План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение климанова ответы на вопросы

Ход урока примечание i. организационный момент. проверка готовности учащихся к уроку. 1 мин. ii. актуализация знаний. учитель:- с каким произведением
Ход урока Примечание I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
1 мин. II. Актуализация знаний.

Учитель:— С каким произведением мы
познакомились вчера на уроке? Сюжет
какой сказки использовал А. С. Пушкин для
написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?


Сюжет народной сказки.

Учитель:

— Назовите черты народной сказки,
которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

  1. Магическое число «3», троекратные
    повторы.
  2. Волшебный помощник – золотая рыбка
    – помогает слабому герою выполнить
    трудное задание.
  3. Повтор эпизода.
  4. Справедливый конец.

Учитель:

— Кто герои этой сказки?

— Кто волшебный помощник?

— Почему рыбка золотая? Из какого она
мира?

— О каком герое мы говорили на прошлом
уроке? (О старухе.)

— О ком хотели бы узнать подробнее
сегодня? (О старике.)

4 мин. III. Проверка домашнего задания.
Характеристика героя.

Мораль сказки.

Учитель:- Дадим характеристику
старику. Для этого вспомним алгоритм

«5 вопросов герою», который поможет нам
сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

  1. Что делал герой? (Действия)
  2. Каков герой? (Характер)
  3. Зачем он это делал? (Цель)
  4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
  5. Мораль. Кто … (характер), тот … (результат).


(На прошлом уроке дети получили
домашнее задание: подчеркнуть действия
старика.)

1. Действия старика (дети
называют действия, зачитывая
соответствующий отрывок сказки, а
учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со
    старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду;
    долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем
по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют
ученики с помощью учителя). Запись на
доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она
потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить
    справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый
    характером, тот не добьётся
    справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет
    зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний,
    тому всегда придут на помощь.
13 мин. IV. Физ. минутка.

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

2 мин. V. Определение авторского
отношения к герою.

Учитель:

— Ребята, вам жалко старика?

— А как автор относится к старику:
жалеет его или осуждает?


(В результате учебного спора дети
приходят к выводу, что для ответа на этот
вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты…»


Автор ласково называет героя,
сочувствуя ему, жалея его.

Учитель:

— А как бы вы поступили на месте
старика?

4 мин. VI. Выявление сюжетного
построения сказки.

Учитель: — Просмотрите текст сказки
и скажите: почему некоторые строчки
выделены жёлтым цветом?


Это повторяющийся эпизод.

Учитель: — Зачитайте первый эпизод.
Чем он отличается от остальных?


Старик отпустил рыбку, ничего не
попросив.


Учитель: Зачитайте остальные
эпизоды. Чем они отличаются друг от
друга?


Старик просит всё большего и большего
у рыбки по требованию старухи.


Учитель:На доске висят
рисунки к этой сказке, которые вы
нарисовали к сегодняшнему уроку.
Восстановите порядок (2 человека выходят
к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле
землянки.
Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле
землянки.

Учитель: — С помощью рисунков
ребята выстроили сюжетную линию,
цепочку сказки.

Задание для групповой работы: нарисовать
схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали
следующие цепочки:


(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: — Какие ещё сказки имеют
такое же сюжетное построение?

Учитель: — Какая фраза из этой
сказки стала крылатой? Как вы её
понимаете?


Остаться у разбитого корыта, то есть
остаться ни с чем, всё потерять по собственной
вине.

13 мин. Дополнительное задание (если
на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».


1. Учитель:

— Старуха стремится к большей власти –
это хорошо. Почему?


Хорошо, когда есть стремление достичь
большего.

Учитель:

— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё
получаешь в готовом виде, за счёт других,
сам не прикладывая никаких усилий. Тогда
ты не ценишь того, что имеешь.


2. Учитель:

— Старик добрый и покорный – это хорошо.
Почему?

— Это плохо. Почему?

2 мин. VII. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся.

Выставление отметок.

Учитель:— Обнаружили ли мы черты
народной сказки в сказке Пушкина?

— Имеет ли она свою сюжетную композицию?

Выставление отметок.

1 мин. VIII. Домашнее задание.

  1. Подчеркнуть во всём тексте описание
    моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А.
    С. Пушкин описывает море?
  2. Ответить на вопросы в учебнике.
  3. По желанию: нарисовать золотую рыбку.
 

Конспект открытого урока литературного чтения УМК «Школа России
провела Шемякина Любовь Петровна, учитель начальных классов МОУ «Сосновская школа»

Тема урока: Отношение к людям старшего поколения в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Цель: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплочённость семьи – это фундамент благополучия.

 продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

— формировать умение выделять главное.

 воспитывать чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Формируемые УУД.

— относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, басня, загадка, песенка, скороговорка, рассказ.

— прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личную рефлексию.

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн.

— принимать участие в работе группы, сотрудничать друг с другом, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

фронтальная, индивидуальная, групповая.

учебник по литературному чтению, 2 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Голованова М.В.), Интерактивная доска, ноутбук, презентация на тему урока (электронный ресурс)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

— Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.

— Какое оно?

А давайте мы с ним немного поиграем.

— Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и подбросим солнышко – пусть оно посмотрит сверху, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко)

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке литературного чтения?

Начните свой ответ с этих слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы… (Слайд 2)

Чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо?

Мы, ребята, настроились на серьёзную работу

Пусть у нас всё получится.

Каждый урок литературного чтения — это новая встреча с кем или с чем? Продолжите…

Сегодняшний урок не исключение.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя:

— Прочитать интересный рассказ

— Получить много знаний

— Очутиться в какой-то чудесной стране

Вспоминают правила работы на уроке:

— слушать учителя,

стараться

быть внимательными,

не перебивать учителя, товарища.

Продолжают фразу, предложенную учителем:

«Каждый урок литературного чтения — это новая встреча…

— с новыми героями

— с новыми произведениями

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: внутренняя позиция школьника, настрой на положительные эмоции

Регулятивные: умение высказывать своё предположение о предстоящей учебной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные: знание правил поведения на уроке

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

Ребята, у каждого из вас есть на рабочем столе своя скороговорка. Я даю всего полминутки, чтобы вы отработали её чтение и прочитали чётко понятно и быстро с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.

Все читают хором.

Закончили. Тишина.

У кого звук р?

Назови, кто будет говорить дальше.

— Какой звук?

Прочитай с интонацией

Восхищения

Радости

Грусти

Прочитай сердито.

С вопросительной интонацией.

Прочитайте

эти скороговорки по-японски.

— Молодцы.

После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

Ребята, а вы знаете, кто это?

(Слайд 3)

Давайте проверим.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал произведения для детей, поэтому вы и знаете имя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы уже знакомились в этом году

— Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

— Чем же он ещё известен?

— Значит он кто?

Чтение хором

Чтение скороговорок с различной интонацией. Выбор товарища, который будет читать следующую скороговорку.

— Л.Н. Толстой

Ответы обучающихся:

— Он организовал школу, написал «Азбуку»

— Учитель

Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выполнять действие анализа

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, работать в коллективе

III. Выявление места затруднения, постановка темы урока

— А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив следующее задание. (Слайд 4) прочитайте названия четырёх произведений и найдите лишнее произведение. Обоснуйте свой ответ ( Старый дед и внучек, Стрекоза и Муравей, Сказка о рыбаке и рыбке, У страха глаза велики.)

— Назовите тему нашего урока?

— В этом рассказе, о ком речь пойдёт?

— Какие у вас отношения с родными пожилыми людьми?

— Какими они должны быть?

— Какова цель нашего урока?

Дети читают названия произведений, делают выбор произведения, делают обоснование своего выбора.

Определяют тему урока и ставят цель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. «Старый дед и внучек».

Цель урока: определить, какие отношения должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные: выполнять действие анализа

IV. Открытие нового знания

А сейчас мы с вами прочитаем ещё раз название произведения Л.Н. Толстого

«Старый дед и внучек»

(Слайд 6)

— Ребята, вам все слова знакомы?

— Что можно предположить по названию?

— Что с ними может произойти?

Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению (Слайд 7)

— Что можно уточнить?

— Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

— Это современный дом?

Мы с вами выяснили, кто будут героями нашего произведения.

Мы предположили, какие события могут с ними происходить

— А как мы можем проверить?

Откроем 110 страницу учебника и найдём произведение, которое носит наше название. Лев Николаевич жил и творил около 200 лет назад

В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.

— Посмотрите в тексте, есть выделенные слова, значение которых мы должны уточнить?

-Как они выделяются?

С некоторыми словами я вас познакомлю.

— Кто может уточнить значение 1 –го слова (Слайд 8)

Невестка – это …

— В каком источнике мы узнаём значение слов?

Я вам на слайде покажу статью из этого словаря (Слайд 9)

Невестка – это жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа.

А вот ещё одно слово, давайте прочитаем (Слайд 10)

Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды

Слаживать – сладить, хорошо устроить —

мастерить

Выразите своё отношение к ряду утверждений по правилу: «Согласен – Не согласен» (Слайд 11):

Дети заботятся только о папе и маме.

Мамы и папы заботятся только о своих детях.

В семье все должны заботиться друг о друге.

Вывод:

— Какая тема объединяет эти утверждения?

Мы почти готовы прочитать рассказ.

Читают название произведения.

Предположения детей:

— Речь пойдёт о дедушке и о внуке

— Чудесная история

— Что-нибудь они сделали вместе

— Что-то случилось

— Попали в какую-то странную страну

— Жалость к дедушке

— Они были бедные

— Нет. Это русская изба.

— Прочитать произведение

— Нет.

— Слова выделяются голубым и розовым цветом.

Высказывают предположения

— Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.

Дети читают.

Индивидуально выполняют задание

— Семья.

— И о том, что все должны заботиться в семье друг о друге.

Регулятивные: прогнозирование: содержания произведения по заголовку и иллюстрации к тексту.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: умение оценивать ситуации, умение анализировать информацию, отражать свои мысли

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Познавательные: уметь анализировать и делать вывод.

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности

Личностные: проявлять познавательную инициативу, уметь решать возникающую проблему. Познавательные: учиться искать информацию из разных источников. Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции.

V. Физкультминутка

Давайте мы с вами сейчас встанем и проведём физкультминутку.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если сможем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем –

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём мы крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки

И дождались тишины.

Выполняют движения согласно инструкции

Личностные: оценивать важность здорового образа жизни, снятие усталости.

VI. Этап первичного чтения текста

Давайте послушаем произведение.

Я вернусь к нашей иллюстрации, чтобы она нам помогала.

Чтение текста …

Ребята, закройте ладошкой конец текста.

Вы можете предположить, чем закончилась эта история?

Проверьте свои предположения, зачитайте концовку.

У — У истории счастливый конец, теперь мы можем успокоиться и немножко вздохнуть с облегчением.

Высказывают свои предположения

Личностные:   умение читать вслух

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге,

умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь прогнозировать, чем закончиться история

VII. Проверка первичного восприятия

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Сколько героев в этом произведении?

Перечислите этих героев.

Отвечают на вопросы:

— Грустный рассказ

— Обидно за дедушку и т.д. 

VIII. Вторичное чтение текста и его анализ

А сейчас прочитаем текст по цепочке.

Пожалуйста, внимательно следите и думайте, на какие две смысловые части можно разделить данный текст?

— На сколько частей можно разделить текст?

Прочитайте первую часть текста (читает сильный ученик)

Найдите в тексте описание деда и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

-А почему дед уронил и разбил чашку?

— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Правильно ли поступила невестка? Почему? Что можно сказать о характере деда?

— Найдите слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
— Прочитаем вслух вторую смысловую часть текста по ролям.

— Кто может определить тему текста?

— Какова тема текста?
— Какова главная мысль произведения? Докажите.

— Зачем Миша делал лохань?

— Кто подал Мише дурной пример?

— Прочитай, почему родители Миши заплакали?

 Как после этой истории стали относиться к дедушке?

— Это, какой текст?

-А как мы называем поучительный текст?
— Докажите, что это произведение относится к жанру басни.
— Чему научила нас басня Толстого?

Чтение текста по цепочке.

Выборочное чтение.

Отвечают на вопросы.

О семье, в которой живёт старый больной человек

— Поучительный

— Басня

— Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, в котором есть поучение

— Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: уметь грамотно строить речевые высказывания.

IХ. Этап

проверки вторичного восприятия (творческая работа)

Мне хочется узнать ваше личное отношение к главным героям:

По группам составьте синквейн

1 группа о дедушке

2 группа о внуке

Зачитать.

— Ребята, Лев Николаевич, как вы сказали, был не только замечательным великим русским писателем, но и педагогом.

В своих произведениях он внимательным читателям уроки даёт.

— Какой урок Лев Николаевич всем нам дал, и большим и малым?

Давайте прочитаем на слайде, какой же урок даёт нам Толстой?

(Слайд 12)

Вот вы прочитали всё то, что Лев Николаевич Толстой написал нам между строк, он ведь прямо нам не сказал об этом.

Вы молодцы, поняли весь глубокий смысл этого произведения.

Работа в группе: дети распределяют выполнение задания (одни подбирают прилагательные, другие глаголы). Составляют синквейн, зачитывают.

Уважать старших, и заботиться о них.

Дети зачитывают на слайде: « Как ты будешь относиться к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе».

Познавательные: уметь структурировать знание, уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн Коммуникативные: эффективно сотрудничать со всеми участниками группы, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнёра.

Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, выражают свои эмоции, осознание ответственности за выполнение учебного действия.

Х. Домашнее задание Инструктаж по заданию

— А кому бы вы посоветовали бы прочитать эту басню?

Вам задание на дом на карточке. Вы должны обосновать свой ответ, начиная его со слов:

Я советую прочитать басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» потому, что …

Ответы детей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

ХI. Рефлексия

Давайте мы с вами подведём итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке.

— Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке у меня получилось (Слайд 13)

Отлично, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок. Я думаю, что вы не будите совершать таких ошибок, будете уважать и ухаживать за своими родителями. Молодцы, я довольна вашей работой, солнышко тоже улыбается вам.

Продолжите фразу: «На следующем уроке я хотел бы над этим произведением поработать так:…

Дети отвечают на вопросы.

Называют виды деятельности:

— Поиграть в журналистов

Пересказывать

Работать в группе, в паре.

Составлять синквейн.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать собственную деятельность на уроке

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание.

Духовно-нравственное воспитание младшего
школьника на уроках литературного чтения

Николаева Людмила Викторовна
 

Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой 

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в  условиях современного общества.
В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.
Передо мной всегда стоит  проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности.
Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников,
В условиях реализации ФГОС одним из приоритетных направлений  содержания начального общего образования становится духовно- нравственное воспитание детей. 
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания.
В своей педагогической работе я ставлю перед собой  основную цель духовно-нравственного воспитания:
формировать  основы духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Задачи:
-воспитывать в детях доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим;
-воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения, самодисциплину;
-вовлекать младших школьников в исследовательскую и социально-значимую деятельность по заботе и оказанию помощи нуждающимся: пожилым людям, родным, лицам с ограниченными возможностями, детям дошкольного возраста, природе;
быть терпимым, толерантным во взаимоотношениях со всеми;
— побуждать действовать и поступать честно, не на словах, а на деле в повседневной жизни;  избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
-формирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
— ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
 
Воспитание патриотизма, любви к Родине, к культуре русского народа, к красоте родной природы,  к историческим ценностям осуществляется школой, как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Содержание учеников и учебных пособий УМК «Школа России», по которым я работаю, позволяют в полной мере эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания создаются  на уроках литературного чтения. В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. Они подобраны авторами в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.
Добрый, говорят дети, — это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, родных, друзьях, близких, оказывая бескорыстную помощь.
Добрый – это тот, который никого не обижает.
В 1 классе, изучая рассказ «Наше Отечество» К.Д. Ушинского, дети знакомятся с понятиями: Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем работаем над   смысловым значениям рассказа: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет нам не в радость.
В статье В. Крупина «Первоучители словенские» дети приобщаются к русской культуре и традициям, знакомятся с истоками славянской письменности, со словенскими первоучителями Кириллом и Мефодием.   Статья «Первый букварь» знакомит ребят с историей первой азбуки, которую написал и напечатал московский первопечатник Иван Федоров. 
В рассказах В.Осеевой, Л. Платонова, Н. Носова, В.Ю.Драгунского  сопоставляем плохие поступки с хорошими, добрыми делами, лжи противопоставляем честность. Прочитав произведения, прошу детей рассказать, какие добрые дела совершили они,  за какие поступки им было стыдно.              
На уроках создаю атмосферу сотрудничества, так как доброжелательный стиль общения учителя и детей, детей друг с другом, делают их более открытыми, контактными. Дети не стесняются рассуждать, находить подтверждение своим рассуждениям в тексте, сопоставлять,  осмысливать прочитанное, выражать свое отношение к качествам личности героя.
Стараюсь создавать ситуации, чтобы ребенок задумался над своими поступками, их последствиями, как для самого себя, так и для окружающих его людей.
Анализируя поступки героев следующих произведений: Н. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации.
Перед знакомством с рассказом Толстого «Правда всего дороже» работаем с пословицами.

  • Мир правдой держится.
  • Однажды солгал — навек лгуном стал.
  • Правда — свет разума.
  • Шила в мешке не утаишь

Затем идёт беседа по содержанию:
– Какова главная мысль этого произведения? 
– Каким вам представился мальчик? А отец? 
– Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
   (интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)’
Далее идёт анализ произведения:
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
– Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
–  Как поступил мальчик?
–  (Сказал правду).
–  Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
–  Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки следует наказание.
Считаю,  что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья». Произведение С. Маршака «Хороший день» (1 класс) воспитывает уважение и внимательное отношение к другим людям, любовь к близким.
Примером крепкой семьи,  добрых теплых отношений является произведение А.Платонова «Еще мама» (3 класс). Автор затрагивает проблему взаимоотношений матери и сына. Мальчик очень любит свою маму и боится, что без него она заскучает. С такой же любовью и нежностью он относится и к своей первой учительнице, которая для него становится «второй мамой».
Читая  и анализируя произведения А.Платонова «Еще мама», Цветок на земле», «Сухой хлеб» наблюдаем отношения между членами семьи. В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это  главная опора в жизни человека, семья – это достояние, семья – это счастье, семья – это гордость.
Большую роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством  с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (2 класс),  ребятам можно дать задания по группам: нарисовать рисунки на тему «Моя семья», подобрать пословицы и поговорки о семье, подготовить рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный  запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы старики были счастливы?». 
Анализируя произведение, можно задать вопросы:
-Это произведение грустное или веселое? Почему оно вызвало у тебя такое настроение?
— Какой урок преподнес сынишка своим родителям?
— Почему родители заплакали?
— Изменилось ли после этого отношение родителей к старику?
-Модно ли назвать эту историю поучительной?
-Что бы вы посоветовали своим родителям?
-Приходилось ли вам наблюдать ситуации неуважительного отношения к пожилым людям?
— Хотел бы ты  в старости жить в семье, о которой рассказал Л.Н.Толстой?
На этапе рефлексии предложить детям продолжить высказывание:
-Сегодня на уроке я понял, что…
(Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье)
В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. Его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.
Басня Л. Н. Толстого «Два товарища» посвящена теме дружбы. Главная мысль басни состоит в том, что нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде».
Рассказы К. Д. Ушинского: «Худо тому, кто добра  не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно»  способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, чувства дружбы, сопереживания.
Работа с рассказами В.Бианки «Первая охота», Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина «Глоток молока», Е. Скребицкого приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые, по словам М.Пришвина, надо хранить и преумножать.
 Анализируя произведения, опираюсь на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявлять заботу о братьях наших меньших, бережно  относиться к природе. 
В учебниках «Литературное чтение» в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, песенками  формирую у детей такие нравственные понятия, как уважение, доброта,  трудолюбие, любовь к Родине, к природе: «Жить – Родине служить», «Где дружбой дорожат, там враги дрожат», «Без труда хлеб не родится никогда», «Хлеб — всему голова», «Хороша потеха, когда много доброго смеха» и др.
Считаю, что произведения устного народного творчества, произведения русских классиков, басни, былины имеют огромное воспитательное значение.
Высказывание К.Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» говорит о том, насколько огромно значение чтения, так как литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе.
 С этой целью я применяю на уроках современные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технологию сотрудничества). На своих уроках я использую разные виды и формы деятельности: самостоятельные работы, проекты, творческие задания, работа в парах и группах,  игры и игровые ситуации, коллективные творческие работы, иллюстрирование произведений, инсценирование, написание детьми рассказов, сказок и стихов, придумывание вопросов на понимание поступков героев.
Благодаря этому,  обучающиеся учатся сопоставлять свои знания со знаниями других ребят, учатся слушать, отстаивать свою точку зрения, помогают друг другу, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
Важным воспитательным средством моральных качеств личности младшего школьника является  народная сказка. Она не дает детям каких-либо прямых наставлений, однако в ее содержании присутствует нравственный урок, духовный смысл.
 Читая сказку  «Курочка Ряба» подвожу детей к тому, что нужно беречь то, что имеешь, радоваться и ценить то, что есть. Ведь недаром дед и бабка, когда яйцо разбилось, стали плакать.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.
Знакомясь со сказкой   «Теремок» ребята приходят к мысли, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Также главной мыслью сказки можно назвать дружелюбие и взаимопомощь.
Главная мысль сказки «Рукавичка» — свое не теряй, чужое не отбирай.  Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их.
Работая над содержанием сказки “Петух и собака” ребята рассуждают о  том, что дружба должна быть на первом месте, верные друзья справятся с любой бедой сообща.
Народные сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, послушными, вежливыми, старательными, находчивыми, умеющими справляться с чувством страха, преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, вырабатывают стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию.
В сказках высмеиваются такие недостатки, как трусость, жадность, хитрость, безделье, желание легко получить жизненные блага.  Трудолюбие же вознаграждается, поощряется забота о близких, восхваляется мудрость. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает в борьбе со злом, благодаря таким качествам как мужество, стойкость, преданность.
Несмотря на то, что на помощь героям сказок приходят волшебные предметы, они становятся для детей примером для подражания, потому что  добиваются  успеха, преодолевая  трудности, препятствия  благодаря личным качествам – силе духа, смекалке, находчивости, сообразительности, изобретательности и т.д.
Сказки имеют огромную воспитательную ценность, формируют навыки межличностных отношений, способствует развитию эстетических чувств.
Таким образом, содержание учебников «Литературное чтение» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
 
 
Список используемой литературы:
1.Петракова Т. И., Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. — М. : Дрофа, 2004.- 53 с.

  1. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Азбука» часть 1, часть 2

3.Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных  1-4 классы. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2015.
4.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009
5.Макухина Н. А. «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения при изучении произведений Л. Н. Толстого.
6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000, 464 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской  Федерацию – М., 2010.
8.Рувинский Л. И. «Нравственное воспитание личности».

 

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



225

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Краткий пересказ по плану

Старик и старуха 33 года жили в ветхой избушке недалеко от морского берега. Старик занимался рыбной ловлей, а старуха пряла. Пошел дед к морю и пытался выловить рыбу с помощью невода. Но каждый раз безрезультатно, только в последний раз он выловил одну рыбку. Эта рыба оказалась волшебной. Она могла говорить и просила ее отпустить. А за это обещала выполнить все желания. Удивился старик, он никогда не видел таких удивительных рыб. Отказался от выкупа и отпустил рыбку.
Вернулся старик домой и поведал о происшествии жене. Стала она ругаться. Нужно было попросить корыто. Пошел старик к морю, вызвал рыбку и попросил новое корыто. Рыбка ответила, что бы он не печалился, а шел домой, будет ему корыто.

Отправился дед домой, а жена опять недовольна, хочет уже новую избу. И идет он опять к рыбке, стал просить новый дом, ведь старуха опять ругает его. Рыбка упокоила и пообещала все выполнить.

Не узнал старик новый большой дом. А бабка недовольна, опять мужа ругает. Не хочет она быть простой крестьянкой, желает стать дворянкой

И опять идет старик к морю, кланяется рыбке, рассказал о мечте жены стать дворянкой. И опять рыбка обещала исполнить его просьбу.

Старик вернулся, увидел, что вместо дома стоит огромный терем, а жена в дорогой одежде сидит. Закричала она и послала мужа служить конюхом.

Прошло время, опять жена отправляет его к рыбке, теперь хочет стать вольной царицей.

Заплакал старик, но старуха не желает его слушать. Отправился старичок опять к рыбке, просит исполнить новое желание стать царицей.

Рыба снова исполнила волю старика. И стала бабка царицей. Как увидел он ее, в ноги бросился, но жена на него и не глянула, только приказала выгнать. Схватили стражники старика и вытолкали прочь.

Вот прошло две недели, царица отправляет опять деда к морю. И желание у нее теперь новое. Чтобы жить в океане, а рыбка, чтобы ей служила. Не стал старик перечить, отправился опять к берегу. Старик просит рыбку исполнить его просьбу. Желает, чтобы старуха стала владычицей морской, а рыбка прислуживала бы ей.

Махнула рыба хвостом и уплыла.

Не дождался дед ответа, а когда вернулся, увидел свою старую избу и жену с расколотым корытом.

>Также читают: Пушкин >Картинка к сочинению План сказки Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Основные персонажи

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

Популярные сегодня темы

  • Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)
    Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
  • Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение
    Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора
  • Образ и характеристика Аркадия Павлыча Пеночкина в рассказе Бурмистр Тургенев сочинение
    Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека
  • Образ народа в поэме Мертвые души Гоголя
    Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город
  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс
    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Составит план сказка о рыбаке и рыбке

Помогите найти однокоренные слова упр 191 Составить текст 10 предложений о новогоднем празднике. Использовать 3 причастных оборота и 4 деепричастных оборота . Все выделить и обозначить 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!Помогите со 2 заданием.Пожалуйста!!!Срочно! Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. «В лесу» Хорошо в лесу.Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяе мые ударением. «В лесу»Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.1.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 2.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. 2 класс!Срочно!Нужна ваша помощь!»В лесу» Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сос ны нора крота. Жёлтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень. 1.Выполни полный разбор,характеристику 6 предложения. 2.Выпиши из текста слова с безударной гласной:сначала-слова с непроверяемой безударной гласной,затем -слова, проверяемые ударением. 3.Найди слова синонимы :Метель,горячий,въюга,лгать,обманывать,жаркий. Напишите одним словом, каким членом предложения является слово «этот» в предложении 1. (1) Фамилия у нового матроса несколько странная — Фукс, но, зна ете, фамилия — дело наживное, а мне ещё Лом на ушко шепнул, что Фукс этот — клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТ!!! НУЖНО ОЧЕНЬ СРОЧНО!!! Даю 15 баллов!!! 2 предложения на одну схемуНадо сделать все схемы Помагите!!!Сочинение на тему: Моя комната. Напишите пример. Как написать его. Прошу помагите!!! Даю 50 баллов.​ Упражнение 361.Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы, где задание номер 2!

>Сказка о рыбаке и рыбке стр. 100 — 101

Сюжет произведения

Краткое содержание сказки переносит читателей к синему морю, где жили старик со старухой. Тридцать лет и три года дед выходил к воде порыбачить. Однажды в невод попалась волшебная Золотая рыбка. Она умоляла старика выбросить её обратно в пучину, что тот и сделал, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он обо всём рассказал старухе, а та рассердилась на него, что даже не выпросил у рыбки новое корыто.

Пошёл дед к морю, позвал волшебную рыбу и заказал корыто. Та с удовольствием выполнила его желание. Потом жене захотелось новую избу. Опять старик выпросил у рыбки подарок. В третий раз старуха захотела стать столбовой дворянкой в прекрасном тереме. Волшебница и в этот раз выполнила просьбу. А старуха сделала мужа конюхом.

Прошло время, и дворянке показалось мало такой привольной жизни. Она пожелала стать царицей. И этот каприз был выполнен. Потом женщина решила стать царевной морской. Золотой рыбке не понравилась эта просьба, она молча уплыла в синее море.

Старик вернулся домой, где стояла его старая изба, а рядом сидела старуха с разбитым корытом в руках. Вот так закончилась эта история.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • План сказки о мертвой царевне и семи богатырях для 4 класса
  • План сказки о рыбаке и золотой рыбке 2 класс литературное чтение
  • План сказки о золотом петушке пушкина 4 класс
  • План сказки о мертвой царевне и о семи богатырях 4 класс по абзацам
  • План сказки о золотой рыбке 2 класс по учебнику