героев

§  составляют план и
пересказывают текст по плану.

Средства
достижения планируемых результатов:

§ 
технология
критического мышления (приём составления кластера)

§ 
технология
проблемного диалога (создание проблемной ситуации)

§ 
технология
оценивания учебных успехов

§ 
диалоговый
метод

§ 
деятельностный
метод

§ 
метод
моделирования

§ 
средства
ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

1.    
Мотивация
к учебной деятельности.

Регулятивные:— уметь слушать в
соответствии с целевой установкой.

Познавательные:
 уметь
выделять существенную информацию из текста
.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они
учат вас.

    -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.
Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа.
Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. 
Что вы почувствовали, приветствуя
друг друга? (Тепло.)

  
-Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

     —Давайте
сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо

2.    
Актуализация
знаний.

Познавательные:


уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать
и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:


уметь оформлять свои ответы  в устной форме.

  
— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке чтения. Давайте
напомним, как оно называется,  и кто его написал.

 («Сказка
о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкин)                                                                        
         

  
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:

 «Сказка
ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
                                    
Попробуем вместе секрет разгадать,

Что
автор сей сказкой стремился сказать.

  
— Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

(Сегодня
мы поговорим о героях сказки и о том, чему учит нас эта сказка)

   —
Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс
делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За
правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

§  — Где жили старик
и старуха? ( Жили у синего моря в ветхой землянке.)

§  — С чем первый раз
пришёл невод? ( Пришел невод с тиной.)

§  — С чем второй раз
пришёл невод? ( Пришел невод с травой морской.)

§  — Какая труба была
на новой избе старика и старухи? ( Труба была кирпичная, белёная.)

§  — Какие ворота
были в новой избе? ( Ворота были  дубовые, тесовые.)

§  — В чём стояла
старуха дворянка на крыльце? ( Старуха-дворянка стояла в собольей  душегрейке,
парчовой короне.)

§  — Что сделала
старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?  ( Старуха ударила  старика по
щеке.)

§  — Что держит
стража царицы на плечах? ( Держат топорики.)

§  — Что ела за
столом старуха-царица? ( Старуха ела пряник.)

§  — Куда отправила
старуха-дворянка старика работать? ( Старика отправили на конюшню.)

§  — Как встретила
старика старуха-царица? ( Старуха выгнала старика.)

-Теперь
давайте подведем итоги нашей игры и узнаем, чья команда внимательно читала
сказку.

3.Анализ
«сказочных примет».

Коммуникативные
:
умение слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать
собственное; умение строить речевое высказывание

Личностные: учебная
мотивация

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого
высказывания;  устанавливание  причинно — следственные связи;
производить
логические действия, такие как анализ и сравнение.
 выводы в
результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные:  проявление 
инициативности и самостоятельности.

  
— Сказка о рыбаке и рыбке» — народная или литературная? (Литературная, т.к.  у
неё есть автор А.С.Пушкин)

 
-Но мы знаем, что Пушкин записывал  народные песни и сказки со слов няни Арины
Родионовны и во время поездок по России.

  -Найдите
черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём
ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и
обсуждения составляется кластер
).

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке»  и народная сказка
                    

Скругленный прямоугольник: СходствоСкругленный прямоугольник: Различие                                                     


1.     
Зачин

2.     
Повтор

3.     
Волшебный
помощник

4.     
Магическое
число

5.     
Получение
трудного задания, которое  сам герой выполнить не может

6.     
Поучительный
характер

1.     
Стихотворная
форма

2.     
Необыкновенно
богатый язык сказки

   —
Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Докажите свой ответ).

Физкультминутка.

Личностные
УУД:

умение
применять правила охраны своего здоровья

Подвижная
музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания»

 4. Работа над
содержанием сказки, характеристикой её героев.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:


уметь находить ответы на вопросы в тексте;


уметь преобразовывать информацию  из одной формы в другую (составлять ответы на
вопросы);

— уметь осуществлять анализ объектов
художественного произведения с выделением существенных и несущественных
признаков;


уметь определять главную мысль текста;

— уметь осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:


уметь
участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы
и обосновывать собственную позицию;


уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


Вспомним
содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

                                    
Сюжетная  цепочка сказки:

19d943c0b3a4ea1aa6591fe33f81811823

 Постановка
проблемного вопроса?

  
Почему
старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло
ли быть иначе?

  —
Вот он наш главный вопрос.(?)

 Характеристика
героев сказки и анализ их поступков.


Начнем
с героев сказки. Назовите героев сказки.  ( Главные герои: старик, старуха и
рыбка)


Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались?


Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его
очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.


Как вела себя рыбка?


Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?


Почему рыбка стала помогать старику?

— 
Как обращается старик к рыбке в тексте?


Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? ( Старик испытывает стыд,
растерянность, уважение, страх, почтение)

Характеристика
старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)


Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

СТАРИК

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

СТАРУХА


Покажите свои рисунки.

— А
рыбка, какая она, дайте ей характеристику.(
Благодарная, добрая, справедливая.)

Отношение
автора к героям сказки


Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

(Рыбку
– любит, гордится ею, восхищается; старику – сочувствует, жалеет, старуху –
осуждает, наказывает от имени рыбки)

— Давайте
разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так
поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У
нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы
догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

Характеристика
моря.


Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим
последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  —
помутилось синее море

  —
синее море

 — 
видит на море чёрная буря

  —
море слегка разыгралось

  —
не спокойно синее море

  —
почернело синее море


Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что
помогает нам понять – море? ( Море сердится на старуху,  изменяя свой цвет.)

Возвращаемся
к нашей схеме.


Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За
что же так наказала её рыбка?

 (Как
бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за
свою жадность и алчность.)

— А
вы бы хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?


Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не
просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

7. Итог
урока. Рефлексия.

Познавательные:


уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:


уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


Чему учит нас эта сказка?
(Как плохо быть жадным, если ты жадный, ты
можешь потерять всё) 

 -Кому сегодня понравилось на уроке? Кто
об этом уроке расскажет родителям, друзьям.  Если вам сегодня понравилось
работать на уроке, то пусть ваша золотая рыбка плывет по волнам, если вам было
трудно или неинтересно , то уйдет в глубину.

Оцените
свою работу на уроке.

8.
Домашнее
задание (творческое)

Регулятивные:


уметь слушать в соответствии с целевой установкой

 -Нарисовать
рисунок к понравившемуся отрывку, отрывок  выучить наизусть

Паспорт урока литературного чтения во 2 классе.

1. Класс: 2 «Г»

2. Место проведения: учебный кабинет

3.Продолжительность: 45 мин

4.Предмет: литературное чтение

5.Тема: А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

6.Тип: урок чтения и коллективного анализа

Цель:формирование умения у учащихся, выразительно читать вслух, передавать последовательность сюжета и описывать героев произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

7.Задачи:

7.1Дидактические:

— Осуществить контроль умения выразительно читать сказку.

— Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения.

— Развивать умение давать характеристику героев произведения

7.2 Развивающие:

Познавательные УУД:

— Развивать навык осознанного и правильного чтения

-Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Регулятивные УУД:

— Развивать умение осуществлять свою деятельность по плану учителя

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД:

— Развивать умение внимательно выслушивать друг друга

— Развивать умение вести диалог по теме попарно или всем классом

— Развивать умения оформлять свои мысли в устной форме.

7.3Воспитательные

— Способствовать воспитанию уважительного отношения к друг другу.

8. Основной метод: литературоведческий анализ

9. Частные методы:

Чтение про себя

-Чтение вслух

— Беседа

— Характеристика

— Метод похвалы и поощрения

10. Ресурсы урока:

10.1 Дидактическое средство обучения:

10.1.1 Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал

10.1.2 Для учителя: конспект урока, учебник

10.2 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Байгильдиной О.Н. и учителем 2 «Г» класса Камалеевой Дианой Леонидовной.

План урока литературного чтения во 2 «Г» классе

1. Организованное начало урока (1-2 мин)

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

2. Проверка домашнего задания ( 7-8 мин)

2.1 Чтение стихотворений наизусть.

3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (20 мин)

3.1 Подготовка к восприятию (5 минут)

3.1.1 Выставка книг А.С.Пушкина

3.1.2. Беседа

3.2. Первичное восприятие (10 минут)

3.3. Проверка первичного восприятия ( 10 минут)

3.4. Составление цепочки желаний. ( 5 минут)

4. Подведение итогов (5 мин)

4.1 Рефлексия

4.2 Домашнее задание

5. Организованное завершение работы (1 мин)

6. Прощание с детьми

Ход урока литературного чтения во 2 классе

1.Организованное начало урока

1.1 Приветствие

У: Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Алёна Алексеевна. Надеюсь на нашу плодотворную работу сегодня.

1.2Проверка рабочего места

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должен быть учебник, пенал и дневник. Всё отложите на край парты. Тихонько присаживаемся.

2. Проверка домашнего задания.

У:Ребята, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание, выучить стихотворение, даю вам 2 минуты на повторение, после чего, мы приступим к проверке домашнего задания.

Д: (повторяют стихотворения и далее их рассказывают)

У: Молодец, ты хорошо рассказал стих ( анализ и оценивание)

3. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (15 мин)

3.1 Подготовка к восприятию

3.1.1.Беседа.

У: Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

Д: с Александром Сергеевичем Пушкиным

У: Какие его сказки вы знайте?

Д: Сказка о царе Салтане, сказка о попе и о работнике его Балте и т.д.

У: Ребята, посмотрите, как много разнообразных книги здесь представлено. Например, в сказке о царе Салтане, рассказывается о родившемся на свет богатыре, который рос не по дням, а по часам, а вот какие события с ним произошли, вы можете узнать, прочитав эту сказку.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с одной из этих сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». Поднимите руки, те, кто знает эту сказку? Значит, вы сегодня будете активными, я очень на это надеюсь.

У: Посмотрев на название сказки, назовите главных героев?

Д: Да. Главными героями сказки являются рыбак и рыбка.

У. Правильно.

У: Ребята, откройте учебники на странице 90. Полистайте и посмотрите, какая сказка длинная, она не написана сплошным текстом, а разделена на несколько частей. Каждая часть имеет новую картину и рассказывает о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

Д: Рассматривают страницы.

3.2 Первичное восприятие ( 9 минут)

Учительница читает полностью всю сказку.

У: Ребята, сейчас я буду читать сказку, вы будете все внимательно следить и слушать.

3.3 Проверка первичного восприятия (10 минут)

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняю слова и выражения.

1) Читаю первый отрывок и задаю вопросы.

У: Где жили старик и старуха?

Д: в ветхой землянке

У: Что такое ветхая землянка?( дом вырытый в земле)

Д: дом вырытый в земле

— Сколько жили старик и старуха в ветхой землянке?

Д: тридцать лет и три года

У: Тридцать лет и три года, это сколько?

Д: 33

У: Сколько раз закинул старик невод в море?

Д: три раза

У: что такое невод? Как вы думайте?( рыболовная сеть)

Д: сеть

-Какое чудо произошло со стариком, когда он ловил рыбу?

Д: старик поймал золотую рыбку

2) У: Читаю, остальные внимательно следят.

Разбор слов по ходу чтения:

Корысть— выгода, польза

Кликать— звать

Пуще— больше

Браниться— ругаться

Задаю вопросы, после прочтения 2 части

-Как отнеслась старуха к рассказу старика о рыбке ?

Д: она отругала его, за то, что он отпустил рыбку и не попросил у неё выкуп.

-Что теперь захотелось старухе?

Д: Новое корыто

3) У: Читаю 3 часть

После прослушивания идёт словарная работа:

Кликать— звать

Забранила— ругала

Корыто— продолговатый сосуд из дерева, предназначенная для стирки

Море разыгралось— стало более шумным, волны стали более частыми и высокими

Раскололось— сломалось

— Как отнеслась к просьбе рыбка?

Д: Она исполнила просьбу старика

4) У: читаю 4 часть

— Что попросила старуха после нового корыта?

Д: Захотелось новую избу.

5) У: я продолжу читать( 5 часть) , а вы внимательно слушайте.

У: читаю. После прочтения задаю вопросы.

У: Ребята, что попросил старик у рыбки

Д: избу

У: Что ответила рыбка, на просьбу старика?

Д: она сказала, что будет у них новая изба

У: Ребята, какая была новая изба? Опишите её

Д: она была с дубовыми тесовыми воротами

У: Что значит тесовые ворота? ( ворота сделанные из тонких досок)

У: Кем захотела стать старуха?

Д: столбовою дворянкой

У: верно

6) Читаю 6-7 часть

У: Выполнила ли рыбка просьбу старика?

Д: да

У: Во что была одета старуха( столбовая дворянка) ?

Д: Она была в соболей душегрейке, в парчовой кичке, с жемчугами на шее, с золотыми перстнями на руках.

У: Куда отправила старуха, служить старика?

Д: на конюшню

У: верно

7) Читаю 8 часть

У: Кем же захотела стать старуха на этот раз?

Д: царицей

У: Что ответил старик на это?

Д: он сказал ей, ты что белены объелась?

У: Что это означает? ( сошла с ума)

8) Читаю 9 часть

У: Что сделал старик?

Д: пошёл к рыбке и сказал ей о желании старухи

У: Что ответила рыбка?

Д: Будет старуха царицей

9) Читаю 10 часть

У: Что значит печатные пряники? (пряник с отпечатанным рисунком)

У: Что сказал народ старику?

Д: Поделом тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани.

У: Это значит не лезь не в своё дело

10) Читаю 11 часть

У: Ребята, кем захотела стать старуха на этот раз?

Д: владычицой морскою

У: Что значит находится на посылках? ( находится в полном подчинении у кого-либо)

11) Читаю 12-12 часть

У: Исполнила ли желание рыбка?

Д: нет

У: ребята, а вы заметили, как начинается и заканчивается сказка?

Д: одинаково

У: верно. Старуха сидит у веткой землянки, а перед нею разбитое корыто

3.4. Составление цепочки желаний ( 5 минут)

У: Ребята, мы видим с вами, что желания старухи с каждым разом становились всё больше и больше.

У: Давайте с вами составим цепочку желаний старухи. По порядку будем перечислять то, что она хотела заполучить.

У: Какое желание было первым ?

Д: Новое корыто

У: Кто согласен поднимите руки. Верно, это корыто.

У: Что же захотела старуха после нового корыта?

Д: Избу

У: Давайте проверим. Правильно. Молодцы

У: Подумаем, что же было потом? Кем захотела стать старуха в первый раз?

Д: Дворянкой

У: Верно, дворянкой!

У: Ваня, кем была старуха после, дворянки?

Д: Царицей

У: Давайте проверим, прав ли Ваня. Верно- царицей.

У: Я думаю, что потом старуха захотела стать владычицой морскою. Ребята, как вы думайте, я права?

Д: Да.

У: А это желание исполнилось?

Д: нет

У: Вот такая цепочка желаний у нас получилась.

4. Подведение итогов ( 5 мин)

4.1 Рефлексия

У: Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? И кто его автор?

Д: Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин.

У:Какие главные герои сказки?

Д: Старик-рыбак и золотая рыбка.

У: Дайте характеристику старухе и старику

Д: Старуха: злая, упрямая. Старик: добрый, наивный.

У: кем хотела стать старуха?

Д: хотела стать дворянкой, царицей и владычицой морскою

У: Верно.

4.2 Задание на дом.

У: Домашнее задание, нарисовать любого героя данной сказки.

У: Каких героев вы можете нарисовать?

Д: Старика, рыбку, старуху.

У: Да. Думаю, у вас получаться красивые рисунки

5. Организованное завершение работы (1 мин)

6. Прощание с детьми

У: До свидания!

У: До свидания!

  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение климанова ответы на вопросы
  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение перспектива
  • План сказки о мертвой царевне и семи богатырях для 4 класса
  • План сказки о рыбаке и золотой рыбке 2 класс литературное чтение
  • План сказки о золотом петушке пушкина 4 класс