Организация: ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск
Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск
Капитан Елена Геннадьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя России Сергея Анатольевича Хихина г.о. Чапаевск Самарской области
Целевой компонент
Тема
Русская народная сказка «Мужик и царь»
Образовательная цель
Формирование читательской культуры личности, развитие критического мышления
на основе осмысления нравственного содержания и смысла сказки.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
Личностные: понимает нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков
окружающих людей.
Метапредметные: работает с текстом и понятием, планирует деятельность, осуществляет
рефлексию.
Предметные: даёт характеристику героев сказки; выразительно её читает; находит в тексте
особенности бытовой сказки.
Программные требования к образовательным результатам
- Ученик научится различать художественные произведения разных жанров; читать
со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, определять героев,
события, их последовательность, задавать толстые и тонкие вопросы по содержанию,
давать полные ответы.
- Ученик получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные
ценности художественного текста и высказывать собственное мнение; определять
позиции героев текста, позицию сочинителей.
Содержательный компонент
Программное содержание
Русская народная сказка, характеристика героев, характер.
Мировоззренческая идея
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Ценностно-смысловые ориентиры
Достоинство. Честь. Культура.
План изучения учебного материала
- Чтение.
- Анализ текста.
- Вопросы тонкие и толстые.
- Сравнительный анализ героев сказок. Синквейн.
Основные понятия
Русская народная сказка, характеристика героев, характер, антонимы, синквейн.
Основные законы, закономерности
Структура сказки = зачин + основная часть + концовка.
Имена видных деятелей
Петр I
Организационно – деятельностный компонент
Тип урока
Урок открытия новых знаний, умений и навыков.
Форма урока
Урок – диспут.
Образовательная технология
Формирование смыслового чтения
Оснащение урока
Ноутбук (интернет), проектор, интерактивная доска, презентации к уроку, модульная система PROClass.
учебник,
Место проведения урока
Учебный кабинет
Мизансцена
Традиционная
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Не требуется
Домашнее задание
Разноуровневое по выбору:
- Необходимый уровень. Выразительное чтение сказки.
- Повышенный уровень. Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке.
Проверка целей
Синквейн
Результативный компонент
Рефлексия
1.Личностная рефлексия — анализ своего настроения «Большой палец».
3. Коммуникативная рефлексия «Лестница успеха»
4. Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ПОР
1.Организационный момент (1,5 минуты)
Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц.
Презентация (слайд 1)
Приветствует учащихся.
Беседует о настроении.
Личностная рефлексия — анализ своего настроения
«Большой палец» (Приложение 1.)
Презентация (слайд 2)
Настраивает на урок.
Проверяет готовность к уроку.
Заходят в класс под музыку.
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.
(Концентрируют внимание)
Показывают настроение.
Личностные: Размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, настроение.
2.Проверка домашнего задания
(5 минут)
Презентация (слайд 3-14)
Презентация (слайд 15)
Задаёт вопросы:
— Какую сказку вы читали дома?
(русская народная сказка «Находчивый солдат»)
Предлагает выполнить тест, используя модульную систему PROClass.
— Каким был солдат? Дайте характеристику.
— Какой из героев существовал на самом деле?
— Что вы узнали про Петра I из дополнительных источников?
— Каким был Петр I? (запишите на доске)
Отвечают
Работают с пультами, отмечают правильный ответ.
Высказываются, опираясь на собственный опыт и знания полученные ранее.
Рассказывают, что узнали о жизни и правлении Петра.
Выписывают на доске:
Умный
Справедливый
Честный
Хитрый
Познавательные учебные умения: используют знания полученные из справочников, энциклопедий.
Личностные: проявляет интерес к изучаемому материалу, применяет приобретенные навыки в практической деятельности.
3.Физ. минутка
(0,5 минута)
Презентация (слайд 16)
(Приложение 2)
Проводит гимнастику для глаз.
-Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.
Выполняют гимнастику.
4.Постановка учебной задачи. (2 минуты)
Целеполагание и мотивация.
Презентация (слайд 17)
Мотивация
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока.
— Во время физ. минутки я называла антонимы.
— Придумайте антонимы к словам, которые вы выписали на доске.
— Посмотрите на антонимы.
— Как вы думаете, какую подсказку я вам дала?
Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы познакомимся.
Рассуждают, анализируют, делают выводы.
Определяют тему урока.
Ставят цель урока, его задачи.
Метапредметные результаты: овладевает способностями ставить цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.
5.Знакомство с произведением
(12 минут)
(Презентация – слайд 18-19)
Проверка первичного восприятия
Презентация (слайд 20)
Презентация (слайд 21)
Представляет сказку:
— Русская народная сказка «Мужик и царь»
— Как вы думаете, о чем сказка?
Словарная разминка:
Горе мыкать
Кликнуть клич
Попытать счастья
Знакомит с трудными словами:
Целовальник
Харчи
Матерый
Просит прочитать сказку разными способами:
- «Цепочкой»
- Чтение с остановками
- Чтение по ролям
- Чтение про себя
- Чтение вслух
Стимулирует вопросно-ответную работу.
— Понравилась ли вам сказка?
— Кто главный герой? Какой он?
— Что удивило вас?
— Какого царя вы увидели в этой сказке?
— Как вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю?
— Докажите текстом свое мнение.
— Работаем в парах. Задайте друг другу по одному тонкому и толстому вопросу
по содержанию сказки.
Отвечают на вопрос, опираясь на собственные предположения.
Отвечают на вопрос, опираясь на собственные знания.
Находят в учебнике объяснения, читают.
Читают сказку, предполагают, что будет дальше.
Отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.
Находят ответы в учебнике.
Придумывают вопросы, задают их соседу по парте, слушают ответы и оценивают их.
Познавательные учебные умения: прогнозируют содержание сказки до чтения.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.
6.Анализ сказки
(5 минут)
Презентация (слайд 22)
Стимулирует вопросно-ответную работу.
— Каким был мужик до того, как отправился к царю?
— Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке?
— Можно его назвать жадным?
-Каким стал мужик в конце сказки?
Какие черты характера помогли ему?
— А каким оказался царь?
— Что бы вы ему посоветовали?
-Какому герою вы симпатизируете? Почему?
— Над кем посмеялись сочинители сказки?
Предлагает рассмотреть иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника.
— Какой эпизод передаёт это изображение?
— Почему вы так решили?
— Приведите пример из текста?
Ребята высказывают свое мнение, отстаивают его, доказывают, спорят.
Рассматривают иллюстрацию, находят подпись в книге.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
7.Физ. минутка
(0,5 минута)
Презентация (слайд 23)
(Приложение 2)
Проводит физ. минутку в стихотворной форме с движениями.
Выполняют движения.
8.Обобщение
( 10 минут)
Презентация (слайд 24)
Презентация (слайд 25)
— Теперь мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она?
— Почему она бытовая?
— Какова структура сказки? Найдите зачин, концовку, прочитайте.
— Какой еще признак сказки вы увидели?
— Найдите в сказке пословицу?
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Предлагает составить «синквейн», пользуясь учебником.
Определяют вид сказки, ее структуру, находят зачин и концовку, замечают, что мужик три дня рассказывал сказку.
Объясняют пословицу, предполагают, когда можно эту пословицу применить, в какой ситуации.
Составляют «синквейны»
1 вариант: царь из сказки «Находчивый солдат»
2 вариант: царь из сказки «Мужик и царь»
3 вариант: солдат из сказки «Находчивый солдат»
4 вариант: мужик из сказки «Мужик и царь»
Зачитывают свои варианты.
Коммуникативные учебные умения: участвует в беседе о прочитанной сказке, выражает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;
оценивает поведение героев с точки зрения морали, формирует свою этическую позицию;
высказывает своё суждение об оформлении и структуре произведения.
Универсальные учебные действия: сравнивает героев произведения;
формулирует и высказывает своё впечатление о прочитанной сказке и героях;
слушает и читает, понимает прочитанное.
9.Итог урока
( 1 минута)
Презентация (слайд 26)
Подводит итог уроку.
— С каким чувством уходите с урока?
— Чему научила вас эта сказка?
— Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
Благодарит ребят за работу на уроке.
Ставит оценки.
Подводят итог урока, находят главную мысль сказки, размышляют о себе и своем опыте.
Личностные результаты: осознает важность чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
осмысливает значимость литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознает значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
10.Рефлексия
(2,5 минуты)
Презентация (слайд 27)
(Приложение 1)
Интеллектуальная рефлексия «Радуга успеха»
Выражают собственное мнение о полученных знаниях.
Начинают со слов:
Сегодня я узнал….
Теперь я точно умею…
Я смог научиться…
Мне было трудно…
Я захотел узнать…
Меня удивило…
Мне было интересно…
Личностные: размышляет, анализирует самого себя (самоанализ), анализирует собственное состояние, дает самостоятельную оценку своей деятельности.
11.Домашнее задание по выбору (разноуровневое).
(0,5 минуты)
Презентация (слайд 28)
Звучит песня «Песня о сказке» С. Никитин — Ю. Мориц.
Предлагает разноуровневое задание на выбор.
- Необходимый уровень.
Выразительное чтение сказки.
- Повышенный уровень.
Найти пословицы, которые подойдут к этой сказке.
Личностные: обосновывает ценность и значимость для себя лично, определяет свой уровень подготовленности к предмету.
Палец — большой вверх для положительный настрой, вниз — для отрицательного.
Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.
Полный текст статьи см. приложение
Золотой Башмачок краткое содержание
1) Жили-были старик со старухой, у них было две дочки. Старшую дочь они любили и баловали по-всякому, а на долю младшей доставались только упреки и ворчание. Больше всего не любила младшую дочку именно старуха-мачеха.
2) Старик купил на рынке двух рыбок своим дочерям. Старшая дочка съела рыбку, а младшая свою пожалела и отпустила. Рыбка оказалась волшебной Золотой Рыбкой и решила отблагодарить девушку.
3) Рыбка магическим образом помогает девушке с домашними делами, а ее отправляет сходить в церковь. Случается так, что в эту же церковь заехал молодой царевич, которому сразу же понравилась красивая девушка.
4) Он кинул смолы ей под ноги, чтобы задержать, в результате один башмачок девушки прилип и царевич забрал его себе.
5) Он стал искать девушку, ездя по разным местам и примеряя золотой башмачок, и наконец нашел ее.
Краткое содержание сказки «Заклятый царевич» для читательского дневника 5-6 предложений:
- Купец получает наказы от дочерей привезти обновки, а от младшей цветочек.
- Купец находит нужный цветок в роскошном дворце и срывает его
- Змей трехглавый требует отдать ему того, кто первым встретит купца
- Младшая дочь отправляется к змею, живет во дворце и змей отпускает ее домой с уговором вернуться к вечеру.
- Младшая дочь задерживается на сутки и находит змея мертвым
- Она целует змея и тот превращается в красавца-царевича.
Краткое содержание сказки «Заклятый царевич» читается за 3 минуты:
Отправляясь в путешествие отец купец спрашивает у дочерей, что привезти им в подарок. Старшие дочери просят обновки, а младшая чудесный цветок. Нигде не может найти цветка купец, но возвращаясь видит этот цветок в пустом дворце.
Только срывает купец цветок, как появляется змей трехглавый и в обмен на жизнь купца требует, чтобы от отправил к нему того, кто первым встретит купца дома.
Это оказывается младшая дочь, которая и отправляется к змею
Дворец ей очень нравится и исполняет ее желания. Вечером прилетает змей и ложится у дверей, на следующий день у спальни, на третий день ложится к младшей дочери в постель.
Змей разрешает дочери проведать отца, но требует чтобы та вернулась к закату солнца.
Старшие дочери полны зависти, слушая рассказы младшей и уговаривают ее задержаться на один день.
Когда младшая дочь приезжает к змею, то находит его мертвым от горя. Она целует змея и тот оживает и превращается в царевича и они венчаются.
Жили на свете семеро братьев, и всех звали Симеонами. Дружные они были, все делали вместе. Но был у каждого особый талант. Первый был кузнец, второй — силач, третий мог увидеть все, что есть на свете, четвертый строил корабли, пятый был купцом, шестой умел плавать под водой, а седьмой был вором. Прослышал царь об их способностях, и задал братьям задачу — привезти из-за моря прекрасную царевну.
Приплыли Симеоны к острову, где царевна жила, вошел младший к царевне в доверие и заманил хитростью на корабль. Симеоны с помощью своих способностей ушли от погони, и привезли царевну царю. За это царь одарил братьев милостями — деньгами, землей и правом торговать без пошлины.
План сказки может быть таким:
- Семь братьев — семь работников;
- В царских палатах;
- Поездка за царевной;
- Возвращение и царская благодарность.
- Пустая деревня. По пути домой набрел солдат на пустую деревню, всех жителей которой съел змей. Один старик остался, сидит, плачет и змея ждет.
- Встреча со змеем. Сообразительность и солдатская смекалка помогли солдату обхитрить змея. Вместо того, чтобы съесть его, змей предложил им побрататься.
- Обед змея и солдата. Опять, проявив свой хитрый ум, солдат не выказал никакой слабости перед змеем. Но так как он не мог выполнить ни одно из поручений змея, повернул все так, как будто змей все хочет делать по-своему, а с его, солдата, желаниями не считается.
- Змей повез солдата в родную деревню.
- Встреча с ребятишками: солдат напугал змея, сказал, будто ребятишки собираются его съесть. Змей бросил солдата и улетел. И больше никогда не разорял деревни.
Краткое содержание сказки «Птичий язык» для читательского дневника в 5-6 предложений:
- Мальчик Василий рассказывает, что соловей предрекает, что они станут служить ему.
- Купец и купчиха отправляют мальчика на лодочке, но его спасает корабельщик
- Мальчик предупреждает того о шторме, а потом о разбойниках
- В городе Хвалынске Василий рассказывает царю о чем говорят вороны и тот от ворон избавляется
- Василий становится супругом царевны
- Василий случайно встречает родителей и те служат ему, как и предсказано.
Теперь краткое содержание сказки «Птичий язык» которое читается за 3 минуты:
У купца и купчихи был сын Василий и соловей, который пел. Мальчик был очень умным и разбирал язык птиц. Он сказал, что соловей поет о том, что когда-нибудь родители, станут ему прислуживать
Не понравилось это купцу с женой и они посадили ребенка в лодку и пустили ее по волнам. А с Василием и соловей улетел.
Лодку поймал корабельщик и взял мальчика с собой. Однажды Василий услышал как соловей поет о буре и сказал корабельщику, но тот не поверил и буря потрепала корабль. Во второй раз Василий предсказал 12 судов разбойников и корабельщик избежал опасности.
Приплыли они в город Хвалынск и Василий узнает, что царя донимают три ворона. Он решает избавить царя от ворон. Приходит во дворец, велит открыть окно и слушает что говорят вороны.
Оказывается ворон-отец и ворона-мать не могут решить с кем быть вороненку. Царь сказал, что с отцом и ворону разлетелись.
Царь оставил Василия у себя и когда мальчик вырос женил его на своей дочери.
Через много лет, Василий, проезжая через когда-то родной город, остановился на постоялом дворце и родители мыли ему руки и ноги. Потом они узнали друг друга и все были счастливы.
Арзяева Елизавета 2 «А»
Класс: 4
УМК: «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Э.Э. Кац
Тип урока:
Тема: былина «Илья Муромец» (в сокращении)
Цель:
- Образовательная: создать условия для:
— знакомства с новым жанром русского фольклора «былина»;
— ознакомления детей с былиной «Как Илья из Мурома богатырем стал»;
— формирования умения выделять важнейшие признаки былины, вызвать желание читать былины.
- Развивающая:
— начать развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;
— начать развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин
— продолжить развитие культуры речи.
- Воспитательная:
— воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности;
— воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.
УУД:
- Личностные УУД: соблюдение правил поведения в процессе коммуникации с другими.
- Регулятивные УУД: научить учащихся осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности, пользоваться библиотекой, дополнительной литературой; сравнивать богатырей и сказочных героев, давать характеристику былинным героям.
- Коммуникативые УУД: участие в учебном диалоге, творческое выражение своих мыслей на основе прочитанного.
- Познавательные УУД: научить отличать новое знание от уже известного, формулирование выводов.
Ход урока
- Организационный момент.
Цель: создать условия для мотивации к учебной деятельности.
УУД:
Учитель: Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир да согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.
- Актуализация знаний
Учитель: для вас у меня подготовлена викторина.
(Презентация с вопросами викторины)
(Ученики отвечают на вопросы викторины)
Вопросы:
1. Жанр устного народного творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего (загадка).
2. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил (сказка).
1. Весёлое произведение устного народного творчества, служащее для забавы, потехи детей (потешка).
2. Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (считалка).
1. Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (скороговорка).
2. Законченное краткое изречение, выражающее житейскую мудрость народа (пословица).
Учитель: молодцы, справились с моей викториной. С каким жанром устного народного творчества мы знакомились на прошлых уроках?
Ученик: на прошлых уроках мы знакомились с таким жанром устного народного творчества, как народные сказки.
Учитель: а, какие народные сказки мы читали на прошлых уроках?
Ученик: мы читали сказки «Портной и царь», «Мужик и царь», «Находчивый солдат».
Учитель: кто является автором народных сказок?
Ученик: автором народных сказок является народ.
Учитель: а, почему именно народ?
Ученик: потому что сказки передавались из уст в уста. Каждый рассказчик мог что-нибудь изменить в сказке, так создавались новые сказки.
Учитель: верно, а сегодня мы будем знакомиться с новым для нас жанром устного народного творчества – былинами. Давайте прочитаем в словаре Ожегова значение слова «былина».
Ученик (читает): Былина – русская народная эпическая песня-сказание о богатырях.
Учитель: былины рассказывали о подвигах богатырей. А как вы можете охарактеризовать богатыря?
Ученик: богатырь смелый, сильный, отважный, добрый, большой, спасает слабых. У него есть большой меч, копье и щит, есть боевой конь.
Учитель: хорошо, откроем стр. 85 нашего учебника. Кто знает, что это за картина? Как она называется?
Ученик: это картина «Богатыри» её написал художник Васнецов.
Учитель: какие богатыри изображены на картине?
Ученики: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
- Формулирование темы и целей урока
Цель:
Учитель: составьте название былины и определите тему урока.
(слайд с названием былины)
акК Ияль зи орамМу гатыбоёрм ласт
Учитель: какое название былины у вас получилось?
Ученики: Как Илья из Мурома богатырём стал.
Учитель: правильно! Какая тема нашего урока?
Ученики: тема нашего урока – былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»
Учитель: какие цели нашего урока сегодня?
Ученик: сегодня на уроке мы должны узнать, что такое былина. Прочитать былину «Как Илья из Мурома богатырём стал»
- Открытие нового знания
Учитель: сейчас мы начнем знакомиться с нашей былиной об Илье Муромце, но перед этим выполним речевую разминку. Откройте стр. 66. Прочитайте словосочетание и подберите к нему синоним.
Ученик: светлый ум – ясный ум, умница, золотая голова.
Ученик: светлый день – радостный день, счастливый день, яркий день.
Ученик: светлая душа – добрая душа, добрый человек.
Ученик: худые дела – плохие дела, безрадостные дела.
Ученик: худой человек – жилистый человек, плохой человек, старый человек.
- Первичное восприятие текста
Учитель: а теперь познакомимся с былиной. Во время чтения вам встретятся слова, значения которых непонятны или требуют уточнения. Отметьте их карандашом.
(Учитель читает былину «Как Илья из Мурома богатырём стал» отрывок)
Учитель: скажите, о чём эта былина?
Ученик: эта былина о том, как Илья Муромец обрел богатырскую силу и стал богатырем
Учитель: какие незнакомые слова вы встретили?
Ученики: калики перехожие, ратайся, пожня, тын, палица, потнички, подпруга.
Учитель: понять значение этих слов, кроме «ратайся», вы можете с помощью сносок. Прочитайте их.
Ученики:
калики перехожие – нищие, странники;
пожня – поле, где сжата, убрана рожь или другие зерновые культуры;
тын — забор, частокол;
палица – тяжелая дубина с утолщенным концом;
потнички — войлок, который подкладывали под седло
подпруга – широкий ремень у седла, который затягивается под брюхом лошади.
Учитель: вернемся к нашему словарю Ожегова, найдем значение слов «ратайся» и «шелудивый». Прочитайте значения этих слов.
Ученик: шелудивый – со струпьями, коростой на коже.
- Физминутка
Дружно встали — раз, два, три —
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
- Чтение произведения и его анализ
Учитель: хорошо, теперь перечитаем былину и поработаем над содержанием. Читаем первые 2 абзаца» по цепочке» до слов — «не шевелятся».
(Ученики читают)
Учитель: где жил Илья?
Ученик: Илья жил под городом Муромом, в селе Карачарове.
Учитель: кто были родители Ильи?
Ученик: родители Ильи были крестьянами. Их звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.
Учитель: чем были огорчены родители Ильи?
Ученик: родители Ильи были огорчены тем, что он не мог шевелить руками и ногами.
Учитель: так, хорошо. Читаем дальше до слов «катились месяцы».
(Ученики читают)
Учитель: На Руси было спокойно?
Ученик: нет, на Русь нападают враги, людей губят и детей сиротами оставляют. Поля вытаптывают. Змей Горыныч в свое логово девиц крадет.
Учитель: что чувствовал Илья в это время?
Ученик: он был огорчен и жаловался на судьбу, что не может помочь. А если бы был здоров, то не дал бы в обиду родную Русь.
Учитель: читаем далее до слов «принеси-ка еще воды».
(Ученики читают)
Учитель: скажите, какое важное событие произошло с Ильей? Докажите это словами из былины.
Ученик: Илья смог встать на ноги — «Рванулся Илья – и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит. … Шагнул Илья раз, шагнул другой – крепко его ноги держат, легко его ноги несут».
Учитель: кто помог Илье встать на ноги?
Ученик: нищие странники.
Учитель: прочитаем былину до конца.
(Ученики читают)
Учитель: почему калики не оставили Илье всю силу, которую он получил, выпив воды?
Ученик: если бы Илья имел всю силу, то земля бы его не носила.
Учитель: с какими богатырями мы встретились в былине?
Ученики: мы встретились со Святогором, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьечим.
Учитель: что наказали странники Илье в отношении к этим богатырям?
Ученики: Со Святогором нельзя спорить, потому что его земля через силу носит. Микулу Селяниновича любит мать сыра земля. А Вольга Всеславьевич может победить не силой, но мудростью-хитростью.
- Итог урока
Уитель: итак, что мы сегодня делали на уроке?
Ученики: сегодня на уроке мы познакомились с новым жанром устного народного творчества – былиной. Мы читали былину «Как Илья из Мурома богатырём стал».
Учитель: о ком или о чем была эта былина?
Ученик: эта былина была об Илье Муромце, о том, как он получил свою богатырскую силу.
Учитель: как Илья получил силу?
Ученик: он получил силу, выпив воду всех рек, всех озёр Руси-матушки.
Учитель: зачем такая сила Илье?
Ученик: ему нужна сила, чтобы биться с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами, чтобы спасать вдов, сирот.
Учитель: есть ли богатыри в наше время? Кто совершает подвиги сейчас.
Ученики: спасатели, пожарники, военные, врачи.
- Рефлексия
Учитель: охарактеризуйте прилагательными наш урок. Каким он был?
Ученики: урок был полезным, новым, интересным …
- Домашнее задание
Учитель: ваше домашнее задание — научиться читать былину правильно и выразительно.
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «В» 27. 09.2018 г.
( предмет) (класс) (дата)
«Мужик и царь» (русская народная сказка).
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока
Познакомить учащихся с содержанием произведения сказки «Мужик и царь».
Задачи урока:
Образовательные: Учиться выделять и называть признаки сказки.
Развивающие: Развитие внимания к слову.
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Планируемые результаты
Предметные
Уметь определять главную мысль произведения; анализировать истории героев.
Личностные
Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов.
Метапредметные
Коммуникативные
Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Регулятивные
Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Познавательные
Определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию.
Ресурсы урока
Презентация по теме урока.
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, парная.
УМК
«Планета знаний»
Ход урока
Дидактическая
структура урока, с указанием времени
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1
Организационный этап, 2_ мин
Эмоциональный настрой на работу.
Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин
Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся.
Поиск ответов на вопросы учителя.
— Сегодня наш урок мы начнём со словарной разминки.
На доске вы видите выражения, смысл которых нужно объяснить.
горе мыкать-
кликнуть клич-
попытать счастья-
— Верно, молодцы, эти выражения помогут нам сегодня при изучении нашей темы.
— Но для начала, давайте вспомним, что такое СКАЗКА?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Откройте учебники на странице 38. Прочитайте заголовок сказки?
Формирова-ние устойчивого интереса к учебной деятель-ности.
Умение ставить цели и стремиться к их достижению.
3
Актуализация знаний.
3 мин
Предложить учащимся выполнить читательскую разминку.
Задают вопросы, обращаются за помощью.
— О чём, как вы думаете, будет эта сказка?
— Что мог бы обсуждать мужик с царём?
— А почему в названии сказки употреблено именно слово «мужик», а не мужчина или гость, например?
— Давайте узнаем, так ли это?
Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения
Умение контролировать свои действия.
4
Открытие новых знаний.
10 мин
Познакомить учащихся с содержанием произведения сказки «Находчивый солдат».
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
1. Чтения рассказа учителем.
— Откройте свои учебники на стр. 38
— Я начну читать сказку, а вы внимательно следите, чтобы потом продолжить.
— Слушаете внимательно, чтобы могли ответить на вопросы.
— Понравилась ли вам сказка?
— Кто главный герой?
— Что удивило вас?
2. Чтение сказки детьми по цепочке.
3. Анализ произведения.
1. Дети, как вы думаете, почему мужик пошел к царю рассказывать сказку, он же знал, что царь не отдаст за него свою дочь? (потому что он жил впроголодь и ему хотелось кушать как царь). – Найдите тексте подтверждение тому, как он жил и почему решил сказку к царю идти сказывать. (стр. 38. «А в том царстве жил, горе мыкал, бедный мужик. Ни дома, ни хозяйства у него не было. Жил, где приведется, пил, ел, что придется. Иной день впроголодь, иной день вовсе не евши сидел.»
«Слушает бедняк насмешки, а сам думает: «Дай, пойду, попытаю счастья. Царским зятем мне не быть, а хоть день-другой готовыми харчами попользуюсь»»).
2. Почему мужик прежде чем рассказать всю сказку каждый раз просил его накормить и напоить? (потому что царь мог сразу его выгнать, а он пришел туда для того, чтобы его накормили и старался как можно больше дней остаться в царских покоях)
3. Почему мужик рассказывал сказку от первого лица? (он знал, чем закончится эта сказка)
4. Почему царь закричал о том, что слышал эту сказку именно в тот момент, когда мужик сказал про сундук золота? Как это характеризует царя? (как жадного, хитрого, нечестного человека)
5. Как вы думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке? Можно ли это объяснить жадностью мужика? (нет, мужик не жадный, он позаботился о своей дальнейшей жизни, а с царя не убудет)
– Как вы понимаете смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором»? (Эта поговорка имеет очень древние корни. Дело в том, что при каждом королевском дворце, при падишахах, раджах были летописцы. Они записывали в книгу все законы, указы которые давал государь. То, что было написано в анналах не могло быть исправлено ни каким образом. Во-первых, было много свидетелей. И во-вторых — если государь отказывался от своих слов, то он уже сам был законопреступником!)
-
Динамическая пауза:
Скачут-скачут во лесочке
Зайки-серые клубочки
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенек,
Всех поставил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз-шагают все на месте,
Два-руками машут вместе,
Три-присели, дружно встали,
Все за ушком почесали,
На четыре-потянулись,
Пять-прогнулись и нагнулись,
Шесть-все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд.
Использо-вать речь для регуляции своего действия.
Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.
5
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 10 мин
Предложить выразительно читать прозаическое произведение; ответить на вопросы.
Определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию.
4. В третьем классе ты читал сказку «Кашу из топора»
а) Сравни солдат из сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»
б) Как относится к солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.
5. Что ты знаешь о русском императоре Петре I? Прочитай о нём в детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе особенно интересным.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
6
Применение знаний и умений в новой ситуации 5 мин
Предложить работу с учебным пособием.
Самостоятельное овладение знаниями под руководством учителя.
Формирова-ние устойчивого интереса к предмету.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
7
Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин
Помочь проанализировать свою деятельность
Анализ своей деятельности.
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Сегодня на уроке хорошо работали…
Использо-вать речь для регуляции действия.
Самооценка своих достижений.