План сказки княжение владимира святого

Однажды петр пришл к брату. тот был дома, в своей комнате. потом петр пошл к снохе и увидел, что брат

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Петр
Феврония
Социальный статус (положение) до замужества
Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).
Черты характера
  1. Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).
  2. Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).
  3. Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).
  4. Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).
Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

  1. Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).
  2. Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).
  3. Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).
  4. Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.
  5. Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).
  6. Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).
Причина встречи и последующего замужества
Когда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или«слукавил», — так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» — заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.
Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.
Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония
Одни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).
Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями — ?), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.
Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом) Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.
Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.
Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).
Отношение к людям во время правления князя Петра
Правление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».
Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».
Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»
Иноческие имена после ухода в монастырь
Давыд Ефросинья
Кончина главных героев «Повести…»
Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час». Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» — покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.
Что произошло после их смерти
Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.
    • «Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.
      Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, […]
    • «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими […]
    • «Слово о полку Игореве» — одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
    • Автор «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по‑прежнему носил звание […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов.
      Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.
      Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
      Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Николай
      Вера
      Портрет героев
      В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания.
      Характеристика
      Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону…»);
      раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»);
      неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Жилин
      Костылин
      Место службы
      Кавказ
      Кавказ
      Военное звание
      Офицер
      Офицер
      Статус
      Дворянин из обедневшего рода
      Дворянин. При деньгах, изнежен.
      Внешность
      Небольшого роста, но удалой.
      Плотного телосложения, сильно потеет.
      Отношения читателя к персонажу
      Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество.
      Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Николай Алмазов
      Верочка Алмазова
      Черты характера
      Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
      Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
      Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
      Характеристики
      Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый.
      Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
      Вера в исход дела
      Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья — одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни.
      Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
      Плюсы компьютера:
      при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Лужин
      Свидригайлов
      Возраст
      45 лет
      Около 50 лет
      Внешность
      Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.
      Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
      Род занятий
      Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Настя
      Митраша
      Прозвище
      Золотая курочка
      Мужичек в мешочке
      Возраст
      12 лет
      10 лет
      Внешность
      Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький.
      Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх.
      Характер
      Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность
      Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • На балу
      После бала
      Чувства героя
      Он «очень сильно» влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина — пьян — любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, «парит». Восторг и благодарность (за перо от веера), «весел и доволен», счастлив, «блажен», добр, «неземное существо». С […]
    • Имя чиновника
      Сфера городской жизни, которой он руководит
      Информация о положении дел в этой сфере
      Характеристика героя по тексту
      Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
      Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
      Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
      «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • Троекуров
      Дубровский
      Качество персонажей
      Отрицательный герой
      Главный положительный герой
      Характер
      Избалованный, эгоистичный, распущенный.
      Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души.
      Род занятий
      Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие.
      Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Базаров Е. В.
      Кирсанов П. П.
      Внешний вид
      Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности.
      Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
      Происхождение
      Отец – военный лекарь, небогатая простая семья.
      Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
      Образование
      Очень образованный человек. […]
    • Ларра
      Данко
      Характер
      Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать.
      Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
      Внешность
      Симпатичный юноша.
      Молод и красив.
      Взгляд
      Холодный и гордый как у царя зверей.
      Освещает силой и жизненным огнем.
      Родственные связи
      Сын орла и женщины
      Представитель древнего племени
      Жизненная позиция
      Не хочет […]
    • Григорий Печорин
      Максим Максимыч
      Возраст
      Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет
      Почти пенсионер
      Военное звание
      Офицер русской императорской армии.
      Штабс-капитан
      Черты характера
      Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
  • Характеристика Февронии.

    Героиня повести -1 дева
    Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести
    девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в
    простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего
    от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония
    сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а
    перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой.
    Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что
    «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими
    вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях,
    она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится
    на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жены бояр невзлюбили
    Февронию и требуют её изгнания.

    Феврония загадывает мудрые
    загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не
    возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к
    иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники
    сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет
    за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её
    животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её
    ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и
    кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных
    противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое
    человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению еёе
    высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не
    для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе
    и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония Же не
    заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость
    для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и
    возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое
    изречение, что семейная жизнь — эго корабль и капитан на нем — муж, но
    всё это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она
    повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в
    сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая
    жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притча
    14,1) Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба
    они, согласно завещанию, положены в одном гробу. В 1547 году память их
    установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи
    святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в
    одной раке в Муромском соборном храме.

    «Повесть о Петре и Февронии» была создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Герои повести — исторические лица: Петр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII века, умерли в 1228 году. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. По мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве 1 . С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

    Сказочно начало повести: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел». И стал к его жене летать змей. Он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастье, и стали оба думать, как избавиться от змея. Однажды, когда змей снова прилетел к жене Павла, она спросила его: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и отчего?» Прельщенный словами женщины змей ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча» 2 .

    Брат Павла Петр решает убить змея, но не знает, где ему достать Агриков меч. Однажды он находит этот меч в алтаре церкви. Затем Петру удается застать в палатах змея, принявшего облик Павла, и расправиться с ним. Поверженный змей принимает свой подлинный облик и в судорогах издыхает. Однако на теле Петра, там, куда попали капли крови чудовища, появились неизлечимые язвы. Петр приказывает своим слугам отправиться в Рязанскую землю, где, как он слышал, есть хорошие врачи.

    Один из княжеских отроков приходит в деревню Ласково, заходит в крестьянскую избу и видит девушку, сидящую перед ткацким станком, — это Феврония. В разговоре с девушкой он поражается ее мудрым ответам, смысл которых посыльный с первого раза не понимает. Например, она говорит ему: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». На вопрос, где же хозяин дома, девушка отвечает: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Юноша требует разъяснений и слышит в ответ: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут; значит сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой — бортник, в лесу они собирают на деревьях мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залез на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец. Потому я и сказала: “Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» 3 .

    Затем юноша рассказывает Февронии о болезни князя, и она берется его вылечить, но при условии, что за это князь женится на ней. Она мудра народной мудростью. Так, Феврония отдает слугам князя мазь и велит намазать все нарывы на его теле, кроме одного, что в дальнейшем дает ей возможность заставить князя выполнить уговор. С другой стороны, Петр хочет проверить ее ум и посылает ей пучок льна с требованием выткать из него ему рубаху, портки и полотенце, пока он моется в бане. В ответ Феврония посылает ему маленькую чурочку с просьбой сделать из нее ткацкий станок и все снаряды, необходимые для работы. Князь удивляется мудрости девушки, но, помазав раны, возвращается в Муром, не выполнив обещания жениться. И снова заболевает. Он понимает тогда, что простая крестьянская девушка, состязаясь с ним в мудрости, побеждает. Петр женится на Февронии, и они долгие годы мирно правят в Муроме.

    Когда наступает старость, супруги молят Бога, чтобы им умереть в один день и чтобы похоронили их в одном гробу. Феврония умирает одновременно с мужем, ибо не мыслит себе жизни без него.

    Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Она загадывает мудрые загадки, без суеты справляется с жизненными трудностями, говорит иносказательно, творит чудеса, преподносит уроки князю Петру.

    В глазах окружающих Феврония — «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора — идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прославляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высокие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках сквозит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклицаний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмотав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышивала для церкви. В какой-то степени эта деталь воспринимается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

    Несомненно прав Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность» и проводя параллель ее образа с ликами святых А.Рублева, несших в себе «тихий» свет созерцания, высочайшего нравственного начала, идеала самопожертвования.

    Характерная особенность повести — это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта (описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом). Подобное внимание к быту, частной жизни человека было новым в древней литературе.

    Отдельные детали позволяют составить впечатление о крестьянской жизни. Брат и отец Февронии — древолазы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Описан и княжеский быт: упоминается о городе Муроме, стоящем на Русской земле, о княжестве «благородного князя» Павла, о «едином самодержце граду своему» Петре, о конфликте бояр с князем, о сословных предрассудках князя, не сразу принявшего решение жениться на крестьянской девушке Февронии. Все эти детали говорят о внимании древней литературы к быту, частной жизни человека.

    Повесть свидетельствует об отходе от агиографических канонов и интересе к личной жизни человека, а кроме того, позволяет судить и о более широком, чем ранее, вхождении в древнюю литературу эпического начала, связанного с устно-поэтической народной традицией.

    Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Поэтический вымысел, восходящий к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни позволяют рассматривать ее в качестве начальной стадии развития жанра светской бытовой повести, как считает Д.С. Лихачев.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. В разделе «Словарно-справочные материалы» найдите сведения об авторе повести. Назовите фольклорные источники, на основе которых создано произведение.
    2. Перескажите сюжет повести, как развиваются события в ней.
    3. Расскажите о главной героине. Какие черты ее характера отмечает автор?
    4. Почему автор называет Февронию «мудрой девой», «провидицей»?
    5. Перескажите, какие чудеса творит Феврония, приведите примеры ее иносказательной речи и мудрых поступков.
    6. Укажите на связь ее образа с народно-поэтической традицией.
    7. Чем дорог автору образ героини и какие качества он ценит в ней? Почему считает ее идеалом нравственного богатства и духовной красоты?
    8. Почему повесть можно считать гимном животворной силе любви?
    9. Прочитайте известный средневековый роман о Тристане и Изольде. Приведите примеры аналогичных ситуаций в повести Ермолая Еразма (Изольда исцеляет Тристана, изгнание Изольды, совместная смерть).
    10. Почему Д.С. Лихачев сравнивает Февронию с ликами святых на иконах А. Рублева? Согласны ли вы с его мнением?
    11. Пользуясь словарно-справочным материалом, подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. Рублева.

    Петр и Феврония

    ПЁТР И ФЕВРОНИЯ — герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV»Шв. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.XVI»Шв.

    Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива — о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих. Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она — верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены. Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому — пес, а глаза — ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник — заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое — своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова. Даже посмертное чудо — важный элемент композиции агиографического повествования — вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице. Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев — замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594). Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971). На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 — либретто В.Бельского).

    Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

    1.jpgВ ходе большой пресс-конференции Владимира Путина

    Фото: пресс-служба Президента России

    Будет ли война с Украиной:

    Комментируя публикации западных СМИ о том, что Россия готовится к вторжению на Украину, Путин заявил, что страна постоянно «должна думать о перспективах своей безопасности». По мнению президента, украинские власти «готовят третью военную операцию» в Донбассе и «хотят создать «анти-Россию»», которую «накачают современным оружием». «А мы что, должны ждать, когда долбанут?», — спросил Путин. При этом президент добавил, что «конфликты — это не наш выбор», а Москва такого развития событий не хочет.

    Путин считает, что вместо ответа на запрос населения о безопасности президент Украины Владимир Зеленский попал под влияние радикалов. «Вместо того, чтобы отвечать на запрос людей о мире, используя эти настроения в украинском обществе, президент Зеленский пришел к власти и вместо того, чтобы их исполнять, подпал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов — как на Украине говорят, нациков», — заявил Путин. При этом Россия, по его словам, идет «на все практически», чтобы установить безопасность на Украине. Будущее Донбасса, добавил президент, должны определять живущие там люди.

    Навальный и иноагенты:

    Корреспондент русской службы «Би-би-си» Петр Козлов напомнил Путину об отравлении оппозиционера Алексея Навального, признании экстремистскими его организаций, а также регулярном пополнении реестров иностранных агентов. «Скажите, что произошло в России за последнее время, что в ней так стремительно и так существенно выросло число тех, кого власти считают экстремистами, нежелательными организациями и иностранными агентами?» — спросил журналист. Козлов также заметил, что «каждый раз, когда власть в России была сконцентрирована в одних руках», это заканчивалось революциями. «Вам не кажется, что вы, обладая всей полнотой власти, закладываете сейчас основу для будущих войн и революций?» — добавил Козлов.

    Отвечая на вопрос об отравлении Навального, Путин назвал его «человеком, которого якобы отравили». «Мы отправляли запросы от прокуратуры. Ни одного материала, подтверждающего отравление. Ничего про этот «Новичок» или как его там. Специалистов не допустили. Ничего нет. Ноль! Давайте перевернем эту страницу», — заявил президент.

    Комментируя ситуацию с иноагентами, Путин сказал, что в России закон о них «гораздо более либеральный», чем на Западе. Президент заметил, что за работу таких организаций в стране нет уголовной ответственности, когда как, например, в США иноагент может получить «пятерочку» (пять лет лишения свободы — прим. «Сноба»). Это не так: за нарушение российских законов об иноагентах тоже предусмотрена уголовная ответственность и реальные сроки до пяти лет.

    На последнюю часть вопроса Козлова Путин ответил так: «Теперь по поводу власти в одних руках. У нас разделение властей. Есть исполнительная, законодательная, судебная. Ясно, что в каждой стране на каждом этапе ее развития существуют определенные нюансы, связанные с полномочиями этих властей. Мы будем стремиться к тому, чтобы они работали раздельно, чтобы страна была сплоченной, эффективной, устремленной вперед. И в конечном итоге выбор организации общества и государства будет определяться российским народом, а не теми, кого вы сегодня обслуживаете».

    Кто заказал Немцова и Политковскую:

    Вопрос об убийстве журналистки Анны Политковской и политика Бориса Немцова подготовил получивший Нобелевскую премию мира главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Само издание не пригласили на пресс-конференцию Путина из-за «жестких ограничений со стороны Роспотребнадзора». Вопрос Муратова озвучил сотрудник другого СМИ — журналист «Эха Москвы» Максим Курников. «Вам лично известны имена заказчиков убийств Политковской и Немцова?» — передал он Путину вопрос главреда «Новой».

    «Я все делал для того, чтобы раскрыть эти преступления — и соответствующие указания, поручения, приказы были отданы всем правоохранительным и специальным службам. Как вам известно, за совершенные преступления люди сидят в тюрьме. Есть мнение, что они не заказчики. Если мнение, что заказчики где-то остались за скобками, что они спрятаны или спрятались, но органам следствия и дознания это пока неизвестно», — заявил президент.

    Проблемы во ФСИН, с которыми нужно «спокойненько работать»:

    Журналистка Ксения Собчак задала Путину вопрос о пытках заключенных в российских местах лишения свободы и присвоении звания генерал-майора главе иркутского управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Леониду Сагалакову, которого связывали с пытками.

    Комментируя награждение Сагалакова, президент заявил, что перед подобными решениями опирается на информацию из разных источников. «Возможны ли здесь какие-то ошибки? Да, такое, наверное, тоже бывает», — сказал Путин. Проблема с пытками заключенных, заявил он, существует не только в России, но и в местах лишения свободы других стран, в том числе и на Западе.

    «Да, проблемы есть. Надо спокойненько с этим работать. Опираться на добросовестное, полноценное расследование совершенных преступлений. Доводить до конца, чтобы всем было понятно, что наказание неизбежно. (…) Конечно, в местах лишения свободы находятся люди, совершившие или подозреваемые в совершении уголовных деяний. Но это наши граждане, это люди, и относиться к ним нужно по-человечески», — заявил президент.

    Дед Мороз и хорошие мальчики:

    Журналист из Вологодской области рассказал Путину, что петербургский юрист подал в суд на Деда Мороза, поскольку тот уже 23 года не дарит ему подарки. Президента спросили, что он думает о подобном «хайпе» и какие у него самого отношения с Дедом Морозом.

    «Я тоже юрист из Санкт-Петербурга. Я могу выступить адвокатом Деда Мороза и напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение. Главное, чтобы хайп не был злым. Мои отношения с Дедом Морозом строились благообразным образом. Я ему благодарен, что могу встречаться с вами в своем нынешнем качестве. Но еще больше я благодарен за это российскому народу», — ответил Путин.

    Новая этика — «мракобесие»:

    Журналист RT узнал у Путина, как он относится к новой этике и культуре отмены, а также, не считает ли президент, что из-за этих ценностей может начаться борьба с субкультурными молодежными организациями.

    «Это также как и пандемия, новые штаммы. Они все появляются, нам никуда не деться. Нам нужно искать противоядие эффективное. Если кто-то считает, что женщина и мужчина это одно и тоже, то ради бога. Но существует какой-то здравый смысл», — заявил президент.

    Путин также назвал новую этику «мракобесием» и подчеркнул, что всем народам, проживающим на территории России, помогает с ней справиться моральная защита. Сам президент придерживается подхода, который называет традиционным: «Женщина — это женщина, мужчина — это мужчина. Мама — это мама, отец — это отец».

    Что делать с деструктивом в соцсетях:

    Представитель телеканала «Тобольске время» Шамиль Гулиев спросил у Путина, какие меры по защите детей от деструктивной информации в социальных сетях будут приняты в ближайшее время. Журналист подчеркнул, что эта информация способствуют буллингу в школах и призыву к суициду.

    Путин заявил, что призывы к несанкционированным действиям связаны с желанием компаний заработать. «Главное для интернет-компаний — извлечение прибыли. Отсюда и все негативные явления с этим связанные — призывы к суициду, трагедии в школах», — сказал президент.

    Также Путин подчеркнул, что не хотел бы прибегать к блокировке компаний, поэтому необходимо настаивать на том, чтобы они подчинялись требованиям российского законодательства.

    Где грань между экстремизмом и свободой творчества:

    Журналистка телеканала «Культура» задала вопрос об уголовных делах о пропаганде экстремизма. Она спросила у Путина, где грань между свободой творчества и отражением в нем крайних взглядов.

    «Нужно понимать, что эта свобода вступает в противоречие с целями, с которыми мы ее развиваем, тогда, когда сталкивается со свободой другого человека. Оскорбления в адрес пророка Мухаммеда — это свобода творчества? Это нарушение святых чувств людей, которые исповедуют ислам», — заявил Путин.

    Путин подчеркнул, что свобода творчества необходима, потому что без нее «нас ждет печальное будущее».

    Бонус:

    • В каком городе хочет жить Путин? «Вы сказали “помимо Москвы и Петербурга”. Почему вы исключили Москву и Петербург? Это тоже города Российской Федерации. В одном их них я родился. Это мой родной город, поэтому прежде всего, когда вы задавали этот вопрос, я подумал о Петербурге… Прежде всего как о моем родном городе».
    • Как Путин относится к антиваксерам? «В советское время никто не спрашивал: шлеп-шлеп-шлеп. Надо не крутить хвостом, не зарабатывать дешевые очки на здоровье нации. Если будем доходчиво и с уважением к людям, будет результат. Бороться надо с правонарушениями, а не с законопослушными людьми. Сертификаты о вакцинации подделывают — 200 уголовных дел возбуждено. Глобально — надо разъяснять и убеждать».
    • Почему Путин и Шойгу не берут с собой в тайгу Мишустина? «Помните такой старый еврейский анекдот — а кто в лавке-то останется?».
    • Кто создал Украину? «Кто ее создал-то? Ленин Владимир Ильич, когда создавал Советский Союз».
    • Что нам даст в следующем году счастья и оптимизма? «Счастья и оптимизма? Реализация наших планов. В этом же весь смысл нашей работы: с тем, чтобы жизнь стала лучше у людей. (…) По поводу возможных политических, внутриполитических событий крупных… Мне кажется, сейчас надо думать не об этом. Девушка спрашивала там по поводу обеспечения пенсией пенсионеров. Вот о чем надо думать!»
    • Следит ли Путин за какими-нибудь блогерами? «Честно говоря, за работой блогеров мне не удается следить. Я уже давно ни за кем не слежу, с тех пор, как перестал быть директором Федеральной службы безопасности».

    Подготовили Мария Володина и Анастасия Музычук

    Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь


    Седмица 17-я по Пятидесятнице.
    Глас 7.

    День постный.

    FOil

    Пища с растительным маслом.

    Евангельские Чтения

    Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свв.: 1 Тим., 280 зач., I, 12-17. Ин., 36 зач., X, 9-16.

    Молитвы

    Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого

    Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.

    Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого

    глас 4

    Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.

    Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

    глас 4

    Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

    Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

    глас 4

    Днесь пресветло красуется славнейший Углеч град,/ церковь же Божия Матере вельми радуется,/ имеющи многоцелебныя в себе мощи великаго чудотворца,/ преподобнаго Кассиана, возсиявшаго от Рима,/ якоже солнце, всему миру, издалеча просвещающаго верных сердца,/ имже украси Бог церковь Матере Своей./ Темже ныне молим тя:/ буди покровитель и заступник непобедимый/ от всяких бед граду нашему/ и всем верным хранилище,/ притекающим в дом Божия Матере и кланяющимся тебе,/ преподобне угодниче Христов Кассиане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

    глас 4

    Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобне,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ наших.

    Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

    глас 8

    Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.

    Кондак преподобного Кассиана Угличского

    глас 4

    Якоже пресветлое солнце,/ возсия нам от Рима и к царскому граду достигл еси,/ преблаженне отче Кассиане,/ и Ангельски в Русстей земли пожил еси,/ и древних постник на высоту воздержания востече,/ и в пустыни Учме, близ Богоспасаемаго града Углеча,/ обитель преславну иноком , во спасение сооружи,/ и храм благолепен Пречистей Богоматери Духом Божиим уясни,/ и в ней тобою Бог прославляется,/ и ныне молитися Господеви не престай о стаде своем,/ иже многими поты и труды стяжал еси/ избавити его от всех обстояний лукаваго,/ и от всяких скорбей и бед невредиму сохранитися,/ и нам, рабом твоим, грехов прощение молитвами твоими получити,/ и граду твоему Углечу от напастей всяческих/ и находящих падений, гневом Божиим праведным, свободитися умоли,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.

    Кондак преподобного Кассиана Угличского

    глас 5

    Яко многосветлая звезда,/ возсиял еси в Русстей земли, отче Кассиане,/ и яко богатство драгоценнаго бисера/ прийде к нам от ветхаго Рима/ и дошед Богоспасаемаго града Углеча,/ и близ его Божественным смотрением/ обитель всечестну возградил,/ и церковь Матере Божия чудновидну созда,/ и созва инок множества,/ с ними же молися Христу Богу/ избавити град сей от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления невредима соблюди,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.

    Службы

    Статьи на Православие.Ru

    Сайты приходов:

    Анадырская и Чукотская епархия:

    Храм-часовня св. прав. воина Феодора Ушакова о. Врангеля

    Астраханская епархия:

    Храм св. праведного Феодора Ушакова г. Астрахани

    Ахтубинская епархия:

    Храм прав. воина Феодора Ушакова с. Ушаковка prihod

    Берлинско-Германская епархия:

    Храм мчч. Киприана и Иустины г. Франкфурт-на-Майне

    Борисоглебская епархия:

    Храм Андрея Блаженного с. 1-я Михайловка prihod

    Братская епархия:

    Храм в честь свщмч. Киприана и мц. Иустины пос. Железнодорожный

    Ванинская и Переяславская епархия:

    Храм прав. воина Феодора Ушакова пос. Заветы Ильича prihod

    Волгоградская епархия:

    Храм св. праведного воина Феодора Ушакова г. Волгоград prihod

    Волгодонская епархия:

    Храм прав. воина Феодора Ушакова г. Волгодонск

    Екатеринодарская епархия:

    Храм св. прав. Феодора Ушакова с. Безымянное

    Храм св. прав. Феодора Ушакова пос. Кудепста

    Луганская епархия:

    Храм Киприана и Иустины г. Луганск

    Московская епархия (городская):

    Храм Святого праведного Феодора Ушакова г. Москва

    Храм прав. воина Феодора Ушакова- в Нагорном г. Москва

    Домовый храм св. прав. воина Феодора Ушакова г. Москва prihod

    Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москва prihod

    Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря г. Москва

    Московская епархия (областная):

    Храм прав. воина Федора Ушакова пос. Купавна prihod

    Рыбинская епархия:

    Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск prihod

    Санкт-Петербургская епархия:

    Храм в честь св. Павла Исповедника, архиеп. Константинопольского и св. прав. война Феодора Ушакова г. Санкт-Петербург prihod

    Храм-часовня св. праведного воина Феодора Ушакова г. Кронштадт prihod

    Храм святого праведного воина Феодора Ушакова г. Санкт-Петербург

    Саранская епархия:

    Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова г. Саранск

    Симферопольская епархия:

    Храм-часовня святого Феодора Ушакова г. Севастополь

    Ставропигиальные монастыри РПЦ:

    Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва

    Тверская епархия:

    Храм Михаила Тверского и Анны Кашинской г. Конаково prihod

    Тираспольско-Дубоссарская епархия:

    Храм блж. Андрея, Христа ради юродивого с. Протягайловка

    Тихвинская епархия:

    Храм св. блгв. княгини Анны Кашинской. Подворья Введено-Оятского женского монастыря г. Санкт-Петербург

    Шахтинская епархия:

    Храм Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский prihod

    Епархия не указана:

    Храм Киприана и Иустины д. Менико

    © Михаил Метцель/POOL/ТАСС

    Серьезность последствий распространения омикрон-штамма коронавируса станет понятна в ближайшие недели, но он уже поставил под вопрос темпы восстановления мировой экономики, заявил во вторник президент России Владимир Путин. В связи с этим он поручил правительству обновить план действий и вновь призвал мировое сообщество объединить усилия.

    Отвечая на вопросы на форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!», президент подчеркнул, что российские власти не стремятся «красиво выглядеть на бумаге» и «жить за крепостными стенами», рассказал, что планирует посетить открытие Олимпиады в Пекине в 2022 году, и подтвердил, что не определился относительно выдвижения на новый срок.

    ТАСС собрал ключевые заявления главы государства.

    О штамме «омикрон»

    • «В ближайшие недели станет понятно, насколько серьезны последствия нового штамма. Однако предельно ясно, что нужно быть готовыми к любому изменению вируса <…>».
    • «Прошу правительство в недельный срок <…> подготовить обновленный план действий в связи с рисками распространения нового штамма коронавируса».
    • «Вместе с тем, учитывая глобальный, трансграничный характер инфекции, эффективный ответ на вызов эпидемии можно дать только сообща <…>». «Имею в виду взаимное признание вакцин и сертификатов о вакцинации, доступность прививок для всех регионов планеты, совместную работу над новыми препаратами против коронавируса».

    О рисках инфляции

    • «Отличительной чертой текущей ситуации стало высокое инфляционное давление, с которым мир входит в очередную волну пандемии». Ценовой кризис на глобальном энергетическом рынке уже привел к рискам дальнейшего роста цен на продовольствие, в том числе в РФ, где продовольственная инфляция уже «где-то под 10%».

    Об экономической политике России

    • «Благодаря ответственным, просчитанным действиям государства и бизнеса российская экономика уже превысила докризисный уровень»: рост ВВП по итогам года может составить 4,2%, рынок труда уже полностью восстановился, а фондовые индексы превысили допандемийный уровень.

    О защите инвестиций в фондовый рынок

    • Правительство России должно подготовить предложения по налоговым вычетам при долгосрочных вложениях в российские ценные бумаги и софинансировании таких накоплений государством. «При этом подчеркну, <…> нужно защитить интересы граждан и гарантировать их сбережения. По сути, речь идет о механизме, аналогичном <…> системе страхования банковских вкладов».

    Об иностранных инвесторах

    • Россия заинтересована в иностранных инвестициях, в том числе в высокотехнологичных сферах: «Мы рассчитываем, что наши инвесторы оценят наши усилия и с доверием отнесутся к нашим планам».
    • «Для инвесторов, я думаю, очень важно понять, что мы не будем заниматься популизмом, не будем печатать деньги и вбрасывать их в экономику, добиваясь краткосрочных сиюминутных результатов, не заботясь о том, что будет завтра».

    О новых мерах поддержки

    • В приоритете властей поддержка наиболее пострадавших отраслей экономики и уязвимых категорий населения. «Исходя из наших финансовых возможностей будем прорабатывать и другие решения на этот счет».
    • При этом все меры поддержки «укладываются в рамки бюджетных параметров» и, таким образом, «не имеют инфляционных последствий».
    • В качестве одной из таких мер следует как минимум на шесть месяцев продлить механизм возмещения малому и среднему бизнесу банковской комиссии при продаже товаров и услуг физическим лицам.

    Об экологии

    • К вопросам, связанным с экологией, следует подходить «не как начетчик какой-то, а как человек, думающий, как решить проблему, а не думающий о том, как объяснить или оправдать то, что мы чего-то не можем добиться».
    • Комментируя исследование, авторы которого предложили человеку будущего отказаться от кофе и мяса, сократить число гигиенических процедур и полетов на самолете: «Я бы хотел жить в таком мире, в котором средства личной гигиены не приносили бы вреда окружающей среде, если бы мы летали на самолетах, которые бы не загрязняли атмосферу, и если бы мы использовали какие-то продукты питания, чтобы они добывались соответствующим способом и утилизировались должным образом».

    О цифровизации

    • Цифровая трансформация должна дать серьезный экономический эффект, но необходимо «определить правильную модель работы с большими массивами информации, основанную на безусловной защите безопасности персональных данных», а «если смотреть шире, прав и свобод граждан»: «В целом нужно соблюсти баланс между свободой предпринимательства, распространением информации и интересами государства и граждан с тем, чтобы цифровые платформы не злоупотребляли ничем».

    Об отношениях с Китаем

    • Россия не встревожена растущей мощью Китая и не будет в отношениях с ним руководствоваться интересами третьих стран: «Меня пугают Китаем начиная с 2000 года».
    • «С тех пор те, кто меня пугал, сами испугались и начали менять свою политику в отношении Китая. Она уже поменялась: отсюда и санкции, и ограничения различные, на мой взгляд, совершенно неоправданные, <…> противоречащие нормам международного права».
    • Москва поддерживает усилия китайских друзей в рамках стратегии «Один пояс — один путь» и не исключает наращивания совместной работы в третьих странах: «Она уже идет, но и расширение ее возможно. Почему? Потому что у нас примерно одинаковые подходы и принципы».

    О новом сроке

    • Президент США Джо Байден поступил правильно, объявив о своем возможном переизбрании: если начать готовиться к следующим выборам уже сейчас, «управляемость страной в значительной степени пострадает».
    • «Что касается моих планов, то здесь, знаете, в чем фокус? Фокус в том, что в соответствии с конституцией я имею право избираться на новый срок. Буду я это делать или нет, пока я сам для себя еще не решил, но само наличие этого права, оно уже стабилизирует ситуацию внутриполитическую, примерно так же, как заявление Байдена о том, что он будет избираться».

    Санкт-Петербург, 6 декабря 2021 г.

    План сказки княжение владимира святого     

    3 декабря 2021 года в выставочном комплексе «Россия — моя история» в городе Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Реализация задач в деле сохранения исторической памяти в год святого благоверного князя Александра Невского». Его участниками стали те, кто готовил и проводил мероприятия, посвященные 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, в том числе и в парке «Россия — моя история», сообщает Патриархия.ru.

    Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий — автор альбома-энциклопедии «Во имя святого князя», посвященной храмам святого благоверного великого князя Александра Невского в России и в мире, инициатор одноименной фотовыставки, открывшей 4 декабря прошлого года мероприятия юбилейного года.

    Владыка Назарий рассказал, что занимался непосредственной подготовкой юбилея: входил и в городской оргкомитет, и в Патриаршую юбилейную комиссию. Фотовыставка «Во имя святого князя», открывшая юбилейные мероприятия в Санкт-Петербурге, путешествовала по городам России, а сейчас экспонируется в Нижнем Новгороде.

    «Чем больше мы погружаемся в житие Александра Невского, тем больше видим черты, которые необходимы и сегодня. Есть тот человек, на которого можно равняться», — сказал епископ Назарий.

    Владыка отметил, что храмы, освященные в честь святого Александра Невского, есть во всем мире — нет их только в Австралии и Южной Америке, причем в Южной Америке возведение такого храма планируется. Епископ Назарий посоветовал всем, кто интересуется событиями юбилейного года, искать их на специально созданном сайте, поскольку их так много, что перечислить невозможно. Юбилей Александра Невского отмечали не только в России — так, владыка недавно вернулся из Белграда, где был открыт памятник святому.

    Из прошедших событий архипастырь особо отметил выставку икон святого Александра Невского в недавно переданном обители Александро-Невском храме, которая была открыта ко дню рождения князя Александра. Он подчеркнул, что через вскоре мы будем праздновать еще одну важную дату — 300-летие перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

    Заместитель председателя городского комитета по внешним связям Вячеслав Калганов (комитет по внешним связям сотрудничал с выставочным комплексом при создании выставки «Петербург дипломатический», прошедшей в июне-июле) отметил, что святой Александр Невский — небесный покровитель не только Санкт-Петербурга, но и российских дипломатов. Он рассказал, что при содействии комитета Общество памяти игумении Таисии издало акафист святому Александру Невскому, а также передало в Кронштадтский кадетский корпус, Суворовское училище, другим военным учебным заведениям и воинским частям в подарок духовные книги.

    Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов в приветственном слове отметил, что утвержденный заранее план городских мероприятий к 800-летию святого князя постоянно дополнялся «низовыми» инициативами — приходов, школ. Это говорит о том, что фигура Александра Невского, сущестовавшая для кого-то прежде всего как миф, стала для многих более близкой, люди воспринимают его как живого человека.

    Владыка Назарий представил несколько изданий, посвященных святому Александру Невскому, в том числе книгу руководителя иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.», и передал их в дар комплексу «Россия — моя история».

    Первый заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Жанна Воробьева рассказала о двух мероприятиях, запланированных на 6 декабря. Это ткрытие выставки «Александр Невский: легенда о герое» в Инженерном доме Петропавловской крепости и международная конференция «Александр Невский в исторической памяти России». Ученый секретарь Музея истории Санкт-Петербурга Ирина Карпенко дополнила, что грядущая выставка создана совместно с Новгородским и Владимиро-Суздальским музеями. Среди экспонатов будет демонстрироваться икона, созданная Михаилом Нестеровым, орден святого Александра Невского, принадлежавший императору Александру I, эскизный проект ордена Александра Невского, учрежденного в 1942 году. А в рамках конференции будет демонстрироваться фильм о создании знаменитой картины Эйзенштейна.

    Генеральный директор комплекса «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге Олег Черняга поблагодарил всех, кто разрабатывал и проводил юбилейные мероприятия, отметив, что молодежь и дети приходили на квесты, посвященные святому князю, вместе с родителями, которые тоже с удовольствием участвовали в игре. Был показан ролик о событиях юбилейного года в выставочном комплексе.

    Главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Емельянов (автор диорамы «Ледовое побоище», создатель логотипа юбилейного года, участник выставки «История благоверного князя языком графического романа» и фестиваля «Русь средневековая») рассказал, что при работе над логотипом советовался с председателем Патриаршего совета по культуре митрополитом Псковским и Порховским Тихоном.

    Епископ Назарий упомянул о недавно прошедшем интерактивном голосовании на лучший образ князя Александра Невского и поздравил Евгения Емельянова с победой: его работа набрала наибольшее количество голосов.

    Председатель правления движения военно-исторической реконструкции «Доблесть веков» Евгений Галушин, также участник фестиваля «Русь средневековая», рассказал о фестивале «Невская битва», прошедшем в Петропавловской крепости.

    Директор Мемориального музея А.В. Суворова Ольга Сотчихина напомнила, что Александр Суворов был назван в честь святого Александра Невского, в своем имении Кончанском он построил церковь в честь святого князя, к тому же местом упокоения генералиссимуса стала Александро-Невская лавра. В музее проходит лекторий, посвященный святому, недавно открылась выставка «Герои блещут орденами» о кавалерах ордена Александра Невского.

    Епископ Назарий упомянул о посвященных святому Александру Невскому выставках, прошедших в Российской национальной библиотеке, Эрмитаже, Артиллерийском музее.

    Заведующая кафедрой изобразительного искусства института «Полярная академия» Гидрометеорологического университета Наталья Регинская (автор лекции «Образ Александра Невского в истории России») рассказала, как в ее жизни возникла тема святого Александра Невского. Первую книгу на эту тему Наталья Регинская написала в 2010 году в соавторстве с историком Сергеем Цветковым: он писал об исторических фактах, связанных с князем, она — об истории его почитания. Сейчас Наталья Регинская работает над исследованием, посвященным костюмам герольдов ордена святого Александра Невского.

    Директор института истории и социальных наук РГПУ имени Герцена Роман Соколов подчеркнул, что текущий год показал огромный интерес к феномену Александра Невского. Образ святого князя особенно близок историку, потому что он живет в Усть-Ижоре. Он отметил, что в свое время событием стала упомянутая выше книга Натальи Регинской и Сергея Цветкова, в этом году таким событием стала книга Дмитрия Мироненко, и выразил надежду, что появятся другие интересные книги о святом Александре Невском.

    Подводя итоги встречи, владыка Назарий отметил, что больше всего известны две победы князя Александра Невского — Невская битва и Ледовое побоище, но он победил в семнадцати битвах, так что у историков есть большое поле для деятельности.

    Всем участникам круглого стола были вручены почетные знаки Александра Невского и плакетки с его изображением.

    6 декабря 2021 г.

  • План сказки мафин и паук
  • План сказки о золотой рыбке для 2 класса по литературе
  • План сказки дикие лебеди 4 класс
  • План сказки золотой петушок 4 класс
  • План сказки как бадыноко победил одноглазого великана