- Сочинения
- По литературе
- Другие
- План сказки Русалочка Андерсена
1. Подводное царство.
2. Русалочка и ее сестры.
3. День рождения принца.
4. Спасение принца Русалочкой.
5. Договор с ведьмой и жизнь во дворце.
6. Гибель Русалочки.
Пересказ сказки
Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает в глубинах волшебные деревья, травы и рыб. В самом глубоком месте, можно найти великолепный замок, где живет король подводного царства. Стены покрыты кораллами, а крыша состоит из ракушек, которые открываются и закрываются.
Король долгое время был вдовцом, поэтому его мать помогала управлять замком. Она была умной и гордой женщиной. Больше всего она любила своих внучек и у нее их было шесть. Самая младшая была самой красивой. У нее была чудесная кожа и голубые глаза. Большую часть времени внучки проводили в саду, где у них было свое особое место, а младшая кружила вокруг бабушки и напоминала ей о солнце.
Русалочка росла необычной, застенчивой девушкой. Самой большой радостью для нее были новости, пришедшие из мира на поверхности, новости о людях. Ее бабушка всегда рассказывала истории о людях, их привычках, кораблях и городах.
Когда русалочке исполнилось 15 лет, она наконец-то смогла подняться на поверхность моря и насладиться свежим воздухом. Она увидела корабль, на котором проходила вечеринка, и молодого человека с большими черными глазами. Это был принц. Вечеринка проходила в честь его дня рождения. Русалочка наблюдала за праздником, пока не наступила буря. Волны становились все больше и больше, и люди стали паниковать. Принц упал в море, и Русалочка бросилась спасать его, чтобы он не утонул. Она вытащила принца на берег, поцеловала и бросилась к морю.
Принца окружили красивые девушки. Он не знал, кто его спас, улыбнулся всем, и это огорчило Русалочку. Прошли дни, и вскоре она все рассказала сестрам. Они помогли найти принца, чтобы она могла наблюдать за ним каждый день.
Русалочка хотела покинуть море, чтобы быть рядом с принцем. Она решила искать помощи у старой ведьмы. Та сказала ей, что она пришла вовремя, потому что у нее есть нужное зелье. Русалочка получит свои ноги, но с каждым ее шагом она будет чувствовать огромную боль и должна будет убедить принца, что она для него единственная. Если она потерпит неудачу, то превратится в морскую пену. Также ведьма хотела, чтобы ее голос был самым красивым во всем подводном мире. Русалочка согласилась и потеряла голос.
Придя на землю, Русалочка выпила зелье, почувствовала сильную боль и потеряла сознание. Когда она очнулась, то увидела принца. Он помог ей встать и отвез ее в замок. К сожалению, Русалочка не могла говорить, и принц думал, что она немая. Принц любил Русалочку, но не как будущую жену, а как ребенка. Он признался, что любит ее, потому что она напомнила ему девушку, которая спасла его.
Однажды в замке появилась принцесса. Она так сильно напомнила принцу девушку, которая спасла его, что он решил жениться на ней. Русалочка поняла, что умрет на следующий день, поэтому она решила провести свою последнюю ночь, танцуя в лодке. К ней подплыли сестры, у которых были подстрижены волосы. Они сказали, что отдали волосы ведьме и вручили Русалочке нож, которым она должна была нанести удар принцу. Когда его кровь упадет ей на ноги, она превратится в русалку и проживет 300 лет.
Когда Русалочка подошла к принцу, она не смогла его убить. Она выбросила нож и прыгнула в море. Она ждала своей смерти. Вскоре Русалочка поднялась в мир воздушных призраков, в последний раз увидела принца и направилась к облакам.
4 класс. 4 пункта
Также читают:
Картинка к сочинению План сказки Русалочка Андерсена
Популярные сегодня темы
- Сочинение Вид из моего окна зимой 6, 5 класс
Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.
- Деревня Собакевича – описание в поэме Мертвые души
Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.
- Сочинение Что делает человека человеком?
Все мы – люди, каждый из нас – человек. Мы умеем разговаривать, мыслить, творить и ходить прямо, но только ли по этой причине каждого из нас можно назвать человеком? Конечно, нет.
- Сочинение на тему Курение вредит здоровью
О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.
- Образ и характеристика Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита
Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.
Содержание:
Разделы | Страницы |
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета. | 2-7 |
2.Содержание учебного предмета. | 8-10 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы. | 11 |
4.Приложение: 4.1.Календарно-тематическое планирование 4.2.Контрольно-измерительные материалы |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— способность к самооценке;
— чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
— представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
— ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
— регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
— эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
— познавательная мотивация учения;
Могут быть сформированы:
— чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
— устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
— толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность.
Обучающиеся научатся:
— читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
— читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
— прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
— находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
— различать последовательность событий и последовательность их изложения;
— выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
— пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
— обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
— составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
— соотносить поступки героев с нравственными нормами;
— ориентироваться в научно — популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
— высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
-высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
— создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность.
Обучающиеся научатся:
— читать по ролям художественное произведение;
— создавать текст на основе плана;
— придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
— писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
— участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
— создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
— создавать иллюстрации к произведениям;
— создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика.
Обучающиеся научатся:
— выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально — смысловые значения;
— определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
— выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
— вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
— определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
— различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
— находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
— создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
— планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
— выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
— вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
— самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
— планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
— находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
— выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
— устанавливать причинно — следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
— устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
— сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
— строить логические рассуждения, включающие определение причинно -следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
— работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
— работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
— аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
— точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
— оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
— владеть диалогической формой речи;
— корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
— задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Обучающийся научится:
— осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
— читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
— различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
— читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
— использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
— ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность;
— выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— отвечать на вопросы и задавать вопросы
По содержанию произведения;
— находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
— использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их;
— составлять простой план;
— устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;
— находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
— использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
— передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Обучающийся получит возможность научиться:
— творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
— создавать иллюстрации по содержанию произведения;
— работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
— создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя);
-ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
— определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
-·писать отзыв о прочитанной книге;
— работать с тематическим каталогом;
— работать с детской периодикой
1.2.Карта контрольно-оценочной деятельности
Вид контроля | Форма контроля | № урока |
Текущий | Входная диагностика | 7 |
Тематический | Проверочная работа «Мифы. Народные сказки» | 17 |
Тематический | Проверочная работа «Былины» | 26 |
Тематический | Проверочная работа «Авторские сказки» | 39 |
Тематический | Проверочная работа «Басни» | 45 |
Текущий | Диагностика навыка чтения | 48 |
Тематический | Проверочная работа «Слово о родной земле» | 53 |
Тематический | Проверочная работа «О прошлом родины» | 63 |
Текущий | Диагностика навыка чтения за 3 четверть | 74 |
Тематический | Проверочная работа «О добре и красоте» | 81 |
Тематический | Проверочная работа «Мир детства» | 96 |
Итоговый | Проверочная работа «Удивительные приключения» | 101 |
2. Содержание учебного курса
2.1. Содержание учебного курса
4 класс (105ч)
Круг чтения
Мифы (7 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (10 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола — рыба». Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (9 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (13 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки — Тики — Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Проект « Авторские сказки»
Басни (6 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и Лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и Крот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».
Слово о родной земле (10 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь». А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (7ч)
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин». Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (5 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (12ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х.К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; А. Блок «Летний вечер».
Проект «Моя Родина»
Мир детства (15 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики». А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (8ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором
2.2. Прохождение практической части программы по предмету
Общее количество | |||
Всего часов | Проверочных работ | Проектов | |
1 четверть | 2 | 2 | |
2 четверть | 4 | 3 | 1 |
3 четверть | 3 | 3 | |
4 четверть | 4 | 3 | 1 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
1 | Мифы | 7 |
2 | Народные сказки | 10 |
3 | Былины | 9 |
4 | Авторские сказки | 13 |
5 | Басни | 6 |
6 | Слово о родной земле | 10 |
7 | О прошлом Родины | 7 |
8 | Прошла по земле война | 5 |
9 | О добре и красоте | 12 |
10 | Мир детства | 15 |
11 | Удивительные приключения | 8 |
Итого : | 102 |
Тема: Карел Чапек. «Случай с русалками»
ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством К. Чапека, с произведением «Случай с русалками».
ЗАДАЧИ:
образовательные:
учить выявлять авторскую точку зрения на произведении К. Чапека «Случай с русалками»;
совершенствовать читательские умения, расширять словарный запас учащихся;
совершенствовать навык осознанного чтения;
воспитательные:
воспитывать этические качества личности- доброту, отзывчивость.
развивающие:
познавательную активность;
навык монологической речи;
Предметные.
Определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям.
Личностные.
Иметь способность к сопереживанию, пониманию чувств других людей.
Регулятивные.
Анализировать, сравнивать, делать выводы о прочитанном, выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания.
Коммуникативные.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Деятельность учащихся.
Чтение текста, в том числе и по ролям с предварительной подготовкой, анализ текста с точки зрения чувств персонажей, выделение в тексте отрывков на заданную тему.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Э. Э Кац «Литературное чтение» 4 класс 1 часть, программа «Планета знаний»,компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
1.Орг момент | Солнечный луч! Разве это не чудо? Море цветов, море красок повсюду! Вот меж кустов в переливах сверкнул Дивный сапфир — паучок протянул. Капелька света на ветке висит, Новое чудо росинкой блестит. Алая краска румянит восток, Нежное платье расправил цветок. Чудо – повсюду, ты только смотри, Ключиком дверцу чудес отомкни. Жизнь – это радость: так всем передай! Сказкой пусть станет любимый наш край! — О чём стихотворение, которое прочитала? — Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса? — Где происходят чудеса? — Какое у вас сейчас настроение? Почему? | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. |
2.Проверка домашнего задания. | — Сначала проверим домашнее задание. — С каким произведением познакомились на прошлом уроке? — Кто автор? — Прочитайте это стихотворение. ( 2 раза по 2 человека) ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК С АНАЛИЗОМ ОТМЕТКИ. — Скажите, в какой стране творил Николай Гумилёв? | Отвечают на вопросы учителя. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд 3 — 11 | — Сегодня мы отправляемся в путешествие в другую страну. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Посмотрите и послушайте. Просмотр видеоролика о Чехии. — Предположите, где вы оказались? — Мы оказались с Вами в Чехии. — А где это? Че́хия Че́шская Респу́блика государство в Центральной Европе. Столица Чехии Прага — туристическая достопримечательность и самый большой город страны. — Как вы думаете, зачем мы отправляемся в такое дальнее путешествие? |
4 Актуализация знаний. 1 этап. Работа со статьёй об авторе. Слайд 12 Слайд 13 — 16 2 этап. Работа с иллюстрацией. | — С кем мы можем познакомиться в этой стране? — А если познакомимся с новым автором, то познакомимся и с новым… -Зачем? — В этой стране творил свои произведения Карел Чапек. — Познакомьтесь с автором нашего произведения в нашем мудром учебнике на стр. 110. —Побеседуем о Кареле Чапеке. -Что вы узнали о К. Чапеке? —Кто такой философ? Поинтересовались ли вы дома? -Где вы могли найти ответ на этот вопрос? Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: 1.Философ— специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. 2.Философ(перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.) Философия— наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека. -Что узнали о Кареле Чапеке? Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. —Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека? Карел Чапек родился 9 января 1890 года в небольшом городке Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье Антонина Чапека; он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Карел Чапек своими произведениями хотел сказать людям. Человек – это слабое существо, бессильное перед царящим в мире злом. Людей должны связывать с «братьями меньшими» доверие и любовь. Чудеса происходят с самыми обыкновенными людьми. в чудеса надо верить Новый мир можно найти у себя под самым носом. — Карел Чапек написал очень много интересных историй. С одной из них мы познакомимся сегодня. -Что вы можете сказать по портрету об этом человеке? Работа в парах. -Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах. Перечитайте последний абзац статьи. | — В этой стране мы можем познакомиться с новым автором и новым произведением, которое он написал. — Чтобы читать его на уроке. Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень. Дети отвечают, что узнали из статьи. Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека Дети: « …умный, серьёзный, добрый, деликатный…» — Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался. Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110. Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему. |
5.Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | |
6.Словарная разминка. Слайд 17-20 Слайд 21- 24 | —Подберите синонимы к | — испугаться — тяжелая работа — привлечь внимание — открытый — мелкий — ласковый, воспитанный |
7.Знакомство с произведением Слайд 25 – 26 | — Прочитайте название произведения. — Кто такие русалки? — Подберите близкие (родственные слова) — Из какой сказки прочитаем отрывок? — Предположите, кто рассказывает историю, случай? — Что могло произойти с русалкой? — Готовы услышать? Как обычно во время чтения помечайте для себя слова, которые Вам будут не понятны. Я начну читать произведение, вы продолжите. Следите, постарайтесь услышать моё настроение и интонацию и продолжить её при чтении. — А после её прочтения скажите, понравилось ли вам это произведение? | «Случай с русалками» Мифологическое существо. ВОДЯНОЕ СУЩЕСТВО. — Отрывок из «Большой докторской сказки» — доктор, врач — заболела |
8.Первичное восприятие текста. | — Понравилось вам произведение? — Что понравилось? — Определите жанр произведения. Литературные сказки не ограничиваются определённым жанром; включают в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. — Какие слова остались не понятными? — Скажите, что необычного в этой сказке? Вывод: эта сказка включает фантастику. — Скажите, о чём эта сказка? — Так как это сказка с элементами фантастики, предлагаю вам найти строки текста, где есть реальность в происходящем, а что выдумка. | — Это сказка, потому что в ней вымышленный случай. |
9.Контроль усвоения. | — Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? — Найдите и прочитайте, как доктор относился к своему краю? — Что и как русалка рассказала о своей беде? — Подтвердите словами из текста, докажите. — Рассказчик говорит: «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» — Когда доктор произнёс эти слова? — Как ты их понимаешь? — А Вам приходилось испытывать подобные чувства? Расскажите о них. |
10.Рефлексия, подведение итогов занятия | — Кто она русалочка? — Что нового вы узнали? — Чему учит сказка? — Вы знаете, я хочу закончить урок, тем, же чем и начинала. Солнечный луч! Разве это не чудо? Море цветов, море красок повсюду! Вот меж кустов в переливах сверкнул Дивный сапфир — паучок протянул. Капелька света на ветке висит, Новое чудо росинкой блестит. Алая краска румянит восток, Нежное платье расправил цветок. Чудо – повсюду, ты только смотри, Ключиком дверцу чудес отомкни. Жизнь – это радость: так всем передай! Сказкой пусть станет любимый наш край! — Пусть у каждого из Вас в жизни будет чудо, и пусть наш любимый край будет самым чудесным!!! — Встаньте те, кто присоединяется к моим пожеланиям и у кого такое же настроение, как у меня!!! | |
11.Домашнее задание, инструктаж по его выполнению | — Дома вы подготовите чтение этой сказки по ролям выразительно, а на следующем уроке мы разделим эту сказку на части и проанализируем её. | Записывают домашнее задание |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381943-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-4-klass