Рассказы для школьников и студентов все в одном месте
План сказки мужик и медведь
Дата: 01.11.2021 5-а, 5-бтема: журавль и цапля, солдатская шинель - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о
Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б
Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Ход урока
1. Повторение.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С. Пушкин.
Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».
1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля
— Что такое сказка? Дайте определение сказки .
— Какие особенности сказок вы помните?
— Все сказки делятся на три вида, на какие?
2. Изучение нового материала.
2.1. На этом уроке мы подробнее поговорим о бытовых сказках и про сказки о животных. Познакомимся со сказками «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».
Как вы думаете, откуда появилось слово «бытовые»?
От слова «быт». Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.
Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.
В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.
Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.
В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе.
Каковы особенности в этих сказках? Для этого просмотрите видео урок по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=tQaCnVRDpFw
2.2. Делаем выводы:
— Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.
Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.
Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.
«Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!»
Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.
Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:
«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»
Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.
Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?
· 1. В центре сюжета – обычная жизнь.
· 2. Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.
· 3. В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.
То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.
— Сказки о животных – очень древние. При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.
При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…
Самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца», «Коза-дереза», «Медведь и мужик».
В сказке «Лиса и журавль» непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?
Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной. Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?
Итак, какие признаки сказки о животных мы можем выделить?
Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.
3. Домашнее задание. 1. Прочитать сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». 2. Выполнить задание в листе контроля
Выполненные задания прислать до 17:00.03.11.2021
Желаю успехов!
Лист контроля
5 — __ класс ____________________________________________________________
ФИО учащегося
01.11.2021 Литература
Тема:«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Задание 1. Записать ответы на вопросы:
Что такое сказка? Дайте определение сказки _______________________________________
Цель: развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
Задачи:
Развивающие:
развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.);
учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).
Образовательные:
закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
закреплять умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
формировать у детей восприятие изображения на экране;
закреплять умение детей сравнивать предметы (большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;
воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Рыжова Татьяна Сергеевна
Тема занятия: Путешествие по сказке «Три медведя».
Цель: развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
Задачи:
Развивающие:
развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.);
учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).
Образовательные:
закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
закреплять умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
формировать у детей восприятие изображения на экране;
закреплять умение детей сравнивать предметы (большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;
воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап – вводно-организационный, мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: загадки, картинки с изображением героев и их силуэтов. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного интегрированного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема
Путешествие по сказке «Три медведя»
Учебно-методический комплект
Сюжетные картинки, картинки для дидактических игр, чтобы подбирали обобщающие слова: посуда, мебель, учебники «Речевая практика»
Чтение русских народных сказок; показ с использованием ИКТ «Бурый медведь»; обыгрывание сказки «Три медведя» настольного театра; настольная игра «Расскажи сказку»; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.
Используемый материал
Ноутбук, экран, следы медведя, вырезанные из бумаги, листочки из бумаги, посуда, мебель, столы.
Закрепление у детей знания о сказках, развивать слуховое внимание и мышление.
(Сказочная музыка «В гостях у сказки»). (Слайд 1-3)
-Сегодня, ребята, мы пришли в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем.
Сегодня на уроке будем много говорить, поэтому сделаем дыхательную гимнастику.
Цель: учимся управлять речевым дыханием. «Закрытые ворота»
« Жил язычок в своём доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а ворота не открываются. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (учитель показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки всё шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу».
Артикуляционная гимнастика.
Цель: учимся правильно произносить звуки.
Как кричит ворона?
Как жужжит пчела?
Как трещит пулемёт?
Чистоговорка. (2 слайд )
Ло- ло -ло – на улице тепло.
Лу- лу- лу- стол стоит в углу.
Ул- ул- ул- у нас сломался стул.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Повторение пройденного. (3 слайд)
А теперь повторим то, что мы учили на уроках по речевой практике и уже знаем. Слова состоят из звуков.
Предложения состоят из слов.
Текст состоит из предложений.
Сообщение темы и плана урока.
(4 слайд)
Тема урока: «Играем в сказку» Чему будем учиться?
Определять героев,
Играть роль героев,
Оценивать героев сказки,
Передавать содержание сказки,
Оценивать свою работу.
Вернёмся к нашей теме «Поиграем в сказку».
За лесочком на опушке чья-то спряталась избушка. (5 слайд)
-Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы? Отгадайте.
Загадка.
Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.) (6-7слайды)
Эмоционально включает в действие, вовлекает в совместную деятельность.
Поощряет детей к совместной игровой деятельности.
Активизирует знания и представления о медведе.
Показывает последовательность действий.
Сосредотачивают внимание.
Вживаются в игровую ситуацию.
Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес к предстоящей деятельности.
Отгадывают загадки.
Вживаются в игровую ситуацию. Выполняют действия по образцу воспитателя.
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.
2.Основной
Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность
Актуализировать знания детей, развитие мышления.
Развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.
Закрепление у детей знаний и представлений о величине, обобщающих словах (мебель, посуда)
Развитие мышления.
Развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.
В избушке живёт медведь Михайло Потапыч. (8 слайд)
Живёт не один, а со своей семьей.
А кто ещё в семье у Михайло Потапыча?
(Ответы детей).
(На экране появляется картинка Настасья Петровна) (9 слайд)
(На экране появляется картинка Мишутка) (9 слайд)
-Догадались, из какой сказки медведи? («Три медведя».) (10 слайд)
-Почему мишку называют косолапым? (Неуклюжий, ходит, переваливаясь, ставя носки внутрь.)
Физминутка (11 слайд)
-Покажите, как ходят мишки.
(Дети встают и движениями имитируют походку медведей.)
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
(Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, а пчелы налетают,
(«Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку:
(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка!
(Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку».) (12 слайд)-Однажды, медведи пошли в лес, чтобы сделать себе запасы на зиму.
-Ребята, а чем питаются медведи? (Варианты ответов детей).
(На экране открываются картинки с изображением пищи медведя.)
В то время, когда медведей не было дома, к ним кто- то пришел.
(13-22слайды по сказке «Три медведя» Послушаем сказку.)
Беседа по сказке.
-Ребята, что делала Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей).
У вас у каждого на столе картинки с изображением предметов.
— Ребята, помогите мне разобрать посуду и мебель.
(Дети сортируют картинки по двум группам: мебель и посуда).
Поиграем в игры.
Игра «Чей стул? Нарисуй стрелки »
-Ребята, а на чём сидела Машенька? (Ответы детей).
-У Мишутки стульчик маленький, а у Михайло Потапыча — (Большой)
У Мишутки кровать низкая, а у Михайло Потапыча — (Высокая)
У Настасьи Петровны кровать широкая, а у Мишутки — (Узкая)
В избушке живут три медведя: мама, папа, Мишутка. (обращаем внимание на величину)
Детям необходимо распределить правильно все предметы между героями сказки. (Например, большой стул, большую кровать, большую тарелку и большую ложку для папы медведя и т.д.)
Игра «Чьи следы? Нарисуй стрелки»
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.
Индивидуальное обращение к каждому ребенку.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.
Поощряет детей к высказыванию.
Демонстрирует движения по тексту игры.
Поощряет физическую активность детей.
Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.
Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию).
Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем.
Поощряет детей к высказыванию.
Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.
Формулирует проблему, предлагает ее решение. Помогает в решении задачи. Ставит цели индивидуально детям, которые отвечают их интересам и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.
Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес.
Выражают различные эмоции посредством мимики.
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.
Активно играют с персонажем, наблюдая за действиями воспитателя и других детей.
Вживаются в игровую ситуацию.
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.
Сосредотачивают внимание на персонаже, выражают свои мысли, предположения.
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.
Входят в проблему. Проявляют сопереживание герою, выражают различные эмоции посредством мимики.
Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей по решению проблемы.
Активизация речи и мыслительных процессов детей в период решения задачи, располагая детали в соответствии с заданием.
Закрепление знаний и выражение своих знаний и мыслей.
Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми.
Умение работать по образцу, следовать очередности действий.
-Давайте вспомним начало этой сказки. Составьте предложения к картинкам, используя слова, данные в учебнике.
-Назовите всех медведей.
Составление пар слов, по-разному называющих героев сказки (подстановка карточек из Приложения).
Лексическое упражнение на подбор определений к заданному слову:
-Какой Михаил Потапыч (большой, сильный и т. д)
-Какой у него голос?
-Какой Мишутка?
Упражнение на подбор рифмы с изменением силы голоса и интонационной выразительности:
-Как говорил Михаил Потапыч, увидев свой стул (Дети подражают медведю громким грубым голосом)
-Что говорил Мишка о своей миске (Дети подражают Мишке писклявым голосом)
-Как закричали медведи, когда нашли девочку?
Повторение сказки с помощью моделирования. (1-ая часть сказки)
-Как начинается сказка?
Заблудилась девочка.
-И вдруг избушку увидела.
-Вернулись медведи домой.
Кто первый заговорил?
Михаил Потапыч-положите длинную полоску. Почему мы выбрали длинную полоску? (Потому что он самый большой в семье.)
-Потом Настасья Петровна.
-Какую полоску мы выберем (полоску поменьше)
-А какая полоска будет обозначать Мишутку?
Почему (П. ч он самый маленький в семье.)
Рисование персонажей с помощью геом. фигур.
-Теперь давайте попробуем нарисовать трех медведей с помощью кружков. Возьмем большой кружок. Это будет кто? (Михаил Потапыч).
На доске иллюстрации к сказке расположены в произвольном порядке
-Расставьте картинки в нужном порядке, вспоминая сюжет сказки. ( Дети выкладывают картинки, объясняя свои действия.)
Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.
Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей
3.Завершающий, рефлексивно — корригирующий
Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов
Закреплять в речи детей названия обобщающих слов: мебель, посуда; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.
— Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнём.
Физ. минутка.
Ела Маша и пила,
На кроватку прилегла.
И уснула сладким сном.
Тише, тише, не шумите,
Машу вы не разбудите.
-Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.)
Увидела медведей — испугалась.
(Мимикой и движениями показывают испуг).
-Вот мы и прошли с вами до конца сказки.
Молодцы!
-Ребята, а в какой сказке мы с вами были? Любая сказка чему-то учит.
У меня в руках сказочный цветок. Мы будем передавать его друг другу. У кого цветок будет в руках, тот называет цвет и читает качества, которым учит сказка.
Игра «Цветик – Семицветик» (на лепестках написаны качества, дети по очереди называют цвет лепестка и читают).
Добру
Справедливости
Помощи другим
Трудолюбию
Дружбе
Выручать других
Слушаться старших
Честности
Правдивости
Не жадничать
Вежливости
-Запомните эти качества и всегда пользуйтесь ими в жизни!
7. Домашнее задание.
-Дома нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.
Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Выражает признательность от лица персонажа.
Организует, вовлекает детей в совместную физическую игровую деятельность, показывает последовательность действий. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Поощряет детей к совместной игровой деятельности.-
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу воспитателя. Вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий.
Активно играют, отвечают на вопросы.
Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым.
Список используемой литературы:
— С.В.Комарова учебник «Речевая практика», 3 класс. Москва «Просвещение» 2018г.
— М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми».
— Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Играем в сказку. Три медведя.
-Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
-Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. — М. : Аcademia, 2000. — 200 с.
-Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
Использованы ресурсы Интернета
Презентация «Три медведя» с сайта viki.rdf.ru, автор Уставицкая Наталья,художник Сергий Елена
-75%
Сохранить у себя:
Тема урока: Играем в сказку. Путешествие по сказке «Три медведя». (45.33 KB)
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения.
Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).
Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
Ø Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Ø Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Ø Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Ø Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:
Подготовительный этап:
Подбор и изучение методической литературы;
Подбор игр дидактических игр
Составила перспективный план
Разработала циклограмму по теме «Неделя с добром в сердце»
Основной этап или этап реализации
Совместная работа с родителями.
Провела родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план посещений театральных пятниц)
Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.
Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».
Совместно с родителями пополнила библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток ко всем русским народным сказкам по нашему возрасту. Осуществили проект «Книжка своими руками»
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра викторина «В гостяхусказки», «Что?, Где?, Когда?», «В стране добра и зла»
Вместе с родителями устраиваю выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».
На День Матери организовала конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми.
Осуществили проект «Книжка – своими руками»
Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями
Работа с детьми.
В группе прошли ряд развлечений: на День Матери организовали конкурс «Бабушкин пирог» и для всех гостей дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику 8 марта показали сказку «Колобок на новый лад» — сказку переделывали вместе с детьми, к 23 февраля папам рассказали сказку с новой концовкой «Волк и семеро козлят»
Сказка в системе нравственного воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: • как дружба помогает победить зло («Зимовье»); • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); • что злоСказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал отслеживания уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок: диагностика Н.В.Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.
В конце мая планируем провести день открытых дверей в группе, мы подготовили театрализованную сказку «Дом для друзей» по мотивам русской народной сказки «Теремок» с участием всех детей.
Результат :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право. Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Сдерживание влияния России и Китая остаётся основным приоритетом Пентагона. К такому выводу оборонное ведомство пришло после почти девятимесячной ревизии политики по дислокации сил в разных уголках мира. Несмотря на анонсированные на этом фоне планы по укреплению американской военной инфраструктуры на острове Гуам и в Австралии, обзор, проведённый Пентагоном, продемонстрировал, что установленное при предыдущей администрации «расположение сил во всём мире было правильным», говорят официальные лица. Часть этого анализа пришлось засекретить.
Ревизия глобальной дислокации сил, которая стартовала после вступления в должность президента Джо Байдена, подтвердила убеждённость американских стратегов в том, что приоритетными должны оставаться китайское и российское направления.
Комментируя выводы обзора, официальные лица Пентагона заявили, что их ведомство действительно рассчитывает усилить сотрудничество с союзниками и партнёрами в Индо-Тихоокеанском регионе. Это включает в себя укрепление военной инфраструктуры, в том числе в Австралии и на острове Гуам, чтобы эффективнее противостоять КНР.
Двумя месяцами ранее министр обороны Австралии Питер Даттон отмечал, что его страна договорилась с Вашингтоном о расширении американского военного присутствия, в том числе о размещении боевых самолётов на ротационной основе. Кроме того, государства договорились создать совместную материально-техническую инфраструктуру и комплекс технического обслуживания.
Американские официальные лица не раз говорили о существующих проблемах в Индо-Тихоокеанском регионе. Так, занимавший до апреля этого года пост главы Индо-тихоокеанского командования Вооружённых сил (ВС) США адмирал Фил Дэвидсон предупреждал, что США попросту не готовы к опасностям, которые якобы могут исходить от китайских ракет.
defense.gov
«Конфронтационные схемы»
Выход обзора совпал с усилением звучащих в адрес России обвинений по поводу наращивания сил вблизи украинских рубежей. Так, выступая на регулярном брифинге, пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заметил, что американская сторона внимательно наблюдает за пограничной ситуацией.
А что касается численности, я бы не стал сейчас давать оценки тому, что мы видим. Но я могу сказать, что мы продолжаем видеть передвижения, мы продолжаем видеть увеличение их (российских. — NEWS.ru) сил, — отметил представитель оборонного ведомства. — Я, конечно, не могу говорить об их намерениях, но мы по-прежнему считаем, что любые эскалационные или агрессивные действия вызовут большую обеспокоенность не только у США, но и у наших союзников и партнёров на Европейском континенте.
В связи с этим неудивительно, что вопрос об усилении «восточного фланга» НАТО был затронут военным обзором. Комментируя обнародование документа, и. о. заместителя помощника главы Пентагона по политическим вопросам Мара Карлин заметила, что анализ ведомственной политики доказал, что на европейской арене Вашингтон должен сохранить акцент на необходимости «сдерживать российскую агрессию».
Москва эти обвинения отвергает. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил 30 ноября, что американской стороной в регионе «внедряются откровенно конфронтационные схемы». При этом Россию упрекают в милитаризации «те страны, которые стягивают на наши границы в том числе войска и военную технику в огромных количествах».
Впрочем, возможно, обзор глобальной дислокации американских сил Россию беспокоить не должен. В частных разговорах высокопоставленные чиновники Пентагона, которых цитируют западные СМИ, преуменьшили вероятность каких-либо радикальных сдвигов.
Сергей Булкин/NEWS.ru
На восточном фронте без перемен
По словам этих же официальных лиц, команда Байдена сочла необходимым пересмотр дислокации из-за недоверия к подходам, которые практиковал предыдущий президент США Дональд Трамп. Предшественник нынешнего главы Белого дома также считал Россию и Китай приоритетными «угрозами», однако с большим скепсисом смотрел на необходимость сохранения традиционных трансатлантических связей.
Часто происходило обесценивание вклада и коммуникации союзников и партнёров, что подрывало авторитет США и с трудом завоёванное доверие, — характеризуют источники AFP президентство Трампа.
Тем не менее обзор Пентагона показал, что радикально менять свою линию Вашингтону не нужно.
В совокупности мы поняли, что расположение сил во всём мире было правильным, — заявил один из высокопоставленных источников Wall Street Journal.
Опрошенные же журналом Breaking Defense аналитики и вовсе говорят, что подобная ревизия, инициированная оборонным ведомством, никогда не приведёт к серьёзным изменениям в глобальном размещении войск из-за ресурсоёмкости такой «перенастройки».
Тем не менее часть обзора всё равно осталась засекреченной, чтобы «не давать противникам каких-либо преимуществ».
Как заявил в разговоре с NEWS.ru военный эксперт Юрий Лямин, фактически Байден делает то, что во многом хотел сделать Трамп, однако «не мог завершить из-за нехватки времени или того, что его импульсивные тактические решения временами противоречили стратегическим целям».
Политика Байдена в этом плане отличается большей планомерностью. США частично сокращают военное присутствие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, при этом усиливая свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и — в меньшей степени — в Европе.
Юрий Лямин
военный эксперт
Процесс происходит не очень быстро, однако всё равно отражает смещение основных приоритетов США на противостояние в первую очередь с Китаем и во вторую очередь с Россией, подытожил собеседник NEWS.ru.
Авторы: Путятина Елена Сергеевна, Нигометзянова Любовь Александровна Должность: учитель-дефектолог, воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Глазов Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект занятия знакомство с удмуртской сказкой «Мужик и медведь» Дата публикации: 27.09.2021 Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25»
Конспект занятия
знакомство с удмуртской сказкой «Мужик и медведь»
Составили и провели:
Нигометзянова Л.А.,
воспитатель, первой квалификационной категории
Путятина Е.С.,
учитель – дефектолог, первой квалификационной категории
г. Глазов, 2020 г.
Цель:
знакомство детей с устным народным творчеством удмуртского
народа.
Задачи:
— Помочь зародить в дошкольниках интерес к культуре своей «малой
родины», посеять первые зёрна любви к ней;
—
Познакомить
дошкольников
с
удмуртским
фольклором
(сказкой),
удмуртским словом «уром»;
—
Обогащать
словарный
запас
детей,
формировать
грамматически
правильный строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу,
отвечая на вопросы воспитателя;
— Закрепить обобщающие понятия овощи, вершки, корешки.
— Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», печь, картофель.
Словарная
работа:
«уром»
—
друг,
приятель,
товарищ,
«вершки»,
«корешки».
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Вершки и
корешки».
Ход занятия:
(Детей встречает воспитатель в удмуртском костюме хозяйки, и
учитель — дефектолог в костюме Лапшо Педуня).
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришел Лапшо
Педунь. А вы знаете, кто это такой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это герой удмуртских сказок. Он сегодня к нам
пришел рассказать
о нашем родном крае — Удмуртии, и познакомить с
удмуртской народной сказкой «Мужик и медведь».
Лапшо Педунь: Ребята, вы знаете, что означает слово «Уром?
(Ответы
детей)
Лапшо Педунь:
Запомните, удмуртское слово «Уром» переводится как
(приятель, товарищ, друг).
Это слово встретится в сказке «Мужик и медведь», которую я вам сейчас
расскажу.
Удмуртская сказка «Мужик и медведь».
В давние — то времена удмурт жил в лесу с медведем. И медведь
завидовал соседу, который вечно сеял и жал, сеял и жал. Однажды он не
вытерпел.
— «Послушай, уром», — сказал лохматый, — «давай вместе сеять?».
Сговорились они репу сеять.
Человек спросил:
— «Уром, а что ты возьмешь: вершки или корешки?».
Медведь ответил:
— «Мне сгодятся вершки».
Удалась репа. Корешки величиной с чашку. И вершки лучше некуда.
Земли не видно – так густы.
Пришла осень. Начали собирать урожай. Человек таскает и таскает свои
корешки. Совсем запарился. А медведь попробовал, погрыз вершки –
сплюнул, больно горьки. И, рявкнув досадливо, завалился на зиму в берлогу.
По второй весне срядились они сеять овёс.
— «Ну, теперь – то, я возьму корешки», — сказал медведь.