План сказки кукушка ненецкая сказка 2 класс

Населенный пункт: свердловская обл., г.краснотурьинск, п. рудничныйценность: приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.цель: формирование интереса к художественному слову у

Населенный пункт: Свердловская обл., г.Краснотурьинск, п. Рудничный

Ценность: приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Цель: формирование интереса к художественному слову у дошкольников.

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества ребенка – трудолюбие, доброту, любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Обучающие: учить детей оценивать поступки героев произведения; обеспечить понимание детьми новых слов; способствовать желанию и умению детей передать свои эмоции и знания от прочтения произведения посредством других видов деятельности.

Развивающие: способствовать развитию высших психических процессов – любознательности, внимания, памяти мышления; развивать инициативу и умение действовать согласованно; закреплять умение детей в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям сказки; развивать речетворческие способности детей, связную речь.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей: расширять знания детей о своеобразии жизни народов Севера; обратить внимание детей на национальный колорит сказки; развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости.

Материалы: текст сказки «Кукушка», глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, игрушка «олень»; шапочки с изображением птиц; иллюстрации с изображением природы Севера, презентация по сказке с фотообъяснением новых слов, альбомные листы, цветные карандаши и т.д (см. центры активности)

Понятия: тундра, ненцы, чум, малица, пимы, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Планируемые результаты: умение воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать текст подробно; воспитание умение ценить чужой труд, заботу, умение быть благодарным; должны характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, умение формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения; проявление творческой инициативы; формирование первоначальных представлений о своеобразии жизни народов Севера; повышение детского интереса к их традициям и обычаям.

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Для этого нам понадобятся: хорошее настроение, знания, взаимовыручка и командный дух. Возьмите крепко за руки своих друзей слева и справа, и крепким рукопожатием скрепите нашу дружбу. Теперь мы с вами как одна дружная команда, которая отправляется в путешествие по сказке.

Ребята, наш девиз…

Дети встают на ковре в тесный круг, берутся за руки, крепко сжимают их.

Дружно произносят девиз команды:

«В нашей группе солнышко светит ярче всех, теплоты и радости хватит здесь на всех!»

Создание положительного настроя, эмоциональный отклик на предложения воспитателя.

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

Ребята, в какой стране мы живем? Какая она?

Наша страна огромная. На юге всегда тепло, зима мягкая, а где же всегда холодно?

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза. (Звучит вой ветра. На экране заставка – тундра)

Где мы оказались? Это север или юг?

Сегодня мы поговорим о коренных жителях Севера – ненцах. (Задаю уточняющие вопросы: Кто живет на Севере? Как называют местных жителей?)

Вы хорошо знакомы с уральской тайгой. Совсем другая природа на севере, где живут ненцы. Здесь есть места, где на много-много километров тянется тундра.

Главным занятием для местных жителей является рыболовство и оленеводство.

В поисках корма для своих оленей местные жители часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. Может, вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне? (рассказ сопровождается показом иллюстраций).

Да, ненцы строят чумы. Как вы думаете, из чего, из какого материала изготавливают чум? Почему вы так решили? Кто думает по-другому? (Проблемный вопрос)

Правильно, ребята, чум делают из оленьих шкур. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население..

Наверное, многие из вас знают, какие животные живут в тундре? Правильно, здесь есть белые медведи.

Физминутка

А теперь мы с вами превращаемся в медведицу и маленьких медвежат. Мама ушла за едой для своих ребят. Медвежаткам было голодно и холодно, они прижались друг к другу, греются. Вот так…

Но наконец, мама пришла, медвежата наелись, и им стало тепло. Вот так…

Игра повторяется 2 раза.

Итак, жилище ненцев, коренных жителей Севера, называется…чум? Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

Как вы думаете, ребята, можно ли их жизнь ненцев легкой? Почему?

Молодцы, ребята! Ненцы очень трудолюбивые люди, но они, также как и мы, умеют и любят отдыхать, сочинять и рассказывать сказки.

Сегодня я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка». Почему сказка называется народной?

Правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы.

Короткий рассказ о национальной одежде и обуви ненцев.

Давайте рассмотрим их национальную одежду. Из чего она сшита? (Рассказ сопровождается рассматриванием куклы в национальном костюме)

Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха — это пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое. Об этом нам расскажет сказка «Кукушка».

Слушают, отвечают на вопросы

Колдуют

— Крекс, фекс, пекс!

В ходе беседы хором и индивидуально (2-3 ответа) повторяют новые слова:

Ненцы

Тундра

Оленеводы

Ягель

Чум

Дети вступают в диалог, активно высказываются. Отвечают на вопрос о климатических особенностях, об особенностях труда народов Севера; строят предположения, отвечают на проблемный вопрос.

Корректно исправляют ответы других детей.

Располагаются на ковре группами по 4 человека. Участвуют в физминутке (проговаривают слова,

делают дыхательную гимнастику)

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Внимательно рассматривают куклу, отвечают на вопросы по особенностям национального костюма ненцев, одежды и обуви.

Показывают свои «ответы» с помощью карточек, на куклах (олене и кукле в национальной одежде)

Проявление интереса к предстоящей деятельности по прочтению сказки,

закрепление знания о животных Севера,

Ознакомление с северным народом, их бытом, трудом, обычаях и культуре,

в том числе и о ненецких народных сказках,

актуализация знания детей о сказке как об отдельном жанре художественной литературы.

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

Чтение сказки воспитателем с показом иллюстраций, краткими комментариями для того, чтобы привлечь внимание к событиям сказки и включить воображение детей.

По окончании прочтения: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

Ребята, вам понравилась сказка?

Кто написал эту сказку?

Все ли вы поняли, или у вас есть какие-то вопросы?

Кто главные герои этой сказки?

Кто вам понравился больше и почему?

С чего начинается сказка?

Чем занимались герои этой сказки? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей

Как заканчивается эта сказка?

Скажите мне, пожалуйста, что вас взволновало в этом произведении?

А почему мама превратилась в кукушку!

Куда побежали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,

легкомысленными, безжалостными?

Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен?

Какие слова из текста подходят к этой иллюстрации?

Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

Почему мама не вернулась к детям?

Тебе жалко детей или ты думаешь, что они справедливо наказаны? (проблемный вопрос)

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Вы с этим согласны?

Ребята, что бы вы сделали, если бы были на месте этих детей? (проблемный вопрос)

Чему же учит эта народная сказка?

Дети слушают, рассматривают иллюстрации

Дети слушают, показывают свои «ответы» при помощью карточек, на кукле, отвечают на вопросы,

Рассуждают, дополняют друг друга.

Пересказывают отрывки из сказки по иллюстрациям

Восприятие на слух художественного произведения;

Эстетическое удовольствие, понимание текста, выражение своего отношения к героям.

Умение пересказывать отрывки; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Умение рассуждать, отвечать на проблемные вопросы.

Игровая ситуация

Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное — здоровы.

Маму я свою люблю! (изображают руками сердце и подносят его к груди)

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, (далее дв. по тексту)

Воду с ручек я стряхну,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,

И ни разу ни словечка

Не скажу.

Дети повторяют пословицу «Сказка ложь, да в ней намек…»

Выполняют физминутку

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

Сегодня мы прочли сказку «Кукушка». Ребята, скажите, пожалуйста, вам было интересно?

Что еще вы бы хотели узнать – о народах Севера, о ненцах, о природе Севера подробнее, ее животных, климате, познакомиться с тем, где учатся дети ненцев, знают ли они об Урале? Может, кто-то хочет написать письмо этим детям?

Дети вспоминают содержание сказки и отвечают на наводящие вопросы воспитателя.

Вызвать у детей желание узнать больше информации о народе, быте, природе Севера

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

Как вы думаете, где, откуда, с помощью кого мы можем об этом узнать?

У кого вы спросите об этом? К кому обратитесь за помощью?

Кто может об этом рассказать?

Предлагаю вам выразить свои эмоции, показать умения, получить новые знания в центрах детской активности самостоятельно.

Презентую центры при помощи картинок «Природа Севера» и предлагаю выбрать каждому свой центр для последующей деятельности.

Дети выбирают центр активности, вид работы.

Расходятся по сообществам. Знакомятся с материалом. Приступают к работе.

Умение формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

Предложить «населить тундру животными и растениями».

Выбрать «пищу» для животных.

В «Красную книгу» с красными страничками занести животных и растения, которые нуждаются в защите и охране.

Ребята, в центре познания вы имеете возможность показать свои знания о природе тундры, о животных, которые здесь живут, о растениях тундры. Вы расскажете об этом?

Кроме того, вы сможете здесь узнать, чем питаются животные и какие из них них занесены в Красную книгу.

Д/игра: большой круг – в центре картинка тундры с оленем для ведущего. Маленькие круглые картинки с изображением различных животных и растений тундры.

Красная книга с пустыми страницами и картинки животных и растений.

Дети умеют выбрать изображенияживотных, проживающих в условиях тундры и растений этого региона.

Узнают о краснокнижных животных и растениях.

Центр искусства

Изобразить (нарисовать) рисунок на тему «Дружная семья» по сказке с последующим рассказом по ней, используя средства художественной выразительности и применяя способности к творческому рассказыванию (например, изменить ход повествования посредством появления нового героя…)

Дети, вы сможете помочь детям в сказке «Кукушка» стать добрыми и внимательными, настоящими помощниками своей мамы.

Бумага для рисования, гуашевые краски или акварель, клеенки, стаканы с водой, кисти тонкие и толстые, подставки для кисточек, салфетки, мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, стирательные резинки, точилки для карандашей.

Дети способны располагать изображение на листе бумаги, рисовать сюжетную картинку, используя художественные средства выразительности; рассказать понравившийся отрывок из сказки, которую изменили тем или иным способом.

Центр кулинарии

Замесить с помощью взрослого песочное тесто из необходимых ингредиентов; раскатать скалкой; наформовать фигурками печенье и попросить повара на кухне испечь его.

Ребята, вы сможете помочь детям, оказавшимся в такой же трудной ситуации, как и дети в этой сказке, исправить свои ошибки: например, испечь с помощью взрослого печенье, чтобы порадовать маму, которую мы все очень любим.

С помощью скалки раскатывают тесто и фигурками вырезают печенье; складывают на противень.

Дети способны самостоятельно придумать «схему» своей деятельности и следовать ей.

Обратиться за помощью или советом для завершения выполнения конкретной задачи

Центр грамоты

С помощью наглядного дидактического материала развернуть игру на автоматизацию звука в словах; открыть своеобразный «Класс подготовки к школе» с целью повышения уровня речевого развития. В помощь использовать речевые дорожки, тренажер логопеда «Космос».

Ребята, в центре грамоты вы научите детей из сказки грамотно и красиво разговаривать. Для этого вам предоставлена картотека «речевые дорожки» и д/игры. Роль ведущего и игроков будете играть по очереди.

Картотека «речевые дорожки» и дидактические игры, фишки, тренажер «Космос», пазлы.

Умело используют материал, самостоятельно распределяют роли и порядок действий.

Играют сообща.

Развитие когнитивных способностей.

Центр игры

Определить возрастную группу человека, организовать жизнь в предметном мире для каждого из них, учитывая потребности и желания каждого. Дать характеристику каждой возрастной группы.

По возможности и желанию создать самостоятельно свои «продукты».

Ребята, в центре развивающей игры я предлагаю вам вспомнить о том, какие вы были маленькие, как подрастали, что изменилось в вашей жизни сейчас, когда вам уже почти 6 лет.

На реку времени в отрезки «младенцы», «средняя группа» и «старшая группа» вы наклеите картинки с изображениями предметов и действий с ними по следующим возрастам: младенцами, в 4 года и в 6 лет.

«Река времени с обозначенными «отрезками времени», картинки «потребностей» каждой возрастной группы;

бумага и ножницы для дополнительной работы по созданию своего мира вещей.

Проявляют инициативу;

Самостоятельны в выборе деятельности.

Работают в сообществе дружно, помогают друг другу.

Центр конструирования

Изготовить закладку для книг из любого понравившегося цвета бумаги и сложить предложенным способом и найти свою форму для «книжного помощника». Презентовать свою поделку

В центре конструирования вы сможете показать свои умения сделать закладку для книги методом оригами. Это может быть зайчик или лягушка. Сможете выбрать понравившийся цвет бумаги, дорисовать фломастером мелкие детали, с помощью ниток и клея дополнить свой образ.

Цветная бумага для заготовки, дополнительных деталей, ножницы, клей-карандаш, клеенка, фломастры, салфетка.

Умение раскрыть творческие способности с помощью имеющихся в распоряжении материалов разными способами.

Центр математики

Выложить фигурки, используя математический планшет, игру «Танграм». В тетради выполнить графический диктант. В работе использовать прием работы в парах.

Ребята, предлагаю вам открыть учебный класс и провести занятие по математике. Для этого в вашем распоряжении: математический планшет, игра «Танграм» тетрадь «Графические диктанты». Вы сможете не только помочь детям стать заботливыми и любящими, но и грамотными, трудолюбивыми.

Математический планшет, д/игра «Танграм», тетрадь по математике «графические диктанты».

Способны конструктивно взаимодействовать.

Центр безопасности и здоровья

Закрепить знания Правил Дорожного Движения. Показать свои умения «читать» карту, дополнить схему условными обозначениями ПДД.

Ребята, для работы в центре безопасности вы сможете поработать в лэпбуком «Правила дорожного движения», также на схеме детского сада и прилегающей к ней территории «расставить» знаки дорожного движения. Затем вам нужно будет научить детей из сказки правилам дорожного движения и рассказать о необходимости их соблюдения.

Лэпбук «ПДД»

Схема территории детского сада и прилегающей к ней территории.

Знаки дорожного движения.

Умение вести конструктивный диалог.

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

Ребята, предлагаю собраться вместе на итоговый сбор, где вы сможете поделиться своими впечатлениями.

Давайте поговорим о том, как вы сумели выразить свои эмоции, переживания, полученные знания в творческой деятельности.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Ребята, скажите, что вам удалось сделать, довольны ли вы своей работой? Все ли успели сделать? Чем бы вы хотели заняться в следующий раз? Вам понравилось работать вместе? Что вызвало затруднения в выполнении заданий? Как вы помогали друг другу? Чем вы хотели бы заняться в следующий раз? Чему вы сегодня научились? Что показалось особенно интересным? Выполнили все, что хотели, самостоятельно или с чьей либо помощью? О чем еще вы хотели бы узнать? Как вы думаете, где мы можем об этом узнать?

Рассматривают свои работы. Делятся впечатлением. Рассказывают, как могут применить полученные знания от прочтения сказки, выраженные в самостоятельномй деятельности. Выбирают способ применения результата своего творчества.

Дети активно отвечают на вопросы, высказывают каждый свое мнение.

Умеют оценивать результат своей деятельности; оценивают работы товарища. Способны к положительно эмоциональному общению. Умеют выражать чувства; делать выводы

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Расскажите, встречалась ли с кем-нибудь из вас подобная ситуация. Как вы вели себя? Что изменилось бы в вашем поведении после прочтения сказки?

А можем ли помочь измениться ее героям так, чтобы сказка закончилась хорошо, и все герои были счастливы?

Дети по желанию делятся своим опытом, опытом из жизни своих друзей или членов семьи.

В свою очередь дети могут предложить выразить свои эмоции через инсценировку «новой» сказки.

Проявление творческой инициативы

Используемая литература.

1. Нравственное воспитание в детском саду. /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет». – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп» 2014г.

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.

4. Энциклопедия «Я познаю мир. Удивительные животные». — М.,1999г.

5. Энциклопедия детская «Народы России» РОСМЭН. — Авторы Аверина Е., Бронштейн М., Горячкин С., Жуковская Н. – М., 2012г.

6. Подвижные тематические игры для дошкольников/Составители Лисина Т. В., Морозова Г. В. – М.: Сфера, 2019г.

Открытый урок по литературному чтению

на тему: Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

  • Цель деятельности учителя: создать условия для для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные выводы фрагментами из текста.

  • Планируемые результаты образования.

  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

  • Личностные результаты: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Метапредметные:

  • Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Дыхательные упражнения.

Вдох (через нос) — выдох (через рот) (без звука)

Вдох (через нос) — выдох (через рот) (без звука порциями)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (со звуком ШШШШ)

Вдох (через нос)- выдох (через рот) (порциями со звуком ХХХХХ)

— Артикуляционная гимнастика.

— почистим зубки,

— вкусное варенье,

— лошадки.

— Работа со скороговоркой.

Наш Полкан попал в капкан. (2 человека опросить)

— Ребята, для чего нам нужно делать дыхательные упражнения, проговаривать, скороговорки?

3. Повторение пройденного материала. Игра «Угадай»

— Ребята, сейчас мы проведем викторину. Я буду называть одно предложение из произведения, а вы угадаете название сказки.

а) – Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка );

б) «Коровушка- матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят»

(«Хаврошечка»- русская народная сказка);

в) « Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!»

(«Мальчик с пальчик», русская народная сказка)

г) «Ох, добрый человек и сама ничего не ела: нечего»

(«Каша из топора», русская народная сказка).

— Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные);

— Ребята, наша страна большая, огромная, но у человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.

— Скажите пожалуйста, где мы живем? (В России). А как называется наша малая родина? (Камышин)

-Какие народы входят в состав Российской Федерации?

-А какие сказки вы знаете этих народов?

— Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру в упряжке оленей.

Тундра — холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

— Ребята, а какие народы живут в тундре?

— Коренные жители Севера — это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. (Таблица)

— Какое слово выделено жирным шрифтом? Почему?

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

— Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

4. Словарная работа.

Таблица со словарными словами.

Мох, пима, чум, малица, Тундра, ненцы.

— Все ли слова вам понятны?

— Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями, справочниками)

Ребята, нужно найти в справочнике эти слова.

1 ряд ищет, что означает слово чум и рассказывает нам.

НЕНЦЫ ЖИВУТ В ЧУМАХ. ЧУМ ДЕЛАЮТ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР. (иллюстрация)

2 ряд ищет, какое лексическое значение имеет слово малица.

МАЛИЦА ШЬЕТСЯ ИЗ ОЛЕНЬИХ ШКУР МЕХОМ ВНУТРЬ.

РАССМОТРИМ ВНИМАТЕЛЬНО НАЦИОНАЛЬНУЮ ОДЕЖДУ НЕНЦЕВ) (иллюстрация)

3 ряд ищет слово пима.

ПИМА- ОБУВЬ ИЗ ОЛЕНЬЕГО МЕХА. (иллюстрация)

5. Работа над иллюстрацией. Целепологание.

Откройте учебники на странице 60, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

— Как вы думаете, как называется сказка?

— А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

— Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…..)

6. Сообщения учащихся о кукушке. (Слайд о кукушке)

— Кто из вас видел кукушку? Слышал?

Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка- птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких- нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

ФИЗМИНУТКА.

7. Чтение сказки про себя.

8. Первичное восприятие текста.

— О ком сказка, кто главные герои?

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

— Почему так названа эта сказка?

9. Чтение сказки выборочно.

10. Работа по содержанию сказки.

— Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Обсудите в парах предложенные варианты, докажите правильность или неточность утверждений:

— мать не любила своих детей;

— мать хотела птицею долететь до воды;

— матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

— Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

— что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? — прочитать.

-( )

— Какими были дети?

— (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, безчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

— (Сожаление, страх)

— Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели- извиниться.)

11. Обобщение.

— Как заканчивается эта сказка?

— (грустно)

— Чему учит вас сказка?

— (быть добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою помощь.)

— Групповая работа.

— А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Собери пословицу».

На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

На 1 и 2 партах получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

На 3 и 4 партах получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

— Какие пословицы у вас получились?
— Объясните, как вы понимаете их смысл.

12. Рефлексия. Итог урока.

Закончи предложения :

Я прочитал (а)….

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила…..

13. Домашнее задание.

Цели и задачи урока:

развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать
сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях,
характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях
кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I
часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс,
аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”,
презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

II. Речевая гимнастика. (Слайд 1,
Приложение1)

а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.

б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):

ре ра,


тре дра,
стре здра,
ветре вздра.

в) Работа с чистоговорками.

Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

г) Работа над скороговоркой (прочитать “глазками”, прочитать быстро, с ?,
с!).

Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)

III. Повторение изученного.

Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с
вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название
и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
– русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками —
кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать –
тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо,
вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из
топора” – русская народная сказка.)

Инсценировка сказки

“Каша из топора”.

– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.

(Участвуют 3 учащихся.)

Ведущий.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Солдат.

Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.

Старуха.

Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.

Солдат (заходя в комнату).

А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?

Старуха.

Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего

Ведущий.

Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.

Солдат.

Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.

Старуха. Разве сможешь?

Солдат.

Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)

Старуха. Вкусно?

Солдат.

Очень!
Только соли
Нет совсем…

Старуха.

Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.

Солдат (солит, пробует, хвалит).

Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.

Старуха.

Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком
пшена.)

Как считаешь, хватит столько?

Солдат.

Хватит! Будет в самый раз.

(Добавляет в котел пшено, пробует…)

Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!

Старуха.

Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.

Солдат (добавляет масло, помешивает).

Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.

(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть
кашу.)

Старуха.

Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.

IV. Сообщение темы урока.

– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке,
если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

(Слайд 3)Аудиозапись голоса птицы. (Приложение
2
)

– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 4)

V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов
северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на
восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое
и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют
кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные
условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад.
Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая
голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк,
волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут
чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются
оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В
середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть
северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.


Сообщения учащихся о кукушке.


(Слайды 21, 22, 23, 24)

– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных
детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она
кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит
очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у
немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная
особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на
землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь
гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из
него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше
голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие
лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в
конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца
в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка
до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят
своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так,
что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов
и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока
он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц.
Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких
гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц
есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много
каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми:
они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек
спасают большие участки леса от опасных вредителей.

VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись.
(Приложение 3)

(Слайды 25, 26, 27, 28)

Обмен впечатлениями.

VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.

Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.

(Приложение
4)


VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
(Слайд 29)

– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
(Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)

– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание. (Слайд 31)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело
играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были
сыты и веселы…”

Конспект урока

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка»

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; иллюстрация к произведению; физическая карта России, карточки с названиями народов, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Орг. момент.

(1мин)

-Добрый день, начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не молчать

Всем работать отвечать

2.Проверка домашнего задания (5мин)

-Ребята, какое домашнее задание у вас было? (Пересказ сказки Айога»)

— Назовите героев сказки «Айога».(Девочка Айога,мама девочки, соседская девочка)

-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)

-Кто хочет пересказать сказку «Айога»?

Дети отвечают

3.Актуализация знаний (5мин)

Работа в парах.

— Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)

— Потом кто-то из вас выйдет к доске и мы проверим ,как вы справились с заданием.

На карточках соединяют названия сказок с отрывками

2 мин

Работа с картой.

-Сказки каких народов вы читали? (Белорусскую, русскую, хантыйскую ,нанайскую)

— Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)

— Ваши товарищи подготовили сообщения об этих народах. Найдём эти народы на карте России.

(краткие сообщения подготовленных детей о народах: нанайцы, хантыйцы, русские, белорусские)

«Пых» (белорусская), «У страха глаза велики» (русская), «Айога» (нанайская), «Идэ» (хантыйская)

4.Постановка учебной проблемы

( 2 мин)

Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)

— Верно. Сегодня мы познакомимся ,еще с одной сказкой. Узнать название сказки вы сможете, отгадав загадку.

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)

— Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка»

— Ребята, кто знает кто такие ненцы?

Ненцы — народ, составляющий основное население северных районов России. Найдём место их проживания на карте.

— Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)

Отгадывают загадку

Работа с картой

Ответы детей

6 мин

Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.

Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар — кукувица, у немцев — кукук, у французов — куку, .Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушки — одни из самых полезных наших птиц. Кукушка — птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное — она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Чтение энциклопедической статьи.

Показ иллюстрации

3 мин

Словарная работа.

— В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)

-Ребята, у вас в конце учебника( стр. 154) тоже есть словарь, давайте найдем значение слова малица? (Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.)

-Кто знает что такое чум?( Чум — палатка, крытая шкурами)

Кто знает, что такое тундра?(Тундра — холодные северные безлесные пространства.)

— Найдём их в толковом словаре.

Показ иллюстрации

Физминутка

1 мин.

13 мин

-Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте все. Сначала я покажу ,а потом –все вместе повторите за мной.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утором рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо ,влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.

— Ребята , вот вы немного отдохнули, а теперь откройте страничку 82 , прочитайте сказку про себя.

— Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.

-Давайте ответим на вопросы. Почему мать превратилась в кукушку?(потому что дети не слушали ее) .

— Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)

— Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)

— Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен? ( Как мама улетает ,а дети бегут за ней)

-Какие слова из текста, подходят к этой иллюстрации?( -Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей…)

— Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?( Им было стыдно за то ,что не помогали маме, не слушались ее)

— Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )

Составление плана.

— Ребята, давайте составим план к нашей сказке.

— С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)

— Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)

-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)

— Как назовем второй пункт нашего плана? ( Мама работала, а дети играли)

-Что случилось с мамой? ( Она заболела)

— Как назовем этот пункт? (Мама заболела)

— Какие превращения произошли с мамой?( она превратилась в птицу)

— Как назовем четвертый пункт нашего плана?( Превращение мамы в птицу)

— Чем закончилась сказка?( Мама улетела и дети остались одни)

-Как назовем этот пункт?( Навсегда бросила детей мать-кукушка)

Читают сказку, отвечают на вопросы.

8 мин

Просмотр мультфильма «Северная сказка»

— Понравилась сказка?(да)

— Чему учит эта сказка? ( Слушать маму, помогать маме)

— Что объединяет эту сказку, с той сказкой которой мы сегодня познакомились? (Они похожи сюжетом)

Просмотр мультфильма по сказке

Обобщение.

Оценивание

(3мин)

Домашнее задание.

— Ребята, послушайте пословицы и скажите, которые подходят к данной сказке. Объясните почему.

Старый друг лучше новых двух

Что имеем- не храним, потерявши –плачем.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

— Какие мысли возникли у вас после сегодняшнего занятия? Посмотрите на карту – как много разных народов населяют нашу страну, а как похожи их сказки. Чему они нас учат?( делать добро, помогать старшим, заботиться о старших, не надо лениться)

— Ребята, вашим домашним заданием будет пересказ сказки «Кукушка», стр. 82-83

Ответы детей

Приложение.

Соотнесите названия сказок с отрывками из них.

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то : «Ппы-ых! Ппы-ых». Испугался дед – и бежать.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки»

« Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.»

«- Здравствуй, Петя! идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты- крышу крыть.»

«— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах,какая я красивая»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Пых»

«Зимовье»

«Айога»

« Идэ »

Наталья Пильщикова

«В мире сказок». Конспект занятия по чтению ненецкой народной сказки «Кукушка»

Цель : понимание морали сказки

Задачи : учить понимать мораль сказки

, расширять представления детей о
сказках разных народов
, о традициях и обычаях
народов севера
. Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери.

Словарь : чум, малица, пимы, тундра.

Оборудование : иллюстрации : чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски (синяя, красная, желтая)

каждому ребенку, книжка- малышка
сказка
«
Кукушка
«, ребус.

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка» (2 класс)

Ненецкую сказку «Кукушка» проходят дети во 2 классе, и среди заданий могут встретиться такие:

  • Определите, какая пословица подходит к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, подходящие к сказке «Кукушка»;
  • Подберите пословицы, выражающие смысл сказки.

Сказку неспроста выбрали для изучения в школе. Она содержит глубочайший смысл и раскрывает очень важную тему взаимоотношений между родителями и детьми. Сказку полезно также прочитать детям дошкольного возраста, если те не слушаются и расстраивают маму.

Ненецкая сказка повествует о семье, в которой только мать и четверо детей. Мать трудилась и трепетно ухаживала за детьми. А они, в свою очередь, не слушались ее, играли и шалили. В трудную минуту, когда мама заболела, дети не пришли на помощь. Обернувшись птицей, мать собралась покинуть свой дом. Дети осознали, как дорога им мама, только когда ее не стало.

Таким образом, сказка учит людей бережно относиться к родителям, ценить и уважать их. Но, к сожалению, пока близкие люди рядом, мы склонны не замечать их добрых поступков. А потом бывает уже поздно. Нужно ценить добро и любовь близкого человека здесь и сейчас, отвечать добром на добро.

К ненецкой сказке «Кукушка» подходят русские народные пословицы о добре и любви, о родителях и детях:

Не плюй в колодец пригодится водицы напиться. Гулять — гуляй, но отца и мать уважай. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. При солнышке тепло, при матушке добро. Плохо ветвям без ствола. Все купишь, а отца-матери не купишь. Родную мать никем не заменишь. Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.

Радуется сердце тяти от ласкового дитяти. Коли есть отец и мать, так ребенку благодать. Детки деткам рознь. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается. Птица рада весне, а дитя — матери. У отца с матерью за пазухой — и на морозе тепло. Во всяком хлебе есть мякина: бывает добр и худ детина. Дай детям полную волю — сам наплачешься. Малые дети заснуть не дают, большие вырастут — сама не спишь. Без матушки родной и цветы не цветно цветут. На свете все сыщешь, кроме отца с матерью. Детей растить — осинку глодать. В семье — любовь да совет, так и нужды нет. Семья вместе — и душа на месте.

Нет такого дружка, как родимая матушка. Кто матери не послушает, в беду попадет. Около матки хорошо дитятке. Ребенок без матери, что стол без скатерти. Мать при детках, что птица в клетке.

Добро не лихо — ходит тихо. Нет худа без добра. За добро добром и платят. Истинное добро всегда просто.

Кукушка кукует, по бездомью горюет. Кукушка на радость в лесу, ребёнок на радость в дому. Кукушка не мать, не каждому судьбу поймать. Кукушка не мать, не каждому счастье поймать. Кукушка своего гнезда не вьёт. О том кукушка кукует, что своего гнезда нет. Скуковала кукушка на голый лес.

“Кукушка”

Ненецкая народная сказка “Кукушка”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Кукушка” и их характеристика

План пересказа сказки “Кукушка”

Кратчайшее содержание сказки “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль сказки “Кукушка”

Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка “Кукушка”

Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку “Кукушка”

Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке “Кукушка”

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Жалей отца с матерью,других не найдешь. Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит. На своего ребенка кому пожалуешься. Самая больная рана от своего дитяти. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кукушка”

Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей.

Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили. Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить. А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.

Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали. Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток – клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.

Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает. Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают. А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется. Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.

А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки “Кукушка”

Усвоение народных пословиц и поговорок детьми дошкольного возраста

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднае крыніцы. Свая хатка як родная матка. Для ўсякай птушачкі сваё гняздо мілае.

Лепш нічога няма свайго роднага вугла.

Моральные качества человека

Не той харош, хто прыгож, а той харош, хто на справу гож. Невялік муравей, ды горы варочае.

Учиться человеческим отношениям

За добрае добрым плаціць трэба. Любіць увесь свет лагодны прывет. Пажыві для людзей, пажывуць і для цябе. Рука дающего не оскудеет. Каб у пашане быць, трэба працу любіць. Чужы кажух не грэе.

Хто сумленне мае, той чужога не чапае.

Дружба и товарищество

Што аднаму цяжка, то гуртам лёгка. Дзе дружна, там і хлебна. Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам. Новых сяброў набывай, а старых не забывай.

Дружба, дружба, цяжкая твая служба!

Якім зярном хто сее, такім і збірае

Трудовое воспитание

Праца чалавека корміць, а лянота порціць. Не будзе аратага, не будзе і багатага. Гультая зямля не любіць. Хто рана ўстае, у таго хлеба стае. Ранняя птушка крылкі цярэбіць, а позняя – вочкі трэ. Калі пыл на баране, дык і блін на рэшаце. Хто хлеба хоча, той мусіць быць у поце.

Зіма робіць на лета, а лета – на зіму.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения.

Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.

При повторении и закреплении содержания занятия можно расширять круг пословиц, постепенно освоив достаточно большое их количество.

Многие литературные произведения многоплановы с точки зрения представленности в них моральных идей. Так, например, сказка С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев” может быть обрамлена венком пословиц:

Навука – лепшае багацце. Ад навукі дужэюць рукі. Навука вочы адчыняе. Розум – найлепшае багацце.

Бачыць вока далека, а розум – яшчэ далей.

Розум – не сякера, не пазычыш

Подготовка к экономическим отношениям

Беражы бацькаву капейку, то і сваю здабудзеш. Рубель з граша паходзіць. Не гадуючы малога, не будзеш мець і вялікага.

Адно зерне пуды прыносіць.

Грошы лік любяць

Современная интерпретация

В наш век это крылатое выражение многими объясняется по-другому. К сожалению, в XXI столетии понятие любви и ценности отношений стало угасать. Если верить официальной статистике, то порядка 20% случаев расторжения браков происходит из-за измены. Так вот, современное значение поговорки имеет посыл именно к супружеской неверности. Якобы «дневная кукушка» – это добропорядочная жена для сердца и хозяйства, а «ночная» – любовница для сексуального удовлетворения. Вот как понимать выражение «ночная кукушка дневную перекукует» в наше время.

В данном случае подобное объяснение выражения имеет место быть. Ведь сколько историй знает наша реальность, когда мужчина под воздействием страстной, пылкой и молодой любовницы, с которой у него всё только начинается, принимал решение развестись с уже «приевшейся» женой. Впрочем, тут проблема кроется не в хитрой девушке, балующей изменника близостью, и не в том, что ему уже «опостылела» жена. Проблема находится внутри пары, и её нужно решать, чего многие не делают.

Источник

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
  • формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.

Технология:

критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви человека, птицы и зверю к своему дитя)
(Слайд 1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам? – Как вы и ваши родители проявляют свою любовь? – А какие проблемы существуют в настоящее время в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика)
(Слайд 2)
II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы –

жители севера;
чум
– жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы
– обувь
малица
– верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами
(Слайды 3, 4)
Чтение сказки учителем, показ иллюстраций
(Слайды 5, 6)
– Почему мать превратилась в кукушку? – Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? – Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста. – Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? – Какие чувства вызвала у тебя эта сказка? – Какой урок мы должны извлечь из сказки “Кукушка”? – Какому виду относится сказка? – Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из героев нашего урока. Напомню, письма бывают благодарственные, письма-уведомления, просьбы, претензии. – И в заключение нашего урока предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд

Домашнее задание:

Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей»
(Слайд 9)

Иное значение

Впрочем, это ещё не всё касательно фразы «Ночная кукушка дневную перекукует». Что значит она в оригинале – понятно. Но на деле есть масса вариантов её толкования. Например, «дневной кукушкой» может быть не только мама мужчины, но и просто те люди, которые имеют для него значение, как и их мнения. Как правило, это близкие друзья, отец, брат или сестра, авторитетный коллега и, в конце концов, второе «Я», или внутренний голос, который обычно подсказывает правильные вещи. Да и применяется в наше время эта фраза по отношению не только к парням, но и к девушкам. Но вот «ночной птичкой» всегда оказывается тот, кто помогает справиться с сексуальным напряжением.

Следующая пословица

Сказки Пушкина — это чудо, способное удивлять в любом возрасте. В детстве они чаруют своей фантазией, в юности поражают музыкой стиха, а в зрелом возрасте мы отмечаем в них удивительное понимание души человека. Эти сказки вошли в нашу плоть и кровь, в них всегда «русский дух» и «Русью пахнет».

Многие произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают на уроках в школе, и даются задания:

  • Какие пословицы подходят к сказкам Пушкина;
  • Какие пословицы и поговорки есть в сказках Пушкина.

  • План рассказа филиппок для 2 класса литературное чтение
  • План самообразования по теме сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников
  • План сказки книжка счастья гарин михайловский
  • План рассказа почему осеева
  • План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение