План сказки о царе салтане 3 класс презентация

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Лучшие проекты по искусству 9 класс «Пушкин — наше всё!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области

Исследовательский проект

«Пушкин — наше всё»

по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»

Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия

Проверил: Головко Ольга Николаевна

г. Углегорск

2018

Введение:

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели проекта:

-Исследовать биографию и творчество поэта.

-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи проекта:

-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Объект исследования:

Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.

Глава № 1

Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров «Пушкин в Царском Селе», картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.

Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.

И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Глава II «Практическая часть исследования»

Глава II «Практическая часть исследования»

Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.

Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.

Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.

Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих

художественных работ.

илюстрация

Заключение:

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

Список литературы

https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Ссылки:

Статья о Пушкине — https://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm

Книги о Пушкине — https://pushkin-live.ru/o_pushkine/

Семья Пушкина — https://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm

Список литературы — https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Приложение 1

Список произведений Пушкина

  1. Поэмы:
  • Анджело
  • Бахчисарайский фонтан
  • Братья — разбойники
  • Гавриилиада
  • Граф Нулин
  • Домик в Коломне
  • Кавказский пленник
  • Езерский
  • Медный всадник
  1. Сказки:
  • Сказка о золотом петушке
  • Жених
  • Песнь о вещем Олеге
  1. Повести:
  • Барышня – крестьянка
  • Выстрел
  • Гробовщик
  • Египетские ночи
  • История села Горюхина
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Метель
  1. Романы в стихах:
  • Евгений Онегин
  1. Трагедии:
  • Борис Годунов
  1. Стихотворения:
  • Александр Радищев
  • Андрей Шенье
  • Анчар
  • Арион
  • Батюшкову
  • Беги, скройся от ночей
  • Бесы
  • Битва у Зеницы – Великой
  • Бородинская годовщина
  • Будь подобен полной чаше
  • Вот здесь лежит больной студент
  • В древние времена при объявлении войны
  • В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
  • В надежде славы и добра
  • В начале жизни школу помню я
  • В пещерах Геликона
  • В раю, за грустным Ахероном
  • В Сибирь
  • В сиянии и в радостном покое
  • В стране, где я забыл тревоги прежних лет
  • Вакхическая песня
  • Вдали ты зришь утёс уединённый
  • Великий день Бородина
  • Весёлый мир
  • Видение короля
  • …Вновь я посетил
  • Война
  • Княгине З.А. Волконской
  • Вольность. Ода
  • Вольтер
  • Ворон к ворону летит
  • Воспоминания в Царском селе
  • Восстань, о Греция, восстань
  • Все в таинственном молчаньи
  • Генералу Пущину
  • Герой
  • Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
  • Город пышный, город бедный
  • Гроб Анакреона
  • Добрый свет
  • Друзьям
  • Если ехать вам случится
  • Есть роза дивная: она
  • Желал я душу освежить
  • Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою
  • Зимнее утро
  • Из Байрона
  • Из Пиндемонти
  • Из Alfieri
  • К вельможе
  • К Лицинию (с латинского)
  • К морю
  • К ней
  • К Чаадаеву
  • Кавказ
  • Как по Волге реке, по широкой
  • Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Клеопатра
  • Когда б не смутное влеченье
  • Когда порой воспоминанье
  • Конь
  • Король ходит большими шагами
  • Краёв чужих неопытный любитель
  • Кривцову
  • Леда
  • Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице
  • Лук звенит, стрела трепещет
  • Любви, надежды, тихой славы
  • Мадонна
  • Меж тем, как изумлённый мир
  • Мне бой знаком — люблю я звук мечей
  • Мне не спится, нет огня
  • Моё беспечное незнанье
  • Моему Аристарху
  • Мой голос для тебя и ласковый и томный
  • Монах и юбка
  • Мордвинову
  • Моя родословная
  • Моя эпитафия
  1. Публикации:
  • Возражение критиками «Полтавы»
  • Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»
  • Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»
  • Заметки по русской истории
  • Заметки по русской истории XVIII в.
  • Замечания на черноморских и донских казаков
  1. Отрывки произведений:
  • Бова
  • Записи народных сказок
  1. Историческое произведение:
  • История Петра
  • История Пугачёва
  1. Пьесы:
  • Каменный гость
  • Маленькие трагедии
  • Моцарт и Сальери

14

Проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Проект для старшей группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Тип проекта:

познавательно — творческий.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина.

Цель проекта

:

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С.Пушкина;

Развитие творческих способностей, фантазии детей;

Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

2.Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.

3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.

4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность проекта:

1 неделя

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Знание сказок, стихов А.С. Пушкина.

Обогащение предметной среды группы.

Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.

Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.

Работа с родителями

Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина;

Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Сказочный образ Царевны-лебедь

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.

В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.

Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.

В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.

Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.

Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.

Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь

Сказочный образ Царевны-лебедь

Прекрасная Царевна-лебедь предстает во всей красе на страницах произведения русского писателя и поэта А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане». Она одна из ключевых персонажей. Красивая и добрая птица оказывается статной девушкой, которую спасает Гвидон от неминуемой смерти в лапах Коршуна-чародея.

Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.

Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.

Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.

Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.

Описание картины «Царевна-Лебедь»

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».

Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод <�…> плывет».

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным.

Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Вариант №2

Михаил Александрович Врубель изобразил на своей поразительной картине «Царевна-лебедь» героиню «Сказки о царе Салтане», написанную Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказочные и фольклорные сюжеты – излюбленная тема творчества Врубеля. Прекрасная девушка на картине была срисована художником с его жены. Мрачная обстановка на картине создает тревожное настроение.

Темные тучи нависли над бездвижным морем. Лишь вдали на горизонте белеет светлая полоса. Девушка-лебедь замерла в ожидании неизвестного. Ее выразительный взгляд будто переносит зрителя в картину: чувствуется запах моря и тихое колыхание волн.

Бледность девушки контрастирует с ее черными волосами и темными большими глазами. Её белое одеяние и светлые лебединые перья на фоне черного неба и моря будто окружают царевну священным ореолом. Она выглядит очень нежной и невинной, во многом благодаря игре света и тьмы на картине.

Девушка одета как невеста. Её изумительная серебряная корона-кокошник, украшенная красивым орнаментом и самоцветами, с плетением из бусин, перстни с драгоценными камнями на тонких пальцах, и фата, расшитая серебряным узором – все говорит о ее высоком происхождении и богатстве.

В сказке заколдованная дева была спасена царевичем Гвидоном от чародея-коршуна. В благодарность она подарила ему город, где сказочный герой стал княжить. Царевна каждый раз разрешала печали Гвидона и помогала ему. А когда молодой князь захотел жениться, лебедь обратилась в красивую царевну. Гвидон полюбил ее, и они обвенчались.

За фигурой царевны-лебедь виден остров с городом, который она волшебным образом построила для своего спасителя за одну ночь. На это место падает солнечный свет, и берег кажется вторым светлым пятном на картине. Город представляется единственным близким и безопасным местом для царевны. Возможно, именно туда она направляется.

Недвижность царевны подчеркивает плавность ее движений. Пушкин описывал ее голос как журчание реки, а поступь словно размеренные движения павлина. Девушка легонько держит край фаты тонкой рукой у самого сердца, нерешительно и будто ожидая чего-то. Кажется, что она сейчас отвернется и поплывет прочь.

Глаза девы невольно приковывают к себе взгляд зрителя. В них таится печаль и некий страх. Невозможно не сочувствовать ей и не желать ей помочь. Царевна обернулась, чтобы обратить на нас взор перед тем, как отправиться в неведомый край. Возможно, она опасается приближения ночи и туч или какого-то врага.

Неизвестно, куда она поплывет – к полоске брезжащего на горизонте света или к берегу острова Гвидона. На мой взгляд, царевна грустит, потому что пришла пора прощаться со своим лебединым обликом и становиться снова царевной. Когда она станет княгиней, не суждено ей больше плавать по морю и сиять в ночной тиши своими белоснежными перьями, белым платьем и роскошной фатой.

Царевна-лебедь – это образ всех русских героинь сказок и былин, собирательное воплощение всех прекрасных женщин. В них есть загадка, ум, нежность, красота, гордость и великая сила.

Экранизации

Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.

В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.


Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.

В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.

Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане

Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.


Царевна Лебедь

Волшебная птица жила на острове Буян, который находится где-то «за морем». К его берегам прибило бочку с заточенными в ней царевичем и его матерью. Встреча Гвидона с Лебедью случилась во время охоты: молодой человек спас пернатую от голодного коршуна, взамен получив обещание ответной помощи.

Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.


Царевна Лебедь и Гвидон

Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.

История создания

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.


Александр Пушкин

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.


Книги «Сказка о царе Салтане»

Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.

Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты
    Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.
  • Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке Одоевского
    Городок в табакерке — сказка выдающегося русского писателя, ученого и педагога В.Ф.Одоевского. Произведение рассказывает об устройстве музыкальной табакерке
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа?
    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение короткий
  • План сказки о рыбаке и рыбке 2 класс 13 пунктов
  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение по частям
  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение климанова ответы на вопросы
  • План сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение перспектива