Задания по литературе для 5 класса
2 ответа:
1
0
Красивая баллада Жуковского «Кубок» не представляет особой сложности для пересказа, потому что она написана очень динамично и живо и основные события баллады легко откладываются в памяти.
План пересказа баллады «Кубок»:
- Царь бросает драгоценный кубок в пучину и вопрошает, что смелый и храбрый
- Рыцари и латники стоят не двигаясь
- За кубком отправляется молодой паж
- Зрители считают что паж погиб
- Вдруг из воды показывается рука и плечо, паж возвращается с кубком
- Паж рассказывает как он нырял за кубком
- Царь доволен рассказом, но добавляет к кубку алмаз и требует вновь нырнуть за ним
- Принцесса пытается отговорить царя
- Паж больше не возвращается.
0
0
Составим план для пересказа баллады «Кубок» Василия Жуковского 5 класс:
- Царь бросает в море кубок и спрашивает, кто сможет его достать
- Опытные воины не желают прыгать за кубком
- Прыгнуть решается молодой паж
- Все считают что паж погиб в страшной пучине
- Паж неожиданно выныривает и подносит кубок
- Паж рассказывает об ужасахстихии и морских чудовищах
- Царь хочет снова бросить кубок
- Принцесса заступается за пажа
- Царь бросает кубок, за ним прыгает паж и погибает.
Читайте также
При написании своей сказки «Спящая царевна» Василий Жуковский взял известный давно сюжет, но переделал его по-своему. Получилась интересная и оригинальная версия сказки.
Основная идея этой сказки, как любой сказки вообще — добро все равно победит, чтобы не происходило и как бы не исхитрялось зло.
Теперь посмотрим, какие еще мысли навевает эта сказка.
Прежде всего о том, что нельзя никого выделять, забывать. Если уж приглашать родственников — то всех, если приглашать колдуний — тоже всех. Подумаешь, блюдо пропало, его можно и заменить.
Второе: Что уготовано судьбой, все равно случится, какие бы ухищрения не предпринимались.
Третье: и через царя можно переступить на пути к своему счастью.
В своей басне «Две бочки» Крылов описывает ситуацию, когда один производит много шума, но пользы от этого нет совершенно, а второй молча делает свое дело и приносит всем пользу. В басне героями сделаны бочки — пустая и с вином. Пустая несется громко и быстро, но она пустая и ничего не принесет. Бочка с вином катится медленно и тихо, зато польза от нее очевидна.
Мораль здесь в том, что надо спокойно делать свое дело, а не носится с шумом ничего не делая.
Вопросы для викторины:
- С чем были бочки?
- Почему пуста бочка громыхала?
- Почему бочка с вином катилась медленно?
- Как реагировали на приближение пустой бочки прохожие?
Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.
Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.
Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.
Исторически картина конечно написана неверно.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
Слова академика Дмитрия Лихачева можно трактовать по разному.
Прежде всего он пишет в своей книге о значении древнерусской литературы. То есть мы должны быть благодарны неизвестным летописцам и сочинителям, которые сохранили для нас множество исторических фактов, не позволили нашей истории кануть где-то в темноте веков.
Но также отметим, как высоко отзывается академик о героях древнерусской литературы. Ведь это были люди высоких стремлений и высокого духа. Во многом благодаря этим произведениям, которые несомненно были широко известны в народе, развилась народная духовность, отношение народа к добру и злу, тяга к справедливости и свободе.
Автор: Достовалова Наталья Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: конспект урока
Тема: В.А.Жуковский баллада «Кубок»
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе 5 класс
Учитель русского языка и литературы Достовалова Наталья Валерьевна
ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цель урока: дать понятие «баллада», познакомить с текстом и
нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады
«Кубок ,проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за
языком баллады, отработать выразительное чтение , пересказ текста,
развитие речи — устное рисование.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А.
Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в
материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:учебник литературы5 класс, автор В.Я. Коровина,В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. , выставка рисунков обучающихся«Иллюстрируем
балладу В.А. Жуковского «Кубок» ,портретВ.АЖуковского работы
О.Кипренского.
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
Ход урока
Слово учителя :На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством
В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы. Более полувека
своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в
истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую
поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества,
дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Урок начинаем с тестового задания.
Вопросы находятся на экране.
Учитель проговаривает каждый вопрос.
1.
Напишите имя и отчество автора сказки «Спящая царевна». (Василий
Андреевич)
2.
Как называется сказка, которую придумал автор или писатель, или
поэт? (литературная)
3.
Определите жанр произведения: «Не лает, не кусает, а в дом не
пускает» (загадка)
4.
Назовите структурный элемент сказки: «Жил-был добрый царь Матвей,
жил с царицею своей он в согласье много лет…» (зачин)
5.
С каким поэтом поспорил В.А.Жуковский о том, что напишет сказку,
приближенную к народной? (А.С.Пушкин)
6.
Какие три вида русских народных сказок есть в литературе.
(волшебные, бытовые и о животных)
7.
Какого знаменитого поэта открыл миру В.А.Жуковский (А.С.Пушкина)
Слово учителя: Поэт Жуковский прожил тяжелую и одновременно
блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в
дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и
только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные
переживания Василий Андреевич с необычайной искренностью открывает в
своих произведениях.
Одним из любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский
заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера.
Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое,
самобытное творение
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два
десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он
много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что
уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его
творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма,
литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность
и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана»,
«Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
Понятие о балладе.
-Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит
необычный случай.
Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое
событие, предание с острым сюжетом; фантастическое и реальное
переплетаются, конец обычно трагический.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с
фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с
фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок».
Словарная работа. Слова написаны на доске. Работа в тетрадях.
Какие слова ,в ходе чтения, были непонятны современным людям и
почему? Архаизмы .Определение термина .
Архаизмы- устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь
должен был соответствовать определенному набору требований: смелость,
благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто
называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин
(лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или
коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Анализ произведения:
—Понравилась ли вам баллада?
—Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?
—Кто главный герой? Каким вы его себе представили?
—Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? (Это
бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет
жизнями своих подданных.)
—Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут
себя герои в такой ситуации?
-Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом
«рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).
—Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)
—В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это
сделал?(Он смел, ему хочется отличиться.)
-Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных
юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат»,
«мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).
-Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж
спасается, ему помогла молитва).
—Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря?
(Страшным)—А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?
-Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он
наделён? Капризность, непримиримость.
-Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает?
Паж
-Что такое благородство?
-Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и
приближенные царя, свита.
-Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?
-Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?
-Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?
Составление учащимися плана баллады В.А. Жуковского
«Кубок».Чтение и анализ.
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой
мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради
любви.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Слово учителя: К сегодняшнему уроку некоторые учащиеся подготовили
иллюстрации к балладе В.А.Жуковского «Кубок», давайте дадим им слово
для презентации выполненных работ.
Вопросы (примерные):
– Как вы назвали свою работу, почему?
– Играют ли значение выбранные вами краски для передачи основной мысли,
заложенной в иллюстрации?
– Каких умений и навыков не хватило, чтобы достичь желаемого?
– Какие слова и выражения из баллады .созвучны вашей работе?
– Кого из художников-иллюстраторов можете назвать, чей почерк вам близок
и понятен?
Домашнее задание:
1.
Составить викторину по балладе «Кубок».
2.Придумать обложку к балладе В.А.Жуковского «Кубок».
Рефлексия. Продолжить фразу.
Сегодня на уроке я…
Андреева А.Ю. Урок литературы в 5 классе по балладе В.А. Жуковского «Кубок»
- Печать
Андреева Алла Юрьевна,
учитель литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»
urevna47@mail.ru
Предисловие
Изучение текста баллады В.А. Жуковского «Кубок» вызвало искренний интерес у пятиклассников и удовлетворение результатом работы у меня. Класс работал на эмоциональном подъеме, активно подключился к ответам на проблемные вопросы. Эвристическая беседа с учениками неоднократно сопровождалась небольшими исследовательскими элементами. Дети с увлечением высказывались, развивая монологическую речь, аргументировали свои высказывания цитированием, пытались понять авторский замысел и смело выдавали свою (иногда откровенно детскую) интерпретацию избранных для обсуждения эпизодов, находили ключевые слова, прочувствовали их экспрессивную окраску.
С этой целью использовала приём «Чтение с остановками», завершающимися проблемным вопросом, ответы на которые переходили в беседы или дискуссии.
Естественно, для того чтобы подобный урок состоялся, чтобы он стал по-настоящему уроком сотворчества, учителю нужно заранее заслужить доверие собеседников. Это достигается регулярностью использования этой методики, поощрением тех, кто желает высказаться, а для этого ребенку надо поверитьь, что его мнение интересно одноклассникам и учителю. В нашем случае этот контакт налажен.
С таких уроков общения не только дети, но и я, учитель с 45-летним стажем, выхожу в состоянии словно сквозь промытое стекло просмотрела страницы сотни раз прочитанной классики. Мы с детьми проникаем в глубины произведения. Речь идет не только об этой балладе. Иногда воспринимаю текст, благодаря им, моим первооткрывателям, под таким ракурсом, что сама диву даюсь! Одновременно в атмосфере абсолютно свободного общения я наблюдаю за учениками, отмечаю их и свои пробелы, радуюсь достигнутому ими.
Эти записи были сделаны сразу после проведенного урока с целью самоанализа в форме дневникового наблюдения за уровнем восприятия текста произведения в 5 классе, за умениями и навыками учеников среднего звена, чтобы в последующем проследить их изменение.
Чтобы мы понимали друг друга
Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, учителем словесности, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.
Слайд 2
Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Учимся выразительному чтению
Слайд 3
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад. Аудиозапись можно найти в Интернете, например, по адресу: muzofon.com›search/Кубок Жуковский.
Слушать только первые полторы минуты (монолог царя).
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
О чем говорят и думают дети
Слайд 4
– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
Рисунок 1
– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.
– Скорее всего, это царский каприз.
– Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.
– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
– Ищет охотников за золотом?
Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!
О тех, кто стоял в стороне…
Слайд 5
Рисунок 2
После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:
– Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.
А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…
Мнение о главном герое
Слайд 6
Рисунок 3
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.
– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
– Хочет скорее стать взрослым.
– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
– Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?
– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
– Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
– Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
– Он хочет завоевать сердце царской дочери?
– Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.
– Может быть, хочет угодить царю?
– Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.
Покаяние
Слайд 7
После чтения 9–10 строфы:
– Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
Рисунок 4
– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
– За то, что отмолчались перед царём.
– Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…
– Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
Такие микро находки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.
Дети не прощают царя-убийцу
Слайд 8
Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.
Рисунок 5
Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:
Слайд 9
— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
Рисунок 6
– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
– Еще бы — на то он и царь!
Очень по-детски, но забавно!
– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
– Заметили, что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.
– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
– Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
Слайд 10
Рисунок 7
– Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.
– Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
– А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
– Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
– Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.
Безумство влюбленных
Слайд 11Читается предпоследняя строфа.– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
– И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.
– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
– Желание не разочаровать её.
– Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
– А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
– Такой корысти у героя нет.
– А в моих глазах он лучший из рыцарей!
Не перевелись романтики и в наше время!..
Задумаемся о вечном и быстротечном…
Слайд 12
Рисунок 8
– Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
– От нелепой гибели мальчика.
– Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.
– Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах влюбленных будет вечна.
– И любить царевна будет долго-долго.
– Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.
– Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.
Использованные материалы:
В оформлении использованы иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Кубок» Д.И. Митрохина, А.В. Озеровской, А. Кошкина.
Опубликовано на сайте Mosmetod.ru
Урок № 22
Тема: Баллада В.А.Жуковского «Кубок».
Цель: Ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным
содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать
поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
Ход урока
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
1). Чтение наизусть отрывков из сказки «Спящая царевна».
2). Беседа по вопросам учебника.
3. Объявление темы и цели урока.
4. Работа над темой урока.
1).Вступительное слово учителя.
2).Понятие о балладе.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
3). Чтение и запись в тетради определения баллады.
—Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
4). Словарная работа.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
5). Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр Синица).
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
О чем говорят и думают дети.
— Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
— Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
— Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
— Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.
— Скорее всего, это царский каприз.
— Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.
— Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
— Ищет охотников за золотом?
Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!
6). О тех, кто стоял в стороне…
После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
— Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
— Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:
— Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.
А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…
7). Мнение о главном герое
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.
— Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
— Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
— Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
— Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
— Хочет скорее стать взрослым.
— Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
— Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?
— Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
— Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
— Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
— Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
— Он хочет завоевать сердце царской дочери?
— Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.
— Может быть, хочет угодить царю?
— Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.
7). Покаяние
После чтения 9-10 строфы:
— Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
— Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
— Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
— За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
— За то, что отмолчались перед царём.
— Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…
— Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.
8). Дети не прощают царя-убийцу
Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.
Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:
— Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
— Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
— Еще бы — на то он и царь!
Очень по-детски, но забавно!
— Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
— Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.
— Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
— Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
— Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью.
— Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
— Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
— А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
— Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.
— А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
— Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.
9).Безумство влюбленных
Читается предпоследняя строфа.
— Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
— И опять: «отважность сверкнула в очах» — это сказано в тексте.
— Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
— Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
— Желание не разочаровать её.
— Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
— Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
— А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
— Такой корысти у героя нет.
— А в моих глазах он лучший из рыцарей!
Не перевелись романтики и в наше время!..
10). Задумаемся о вечном и быстротечном…
— Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
— Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
— От нелепой гибели мальчика.
— Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.
— Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет вечна.
— И любить царевна будет долго-долго.
— Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.
— Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.
—Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви)
—Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа?
—Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости)
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.
5. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”».
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90.
«Кубок» — читательский дневник по балладе В. Жуковского
Баллада «Кубок» Василия Жуковского опубликована в 1831 году. Является переводом баллады «Водолаз» Шиллера.
Описание книги для читательского дневника
Автор:
Жуковский Василий Андреевич
Название произведения:
Кубок
Жанр:
баллада
Год написания:
1831
Издательство:
ИД Мещерякова
Год издания:
2005
Количество страниц:
16
Главные герои и их краткая характеристика
Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей. Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю. Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.
Время и место сюжета
Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.
Краткое содержание и сюжет
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Очень краткое содержание для читательского дневника
Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна. Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок. Он рассказал о страшных чудовищах и течениях. Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг. Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг. Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.
План пересказа
- Пожелание царя
- Смятение рыцарей
- Молодой паж
- Смелый прыжок
- Возвращение пажа
- Награда царя
- Рассказ пажа
- Кубок на ветви коралла
- Морские чудовища
- Помощь прилива
- Новое пожелание царя
- Заступничество царевны
- Царь увеличивает награду
- Смерть пажа
Основная мысль
Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.
Чему учит
Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилась эта красивая баллада. Царь в ней показал себя самодуром, жестоким и безжалостным. Он знал, что посылает пажа на смерть, но ему хотелось развлечения. Паж понравился мне больше всего, он был настоящий герой. Ради любимой он бросился в море, зная, что вряд ли вернется.
Вывод и мое мнение
В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.
Цитаты из текста баллады
«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…» «…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?..» «…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…» «…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»
Словарь новых и незнакомых слов
Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин. Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах. Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы. Златой – золотой. Сокровенный – скрытый, затаенный. Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину. Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи. Мгла – непроглядная темнота. Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.
Средства художественной выразительности
Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть. Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага, Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глотала
Краткий анализ баллады
В балладе 27 строф, каждая является шестистишием. Стихотворный размер — амфибрахий. Литературное направление — романтизм.
Пословицы
- Смелый там найдет, где робкий потеряет.
- Кто храбр и лих, бывает скромен и тих.
- Мужество смерти не боится.
- От глупого риска до беды близко.
- Глубок океан, но сердце человека глубже.
Вызов царя
Со сцены на скале начинается баллада Жуковского «Кубок». Краткое содержание первой части произведения выглядит так: правитель созвал всех подданных на высокую скалу. Он обратился с призывом к рыцарям и латникам, чтобы те вернули ему золотой кубок, который будет для них наградой. Получив кубок, царь бросает его с высокой скалы в морские пучины.
Он повторно обращается к рыцарям со своим призывом, но никто не решается отправиться за кубком. Все в полном молчании глядят вниз. Тогда царю пришлось в третий раз обратиться к своим поданным.
Анализ баллады Жуковского «Кубок»
Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок». Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», — так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», — говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», — что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну. Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.
Главная мысль
В «Кубке» Василия Жуковского главные герои — это царь и паж. Кубок символизирует собой совесть царя. Для него это качество не представляет особой ценности. Поэтому царь так беспечно бросает кубок в море. Он не думает о том, что поступает неправильно и неразумно, прося достать его: ведь шансов вернуться из морских глубин очень мало. Это характеризует его как неразумного правителя.
А вот его поданные, наоборот, прекрасно осознают всю опасность и ставят свои жизнь и здоровье выше всех сокровищ. Таким образом, можно сказать, что подданные — это здравый смысл, связующее звено между риском и благоразумием. Пажа можно ассоциировать с риском и отвагой, бросающей вызов самой судьбе. Также юношу можно сравнить с огнем: он горит ярко, притягивает к себе, может согреть, а царь — это вода, которая может разом затушить его.
Для царя то, что паж смог выполнить его задание, является поражением, и его самолюбие не может смириться с этим. Именно поэтому он и бросает кубок снова. До конца не ясны мотивы юноши, почему он решился еще раз броситься в бушующее море. Это могла быть вера в свою неуязвимость после чудесного спасения или тайная любовь к царевне.
Но главная мысль «Кубка» Жуковского такова: не нужно испытывать судьбу, даже если тебе повезло. Нужно уметь рассуждать логически и разумно. Ведь мудро сказала царевна, что не нужно повторно отправлять пажа, а если царь хочет еще послушать о том, что творится в морских глубинах, то пусть отправится кто-нибудь другой.
Этим баллада отличается от других произведений В. А. Жуковского. Ведь поэт был поклонником романтизма и восхищался творчеством немецких и английских поэтов. А в «Кубке» звучит призыв к тому, чтобы не поддаваться эмоциям, а стараться всегда рассуждать, прежде чем что-либо делать. Именно это делает данную балладу такой удивительной и непохожей на остальные. Сюжет заставляет задуматься о том, правильными ли чувствами руководствуются люди, когда принимают решения.
Но нельзя не отметить, что черты романтического направления в этом произведении присутствуют. Паж показан в образе пылкого, смелого и романтического юноши. Это можно понять по тому, как он описывает все то, что произошло с ним в морских глубинах. Само действие происходит во времена царей, рыцарей и прекрасных дам, что тоже является характерным для романтизма. Таким образом, баллада «Кубок» — это удивительное и прекрасное сочетание романтизма и глубокого смысла.
Анализ баллады Жуковского «Кубок»
Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок».
Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой», говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», — продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», — под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом.
Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем», — так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», — говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. ИП тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны. И борется, спорит с волной… И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем6 «Он жив!», — повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», — что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну.
Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна… и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно».
Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбо2й и вырваться из оков мира.
Поступок пажа
Паж появляется во второй части баллады «Кубок» Жуковского. В кратком содержании этой части следует рассказать о том, что юноша неожиданно для всех вызвался достать сей царский предмет. Все в изумлении посмотрели на него: он был очень молод и красив, смел и дерзок.
Собравшимся стало жалко отважного юношу, но они не решались пожалеть его вслух. Паж подошел к самому краю скалы и стал вглядываться в морские глубины. Страшны и таинственны они были: волны шумно бились о скалы, все ревело, как будто началась гроза. Казалось, что вода и огонь смешались, пучина бушевала. Юноша, произнеся молитву, бросился со скалы.
Возвращение пажа
Необычайно важен кульминационный момент баллады Жуковского «Кубок». В кратком содержании этой части следует рассказать о чудесном возвращении смелого юноши из бушующей пучины. Зрители увидели, как он одной рукой сражается с морской стихией, а в другой у него находится царский кубок.
Паж счастлив, что он смог выбраться и может снова приветствовать свет. Счастливы и зрители, что юноше удалось спастись. Он без сил выбирается на берег и падает к ногам царя с кубком. Правитель приказывает дочери дать ему награду, наполнив кубок струей винограда. И юноше кажется, что лучше ничего нет на свете.
Далее паж призывает людей радоваться жизни и рассказывает о том, что с ним произошло в морских глубинах. Он видел глубоководных тварей и лишь чудом смог схватиться за утес, на котором и был кубок. Пытаясь спастись от чудища, он попал в прилив, а столб воды поднял на поверхность.
Тревога за пажа
Переживания подданных также мастерски показаны в этой части баллады «Кубок» Жуковского. В кратком содержании мы отметим, что подданные очень переживали за судьбу отважного юноши. Все присутствующие ужаснулись, когда паж скрылся в морских пучинах. Когда они смотрели на этот бушующий поток, ни у кого не оставалось сомнений в том, что ему не спастись. Но они продолжали всматриваться в волны.
Зрители стали рассуждать о том, что они ни за какие бы богатства царя не согласились спрыгнуть со скалы. Даже если он посулит им разделить с ним трон. Потому что никто еще не выбирался из этой морской бездны, а все суда, попавшие туда, превращались в обломки. Но борьба между водой и огнем все нарастает, к небу взлетает столбом дымящаяся пена. И вдруг поток устремляется вверх с ужасающим ревом.
Жуковский «Кубок» как баллада (опыт анализа)
Предварительный просмотр:
В.А Жуковский – известный писатель-романтик 19 века. Его произведения захватывают читателя в плен с первых строк своим ритмом, яркой эмоциональностью, важностью проблем, над которыми писатель приглашает задуматься. Таково и его произведение «Кубок». По жанру это баллада, а их мы знаем В.А. Жуковский писал мастерски. Какие же особенности произведения позволяют мне утверждать, что «Кубок» является балладой? Прежде всего, конечно, то, что это сюжетное стихотворение. Действительно, рассказано о «забавах» царя-тирана, о смелом поступке молодого пажа, который дважды прыгнул в пучину морскую. И во второй раз не вернулся… Осуждаем царя, восхищаемся пажом и оплакиваем его, но… чувствуем, что совсем не о каком-то конкретном царе, не о конкретном паже рассказывает Жуковский. У сюжета есть свой подтекст. О чем-то важном говорит писатель своим читателям, рассказывая эту историю. Возможно, он поднимает социальную проблему (угнетение сильными мира сего слабых), возможно, Жуковский – философ и размышляет о судьбе. Ведь он говорит о чудесном спасении пажа единожды и его гибели во время второго погружения. Может, он хочет сказать, что человек не должен идти наперекор судьбе и пытаться узнать больше, чем суждено. А может, подтекст психологический? Что же всё-таки заставило молодого пажа выступить вперед после третьего обращения царя к подданным? Испугался гнева грозного царя, который тот был готов уже обрушить на своих подданных? Ведь последний раз царь о своем желании «возгласил громогласно»! И паж прикрыл собой и рыцарей знатных, и латников простых? А, может, наоборот, паж хотел поддержать царя, которому не подчинились его подданные. Чем больше читаешь балладу, тем больше «подтекстов» выявляешь и поражаешься глубине и современности этого произведения. Кроме того, как и в любой балладе, в «Кубке» есть диалог. Это диалог царя и пажа. Но его нельзя назвать обычным, ведь паж не столько отвечает на вопросы царя, сколько, впечатленный, просто рассказывает всем о бездне, о подводном мире, о своем чудесном спасении… Мы, увлекаемые этим вдохновенным рассказом, словно воедино с пажом и перед царем, и среди чудищ морских, и перед прекрасной царевной. Даже читая о чудесном спасении пажа, мы не верим в счастливый конец: 66 раз повторенный в балладе соединительный союз И, вызывает ощущения плача. Баллада, хоть и рассказ, все-таки поэтическое произведение, поэтому автор в полной мере использует арсенал изобразительно-выразительных средств для создания такого настроения: эпитеты (море грозное, мгла таинственная), олицетворения (пена ревела, глубь застонала), градацию (воет, свищет, бьёт, шипит)…
«Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно», — так заканчивает Жуковский свою балладу. А вопросы, которые стали мучить нас после ее прочтения, заставляя вновь и вновь читать произведение, остались. Ищем их решения мы, находим и вновь, взрослея, ищем, и вновь находим… Только уже совсем другие ответы на эти же вопросы! Может, об этом писатель и мечтал?
Новый вызов царя
Самым главным в балладе «Кубок» Жуковского является неожиданное предложение правителя. Несмотря на то что юноша доказал свою храбрость, он предлагает ему новое задание: в этот кубок он бросает перстень с алмазом и говорит, что если паж бросится за ним и достанет его снова, то он станет его любимым рыцарем и получит в жены царскую дочь. Молодая девушка начала просить своего отца, чтобы он пожалел бедного пажа.
Но царь, не послушав ее, бросает награду в пучину морскую. Юноша, воодушевившись взглядом царской дочери, в котором читался страх и жалость, бросается в волны. Но напрасно всматривалась царевна в воды. Они продолжали все так же пенится и шуметь, но паж так и остался в пучине морской.