План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Урок 8. иван - крестьянский сын и чудо-юдо. образ главного героя. герои сказки цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки,

Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

Цели деятельности учителя:

учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать

жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;
уметь

отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные

: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные

: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные

: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные

: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I

. Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос:

Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения.
(«Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание:

Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос:

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос:

Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос:

А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя

.)

3. Какие словосочетания замедляют действие?
(«Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов.
(Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

В каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя земля и в горсти мила.

Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси — есть и ерши.

В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание:

чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц. Поутру встал он и приказал клич кликать: кто этот сон рассудит и коня того достанет, за того свою дочь отдам и половину царства в придачу. Собралось на царский клич множество князей, бояр и всяких господ; думали-думали — никто не может сна растолковать, никто не берется коня достать.

Наконец доложили царю, что у нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперед, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моем дворе был привязан конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц». — «Это не сон, а быль; потому что в прошлую ночь на этом коне приезжал к тебе двенадцатиглавый змей и хотел царевну украсть». — «А можно ли достать этого коня?» Иван отвечает: «Можно — только тогда, как минет мне пятнадцать лет». В то время было Ивану только двенадцать годочков; царь взял его во дворец, кормил и поил до пятнадцати.

Вот как минуло Ивану пятнадцать лет, сказал он царю: «Давай, государь, мне коня, на котором можно б доехать до того места, где змей находится». Царь повел его в конюшни и показал всех своих лошадей; только он не мог ни одной выбрать по своей силе и тяжести: как наложит на которую лошадь свою богатырскую руку, та и упадет. И сказал он царю: «Пусти меня в чистое поле поискать себе под силу коня». Царь его отпустил.

Иван крестьянский сын три года искал, нигде не мог сыскать. Идет со слезами обратно к царю. Попадается ему навстречу старичок и спрашивает: «Что ты, парень, плачешь?» Он ему на спрос грубо отвечал, просто-напросто от себя прогнал; старик молвил: «Смотри, малый, не помяни меня». Иван немного отошел от старика, подумал сам с собою: «За что я старика обидел? Стары люди много знают». Воротился, догнал старика, упал ему в ноги и сказал: «Дедушка, прости меня, со кручины тебя обидел. Я плачу вот о чем: три года ходил я по́ полю по разным табунам — нигде не мог сыскать по себе коня». Старик отвечает: «Поди в такое-то село, там у мужичка на конюшне стоит кобыла, а от той кобылы народился паршивый жеребенок; ты возьми его и выкорми: он тебе будет под силу». Иван поклонился старику и пошел в село.

Приходит к мужику прямо в конюшню, увидал кобылу с паршивым жеребенком и наложил на того жеребенка руку. Жеребенок не прогнулся; он взял его у крестьянина, покормил несколько времени, приехал к царю и рассказал ему, как добыл себе коня. Потом стал собираться в гости к змею. Царь спросил: «Сколько тебе, Иван крестьянский сын, надобно силы?» Отвечает Иван: «На что мне твоя сила? Я один могу достать; разве только для посылок дай человек шесть». Дал ему царь шесть человек; вот они собрались и поехали.

Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес. В том лесу раскинули они шатер, достали разных напитков, начали пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын говорит товарищам: «Давайте, ребята, каждую ночь поочередно караулить: не будет ли кто проезжать через эту реку?» И случилось так: кто ни пойдет из его товарищей караул держать, всякий напьется с вечера пьян и ничего не видит.

Наконец пошел караулить Иван крестьянский сын; смотрит: в самую полночь едет через реку змей о трех головах и подает голос: «Нет мне ни спорщика, ни наговорщика; есть разве один спорщик и наговорщик — Иван крестьянский сын, да и того ворон в пузыре костей не заносил!» Иван крестьянский сын из-под моста выскочил: «Врешь ты! Я здесь». — «А если здесь, то давай поспорим». И выехал змей против Ивана на коне, а Иван выступил пеший, размахнулся своей саблею и срубил змею все три головы, а коня себе взял и привязал у шатра.

На другую ночь Иван крестьянский сын убил шестиглавого змея, на третью ночь — девятиглавого и побросал их в огненную реку. А как пошел караулить на четвертую ночь, то приехал к нему двенадцатиглавый змей и стал говорить гневно: «Кто таков Иван крестьянский сын? Сейчас выходи ко мне! Зачем побил моих сыновей?» Иван крестьянский сын выступил и сказал: «Позволь мне наперед сходить к своему шатру; а после сражаться будем», — «Хорошо, ступай!» Иван побежал к товарищам: «Ну, ребята, вот вам таз, смотрите в него; когда он полон нальется крови, приезжайте ко мне». Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушел; во второй раз разошлись — Иван три головы срубил, а сам по́ пояс в землю ушел; в третий раз разошлись — еще три головы отсек, сам по грудь ушел; наконец одну срубил — по шейку ушел. Тогда только вспомянули про него товарищи, посмотрели в таз и увидели, что кровь через край льется; прибежали и срубили у змея последнюю голову, а Ивана из земли вытащили. Иван крестьянский сын взял змеиного коня и увел к шатру.

Вот прошла ночь, настает утро; начали добрые молодцы пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын встал от веселья и сказал своим товарищам: «Вы, ребята, меня подождите!» — а сам оборотился котом, пошел по мосту через огненную реку, пришел в тот дом, где змеи жили, и стал дружиться с тамошними кошками. А в целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи; сидят они в горнице и говорят между собою: «Как бы нам злодея Ивана крестьянского сына сгубить?» Малая сноха говорит: «Куда б ни поехал Иван крестьянский сын, сделаю на пути голод, а сама оборочусь яблоней; как он съест яблочко, сейчас разорвет его!» Средняя сказала: «А я на пути их сделаю жажду и оборочусь колодцем; пусть попробует выпить!» Старшая сказала: «А я наведу сон, а сама сделаюсь кроватью; если Иван крестьянский сын ляжет, то сейчас помрет!» Наконец сама свекровь сказала: «А я разину пасть свою от земли до неба и всех их пожру!» Иван крестьянский сын выслушал все, что они говорили, вышел из горницы, оборотился человеком и пришел к своим товарищам: «Ну, ребята, собирайтесь в путь!»

Собрались, поехали в путь, и в первый раз на пути сделался ужасный голод, так что нечего было перекусить; видят они — стоит яблоня; товарищи Ивановы хотели нарвать яблок, но Иван не велел. «Это, — говорит, — не яблоня!» — и начал ее рубить; из яблони кровь пошла. Во второй раз напала на них жажда; Иван увидал колодец, не велел пить, начал его рубить — из колодца кровь потекла. В третий раз напал на них сон; стоит на дороге кровать, Иван и ее изрубил. Подъезжают они к пасти, разинутой от земли до неба; что делать? Вздумали с разлету через пасть скакать. Никто не мог перескочить; только перескочил один Иван крестьянский сын: вынес его из беды чудесный конь — что́ ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц.

Приехал он к одной реке; у той реки стоит избенка. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с пёрст, усы на семь верст и говорит ему: «Отдай мне коня; а коли не отдашь честью, то силой возьму!» Отвечает Иван: «Отойди от меня, покуда тебя конем не раздавил!» Мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сшиб его наземь, сел на коня и уехал. Входит Иван в избенку и сильно о коне тужит. В той избенке лежит на печи безногий-безрукий и говорит Ивану: «Послушай, добрый молодец — не знаю, как тебя по имени назвать; зачем ты связывался с ним бороться? Я не этакий был богатырь, как ты; да и то он у меня и руки и ноги отъел!» — «За что?» — «А за то, что я у него на столе хлеб поел!» Иван начал спрашивать, как бы назад коня достать? Говорит ему безногий-безрукий: «Ступай на такую-то реку, сними перевоз, три года перевози, ни с кого денег не бери; разве тогда достанешь!»

Иван крестьянский сын поклонился ему, пошел на реку, снял перевоз и целых три года перевозил безденежно. Однажды случилось ему перевозить трех старичков, они дают ему денег, он не берет. «Скажи, добрый молодец, почему ты денег не берешь?» Он отвечает: «По обещанию». — «По какому?» — «У меня ехидный человек коня отбил; так меня добрые люди научили, чтоб я перевоз снял да три года ни с кого денег не брал». Старички сказали: «Пожалуй, Иван крестьянский сын, мы готовы тебе услужить — твоего коня достать». — «Помогите, родимые!» Старички были не простые люди: это был Студенец, Обжора и колдун. Колдун вышел на́ берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите вы эту лодку?» — «Видим!» — «Садитесь в нее». Сели все четверо в эту лодку. Говорит колдун: «Ну, легкая лодочка, сослужи мне службу, как прежде служила».

Вдруг лодка поднялась по воздуху и мигом, словно стрела, из лука пущенная, привезла их к большой каменистой горе. У той горы дом стоит, а в доме живет сам с пёрст, а усы на семь верст. Послали старики Ивана коня спрашивать. Иван начал коня просить; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сказал ему: «Укради у царя дочь и привези ко мне, тогда отдам коня». Иван сказал про то своим товарищам, и тотчас они его оставили, а сами к царю отправились. Приезжают; царь узнал, зачем они приехали, и приказал слугам баню истопить, докрасна накалить: пусть де задохнутся! После попросил гостей в баню: они поблагодарили и пошли. Колдун велел наперед Студенцу идти. Студенец взошел в баню и прохладил; вот они вымылись, выпарились и пришли к царю. Царь приказал большой обед подавать; множество всяких яств на стол было подано. Обжора принялся и всё поел. Ночью собрались гости потихоньку, украли царевну, привезли к мужичку сам с пёрст, усы на семь верст; царевну ему отдавали, а коня выручали.

Иван крестьянский сын поклонился старичкам, сел на коня и поехал к царю. Ехал-ехал, остановился в чистом поле отдохнуть, разбил шатер и лег спать. Проснулся, хвать — подле него царевна лежит. Он обрадовался, начал ее спрашивать: «Как сюда угодила?» Царевна сказала: «Я оборотилась булавкою да в твой воротник воткнулась». В ту ж минуту оборотилась она опять булавкою; Иван крестьянский сын воткнул ее в воротник и поехал дальше. Приезжает к царю; царь увидал чудного коня, принимает доброго молодца с честью и рассказывает, как у него дочь украли. Иван говорит: «Не горюй, государь! Я ее назад привез». Вышел в другую комнату; царевна оборотилась красной девицей. Иван взял ее за руку и привел к царю. Царь еще больше возрадовался, взял себе коня, а дочь отдал замуж за Ивана крестьянского сына. Иван и поныне живет с молодой женою.

У русского народа много сказок, одна из них — Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага — главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • На даний час на Землі проживає приблизно сім мільярдів людей. Вони вчаться, працюють, дружать. Але часто можна почути таке словосполучення як «справжня людина». Що ж означає цей вислів?

  • Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников

    Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина.

  • Анализ повести Платонова Сокровенный человек

    Произведение относится к художественной прозе писателя, посвященной событиям, происходящим в период революции и гражданской войны, раскрывающих образы простых русских людей.

Русские народные сказки — это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет — к ним относится в том числе и сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой — младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае — «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана — крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана — крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

2064875

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Разделы:


Литература

Цель:
через анализ образа главного героя
воспитывать чувство патриотизма, высокие
нравственные устои и эстетические ценности
учащихся.

  • Образовательная: вырабатывать умение
    перерабатывать текст с целью нахождения
    фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
    выделять важную информацию.
  • Развивающая: способствовать формированию
    коммуникативной и исследовательской
    компетентности пятиклассников, обогащать
    словарный запас учащихся, развивать умение
    овладевать художественными образами,
    выразительными свойствами языка.
  • Воспитательная: воспитывать чувство
    патриотизма, высоких нравственных устоев на
    примере главного героя Ивана – крестьянского
    сына.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: беседа с элементами
практической работы

Оборудование: компьютер,экран,
мультимедийный проектор, технологическая карта (приложение 2)
, учебник под ред.
В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

— “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем
лучше мы будем знать прошлое, темлегче, тем более
глубоко поймем великое значение творимогонами
настоящего”, — говорил М.Горький. (Слайд 1
)

Как вы, ребята, понимаете данное высказывание
писателя?

(Из фольклорных произведений мы узнаем о
событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о
том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем
боролись
)

Передаваясь из поколения в поколение, сказки
претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и
диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.

Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” —
сказка волшебная,но чем же она отличается от
других волшебных сказок?

Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот
вопрос.

Запишите тему урока в рабочие тетради. (Слайд
2
)

II. Анализ текста сказки

Понравилась ли вам сказка? Почему?

Кто из героев понравился больше? Почему?

Какое известие опечалило жителей некоторого
государства?

Кто из братьев собирается на защиту земли
русской в самом начале сказки? — Найдите этот
эпизод в сказке

(Старшие братья (стр. 29)“Не горюйте, батюшка и
матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться
насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать,
пусть с вами Иванушка
остается, молод онеще,
чтоб на бой идти”)

Только Иванушка не согласился с этим решением,
и старики не стали отговаривать, вот и
отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю
русскую защищать. Взяли братья мечи булатные,
взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых
коней и поехали. (Слайд 3
)

Ехали они, ехали и приехали в какую-то
деревню.Какая картина представилась братьям?

(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души
нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится)

Как старушка отреагировала на решение братьев
сражаться со злодеем?

(За дело взялись.Значит, не напрасно покинули
они землю родную))

Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту.
Что же это за мост такой?

(Сообщение заранее подготовленного учащегося
)
(Слайд 4
)

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
разделяющей мир живых
и мир мёртвых
. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым
Змеем
. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи,
богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в
лице различных змеев).

Существует множество былин и легенд, по сюжету
которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем,
что является олицетворением битвы добра и зла.

Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое
решение принимают?

Кто оказывается самым организованным?

(Самым бдительным оказывается Иван.“Ну,
братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко
всему прислушиваться да приглядываться”)

Можем ли мы говорить о том, что все братья
проявили себя здесь как настоящие защитники
Родины?

Как ведет себя в дозоре старший брат?

Как ведет средний брат?

Почему же Иван берет всю ответственность на
себя?

(Иван понялбесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)

Как проходят все бои? Как проявили себя братья
в дозоре?

Задание по группам:

Прочитайте, как описывается появление чуда о
шести, девяти, двенадцати головах

Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее.
Во время его появления воды на реке
заволновались, орлы раскричались, а в третий раз
– “сыра земля всколебалась, воды в реке
заволновались, буйны ветры завыли” (Слайд 5,6,7-
по ответам групп
)

Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Заполнение таблицы в технологической карте)

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет
решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и
упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями,
а просит их поддержать его во времятретьего боя.
Качество, которое проявил Иван, отправившись
утром к змеевым палатам, можно назвать
бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот
вооружен”, -гласит народная мудрость.)

(Слайд 8
)

Изображая нарастающую с каждым разом
опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно
,
это специальный прием, используя который, автор
показывает смелость, храбрость неустрашимость
Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение
к защитнику своей земли.

Значит, это не просто волшебная сказка, это
сказка с героическим содержанием

Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько
значений имеет это слово?

(Два значения:

  1. Герой – это действующее лицо, персонаж
    художественного произведения.
  2. Герой – человек, совершивший героический
    поступок”) (Слайд 9)

Проследите по тексту, как называют Ивана –
крестьянского сына в начале, в середине и в конце
сказки? (Слайд 10, часть1
)

(В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой, старушка в деревнеговорит братьям
“Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его
Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” —
уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже
на обращение по имени и отчеству (в старину
говорили – Иван Петров сын”) Обращение по имени
отчеству надо было заслужить. (Слайд 10, часть 2
)

А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны
такие помощники?

(И это художественный прием. С помощью такого
противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный

победитель. А ведь вначале братья не хотели брать
Ивана с собой. На самом же деле все наоборот:
братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.)

А как народ показывает нам врага? Почему
называет его не просто Змей Горыныч, а чудо-юдо
поганое)

(Он посягает на чужую землю, приносит горе и
страдание народу
)

Композиция сказки. Особенности.

Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три боя, три брата, три раза бросал
предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)

Какие словосочетания замедляют действие?

(долго ли коротко ли ехали) (Слайд 11)

Соедините слова в словосочетания.
(Работа
в тетради)

Эпитет – художественное определение,
которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета,
явления, события. (Слайд 12)

Эпитет, прочно закрепленный за одним предметом,
называется постоянным
(Слайд 13)

IV. Обощение

Чем заканчивается сказка?

(“А Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить
поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) (Слайд 14)

В чем необычность концовки сказки?

(В этих словах олицетворена мечта людей о
свободной, спокойной жизни, мирном труде.Иван –
простой человек, народный герой, патриот, имеющий
честь совесть, любящий свою Родину)

Как можно сформулировать мораль сказки?

(Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю,
туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа
остановить нельзя. В образе Ивана соединились
все лучшие силы русской земли, это и помогло
победить врага)

Игра “Собери пословицу” (Соединение частей
пословиц в технологической карте)

Соберите пословицы, с помощью которых можно
выразить основную мораль сказки.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
    (Слайд 16)

Игра “Интервью с литературным героем” (Слайд
17)

Если бы вам в реальной жизни пришлось
встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что
бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?

А чтобы он ответил на этот вопрос?

V. Домашнее задание
(Слайд 18)


  • Записать интервью с литературным героем сказки
    “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”.

Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.

                                 А.С.Пушкин

— И еще раз мы возвращаемся к
нашей сказке «Два Ивана солдатских сына». Потому что не выяснили мы с вами
самого главного. А что самое главное – поможет нам узнать эпиграф к нашему
уроку.

— Так о чем же нам намекает
сказка, какой урок наши далекие предки передают нам – на этот вопрос мы должны
будем ответить в конце урока, проведя анализ образного строя произведения,
охарактеризовав главных героев.

— А кто главные герои в этой
сказке? (два Ивана).

— Скажите, на основании чего вы
обычно судите о человеке?

— Вот и в художественном
произведении мы прежде всего анализируем, какие поступки совершает герой, как о
нем отзываются и что и как он сам говорит.

— Начнем с предыстории наших
героев. Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось
добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества
характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).

— О каких качествах братьев мы
узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения
коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со
старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

— Но более всего проявились
качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем
сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и
такой прием позволяет проследить за каждым).

— Значит,  тот путь, который выбирает каждый из них,
характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто
первый заговорил там, на перекрестке,  и
что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит
потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с
двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей).
Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)

— Вот мы с вами говорим – Иван
совершает поступки. А что такое «поступок»?

В словаре В.Даля дается такое
толкование этого слова: «Всякое дельное дело или действие человека». Что значит
«дельное»? (хорошее) И дальше у Даля: «Подвиг, деяние для исполнения
чего-либо».

— Итак, сразиться с
двенадцатиглавыми змеями ради освобождения города  — это поступок? Да! Выручить своего брата –
это поступок? Да! Перевести старого человека через дорогу или уступить ему
место в автобусе – это поступок? Да! А оскорбить своего друга или какого-либо
человека – это поступок? Нет! А что это? (подлость, низость и т.д.)

— Кто в сказке «Два Ивана
солдатских сына» совершает подлость, а не поступки? (водовоз). Вот почему он
ложный герой.

— Таким образом, основными
признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного,
являются его поступки.

— А что мы можем сказать о том,
как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими
противниками, дружески с друг другом)

— Можно ли по речи героев
сказать, какие они? Да.

— Есть ли прямая оценка братьев
в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является
постоянным для любой сказки).

— Так о чем же нам «намекает»
сказка, какой урок преподает? Свой ответ начните со слов: «Образами Иванов
солдатских сыновей народ подчеркивает свое представление об идеальном русском
герое: … (мужественном, смелом, умном, воспитанном, добром, проявляющем
уважение к окружающим, обладающем чувством справедливости, всегда приходящем на
выручку и не забывающем о дружбе). (Записываем ответ в тетради).

— Хорошая, мудрая сказка. И
красивая. И делает ее такой выразительной прежде всего ее язык, те эпитеты,
которые используют сказочники. Они их придумывают каждый раз новые? Нет. Они
постоянные, переходящие из одной сказки в другую. Следующая наша работа будет
заключаться в том, что вы должны будете найти как можно больше постоянных
эпитетов и сказочных оборотов в предложенном вам тексте (каждый ученик имеет
листок с текстом, на котором текстовыделителем отмечает найденные эпитеты и
сказочные обороты. Затем этот листок поможет ему при составлении своей сказки). 

В тридевятом царстве, небывалом государстве.

В
поисках тридевятого царства, небывалого государства прошел я через пески
сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки, пока не набрел наконец на
подземный ход. Тем ходом спустился я в глубокую пропасть и пошел по лесу
дремучему, непроездному, непроходимому, и чем дальше иду, тем дорога лучше
становится, словно деревья передо мною расступаются, а часты кусты
раздвигаются. Смотрю назад – руки не просунуть, смотрю направо – пни да колоды,
зайцу косому не проскочить, смотрю налево – а и хуже того… Дивуюсь я, думаю не
придумаю, что со мной за чудо совершается, а сам все иду да иду: у меня под
ногами дорога торная. Иду я день от утра до вечера, не слышу ни реву звериного,
ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около меня
все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом меня хоть глаз выколи, а под
ногами светлехонько. Вот иду я до полуночи и стал видеть впереди будто зарево,
и подумал я: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть,
смерть неминучую?»

Поворотил
я назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти; сунулся вперед – дорога
торная. Думал я, думал и порешил идти вперед. Чем дальше иду, тем светлее
становится, и стало, как белый день. Выхожу я на поляну широкую, и посредь той
поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский али
царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и
светится, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем
музыка согласная, какой никогда я не слыхивал.

Вхожу
я на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого
мрамора, а по сторонам бьют фонтаны высокие, большие и малые. Вхожу я во дворец
по лестнице, устланной тонким красным сукном, с перилами позолоченными; вошел я
в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет
никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро,
хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

Дивуюсь
я такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только
хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал я в те поры
про себя: «Все хорошо, да есть нечего», — и вырос передо мной стол,
убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и
вина заморские, и питья медвяные. Сел я за стол, напился, наелся досыта:
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а я,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался. Не успел я встать и оглянуться,
а стола с кушаньями как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуюсь
я такому чуду чудному и такому диву дивному, а сам думаю: «Хорошо бы теперь
соснуть» — и вижу, стоит передо мной 
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом
серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит,
пуху мягкого, лебяжьего.

Ложусь
я на высокую кровать, задергиваю полог серебряный и вижу, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали. Заснул я в ту же минуту.

Проснулся
а солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Встал
я с кровати высокой, платье мне все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу
хрустальную. Одеваюсь я, умываюсь; чай и кофей на столе стоят, и при них
закуска сахарная. Накушался я и спустился по лестнице из мрамора зеленого, из
малахита медного в зеленый сад.

А
в саду диковинном на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и
просятся; цветы растут распрекрасные, всеми красками расписанные; птицы поют
невиданные, песни поют райские; и бегут-шумят ключи родниковые по колодам
хрустальным.

Вот
какие чудеса видел я в тридевятом царстве.

— Скажите, ребята, а за счет
чего появляется особая сказовая интонация, для которой характерна прежде всего
напевность? (за счет изменения прямого порядка слов, рядов однородных членов).
Вводим понятие «инверсия». 

«Два Ивана – солдатских сына» краткое содержание сказки – читать пересказ онлайн

Сказка «Два Ивана — солдатских сына» переносит в удивительный мир, где обитают страшные змеи, волшебники и колдуньи. Но при этом на первом месте стоят человеческие взаимоотношения, которые помогают справляться с испытаниями и невзгодами и служат основой счастливой жизни.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два Ивана — солдатских сына», которое будет полезно при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Иваны — два брата-близнеца, могучие богатыри, добрые, справедливые, отважные, готовые прийти на выручку всем, кто нуждается в помощи.

Другие персонажи

Мать братьев — простая женщина, солдатка, чей муж служил в армии; очень добрая, любящая, заботливая мать.

Старичок — добрый волшебник, подаривший братьям богатырских лошадей и волшебные сабли.

Красная девица — злая и хитрая колдунья, способная превращаться в львицу.

Краткое содержание

«В некотором царстве, в некотором государстве» призвали мужика в армию. Перед уходом он дал жене наставления по хозяйству, а также оставил 50 рублей для ребёнка, который должен был вскоре родиться. Спустя три месяца женщина родила «двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями».

Когда выросли Иваны, взяли они отцовские деньги «пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата» и отправились в город покупать себе коней. Им понравились только два могучих жеребца, но стоили они слишком дорого.

По дороге домой братья повстречали старичка. Они поведали ему о своём горе: есть чудесные кони, да денег на них нет совсем. Старичок сжалился над молодцами, и подарил им двух богатырских коней.

На следующий день Иваны вновь решили отправиться в город, чтобы купить себе по сабле. Они заказали кузнецу такие сабли, «чтоб по триста пудов весили», но никто не брался выковать такое орудие.

По дороге домой приунывшие братья вновь встретили вчерашнего старичка. И в этот раз он решил помочь им: подошёл к «большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли». Поблагодарили братья доброго старичка и вернулись домой.

На следующее утро Иваны попрощались с матерью и отправились в дальний путь. Вскоре доехали они до двух столбов, на которых было указано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет» и «Кто влево поедет, тот убит будет». Братья решили разделиться и перед разлукой обменялись платками: если на платке появится кровь, значит, один из братьев убит, и нужно отыскать его тело.

Тот Иван, что пошёл направо, оказался вскоре в царстве. Он так полюбился царю, что тот отдал ему в жены свою единственную дочь, царевну Настасью Прекрасную, и разрешил править царством. Жизнь у Ивана стала похожа на сказку.

Второй Иван, что налево пошел, вскоре оказался в столице незнакомого государства, а в том «государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются». Он выяснил, что змей с двенадцатью головами потребовал на съедение принцессу, которую уже приковали к скале у моря.

Отважный богатырь отправился к морю, разрубил цепи и освободил царевну. Сам же стал змея дожидаться. Отрубив змею все двенадцать голов, Иван заснул и проспал три дня.

Тем временем царь отправил к скале водовоза, чтобы тот привёз косточки принцессы. Но коварный водовоз, увидев принцессу живой, пригрозил ей острым ножом и приказал сказать царю, будто это он одолел змея. Узнав о том, что дочь осталась жива, «царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником».

Но вскоре приключилась новая беда: другой двенадцатиглавый змей потребовал среднюю царскую дочку. Пришлось и в этот раз Ивану спасать девушку от змея. После тяжёлой битвы он вновь крепко заснул, а хитрый водовоз, запугав принцессу, объявил себя её спасителем и стал генералом.

Объявился третий змей, ещё страшнее прежних своих собратьев. Царю ничего не оставалось, как отдать ему на растерзание свою младшую дочь. Однако Иван вовремя пришёл на помощь и одолел змея.

Водовоз же и в этот раз хотел всех обмануть, но Иван показал платочек, оставленный ему царевной. Обманщика казнили, а Иван женился на царевне.

Тем временем первый Иван отправился на охоту и увидел в лесу прекрасный дворец. Там жила «красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Неожиданно она превратилась в львицу и проглотила царевича.

Второй Иван увидел, что платок брата весь в крови и отправился на помощь. Отыскав дворец, он заставил красную девицу выплюнуть проглоченного брата. Тогда Иван достал «два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал». Девицу же он пожалел и не стал убивать.

Вернулись братья к своим жёнам и стали жить в любви и согласии.

Заключение

Как и все народные сказки, русская сказка «Два Ивана — солдатских сына» учит быть добрым, справедливым, отважным. Добрый и порядочный человек никогда не пройдёт мимо чужой беды и за своё милосердие будет щедро награждён.

После ознакомления с кратким пересказом «Два Ивана — солдатских сына» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Предыдущая

Краткое содержание«Тихое утро» краткое содержание рассказа Казакова – читать пересказ онлайн

Следующая

Краткое содержание«Шемякин суд» краткое содержание повести – читать пересказ онлайн

План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

«… Возраст г-жи Тенардье приближался к сорока годам, что для женщины равно пятидесяти; таким образом, между мужем и женою не было разницы в возрасте. <span>Быть может, читатель со времени своего первого знакомства с супругой Тенардье сохранил еще некоторые воспоминания об этой белокурой, румяной, жирной, мясистой, широкоплечей, подвижной дылде. Она происходила, как мы уже говорили, из породы тех дикарок-великанш, что ломаются в ярмарочных балаганах, привязав булыжники к волосам. Она все делала по дому: стлала постели, убирала комнаты, мыла посуду, стряпала — одним словом, была и грозой, и ясным днем, и злым духом этого трактира. Ее единственной служанкой была Козетта — мышонок в услужении у слона. Все дрожало при звуке ее голоса: стекла, мебель, люди. Ее широкое лицо, усеянное веснушками, напоминало шумовку. У нее росла борода. Это был крючник, переодетый в женское платье. Она мастерски умела ругаться и хвалилась тем, что ударом кулака разбивает орех. Если бы не романы, которые она читала и которые порой странным образом пробуждали в кабатчице жеманницу, то никому никогда не пришло бы в голову назвать ее женщиной. Она представляла собой сочетание рыночной торговки с мечтательной девицей. Услышав, как она разговаривает, вы бы сказали «Это жандарм» ; понаблюдав, как она пьянствует, вы бы сказали: «Это извозчик» , увидев, как она обращается с Козеттой, вы бы сказали «Это палач» . Когда она молчала, изо рта у нее торчал зуб…. «</span>

План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? 

Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа… В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, — живущих по разным социальным и нравственным законам. 

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника. 

План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Я считаю что это конечно же эгоизм)

План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

9 мая как известно это день победы, как по мне он важен тем что мы отдаем честь и вместе вспоминаем тех героев которые обеспечили нам хорошую жизнь.
Так мы их блогодорим за всё.

План сказки два ивана солдатских сына 6 класс

Произведение интересное, средней сложности для чтения. Хотя очень интересный.<span>Краткое содержание рассказа<span>Читается за 4 мин<span>Оригинал — за 30 мин</span></span></span><span>Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач — как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился — и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.Проснувшись, я обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».<span>А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
</span></span>


Русский фольклор

Волшебная сказка


Русские писатели о народной сказке

  • Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

  • Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.

Н.С. Лесков


Вспомним персонажей волшебных сказок

Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов: Много у меня голов!


Вспомним персонажей волшебных сказок

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белою в танце плыла… Кто мастерица эта была?


Вспомним персонажей волшебных сказок

При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки?


Вспомним персонажей волшебных сказок

Выход в этой сказке есть, Коль к корове в ухо влезть!


Вспомним персонажей волшебных сказок

Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?


Вспомним персонажей волшебных сказок

Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.


Вспомним персонажей волшебных сказок

Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса Вас домчат за полчаса.


Вспомним персонажей волшебных сказок

Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.


Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность

Б

В

А

Какие эпизоды иллюстрировал художник?


Соотнесите сюжетные ходы с содержанием сказки «Два Ивана – солдатских сына»

Сюжетный ход

Сюжет сказки

Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.

Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.

Свадьба.

Встреча с помощником.

Задача, стоящая перед героем.

Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.

Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.

Появление сверхсильного противника. Беда.

Борьба со сверхсильным противником. Победа.

Пир. Счастливый конец.


Самопроверка

Сюжетный ход

Сюжет сказки

Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.

Седой старичок. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.

По благословлению матери братья отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разные дороги.

Свадьба.

Свадьба одного Ивана; он становится царевичем.

Встреча с помощником.

Задача, стоящая перед героем.

Бедная старушка с худой квартиркой

Освободить город от змеев.

Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.

Появление трёх змеев. Троекратная победа.

Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.

Водовоз наказан.

Появление сверхсильного противника. Беда.

Красная девица- страшная львица проглатывает царевича.

Борьба со сверхсильным противником. Победа.

Борьба Ивана – солдатского сына со страшной львицей.

Пир. Счастливый конец.

Свадебный пир. Счастливый конец.


Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?


Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?


Персонажи сказки «Два Ивана – солдатских сына». Установите соответствие.

Функция героя в сказке

Персонажи сказки

1. Главный герой (герои)

А) Двенадцатиголовые змеи, девица-львица

2. Ложный герой

Б) Наставление матери

3. Сверхсильный противник (противники)

В) Два Ивана – солдатских сына

4. Помощники — люди

Г) Водовоз

5. Помощники-животные

Д) Заговорённые платки

6. Помощники – слова «заветные»

Е) Седой старичок, бедная старушка

7. Помощники — предметы

Ж) Богатырские кони


Сказочные формулы, использованные в сказке «Два Ивана – солдатских сына»

  • В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
  • Идут путём-дорогою…
  • Еду – не свищу, а наеду – не спущу…
  • Близко ли, далёко ли…
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
  • Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
  • Век бы тебе спать, если бы не я…
  • Стал с ней поживать в любви и согласии…


Установите соответствие

Слово

Постоянный эпитет

1. Дороженька

А) буйный

2. Девица

Б) борзый

3. Море

В) чистое

4. Молодец

Г) дремучий

5. Ветер

Д) чёрные

6. Тучи

Е) столбовая

7. Конь

Ж) добрые

8. Лес

З) к расная

9. Поле

И) синее


Выражение нравственного идеала

в русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына»


Как росли два Ивана? Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал братьев? Какие качества братья проявили уже в детстве?


О каких качествах братьев мы узнаём из эпизодов торга при покупке коней и сабель, а также из эпизодов встречи с седым старичком?


Зачем сказка разводит братьев по двум дорогам? Кто из братьев первым заговорил на перепутье и что предложил? Почему одного из братьев хочется назвать старшим, хотя в сказке нет такого определения?


Поступок. Всякое дельное дело или действие человека.

Из словаря В.И. Даля


Поступок героя — основной способ характеристики персонажа


Между собой

С матушкой

С седым старичком

Со змеем

Речь главных героев


Между собой

  • Долго ли нас колотить да щипать будут?.. Давай-ка расправимся с ними по-своему.
  • Ах, братец, что же это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
  • Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст – царём сделаешься!
  • Век бы тебе спать, если б не я!


С матушкой

  • Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдём в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
  • Хорошо, родимая!
  • Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.


С седым старичком

  • Прости нас, дедушка, что прошли и не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
  • Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!


С противником — змеем

  • Врёшь, проклятый змей! Не проглотишь – подавишься!


Между собой

С матушкой

С седым старичком

Со змеем

Речь главных героев

Грозно

Дружески

Уважительно


Прямая оценка героев

  • … пошли мальчики в рост…
  • … стукнуло ребяткам десять лет…
  • Никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать…
  • … говорит один брат другому
  • … выросли два Ивана – солдатские дети
  • … все не под стать им, добрым молодцам
  • один братдругой брат
  • ИванцаревичИвансолдатский сын


О чём «намекает» сказка? Какой урок преподаёт?

  • В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .


  • АВТОР шаблона — Вержуцкая Елена Олеговна
  • ДОЛЖНОСТЬ — педагог дополнительного образования
  • МЕСТО РАБОТЫ — МОБУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Ступени» г.Сочи, творческое объединение «Ума палата»


Использованные источники

  • Заготовки программы CorelDRAW.Graphics.Suite.X 5 SP2 (фон слайда )

ВЕО

ВЕО

  • План рассказа страшный рассказ 2 класс образец
  • План рассказа трудный хлеб носова
  • План рассказа перед потухшим камельком
  • План рассказа про кота
  • План рассказа по щучьему велению