План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

Событий в этой сказке б.гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без

План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:

  • Гейнц пасет свою козу;
  • тяжёлая работа, надо жениться;
  • Трина — хорошая девушка и коза у нее есть;
  • предложение, свадьба;
  • Трине тяжело ухаживать за козами;
  • козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
  • обмен коз на улей;
  • Трина мечтает о сыночке;
  • гнев Трины, горшок с медом разбивается;
  • черепки на полу.

<hr />

Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:

  • лень Гейнца;
  • предложение Трине;
  • лень Трины;
  • идея Трины;
  • обмен коз на пчел;
  • разбитый горшок.

План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

«Рике с хохолком» — одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.

Составление плана сказки — важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.

План сказки «Рике с хохолком» может выглядеть так:

  1. Рождение некрасивого Рике с хохолком.
  2. Договор королевы с волшебницей.
  3. Ум и сообразительность Рике.
  4. Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
  5. Встреча принцессы и Рике в лесу.
  6. Договор принцессы и Рике.
  7. Предательство принцессы.
  8. Встреча принцессы и Рике.
  9. Прекрасное преображение Рике.

    План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

Сказ «Таюткино зеркальце» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино — маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.

План пересказа

  1. Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда — плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила — сердится).
  2. Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
  3. Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
  4. Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
  5. В забое пошла зеркальная руда.
  6. Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
  7. Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
  8. В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
  9. Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
  10. Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.

План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:

SqF3tkmbVxJeZxpBZDQ1tCsfWeJgoBnS.png

<hr />

Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:

0WgL2Gf4cDjurpIDYRt8Nd0fhyC0SgO.png

<hr />

В выполненном домашнем задании по литературе/литератур­<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.

План сказки иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение климанова бабушкина

Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки

Цитатный план былины «Садко»

1 «И третий не зовут на почестен пир». В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.

2 «Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской». В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.

JhRQjHYd4ia9kwBBCiJSdqI1ZDbpNM36.png

План былины «Садко» 12 пунктов

1 Три дня ходит Садко играть на берегу Ильмень-озера

2 Приказ царя морского

3 Садко уговорил купцов поехать с ним

4 Садко устраивает большой пир

5 Как САдко своей казной похвастался

6 Торговое путешествие Садко по заморским странам

7 Корабль встал

8 На дне морском

9 Много бед принесла игра на гуслях

10 Советы старика

11 Садко возвращается на землю

12 И закончились приключения Садко

Тема урока

Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»

Место урока в разделе

1 урок

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Способствование формированию читательской компетентности младшего школьника на основе знакомства со сказкой «Иван-царевич и серый волк»

Задачи урока

  • Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающие: формировать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

  • Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору; воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим; воспитывать  дружбу и взаимовыручку.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  •  Ученик научится: 1) анализировать текст, понимать поступки героев; 2) понимать особенности волшебной сказки; 3) давать характеристику героя волшебной сказки.

 Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:1)ориентироваться в своей системе знаний; 2) строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; 3) ориентироваться на разнообразие способов решения задач. 

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) определять тему урока и план собственных действий; 2) действовать по плану; 3)оценивать свой результат и результат товарища;

4) организовывать свое рабочее место; 5) анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; 2)слушать и понимать речь других; 3) сотрудничать с товарищами; 4) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 Ученик получит возможность формирования: 1)внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения; 2)представления о причинах успеха в учебе

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; «Поурочные планы» по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Презентация к уроку

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

УУД

I.

Организационный момент

(2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

— Здравствуйте, ребята! Сейчас урок Литературного чтения. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

Фронтальная форма работы

Методы: словесный

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оценивают своё настроение.

Р-4

К-1

К-2

Л-1

II.

Актуализация знаний

 (6 мин)

Актуализация субъективного опыта учащихся

— Прочитайте жужжащим способом.

— Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда?

Закрываю слова на доске.

— Попробуйте прочитать строки выразительно по памяти. Я спрошу 3 человек, и выставим оценки.

— Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка?

-Молодцы, помните сказку, которую мы прошли. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русскими народными сказками.

Методы: словесный, практический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Приемы: учебный диалог, выполнение устного задания

Читают отрывок текста.

— Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— На прошлых уроках мы изучали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И эти слова говорил брат Иванушка, который стал козленочком. Он с берега реки звал свою сестрицу.

Вспоминают слова, выразительно проговаривают. 3 ученика отвечают.

Выставление оценок.

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,  

Желты пески на груди легли.

П-1

П-2

Р-5

К-2

К-4

Л-2

III.

Постановка цели и задач

(5 мин)

Направить  деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации.

— А что бы узнать, о какой сказке пойдет речь нужно отгадать загадки:

1.Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк.)

2. У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его… (Иван).

Записываю отгадки на доске.

— Так о какой же сказке сегодня у нас пойдет речь? Как думаете?

— Давайте откроем учебник на стр. 28. Прочитайте название сказки.

— Кто автор этой сказки?

Методы: словесный

Фронтальная форма работы

Приемы: диалог по теме урока

Отгадывают загадки.

Предполагают.

— «Иван-царевич и Серый Волк»

— У неё нет автора. Это русская народная сказка.

П-1

П-2

Р-1

Р-2

К-2

К-3

IV.

Первичное усвоение новых знаний

 (15 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1. «Красная Шапочка»

— Кто автор сказки?

— Вспомните, каким волк был в этой сказке.

2. «Три поросёнка»

— А кто написал эту сказку?

— А каким волк был в этой сказке?

3. «Волк и семеро козлят»

— Назовите автора этой сказки.

— А какой же волк здесь?

4. «Волк и лиса»

— Кто написал?

— Какими качествами обладает волк в этой сказке?

— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему?

— Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

— Кто написал сказку?

— Какой в этой сказке Иванушка?

2. «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо»

— Кто написал?

— Какой здесь Иван?

3. «Сивка-Бурка»

— Кто автор?

— Какой здесь Иван?

— Что общего у Иванов из разных сказок?

-Откройте учебник на стр. 28 и посмотрите, все ли слова вам понятны? Найдите выделенные слова.

— Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

— Слово похитник от слова похищать, воровать.

-А теперь давайте посмотрим какими являются волк и Иван в нашей сказки, для этого начнем ее читать. Я начну читать, а вы следите по тексту, после я остановлюсь и попрошу продолжить одного и вас.

(читаем до слов «Слушай меня Иван-царевич, запоминай…»).

Выставление оценок.

Методы:

Словесный, практический;

Фронтальная форма работы

Приёмы: выполнение устного задания, учебный диалог, чтение

— Автор сказки «Красная Шапочка»

Ш. Перро.

— Волк в этой сказке злой, хитрый.

— Автор этой сказки тоже Ш. Перро.

— В этой сказке волк тоже злой, хитрый.

— Это русская народная сказка.

— Волк тоже злой, хитрый.

— Это русская народная сказка.

— Волк добрый, отзывчивый, даже немного глупый.

Предполагают.

— Волков всегда боялись и с помощью сказки хотели показать, какой он коварный.

— Русская народная сказка.

— Иванушка добрый, ласковый, непослушный.

— Русская народная сказка.

— Иван храбрый, смелый, добрый.

— Русская народная сказка.

— Иван храбрый, смелый, добрый.

— Они добрые, помогают людям.

Работа над значениями слов.

Смотрят значение слова «караулы»

Чтение 1 части сказки.

П-1

П-2

П-3

Р-2

Р-5

К-2

К-3

К-4

Физкультминутка

(1 мин)

Показ движений на слайде.

— Выполните движения.

Выполняют разминку.

V.

Первичная проверка понимания

(5 мин)

Установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию.

 Захотелось ли вам прочесть сказку до конца?

-Изменилось ли ваше отношение к героям?

— Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

— Какой вы представляете себе Жар-птицу?

Методы: словесный;

Фронтальная, индивидуальная работа

Приемы: учебный диалог

 — (Ответы).

 1. Волшебный помощник (жар-птица)

2. Предмет из золота (яблоки)

3.Наличие числа 3 (3 сына)

Смотрят значение слова «караулы»

— (Ответы).

П-1

П-2

П-3

Р-2

Р-5

К-2

К-4

VI.

Первичное закрепление

(5 мин)

Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

— Посмотрите на слайд. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)

— Её написал замечательный русский художник В. Васнецов.

-Кто изображён на картине?

— Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях?

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом?

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете?

Методы: наглядный, практический

Фронтальная, индивидуальная работа

Приемы: учебный диалог

Рассматривают иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.

— (Ответы).

— Серый волк помогает Ивану царевичу.

— Иван царевич хорошо к нему относится.

Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому

П-2

П-3

Р-5

К-2

К-3

К-4

VII.

Домашнее задание

(1 мин)

Обеспечение осмысления

— Вам необходимо дочитать сказку до конца и приготовиться к выразительному чтению. А еще подумайте, на какие 3 части ее можно разделить.  

Методы: словесный;

Фронтальная работа

Приемы: учебный диалог

 Задают вопросы по заданию.

П-1

Р-4

К-2

VIII.

Контроль усвоения. Рефлексия

 (5 мин)

Обсуждение и коррекция информации. Анализ психического состояния учащихся.

К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог.

— С какой сказкой мы начали сегодня знакомиться?

— Давайте вспомним, какие признаки волшебной сказки мы уже нашли, хотя только начали читать?

— Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

— Сегодня на уроке я узнал …

— Теперь я умею …

Выставление отметок.

Методы: наглядный,

словесный

Индивидуальная, фронтальная

формы работы

Приёмы: анализ, диалог

— (Ответы).

1. Волшебный помощник

2. Предмет из золота

3.Наличие числа 3

П-1

П-2

Р-3

К-1

К-2

Л-1

Л-2

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд

  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд

  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд

Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.

6 слайд

  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.

  • Разминка
  • (динамическая пауза) “Ёжик”:

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Вышли звери погулять.
    — Ежик! Ежик! Выходи!..
    В небе радуга гляди.
    Что?.. Не хочешь выходить?
    Все равно тебе водить!

    3.2. Социализация.

    Группы по очереди представляют классу
    результат своей работы, с помощью сигнальных
    цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
    осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
    учащиеся вносят коррективы…

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    Группы обмениваются работами
    (заполненными таблицами), проверяют и оценивают
    одноклассников с учетом внесенных исправлений.
    Взаимооценка выполняется с помощью приема
    “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
    неточности, зеленый – правильный ответ.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

    — Каждая группа должна быстро по итогам работы в
    таблице сравнения двух сказок назвать:

    А) Какие признаки волшебной сказки
    работают в сказке “Иван-царевич…”

    Б) Какие особенности вы увидели в сказке
    “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
    повторов; беда – покража…; главный герой царский
    сын, нет поединка Г. с противником).

    В) Какие признаки волшебной сказке работают
    в сказке “Летучий корабль”.

    Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
    поединок, нет беды – герои пытают счастья,
    повторов событий много, но они не троекратные,
    кроме одного.

    5.2. Работа с фразой конструкт.

    — Возьмите карточку с фразой конструкт и
    выполните задание в группе, при необходимости
    можно использовать материалы “Путевого листа”**
    и таблицы сравнения.

    Напишите фразу-конструкт:

    — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
    потому, что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    — Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
    что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    5.3. Самооценка.

    — Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
    достижений
    ** и выполните самооценку.
    Сдайте, пожалуйста, свои работы…

    6. Организованный конец урока.

    — Спасибо за работу. 9 слайд

    — Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
    целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

    — Урок закончен. До свидания.

    Приложение 1 –  презентация к
    уроку.

    Приложение 2 – информационные и
    дидактические материалы к уроку.

    Литературное чтение, 3 класс

    Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
    2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

    Тезаурус

    Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

    Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

    Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

    Концовка – заключительная часть сказки.

    Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

    Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

    Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

    Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

    Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

    Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

    Ключевые слова

    Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
    2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
    3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
    4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

    На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

    Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

    Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

    Основное содержание урока.

    1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

    Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

    Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

    Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

     Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

    В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

    В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

    Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

    Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

    Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

    В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

    Последовательность событий в сказке такова.

      — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

    — Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

     — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

     — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

     — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

     — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

     — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

     — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

     — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

    В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

    Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

    Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

    Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

    Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

    Долг платежом красен.

    Без друга сирота, а с другом семьянин.

    Дорога помощь вовремя.

    Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

    Подведём итоги.

    «Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

    Налицо и признаки волшебной сказки:

    1) зачин;

    2) волшебные предметы;

    3 волшебный помощник;

    3) сказочные слова и выражения;

    4) троекратный повтор;

    5) борьба добра и зла;

    6) добро побеждает зло;

    7) концовка.

    1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

    Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

    Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

    Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

    Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

    В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

      По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

    Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

    Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

    На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

     Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

     Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

    Разбор типового тренировочного задания

     Выбор элемента из выпадающего списка.

    Вставьте пропущенные слова.

    Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

    Ответ:

    Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

    Разбор типового контрольного задания

    Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

    Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

    1 вариант

    Серый волк помогает Ивану-царевичу.

    Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

    Иван-царевич возвращается домой с добычей.

    Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

    Иван-царевич  встречает Серого волка.

    2 вариант

    Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

    Испытания Ивана–царевича.

    Счастливое возвращение домой.

    Похищение золотых яблок.

    План волка и смерть Ивана–царевича.

    Ответ

    1 вариант

    1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
    2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
    3. Иван-царевич встречает Серого волка
    4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
    5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

    2 вариант

    1. Похищение золотых яблок
    2. Испытания Ивана-царевича
    3. План волка и смерть Ивана-царевича
    4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
    5. Счастливое возвращение домой.

    Страница 6 из 42

    Стр. 23-24. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» 

    1. Восстанови последовательность событий в первой части сказки по порядку:
    • Старшие братья караулят сад.
    • Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
    • Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
    • Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

    Ответ:

    • Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
    • Старшие братья караулят сад. 
    • Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы. 
    • Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. 

    2. Кратко перечисли события сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

    Ответ:

    Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
    Старшие братья караулят сад. 
    Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы. 
    Братья отправляются на поиски Жар-птицы.
    Иван-царевич встречает Волка.
    Превращения волка.
    Обратный путь и отравление Ивана-царевича.
    Счастливое воскресение.
    Возвращение домой.

    3. Раздели сказку на три части. Озаглавь их.

    Ответ:

    Часть 1 – В дорогу за Жар-птицей
    Часть 2 – Преграды на пути
    Часть 3 – Добро побеждает зло

    4. Прочитай ещё раз начало сказки. Как мы называем эту часть?

    Ответ:

    Зачин.

    5. Найди в сказке описание тех событий, которые повторяются три раза.

    Ответ:

    Три раза братья стерегли сад. Иван три раза идет выполнять поручения. Волк 3 раза превращается. Также Иван три раза не послушался Волка. Иван 3 раза поклонился волку.

    6. Есть ли в сказке концовка? Прочитай её.

    Ответ:

    Да. «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.»

    7. Каким был Иван-царевич? Опиши его.

    Ответ:

    Иван был простым, добрым, но слабохарактерным. Он поддался на соблазн, но потом сожалел об этом. Ивану не свойственна подлость. Но главное, что Иван был добрым и благородным героем.

    8. Подумай и расскажи, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей.

    Ответ:

    В 1-й части я узнал о том, что Иван был самым честным из братьев. Он ответственно отнесся к приказу царя и выполнил его.
    2-я часть раскрывает такие черты характера Ивана, как простодушие, непослушание, забывчивость.
    3-я часть показывает целеустремленность Ивана.

    9. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.

    Ответ:

    Иван – воплощение добра, а его братья – зла. В сказках добро обычно побеждает зло. Иван добрый душей, не склонен к подлости. Братья же даже на убийство пошли ради наживы. Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья.

    10. Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?

    Ответ:

    Братья царевичи злые, коварные, подлые и завистливые. Они из зависти пошли на убийство своего брата, отняли у него его добро.

    11. Прочитай эпизод, в котором братья отправляются искать Жар-птицу. Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем? Кто стал помогать герою?

    Ответ:

    Иван-царевич потерял коня. Его съел волк, он сам в этом признался и стал помогать Ивану. Именно волк стал залогом успеха Ивана-царевича. Без него герой не справился бы, ведь судьба готовила ему много преград.

    12. Что тебе особенно запомнилось в сказке?

    Ответ:

    Мне особенно запомнились превращения волка.

    13. Расскажи о волшебном помощнике Ивана-царевича. Что необычного в его изображении?

    Ответ:

    Сказочному серому волку присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять смекалку и хитрость. Он умеет превращаться во что ни пожелает и очень быстро бегать.

    14. Почему Иван-царевич забыл наказ Серого Волка? Простил ли Волк героя? Почему?

    Ответ:

    Иван-царевич забыл наказ волка, потому что соблазнился богатствами и не подумал о последствиях. Но волк простил героя. Он понимал, что у людей есть слабости, но ведь в то же время Иван добрый и отзывчивый, а эти качества компенсируют его недальновидность и простоту. К тому же волк был виноват перед Иваном, что съел его лошадь, и хотел загладить свою вину.

    15. Какие чудесные превращения происходят в сказке? Мог ли Иван-царевич добыть Жар-птицу без помощи Серого Волка?

    Ответ:

    Сначала волк превратился в Елену Прекрасную. Таким образом был обманут Кусман. Потом он превратился в коня. Так волк обхитрил Афрона. 

    Иван-царевич не  смог бы добыть Жар-птицу без помощи серого волка, потому что только благодаря его скорости удалось добраться до царства Афрона, а благодаря превращениям удавалось подменить Елену и коня. Хотя, превращения могли бы и не понадобиться, если бы Иван послушался волка и не трогал бы клетку. Еще волк оживил Ивана.

    16. Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.

    Ответ:

    Иван-царевич завладел Жар-птицей хитростью и смекалкой. Братья Ивана украли Жар-птицу подло и жестоко, убив родного брата.

    17. В чём заключается чудесная сила живой и мёртвой воды?

    Ответ:

    Живая вода заживляет раны, мертвая – воскрешает из мертвых.

    18. Все ли слова в сказке тебе понятны? Посмотри в словаре.

    Ответ:

    Караулы — охрана.
    Похитника — вора, похитителя.
    Задолит — настигнет, одолеет.
    Позарился — польстился.
    Наутек — бегом.

    19. Найди образные определения и сравнения. Выпиши их в «Рабочую тетрадь».

    Ответ:

    Образные определения: по белу свету, добрых коней, устал до смерточки, синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает, растерзал и клочки по полю разметал.
    Сравнения: Елену Прекрасную называют красотой, коня златогривого — сокровищем.

    20. Сравни сказку, иллюстрацию И. Билибина и репродукцию картины В. Васнецова. Опиши их. Расскажи, что изображено. Какое настроение они создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

    Ответ:

    Картина Васнецова реалистичная, похожа на фотографию. Все детали прорисованы, использованы естественные, натуральные цвета, мягкие оттенки, как в жизни. Они создают спокойное настроение.

    Иллюстрации Билибина ярче, четче, сказочнее. Они менее реалистичны, чем картина Васнецова. Сразу понятно, что эта картинка нарисована к сказке. Они создают приподнятое настроение.

    А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки иван царевич и серый волк 3 класс составить план 5 частей
  • План сказки жуковского спящая царевна 5 класс 10 пунктов
  • План сказки журавль и цапля 5 класс
  • План сказки зимовье 2 класс перспектива
  • План сказки жуковского спящая царевна 5 класс литература
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии