План сказки морозко литература 3 класс

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, умк перспектива. тема: русская народная сказка морозко. цель: способствовать литературному развитию младших школьников,

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею

  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

— Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.


План к сказке «Морозко»

ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

>Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Морозко»

Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Морозко». Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Оборудование: видеозапись отрывка экранизации сказки «Морозко», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана скороговорка.)

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

— Какое интересное слово есть в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало слякотно.)

(Чтение с орфографическим проговором, затем с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе.)

— Прочитайте скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания

— Дайте характеристику героя сказки.

— Посмотрим фрагмент экранизации сказки «Морозко» о том, как обе героини попадают в лес. Сравним их поведение.

(Учитель показывает два видеофрагмента.)

— Что вы можете сказать о них?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Разделите сказку на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

— Сравните свои заголовки с данным планом.

План

1. Мачехина дочь и падчерица.

2. Падчерица в лесу у Морозко.

3. Старикова дочь возвращается домой в злате, в серебре.

4. Старухина дочь под елью.

5. Старуха встречает дочь.

— Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рас­сказе употреблять сказочные слова и выражения.

VI. Рефлексия

— Вспомните все, чем мы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?

— Когда вы испытывали трудности?

VII. Подведение итогов урока

— Какие пословицы и поговорки отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?

• Бог терпел и нам велел.

• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.

• Терпение и труд все перетрут.

• Пока солнце взойдет — роса очи выест.

• Час терпеть — век жить.

• Терпи, казак, атаманом будешь.

— Как бы вы ответили на вопросы, что правда, а что неправда, что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Читать русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.

Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 — 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемые предметные результаты:

обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.

Ι. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите, какие книги перед вами.

— Прочитайте названия произведений

(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)

— Знакомы ли вам эти книги?

— Что общего может быть у этих произведений?

— На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторскую и народную)

— Чем авторская сказка отличается от народной?

2. Изучение нового материала.

— Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

— Откройте учебники на с.140 и прочитайте название сказки.

— Кого вы сразу представили?

— Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Прочитайте фамилию автора сказки.

Рассказ об авторе с опорой на презентацию.

Владимир Федорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

— У этой сказки есть эпиграф.

(Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл).

— Прочитайте на доске эпиграф : «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?

Словарная работа.

— В тексте встретятся незнакомые слова. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

Рубить платки – подшивать платки

Студенец — колодец

Горница –парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели — замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна

Проверка.

— Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

Чтение текста с остановками)

1-я часть (до слов: «Однажды с Рукодельницей…»).

– Как звали девочек? Почему автор их так назвал?

– Прочитайте, как просыпались и проводили свой день Рукодельница и Ленивица.

– Когда мы говорим: «считает мух»? В прямом или переносном смысле употребляется это выражение?

2-я часть (до слов: «Знаю я…»).

– Прочитайте 2-ю часть по ролям (автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович).

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Какие слова подтверждают, что нянюшка была строгая и сердитая?

– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?

– Прочитайте, о чем попросили ее пирожок, яблонька.

– Как выглядел Мороз Иванович?

3-я часть (до слов: «Так прожила Рукодельница…»).

– Прочитайте по одному абзацу вслух.

– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?

– С чем сравнивается эта работа?

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Какие были вопросы, ответы?

– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?

Физкультминутка

Давай, дружок, смелей, дружок, 

Кати по снегу свой снежок. 

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком. 

Его улыбка так светла! 

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика

4-я часть (до слов: «Ленивице очень не по вкусу было идти…»).

– Прочитайте жужжащим чтением.

– Как отблагодарил дед Рукодельницу?

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

5-я часть (до слов: «На третий день приходит…»).

– Прочитайте по цепочке.

– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?

– Как взбивала Рукодельница перину, как готовила кушанье, как белье штопала?

– Что думала Ленивица о старике?

– Почему Мороз Иванович тоже был с ней терпеливым?

– Что нужно было Ленивице в колодце?

6-я часть (до конца).

– Прочитайте выразительно.

– Какие подарки получили героини? Почему?

– Объясните слова Мороза: «Жить и служить – разница», «Работа работе рознь».

– Какова главная мысль?

– Как озаглавим 6-ю часть?

– Каким обращением заканчивается сказка?

– Как вы думаете, что здесь правда, а что выдумка?

– Что является шуткой, а что – наставлением?

Работа в группах. Прием кубик.

-Предлагаю поработать в группах и выяснить, как внимательно читали и слушали это произведение. По очереди кидаете кубик и задаете вопросы другой группе.

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович?

(Ум, внимание, трудолюбие.)

3.Итог урока.

-На кого из героев сказки хочется быть похожим?

-Чему учит сказка? В чём заключена основная мысль?

-Что в ней правдиво, а что вымышлено?

-Что нового, познавательного узнали из сказки?

4. Рефликсия деятельности

Продолжи любое предложение:

1.Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

2.На уроке мне было сложно …

3.Мне было интересно…

4. Сегодня на уроке я научился …

5.Сегодня на уроке я могу похвалить себя …

5.Домашнее задание

Прочитать части 1–3, на с. 142–143 учебника читать выразительно диалог;

(нарисовать дом Мороза Ивановича.

Скачано с www.znanio.ru

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки мальчики чехов 4 класс
  • План сказки мальчик с пальчик 2 класс планета знаний
  • План сказки лиса и медведь 5 класс
  • План сказки маленький принц
  • План сказки лисичка сестричка и серый волк 2 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии