План сказки черная курица или подземные жители 5 класс 10 пунктов

План- конспект урока литературы5 класса. погорельский черная курица, или подземные жителицели урока: 1 учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную

План- конспект урока литературы

5 класс

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;  

2) способствовать формированию умений читать , комментировать и     анализировать художественный текст;

3) обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного

4) учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

 5) речевое самосовершенствование учащихся.

Словарная работа: псевдоним.

Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Слово учителя .

-Ребята, вы прочитали еще одну литературную сказку, которая называется «Черная курица, или Подземные жители». Ее автор — Антоний Погорельский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Настоящее имя автора этой удивительной сказки — Алексей Алексеевич Перовский (1787 – 1836). Имя Погорельского Алексей Алексеевич взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. А. Погорельский – один из образованнейших людей России, участник войны 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский написал в 1829 г. для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии замечательным русским писателем, поэтом, драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

-Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?

—Где и когда происходит действие сказки ( «Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )

-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе,  остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,  часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

-Ребята, а какие чувства вы  испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Сочувствие     —    Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

                              попасть домой.

Симпатию   —        Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

                               помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение —       Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

                             который составлял все  богатство мальчика), чтобы спасти свою

                             любимицу — черную курицу; Алеша смелый, не испугался

                              появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение —       Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям

                             Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик      

                             погладил кошку за лапку.

Досаду —                Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность —    Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

                             урок свой, какой бы ему ни задали».

.        

Сожаление —         Характер Алеши начал  портиться, мальчик стал заносчивым,    

                           Шалил,  мешал другим детям заниматься.

Разочарование —   Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

                           «своими» успехами перед товарищами.

Негодование —      Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

 Возмущение-                           подземных жителей из-за боязни быть наказанным за        

                            неподобающее поведение.

Сострадание —      Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

                            тяжело переживает свое малодушие

Надежду —            Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость —              Все снова полюбили Алешу

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.

-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку в «Черная курица, или Подземные жители» (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)

-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице? (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство? (Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте? (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным — «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко? (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).

— А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей? (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

— А почему больше всех пострадала Чернушка? (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому ,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

— Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей? (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

— А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали»  

 Всем нам знакомы слова: « Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что ценится в жизни  лишь то, что достается трудом, только в  этом случае оно принесет радость и счастье).

— Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание? («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).

— Ребята, мы окунулись в завораживающий  мир  сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо  перемежаются у А. Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается , что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу.

3. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Характер Алеши

До получения зернышка

Имея зернышко

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание сказки через
    анализ текста;
  • углубление знаний о литературной сказке;
  • развитие монологической и диалогической речи
    учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся,
    то есть умение анализировать, синтезировать,
    обобщать;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование нравственных ориентаций на
    распознавание истинных и ложных ценностей;
  • выявление актуальности произведения для
    современных школьников;
  • создание на уроке психолого- педагогических
    условий для личностного роста каждого ученика.

Оборудование:

  • презентация,
  • видеофильм “Чёрная курица”.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

(0бъявление темы урока, запись в тетрадь).

— Что вы знаете об этом писателе? (слайд
1 – портрет А. Погорельского)

(ответы учащихся)

— Что привлекло ваше внимание, когда вы
знакомились с биографией писателя?

(Произведение написано для племянника,
будущего писателя Алексея Константиновича
Толстого).

— Вы прочитали это произведение. Чем оно
показалось вам необычным? На какие прочитанные в
этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на
сказку.)

— Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

— А есть ли отличие?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть
отличия?

(Отражены реалии того времени: точная география

Имя, возраст мальчика.)

– В какое время происходят события? С тех
прошло много лет. Скажите, а русский язык
изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?
Дома вы должны были поработать с незнакомыми
словами.

Словарная работа (слайд 2).
Объяснение непонятных слов.

— А зачем нам надо понимать значения этих слов?

(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана
более ста лет назад).

— В чём состоит главная особенность русских
народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина:
“Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам
урок”. Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда
наказано).

— А вот следует ли А.Погорельский этому
принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

— Поговорим о главном герое. Кто он?

(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш
ровесник)

— Разделите страничку на две части. В левую
часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за
что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

 

— За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это
проявилось?

(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал
ее).

— Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

У Никиты было индивидуально задание –
пересказать от лица мальчика это спасение. И от
того, как Никита справится с заданием, зависит
наше представление о характере героя.

Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение
Чернушки”.

(работа со слайдом 3)

— Как художнику удалось показать напряжённость
момента? Насколько точно художник воспроизводит
этот эпизод?

— Какие качества главного героя проявились
здесь?

(твёрдость, щедрость).

— Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)

— Давайте подберём синонимы к слову
“избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)

— Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)

— Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –

Кадры в/фильма

— Как вы считаете, посещение этого царства –
реальное событие?

(это сон, видение, обморок)

— А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?

(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть
не поплатился жизнью)

— Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

— Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога короля и Алёши (слайд 4).

— Алёше дана награда заслуженная, но что он
попросил? Почему именно с такой просьбой он
обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

— Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но,
как обычно бывает в сказках, есть одно условие,
при котором волшебство перестаёт действовать.
Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

— Почему вдруг такое условие? Что значит быть
скромным или нескромным?

(выслушиваем ответы учащихся).

— Давайте посмотрим, как же толкуют это слово
словари.

(слайд 5)

— От чего же предостерегает король Алёшу?

(работаем со словарными статьями, подчёркиваем
слова)

2 урок.

— Мы продолжаем работу по сказке
А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам
предстоит с вами дать окончательный ответ на
вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует
ли автор принципу русских народных сказок
заканчивать произведение победой добра над
злом”.

— Конопляное семечко освободило Алёшу от труда.
Многие из вас, наверняка, мечтали о таком
волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в
правом столбике, что изменилось в жизни Алёши,
когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.

(работа в парах, обсуждение, выписывание на
доску).

  Не прикладывает труда, чтобы учить
уроки

Отлично отвечает учителю

Товарищи перестали его любить

Шалил много, надоел товарищам

“страшный шалун”

Стал непослушным

Несчастный

— Почему похвала за отличные ответы не
доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не
ценим того, что нам легко достаётся)

— Почему изменилось отношение детей к Алёше?

(стал гордым, высокомерным, заносчивым)

— А вы помните условие, при котором перестаёт
действовать волшебство? Если нарушается договор,
то неминуема расплата, наказание. Как же наказан
Алёша?

(он потерял волшебное зёрнышко)

Выразительное чтение эпизода “Потеря
конопляного зёрнышка”.

— Для главного героя это катастрофа. Почему
теперь Алёша не смог выучить урок?

(навык утрачен, он разучился трудиться,
добывать знания)

— А для нас это с вами урок?

— Но неслучайно мы говорили о признаках
волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра.
Использует ли автор это число?

— Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков
его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть
неблагодарным)

— Почему Чернушка называет неблагодарность
“худшим свойством”?

К чему привела неблагодарность Алёшу?

(Он предал маленьких жителей)

— Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки
обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

(легко приобрести дурные привычки, но трудно от
них избавиться).

8. Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.

– Какие слова учителя могут пригодиться нам?
Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода?
Можем ли мы эти слова взять в качестве второго
эпиграфа?

(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили
его во зло”.

Надо развивать таланты, данные нам.

Особое внимание автор обращает на поведение
товарищей Алёши.).

— Почему Алёша боится увидеть Чернушку в
четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он
непотерянный человек, он может исправиться).

кадры в/фильма “Алёша прощается с
Чернушкой”.

— Если так трагично заканчивается сказка

— жители подземного королёвства ушли

— Алёша наказан

— предательство,

то можно ли говорить, что конец традиционен для
волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним
добрым и послушным, скромным и прилежным
мальчиком).

— В течение двух часов мы говорили с вами об
уроках, которые получил Алёша. В дома вы напишите
ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки
А.Погорельского “Чёрная курица”

На чтение 8 мин. Просмотров 27 Опубликовано

illjustracija-chernaja-kurica-hudozhnik-je-e-benjaminson%2B-11%2B%25282%2529.png

Волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке. В этой статье представлен план повести «Черная курица, или Подземные жители»: перечисление основных событий, изложенных в произведении. Если вам нужен цитатный план повести «Черная курица», мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах». На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения. Смотрите: — Краткое содержание повести— Все материалы по повести «Черная курица»

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

  1. Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
  2. Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
  3. Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
  4. Приезд директора училищ и торжественный обед.
  5. Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
  6. Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
  7. Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
  8. Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
  9. Алеша превращается в непослушного мальчика.
  10. Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
  11. Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
  12. Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
  13. Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
  14. Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
  15. Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.

Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения. Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты.Смотрите: — Краткое содержание повести— Все материалы по повести «Черная курица»Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители» Жанр: авторская волшебная сказочная повестьГлавные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки «Черная курица»

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки «Черная курица» Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человекаЧему учит сказка «Черная курица» В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.Отзыв на сказку «Черная курица» Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.Пословицы к сказке «Черная курица» Давши слово держись, а не давши крепись. От слова спасение, от слова и гибель. Долг платежом красен.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица» Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед. Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители. Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку. Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю. В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка. Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка. Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей. Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели. На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король. Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку. Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы. Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном. После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами. Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс. После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края. Алеша очнулся в своей постели. После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки. Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика. Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли. У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью. Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.Рисунки и иллюстрации к сказке «Черная курица»

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2019/02/plan-chernaja-kurica-podzemnye-zhiteli-pogorelskij.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html

Как составить план к сказке «Черная курица или подземные жители»?

Сказка Антония Погорельского «Черная курица» довольно объемное произведении и пересказывать его подробно и во всех деталях затруднительно, поэтому ограничимся более общим планом:

  1. Пансион для детей. Алеша. Любит читать книги, ждет волшебницу, кормит курочек.
  2. Алешу просят поймать курицу, но он прячется
  3. Алеша слышит как кудахчет пойманная Чернушка и налетев на кухарку просит отпустить любимицу. Алеша отдает империал кухарке. Чернушка спасена.
  4. Приезд директора, наблюдения за лысым «рыцарем» — директором.
  5. Алеше показалось, что он слышит голос Чернушки
  6. Ночью Алешу позвала курица и он пошел за ней.двери открывались как по волшебству. Попугай у старушек кричит «Дурак»
  7. Рыцари соскочили со стены. Сражение Чернушки с рыцарями. Чернушка победитель.
  8. Алеша просыпается в своей комнате и слышит о пропаже Чернушки.
  9. Ночью опять приходит Чернушка и выговаривает Алеше, что тот разбудил попугая, а попугай рыцарей.
  10. Новое ночное путешествие, фарфоровые куклы, те же рыцари, но уже миролюбивые, зала с золотыми креслами.
  11. Появляется король и объявляет Алеше, что тот спас его министра — маленького человечка в котором Алеша узнает Чернушку
  12. Король предлагает Алеше награду. Тот просит сделать так, чтобы он всегда знал все уроки.
  13. Ему дают конопляное семечко и требуют полного молчания об увиденном.
  14. Алеша посещает подземный сад и бриллиантовыми дорожками и зверинец, потом попадает на охоту на крыс
  15. Алеша беседует с Чернушкой-министром и просыпается в постели
  16. Он находит в кармане конопляное зернышко и оказывается, что знает все уроки
  17. Алеша загордился, стал много шалить, ведь ему не надо было учить уроки, он и так все знал
  18. Но в один момент Алеша вдруг ничего не смог ответить учителю и его заперли в наказание, он потерял зернышко.
  19. Алеша зовет Чернушку, тот приходит ночью и выговаривает Алеше, что не узнает его. Чернушка возвращает ему конопляное семечко.
  20. Алеша гордо отвечает урок, но не может ответить когда он успел выучить 20 страниц
  21. Алешу решили наказать розгами. В страхе он рассказывает о черной курице, но ему не верят и высекают
  22. Чернушка приходит прощаться, ведь Алеша выдал тайну подземных жителей.
  23. Алеша заболел, а после выздоровления ему все стало казаться сном, Он уже не мог выучивать по 20 страниц, но зато его любили товарищи.

«Чёрная курица, или Подземные жители» — читательский дневник по сказке А. Погорельского

Алеша – десятилетний мальчик, добрый, веселый, жалостливый, хороший товарищ, которому предстоит пройти трудные испытания. Чернушка – в мире людей – курица, а в подземном городе – министр, добрый, мудрый и справедливый.

Краткое содержание и сюжет

Алеша уже два года жил в мужском пансионе в Петербурге, вдали от родителей. Он был милым и послушным мальчиком, но только очень скучал по семье. По выходным, когда его товарищей забирали по домам родители, Алеша любил ухаживать за курочками, среди которых он особенно выделял Чернушку. Однажды он увидел, как кухарка хотела зарубить ее, и заступился за свою любимицу.

Ночью к Алеше пришла Чернушка, и позвала его за собой. Она привела мальчика в удивительный город, который располагался под землей. Там Алеша увидел немало чудес, а Чернушка превратилась в министра. Король подземного государства подарил гостю волшебное зернышко. Его обладатель мог не тратить время на домашние задания и уроки, и при этом знать материал на «отлично». Однако Алешу предупредили, что обо всем, что он здесь узнал и увидел, он должен держать в строжайшей тайне.

После этой истории Алеша очень изменился – он стал избалованным, заносчивым, и вскоре растерял всех своих друзей. Однажды учитель наказал его по всей строгости и мальчик, не выдержав, рассказал ему о подземном городе и волшебном зернышке.

Ночью Алеша увидел Чернушку в последний раз. Подземные жители должны были навсегда покинуть свой город, поскольку их тайна была раскрыта. Алеша вновь стал добрым, послушным мальчиком, и приобрел верных друзей.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

План пересказа

  • Мужской пансион в Петербурге.
  • Добрый мальчик Алеша.
  • Спасение Чернушки.
  • Подземный мир.
  • Волшебное конопляное семечко.
  • Алеша меняется в худшую сторону.
  • Учитель наказывает мальчика.
  • Предательство Алеши.
  • Прощание с Чернушкой.
  • Исправление Алеши.

Основная мысль

Всего в этой жизни нужно добиваться самостоятельно, своим трудом.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, честным, отзывчивым. Но самое главное – уметь держать свое слово, и никогда не предавать тех, кто оказал тебе доверие. Нельзя демонстрировать свое превосходство, быть гордым и заносчивым.

Отзыв

Знакомство с подземными жителями и подаренное волшебное зернышко стало настоящим испытанием для Алеши. К сожалению, он не оправдал их доверие, и предал, рассказав учителю об их существовании. Радует лишь то, что Алеша понял, насколько был неправ, и исправился.

Пословицы

  • Давши слово держись, а не давши крепись.
  • От слова спасение, от слова и гибель.
  • Долг платежом красен.

Что понравилось

Понравилось, как добрым, милосердным мальчиком был Алеша. Он спас любимую Чернушку от верной смерти, а она подарила ему настоящую сказку.

Вывод и мое мнение

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

План рассказа про черную курицу, или подземные жители

Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.

План рассказа Черная курица, или Подземные жители.

Черная курица, или Подземные жители – великолепная история, которая понравится многим детям. С одной стороны – это интересная история, которая увлечет своим сюжетом, с другой – положительная мораль, которая отлично проскальзывает в сюжете и будет понятна даже младшим ребятам. Главный посыл рассказа в том, что без доброты невозможно жить в нашем мире в гармонии с собственной совестью и окружающим миром.

Краткий план Черная курица, или Подземные жители.

  1. Алеша попадает в интернат, где чувствует себя одиноко и находит любимицу в лице чёрной курочки, прозвав её Чернушка.
  2. Спасает Чернушка от смерти и попадает в её мир — маленьких человечков, где Чернушка является перед ним министром и знакомит с королём.
  3. Получает от короля зернышко, дающее возможность всегда знать уроки и при этом ничего не делать.
  4. Алёша становится заносчивым, хвастливым, от него отворачивается товарищи.
  5. Чтобы избежать наказания выдаёт секрет маленьких человечков и лишается зернышка. Наказание все равно получает.
  6. Уход маленьких человечков, раскаяние Алеши. Путь к исправлению.

Подробный план Черная курица, или Подземные жители.

  1. Десятилетнего Алешу родители отдают в детский интернат к строгому учителю.
  2. Жизнь его течет тихо, он часто скучает по родителям и мечтает.
  3. Проникается добротой к курочкам. В особенности к черной курочке, прозвав ее Чернушка.
  4. Спасает курочку от кухарки, которая хотела сделать из нее праздничный обед для гостей.
  5. Первое ночное приключение Алеши – Чернушка приходит к нему, пока все спят и ведет его в тайный подземный мир.
  6. Чернушка знакомит Алешу с королем, его придворными и миром маленьких человечков и предстает в обличии министра короля.
  7. В знак благодарности за спасение Чернушки король обещает исполнить любое желание мальчика. Тот загадывает знать все уроки, без труда и получает волшебное зернышко, которое позволит исполнить это желание.
  8. Испытывает стыд, что все его хвалят за знания и умения, а он ведь понимает, что это все благодаря зернышку, а не ему.
  9. Характер Алеши портится, мальчик становится хвастливым, заносчивым. Друзья от него отворачиваются.
  10. Теряет зернышко и не может ответить на урок, так как совсем разучил учиться. Учитель считает, что он из вредности не отвечает и заставляет выучить 20 страниц, иначе его ждет порка.
  11. Чернушка и король дают ему еще один шанс. Возвращают зернышко в обмен на то, что он исправится и станет снова добрым и милым мальчиком.
  12. Исправиться Алеша хочет, но это труднее, чем он думал и сначала у него не получается.
  13. Когда он не смог объяснить, как выучил 20 страниц, ему снова грозят поркой. Чтобы избежать наказания, мальчик выдает секрет Чернушки и всем рассказывает про подземный мир маленьких человечков.
  14. Тут же исчезает зернышко – ведь оно было дано мальчику с единственным условием – хранить секрет о существовании подземного мира.
  15. Порка, избежать которой не удалось. Учитель посчитал мальчика обманщиком.
  16. Уход маленьких человечков и горестное прощание Алеши и министра, которого из-за предательства Алеши заковали в цепи.
  17. Искреннее раскаяние Алеши и желание.
  18. Путь к исправлению.

План рассказа

  • Жизнь Алеши в пансионе.
  • Начало дружбы с черной курицей.
  • Знакомство с Подземным городом.
  • Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна.
  • Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда.

Жизнь Алеши в пансионе

Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.

Начало дружбы с черной курицей

Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.

Знакомство с Подземным городом

Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.

Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна

Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.

Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда

Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.

План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского

  1. Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
  2. Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
  3. Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
  4. Приезд директора училищ и торжественный обед.
  5. Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
  6. Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
  7. Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
  8. Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
  9. Алеша превращается в непослушного мальчика.
  10. Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
  11. Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
  12. Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
  13. Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
  14. Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
  15. Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.

Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения. Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты. Смотрите: — Краткое содержание повести — Все материалы по повести «Черная курица»

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге. Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним.

Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично.

Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам. При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.

Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда. Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном – стать прежним. На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Пример сочинения на тему «Черная курица» по А. Погорельскому.

Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным, а потом пансион стал ему привычен, и с ребятами мальчик подружился. Алёша был умным мальчиком, учился хорошо и все его любили.

Но по выходным было мальчику скучно и одиноко, когда его друзей забирали домой. Занимал в это время себя Алёша чтением книг. Ему нравились истории про рыцарей. Читая их, он представлял себя героем таких приключений.

Помимо чтения, Алёша любил кормить кур, которые жили во дворе пансиона. Ему нравилось наблюдать за их поведением, мальчик знал имена всех птиц. Но особенно нравилась Алёше одна чёрная курочка по имени Чернушка.

На зимние каникулы также все друзья Алёши разъехались, и он играл во дворе с курицами. Мальчик звал к себе птиц, как увидел, что из пансиона вышла кухарка с большим ножом. Она начала ловить Чернушку. Мальчик уговорил женщину не убивать курицу.

Вечером Чернушка сказала Алеше, чтобы он оставался с ней. Ночью мальчик не мог уснуть и вдруг услышал шорох. Под своей кроватью он увидел Чернушку, и курица позвала мальчика за собой. Они прошли через весь дом, и зашли в подземелье. Там Алёша увидел зал, освещенный огнями хрустальной люстры. Чернушка стала большой. И мальчик проснулся. А утром чёрной курицы во дворе не было.

Следующей ночью Чернушка опять повела Алёшу в подземелье. Там мальчик увидел много маленьких людей, которые стояли у трона. А на троне сидел министр, который благодарил мальчика за спасенную жизнь. И Алеша понял, что это Чернушка. И министр сказал мальчику, что исполнит любое его желание. Алеша попросил знать всё, но не учить при этом уроки.

Алеша получил семечко. И пока оно было у мальчика, он мог всегда знать урок. Но за это Алёша должен был хранить в тайне увиденное. Если кто-то узнал бы о подземелье, то его жителям была бы беда. Мальчик дал обещание. Потом ему показали всё подземелье, угощали вкусностями и развлекали.

На уроке Алёшу вызвали отвечать. И мальчик рассказал домашнее задание. Тогда он понял, что семечко работает. С тех пор на каждом уроке Алешу хвалили за изумительные ответы. И мальчик стал гордым, считал себя умнее других.

А однажды Алеша потерял семечко и не смог ответить урок. Чернушка помогла мальчику, вернула семечко, но попросила впредь быть добрым и не важничать. Алёша пообещал, но забыл об этом.

Алеше грозило наказание розгами, и он от испуга выдал тайну подземных жителей. Из-за этого всему подземному царству пришлось покинуть пансионат. Чернушка пришла к Алеше попрощаться и еще раз попросила исправиться. После этого Алёша снова стал послушным и скромным. И начал сам учить уроки.

>Также читают: Другие >Картинка к сочинению План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.

Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.

Вывод

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

План рассказа Черная курица, или Подземные жители.

Черная курица, или Подземные жители – великолепная история, которая понравится многим детям. С одной стороны – это интересная история, которая увлечет своим сюжетом, с другой – положительная мораль, которая отлично проскальзывает в сюжете и будет понятна даже младшим ребятам. Главный посыл рассказа в том, что без доброты невозможно жить в нашем мире в гармонии с собственной совестью и окружающим миром.

Краткий план Черная курица, или Подземные жители.

  1. Алеша попадает в интернат, где чувствует себя одиноко и находит любимицу в лице чёрной курочки, прозвав её Чернушка.
  2. Спасает Чернушка от смерти и попадает в её мир — маленьких человечков, где Чернушка является перед ним министром и знакомит с королём.
  3. Получает от короля зернышко, дающее возможность всегда знать уроки и при этом ничего не делать.
  4. Алёша становится заносчивым, хвастливым, от него отворачивается товарищи.
  5. Чтобы избежать наказания выдаёт секрет маленьких человечков и лишается зернышка. Наказание все равно получает.
  6. Уход маленьких человечков, раскаяние Алеши. Путь к исправлению.

Подробный план Черная курица, или Подземные жители.

  1. Десятилетнего Алешу родители отдают в детский интернат к строгому учителю.
  2. Жизнь его течет тихо, он часто скучает по родителям и мечтает.
  3. Проникается добротой к курочкам. В особенности к черной курочке, прозвав ее Чернушка.
  4. Спасает курочку от кухарки, которая хотела сделать из нее праздничный обед для гостей.
  5. Первое ночное приключение Алеши – Чернушка приходит к нему, пока все спят и ведет его в тайный подземный мир.
  6. Чернушка знакомит Алешу с королем, его придворными и миром маленьких человечков и предстает в обличии министра короля.
  7. В знак благодарности за спасение Чернушки король обещает исполнить любое желание мальчика. Тот загадывает знать все уроки, без труда и получает волшебное зернышко, которое позволит исполнить это желание.
  8. Испытывает стыд, что все его хвалят за знания и умения, а он ведь понимает, что это все благодаря зернышку, а не ему.
  9. Характер Алеши портится, мальчик становится хвастливым, заносчивым. Друзья от него отворачиваются.
  10. Теряет зернышко и не может ответить на урок, так как совсем разучил учиться. Учитель считает, что он из вредности не отвечает и заставляет выучить 20 страниц, иначе его ждет порка.
  11. Чернушка и король дают ему еще один шанс. Возвращают зернышко в обмен на то, что он исправится и станет снова добрым и милым мальчиком.
  12. Исправиться Алеша хочет, но это труднее, чем он думал и сначала у него не получается.
  13. Когда он не смог объяснить, как выучил 20 страниц, ему снова грозят поркой. Чтобы избежать наказания, мальчик выдает секрет Чернушки и всем рассказывает про подземный мир маленьких человечков.
  14. Тут же исчезает зернышко – ведь оно было дано мальчику с единственным условием – хранить секрет о существовании подземного мира.
  15. Порка, избежать которой не удалось. Учитель посчитал мальчика обманщиком.
  16. Уход маленьких человечков и горестное прощание Алеши и министра, которого из-за предательства Алеши заковали в цепи.
  17. Искреннее раскаяние Алеши и желание.
  18. Путь к исправлению.

Популярные сочинения

  • Сочинение Шульгович в повести Поединок (Образ и характеристика) Куприн
    Русский писатель А. И. Куприн написал много произведений. Они все написаны на разные темы. В произведении «Поединок» освещается тема противостояния одного человека толпе
  • Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)
    В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.
  • Культура речи — сочинение-рассуждение
    Что же такое культура речи? Сначала нужно разбить данное словосочетание и понять, что значит каждое словом, а далее уже разбирать само словосочетание. Так всегда, чтобы разобрать маленькое словосочетание, нужно понять и разобрать отдельные слова.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

  • мальчик Алёша;
  • курица по прозвищу Чернушка.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Образ главного героя

Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.

Личность мальчика

Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.

В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.

Волшебное семечко

Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.

Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.

Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.

Осознание своей вины

Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.

Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.

Применение на уроках литературы

Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.

На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?

Истинное лицо

Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.

Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.

Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.

Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.

Сжатый анализ текста

Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.

Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:

  • Год написания: 1829 г.
  • Жанр: волшебная повесть, сказка.
  • Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
  • Тема текста: дружба, ответственность.
  • Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.

Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • План сказки чехова мальчики 4 класс
  • План сказки царевна лягушка для 5 класса 10 пунктов
  • План сказки хитрая наука
  • План сказки чайник андерсен
  • План сказки царевна лягушка 5 класс только план из 5 пунктов