План сказки царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 пушкинского района санкт-петербургаконспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению к художественной литературев

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению

к художественной литературе

в подготовительной к школе группе

по теме: «Путешествие по сказкам

А.С. Пушкина»

Выполнил: воспитатель подготовительной

к школе группы

                      Унучек А.С.

Санкт-Петербург

2021г.

Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина в жанре сказки.

Обучающие задачи:

— активизировать знания детей о сказках;

— уметь определять название сказок по сюжетным картина и предметам;

— учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;

Развивающие задачи:

развивать мышление, память, внимание;                                                     

развивать любознательность, познавательную мотивацию;

— развивать воображение и творческую активность

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.

— воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок,

— воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Технологии: 

здоровьесберегающие (физминутка «Море», логоритмические упражнения)

игровые (д/и «Собери пазл», п/и «Рыбалка»)

личностно-ориентированные.

Оснащение педагогического процесса:

Компьютер, проектор, экран, сундук, письмо, портрет А.С. Пушкина, ларец    (орешки, зеркало, яблоко, цепь, кораблик, мешок), дубовые листья с заданиями, свиток с загадками, 2 удочки и 8 рыбок, дидактическое оборудование «Шнуровка», магнитная игра «Найди лишнего», Д/и «Собери пазл»: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Предварительная работа: Беседы о жизни А.С. Пушкина, чтение произведений А.С.Пушкина, беседы по прочитанному, заучивание наизусть стихов, эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам, рассматривание иллюстраций, просмотр мультипликационных фильмов.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель и дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости!

Давайте поприветствуем их.

Все вместе: Здравствуйте, доброе утро.

Воспитатель:

Молодцы, а сейчас, пожалуйста, все обратите свое внимание на экран- кто на нем изображен? (На экране слайд 1 с изображением портрета А.С.Пушкина)

Дети: Это А.С. Пушкин-великий русский поэт и сказочник.

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина, его называли «солнцем русской поэзии».

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна. Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

На экране слайд 2 – у лукоморья дуб зеленый….

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним отрывок из поэмы  «Руслан и Людмила».

Дети читают:

 У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Письмо под дубом -для ребят группы «Семицветик».

Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.

Пусть ваше сердце затрепещет,
Пусть струны сердца запоют.
Здесь чудеса, здесь волны плещут…
Здесь сказки Пушкина живут.

Хочу пригласить девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу с вами поиграть. Внимательно смотрите-на своем пути ветер раскидал листочки от дуба, а они непростые, а с заданиями! Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Удачи вам. Кот ученый.

Воспитатель: Ну, что, ребята, готовы в путешествие по сказочной стране?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, с помощью которой мы отправимся в страну сказок . 

Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза,

В мире сказок непременно

Мы окажемся все сразу.

Раз, два, три, четыре,

Вот и в сказочном мы мире!

Лист 1 .

Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает.

Чуть опасность затаится —

Верный страж на тонкой спице

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется.

(Петушок)

Рыбка непростая,

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

(Золотая рыбка)

На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)

Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)

Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)

Лист 2

Магнитная игра «Найди лишнего»

Воспитатель: Ребята, а это волшебный сундук, в котором живут герои

разных сказок.

Кот ученый (У лукоморья дуб зелёный…)

Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Белка (Сказка о царе Салтане)

Старуха (Сказка о рыбаке и рыбке)

Князь Гвидон (Сказка о царе Салтане)

Золотой петушок (Сказка о золотом петушке)

Емеля (рнс «По щучьему веленью»)

Красная шапочка (Народная европейская сказка)

Царевна-лягушка (рнс)

Гном (Белоснежка и 7 гномов)

Ребята достают по 1 герою из сундука.

Открываем книгу А.С. Пушкина. Если это герои его сказок, помещаем их в книгу.

Лист 3

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил
Очень быстро назови!

Воспитатель: Дети, а вот еще сундук, в котором хранятся предметы из сказок. Вытаскивайте предмет и отгадываем, что это и из какой сказки.

Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Орех (Сказка о царе Салтане)

Корабль (Сказка о царе Салтане)

Мешок (Сказка о попе и его работнике Балде)

Цепь златая (У лукоморья дуб зелёный…)

Веревка (Сказка о попе и о работнике его Балде)

-Ребята, какие вы молодцы!

Лист 4

Найди пару. Дидактическое оборудование «Шнуровка»

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам нужно внимательно изучить иллюстрации, предметы к сказкам Пушкина и найти те, которые связаны между собой: объединить героев (предметы) по парам и назвать сказку.

Бочка- царица с сыном. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

Царевна-лебедь-коршун (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Чернавка-яблоко (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Шамаханская царица- царь Дадон (Сказка о золотом петушке)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Физминутка.

А теперь разомнёмся.

Море
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)

Лист 5

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке…

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Воспитатель: А вы хотите поймать рыбку?  

Дети: Да!

Ребята удочкой ловят рыбку (на рыбке номер)-звучит музыка (шум волн)

Мы с вами находимся на берегу моря. Смотрите, дети, в песке кувшин, а в нем записка (с загадками).

Воспитатель: Выберите правильный ответ на вопросы по сказкам А. С. Пушкина. (по номеру рыбки)

1. Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

2. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?

А. У трех.

Б. У семи.

В. У двенадцати.

Г. У тридцати трех.

3. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали.

Б. Пряли.

В. Шили.

Г. Гадали.

4. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей. 

5. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За лень.

Б. За вранье.

В. За жадность.

Г. За плохое ведение домашнего хозяйства.

6. Какое первое желание было у старухи в «Сказке о золотой рыбке»?

А. Стиральная машина.

Б. Корыто.

В. Новая посуда.

Г. Новый дом.

7. Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. На бирже труда.

Б. На базаре.

В. На дороге.

Г. В церкви.

8. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста.

Г. Хулигана.

Лист 6

Воспитатель: Слышите, кто-то жужжит? Ой, ребята, посмотрите на полянке какие-то насекомые. Назовите мне их.


Дети: Комар, муха, шмель, божья коровка, жук, бабочка.

Воспитатель: Вспомните и назовите 3 насекомых, которые прилетели из сказки  о царе Салтане?


Дети:  Комар, муха, шмель

А кто превращал князя Гвидона в комара, муху, шмеля?

Дети: Царевна-лебедь.

Воспитатель: Кто из вас знает, полное название этой сказки?


Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Лист 7

Игра: «Пазлы соберите, сказку получите».

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, у нас на столе лежат какие-то конверты. Вам хотелось бы узнать, что в них? Давайте вы сейчас сядете за столы и посмотрите, что же в них находится. 

Итак, что вы обнаружили в конвертах?

Дети: разрезные картинки 

Раз, два, три игру начни.
Их в картинку собери,
И получишь сказку ты.

Тогда начинайте собирать картинку воедино, а потом мы посмотрим у кого, что получится. 

А что же на них изображено?

Дети: иллюстрация к сказке 

Как вы думаете, а к какой сказке относится ваша иллюстрация?

Итог: Где мы побывали, кого повстречали? Сказки, какого знаменитого писателя мы вспомнили? Какое задание было для вас самым интересным? А самым сложным?

И всегда помните: «Сказка ложь да в ней намек. Добрым молодцам урок! 

Давай заглянем в сундук, который стоит под дубом, может быть и найдем там что-нибудь. (Дети находят в сундуке сладкие призы)

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

Решение

Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»

2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»

3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «

4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»

5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»

6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»

7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»

8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»

9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»

11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

Конспект НОД «Пушкинский день» в старшей группе

Цель: Обобщить знания учащихся о А.С. Пушкине, его творчестве и сказках

Образовательные: продолжать знакомить детей с биографией А.С. Пушкина, с творчеством поэта; расширять словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов.

Развивающие: развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки, развивать быстроту и гибкость мышления.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой; воспитание бережного и уважительного отношения к книге; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас мы это и проверим!

Ребята посмотрите, кто изображён на портрете?

Воспитатель: Правильно. Это портрет великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Давным-давно, много лет тому назад (1799 г.р.), 6 июня, в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили читать книги. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Отец Пушкина сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения.

С раннего детства Пушкин был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня — Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Пушкин очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки.

Когда Пушкин подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе.

Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор.

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель: Но вначале для порядка

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

1. Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, и что-то попросит

Но жадность ребята к добру не приводит.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

Воспитатель: Как называется сказка? «Сказка о рыбаке и рыбке».

Правильно! Молодцы!

Воспитатель: А вот и следующая загадка:

2. Чуть опасность, где видна.

Верный сторож, как сосна.

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется,

И кричит: «Ку-ка-ре — ку — ку! Царствуй лежа на боку!»

Воспитатель: А эта сказка как называется? «Сказка о золотом петушке».

Молодцы! И эту загадку отгадали.

Воспитатель: Ребята, слушайте следующую загадку.

3. На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед чем она стоит,

Разговаривать велит?

Дети: Перед зеркалом.

Воспитатель: Правильно. А как называется эта сказка? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Воспитатель: А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?

Дети: Радовалась и любовалась собой.

«Я ль на свете всех милее всех румяней и белее?»

«Ты, прекрасна, спору нет»

И царица — хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка. Слушайте, ребятки.

4.Кто всё песенки поет, да орешки все грызет?

А орешки не простые, все скорлупки золотые!

Ядра чистый изумруд.

Её слуги стерегут.

Дети: Белка.

Воспитатель: А как называется это сказка? «Сказка о царе Салтане»

Воспитатель: Правильно ребятки, отгадали все загадки! Но у меня есть к вам еще задание. Я называю слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета. А вы должны назвать имя или название полностью.

Иван (царевич);мышка (норушка); лягушка (квакушка); зайчик (побегайчик); лисичка (сестричка); мишка (топтыжка); сестрица (Аленушка); братец (Иванушка); Конек (горбунок); Жар (птица); Серый (волк); Василиса (Премудрая); Баба (Яга); Царевна (лягушка); шапка (невидимка); ковер (самолет); Кащей (Бессмертный); скатерть (самобранка).

Ну, молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас давайте отдохнём и поиграем.

Физминутка «Бабушка Яга»

В темном лесу есть избушка, (Дети шагают)

Стоит задом наперед. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка, (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальцем)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки, горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят! (Поднимают руки вверх)

Воспитатель: Немного отдохнули. А теперь послушайте мое следующее задание. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.

1. Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая ……

Дети: (плывёт)

2. У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи …..

Дети: (кругом)

3. Жил старик со своею старухой

У самого синего ….

Дети: (моря)

4. Свет, мой зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румянее и ….

Дети: (белее)

5. В чешуе, как жар горя

Тридцать три…

Дети: (богатыря)

6. Три девицы под окном

Пряли поздно…

Дети: (вечерком)

7. Белка песенки поет и

Орешки все грызет.

А орешки не простые

В них скорлупки …

Дети: (золотые)

Воспитатель: Хорошо справились с заданием!

А теперь посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы?

Яблоко — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Орех — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Петушок — «Сказка о золотом петушке».

Зеркало — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Дуб — «У лукоморья дуб зеленый» отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Лебедь — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Воспитатель: Умницы, какие! Справились с заданием!

Воспитатель: Помните, каким метким стрелком был Гвидон. Интересно посмотреть, какие вы стрелки.

Игра «Меткий стрелок»

Бросить мяч в корзину.

Воспитатель: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина.

Ребята, наше путешествие по сказкам А.С.Пушкина подходит к концу. Понравилось вам оно? Вспомните и скажите мне, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –  А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Цели:
 показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета,
композиции.

Задачи:
 

1.   
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета,
композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить
отличие литературной сказки от народной;

2.   
работать над навыками выразительной речи;

3.   
учить работе с текстом;

4.   
закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

 

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1. Если бы
тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает
зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но
они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови
главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют:
доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость,
зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – 
доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять
за себя и за свою маму.Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми
людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь
повстречался с ней.Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она
оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих
достижений. В конце сказки героиня стала его женой.Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит
своих близких.Ткачиха, Повариха, Бабриха 
– отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость
и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3.
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе
её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное
движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие
чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?
Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от
царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные
превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в
клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу
Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный
рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара,
шмеля и муху. 

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны
несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого
коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна,
превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду
жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у
них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы
он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов —
небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором.
Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь
путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка
неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая
молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в
сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её
братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны
лебеди. 

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь
рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к
другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании
царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича
Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной
стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого
коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно
помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо
воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день
ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь
утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не
горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и
превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как
добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную
царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как
царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

«Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови
героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так
поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба
Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем
заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с
тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой
добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих
родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые
люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10.
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная
последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови
особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий,
перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и
негативных, победа добра, типичный финал.

12.
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые
тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и
красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33
богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество
людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные
копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды
богатырей.

13. Найди
средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в
«Рабочую тетрадь».

Олицетворение —
это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой,
точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику
явлению или предмету.Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня
займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных
сказок  (см.план)

1.   
Есть волшебство

2.   
Странствия, приключения героев

3.   
Кто-то мешает или помогает

4.   
Герой воюет с нечистой силой

5.   
Эпизоды повторяются по 3раза

6.   
Есть зачин, концовка

7.   
Добро побеждает зло

А
теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.   
Повторы

2.   
Общие места

3.   
Строй сказки плавный, напевный

4.   
Сказочник рисует словами образы, как красками

А
теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку
«Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия
«жанр» по сказке

Жанр
– это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане»
— литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин
придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите
примеры героев, где был бы показан его характер

В
кухне злится повариха (злость)

Плачет
у станка ткачиха,

И
завидуют оне

Государевой
жене (зависть)

С
ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.   
Хищный

Что
еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите
примеры

Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

То
на весь крещенный мир

Приготовила
б я пир…

Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

Я
б для батюшки царя

Родила
б богатыря

        А
какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь,
ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А
теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить
на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век
тебя я не забуду:

        Отплачу
тебе добром,

        Сослужу
тебе потом!

2.   
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки
отмечается?

Пушкин
придумывает ход событий

        Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор
3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки;
бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та
подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон
женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

        Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите,
что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что
взято автором из русских народных сказок?

Имена
(Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы
(В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте
по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3
(письменно)

        Весь
сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.   
Салтан

Продолжаем
работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения,
странствия героев:

Бочка
по морю плывет…

А
ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как
вы понимаете эту шутку?

        А
ткачиха с поварихой

        С
сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух
сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А
комар-то злится, злится

И
впился комар как раз

Тетке
прямо в правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал
он и как раз

Тетке
сел на левый глаз,

И
ткачиха побледнела:

«Ай!»
— и тут же окривела.

        Мы
не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что
вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка
на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство
славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет:
За морем житье не худо…

        Что
общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

        А
ткачиха с поварихой

        С
сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались
по углам:

        Их
нашли насилу там.

        Тут
они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не
надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите,
что в сказке есть жизненная правда

Царь
для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер
по морю гуляет…

        Чему
учит сказка?

Учит
справедливости , добру, правде

IIАнализ
сказки по плану «Сюжет».
 

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В
сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает
царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р,
сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке
есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем
приводить примеры

Гвидон
летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает
коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло.
Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с
женой и сыном. Завистницы прощены.

        III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что
такое композиция?

Композиция
– это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с
царицею)

Три
девицы под окном

Пряли
поздно вечерком…

        В
сказке есть концовка:

Я
там был, мед, пиво пил

Да
усы лишь обмочил.

        В
сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра
3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3
раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к
царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день
ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их
Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки
плавный, напевный.

        Груздева,
Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация
презентации для физкультминутки, включение
аудиозаписи.        Учащиеся
проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим
их (см.план на ИД)

1.   
Синонимы

2.   
Сравнения

3.   
Эпитеты

4.   
Противопоставления

5.   
Ондокоренные слова

6.   
Сложные слова

7.   
Славянизмы

8.   
Определение после определяемого слова стоит

9.   
Уменьшительно-ласкательные суффиксы

10.          
Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите
мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми
выражениями

Словно
реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не
стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

        Бог
вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

        Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные
слова

        Найдите
в тексте эпитеты

Синее
море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На
листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или
К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.   
Противопоставление

VI.
Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1.
Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те
поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод …
(что сделать?)

Тайно
бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела
белка?

Во
саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя
Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили
внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в
 Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив
творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать
сказку?

Да

        Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

        А
теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих
литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что
такое сюжет? Что такое композиция?

Вид
литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На
этом урок закончен

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

  • План сказки у лукоморья дуб зеленый
  • План сказки хозяйка медной горы хозяйка
  • План сказки про кошку для 2 класса
  • План сказки лермонтова ашик кериб 4 класс литературное чтение
  • План сказки колобок 2 класс