Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Русский художник Виктор Васнецов писал многие свои картин по сюжетам былин и народных сказок. Он был иллюстратором нескольких популярных книг со сказочными сюжетами. Васнецов создавал эскизы необычных сказочных дворцов, декораций к постановкам на сцене. Его называли художником-сказочником. Даже дом живописца был построен по его удивительному проекту и походил на волшебный терем. Творчество Васнецова выделяется среди других мастеров русской живописи именно национальными сказочными сюжетами.
2. Картина «Иван — Царевич на Сером Волке» создавалась мастером несколько месяцев, в 1889 году. Герои картины – персонажи фольклора. Картина переносит в волшебный мир, будто ты наблюдаешь за скачущим по лесу волком. Волк спасает своих друзей от погони и гибели, унося дальше и дальше.
3. Иван — Царевич изображен очень серьёзным. Он вглядывается в глубь леса, вслушивается в звуки. Иван — Царевич готов к сражению, к защите своей красавицы. Через плечо у него висит меч. На рукояти меча драгоценные камни. Они подчёркивают знатность своего владельца. Красивая одежда из дорогой блестящей ткани тоже говорит о царском происхождении сказочного героя.
4. Роскошное платье и на Елена Прекрасной. Жемчужины на рукавах, пояс с драгоценными камнями и украшения на голове говорят о знатном происхождении красавицы. Её одежда сверкает, она из парчи и шёлка. Девушку художник показал испуганной, кроткой и печальной. Она доверчиво склонилась на грудь Ивана и вверила ему свою судьбу. Девушка сложила руки в знак смирения перед судьбой.
5. Волка, убегающего от погони, художник изобразил мудрым и сильным. Он смотрит на зрителя умными глазами. Волк запечатлён в момент прыжка через болотце с кувшинками. Он утомился от погони, но упорно продолжает путь. Волк не бросит своих друзей в беде. Художник относится к этому персонажу с уважением. Не случайно в названии картины он написал с заглавной буквы его имя.
6.Природу на картине автор изобразил таинственной и чарующей. Героев окружает страшный, дремучий, тёмный лес. Он как опасность навис над беглецами. Ветки тянутся словно живые лапы чудовищ и стараются удержать героев сказки. Сплетённые ветви на заднем плане говорят о трудном пути. Даже страшно представить, как герои пробирались через такую глухую чащу. Но нежные бело-розовые цветы на корявом стволе художник расположил на переднем плане. Они говорят, что впереди беглецов ждёт счастье. Герои спасутся и будут вместе.
7. В картине отчётливо видно противопоставление тёмных и светлых оттенков. Такой контраст символизирует борьбу зла и добра. Светлые добрые силы – это в картине её главные герои. На них одежда светлых оттенков. Шерсть серого Волка тоже кажется светлой на фоне чернеющего леса и топкого болота. Страшные ветви и стволы олицетворяют тёмные силы.
8. Мне понравилось, как показано быстрое движение персонажей. Чувствуется, что Волк летит, как втер. Большое впечатление произвел на меня жуткий таинственный лес. Видно, что над героями нависла опасность. Я переживаю за них и хочу, чтобы они успешно ушли от погони. Художник вселил в меня веру в счастливый конец.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Урок литературного чтения
3 класс
Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:
— — развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал, корзина с красными и зелёными яблоками, «Библиотечная песня про сказку», музыка «В гостях у сказки»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.
Планируемый результат:
Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;
Метапредметные умения
Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;
формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.
План урока
-
Организационный момент. Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь,
И друг другу улыбнитесь.
— Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.
Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.
II. Актуализация опорных знаний.
1. -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?
— Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?
— Что такое сказка? Какие бывают сказки?
2 . — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.
(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)
Проверка «Ручеёк»)
1) Сад царя Берендея.
2) Встреча Ивана и серого волка
3) Поход за жар птицей.
4) Поход за конем.
5) Похищение Елены Прекрасной.
6) План волка и смерть Ивана
7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.
4. — А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в
этом ромашка Блума.
Физ. Минутка. Под музыку «В гостях у сказки» дети выполняют танцевальные движения.
5. — Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)
Выступления детей. Учитель подводит итог.
-
Рефлексия.
— В заключении нашего урока давайте составим синквей «Сказка».
— А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»
— У меня на столе стоят корзины с красными и зелёными яблоками. Если урок вам понравился и у вас всё получилось, возьмите красное яблоко, если на уроке вам было не интересно, скучно, возьмите зелёное яблоко. Дети под песню «Библиотечная песня про сказку» берут яблоки.
Приложения к уроку.
План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)
Сад царя Берендея.
Встреча Ивана и серого волка
Поход за жар птицей.
Поход за конем.
Похищение Елены Прекрасной.
План волка и смерть Ивана
Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше
обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
-Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.
Материал для анализа
Белая шляпа.
Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.
Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.
Жёлтая шляпа
Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.
Синяя шляпа
Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.
Чёрная шляпа
В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.(Высказывания детей)
Красная шляпа.
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.
2 урок — урок усвоения новых знаний./p>
Форма проведения урока: работа в парах.
Презентация
Задачи уроков:
- выявить, повторить и закрепить отличительные
черты волшебной сказки. - учить устанавливать причинно-следственные
связи и определять главную мысль произведения.-
делить текст на части. - составлять простой план.
- подробно пересказывать текст сказки- учить
работать с репродукцией картины В.Васнецова
“Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять
основные объекты. - видеть содержательные линии картины.
- создавать свой собственный текст.
- учить работать в паре.
Планируемые результаты усвоения этих уроков.
- осмысление особенностей волшебной сказки
- характеристика героев волшебной сказки
- выявление причинно-следственных связей,
составление плана, подготовка к подробному
пересказу - формирование умения находить необходимую
информацию в книге, тексте, репродукции картины;
презентация информации на основе рассказа,
пересказа, сочинения - осмысление правил взаимодействия в паре
(распределение обязанностей, составление плана
совместных действий, умение договориться о
совместных действиях)
Ресурсы и оборудование
- Иллюстрации учащихся к сказке (оформление
выставки работ до начала урока ). - Карточки с планом текста у каждого учащегося.
- Репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич
на Сером Волке”. - Учебники по литературному чтению для 3 класса
(часть 1). - Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
ХОД УРОКА
1. Предварительная работа.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Учитель: напомните домашнее задание к уроку,
которое было сложным и творческим.
Дети:
1. выполнить иллюстрацию к сказке (до урока на
доске оформляется выставка)
2.составить план (на партах у каждого учащегося,
на двойных листочках составлен)
3. подготовить выборочный пересказ
Посмотрите на магнитную доску . Перед вами
находится выставка иллюстраций по сказке.
Просто замечательно! Всем спасибо.
Дети, кто желает выступить и пересказать,
выборочно , сказку, опираясь на выставку работ?
Класс заслушивает выступления 2-3 учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Необходимо учесть
1. логику и целостность выступающего
2. жанр
3. герои сказки
4. основные сюжетные линии сказки
5. эмоциональность выступления
После выступлений учащиеся выбирают лучшего
рассказчика.
3. Самоопределение к деятельности
Учитель: “Скажите, в чем
особенности волшебной сказки?”
Учащиеся: “Наличие реального мира,
в котором живут герои
- запрет и нарушение запрета
- уход героя из дома
- испытания героя
- животные-помощники
- волшебные превращения
- волшебные предметы
- возвращение домой, вознаграждение, свадьба”
Учитель: “Молодцы, хорошо поняли и
запомнили особенности волшебной сказки”.
РАБОТА С ПЛАНОМ СКАЗКИ.
Учитель: перед вами на партах лежат 2
варианта плана – один вариант, это тот, который
вы составляли дома; второй вариант, это я вам
предлагаю.
- прочитайте про себя, обсудите в парах.
- скажите, может ли этот план (второй вариант)
отразить всю структуру сказки ? - 2-3 ученика доказывают это, опираясь на
причинно-следственные связи сказки.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА “ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ
ВОЛКЕ”
- откройте учебник на странице 51.
- рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова
“Иван-царевич на Сером Волке”. - будем учиться рассказывать по картине, опираясь
на вопросы – стр. 61.
УЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНЕ.
- Почему картина так называется? Обоснуйте свой
ответ. - Как иначе можно назвать картину В.Васнецова?
Предложите свои варианты. - Подберите слова для описания картины. Какие
цвета и оттенки вы видите? - Подберите слова (глаголы), которые передают
движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет. - Определите характер персонажей по их внешнему
облику, позе, выражению лица, одежде. - Представьте себе, что вы один из героев картины.
Расскажите от его имени, что вы видите и
чувствуете.
Ответы учащихся: Мы видим темный,
страшный, густой лес. Вековые деревья. Это
непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая
ель. Деревья так высоки, что упираются в небо,
даже не видно их вершин. Стволы деревьев все
покрыты мхом, а ветки , как руки старухи БАБЫ-ЯГИ…
Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки
до всадника и его бедной напуганной спутницы,
схватят их, не отпустят. Цвета на картине
художник подобрал холодные, темные, мрачные.
Только вдалеке виден просвет и голубое небо.
Герои мчатся на Сером Волке. Волк так
стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему
тяжело. Он очень устал.
Иван-царевич крепко держит в своих объятиях
Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень
непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно,
тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены
вместе, красавица ждет волшебства, чуда… И даже
одежда Елены Прекрасной – это голубой кафтан,
говорит о том, что и вдали тоже виднеется голубое
небо. Значит, Серый Волк обязательно их спасет.
Цветущая ветка вишни на переднем плане
рассказывает нам, что жизнь продолжается, даже в
этом страшном лесу. Только надо верить и
надеется.
Мои дорогие дети! Мы с вами очень хорошо
ответили на все вопросы, разобрали все тонкости
репродукции картины. Я вами довольна.
Физминутка.
Под музыку выполняют передвижения по классу.
Находят друзей .
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
5. Продолжение работы по теме урока.
Работа в парах с карточками.
Учитель: вам надо записать ответ в тетради по
литературному чтению в виде небольшого текста.
— волшебный мир сказки… | — цветущие кусты… |
— художник изобразил… | — верный друг – Серый Волк… |
— темный, угрюмый лес… | — надежда на спасение… |
Проверка работы.
Учитель: молодцы, вы все хорошо
поработали. Кто хочет прочитать свой текст?
2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.
“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный
мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.
Верный друг – Серый Волк стремительно несется
сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой
Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего
неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что
у героев есть надежда на спасение”
6. Рефлексия.
Учитель: наш урок подходит к концу.
Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу. Что у
вас хорошо получалось на уроке, а над чем нужно
ещё поработать. Покажите с помощью своих
сигнальных карточек, и (выборочно) сказать об
этом.
7. Домашнее задание.
1. Найти в домашней, школьной библиотеках сказку
с похожим сюжетом (вспомните особенности
волшебной сказки).
2. Прочитать эту сказку, разделить на части,
составить план.
На следующем уроке мы будем заниматься новым
для нас видом работы – исследовательская работа
(будем выявлять особенности волшебной сказки).
Учитель: за активную работу отметки
получают учащиеся, те, которые выполнили к
данному уроку домашнее задание (иллюстрацию и
план сказки).
- активно работали на протяжении всего урока,
выполняя задания и отвечая на вопросы учителя. - создали свой текст. Всем спасибо.
Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:
- Гейнц пасет свою козу;
- тяжёлая работа, надо жениться;
- Трина — хорошая девушка и коза у нее есть;
- предложение, свадьба;
- Трине тяжело ухаживать за козами;
- козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
- обмен коз на улей;
- Трина мечтает о сыночке;
- гнев Трины, горшок с медом разбивается;
- черепки на полу.
<hr />
Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:
- лень Гейнца;
- предложение Трине;
- лень Трины;
- идея Трины;
- обмен коз на пчел;
- разбитый горшок.
«Рике с хохолком» — одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.
Составление плана сказки — важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.
План сказки «Рике с хохолком» может выглядеть так:
- Рождение некрасивого Рике с хохолком.
- Договор королевы с волшебницей.
- Ум и сообразительность Рике.
- Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
- Встреча принцессы и Рике в лесу.
- Договор принцессы и Рике.
- Предательство принцессы.
- Встреча принцессы и Рике.
- Прекрасное преображение Рике.
Сказ «Таюткино зеркальце» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино — маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.
План пересказа
- Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда — плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила — сердится).
- Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
- Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
- Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
- В забое пошла зеркальная руда.
- Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
- Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
- В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
- Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
- Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.
Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:
<hr />
Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:
<hr />
В выполненном домашнем задании по литературе/литератур<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.
Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки
Цитатный план былины «Садко»
1 «И третий не зовут на почестен пир». В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.
2 «Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской». В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.
План былины «Садко» 12 пунктов
1 Три дня ходит Садко играть на берегу Ильмень-озера
2 Приказ царя морского
3 Садко уговорил купцов поехать с ним
4 Садко устраивает большой пир
5 Как САдко своей казной похвастался
6 Торговое путешествие Садко по заморским странам
7 Корабль встал
8 На дне морском
9 Много бед принесла игра на гуслях
10 Советы старика
11 Садко возвращается на землю
12 И закончились приключения Садко
Литературное чтение 3 класс «Иван — царевич и Серый Волк» 2 урок
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками.
Задачи урока:
-
формировать выразительное чтение сказки.
-
учиться делить текст на части, научиться составлять план сказки.
-
научиться устно, пересказывать текст по опорным словам.
-
развивать навыки осмысленного чтения.
-
воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Планируемый результат:
Личностные умения: проявлять эмоционально — ценностное отношение к героям волшебных сказок;
Метапредметные умения
Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании вопросов по прочитанной сказке.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;
формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа,, работа в группах.
Литературное чтение 3 класс «Иван — царевич и Серый Волк» 2 урок
Ход урока
1 – 2 минуты. | Слайд №1 — Ребята, сегодня на уроке к нам пришёл гость, давайте повернемся и поздороваемся, как настоящие ученики. А теперь все внимание на доску. Встали все у парт красиво, Поздоровайтесь учтиво, Тихо сели, спинки прямо Вижу класс наш хоть куда! Начинать урок пора – Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах лежат: учебник, пенал, дневник. | |
II. Мотивация к учебной деятельности 5 — 7 минут | Речевая разминка: — Посмотрите на слайд №2, как вы думаете, что перед вами? -Молодцы, с какой целью мы с вами выполняем речевую разминку? Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет Жар-птица. — Прочитайте жужжащим чтением про себя. — Прочитаем медленно, затем с ускорением. — Читаем тихо, затем громче. — Прочитаем с восклицательной интонацией (мальчики). — А сейчас сердито (девочки) — И наконец, объявляю соревнования выразительного чтения по рядам. — С какой целью мы выполняли данный этап урока, напомните мне? Слайд №3 Оцените себя на листочке, который лежит у вас на парте. Найдите этап урока «Речевая разминка». Если читали отлично: поставьте человечка на самую высокую ступеньку. Если читали хорошо и были недочеты, поставьте человечка на вторую ступеньку. Если читали плохо и не работали, поставьте человека на третью ступеньку. | — Речевая разминка. — Мы выполняем речевую разминку, чтобы красиво говорить, выразительно читать. Выполняют речевую разминку. — Мы выполняем речевую разминку, чтобы красиво говорить, выразительно читать. Самооценивание на листах успеваемости. |
III этап. Актуализация знаний 5 минут | Слайд №4 — Давайте сейчас с вами вспомним, какой большой раздел, мы начали изучать? — Что это за творчество? — Какой вид устного народного творчества мы с вами сейчас изучаем? — Скажите, пожалуйста, почему они так называются? Какой у них есть секрет? Слайд №5 — Какие три вида народных сказок, мы с вами уже знаем? — Молодцы! — Ребята, какая гостья в речевой разминки, к нам пришла на урок? Слайд №6 — Ребята, а кто – нибудь помнит, где мы с ней встречались, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? — К какому виду русских народных сказок она относится? | Устное народное творчество. — Это творчество, которое передавалось из поколения в поколения через уста. — Русские народные сказки. — Русские народные сказки, это сказки, которые сочинил народ, — Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. — Жар – птица. — «Иван-царевич и Серый Волк». — Волшебная сказка. |
IV этап. Постановка проблемы урока. Определение темы и цели урока. | Беседа по прочитанному. Слайд №7 — Давайте, с вами вспомним, что сделала Жар – птица в данной сказке? — Куда отправились братья и почему? — Вместе ли они пошли? — Что случилось в пути с Иваном? — Ребята, как назвался данный этап урока? Что мы сейчас с вами делали? — С какой целью, мы с вами это делаем? Оцените себя на листочке. Как вы поработали на данном этапе урока. Если читали отлично: поставьте человечка на самую высокую ступеньку. Если читали хорошо и были недочеты, поставьте человечка на вторую ступеньку. Если читали плохо и не работали, поставьте человека на третью ступеньку. — Как вы думаете, какая тема нашего урока? НА ДОСКУ — Какую цель мы поставим на уроке? НА ДОСКУ — Какие задачи поставим, перед собой? НА ДОСКУ — Скажите, пожалуйста, с какой целью мы делим текст на части? | — Она украла яблоки из сада. — За Жар-птицей. Послал их отец. — Нет. Они пошли разными дорогами. — Он заснул, а его коня съел Волк. — Повторение пройденного материала. Мы повторяли и вспоминали, все то, что изучали на прошлом уроке. — Закрепляем полученный материал. Самооценивание — Мы продолжим изучать сказку Иван Царевич и Серый Волк. — Продолжить знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». — Выразительное чтение сказки. — Деление текста на части. — Научиться составлять план сказки. Выставить в конце урока. — Научиться устно, пересказывать текст по опорным словам. |
V этап. Открытие новых знаний. | — Посмотрите, на задачи урока, по порядку. Как вы думаете, какую задачу. Мы сейчас выполним? Для этого мы сейчас с вами будем работать по группам. — Напомните правила работы в группах. Слайд №8 Приготовились слушать ЗАДАНИЕ: Слайд №9 У каждой группы на парте лежит отрывок из сказки. План работы в группах: 1) Выразительное чтение отрывка из сказки группой. 2) Озаглавить отрывок. Записать его название. 3) Придумать 2 вопроса к вашему отрывку. Записать их на листочек. На которые могут ответить ученики, прослушав ваше выступление. После того, как группа будет готова. Она выполняет домик. | — Мы будем делить текст на части и составлять план. — Рассказывают правила работы в группах. — Выполняют самостоятельную работу в группах. |
VI этап. Физическая минутка | Видеозапись Слайд №10 | |
VII этап. Закрепление полученных знаний. | Продолжение работы по теме урока Слайд №9: 1) Выступление учащихся. Записываем план сказки на доске. — Ребята, посмотрите, на доску. Благодаря вашей работе. Что у нас получилось? — Из скольких частей состоит сказка? — А теперь посмотрите на задачи урока, какую задачу мы с вами еще выполнили. Оцените себя на листочке. Как вы поработали на данном этапе урока. Если читали отлично: поставьте человечка на самую высокую ступеньку. Если читали хорошо и были недочеты, поставьте человечка на вторую ступеньку. Если читали плохо и не работали, поставьте человека на третью ступеньку. | План сказки. Из 6 частей. Научиться выразительно читать. |
Домашняя работа | — Ребята, а теперь подумайте, где нам может пригодиться план сказки. При какой работе? — Давайте запишим, данный план, который вы составили. Себе на листочки. У вас есть пустые графы. — Слушаем внимательно. Ваше домашнее задание. Подготовить краткий пересказ по плану, который вы запишите к себе на листочки. Открываем дневники, записываем: крат. переск. по плану. | — Когда мы выполняем пересказ текста. — Записывают план на листочки. — Записывают домашнее задание в дневники. |
VIII этап. Рефлексия. | — А теперь ребята, посмотрите на доску. — Обратите внимание на задачи урока, читаем задачу. Если выполнили её хлопаем в ладоши, если нет топаем. — Посмотрите, как интересно, у меня осталась еще одна задача. Давайте её прочитаем. — А когда, мы с вами можем выполнить данную задачу? Начиная с 11 слайда — А сейчас, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю выполнить тест. У вас на партах лежат листочки с самооцениванием. Внизу у вас есть номера вопросов. Ваша задача, будет читать вопрос со слайда и правильную букву, с правильным вариантом ответа записать. Если время осталось взаимопроверка по слайду, если нет передают с последней парты на первую. | — Научиться устно, пересказывать текст по опорным словам. — Когда будем выполнять домашнюю работу. |
IX этап. Подведение итогов урока. | — А теперь оцените свою работу на уроке. Оцените себя на листочке. Как вы поработали на урока. Если читали отлично: поставьте человечка на самую высокую ступеньку. Если читали хорошо и были недочеты, поставьте человечка на вторую ступеньку. Если читали плохо и не работали, поставьте человека на третью ступеньку. — С каким произведением мы продолжили знакомство на данном уроке? — Чему вы учились на уроке? — Что нового узнали? — Спасибо за урок! |
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК». |
ПРОДОЛЖИТЬ ЗНАКОМСТВО с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». |
Выразительно и осмысленно читать. |
Научиться составлять план сказки. |
Делить текст на части. |
Научиться устно, пересказывать текст по опорным словам. |