Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК «Перспектива».
Тема: «Русская народная сказка «Морозко».
Цель:
-
способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
Задачи:
-
углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
-
формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий
Ход урока:
-
Погружение в тему.
— Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?
— Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает:
За пальцы хватает, за уши дерет.
— О ком загадка?
В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.
Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.
Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.
Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:
Святой Василий, приходи, людям счастье подари.
У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.
Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.
Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.
Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.
Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.
Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?
Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.
А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…
-
Актуализация знаний.
Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».
Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
Трудные слова |
уста |
сказывать |
сказитель |
падчерица |
худо |
кажный |
затужил |
молитву творить |
тукнуть |
подожмала ножки |
красная девушка |
приданое |
паньёй сияет |
-
Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.
Галерея героев сказки
родная дочь | «что ни сделает, за все ее хвалят» | лень и безделье порождает слабость |
падчерица | «девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась» «добро пожаловать, знать бог тебя принес» | покорность трудолюбие открытое сердце доброта мудрость |
мачеха | «вези ее старик, чтоб глаза мои не видели» | злоба ненависть жестокость |
старик | «затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой» | безропотный забитый жалкий |
морозко | «девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!» | олицетворение природы гармония с природой испытания |
собачка | «старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут» | верность |
— Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?
— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.
— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.
— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.
— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.
Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.
— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…
— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?
Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.
Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!
— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.
— Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.
— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?
В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.
Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.
— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?
Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…
Чтение третьей части.
— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?
Чтение четвертой части.
Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.
— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?
4. Рефлексия.
— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.
Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.
— Какова роль Мороза в сказке?
— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?
5. Домашнее задание.
Прочти авторскую сказку Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.
План к сказке «Морозко»
ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
>Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Морозко»
Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Морозко». Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Морозко».
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.
Оборудование: видеозапись отрывка экранизации сказки «Морозко», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана скороговорка.)
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
— Какое интересное слово есть в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало слякотно.)
(Чтение с орфографическим проговором, затем с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе.)
— Прочитайте скороговоркой.
III. Проверка домашнего задания
— Дайте характеристику героя сказки.
— Посмотрим фрагмент экранизации сказки «Морозко» о том, как обе героини попадают в лес. Сравним их поведение.
(Учитель показывает два видеофрагмента.)
— Что вы можете сказать о них?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
— Разделите сказку на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
— Сравните свои заголовки с данным планом.
План
1. Мачехина дочь и падчерица.
2. Падчерица в лесу у Морозко.
3. Старикова дочь возвращается домой в злате, в серебре.
4. Старухина дочь под елью.
5. Старуха встречает дочь.
— Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
VI. Рефлексия
— Вспомните все, чем мы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?
— Когда вы испытывали трудности?
VII. Подведение итогов урока
— Какие пословицы и поговорки отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?
• Бог терпел и нам велел.
• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.
• Терпение и труд все перетрут.
• Пока солнце взойдет — роса очи выест.
• Час терпеть — век жить.
• Терпи, казак, атаманом будешь.
— Как бы вы ответили на вопросы, что правда, а что неправда, что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
Домашнее задание
Читать русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.
Кутявина Светлана Владимировна
Рекомендуем посмотреть:
О жизни и творчестве Гайдара
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 — 4 класс
Басни Крылова для 3 класса
Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Планируемые предметные результаты:
обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.
Ι. Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите, какие книги перед вами.
— Прочитайте названия произведений
(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)
— Знакомы ли вам эти книги?
— Что общего может быть у этих произведений?
— На какие группы вы бы распределили эти сказки?
(На авторскую и народную)
— Чем авторская сказка отличается от народной?
2. Изучение нового материала.
— Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.
— Откройте учебники на с.140 и прочитайте название сказки.
— Кого вы сразу представили?
— Кто такой Мороз Иванович?
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
– Прочитайте фамилию автора сказки.
Рассказ об авторе с опорой на презентацию.
Владимир Федорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.
Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.
— У этой сказки есть эпиграф.
(Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл).
— Прочитайте на доске эпиграф : «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?
Словарная работа.
— В тексте встретятся незнакомые слова. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
Рубить платки – подшивать платки
Студенец — колодец
Горница –парадная половина крестьянской избы
Почивать – лег спать
Окостенели — замерзли
Стрепня – еда
Затейница – выдумщица
Брильянты – драгоценные камни
Горемычная – жалкая, несчастная
Студеная – холодная
Понадулась – обиделась
Исстари – издавна
Проверка.
— Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.
Чтение текста с остановками)
1-я часть (до слов: «Однажды с Рукодельницей…»).
– Как звали девочек? Почему автор их так назвал?
– Прочитайте, как просыпались и проводили свой день Рукодельница и Ленивица.
– Когда мы говорим: «считает мух»? В прямом или переносном смысле употребляется это выражение?
2-я часть (до слов: «Знаю я…»).
– Прочитайте 2-ю часть по ролям (автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович).
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Какие слова подтверждают, что нянюшка была строгая и сердитая?
– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?
– Прочитайте, о чем попросили ее пирожок, яблонька.
– Как выглядел Мороз Иванович?
3-я часть (до слов: «Так прожила Рукодельница…»).
– Прочитайте по одному абзацу вслух.
– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?
– С чем сравнивается эта работа?
– Сколько вопросов задала девочка старику?
– Какие были вопросы, ответы?
– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика
4-я часть (до слов: «Ленивице очень не по вкусу было идти…»).
– Прочитайте жужжащим чтением.
– Как отблагодарил дед Рукодельницу?
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
5-я часть (до слов: «На третий день приходит…»).
– Прочитайте по цепочке.
– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?
– Как взбивала Рукодельница перину, как готовила кушанье, как белье штопала?
– Что думала Ленивица о старике?
– Почему Мороз Иванович тоже был с ней терпеливым?
– Что нужно было Ленивице в колодце?
6-я часть (до конца).
– Прочитайте выразительно.
– Какие подарки получили героини? Почему?
– Объясните слова Мороза: «Жить и служить – разница», «Работа работе рознь».
– Какова главная мысль?
– Как озаглавим 6-ю часть?
– Каким обращением заканчивается сказка?
– Как вы думаете, что здесь правда, а что выдумка?
– Что является шуткой, а что – наставлением?
Работа в группах. Прием кубик.
-Предлагаю поработать в группах и выяснить, как внимательно читали и слушали это произведение. По очереди кидаете кубик и задаете вопросы другой группе.
Определение главной мысли сказки
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?
(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)
– Что же оценил Мороз Иванович?
(Ум, внимание, трудолюбие.)
3.Итог урока.
-На кого из героев сказки хочется быть похожим?
-Чему учит сказка? В чём заключена основная мысль?
-Что в ней правдиво, а что вымышлено?
-Что нового, познавательного узнали из сказки?
4. Рефликсия деятельности
Продолжи любое предложение:
1.Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
2.На уроке мне было сложно …
3.Мне было интересно…
4. Сегодня на уроке я научился …
5.Сегодня на уроке я могу похвалить себя …
5.Домашнее задание
Прочитать части 1–3, на с. 142–143 учебника читать выразительно диалог;
(нарисовать дом Мороза Ивановича.
Скачано с www.znanio.ru