Урок литературного чтения в 3 «В» классе. Учитель Пантилей Е.Б. I четверть, 16.10.2017 г.
Тема – Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Летучий корабль»; учить делить ткст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творчские способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с тестом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование:
Видеопрезентация сказки «Летучий корабль», толковые словари.
Информационный материал:
Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 62–72, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
— Проверьте готовность рабочего места.
II. Речевая разминка
— Прочитайте. (Доска)
На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошка в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Что вы прочитали? (Скороговорку).
— Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш]).
— Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).
— А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп.
— Объявляю конкурс. На самое быстрое чтение этой скороговорки. (Желающие).
— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным?
— Почему? (Да, можно, так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)
III. Проверка домашнего задания
— Какой рассказ по картине вы приготовили? (Выступления учеников)
IV. Постановка целей урока
— Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка)
-Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определит нельзя)
— Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне их расколдовать, вспомнить, как называются эти сказки, по отдельным словам?.
-
Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц»)
-
Коза, козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят»)
-
Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
_ Сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой. Прочитайте на с. 62 учебника ее название. («Летучий корабль»).
— Знакома вам эта сказка?
— О чем она?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
VI. Работа по теме урока
(Текст сказки дети слушают)
— Поделитесь впечатлениями.
— Как вы думаете, к какому виду можно отнести эту сказку? (Это волшебная сказка)
— Докажите, что она волшебная. (Каждая волшебная сказка начинается с описания в реальном мире. Заканчивается торжеством добра и справедливости. Положительный герой всегда получает награду, поощрение. А отрицательный, всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников)
— Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
— Найдите и перечитайте концовку сказки.
— Как вы понимаете значение слова вершить?
— Найдите его в словаре. (Вершить – совершать, выполнять)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
— На сегодняшнем уроке я узнал…
— На этом уроке я похвалил бы себя за…
— После урок мне захотелось…
— Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учит эта сказка?
— Чем сказка в учебнике отличается от видеопрезентации, которую мы посмотрели по ней?
— Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор – народ, а написали и обработали разные писатели)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Летучий корабль
Летучий корабль – сказка, представитель рубрики русские народные сказки, широко известная славянскому зрителю по мультфильму «Летучий корабль». Однако мало кто знает, что мультипликация сильно отличается от народной сказки. Но и в том и в другом случае, Летучий корабль — это произведение о мужской инициации — юноша проходит испытания и находит свою судьбу (еще сказки о мужской инициации — «Иван царевич и серый волк»). Как говорит Палкан (из мультфильма «Летучий корабль») парень попадает «из грязи в князи». Давайте разберемся по-порядку как простому парню «Летучий корабль» помогает взмыть до таких высот.
«Летучий корабль»
Русская народная сказка и мультипликационный фильм
Сходства и отличия
Для начало разберемся с этим вопросом… Уверен многие знакомы со сказкой «Летучий корабль» по мультфильму — но оригинал сказки и мультфильм сильно разнятся, ниже мы рассмотрим подробно чем.
Главное и исходное отличие – это время. Народные сказки писались множество веков назад, а мультфильм «Летучий корабль» был снят в советские годы. Сюжет заворачивается вокруг указа царя: отдам свою дочку за того, кто корабль построит, да не простой, а летучий. Только вот русские народные сказки, как это часто в них водится, повествует нам историю про младшего сына – дурня, в то время как мультфильм — про удалого парня трубочиста. В первом случае, антагонистами «дурня» являются его же родные братья, а в мультике – богатей Полкаша. Сказка «Летучий корабль» даёт в помощники дурню 7 удальцов со смешными именами (Слухало, Стреляло, Объедало, Опивало и др.). Трубочисту же помогают Бабки-Йожки да Водяной. А ещё в мультипликационном фильме есть проникновенные песни и добрый юмор, за что и стал он любим телезрителями. Нареканий мультфильм «Летучий корабль» не вызывает, давайте подробнее поговорим о текстовом варианте сказки.
Русская народная сказка «Летучий корабль» хранит в себе мудрость веков, в которой говорится: почитай старого да мудрого, и будет тебе помощь. Младший сын — дурень, не смотря на нелюбовь со стороны матери, вырос благородным молодцом. А старшие братья, обласканные добротою родителей, оказались чёрствыми и грубыми. Эпизод встречи с дедушкой (справедливым помощником) полностью подтверждает это. Дурень был вежлив с мудрецом и почитал его, за что последний щедро одарил его знаниями. Так, с лёгкой руки волшебника-дедушки и удался Летучий корабль. Выполнил дурень и наказ старца: чтобы тот сажал всех к себе на Летучий корабль, кто попадётся ему по дороге. Так и получилось, что на своём корабле дурень собрал 7 помощников, которые помогли ему справиться с трудными задачами царя.
Мораль сей басни…
Одной из основных смысловых тем сказки «Летучий корабль», да и многих других сказок про «дурней», остается тема не непризнанности этих людей обществом и, что самое печальное, родителями. А меж тем именно эти «дурни» правят балом в таких сказках – не исключение и сказка «Летучий корабль». Через свой труд, доброту, отзывчивость и смелость, новоиспеченный молодец добивается всего в жизни – царства, красавицы жены, прекрасного облика и ума.
«Летучий корабль» — это полет мечты главного героя, который хочет измениться и предпринимает шаги к этому (ведь он настаивает, чтобы мать его отпустила). С другой стороны — это назидание родителям, которые неверно думали про своё дитя, зря называя его дурнем, а ведь подобные «подбадривания» никогда не проходят для ребенка бесследно. Сколько людей погубила родительская не любовь, попытки навешать на дитя нереализованные идеи собственной жизни и тотальный контроль над выполнением этих идей. Зачастую родители сами ломают детей (начиная от вынашивания ребёнка и до воспитания — вплоть до зрелости), но редко могут и хотят признать свои ошибки! Не будем уходить далеко в дебри, думаю, основную суть мы донесли. «Летучий корабль» — сказка, в которой главный герой самостоятельно (без поддержки семьи) добивается всего в жизни – представляете, чего бы он добился, при поддержке?
Любите своих детей, верьте в них, поддерживайте их добрые начинания и не навязывайте им того, к чему они не выказывают явного интереса. Каждый человек совершенство, у каждого своё предназначение, помогите своему малышу найти себя в жизни, раскрыть свои таланты и стать счастливым, и тогда он, непременно, сделает счастливыми и Вас!
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Все отзывы о спектакле Летучий корабль
Наша неугомонная семья снова в Театре .
Смотрим детский мюзикл «Летучий корабль » в любимом Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой . Наверное, все знают великолепный мультфильм , и мы тоже его любим . Поэтому немного волновались не будет ли театральная постановка слабее по восприятию .
Скажу сразу : дети у нас (5 и 8 лет) хохотали и танцевали и во время спектакля , и в антракте , и потом в метро . Да и мы сами вовсе не были только сопровождающими . Нам, взрослым , было интересно, смешно над шутками , приятно подпевать песням и ощущать великолепную энергетику со сцены .
Режиссёр-постановщик этого мюзикла – Тереза Дурова, и хочется отметить , что удачно соблюдены пропорции лиричного и смешного, задорно-озорного и спокойного , современного и традиционно-русского .
Очень понравилось , что Музыка исполняется вживую оркестром . И в момент смены декораций , музыканты поднимаются из оркестровой ямы и можно видеть как они играют . Мы видели , что сидящие впереди нас дети были в восторге — они впервые видели как играет оркестр . кстати в нем были как классические инструменты, так и народные — например, балалайка . Даже наши юные театралы это оценили .
Вы же помните , что мультфильм-это лишь 18 минут , а спектакль -почти двухчасовое произведение . У любимых героев появились дополнительные песни и детали к образу . А авторами всей музыки к мюзиклу стали Композитор –Максим Дунаевский и Автор стихов песен – Юрий Энтин, они с удовольствием дописали роли полюбившихся героев до полной сценической постановки .
Невероятно яркий , красочный мюзикл , отдельно хочется отметить костюмы от Виктории Севрюковой — они и красивы , и неожиданно одновременно и традиционны и современны . И речь не только о гламурных лягушках в паетках , все были очень подходящие к своему образу , яркие , эффектные , совместившие в себе и русские традиции и современность .
Спектакль ни на минутку не давал скучать . Сцены сменяли одна другую , много движения, шуток и эффектных моментов .
Просто супернаходка — сцена появления инструментов ( их играют Актеры) из волшебного ларца . Секрет открывать не буду — увидите на спектакле . отдельные овации Водяному — философский подтекст, забавная походка и игра на саксофоне — браво . Принцесса Забава-выше всех похвал . Чудесный голос , красивая внешность настоящей сказочной принцессы , бойкий характер , и задор . Самые большие изменения претерпел из мультфильма образ Ивана , причём в лучшую сторону . Это уже не бестолковый Ваня , которому повезло , а энергичный , ловкий , храбрый , сообразительный мужчина, который держит своё слово, даже если дал его не подумав . Недаром лягушки так нежно зовут его КВАня.
Очень понравились сцены, где русские молодцы читают рэп . Как догадываетесь , дома после спектакля нас ждал концерт своих домашних рэперов. невероятно смешными и неожиданными оказались новые персонажи : великолепный медведь и чудо- лягушки .
И , как всегда отмечала , и никогда не перестану говорить об этом в Театриуме великолепная организация . Удобное просторное фойе , где В антракте шла очень интересная анимация о Театре теней , а после спектакля — Актеры выходили фотографироваться со зрителями .
По бокам сцены расположены экраны , где не только видно детали , но и рассказывают об актерах, занятых в спектакле , а также показывают рекламу других детских постановок .
Особенно хочу отметить то, что в фойе можно купить Цветы разной ценовой категории . И в конце спектакля юные театралы поднимались на сцену и ЛИЧНО дарили букеты понравившимся актерам . При этом за безопасностью ( есть ведь оркестровая яма и ступени) очень внимательно и профессионально следили администраторы
Мы-постоянные посетители и поклонники этого театра , рекомендуем и вам . С такого спектакля можно смело начинать прививать ребёнку любовь к театральному искусству .
Рецензии на книгу «Летучий корабль»
Сказочный дуэт «Летучий корабль«, в обработке М.Булатова и «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» в обработке Н.Афанасьева от издательства Облака Продолжаем шагать по дорожкам русских народных сказок. Сегодня две книги: Летучий корабль и Царевна-лягушка. Обе вам конечно же хорошо известны и наверняка любимы. И там и там три сына. И там и там happy end))) «Летучий корабль», иллюстрации М.Беломлинского. «Красна изба пирогами, а человек хорошими делами», «Встречают по одёжке, провожают по уму разуму», «В настоящей дружбе так — сам пропадай, а друга из беды выручай.» Много пословиц и поговорок в русском фольклоре на тему дружбы, взаимовыручки и человеческих отношений. Много и аналогичных сказок. «Летучий корабль» одна из них. Собраны в ней и мудрые напутствия и ценные советы. Сделаны разумные выводы. Как и все русские сказки, эта тоже несёт мораль: восхваляет доброту и дружбу, принижает алчность и жадность, а также напоминает детям о послушании старшим и равенстве всего земного люда. «…Вот однажды дошла до той деревни весть: кто построит царю такой корабль, чтоб и по морям ходил и под облаками летал, — за того царь свою дочку выдаст…» Именно с этого и началась сказочно-приключенческая история о младшеньком дурачке, который оказался вовсе не так уж прост и дурён как все думали. Кабы не его доброта да послушность, не видать ему красивой жизни как своих ушей. Именно на них отозвались его помощники: дедушка-волшебник, Слухало (слышащий, что на том конце земли делается), Скороход (за три шага весь свет перешагнёт), Стреляло (попадёт в тетёрку, которая за тысячу вёрст сидит), Объедало (сто мешков хлеба в рот положить да проглотить), Опивало (целым озером не напьётся), старичок с хворостом (если этот хворост разбросать, то целое войско выйдет), Холодило (если его соломку расстелить, враз жаркое лето в холод превратится). Сколько бы заданий не придумывал для дурака жадный царь, всё выполняют друзья-товарищи, платят ему помощью за его доброту и сочувствие. «Царевна-лягушка», иллюстрации Т.Ерёминой. «…Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь.» Ну, а дальше вы и сами всё знаете. Всё есть в этом великолепном издании: и «мамки-няньки собирайтесь», и «это моя лягушонка на коробчонке скачет» и «смерть его на конце иглы, а игла в яйце…». Не книга, а сплошное удовольствие. Классический и полный перессказ сказки. Прекрасные иллюстрации, крупный размер шрифта. Обе книги удобны как для чтения взрослыми малышам, так и для самостоятельного чтения детям более старшего возраста. Мягкая обложка, формат А4, плотные страницы, качественные бумага и печать.
Анализ сказки Летучий корабль
В сказке раскрывается тема взаимопомощи. Парню присуща черта, которой наделяются положительные герои сказок – удачливость. Но, главные черты героя — простота, отзывчивость и доброта. Они помогают герою подружиться со всеми, кто на пути встречается. Все семеро друзей парню в трудную минуту пригодились, проявив свои удивительные способности. Герой сказки, которого все дураком считали, оказался рассудительным и толковым парнем. Чему учит сказка Летучий корабль — быть доброжелательным и отзывчивым, ценить дружбу.
Сочинение на тему летучий корабль 3 класс
(Русская народная сказка) Жили-были старик да старуха. У них было три сына — два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила — одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал. — Ему, дурачку, все равно: он ничего не смыслит, ничего не понимает! Вот однажды дошла до той деревни весть: кто построит царю такой корабль, чтоб и по морям ходил и под облаками летал, — за того царь свою дочку выдаст. Решили старшие братья счастья попытать. — Отпустите нас, батюшка и матушка! Авось который-нибудь из нас царским зятем станет! Снарядила мать старших сыновей, напекла им в дорогу пирогов белых, нажарила-наварила курятины да гусятины: — Ступайте, сыночки! Отправились братья в лес, стали деревья рубить да пилить. Много нарубили-напилили. А что дальше делать — не знают. Стали они спорить да браниться, того и гляди, друг дружке в волосы вцепятся. Подошел тут к ним старичок и спрашивает: — Из-за чего у вас, молодцы, спор да брань? Может, и я вам какое слово на пользу скажу? Накинулись оба брата на старичка — слушать его не стали, нехорошими словами обругали и прочь прогнали. Ушел старичок. Поругались еще братья, съели все свои припасы, что им мать дала, и возвратились домой ни с чем… Как пришли они, начал проситься младший: — Отпустите теперь меня! Стали мать и отец отговаривать его да удерживать: — Куда тебе, дурню, — тебя волки по дороге съедят! А дурень знай свое твердит: — Отпустите — пойду, и не отпустите — пойду! Видят мать и отец — никак с ним не сладишь. Дали ему на дорогу краюху черного сухого хлеба и выпроводили вон из дому. Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить ее впору только троим. Срубил он сосну, стал ее от сучьев очищать. Подошел к нему старичок. — Здравствуй, — говорит, — дитятко! — Здравствуй, дедушка! — Что это, дитятко, ты делаешь, на что такое большое дерево срубил? — А вот, дедушка, царь обещал выдать свою дочку за того, кто ему летучий корабль построит, я и строю. — А разве ты сможешь такой корабль смастерить? Это дело мудреное, пожалуй, и не сладишь. — Мудреное не мудреное, а попытаться надо: глядишь, и слажу! Вот и ты кстати пришел: старые люди бывалые, сведущие. Может, ты мне что и присоветуешь. Старичок говорит: — Ну, коли просишь совет тебе подать, слушай: возьми-ка ты свой топор и отеши эту сосну с боков: вот этак! И показал, как надо обтесывать. Послушался дурень старичка — обтесал сосну так, как он показывал. Обтесывает он, диву дается: топор так сам и ходит, так и ходит! — Теперь, — говорит старичок, — обделывай сосну с концов: вот так и вот этак! Дурень старичковы слова мимо ушей не пропускает: как старичок показывает, так он и делает. Закончил он работу, старичок похвалил его и говорит: — Ну, теперь не грех передохнуть да закусить малость. — Эх, дедушка, — говорит дурень, — для меня-то еда найдется, вот эта краюха черствая. А тебя-то чем угостить? Ты небось и не угрызешь мое угощение? — А ну-ка, дитятко, — говорит старичок, — дай сюда свою краюху! Дурень подал ему краюху. Старичок взял ее в руки, осмотрел, пощупал да и говорит: — Не такая уж черствая твоя краюха! И подал ее дурню. Взял дурень краюху — глазам своим не верит: превратилась краюха в мягкий да белый каравай. Как поели они, старик и говорит: — Ну, теперь станем паруса прилаживать! И достал из-за пазухи кусок холста. Старичок показывает, дурень старается, на совесть все делает — и паруса готовы, прилажены. — Садись теперь в свой корабль, — говорит старичок, — и лети, куда тебе надобно. Да смотри, помни мой наказ: по пути сажай в свой корабль всякого встречного! Тут они и распрощались. Старичок своей дорогой пошел, а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола. Летит чуть пониже облаков ходячих, чуть повыше лесов стоячих… Летел-летел дурень и видит: лежит на дороге человек — ухом к сырой земле припал. Спустился он и говорит: — Здорово, дядюшка! — Здорово, молодец! — Что это ты делаешь? — Слушаю я, что на том конце земли делается. — А что же там делается, дядюшка? — Поют-заливаются там пташки голосистые, одна другой лучше! — Экой ты, какой слухменный! Садись ко мне на корабль, полетим вместе. Слухало не стал отговариваться, сел на корабль, и полетели они дальше. Летели-летели, видят — идет по дороге человек, идет на одной ноге, а другая нога к уху привязана. — Здорово, дядюшка! — Здорово, молодец! — Что это ты на одной ноге скачешь? — Да если я другую ногу отвяжу, так за три шага весь свет перешагну! — Вот ты какой быстрый! Садись к нам. Скороход отказываться не стал, взобрался на корабль, и полетели они дальше. Много ли, мало ли пролетели, глядь — стоит человек с ружьем, целится. А во что целится — неведомо. — Здорово, дядюшка! В кого это ты целишься — ни зверя, ни птицы кругом не видно. — Экие вы! Да я и не стану близко стрелять. Целюсь я в тетерку, что сидит на дереве верст за тысячу отсюда. Вот такая стрельба по мне. — Садись с нами, полетим вместе! Сел и Стреляло, и полетели все они дальше. Летели они, летели и видят: идет человек, несет за спиною большущий мешок хлеба. — Здорово, дядюшка! Куда идешь? — Иду добывать хлеба себе на обед. — На что тебе еще хлеб? У тебя и так полон мешок! — Что тут! Этот хлеб мне в рот положить да проглотить. А чтобы досыта наесться, мне надобно сто раз по столько! — Ишь ты какой! Садись к нам в корабль, полетим вместе. Сел и Объедало на корабль, полетели они дальше. Над лесами летят, над полями летят, над реками летят, над селами да деревнями летят. Глядь: ходит человек возле большого озера, головой качает. — Здорово, дядюшка! Что это ты ищешь? — Пить хочется, вот и ищу, где бы напиться. — Да перед тобой целое озеро. Пей в свое удовольствие! — Да этой воды мне всего на один глоточек станет. Подивился дурень, подивились его товарищи и говорят: — Ну, не горюй, найдется для тебя вода. Садись с нами на корабль, полетим далеко, будет для тебя много воды! Опивало сел в корабль, и полетели они дальше. Сколько летели — неведомо, только видят: идет человек в лес, а за плечами у него вязанка хвороста. — Здорово, дядюшка! Скажи ты нам: зачем это ты в лес хворост тащишь? — А это не простой хворост. Коли разбросать его, тотчас целое войско появится. — Садись, дядюшка, с нами! И этот сел к ним. Полетели они дальше. Летели-летели, глядь: идет старик, несет куль соломы. — Здорово, дедушка, седая головушка! Куда это ты солому несешь? — В село. — А разве в селе мало соломы? — Соломы много, а такой нету. — Какая же она у тебя? — А вот какая: стоит мне разбросать ее в жаркое лето — и станет враз холодно: снег выпадет, мороз затрещит. — Коли так, правда твоя: в селе такой соломы не найдешь. Садись с нами! Холодило взобрался со своим кулем в корабль, и полетели они дальше. Летели-летели и прилетели к царскому двору. Царь в ту пору за обедом сидел. Увидел он летучий корабль и послал своих слуг: — Ступайте спросите: кто на том корабле прилетел — какие заморские царевичи и королевичи? Слуги подбежали к кораблю и видят — сидят на корабле простые мужики. Не стали царские слуги и спрашивать у них: кто таковы и откуда прилетели. Воротились и доложили царю: — Так и так! Нет на корабле ни одного царевича, нет ни одного королевича, а все черная кость — мужики простые. Что прикажешь с ними делать? «За простого мужика нам дочку выдавать зазорно, — думает царь. — Надобно от таких женихов избавиться». Спросил он у своих придворных — князей да бояр: — Что нам теперь делать, как быть? Они и присоветовали: — Надо жениху задавать разные трудные задачи, авось он их и не разгадает. Тогда мы ему от ворот поворот и покажем! Обрадовался царь, сейчас же послал слуг к дурню с таким приказом: — Пусть жених достанет нам, пока наш царский обед не кончится, живой и мертвой воды! Задумался дурень: — Что же я теперь делать буду? Да я и за год, а может быть, и весь свой век не найду такой воды. — А я на что? — говорит Скороход. — Мигом за тебя справлюсь. Отвязал он ногу от уха и побежал за тридевять земель в тридесятое царство. Набрал два кувшина воды живой и мертвой, а сам думает: «Времени впереди много осталось, дай-ка малость посижу — успею к сроку возвратиться!» Присел под густым развесистым дубом, да и задремал… Царский обед к концу подходит, а Скорохода нет как нет. Загоревали все на летучем корабле — не знают, что и делать. А Слухало приник ухом к сырой земле, прислушался и говорит: — Экой сонливый да дремливый! Спит себе под деревом, храпит вовсю! — А вот я его сейчас разбужу! — говорит Стреляло. Схватил он свое ружье, прицелился и выстрелил в дуб, под которым Скороход спал. Посыпались с дуба желуди — прямо на голову Скороходу. Проснулся тот. — Батюшки, да, никак, я заснул! Вскочил он и в ту же минуту принес кувшины с водой: — Получайте! Встал царь из-за стола, глянул на кувшины и говорит: — А может, эта вода не настоящая? Поймали петуха, оторвали ему голову и спрыснули мертвой водой. Голова вмиг приросла. Спрыснули живой водой — петух на ноги вскочил, крыльями захлопал, «ку-ка-реку!» закричал. Досадно стало царю. — Ну, — говорит он дурню, — эту мою задачу ты выполнил. Задам теперь другую! Коли ты такой ловкий, съешь со своими сватами за один присест двенадцать быков жареных да столько хлебов, сколько в сорока печах испечено! Опечалился дурень, говорит своим товарищам: — Да я и одного хлеба за целый день не съем! — А я на что? — говорит Объедало. — Я и с быками и с хлебами их один управлюсь. Еще мало будет! Велел дурень сказать царю: — Тащите быков и хлебы. Будем есть! Привезли двенадцать быков жареных да столько хлебов, сколько в сорока печах испечено. Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели. — Давайте еще! — кричит Объедало. — Почему так мало припасли? Я только во вкус вошел! А у царя больше ни быков, ни хлебов нет. — Теперь, — говорит он, — новый вам приказ: чтобы выпито было зараз сорок бочек пива, каждая бочка по сорок ведер. — Да я и одного ведра не выпью, — говорит дурень своим сватам. — Эка печаль! — отвечает Опивало. — Да я один все у них пиво выпью, еще мало будет! Прикатили сорок бочек-сороковок. Стали черпать пиво ведрами да подавать Опивале. Он как глотнет — ведро и пусто. — Что это вы мне ведрами подносите? — говорит Опивало. — Этак мы целый день проканителимся! Поднял он бочку да и опорожнил ее зараз, без роздыху. Поднял другую бочку — и та пустая откатилась. Так все сорок бочек и осушил. — Нет ли, — спрашивает, еще пивца? Не вволю я напился! Не промочил горло! Видит царь: ничем дурня нельзя взять. Решил погубить его хитростью. — Ладно, — говорит, — выдам я за тебя свою дочку, готовься к венцу! Только перед свадьбой сходи в баню, вымойся-выпарься хорошенько. И приказал топить баню. А баня-то была вся чугунная. Трое суток баню топили, докрасна раскалили. Огнем-жаром от нее пышет, за пять саженей к ней не подойти. — Как буду мыться? — говорит дурень. — Сгорю заживо. — Не печалься, — отвечает Холодило. — Я с тобой пойду! Побежал он к царю, спрашивает: — Не дозволите ли и мне с женихом в баню сходить? Я ему соломки подстелю, чтобы он пятки не испачкал! Царю что? Он дозволил: «Что один сгорит, что оба!» Привели дурня с Холодилой в баню, заперли там. А Холодило разбросал в бане солому — и стало холодно, стены инеем подернулись, в чугунах вода замерзла. Сколько-то времени прошло, отворили слуги дверь. Смотрят, а дурень жив-здоров, и старичок тоже. — Эх, вы, — говорит дурень, — да в вашей бане не париться, а разве на салазках кататься! Побежали слуги к царю. Доложили: Так, мол, и так. Заметался царь, не знает, что и делать, как от дурня избавиться. Думал-думал и приказал ему: — Выстави поутру перед моим дворцом целый полк солдат. Выставишь — выдам за тебя дочку. Не выставишь — вон прогоню! А у самого на уме: «Откуда простому мужику войско достать? Уж этого он выполнить не сможет. Тут-то мы его и выгоним в шею!» Услышал дурень царский приказ — говорит своим сватам: — Выручали вы меня, братцы, из беды не раз и не два… А теперь что делать будем? — Эх, ты, нашел о чем печалиться! — говорит старичок с хворостом. — Да я хоть семь полков с генералами выставлю! Ступай к царю, скажи — будет ему войско! Пришел дурень к царю. — Выполню, — говорит, — твой приказ, только в последний раз. А если отговариваться будешь — на себя пеняй! Рано поутру старик с хворостом кликнул дурня и вышел с ним в поле. Раскидал он вязанку, и появилось несметное войско — и пешее, и конное, и с пушками. Трубачи в трубы трубят, барабанщики в барабаны бьют, генералы команды подают, кони в землю копытами бьют… Дурень впереди стал, к царскому двору войско повел. Остановился перед дворцом, приказал громче в трубы трубить, сильнее в барабаны бить. Услышал царь, выглянул в окошко, от испугу белее полотна стал. Приказал он воеводам свое войско выводить, на дурня войной идти. Вывели воеводы царское войско, стали в дурня стрелять да палить. А дурневы солдаты стеной идут, царское войско мнут, как траву. Напугались воеводы и побежали вспять, а за ними вслед и все царское войско. Вылез царь из дворца, на коленках перед дурнем ползает, просит дорогие подарки принять да с царевной скорее венчаться. Говорит дурень царю: — Теперь ты нам не указчик! У нас свой разум есть! Прогнал он царя прочь и не велел никогда в то царство возвращаться. А сам на царевне женился. — Царевна — девка молодая да добрая. На ней никакой вины нет! И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.