Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:
- Гейнц пасет свою козу;
- тяжёлая работа, надо жениться;
- Трина — хорошая девушка и коза у нее есть;
- предложение, свадьба;
- Трине тяжело ухаживать за козами;
- козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
- обмен коз на улей;
- Трина мечтает о сыночке;
- гнев Трины, горшок с медом разбивается;
- черепки на полу.
<hr />
Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:
- лень Гейнца;
- предложение Трине;
- лень Трины;
- идея Трины;
- обмен коз на пчел;
- разбитый горшок.
«Рике с хохолком» — одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.
Составление плана сказки — важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.
План сказки «Рике с хохолком» может выглядеть так:
- Рождение некрасивого Рике с хохолком.
- Договор королевы с волшебницей.
- Ум и сообразительность Рике.
- Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
- Встреча принцессы и Рике в лесу.
- Договор принцессы и Рике.
- Предательство принцессы.
- Встреча принцессы и Рике.
- Прекрасное преображение Рике.
Сказ «Таюткино зеркальце» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино — маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.
План пересказа
- Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда — плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила — сердится).
- Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
- Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
- Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
- В забое пошла зеркальная руда.
- Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
- Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
- В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
- Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
- Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.
Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:
<hr />
Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:
<hr />
В выполненном домашнем задании по литературе/литератур<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.
Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки
Цитатный план былины «Садко»
1 «И третий не зовут на почестен пир». В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.
2 «Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской». В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.
План былины «Садко» 12 пунктов
1 Три дня ходит Садко играть на берегу Ильмень-озера
2 Приказ царя морского
3 Садко уговорил купцов поехать с ним
4 Садко устраивает большой пир
5 Как САдко своей казной похвастался
6 Торговое путешествие Садко по заморским странам
7 Корабль встал
8 На дне морском
9 Много бед принесла игра на гуслях
10 Советы старика
11 Садко возвращается на землю
12 И закончились приключения Садко
Тема урока
Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»
Место урока в разделе
1 урок
Тип урока
Усвоение новых знаний
Цель урока
Способствование формированию читательской компетентности младшего школьника на основе знакомства со сказкой «Иван-царевич и серый волк»
Задачи урока
- Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками;
Развивающие: формировать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору; воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим; воспитывать дружбу и взаимовыручку.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
- Ученик научится: 1) анализировать текст, понимать поступки героев; 2) понимать особенности волшебной сказки; 3) давать характеристику героя волшебной сказки.
Познавательные УУД
Ученик получит возможность научиться:1)ориентироваться в своей системе знаний; 2) строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; 3) ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Регулятивные УУД
Ученик получит возможность научиться:1) определять тему урока и план собственных действий; 2) действовать по плану; 3)оценивать свой результат и результат товарища;
4) организовывать свое рабочее место; 5) анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность научиться:1) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; 2)слушать и понимать речь других; 3) сотрудничать с товарищами; 4) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Ученик получит возможность формирования: 1)внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения; 2)представления о причинах успеха в учебе
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ
Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; «Поурочные планы» по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
–
Презентация к уроку
Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир
Организация пространства
Индивидуальная работа, фронтальная работа
Этапы урока
№
Этапы, продолжительность
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы,
приемы
Деятельность учеников
УУД
I.
Организационный момент
(2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
— Здравствуйте, ребята! Сейчас урок Литературного чтения. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.
Фронтальная форма работы
Методы: словесный
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Оценивают своё настроение.
Р-4
К-1
К-2
Л-1
II.
Актуализация знаний
(6 мин)
Актуализация субъективного опыта учащихся
— Прочитайте жужжащим способом.
— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда?
Закрываю слова на доске.
— Попробуйте прочитать строки выразительно по памяти. Я спрошу 3 человек, и выставим оценки.
— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка?
-Молодцы, помните сказку, которую мы прошли. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русскими народными сказками.
Методы: словесный, практический
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Приемы: учебный диалог, выполнение устного задания
Читают отрывок текста.
— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
— На прошлых уроках мы изучали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И эти слова говорил брат Иванушка, который стал козленочком. Он с берега реки звал свою сестрицу.
Вспоминают слова, выразительно проговаривают. 3 ученика отвечают.
Выставление оценок.
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
П-1
П-2
Р-5
К-2
К-4
Л-2
III.
Постановка цели и задач
(5 мин)
Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации.
— А что бы узнать, о какой сказке пойдет речь нужно отгадать загадки:
1.Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
2. У кого ты ни спроси —
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его… (Иван).
Записываю отгадки на доске.
— Так о какой же сказке сегодня у нас пойдет речь? Как думаете?
— Давайте откроем учебник на стр. 28. Прочитайте название сказки.
— Кто автор этой сказки?
Методы: словесный
Фронтальная форма работы
Приемы: диалог по теме урока
Отгадывают загадки.
Предполагают.
— «Иван-царевич и Серый Волк»
— У неё нет автора. Это русская народная сказка.
П-1
П-2
Р-1
Р-2
К-2
К-3
IV.
Первичное усвоение новых знаний
(15 мин)
Обеспечить восприятие, осмысление.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
— В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1. «Красная Шапочка»
— Кто автор сказки?
— Вспомните, каким волк был в этой сказке.
2. «Три поросёнка»
— А кто написал эту сказку?
— А каким волк был в этой сказке?
3. «Волк и семеро козлят»
— Назовите автора этой сказки.
— А какой же волк здесь?
4. «Волк и лиса»
— Кто написал?
— Какими качествами обладает волк в этой сказке?
— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему?
— Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
— Кто написал сказку?
— Какой в этой сказке Иванушка?
2. «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо»
— Кто написал?
— Какой здесь Иван?
3. «Сивка-Бурка»
— Кто автор?
— Какой здесь Иван?
— Что общего у Иванов из разных сказок?
-Откройте учебник на стр. 28 и посмотрите, все ли слова вам понятны? Найдите выделенные слова.
— Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.
— Слово похитник от слова похищать, воровать.
-А теперь давайте посмотрим какими являются волк и Иван в нашей сказки, для этого начнем ее читать. Я начну читать, а вы следите по тексту, после я остановлюсь и попрошу продолжить одного и вас.
(читаем до слов «Слушай меня Иван-царевич, запоминай…»).
Выставление оценок.
Методы:
Словесный, практический;
Фронтальная форма работы
Приёмы: выполнение устного задания, учебный диалог, чтение
— Автор сказки «Красная Шапочка»
Ш. Перро.
— Волк в этой сказке злой, хитрый.
— Автор этой сказки тоже Ш. Перро.
— В этой сказке волк тоже злой, хитрый.
— Это русская народная сказка.
— Волк тоже злой, хитрый.
— Это русская народная сказка.
— Волк добрый, отзывчивый, даже немного глупый.
Предполагают.
— Волков всегда боялись и с помощью сказки хотели показать, какой он коварный.
— Русская народная сказка.
— Иванушка добрый, ласковый, непослушный.
— Русская народная сказка.
— Иван храбрый, смелый, добрый.
— Русская народная сказка.
— Иван храбрый, смелый, добрый.
— Они добрые, помогают людям.
Работа над значениями слов.
Смотрят значение слова «караулы»
Чтение 1 части сказки.
П-1
П-2
П-3
Р-2
Р-5
К-2
К-3
К-4
Физкультминутка
(1 мин)
Показ движений на слайде.
— Выполните движения.
Выполняют разминку.
V.
Первичная проверка понимания
(5 мин)
Установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию.
— Захотелось ли вам прочесть сказку до конца?
-Изменилось ли ваше отношение к героям?
— Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?
— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?
— Какой вы представляете себе Жар-птицу?
Методы: словесный;
Фронтальная, индивидуальная работа
Приемы: учебный диалог
— (Ответы).
— 1. Волшебный помощник (жар-птица)
2. Предмет из золота (яблоки)
3.Наличие числа 3 (3 сына)
Смотрят значение слова «караулы»
— (Ответы).
П-1
П-2
П-3
Р-2
Р-5
К-2
К-4
VI.
Первичное закрепление
(5 мин)
Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
— Посмотрите на слайд. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)
— Её написал замечательный русский художник В. Васнецов.
-Кто изображён на картине?
— Где находятся герои?
-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?
— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях?
— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом?
— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете?
Методы: наглядный, практический
Фронтальная, индивидуальная работа
Приемы: учебный диалог
Рассматривают иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.
— (Ответы).
— Серый волк помогает Ивану царевичу.
— Иван царевич хорошо к нему относится.
Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому
П-2
П-3
Р-5
К-2
К-3
К-4
VII.
Домашнее задание
(1 мин)
Обеспечение осмысления
— Вам необходимо дочитать сказку до конца и приготовиться к выразительному чтению. А еще подумайте, на какие 3 части ее можно разделить.
Методы: словесный;
Фронтальная работа
Приемы: учебный диалог
Задают вопросы по заданию.
П-1
Р-4
К-2
VIII.
Контроль усвоения. Рефлексия
(5 мин)
Обсуждение и коррекция информации. Анализ психического состояния учащихся.
— К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
— С какой сказкой мы начали сегодня знакомиться?
— Давайте вспомним, какие признаки волшебной сказки мы уже нашли, хотя только начали читать?
— Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:
— Сегодня на уроке я узнал …
— Теперь я умею …
Выставление отметок.
Методы: наглядный,
словесный
Индивидуальная, фронтальная
формы работы
Приёмы: анализ, диалог
— (Ответы).
1. Волшебный помощник
2. Предмет из золота
3.Наличие числа 3
П-1
П-2
Р-3
К-1
К-2
Л-1
Л-2
Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” | ||
Признаки волшебной сказки | ||||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… | Волк в коня и Е.П. | ||
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, | Серый волк | ||
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. | Живая и мертвая вода. | ||
Особенности волшебной сказки | ||||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. | Третий младший сын царский. | ||
Повторы событий (троекратные) | Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. | Три ночи караулили сыновья. Три Три испытания… Трубы затрубили три раза… | ||
Испытания | Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания | Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. | ||
Поединок | Есть | Нет | ||
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. | Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
(динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
Страница 6 из 42
Стр. 23-24. Сказка «Иван Царевич и Серый волк»
1. Восстанови последовательность событий в первой части сказки по порядку:
• Старшие братья караулят сад.
• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
• Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
Ответ:
• Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
• Старшие братья караулят сад.
• Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
• Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
2. Кратко перечисли события сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
Старшие братья караулят сад.
Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
Братья отправляются на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич встречает Волка.
Превращения волка.
Обратный путь и отравление Ивана-царевича.
Счастливое воскресение.
Возвращение домой.
3. Раздели сказку на три части. Озаглавь их.
Ответ:
Часть 1 – В дорогу за Жар-птицей
Часть 2 – Преграды на пути
Часть 3 – Добро побеждает зло
4. Прочитай ещё раз начало сказки. Как мы называем эту часть?
Ответ:
Зачин.
5. Найди в сказке описание тех событий, которые повторяются три раза.
Ответ:
Три раза братья стерегли сад. Иван три раза идет выполнять поручения. Волк 3 раза превращается. Также Иван три раза не послушался Волка. Иван 3 раза поклонился волку.
6. Есть ли в сказке концовка? Прочитай её.
Ответ:
Да. «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.»
7. Каким был Иван-царевич? Опиши его.
Ответ:
Иван был простым, добрым, но слабохарактерным. Он поддался на соблазн, но потом сожалел об этом. Ивану не свойственна подлость. Но главное, что Иван был добрым и благородным героем.
8. Подумай и расскажи, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей.
Ответ:
В 1-й части я узнал о том, что Иван был самым честным из братьев. Он ответственно отнесся к приказу царя и выполнил его.
2-я часть раскрывает такие черты характера Ивана, как простодушие, непослушание, забывчивость.
3-я часть показывает целеустремленность Ивана.
9. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.
Ответ:
Иван – воплощение добра, а его братья – зла. В сказках добро обычно побеждает зло. Иван добрый душей, не склонен к подлости. Братья же даже на убийство пошли ради наживы. Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья.
10. Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?
Ответ:
Братья царевичи злые, коварные, подлые и завистливые. Они из зависти пошли на убийство своего брата, отняли у него его добро.
11. Прочитай эпизод, в котором братья отправляются искать Жар-птицу. Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем? Кто стал помогать герою?
Ответ:
Иван-царевич потерял коня. Его съел волк, он сам в этом признался и стал помогать Ивану. Именно волк стал залогом успеха Ивана-царевича. Без него герой не справился бы, ведь судьба готовила ему много преград.
12. Что тебе особенно запомнилось в сказке?
Ответ:
Мне особенно запомнились превращения волка.
13. Расскажи о волшебном помощнике Ивана-царевича. Что необычного в его изображении?
Ответ:
Сказочному серому волку присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять смекалку и хитрость. Он умеет превращаться во что ни пожелает и очень быстро бегать.
14. Почему Иван-царевич забыл наказ Серого Волка? Простил ли Волк героя? Почему?
Ответ:
Иван-царевич забыл наказ волка, потому что соблазнился богатствами и не подумал о последствиях. Но волк простил героя. Он понимал, что у людей есть слабости, но ведь в то же время Иван добрый и отзывчивый, а эти качества компенсируют его недальновидность и простоту. К тому же волк был виноват перед Иваном, что съел его лошадь, и хотел загладить свою вину.
15. Какие чудесные превращения происходят в сказке? Мог ли Иван-царевич добыть Жар-птицу без помощи Серого Волка?
Ответ:
Сначала волк превратился в Елену Прекрасную. Таким образом был обманут Кусман. Потом он превратился в коня. Так волк обхитрил Афрона.
Иван-царевич не смог бы добыть Жар-птицу без помощи серого волка, потому что только благодаря его скорости удалось добраться до царства Афрона, а благодаря превращениям удавалось подменить Елену и коня. Хотя, превращения могли бы и не понадобиться, если бы Иван послушался волка и не трогал бы клетку. Еще волк оживил Ивана.
16. Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.
Ответ:
Иван-царевич завладел Жар-птицей хитростью и смекалкой. Братья Ивана украли Жар-птицу подло и жестоко, убив родного брата.
17. В чём заключается чудесная сила живой и мёртвой воды?
Ответ:
Живая вода заживляет раны, мертвая – воскрешает из мертвых.
18. Все ли слова в сказке тебе понятны? Посмотри в словаре.
Ответ:
Караулы — охрана.
Похитника — вора, похитителя.
Задолит — настигнет, одолеет.
Позарился — польстился.
Наутек — бегом.
19. Найди образные определения и сравнения. Выпиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Образные определения: по белу свету, добрых коней, устал до смерточки, синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает, растерзал и клочки по полю разметал.
Сравнения: Елену Прекрасную называют красотой, коня златогривого — сокровищем.
20. Сравни сказку, иллюстрацию И. Билибина и репродукцию картины В. Васнецова. Опиши их. Расскажи, что изображено. Какое настроение они создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Картина Васнецова реалистичная, похожа на фотографию. Все детали прорисованы, использованы естественные, натуральные цвета, мягкие оттенки, как в жизни. Они создают спокойное настроение.
Иллюстрации Билибина ярче, четче, сказочнее. Они менее реалистичны, чем картина Васнецова. Сразу понятно, что эта картинка нарисована к сказке. Они создают приподнятое настроение.