Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
План-конспект открытого урока по литературному чтению
(развитие критического мышления)
2 класс УМК «Школа России»
Составитель:
учитель начальных классов
Делида Л.Н
2021 г
Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.
Цели урока: | образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки; развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения. |
Планируемые результаты: | Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное чтение, определение темы, сюжета, образы героев, главная мысль произведения. Метапредметные: 1 регулятивные УУД: определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка. 2.Познавательные УУД: осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное. 3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание . Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя. |
Ход урока
-
Организационный момент.
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается
-
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Ребята, прочитайте высказывание хором.
Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)
А как вы объясните пушкинские слова?
-
Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
Лексическая работа.
Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)
Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Ложь— обман, неправда, вымысел.
Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.
Добрым молодцам— молодым людям.
Урок — это процесс передачи знаний.
Итак, сказка- это урок.
А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.
-
Работа над темой урока.
-Какие виды сказок вы знаете?
Сказки
О животных бытовые волшебные
Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.
А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)
Признаки сказки: (составление кластера)
Зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Нарушение запрета;
Троекратный повтор;
Борьба добра со злом;
Добро побеждает зло;
Концовка.
-
Физминутка «Мышки, внимание»
-
Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.
а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)
Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.
(работа с картинками)
б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)
Смелая Невоспитанная Невежливая Трусливая Гордая Хитрая Злая Любит брата | Добрая Упрямая Вежливая Заботливая Признает свои ошибки Любит брата |
в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».
-
Рефлексия.
— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?
— Сегодня на уроке я понял……………
-
Итог. Оценка урока. Самооценка.
-Почему произошло несчастье, кто виноват?
— Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Что ж, пришла пора прощаться,
Всех проводим в дом родной.
Обещаем повстречаться
С вами в сказке, но в другой.
-
Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.
Как разделить на части сказку «Гуси-лебеди» и озаглавить каждую часть?
6 ответов:
5
0
«Гуси-лебеди» — сказка для младших школьников, но и они уже должны уметь разделить сказку на части и дать название каждой части, например, это можно сделать вот так:
1.) Родители уходят на работу и оставляют детей одних.
2.) Старшая сестра убегает на улицу играть и оставляет маленького братца одного.
3.) Братца уносят на крыльях гуси-лебеди.
4.) Девочка бросается вслед за гусями-лебедями.
5.) Печка. Отказ от пирожка.
6.) Яблоня. Отказ от яблока.
7.) Речка. Отказ от молока.
8.) Ежик показывает путь.
9.) Избушка Бабы-Яги. Веретено.
10.) Разговор с мышкой. Побег. Гуси-лебеди бросаются в погоню.
11.) Удачное возвращение домой с братцем с помощью Речки, Яблони и Печки.
5
0
В сказке «Гуси -лебеди» рассказывается о сестре с братом, однажды гуси и лебеди унесли мальчика и его сестра отправилась на его поиски.
Во втором классе школы, сказку разбирают на эпизоды, каждый из которых необходимо озаглавить, слишком подробно это не стоит делать, требуется около 6 или 7 эпизодов , не надо больше.
Как пример можно сделать так:
1) Брат и сестра. Остаются дома одни.
2) Похищение брата. Аленушка отправляется на поиски.
3) Аленушка встречается с печкой, яблоней и молочной речкой.
4) Встреча с Бабой-Ягой.
5) Помощь яблони, печки и речки детям.
6) Дети добрались до дома.
Еще несколько вариантов, разбивки на эпизоды.
2
0
Сказка «Гуси-лебеди» очень интересная, в ней много волшебных предметов и персонажей.
Раздели сказку на части и придумаем название:
- Родители оставляют детей одних.
- Аленушка убегает играть с подружками и бросает Иванушку одного.
- Гуси-лебеди крадут Иванушку.
- Аленушка отправляется на поиски братца.
- Волшебная печка и предложение отведать пирожок.
- Яблонька и предложение скушать яблочко.
- Река с кисельно-молочными берегами.
- Подсказка от ежика.
- Избушка Бабы-Яги.
- Аленушка и братец убегают.
- Погоня.
- Печка, яблонька и река помогают брату и сестричке.
- Аленушка и Иванушка вернулись домой.
Сказка нас учит быть храбрыми и не бояться никаких трудностей.
2
0
Сказка «Гуси-лебеди» одна из любимейших сказок многих детей. В сказке интересный сюжет, а так же присутствует много волшебных предметов.
Разделить сказку на части можно так:
- Дети остаются одни.
- Сестра забывает про братца, заигравшись с подружками.
- Кража Иванушки.
- Сестра отправляется на поиски Иванушки.
- Встреча с волшебной печкой.
- Встреча с яблонькой.
- Алёнушка встречается с волшебной рекой.
- Помощь ёжика.
- Баба-Яга и веретено.
- Побег сестрицы с братом.
- Помощь реки, яблоньки и печки детям.
- Счастливое возвращение детей домой.
Сказка учит доброте, взаимовыручке, смелости. Никогда не отступать перед трудностями, добиваться своего.
2
0
Конечно все знают сюжет этой русской народной сказки и собственно не составит большого труда разделить текст на части, ведь в произведении очень четко прослеживаются отдельные моменты. Я предлагаю так назвать части этой сказки:
- Девочка забывает наказ родителей присматривать за братом.
- Брата забирают гуси-лебеди.
- Сестра бежит искать брата.
- Девочка отказывается кушать пироги из печи.
- Яблоня не показывает дорогу.
- Девочка не хочет попробовать киселя с молоком.
- Избушка на курьих ножках.
- Встреча с Бабой Ягой.
- Баба Яга поручает девочке прясти кудель.
- Мышка советует девочке бежать с братом.
- Погоня гусей за детьми.
- Речка помогает детям спрятаться.
- Яблоня прикрывает сестру с братом своими ветвями.
- Детей прячет печь.
- Гуси -лебеди возвращаются к Бабе Яге ни с чем.
- Дети возвращаются домой.
1
0
Сказка гуси-лебеди — это волшебная сказка, где героям помогают различные предметы, наделённые волшебными свойствами.
Сказку можно разделить на части таким образом:
- Сестра Аленушка и братец Иван&ушка остались дома одни без родителей.
- Аленушка заигралась с подружками, а братца унесли гуси-лебеди.
- Пошла она на поиски братца.
- Встретилась Аленушке волшебная печка с пирожками.
- Яблоня предложила ей яблочек, но она торопилась найти брата.
- Молочная река с кисельными берегами предложила Аленушке угоститься.
- Добралась девочка до бабы яги и нашла своего братца.
- Вызволить Иванушку помог сестре ёжик.
- Побежали брат с сестрой домой, а гуси-лебеди за ними гонятся.
- Речка, яблонька, печка помогают детям скрыться от погони.
- Дети добрались домой.
Читайте также
Сказка довольно интересна и необычна тем, что на пути к бабе-яге девочка отказывалась от угощения и печки и яблони и речки, то есть вела себя не вежливо с волшебными предметами, что должно было бы ей аукнуться, когда пришла нужда, но не аукнулось. Уже в доме у бабы-яги девочка поступила правильно — накормила мышку и та помогла ей, потом она поела киселя, яблок и пирожков и речка, яблоня и печь помогли ей — спрятали от гусей-лебедей. Следовательно основной урок сказки делай людям добро и оно вернется к тебе в трудную минуту. Помоги кому-нибудь и он поможет тебе в ответ. Любой добрый поступок не пропадет незамеченным, а будет вознагражден. Кроме того, все неприятности случились по легкомыслию девочки, которая забыла наставления родителей и ушла со двора. Так что второй урок — слушайтесь маму и папу и все будет с вами в порядке. Наконец третий урок сказки, который сложно заметить — если что-то натворил, постарайся исправить это до прихода родителей и тогда никто ни о чем не узнает и тебя не накажут.
У этой сказки несколько интерпретаций. Сестрицу зовут то Олюшка, то Маша, но в каждом варианте из них повторяется основной сюжет: девочка побежала искать брата, по пути ей встретились яблоня, речка и печка.
Сначала она пренебрегла их просьбами, а на обратном пути, когда нужно было спрятаться от гусей-лебедей, просьбы выполнила.
И за это они помогли девочке. Вот эти печка, речка и яблоня и есть те самые волшебные предметы. Хотя речку и яблоню нельзя назвать одушевленными предметами. Однако они точно волшебные: говорят, предлагают помощь.
Помощь у них не такая уж сказочная и неправдоподобная: они просто могут скрыть девочку и ее братца под своими ветвями, в устьице печки, в рукаве реки. В некоторых сказках девочке помогает еще и ежик, а у Бабы-яги то мышка, а то сестрица выпутывается сама, обманув дочку Бабы-яги.
Сказка «Гуси-Лебеди», как и все сказки имеет свою поучительную сторону. Так, если вкратце, то сестра не уследила за своим младшим братиком, которого унесли гуси-лебеди, при чем они должны были доставить мальчика к Бабе-Яге. Но сестрица сумела его вызволить, правда пройдя ряд испытаний. Так что изначально нужно было слушаться своих родителей, тогда таких бы проблем и не возникло.
Итак, для того чтобы нарисовать сказку «Гуси-Лебеди» можно изобразить сцену, в которой мальчика похищают:
Также можно нарисовать и самих главных героев:
Либо нарисуйте испытания, которые проходила девочка, например, как она трясла яблоню, чтобы ее ветви освободились от яблок:
Или как она пекла пирожки в печке:
Еще можно нарисовать избушку на курьих ножках, Бабу Ягу, от которой убегают дети:
Также не стоит забывать и о финальной сцене, когда дети встретились с родителями, получили от них гостинцы. В общем все были счастливы:
К сказке «Гуси-лебеди» (в обработке Афанасьева) можно составить такие вопросы по её содержанию:
1). Почему дети оказались одни дома?
2). Какой наказ дали взрослые дочери?
3). Почему девочка не справилась с поручением?
4). Какую ошибку совершила девочка и к чему она привела?
5). Кем был похищен братик?
6). Как девочка догадалась, что гуси-лебеди похитили братика?
7). Кто встретился девочке и почему она не получила помощь?
8). Почему ежик помог девочке?
9). Что делал мальчик в избе Бабы-Яги?
10). Каким образом сестричке удалось вывести братца?
11). Кого отправила Баба-Яга в погоню за детьми?
12). Почему яблоня, печка и речка помогли детям укрыться?
13). Сколько в сказке чудесных помощников?
14). Почему мальчика смогли похитить слуги Яги?
15). Нужно ли слушаться родителей? Почему?
16). Можно ли утверждать, что добро одержало победу над злом?
17). Почему нужно быть добрыми, отзывчивыми и благодарными людьми?
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
Сказка «Гуси-лебеди» (2-й урок)
Цели урока |
|
Задачи урока |
Формируемые УУД Познавательные универсальные учебные действия: Коммуникативные универсальные учебные действия: Регулятивные универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия: Оборудование: 1. Детские рисунки к сказке «Гуси-лебеди» 2. Сюжетные иллюстрации к сказке «Гуси — лебеди» ХОД УРОКА 2. Речевая разминка Прочитайте скороговорку 3 раза — медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки. Три сестрицы тараторки Тараторили на горке. Съел молодец Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом. 3. Повторное чтение сказки (учитель + сильные ученики). Составление плана сказки |
— На сколько частей можно разделить сказку? (На 4 части)
— Давайте прочитаем и озаглавим каждую часть.
План:
-
Потеря брата.
-
Поиск.
-
В избушке у Бабы – Яги.
-
Возвращение домой.
Работа над содержанием.
ЧАСТЬ 1.
— Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
— Могло ли это не случиться?
— Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.
ЧАСТЬ 2.
— Где происходит действие? (в чистом поле)
— «Чистое поле» — это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)
— «Темный лес» — это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?
— Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди?
— Что повстречалось девочке в начале пути?
— Почему печка не помогла девочке?
— Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
— Что повстречалось девочке после печки?
— Почему яблонь не помогла девочке?
— Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
— Что повстречалось девочке после яблони?
— Почему речка не помогла девочке?
— Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
— Кого повстречала девочка?
— Почему еж помог девочке?
— Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
ЧАСТЬ 3.
— Где нашла девочка своего братца? — Страшно ли было девочке?
— Почему девочка пересилила свой страх?
— Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
ЧАСТЬ 4.
— Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
— Как она обращалась к ним?
— Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.
4. Физминутка
Сейчас у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Анализ героев сказки.
Учитель: Я сейчас буду читать, какая девочка в первой части. Если высчитаете, что да- хлопаете в ладоши, если нет- мотаете головой
-
Смелая
-
Невоспитанная
-
Невежливая
-
Трусливая
-
Гордая
-
Хитрая
-
Злая
-
Любит брата
Учитель: А во второй части какая она? Хлопайте в ладоши
-
Добрая
-
Упрямая
-
Вежливая
-
Заботливая
-
Признает свои ошибки
-
Любит брата
6.Игра «Собери сказку».
Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы умеете ориентироваться в сказке.
-Восстанови последовательность событий в сказке по предложениям.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
Налетели гуси — лебеди, подхватили мальчика.
7.Выборочное чтение.
Учитель: Ребята найдите в тексте сказки предложения, которые подтверждают сюжет картинки.
8. Заключительная беседа.
— Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
9. Итог урока.
Учитель: Что было интересным на уроке?
10. Рефлексия
Учитель: Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.
-Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
-У каждого есть 3 яблока (оранжевое, желтое, зеленое).
– Если вы считаете, что на уроке вы себя проявили, хорошо работали, разобрались в особенностях сказок – прикрепите оранжевое яблоко.
– Если не все удалось, были проблемы – желтое.
– Если было сложно, возникали трудности – зеленое, надо еще поработать.
11. Домашнее задание.
С.48-53, пересказ
Учитель: В конце нашей встречи мне очень хочется прочитать вам такие строчки :
«Гуси-лебеди, гуси белые
Что же в сказке вы гуси наделали?
Вы зачем малых деток уносите
И за что прощенья просите?
Бабке-ёжке зачем помогаете
У нее на посылках летаете?
Лучше станьте гусями домашними
И живите у Ванечки с Машею»
Конспект урока по литературному чтению, проведенного во 2Б классе на тему: сказка «Гуси-лебеди»
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)
– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…
-
Снежная буря (Вьюга)
-
Глаз (Око)
-
Неправда (Ложь)
-
Временное легкое жилище (Шалаш)
-
Непоседа (Егоза)
-
Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
-
Потоп (Наводнение)
-
Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
-
Пища (Еда)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
4. Изучение нового материала.
Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.
-
Кликать – громко звать;
-
Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
-
Веретено – используется для прядения
-
Устьице – выходное отверстие у печи.
2. Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у сестрицы?
– Был ли у неё план спасения братца?
– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске? Почему?
– Почему она не стала ничего кушать?
– Где она нашла своего братца?
– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
– Кто потом помогал им добраться до дома?
– Удалось ли им вернуться домой?
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?(4)
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
На доске появляется запись:
-
Потеря брата.
-
Поиск.
-
В избушке у Бабы Яги.
-
Возвращение домой.
Работа по содержанию сказки
ЧАСТЬ 1.
— Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
— Могло ли это не случиться?
— Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.
ЧАСТЬ 2.
— Где происходит действие? (в чистом поле)
— «Чистое поле» — это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)
— «Темный лес» — это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?
— Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди?
— Что повстречалось девочке в начале пути?
— Почему печка не помогла девочке?
— Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
— Что повстречалось девочке после печки?
— Почему яблонь не помогла девочке?
— Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
— Что повстречалось девочке после яблони?
— Почему речка не помогла девочке?
— Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
— Кого повстречала девочка?
— Почему еж помог девочке?
— Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
ЧАСТЬ 3.
— Где нашла девочка своего братца? — Страшно ли было девочке?
— Почему девочка пересилила свой страх?
— Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
ЧАСТЬ 4.
— Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
— Как она обращалась к ним?
— Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.
5. Физкультминутка.
– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
6. Закрепление нового материала.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
Налетели гуси — лебеди, подхватили мальчика.
7. Заключительная беседа.
— Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
8. Итог урока.
Учитель: Что было интересным на уроке? Работа над смыслом сказки.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Чему учит нас сказка?( Сказка учит слушать родителей!)
Кто из героев сказки тебе понравился? Почему?
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Какой троекратный повтор есть в сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
9. Домашнее задание.
Пересказ сказки по плану
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.