Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
I. Мотивационный этап 1.Организационный
момент
II.Актуализация знаний
2.1.
Речевая разминка
2.2.
Проверка домашнего задания
III. Самоопределение к деятельности
3.1.
Определение темы урока
3.2. Целеполагание
IV. Работа по теме урока
V. Закрепление знаний
VI. Подведение итогов урока
VII.Рефлексия
-Здравствуйте,
ребята!
Садитесь,
пожалуйста. Начинаем урок литературного чтения.
Я желаю
вам успешной работы и отличного настроения.
На
доске текст:
За
лесами, за горами,
За
широкими полями,
Не
на небе – на земле
Жил
старик в одном селе.
У
старинушки три сына:
Старший
умный был детина,
Средний
сын и так и сяк,
Младший
вовсе был дурак.
—
Прочитайте. Откуда эти строки?
—
Прочитайте, начиная читать шёпотом, затем усиливая голос.
—
Подумайте, какие слова в каждой строке вы выделили бы голосом. Какие слова
нужно произнести протяжно?
—
Прочитайте отрывок выразительно.
—
Разминка поможет вам на уроке читать интересно, выразительно, правильно.
—
Ребята, а с какой сказкой вы знакомились на прошлом уроке? ( сказка « Белая
уточка»)
—
Назовите автора сказки.
—
Давайте послушаем подготовленные вами отрывки и оценим выразительность
чтения.
Учитель
корректирует ответы детей, анализирующих чтение.
-Сегодня
мы продолжаем работу над этой сказкой.
-Ребята,
а вы умеете пересказывать произведения?
— Какие
виды пересказа вы уже умеете выполнять?
— Хотелось
ли бы вам пересказать нашу сказку от лица разных героев?
—
Догадались, чему мы сегодня на уроке уделим время?
—
Назовите тему урока.
(Пересказ)
— Тема
нашего урока: Русская сказка «Белая уточка» Пересказ.
-Какую
цель мы поставим перед собой?
— А как
вы думаете, что нужно сделать, чтобы хорошо пересказать сказку?
—
Давайте подумаем, от имени каких героев можно рассказать эту историю…
— Чтобы
ничего не перепутать, не упустить, назовём основные пункты плана.
— План
сказки мы оформим в картинках. На слайдах в случайном порядке изображены
основные эпизоды сказки.
—
Расставьте картинки по порядку. Картинный план вам поможет при пересказе.
— В чём
особенность пересказа сказки не от имени автора, от имени героев?
—
Подготовьтесь пересказать сказку от имени: молодой княгини, князя, ведьмы
(задание по рядам)
— В
парах обсудите начало пересказа, подумайте, какие моменты сказки вы должны
пропустить, т.к. ваш герой в этом отрывке отсутствовал
— Мы
готовы послушать ваши творческие пересказы.
Во
время пересказа учитель сменяет на экране слайды по плану
Молодцы!
С главной задачей урока справились!
—
Ребята, а вы помните, какие бывают сказки? Перечислите их виды.
К
какому виду сказки мы отнесем нашу? (Волшебная) Почему?
— Есть
ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как :
·
присказка
·
троекратные
повторы
·
чудесные превращения
·
невероятные
события
·
сказочные
помощники?
—
Докажите.
Ребята,
лучше мы стали разбираться в содержании сказки.
— Теперь
можем ответить на вопрос: « В чем смысл сказки?»
·
добро
победило зло
·
сказка о
непослушании
·
хорошо,
когда много друзей
— Над какой
сказкой мы работали с вами?
— К
какому виду сказок она относится?
—
Назовите положительных и отрицательных героев
Посмотрите,
как много положительных героев. Так и в жизни бывает. Хороших людей всегда
больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.
— Что
нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что
получалось хорошо?
— Чему
ещё надо поучиться?
Приветствуют
учителя.
Организуют
свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на парте.
Отвечают
на вопрос, тренируются читать выразительно, меняя интонацию, силу голоса,
скорость чтения
Желающие
дети читают подготовленные отрывки. Остальные дети анализируют и оценивают
чтение одноклассников
Дети
отвечают на вопросы
Дети
пытаются сформулировать цель урока.
Ребята
предлагают свои идеи, называют героев сказки.
С
помощью учителя составляют план сказки
Называют
последовательность расположения слайдов
Рассуждают,
называют особенности
Работа
в парах: 1 ряд – от имени княгини, 2 ряд – от имени князя, 3 ряд – от имени
ведьмы
Пересказ
от имени героя (1 ученик из каждого ряда) с опорой на картинный план
Называют
виды сказок, рассуждая, определяют вид прочитанной сказки
Дети
работают с текстом, находят признаки волшебной сказки
Дети
отвечают на вопрос
Делают
анализ проделанной работы.
Коммуникативные
УУД:
установление
дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность.
Личностные
УУД:
развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Коммуникативные
УУД:
использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач
Регулятивные УУД:
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой
учебной задачей;
Регулятивные
УУД:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух
возможный план её решения; определять систему вопросов, на которые предстоит
ответить при изучении раздела.
Коммуникативные
УУД:
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Регулятивные
УУД:
ориентироваться в
учебнике по литературному чтению; находить нужный эпизод в содержании текста
Личностные УУД:
развитие навыков умения самостоятельно анализировать поступки героев
произведения; делать свой нравственный выбор;
формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях (поступок, вера слову, благородство, сила духа, добро и
зло, любовь);
Личностные
УУД:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Познавательные
УУД:
формирование умений
извлекать информацию при помощи рисунков, иллюстраций,
умение рассказывать
по иллюстрации; обогащение словарного запаса.
умение раскрывать художественные образы и понимать авторскую идею;
Коммуникативные
УУД:
умение работать в
паре или группе; готовность слушать собеседника и вести диалог
Личностные
УУД:
развитие внимания, памяти, творческих способностей
Регулятивные
УУД:
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 74 Опубликовано
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика
- Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
- Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
- Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.
План пересказа сказки «Гуси-лебеди»
- Наказ родителей
- Забывчивость девочки
- Гуси-похитители
- Погоня и Печка
- Погоня и Яблоня
- Погоня и Речка
- Еж
- Домик бабы-Яги
- Обратный путь.
- Возвращение.
Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений
- Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
- Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
- Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
- Путь ей указывает Еж.
- Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
- Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.
Главная мысль сказки «Гуси-лебеди» Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.Чему учит сказка «Гуси-лебеди» Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Гуси-лебеди» Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.Пословицы к сказке «Гуси-лебеди» Нужда научит калачи есть. Не дорого начало, похвален конец. Глаза боятся, а руки делают.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди» Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок. Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила. Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него. Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась. Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко. Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели. Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась. А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня. Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка. Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»
«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.
Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника
ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич
Название: «Гуси-лебеди»
Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1855-1863 гг.
Главные герои
Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.
Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.
Сюжет
Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.
Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.
Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.
Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.
Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.
Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.
План пересказа
- Родительский наказ.
- Забывчивость девочки.
- Похищение братца.
- Девочка отправляется к Бабе-Яге.
- Девочка находит братца и бежит домой.
- Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.
Чему учит
Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.
Отзыв
Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.
Пословицы
- Нужда научит калачи есть.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Глаза боятся, а руки делают.
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Народ русский
Год написания: неизвестно
Жанр произведения: сказка
Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.
Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.
Сюжет
Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда — булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси — лебеди тут как тут — похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси — лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.
Вывод (мое мнение)
Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.
Добавить в избранное
Очень кратко:Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.
Глава 1
Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.
У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.
Продолжение после рекламы:
Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.
…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.
Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.
С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.
Глава 2
После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспечатанные письма и снял со стены Танин портрет.
Затем Марьянов вернулся в полуразрушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.
Брифли существует благодаря рекламе:
Глава 3
До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.
Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.
Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.
Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.
Глава 4
Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.
Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.
Продолжение после рекламы:
Глава 5
В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.
Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.
С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.
Глава 6
Лесничий, конечно, добил птицу и сделал два чучела. Тракторист верил, что «лебеди не живут друг без друга». Сторож считал, что это неправда — «люди и те живут после гибели любимого человека, а то — вольная птица». Но и у людей любовь тоже разная бывает.
…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…
И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.
Брифли существует благодаря рекламе:
Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.
У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.
После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.
Марьянов слушал со слезами на глазах, смотрел на звёздное небо, «и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом».
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Читайте также
Автор: Народ русский
Год написания: неизвестно
Жанр произведения: сказка
Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.
Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.
Сказка Гуси-лебеди краткое содержание
Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.
Сказка Гуси-лебеди скачать:
Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу
«Гуси лебеди» краткое содержание сказки
Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.
По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.
Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.
Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.
А девочка ничего им не рассказала.И братца никогда одного не оставляла.
Главные герои
Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.
Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.
Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:
Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.
Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.
Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.
И они вернулись домой как раз к приходу родителей.
План произведения для пересказа:
1. Поручение родителей
2. Брат без присмотра
3. Кража
4. Поиски брата
5. Побег
6. Дома
План пересказа
- Родительский наказ.
- Забывчивость девочки.
- Похищение братца.
- Девочка отправляется к Бабе-Яге.
- Девочка находит братца и бежит домой.
- Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
- Возвращение домой.
Синквейн:
Девочка.
Смелая, целеустремленная.
Не уследила, отыскала, спасла.
Осознала важность дружеской поддержки.
Взаимопомощь.
Отзыв
Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.
Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:
Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.
Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.
Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.
Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.
Пословицы к произведению:
Ищешь помощи — сам помогай.
Кто заварил, тот и расхлебывает.
Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Оставить 6 человек (а).
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:
- https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (7%)
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 862 (18%)
- https://kratkoe.com/gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1505 (32%)
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 494 (10%)
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/russkaia-narodnaia-skazka-gusi-lebedi: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1474 (31%)
- https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazka-gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 60 (1%)
Поделитесь в соц.сетях: | Оцените статью: |
Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_7.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html
- https://briefly.ru/vorobiev/gusi_lebedi/
- https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html
1. Программа: «Школа России» — учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года.
2. Учебник: Литературное чтение .2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. –М.: Просвещение, 2017г.
№п/п
Название раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Вводный урок по курсу литературного чтения
1
1
Введение. Знакомство с учебником.
1
Самое великое чудо на свете
4
2
1
Самое великое чудо на свете
1
3
2
Библиотеки.
1
4
3
Книги
1
6
4
Напутствие читателю Р. Сефа
1
Устное народное творчество
15
6
1
Устное народное творчество
1
7
2
Русские народные песни
1
8
3
Русские народные потешки и прибаутки
1
9
4
Скороговорки, считалки, небылицы
1
10
5
Загадки, пословицы, поговорки
1
11
6
Сказки. Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт»
1
12
7
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
1
13
8
Сказка «У страха глаза велики»
1
14
9
Сказка «Лиса и тетерев»
1
15
10
Сказка «Лиса и журавль»
1
16
11
Сказка «Каша из топора»
1
17
12
Сказка «Гуси-лебеди»
18
13
Сказка «Гуси-лебеди». Продолжение
1
19
14
Викторина по сказкам. Разноцветные страницы
1
20
15
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество»
1
Люблю природу русскую. Осень
8
21
1
Люблю природу русскую. Осень
1
22
2
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
1
23
3
К. Бальмонд «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень
наступила»
1
24
4
А. Фет «Ласточки пропали…»
1
25
5
«Осенние листья» – тема для поэтов
1
26
6
В. Берестов «Хитрые грибы»
1
27
7
М. Пришвин. «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом»
1
28
8
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
1
Русские писатели
14
29
1
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
1
30
2
Стихи А. Пушкина
1
31
3
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки
1
32
4
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
33
5
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжение
1
34
6
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»
1
35
7
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
1
36
8
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
1
37
9
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
1
38
10
Л. Толстой «Филипок»
1
39
11
Л. Толстой «Филипок». Продолжение
1
40
12
Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»
1
41
13
Весёлые стихи
1
42
14
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели»
1
О братьях наших меньших
12
43
1
Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится»
1
44
2
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака»
1
45
3
В. Берестов «Кошкин щенок»
1
46
4
Домашние животные
1
47
5
М. Пришвин. «Ребята и утята»
1
48
6
М. Пришвин. «Ребята и утята». Продолжение
1
49
7
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1
50
8
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Продолжение
1
51
9
Б. Житков «Храбрый утёнок»
1
52
10
В. Бианки «Музыкант»
1
53
11
В. Бианки «Сова»
1
54
12
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
1
Из детских журналов
9
55
1
Из детских журналов
1
56
2
Д. Хармс «Игра»
1
57
3
Д. Хармс «Вы знаете?»
1
58
4
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
1
59
5
Д. Хармс «Что это было?» Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
1
60
6
Ю. Владимиров «Чудаки»
1
61
7
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадки»
1
62
8
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов»
1
63
9
Проект «Мой любимый детский журнал»
1
Люблю природу русскую. Зима
9
64
1
Зимние загадки.
1
65
2
Стихи о первом снеге И.Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, С. Дрожжина
1
66
3
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
1
67
4
С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»
1
68
5
Сказка «Два Мороза»
1
69
6
С. Михалков «Новогодняя быль»
1
70
7
С. Михалков «Новогодняя быль». Продолжение
1
71
8
Весёлые стихи о зиме А. Барто «Дело было в январе», А. Прокофьева «Как на горке, на горе…»
1
72
9
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима»
1
Писатели — детям
17
73
1
Писатели — детям
1
74
2
КЧуковский «Путаница»
1
75
3
К. Чуковский «Радость»
1
76
4
К. Чуковский «Федорино горе»
1
77
5
К. Чуковский «Федорино горе». Продолжение
1
78
6
С. Маршак «Кот и лодыри»
1
79
7
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
1
80
8
С. Михалков «Мой щенок»
1
81
9
А. Барто «Верёвочка»
1
82
10
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»
1
83
11
А. Барто «Вовка – добрая душа»
1
84
12
Н. Носов «Затейники»
1
85
13
Н. Носов «Живая шляпа»
1
86
14
Н. Носов «Живая шляпа». Продолжение
1
87
15
Н. Носов «На горке»
1
88
16
Н. Носов «На горке». Продолжение
1
89
17
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели – детям»
1
Я и мои друзья
10
90
1
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах В. Берестова, Э. Мошковой, В. Лунина.
1
91
2
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
1
92
3
Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Продолжение
1
93
4
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
1
94
5
В. Осеева «Волшебное слово»
1
95
6
В. Осеева «Волшебное слово». Продолжение
1
96
7
В. Осеева «Хорошее»
1
97
8
В. Осеева «Почему?»
1
98
9
В. Осеева «Почему?». Продолжение
1
99
10
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья»
1
Люблю природу русскую. Весна
9
100
1
Люблю природу русскую. Весна.
1
101
2
Стихи Ф. Тютчева о весне
1
102
3
Стихи А. Плещеева о весне
1
103
4
А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот»
1
104
5
И. Бунин «Матери»
1
105
6
А. Плещеев «В бурю»
1
106
7
Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел»
1
107
8
С.Васильев «Белая берёза».
1
108
9
Проверим и оценим свои достижения по разделу « Люблю природу русскую. Весна»
1
И в шутку и всерьёз
14
109
1
И в шутку и всерьёз
1
110
2
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего»
1
111
3
Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха»
1
112
4
Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха». Продолжение
1
113
5
Э. Успенский «Чебурашка»
1
114
6
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»
1
115
7
Стихи Э. Успенского
1
116
8
Стихи В. Берестова
1
117
9
Стихи И. Токмаковой
1
118
10
Г. Остер «Будем знакомы»
1
119
11
Г. Остер «Будем знакомы». Продолжение
1
120
12
В Драгунский «Тайное становится явным»
1
121
13
В Драгунский «Тайное становится явным». Продолжение
1
122
14
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и всерьёз»
1
Литература зарубежных стран
12
123
1
Литература зарубежных стран.
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»
1
124
2
Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»
1
125
3
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»
1
126
4
Ш. Перро «Кот в сапогах»
1
127
5
Ш. Перо «Кот в сапогах». Продолжение
1
128
6
Проект «Мой любимый писатель –сказочник»
1
129
7
Ш. Перро «Красная Шапочка»
1
130
8
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
1
131
9
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Продолжение
1
132
10
Итоговая комплексная контрольная работа
1
133
11
Э. Хогарт «Мафин и паук»
1
134
12
Э. Хогарт «Мафин и паук». Продолжение
1
135
13
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран»
1
136
14
КВН «Цветик-семицветик»
1