Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Другие методич. материалы›Конспект урока по литературному чтению хантыйская народная сказка «Идэ» (2 класс УМК Перспектива
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Хантыйская народная сказка «Идэ»
-
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
тайги
Округ находится в зоне тайги.
Первый букварь появился в 1931 году, а первая газета на хантыйском языке — 1 ноября 1957 года.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
4 слайд
Описание слайда:
кедр кедровка
кедровые орехи
лодка долблёнка
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
5 слайд
Описание слайда:
1. Трусишка Идэ.
2.
3. Бабушка и Идэ собирают орехи.
4. Бабушкина хитрость.
5.
6. Утром в тайге.
7.
Как отучить Идэ всего бояться?
Один в тайге.
Теперь ты ничего не будешь
бояться.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
6 слайд
Описание слайда:
Алгоритм для составления подробного пересказа сказки
4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
-
7 слайд
Описание слайда:
Тема. Краткий пересказ сказки «Идэ»
Цель: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
План работы.
1. Воспользоваться алгоритмом плана для подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
2. Уточнить алгоритм в группах.
3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа. -
8 слайд
Описание слайда:
Алгоритм плана для краткого пересказа
1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.
2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
— появление новой темы;
— появление нового героя;
— появление нового места действия.3. Записать название каждой части текста.
4. Пересказать текст, используя составленный план:
— рассказать содержание своими словами, только самое главное: КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, ПОЧЕМУ;
— к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
— нельзя использовать реплики (прямую речь) героев. -
9 слайд
Описание слайда:
Работа в парах. Краткий пересказ частей:
1 вариант — Утром в тайге.
2 вариант — Один в тайге.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
10 слайд
Описание слайда:
2 вариант.
Проснулся Идэ цел и невредим. Увидел много шишек, позабыл страх и стал их собирать.
А тут и бабушка приехала.
Образец для проверки.
1 вариант.
Остался Идэ один в тайге.Нашёл дупло и залез в него. Ночью страшно стало Идэ, но он всё-таки заснул. -
11 слайд
Описание слайда:
Работа в парах. Краткий пересказ частей:
1 вариант — Утром в тайге.
2 вариант — Один в тайге.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
12 слайд
Описание слайда:
Образец для проверки самостоятельной работы.
Бабушка и Идэ поехали в тайгу орехи собирать. Набрали полную лодку, а одну кошёлку с орехами бабушка на горе забыла. Послала она Идэ за ней. А сама села в лодку и уплыла. -
13 слайд
Описание слайда:
Цель урока: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
могу сам рассказать алгоритм, нет ошибок
в самостоятельной работе
могу сам рассказать алгоритм, но
была ошибка в самостоятельной работе
затрудняюсь в использовании алгоритма
плана для краткого пересказа
не могу сам воспользоваться алгоритмом, есть ошибки
в самостоятельной работе
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 934 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 823 человека из 80 регионов
- Сейчас обучается 310 человек из 67 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Классный час в начальной школе «Курить- здоровью вредить»
-
Мероприятие , посвященное 8 марта
-
Презентация «Проект по сказкам А.С. Пушкина» для 3 класса
-
Конспект урока по познанию мира на тему: «Воздух и его свойства» (2 класс)
-
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Природные зоны. Степь»
-
Разработка праздника «Выпускной в начальной школе»
-
Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
-
Программа коррекционно-логпедической работы при ринолалии
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436315 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.
Что это такое?
Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.
Кто может воспользоваться планом
Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.
А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.
Составление плана на конкретном примере
Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».
Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.
Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.
- Царский наказ сыновьям.
- Удачный выбор старших братьев.
- Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
- Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
- Умеют ли невестки ткать ковры.
- Сыновья должны привести своих жён на пир.
- Царский пир.
- Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
- Иван-царевич встречает старичка.
- Как Ивану помогают животные.
- Иван-царевич и баба Яга.
- Дуб Кащея.
- Возвращение Ивана-царевича.
Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.
Развитие умения анализировать
Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.
Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.
В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:
- название и вид;
- сказочные герои;
- действие, которому всё подчинено;
- сказочные черты;
- сказочное поучение.
Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.
Помогут цитаты
Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.
Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.
- «В некоем царстве-государстве жил царь».
- «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
- «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
- «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
- «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
- «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
- «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
- «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
- «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»
И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.
Придумать сказку нелегко
Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание — сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.
Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.
Составление плана волшебной сказки
План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.
Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.
Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:
— героические (борьба героя с волшебной силой);
— социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);
— семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).
В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.
Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.
Сказка о маленькой девочке
В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.
Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.
- Рождение маленькой девочки из тюльпана.
- Жизнь Дюймовочки в доме.
- Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
- Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
- Майский Жук влюбился.
- Одна в большом лесу.
- Наступает холодная зима.
- Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
- Подготовка к свадьбе с Кротом.
- Больная Ласточка.
- Дюймовочка заботится о птице.
- Девочка улетела с Ласточкой.
- Знакомство с королём эльфов.
- Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья
Совместное творчество
Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.
Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.
Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.
Рассказ по картинкам
Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему две картинки нельзя поменять местами?
- Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?
В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.
Сложный план
Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.
Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.
Заключение
Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.
Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.
Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.
« Н.К.Абрамцева. Авторская сказка «Чудеса, да и только!» »
г.Екатеринбург, 2015г.
Тема урока: Н.К.Абрамцева. Сказка «Чудеса, да и только!».
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.
Цель урока: раскрыть смысл сказки «Чудеса, да и только!».
а) у учителя: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кН. Книга 2. Слово в сказке. / Е.И.Матвеева – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 176 с. (стр.105-110); презентация, карточки с заданием.
б) у учеников: учебник Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2-х кН. Книга 2. Слово в сказке. / Е.И.Матвеева – 13-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 176 с. (стр.105-110); Матвеева, Е.И. Тетрадь №2 по литературному чтению для 2 класса начальной школы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
5 марта.
«Чудеса, да и только!».
1. Удивительные старые сахарницы.
2. Сказочные существа – Струмышки.
3. Появление в семье Струмышки.
4. Струмышкины чудеса.
5. Окончание странных неожиданностей.
Этап урока,
длительность этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое обоснование и самоанализ
Организационный этап
(1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь соседу по парте, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению.
Начинаем урок литературного чтения.
Дети приветствуют учителя, улыбаются друг другу.
Создать условия для формирования регулятивных УУД, создать положительный эмоциональный настрой.
Актуализация опорных знаний
(3 мин)
Сегодня мы начинаем новый раздел «Герой в авторских сказках о волшебстве»
— Для начала давайте вспомним, какие сказки называют авторскими и почему?
— Какие авторские сказки вы уже знаете?
— Литературные сказки этого раздела не совсем похожи на русские народные волшебные сказки. Авторы-сказочники этого раздела поселили среди людей каких-то непонятных сказочных существ. Это очень добрые и потешные домовята.
— Как вы думаете, будет ли волшебство в этих сказках?
— Конечно, ребята. Но в таких историях волшебство не лежит на поверхности, оно глубоко спрятано в тексте. Сегодня мы вместе попробуем отыскать это волшебство.
-Познакомимся с еще одним детским писателем Натальей Корнельевной Абрамцевой.
— Кто-нибудь из вас раньше встречался с этой писательницей?
— авторскими называют сказки у которых известен автор. Мы знаем, кто именно написал эту сказку; авторские сказки часто напоминают нам народные, но у авторских сказок в отличие от народных, которые сочинял народ, есть конкретный автор.
— сказки В.И.Даля: «Ворона», «Девочка-Снегурочка», Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»
Высказывают свои предположения.
Ответы учеников.
Создать условия для формирования коммуникативных УУД
Определение темы и задач урока
(2 мин)
Наталья Корнельевна Абрамцева. Годы жизни 1954-1995. Это детская писательница.
Всего ей написано более 120 сказок, 12 пьес. Издано 16 книг.
Переводы ее произведений появляются в Японии, Бельгии, Германии, Венгрии. По сказкам Натальи Корнельевны созданы мультфильмы и диафильмы.
— Можете ли вы назвать сказки Н.К.Абрамцевой?
— Давайте откроем учебник на с. 105 и посмотрим, с каким произведением Натальи Корнельевны Абрамцевой мы сегодня познакомимся.
— Тема нашего урока: «Н.К.Абрамцева. Сказка «Чудеса, да и только!»
Говорят, что нет, так как не знакомы с творчеством писательницы.
Открывают учебники на с.105 и читают заголовок сказки «Чудеса, да и только!»
Создать условия для формирования регулятивных УУД
Подготовка к первичному восприятию
(3 мин)
— Еще раз взгляните на заголовок этой сказки и предположите, о ком или о чем будет эта сказка.
— Давайте воспользуемся подсказкой, которую нам предлагает автор учебника.
Рассмотрите иллюстрацию после сказки и подумайте, кто же изображен на ней и в чем связь заголовка сказки и то, что изображено.
— Как вы думаете, кто это изображен?
— Посмотрите на предметы, которые окружают это существо.
— Теперь соотнесите иллюстрацию с заголовком сказки и постарайтесь предположить, что будет происходить в сказке.
Дети высказывают свои предположения: о чудесах, о волшебстве, о сказочных героях, о превращениях.
Открывают с.110 и рассматривают иллюстрацию.
— сказочное существо, о котором, возможно, будет говорится в сказке.
— это существо окружают чайный сервиз, конфеты, баранки, специи.
Высказывают свои предположения.
Смогут определить идею произведения
Первичное восприятие
(7 мин)
— Сейчас я предлагаю вам послушать волшебную историю.
«Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую ненужную сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. И тогда, может быть, в вашем доме некоторое время будут твориться разные удивительные вещи. А это совсем не плохо…»
— Подумайте, что же будет происходить дальше?
— Посмотрите, ребята, я тоже отыскала свою старую сахарницу. И принесла я ее не случайно. Она тесно связана с этой сказкой.
— Посмотрите, никаких чудес еще не произошло. Давайте же узнаем, какое волшебство нам встретится дальше и будет ли оно.
Слушайте внимательно и постарайтесь определить идею произведения.
Высказывают свои предположения по развитию сюжета сказки.
Выразительное чтение обучающимися.
Создать условия для формирования коммуникативных УУД
Будут развивать умение выразительно читать текст
Проверка первичного восприятия
(3 мин)
Учитель после прочтения задает вопросы.
— Какой жанр этого произведения?
— Понравилась ли вам сказка?
— Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
— Теперь подумайте и скажите, почему эта сказка волшебная и о волшебстве ли она?
— Кто главный герой сказки и откуда он взялся?
— Как вы представляете главного героя Струмышку?
— Что вас удивило в этой сказке?
— сказка
— Да, понравилась
— удивление, любопытство, предвкушение чего-то интересного
— в сказке есть вымышленные, несуществующие персонажи – Струмышки. Они существуют, но их никто не видел. В сказке Струмышка творила разные чудеса
— существо Струмышка, которое живет в сахарнице.
— желтое, мохнатое, маленькое и доброе существо.
Высказывают свои предположения: волшебные существа, живущие в сахарницах; родители и дочка не удивлялись чудесам.
Смогут анализировать прочитанный текст
Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению
Смогут устанавливать причинно-следственные связи
Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению
Мотивация к анализу
(3 мин)
— Чтобы узнать про главного героя сказки подробнее, обратимся к тексту.
— Скажите, как выглядят Струмышки? Зачитайте описание внешности этих существ.
— Почему же тогда сказка называется «Чудеса, да и только!» ?
— А какие чудеса вытворяла Струмышка?
И объясните зачем?
— Кто такие Струмышки, откуда они появились, и что нам хочет донести автор этого произведения. Мы узнаем в ходе работы над этой сказкой.
«Струмышки — это совсем не мышки, не лягушки, не воробушки… Очень немногие видели Струмышек — такие они непрочные, придуманные, ветреные. От одного человеческого взгляда мгновенно превращаются в летучую золотистую пыль: Но те, у кого легкий взгляд и веселые глаза, видели Струмышек и рассказывают, что они похожи на клубочки желтого, необыкновенно легкого, пушистого меха. А глаза у Струмышек… Одни говорят — карие, другие — фиолетовые, третьи — синие. »
— в сказке происходят разные чудеса, которые творит Струмышка.
— вертолет превратила в лягушонка, костюм в платье феи, наколдовала девочке букет цветов.
Пыталась сделать доброе, приятное дело для своих хозяев.
Смогут анализировать прочитанный текст
Будут развивать умение выразительно читать текст
Смогут определить мотивы поступков героини рассказа
Анализ
(10 мин)
— Обратите внимание на необычную экспозицию.
Кто может сказать, что такое экспозиция?
— Где мы можем найти определение этого термина?
— Зачитайте, пожалуйста.
— Найдите в сказке экспозицию и зачитайте ее.
— Зачем автор использует такое вступление к сказке?
— Конечно, ребята. Даже простые старые вещи в сказке могут неожиданно стать волшебными.
— Перейдем к главной героине сказки.
Струмышка – необычный герой.
Откуда она появилась?
-Почему никто не удивлялся Струмышкиным «чудесным странностям»? И когда происходили Струмышкины чудеса?
— Найдите в сказке тот отрывок, когда Струмышка «помогает маме». Прочитайте его выразительно.
— Почему говорится в тексте, что произошла радость. Ведь Струмышка превратила костюм, который так усердно шила мама в совсем другой наряд.
— Чем это существо Струмышка отличается от героев предыдущих изученных нами сказок?
Изучив сказку так подробно, нам не составит труда составить небольшой план.
— Для начала восстановите друг с другом события, которые происходят в этой истории. И попробуйте расположить в правильном порядке развитие событий.
— Сколько, по – вашему, пунктов будет в этом плане?
— Пунктов в плане будет 5.
Проверим, что у вас получилось.
Объясняют своими словами.
— в словарике в конце учебника
— Экспозиция – предыстория событий, о которых будет рассказано; сведения, необходимые автору для того, чтобы ввести читателя в создаваемый мир.
— «Пожалуйста, никогда не выбрасывайте старые сахарницы. Если у вас появился новый сервиз, старую ненужную сахарницу хорошенько вымойте, высушите и поставьте на самую дальнюю полку буфета. И тогда, может быть, в вашем доме некоторое время будут твориться разные удивительные вещи. А это совсем не плохо… »
— чтобы привлечь наше внимание, что сказка будет связана с сахарницей.
— Это существо появилось в старой сахарнице, про которую забыли и убрали за ненадобностью.
— чудеса происходили только ночью, когда все спали. Никто не удивлялся, потому что не верил в происходящее; может быть не обращал внимания; никто не видел, кто творит такие чудеса.
Находят отрывок, когда Струмышка «помогает маме» и выразительно читают.
— наряд стал сказочней и нарядней.
— Струмышка это не мышка, не лягушка, не воробышек. Это интересное существо, которое в реальной жизни не встретить. Также Струмышку никто не видит и никогда не видел. Но существуют версии, как они выглядят и где живут.
Проговаривают в парах события.
Высказывают свои предположения
План:
1. Удивительные старые сахарницы.
2. Сказочные существа – Струмышки.
3. Появление в семье Струмышки.
4. Струмышкины чудеса.
5.Окончание странных неожиданностей.
Развивают культуру речи
Обогащают словарный запас
Будут развивать умение выразительно читать текст
Создать условия для формирования регулятивных УУД
Развивают культуру речи
Будут выделять смысловые части произведения
Создать условия для формирования коммуникативных УУД
Развивают умение работать в паре
Домашнее задание
(2 мин)
Давайте запишем домашнее задание в дневник.
В рабочей тетради с.39 №2,4.
Задание 4. Написать сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»
Я предлагаю вам дома выразить свою точку зрения по данному вопросу в трех — четырех предложениях. Но для начала хорошо продумайте свою мысль.
Записывают домашнее задание в дневник.
Будут выражать свое эмоциональное отношение к литературному произведению;
Смогут определить идею произведения;
Развивают культуру речи
Обобщение
(4 мин)
Подумайте, ребята, события, которые происходят в этой истории могут происходить на самом деле?
— А почему вы так считаете?
— Совершенно верно.
— Как вы думаете, эту сказку можно назвать мудрой и почему?
— Не забудьте дома отыскать свои старые сахарницы, возможно и у вас начнут случаться приятные неожиданности.
А пока мы с вами работали, и в моей сахарнице поселилась Струмышка.
(учитель показывает сахарницу с желтым песочком)
— события сказки не могут происходить на самом деле.
— потому что это сказка. Здесь вымышленные существа и волшебные превращения.
Высказывают свои предположения.
Эту сказку можно назвать мудрой, так как автор сказки призывает читателей быть более внимательными друг к другу, совершать добрые дела для других как маленькие чудеса.
Смогут определить идею произведения
Рефлексия
(2 мин)
Пришло время подвести итоги нашему уроку.
Продолжите фразу:
Я учился…
Я повторил..
Мне понравилось…
Спасибо всем за работу. Успехов в учебе!
Я учился составлять план.
Я повторил названия авторских сказок.
Мне понравилось работать в паре.
Создать условия для формирования коммуникативных УУД
Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные цели:
- Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
- Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Личностные умения:
- проявлять интерес к поступкам героев сказки;
- проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Познавательные умения:
- определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
- определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
- взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.
Предметные умения:
- работать с текстом народной сказки, составляя план;
- выразительно читать сказку по ролям;
- составлять краткий и подробный пересказ сказки.
Оборудование:
- мультимедиа проектор и экран;
- доска;
- презентация к уроку;
- карточки для работы в группах (на 5 этапе);
- «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- установить тематические рамки урока: народные сказки.
– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)
Презентация.
– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)
– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.
– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)
Презентация.
– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
- учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
- мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .
1. Проверка домашнего задания.
– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)
– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.
Презентация.
– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.
– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?
Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».
Презентация.
– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)
– Выделите корень. (кедр-)
– Объясните их смысл.
– Восстановите план сказки «Идэ». [4]
Презентация.
- Трусишка Идэ.
- … (Как отучить Идэ всего бояться?)
- Бабушка и Идэ собирают орешки.
- Бабушкина хитрость.
- … (Остался Иде один в тайге.)
- Утром в тайге.
- … (Теперь ты ничего не будешь бояться.)
– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.
Учащиеся пересказывают 1-3 часть.
Презентация. (алгоритм пересказа)
Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.
– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)
– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)
– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)
2. Задание для пробного действия.
– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.
– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)
– Пробуйте.
– Проверим, что у вас получилось.
– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.
Вопрос для тех, кто не поднял руку. | Вопросы для тех, кто поднял руку. |
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) | – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.) – Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.) – Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат) |
– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
- организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.
– Давайте разберёмся.
– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)
– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)
– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)
– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
- согласовать тему урока;
- организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
- организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.
– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)
На доске открывается цельурока:
Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.
Или презентация.
– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)
Тема урока открывается на доске:
Краткий пересказ сказки «Идэ».
Или презентация.
– Составим план дальнейшей работы.
– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)
– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)
– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)
– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)
На доске появляется план работы, составленный учащимися:
- Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
- Уточнить алгоритм в группах.
- Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа
– Что ж, пора действовать.
Презентация.
V. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
- организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Действуйте по плану. С чего начнёте?
– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)
– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.
Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
- рассказать все события в определённой последовательности.
– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.
Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.
Презентация.
– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?
Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]
- Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
- Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
- появление новой темы;
- появление нового героя;
- появление нового места действия.
- Записать название каждой части текста.
- Пересказать текст, используя составленный план:
- рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
- к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
- нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)
– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.
– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.
– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.
Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.
Презентация.
– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
– Выполните краткий пересказ 3 части.
– Проверьте себя по образцу.
Презентация.
– Какие трудности возникли при выполнении?
– Как надо было действовать?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.
– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.
– Определите главную мысль сказки (чему она учит).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
- организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
- организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- согласовать домашнее задание.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)
Презентация.
– Достигли цели? Докажите.
– Расскажите, как проводим краткий пересказ.
– У кого остались трудности? Как будете действовать?
– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.
Презентация.
Домашнее задание.
– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.
Список литературы:
- Сборник рабочих программ «Перспектива».
- Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…».
- Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».
- Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
- Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.