План сказки детство в сокращении 4 класс

Предмет: литературное чтение умк перспектива класс: 4 класс тема урока: л.н. толстой ивины из повести детство, в сокращении. тип урока:

Предмет: Литературное чтение (УМК «Перспектива»)                                                                                                  

Класс: 4 класс        

Тема урока: «Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство», в сокращении.                                                            

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.            

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

— воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

— отвечать на вопросы по содержанию текста;

— понимать смысл прочитанного;

— находить в прочитанном тексте нужную информацию;

— определять главную мысль текста.

2. Формировать УУД:

 ставить цель; прогнозировать результат; осуществлять коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД);

формулировать проблемный вопрос; осуществлять поиск, выделение, извлечение необходимой информации; сравнивать объекты по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

— оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

— учебник стр. 116-120

презентация

— карточки с заданием

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (метапредметные)

ВЫЗОВ

Мотивация к учебной деятельности

Сообщение темы урока

Постановка цели

Игра «Собери слово»

— У вас на партах есть буквы, надо собрать их в слово.

— Какое слово получилось?

Слайд №1 Детство

Приём ТРКМ «Корзина идей» (Приложение 2)

— Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают?

Перечисленные идеи сразу записываю на доске.

— На прошлом уроке мы с вами говорили о детских воспоминаниях Николеньки Иртеньева, главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство».

— Какими были детские воспоминания Николеньки?

— Вам, наверное, доводилось слышать фразу «Детство-счастливая пора» (слайд2).

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Прочитайте диалог Ани и Вани (слайд 3)

Аня: Недавно на уроках литературного чтения, мы читали сказку Ш. Перро «Мальчик с пальчик». Меня удивило то, что родители отвели своих детей в лес и оставили их там, потому что был голод. Мне было жалко этих детей, и я задумалась «Всегда ли детство счастливое?»

Ваня: А, я думаю, что несчастных детей не бывает, потому что детство это и есть счастье!

— О чём говорят дети?

— Что говорит о детстве Аня? (записываю ответы детей на доске)

— Что говорит о детстве Ваня? (записываю на доске ответы детей)

— Какое противоречие вы заметили?

— На какой вопрос будем искать ответ на уроке?

Всегда ли детство бывает счастливым и радостным? (слайд4)

— Сегодня мы продолжим изучать произведение Л.Н. Толстого «Детство», встретимся с главным героем Николенькой.

— Работая над этим произведением, мы постараемся ответить на вопрос «Всегда ли детство бывает счастливым?»

Ученики работают в группе.

детство

— друзья, игра, смех, веселье, родители…

— Светлыми, чистыми, праздничными, искренними.

Высказывают согласие (несогласие).

Высказывают своё мнение.

— что оно может быть не всегда счастливым

— что детство всегда счастливое

— какое детство-счастливое или не счастливое?

— всегда ли детство бывает счастливым?

 Учащиеся ставят цель – ответить на проблемный вопрос «Всегда ли детство бывает радостным».

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД).

Ставить цель (Регулятивные УУД).

ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Прогнозирование содержания текста

— Откройте учебник на стр.116.  

— Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрации к тексту.

— Как вы думаете, о чем этот текст?

Предположения детей записываю на доске.

Высказывают свои предположения.

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

2. Знакомство с содержанием текста

— Прослушаем произведение и выясним, чьё предположение было верным.

— Возьмите простой карандаш и по ходу прослушивания отмечайте простым карандашом непонятные для вас слова. 

Текст читает учитель.

Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД).

3. Работа по содержанию текста

— Понравилось ли вам произведение?

— Какое настроение вызвало у вас произведение? — Почему?

— Чьё предположение было верным? (обвожу мелом)

— В данном произведении мы столкнулись с жестокостью ребят.

— Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку?

-Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять нападкам на него со стороны мальчиков?

Найдите в тексте слова, в которых выражается главная мысль текста.

-Как герой-рассказчик Николенька оценивает своё поведение?

-Оцените поведение других героев произведения.

— Они не предполагали, что Сергей может быть неправ, дети были увлечены игрой. Может быть, они не хотели оказаться в смешном положении, защищая Иленьку.

— Ребят было много, Иленька был скромным. Он очень расстроился, ему было обидно.

Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Поиск, выделение, извлечение необходимой информации (Познавательные УУД).

4. Работа с текстом после чтения

Заполните таблицу, используя текст учебника.

Приём ТРКМ «Сводная таблица»

линии сравнения

Сергей

Иленька Грап

1.Черты характера

2.Отношение детей к герою

3.Своё отношение к герою

— Предлагаю вам поработать в паре и сравнить героев. Линии сравнения даны.

Организует фронтальную проверку.

Выполняют работу в паре 5 минут.

Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

РЕФЛЕКСИЯ

1.  — На какой вопрос данное произведение нам помогло найти ответ?

— Как мы на него ответили?

Приём ТРКМ «Корзина идей»

— Какими словами можно дополнить нашу корзину идей?

Записываю на доске.

2. Приём ТРКМ «Эссе».

Возможный алгоритм написания эссе:

1. Обсуждаемая тема.

2. Моя позиция.

3. Краткое обоснование.

3. Оценивание

— оцените в группе работу друг друга по 5 б.с.

Домашнее задание (по выбору):

1. Толкование слов, которые подчеркнули

2. Закончить ЭССЭ

3. Придумать новый заголовок и пересказ текста от 1 лица

4. Составить синквейн

5. Найти и посмотреть  к/ф «Чучело».

— Всегда ли детство бывает счастливым и радостным?

— Не всегда.

— Боль, унижение, сострадание, сочувствие…

Индивидуально работают 3-4 минуты.

Несколько человек зачитывают.

Осуществлять коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание;  (Познавательные УУД).

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации (Коммуникативные УУД).

Осуществлять оценку действий партнёра (Регулятивные УУД).

Приложение 1.

Л.Н. Толстой «ИВИНЫ» (из повести «Детство»)

В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа был разбойник: погнавшись за проезжающими, он споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Несмотря на то, что я был жандарм и моя обязанность состояла в том, чтобы ловить его, я подошел и с участием стал спрашивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня: сжал кулаки, топнул ногой и голосом, который ясно доказывал, что он очень больно ушибся, закричал мне:

— Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь? что ж ты меня не ловишь? — повторял он несколько раз, искоса поглядывая на Володю и старшего Ивина, которые, представляя проезжающих, припрыгивая, бежали по дорожке, и вдруг взвизгнул и с громким смехом бросился ловить их.

Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры.

Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился еще Иленька Грап и мы до обеда отправились на верх, Сережа имел случай еще больше пленить и поразить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.

Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.

Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли на верх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он снял курточку — лицо и глаза его разгорелись, — он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

— Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка… непременно надо, чтобы он стал на голову!

И Сережа взял его за руку.

— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

— Пустите меня, я сам! курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.

Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.

Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг все замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.

— Вот теперь, молодец, — сказал Сережа, хлопнув его рукою.

Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:

— За что вы меня тираните?

Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.

Первый опомнился Сережа.

— Вот баба, нюня, — сказал он, слегка трогая его ногою, — с ним шутить нельзя… Ну, полно, вставайте.

— Я вам сказал, что ты негодный мальчишка, — злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

— Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает… Пойдемте вниз, — сказал Сережа, неестественно засмеявшись.

Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.

— Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?

— Вот хорошо!.. я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«Да, это правда, — подумал я. — Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец… что это за молодец!..»

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

Тема урока

Л.Н. Толстой Повесть «Детство»

Цель урока

Познакомить с отрывком  из произведения Л.Н. Толстого «Детство», развивать умение анализировать повествовательное произведение.

Тип урока

Освоение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомить с творчеством Л.Н. Толстого и содержанием отрывка из повести «Детство»; анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения.

Метапредметные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, формулировать основную мысль произведения на уровне обобщения; осознавать цель своих высказываний по прочитанному; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники.

Личностные: посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения. Осознание важности изучаемого предмета в своей жизни.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Повесть, повествование

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимать значение знаний для человека и принимать  его;  проявлять интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

Проверяет  домашнее  задание. Проводит беседу о проделанной работе.

— Прочитайте составленный план сказки «Ашик – Кериб»

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о выполненной дома работе.

1.Бедность-препятствие женитьбе Ашика.

2.Отъезд героя.

3.Появление соперника, обман.

4.Ашик осуществляет задуманное.

5.трудное испытание, помощь покровителя.

6. Новые испытания.

7. Узнавание героя.

8.Свадьба.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задаёт вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

Эпиграф на доске: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки)

-Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?

— Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

— Прочитайте тему урока

— Определите цель урока, используя опорные слова.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, определяют и формулируют тему и цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Мы будем говорить о литературном герое и его поступках, и о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

IV. Знакомство с новой темой

Рассказывает о творчестве Л.Н. Толстого и истории  появления повести «Детство».

Л.Н. Толстой, создавая произведение, всегда думал о своём избранном читателе.

— Прочитайте требования писателя к читателю и скажите о самом главном критерии избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можно подчеркнуть.

— В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни;  в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

— Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные переживания и впечатления, но повесть автобиографическая лишь от части. Л.Н. Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

-Итак, каковы критерии избранного читателя?

— Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л.Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы.

На листах каждому ученику выдано рассуждение Л.Н. Толстого о читателе .

                О читателе

«Чтобы составить себе понятие впечатлений. Которое произведёт моё сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей.

Чтобы быть принятым  в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из зависти не призирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. А главное, чтобы были человеком понимающим…Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях; им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли… Итак, главное требование моё – понимание».

Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца», — заключает автор.

Критерии избранного читателя: быть чувственным, человеком понимающим.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение.

Понимать на слух ответы учащихся, слушать собеседника.

V. Первичное восприятие текста

Организует комбинированное чтение: учитель- хорошо читающие учащиеся.

— Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

— Как мама называет своего сына?

— О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

— Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью?

— Что хотелось ему сделать в эту минуту для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

— Это произведение Л.Н. Толстого называется «Детство».

— как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

— какие события описывает Л.Н. Толстой?

— О чём он вспоминает?

— Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

Читают произведение, отвечают на вопросы учителя.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

VI. Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

— Вы познакомились с повествовательным произведением – эпическим произведением. Какими особенностями отличаются подобные произведения?

— кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?

-Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он? Дайте ему характеристику.

— Как мальчик относится к своей маме?

— Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясните.

Читают текст произведения повторно. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

По мере ответов на доске появляется схема

Особенности эпического произведения

Повествование о событиях

Наличие рассказчика

Особые авторские приёмы

В повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит

Главный герой – Николенька. Он рассказывает о происходящих событиях. Этого персонажа автор наделил автобиографичными чертами.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII.  Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения задания на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу

— Что нового узнали на уроке?

— Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро».

— Этим добром пронизаны все произведения Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

— Выполнить задание в рабочей тетради

— подготовить пересказ и выразительное чтение отрывка.

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания

Осознавать, принимать и сохранять учебные задачи

Литературное чтение, 4 класс

Урок 15. Л.Н.Толстой «Детство»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Тезаурус:

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон.

Ваточный халат — халат на подкладке из ваты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны»

-Как вы понимаете это выражение?

План сказки детство в сокращении 4 класс

-Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза — зеркало души. Какие они? (добрые,внимательные, мудрые).Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце прикасающееся к твоей душе, отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце — нечувствующее, спящее.

-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич всегда выполнял работу сам. Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Один из них – это родовая усадьба «Ясная Поляна»

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

Давайте проверим, насколько внимательны вы были.

1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.

— Верно, это Лев Николаевич Толстой.

2. Кто открыл школу для крестьянских детей:

Пушкин А.С.

Лермонтов М.Ю.

Толстой Л.Н.

Чарушин Е.И.

-Верно — Толстой Л.Н.

3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для обучения крестьянских детей?

Звуки и буквы

Азбука

Делай как я

Слово

-Верно — Азбука

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Правильно – басня «Старый дед и внучек».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

Правильно – быль «Акула».

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

Правильно – быль «Прыжок».

«…мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!…

Учитель остановил его и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» Правильно – рассказ «Филипок».

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

Правильно – басня «Лев и собачка.

А давайте мы, из предложенных пословиц, выберем ту, что подходит каждому из названных произведений

— Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Правильно -«Филипок».

— Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

Правильно — «Старый дед и внучек».

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Правильно — «Лев и собачка».

— Гордится отец, что у него сын — храбрец.

Правильно – « Прыжок».

Давайте прочитаем воспоминание Сергея Сергеевича Толстого

( внука Л.Н.Толстого)

В первый раз в своей жизни я увидел Льва Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.

И вот в один день мне говорят, что «приехал твой дедушка, отец твоего папы».— «Где же он?»—спрашиваю я. В ответ слышу: «Он внизу, на кухне». Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно! Вместо того чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским, Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.

План сказки детство в сокращении 4 класс

Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого. Давайте же сейчас прочитаем отрывок из повести Льва Николаевича Толстого «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

— Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

Правильно, маман, мамаша.

— Как мама называет своего сына?

Правильно, Николенька.

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.

— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?

Она ещё нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз — слёзы любви и восторга.

-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?

Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик мой.

-Как мама его будила?

Правильно, щекотала.

После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

-О чем мальчик просил в молитвах своих?

Правильно, о спасении папы и мамы.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…

-О чём ещё просил Николенька у Бога?

Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.

-С каким чувством он лег спать?

Правильно, с надеждой на светлое счастие.

Соберите из частей мозаики фотографию Льва Николаева Толстого.

Подсказка: собирайте картину, как пазлы.

К какому жанру относится повесть «Детство»?

Подсказка: прочитайте внимательно о «рождении» повести «Детство».

Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.

Как звал Николенька свою маму?

О спасении мамы и папы

Как мама будила его?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

О чём молился Николенька?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Чего он просил не говорить свою мать?

Щекотала

Правильный вариант ответа:

Как звал Николенька свою маму?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

Как мама будила его?

Щекотала

О чём молился Николенька?

О спасении мамы и папы

Чего он просил не говорить свою мать?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Подсказка: перечитайте повесть.

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Варианты ответов: мечты; уснёшь тихо; зайчика или собачку; счастия; лежать; хорошая погода.

Правильный вариант: «Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Подсказка: найдите и перечитайте последний отрывок повести.

Раскрасьте картинку.

План сказки детство в сокращении 4 класс

Найдите спрятавшиеся слова.

А

Т

Л

З

З

Ж

Ь

С

С

Ж

Ж

А

Ь

С

Ь

С

С

З

З

З

П

Р

И

М

М

Щ

Ш

Ь

С

М

Н

И

К

О

Л

Е

Н

Ь

К

А

И

С

О

Л

О

К

Ь

К

О

М

Р

Л

С

И

Ж

О

Л

Л

С

А

О

Л

С

Т

Л

Т

Ж

С

Л

Н

Д

Л

Е

В

О

К

А

С

Л

Л

А

Л

С

А

С

А

С

З

З

Ж

Правильный вариант ответа:

Подсказка: спрятались пять слов: главные герои, как мама будила сына, автор, что делал главный герой перед сном.

Соберите из представленных частей изображение.

План сказки детство в сокращении 4 класс

Распределите слова по колонкам

Милая мамаша,голубушка, моя душечка, мой ангел

Правильный вариант ответа: Николенька – моя душечка, мой ангел; maman – милая мамаша, голубушка

Подсказка: перечитайте диалог maman и Николеньки.

Определите и напечатайте жанр произведения Л.Н.Толстого «Детство»

Варианты ответов: рассказ; сказка; былина; стихотворение.

Правильный вариант: рассказ

Подсказка: у этого произведения есть автор, который повествует от лица барина.

Какими словами начинается рассказ рассказ Л.Н.Толстого «Детство ?»

Варианты ответов:

Набегавшись досыта, сидишь, бывало

После этого, как бывало, придёшь наверх

Я встаю, ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресле.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Правильный вариант: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Двенадцатое августа 18… года. Николенька Иртеньев (рассказчик), которому на днях исполнилось десять лет, разбужен в 7 утра своим добрым наставником немцем Карлом Иванычем Мауером, человеком немолодым и одиноким. После веселого умывания с братцем постарше Володей мальчик идет с учителем приветствовать матушку.

Глава 2. Maman

Мать, Наталья Николаевна, уже встала и готовится к чаепитию. Рядом с ней мальчик видит старшую сестренку Любочку. Он любуется обаятельной улыбкой матери и спешит пожелать доброго утра отцу.

Главы 3. Папа

Отец дает приказчику распоряжения по хозяйству и объявляет детям, что завтра же они уезжают учиться в Москву. Николенька и рад, и боится расстаться с матерью. Жалко ему и бедного Карла Иваныча.

Глава 4. Классы

Уроки в этот день идут неважно: учитель расстроен, что больше ему нет места в этой семье.

Глава 5. Юродивый

В дом заглядывает немолодой юродивый странник Гриша. Мать привечает богомольца, велит за обедом покормить и его. Отец едва терпит Гришу.

Глава 6. Приготовления к охоте

Отобедав, все семейство едет поохотиться.

Глава 7. Охота

Николенька поджидает на полянке зайца, но в ответственный момент отвлекается на бабочку. Заяц бросился наутек и мальчик его упустил.

Глава 8. Игры

После охоты все лакомятся на свежем воздухе сладостями и фруктами. Дети играют и дурачатся.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Мальчику нравится Катенька, дочка гувернантки Мими, и он, не удержавшись, целует девочку в плечико. Потом пытается поразить ее своим умением скакать на лошади.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Уже взрослый рассказчик видит в своем отце характер неуемный, активный, жизнелюбивый. Отец был картежник и ценитель женской красоты.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Карл Иваныч просится в Москву. Он полюбил детей и согласен работать бесплатно. Иртеньев позволяет ему ехать с ними.

Глава 12. Гриша

Гриша в доме, и дети перед сном крадутся глядеть на его вериги (цепи). Они застают странника за искренней молитвой.

Глава 13. Наталья Савишна

Рассказчик с теплотой вспоминает добрую старушку, крепостную крестьянку Наталью Савишну. Раньше она была няней, теперь – экономкой. Дети видели от нее только любовь и ласку.

Глава 14. Разлука

В день отъезда вся семья прощается. Николенька плачет, покидая мать. В дороге, разглядывая окрестности, он вспоминает мать и слуг.

Глава 15. Детство

Уже взрослый рассказчик жалеет, что время меняет людей. Уже нет в его жизни той силы веры, тех чистых слез, и добрых моментов, связанных с матерью.

Глава 16. Стихи

Спустя месяц Николенька уже освоился в Москве у бабушки. В честь ее именин он пишет стихи. Бабушке они очень понравились, как и другим гостям праздника.

Глава 17. Княгиня Корнакова

На именины съехалось множество гостей. Николенька под впечатлением от новости, что в доме княгини Корнаковой детей за провинности секут розгами.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Мальчик случайно присутствует при разговоре бабушки с князем Иваном Иванычем. Он слышит, что его отец не дорожит матерью, и она с ним несчастна.

Глава 19. Ивины

Николенька радуется встрече с братьями Ивиными, своими родственниками. Он в восторге от смуглого, курчавого задиры Сережи. На именинах дети по приказу Сережи переворачивают вниз головой бедного мальчика Иленьку Грапа. Тот плачет и рвется из их рук. Николеньке совестно за эту злую шутку и поведение Сережи.

Глава 20. Собираются гости

Вечером к ужину и танцам прибывают новые гости. Среди них – милая Сонечка Валахина.

Глава 21. До мазурки

Мгновенно влюбившись, мальчик общается с «чудесной девочкой» и много танцует.

Глава 22. Мазурка

В мазурке он ведет маленькую княжну. Запнувшись, он бросает танцевать. Мальчику кажется, что все видят его оплошность. Отец злится, а на лице Сонечки улыбка. Николеньке совестно и хочется к маме.

Глава 23. После мазурки

Настроение мальчика улучшается после того, как Сонечка его, как друга, просит говорить ей «ты».

Глава 24. В постели

После праздника, перед сном он признается старшему брату, что влюблен и едва сдерживает слезы от чувств. Володя дразнит его «девочкой».

Глава 25. Письмо

Со дня именин пролетело полгода. Весной, прервав уроки, отец объявляет детям, что они срочно отправляются домой. Оказывается, пришло письмо от матери: она опасно заболела.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Дети спешно возвращаются в деревню, но матушка уже в беспамятстве. Тот день был последним в ее жизни. Она умирает, поручая своих детей Богу.

Глава 27. Горе

Мальчик прощается с умершей матерью. В ее лице, таком красивом, теперь нет жизни. Мальчику кажется, что, кроме него, только старенькая Наталья Савишна искренне убивается по матери. Какая-то крестьянка поднесла своего ребенка к гробу, и тот истошно закричал. У мальчика не выдержали нервы, и он с криком выскочил из комнаты. Он понял, как смерть разлучает с дорогими сердцу людьми.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Подошла к концу «счастливая пора детства». Иртеньевы возвращаются в дом бабушки. Наталья Савишна, оставшись в деревне, недолго зажилась на свете. Ее хоронят неподалеку от матери мальчика. Бабушка первое время даже не могла плакать – настолько ее поразила внезапная и ранняя смерть Натальи Николаевны.

Спустя годы уже взрослый Николенька Иртеньев часто навещает могилки двух самых близких ему людей – матери и Натальи Савишны.

Читательский дневник по повести «Детство» Толстого

Сюжет

Николеньке Иртеньеву десять лет и он на пороге новой неизведанной жизни. Отец отвозит его и брата Володю в Москву к бабушке, ради учебы. Добрая мать и старенькая служанка Наталья Савишна, отдавшая всю жизнь служению семье Иртеньевых, по-прежнему будут жить в деревне. А вот добродушного учителя Карла Иваныча берут с собой в Москву. На именинах бабушки Николенька общается с братьями Ивиными, танцует с девочкой, в которую влюблен – Сонечкой. Из разговора бабушки он случайно узнает, что его отец – человек легкомысленный, и не дорожит семьей. Через 6 месяцев отец внезапно везет детей обратно в деревню. Как оказалось, их мать при смерти. С ее кончиной Николенька понимает, что детство закончилось. Уже взрослым, он грустит на могилах матери и Натальи Савишны и вспоминает милое прошлое.

Отзыв

История взросления, роста души и укрепления характера, раскрытие богатого внутреннего мира ребенка. Герой способен и на дурные поступки, но потом всегда корит себя за них. Тема семейной любви, дружбы, привязанности к учителям, детской влюбленности, сострадания к бедным и несчастным, первой встречи со смертью, сиротства. Любовь и добро, полученные в детстве, помогают человеку и во взрослой жизни.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Повесть «Детство Темы» Краткое содержание

В повести «Детство Темы», Гарин – Михайловский описывает противостояние детского и взрослого мира. Автор, будучи сыном военного, хотел рассказать о своих проблемах в раннем возрасте. В его рассказе, детство – это не только беззаботность, игры на улице и светлые мечты. Юные года – это еще ответственность, нравственность, проступки и обида на взрослых.

Очень краткий пересказ повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Главный герой повести – мальчик Тема, старший сын отставного генерала. Тема воспитывается в условиях строгости и физического наказания за любой проступок. Мать – образованная личность, не приемлет воспитательных мер отца, и всячески заступается за сына.

Повесть начинается с истории о любимом цветке главы семейства. Мальчик, случайно сломав растение, не может признаться в содеянном поступке, боясь очередного наказания. Спустя много лет, уже взрослый мужчина, вспоминает о боли и ненависти к отцу.

Список и краткая характеристика героев повести «Детство Темы»

Список и краткая характеристика главных  героев

  • Тема – мальчик отличается своей добротой, впечатлительностью и любознательностью.
  • Николай Семенович Карташов – отец семейства, суровый, властный и жесткий человек.
  • Аглаида Васильевна Карташова – мать семейства, мягкая, добрая и чуткая женщина.
  • Зина – сестра главного героя, хорошо учится в школе, и часто конфликтует с братом.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Таня – выполняет функции горничной, которой Тема доверяет больше всех.
  • Махнов – одноклассник мальчика, главный задира, поступки которого приводят к неблагоприятным последствиям.
  • Иванов – еще один одноклассник главного героя, очень умный и начитанный мальчик.
  • Касицкий и Данилов – лучшие друзья Темы, с которыми он проводил все свободное время.

Краткое содержание повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» по главам

I. Неудачный день

Новый день не задался с самого утра. Тема, побежав гулять с друзьями, случайно задевает цветок и он ломается. Это растение является любимым у отца, и мальчик знает, что последует серьезное наказание. Но пока родителей нет дома, можно отсрочить расправу. Оседлав коня, он падает и больно ударяется, далее очередной раз ссорится с сестрой.

II. Наказание

Наказанием за разбитый цветок, была хорошая порка мальчика. Мать, как всегда пыталась защитить, и объяснить, что можно словами все решить. Но отец, как всегда, был непреклонен.

III. Прощение

Затаив обиду, Тема отказывается от еды. Вечером, когда мама готовила мальчику ванну, она принесла ему кусочек хлеба. Аглаида Васильевна попыталась объяснить сыну, что если бы он сразу признал свою вину, жестокого наказания и не произошло.

IV. Старый колодезь

Случайно мальчик узнает, что кто-то бросил его собаку в колодец. Рискуя собственной жизнью, Тема спасает пса. От перенесенного стресса, спаситель заболевает, и находиться сам на волосок от смерти.

V. Наемный двор

Для скорейшего выздоровления, мальчику было позволено пойти на улицу с друзьями. Оказавшись на чужом дворе, Тема чуть не попал под копыта быка. Его вовремя спасает мясник, который за оплошность, надирает ему уши. Затаив обиду, герой разбивает мужчине лицо. Мать в недоумении от поступка сына, а отец – принимает сторону Темы.

VI. Поступление в гимназию

Для поступления в гимназию, герою купили красивую форму, которую украли, пока он купался в море. Пришлось в короткие сроки шить новый костюм. Отношения с одноклассниками у Темы не заладились с первого дня. Главным врагом становится – задира Махнов.

VII. Будни

Тема вместе с сестрой учатся в одной школе. Мальчик занимается с неохотой и получает плохие отметки за поведение, а Зина выполняет все задания на отлично. Махнов, продолжает дразнить, больного учителя по немецкому.

VIII. Иванов

Мальчик сближается с прилежным и ответственным учеником – Ивановым. Они становятся друзьями, а Тема старается подражать во всем новому приятелю. После смерти преподавателя по немецкому языку, на его место приходит новый учитель.

IX. Ябеда

После очередной прокази над новым учителем, Тему и его друга, вызывают к директору. Он рассказывает, что Махнов подложил иглу на стул преподавателя. Задиру отчисляют за проделки, Иванова за то, что он знал и промолчал.

X. В Америку

Подружившись с Касицким и Даниловым, Тема разрабатывает план, чтобы уехать в Америку. Ребята копят деньги на дорогу, но планы рушатся из-за предстоящих экзаменов.

XI. Экзамены

Соврав родителям, о проблемах с учебой, мальчик не сдает сразу три предмета. Договорившись о пересдаче, они настаивают на серьезном отношении к урокам. Мальчик решает покончить с собой и глотает таблетки. Но ничего серьезного не случается, и он садится за книги. Хорошо подготовившись, Тема сдает все хвосты по предметам.

XII. Отец

Болезнь отца прогрессирует, и он в последнее время становится мягче с родными, и даже рассказывает Теме о своей службе. В скором времени, старший Карташов из-за своего недуга, совсем слег, а на утро его не стало.

Кратко об истории создания повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»

«Детство Темы» является одной из цикла автобиографических повестей, написанной в 1892 г. Данная книга рассказывает о непростых годах детства самого Гарина – Михайловского.

В истории повествуется о постоянных жестких воспитательных мерах отца, многочисленных порках и неприглядных поступках героя. Мать, настроенная на более интеллигентное и мягкое воспитание, объясняла, что нельзя убивать в сыне человеческого достоинства. В 1990 г., по книге «Детство Темы», был снят фильм.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки жуковского спящая красавица
  • План сказки дубровский по главам
  • План сказки дремучий медведь
  • План сказки гуси лебеди для 2 класса из 4 частей
  • План сказки гуси лебеди 2 класс литературное чтение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии