8
0
Составление плана русской народной сказки » Каша из топора » не должно вызвать у ребят большой проблемы, и занять много времени ( произведение ведь очень маленькое ), если они уже научились делить текст на части и определять основную мысль из каждого фрагмента.
Например, у меня получился следующий план данной сказки.
- Приход солдата в деревню.
- Старуха отказывается накормить служивого.
- Чудное предложение солдата хозяйке.
- Начало варки необычной каши.
- Добавление в варево соли.
- Старуха расщедрилась на крупу.
- У хозяйки нашлось масло.
- Заправский обед.
- Недоварившийся топор.
- Служивый отправляется в дальнюю путь-дорожку.
4
0
Сказка «Каша из топора» рассказывает нам о бравом солдате, который возвращался домой. На его пути встретилась изба, а открыла ему старуха. А дальше повествуется о том, как изобретательный солдат умудрился из топора вкусную кашу сварить.
План к сказке «Каша из топора» может быть таким:
1). Возвращение солдата со службы.
2). Голодный солдат просится в избу старухи отдохнуть.
3). Старуха кров предоставила, а кормить солдата не хочет.
4). Солдат находит топор и предлагает сварить из него кашу.
5). Топор варится, а солдату не хватает соли, крупы и масла.
6). Старуха предоставляет солдату все компоненты для каши.
7). Солдат и старуха едят наваристую вкусную кашу.
8). Солдат собирается в дорогу, а топор требует доваривания.
9). Сытый и отдохнувший солдат уходит с топором.
2
0
План к сказке «Каша из топора»:
- Солдат возвращается из службы.
- По пути он стучит в избу старухи и просит переночевать и покушать.
- Старуха соглашается пустить с ночевкой, а вот накормить отказывается.
- Тогда солдат придумывает как обмануть жадную старуху.
- Солдат предлагает старухе сварить кашу из топора.
- Солдат просит у старухи котел, затем крупу, масло и соль.
- Каша сварена, старуха и солдат кушают кашу из топора.
- Старуха радуется, что так здорово смогла обмануть солдата.
- Солдат забирает «недоваренный» топор и уходит дальше.
Сказка учит тому, что если проявить смекалку, то не пропадешь в любой ситуации.
1
0
В любом произведении заложен смысл, идея и это является основой в дальнейшем для составления плана написания. В сказке «Каша из топора» можно выделить несколько частей, которые можно озаглавить следующим образом:
- В какую избу постучался старый солдат ? 2. Что сказал солдат старухе ? 3. Какой был ответ солдату ? 4. Из чего солдат предложил сварить суп? 5. Первая просьба солдата к старухе. 6. Что попросил солдат во второй раз ? 7. Третья просьба солдата ? 8. О чем спросила хозяйка солдата, когда они ели кашу? 9. Что ответил солдат ?
1
0
Итак, солдат в сказке «Каша из топора» идет домой, на побывку. Дорога дальняя, солдат устал,он голоден. Он просится отдохнуть в первый попавшийся дом. А там живет очень жадная старуха. И солдат понимает, что без хитрости у этой старухи даже каши не выпросишь. Вот он и начинает готовить кашу из топора, попутно получая все необходимые ингредиенты для настоящей, наваристой каши. Особенно хорош коне сказки — «припрятал топор в ранец». А топор в прошлом вещь ценная и дорогая. В общем научил солдат старуху уму-разуму.
План сказки «Каша из топора» для пересказа:
- Долгий путь на побывку
- Негостеприимная старушка
- Предложение солдата сварить кашу из топора
- Варка топора
- Соль, крупа и масло
- Вкусная каша
- Недоваренный топор.
0
0
План сказки «Каша из топора» для пересказа
Эта сказка рассказывает о находчивом солдате, который умудрился получить обед от скупой старухи.
1). Уставший и голодный солдат стучится в дом.
2). Старуха пускает солдата, но не кормит.
3). Солдат старухе предлагает сварить кашу из топора.
4). Помешивая кашу, солдат говорит, что не достает соли, оптом крупы и масла.
5). Старуха поочередно дает ему необходимое.
6). Готовую кашу едят вместе.
7). «Недоварившийся» топор уносит с собой солдат.
0
0
Очень поучительная сказка «Каша из топора» о том, как благодаря смекалки можно выйти практически из любой сложной ситуации. Итак, план к сказке «Каша из топора» можно сделать следующим:
- Возвращение солдата из службы
- Солдат знакомится со старухой, которая не желает его кормить
- Идея сварить кашу из топора
- Солдат варит кашу из топора, добавляет различные ингредиенты
- Солдат и старуха едят кашу
- Солдат забирает топор и уходит
Наверно нет у нас в стране человека, который не знал про Серебряное Копытце, о котором нам поведал в свое сказе Павел Бажов.
Это произведение о волшебном козле, который мог выбивать своим копытцем самоцветы и он это сделал для осиротевшей шестилетней девочки Дарёны, которую взял на воспитание дед Кокованя. Вместе с девочкой дед забрал и кошку Мурёнку, которая собственно и помогла состояться встречи с Серебряным Копытом.
Если попытаться разделить этот сказ на три части, то я бы предложил вот эти три сюжета , которые озаглавил как:
- Жизнь Дарёны с кошкой Мурёнкой у деда Коковани дома и переезд в лесной балаган
- Рассказ Коковани о волшебном козле.
- Появившийся волшебный козел одаривает Дерену самоцветами.
Калоши счастья.
В этой сказке Андерсена рассказывается о том, как спорили между собой две феи: Фея Счастья и Фея Печали.
Одна фея говорила, что человек, которому достанутся эти калоши, станет счастлив, другая утверждала обратное.
Далее идёт рассказ о том, какое воздействие на своих владельцев оказывали эти калоши.
План этой сказки, может выглядеть следующим образом:
- Спор фей Счастья И Печали.
- Советник Кнап.
- Мечта ночного сторожа.
- Лейтенант обувает калоши.
- Полёт в больницу.
- Медик в калошах.
- Писарь-поэт.
- Философ-путешественн<wbr />ик.
- Пробуждение студента.
1) Попытка завязать дружбу: Лиса приглашает нового кума (Журавля) на обед.
2) Не хлебосольная хозяйка: Журавль уходит от Лисы голодный. Ему не удалось съесть ни крупинки из лисичкиной стрепни. Каша была размазана по тарелке, Лиса легко слизала ее, а вот Журавлю не досталось ничего.
3) Ответный визит. Теперь Журавль устраивает званый обед: зовет Лису на окрошку, предварительно поместив ее в высокий кувшин.
4) Бесполезные усилия: как ни изощрялась Лиса, попробовать окрошку ей так и не удалось — слишком узкое горлышко оказалось у кувшина. Журавль слопал все угощение один.
5) Неудавшаяся дружба. Попытка строить отношения на хитрости не привела ни к чему хорошему. Дружбы не получилось.
**
Мораль к сказке я бы выразила пословицами:
Мне кажется еще подойдет и эта пословица: Лисе жалко было еды для Журавля, поэтому она его и потеряла друга в его лице»
Составим примерный план к произведению «Сказка о серебряном соколе»:
1.) Солдат идёт на родину.
2.) Встреча с нечистым.
3.) Солдат соглашается служить ему.
4.) Три сокола в клетках.
5.) Разговор с берёзой.
6.) Встреча с дедушкой Николаем.
7.) «Делай, что сердце прикажет».
8.) Солдат выпускает из клети буйного сокола.
9.) Нападение на солдата.
10.) Берёзка лечит раны соком.
11.) Служивый отпускает второго и третьего сокола.
12.) Ожог глаз и слепота.
13.) Расколдованная девушка.
14.) Слёзы серебряного сокола капают в глаза солдатские.
15.) Прозрение.
16.) Уничтожение нечистого.
17.) Три брата.
18.) Женитьба.
19.) Дружная семья.
**
Сказка достаточно объёмная, в ней множество различных нюансов, поэтому план получился не маленький. При желании можно некоторые пункты сократить, либо объединить.
Дополнительную информацию о произведении можно почитать, пройдя по ссылкам (нажмите на фразу, обозначенную синим цветом):
- чему учимся
- главные герои, основная тема
- отзыв о прочитанном
- подходящие пословицы
- краткое содержание для читательского дневника
Главным героем в истории является ослик, которому мальчик Жан Пьер дарит гребешок. Отчасти, можно посчитать и сам гребешок — главным персонажем (у нас же сказка), ибо он выполнял все желания Мафина.
- Краткий пересказ содержания: мальчик-гость из Франции дарит ослику гребешок, в котором нет несколько зубчиков. Вечером, причесывая гриву, Мафин мечтает о том, что не прочь съесть еще одну порцию ужина. Тут раздается громкое «пинг», и перед ним появляется миска с морковкой и отрубями. Когда несколько раз исполняются задуманные желания, ослик догадывается, что это произошло благодаря волшебному гребешку. Вечером и на следующий день Мафин придумывает новые задания, и к вечеру в гребешке остается всего два зубчика. Нечем даже расчесывать гриву, поэтому Мафин желает получить новый гребень с целыми зубчиками. Это оказывается последним желанием (не исполненным), т.к. гребешок исчезает навсегда…
Пример плана по тексту, где Мафин получает в подарок волшебный гребешок
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———
- Подарок Жан Пьера;
- Мафину хочется есть;
- нужен ночной дождь;
- догадка ослика;
- прогулка в ночной лес;
- возвращение в теплую кроватку;
- хорошая погода с утра;
- Мафин пришел на завтрак быстрее всех;
- пустая миска страуса;
- снег летом;
- клубника со сливками;
- два зубчика;
- целый гребешок;
- исчезновение;
- выбор желаний…
П.С. Далее составляем план по главе «Мафин и паук», образец тут.
Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Главные герои
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Основная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Что понравилось
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
История создания
Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.
Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.
Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.
Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.
В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.
В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
- «Мишкина каша» — краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Жанровое своеобразие
Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.
Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:
- Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
- Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.
Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:
- Язык сказки.
- Композицию.
- Сюжет.
- Характеристику героев.
- Средства выразительности.
Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.
Популярные сегодня темы
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами
Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.
Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились
Сказка ложь, да в ней намек
Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.
Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.
В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
- напоить, чтобы склонить к половому акту,
- заставить выполнять работу задёшево,
удержать при себе навсегда («
кому он нужен такой пьющий?»),
сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
чтобы выведать тайну («правду»),
чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
чтобы свалить на него чужую вину,
лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
забеременеть,
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )