План сказки черепаха кролик и удав маха 3 класс

Разработка урока по литературному чтениюподготовила: минибаева г.в.сравнительный анализ двух сказок. кубинская сказка черепаха, кролик и удав-маха и индийская сказка хитрый

Разработка урока по литературному чтению

Подготовила: Минибаева Г.В.

«Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал».

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.

В сказке «Черепаха, кролик и удав- маха» ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха- кролику. Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле (отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток, использует животных, не испытывает к ним никакой благодарности). Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае- представление о справедливости. В сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении и нуждается в помощи. Обсуждаемая глобальная проблема и ход событий одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а   благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, даром жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Пора, друзья, урок начать,

Ведь дорога минутка каждая:

Нас дело ждёт немаловажное –

О сказках многое узнать!

  1. Актуализация знаний

-Вспомните, что вы уже знаете о сказках. Чему мы научились? (Определять жанр сказки и временной период.)

-Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию (Самые древние сказки объясняют откуда всё в мире происходит, сказки – цепочки; Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость; Менее древние сказки учат быть добрым и справедливым; Бродячие сказки рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

  1.  Подготовка к восприятию

Мы стали умнее,

Мы многое знаем,

 И можем мы сказки сравнить

Сегодня мы сказки ещё почитаем,

Чтоб время создания определить.

  1.  Работа по теме урока

Учитель читает текст на стр.84 до сказки.

— О чём рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

— Какое название дали таким сказкам? (Менее древние сказки.)

Познакомимся с одной из них.

— Сказку какого народа мы будем читать? (Кубинскую народную сказку.)

— Найдём на глобусе, где находится эта страна.

— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав- маха».)

— Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на стр.84-88)

— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это самостоятельно.

— Кто герои этой сказки?

— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

 — Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова («Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.)

— Кто помог разрешить спор? (Мул и вол.)

— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Она умная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

— Докажите словами из текста.  Какой план у неё возник? Прочитаем.

(Дети читают отрывок на стр.88 по ролям.)

— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман, благородство и великодушие героев.)

— Кто умный и хитрый? (Черепаха.)

— Кто благородный и великодушный? (Кролик.)

— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказке, б) к просто древней сказке, в) к менее древней сказке? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

— Докажите свою точку зрения.

— Кто запомнил сказку и может её пересказать?

— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать.

УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ              ВСТРЕЧА С МУЛОМ                     ДОГОВОР

    КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ                ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

             УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА                             УДАВ СНОВА В ЯМЕ

                                           ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

— Легко ли было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

— Найдите их и зачитайте.

— На какую сказку похожа эта сказка по построению? (На сказку- цепочку.)

-Прочитайте информацию на плакате Летучей мыши.

VII. Зрительная гимнастика

Сегодня мы познакомимся ещё с одной индийской сказкой.

Откройте учебник на стр.89 и прочитайте её название. (Хитрый шакал.)

— Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя, просто древняя или менее древняя?

-Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на стр.89-95.)

-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)

— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

— Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:

  • в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
  • за благородный поступок героя хотят съесть;
  • возникает спор;
  • герои обращаются за помощью к третьему лицу;
  • спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
  • в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.

 Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр…»

-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог человеку.)

— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

— О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

— Вам понравился шакал?

— Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось спасти человека?

— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)

— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

— А какое его качество доказывает, что он герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

VIII. Работа в тетради для самостоятельной работы

(Выполнение №11(стр. 22-25).)

IX. Рефлексия

 («Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из предложенных ему цветных квадратов:

  • зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё нонравилось;
  • жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти ответ;
  •  красный – тебе было трудно.

Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

X. Подведение итогов урока

Какие сказки сравнивали? (Кубинскую сказку «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийскую сказку «Хитрый шакал».)

-Какие выводы сделали? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

XI. Домашнее задание

Пересказ индийской сказки «Хитрый шакал».

Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обма­на) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.)

— А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.)

— Проверьте свои знания.

(Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятель­ной работы, с. 17) с последующей проверкой.)

III. Работа по теме урока

(Учитель продолжает читать текст на с. 84 до сказки.)

— О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

— Найдите, какое название дали таким сказкам.

Digitized by Google

(Учитель выставляет табличку.)

Менее древние сказочные истории

Познакомимся с одной из них.

— Сказку какого народа мы будем читать?

— Найдем на карте мира, где располагается эта страна.

— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».)

— Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на с. 84—88.)

— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сде­лайте это.

— Кто герои этой сказки?

— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».)

— Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.)

— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаум­ная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

— Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Про­читаем.

(Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.)

— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; бла­городство и великодушие героев.)

— Кто умный и хитрый?

— А кто благородный и великодушный?

— А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.)

— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древ­ней сказочной истории; б) к просто древней сказочной ис­тории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)


— Докажите свою точку зрения.

— Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?

— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте ее пересказать.

Удав попал в яму

Встреча с мулом

Договор

Кролик помог удаву выбраться

Встреча с волом

       

Удав решил съесть кролика

Хитрый план черепахи

— Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

— Найдите их и зачитайте.

— На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.)

— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89.

VI.Рефлексия

— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все по­лучалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг.

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Какой вывод сделали?

— Чему же учат менее древние сказки?

Домашнее задание

1. Пересказать сказку (учебник, с. 84—88).

2. Подобрать к ней пословицы (по желанию).

Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок

Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

640 1

(Проверка домашнего задания.)

— Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.

Тест

1. Кто герои сказки?

а) собака, кролик, обезьяна;

б) старик, старуха, рыба;

в) черепаха, кролик и удав.

2. Как кролик спасал удава?

а) бросил ему веревку;

б) сбросил в яму ветки;

в) дал ему лапу.

3. Из-за чего у животных вышел спор?

а) удав хотел съесть кролика;

б) кролик не захотел лезть в яму;

в) удав не мог выбраться из ямы.

4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?

а) жадность;

б) хитрость;

в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.

— Вспомните, с какими индийскими сказками мы познако­мились на уроках.

— Чему они учили людей?

— Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)

III. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.

— Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хит­рый шакал».)

— Предположите по названию, какая это сказка: самая древ­няя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?

Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)

— Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались вы­яснить, есть ли справедливость.)

— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

— Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к на­чалу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.

(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.

• В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;

• за благородный поступок героя хотят съесть;

• возникает спор;

• герои обращаются за помощью к третьему лицу;

• спор помогает разрешить хитрый и умный герой;

• в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)

— Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

— На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго броди­ли человек и тигр…».

— О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.)

— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

— О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

— Вам понравился шакал?

— Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.

— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благород­ный, бескорыстный, справедливый.)

— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

— А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

2. Работа в тетради для самостоятельпой работы

(Выполнение № 11 (с. 22-25).)

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:

• зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;

• желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;

• красный — тебе было трудно.

Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?

Домашнее задание

Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95).

Цели:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов
    (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие
    сказочные истории);
  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и
    выразительного чтения;
  • развивать устную речь детей.

Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для
самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок;
презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.

Приложение 1.

Слайд 1.

1. Организационный момент.

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские
стихи
хокку.)

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем
читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня:
Слайд 2.

  • вспомнить (все самое главное)
  • применить (свои знания)
  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Классификация сказок.

  • Составление кластера

(работа в группах).

– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания
и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.

– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
Слайд 3.

  • Признаки древних сказок.

Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки
объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они
именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по
построению – это сказка-цепочка.


Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат
ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.


Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат
человека быть добрым и справедливым.

Проверка –
Слайд 4.

  • Бродячие сказки (

фронтально)

.

Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.


Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как
барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха,
кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает
зло.

  • Расположить сказку на ленте времени. Слайды 5, 6..

3. Физкультминутка.

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке
вы приседайте, если нельзяраспрямитесь и сделайте хлопок
над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться,
узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать,
выяснять, бегать.

4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.

Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради),
класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.

– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” –
вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть
интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно
объективно, то есть справедливо.

5. Физкультминутка для глаз.
Слайды 7, 8.

6. Повторение сказок.

  • В каждой строке назови лишнего сказочного героя.
    Слайд 9.


  • Определи возраст сказки по ее названию.
    Слайд 10.

  • (При необходимости в случае затруднения можно воспользовать гиперссылкой
    и вернуться к Слайду 4.)

  • Вспомни название сказки по ее отрывку.
    Слайд 11.

  • “…А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с
    гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса…” –
    “Снег и заяц”
    “…Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести
    высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица…”
    – “Ласточка и комар”
    “…Сел медведь на лед, опустил в полынью свой коротенький хвост и стал ждать.
    Но когда захотел он подняться, чтоб посмотреть, много ли рыбы попалось, то
    почувствовал, что кто-то его крепко держит…” – “Вихио”
    “…На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили
    они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу
    варила или на углях пекла, тем только они сыты и были. Не поймает старик
    ничего, так и вовсе голодают…” – “Золотая рыба”
    “…Жил на Алтае старый большой медведь. Его любимая еда – кедровый орех. Брал
    он орехи только с одного кедра. Толстый кедр, в шесть обхватов. Это дерево
    старый большой медведь от зверей и людей заботливо охранял. Хорошо жилось
    медведю подле него. Но вот однажды пришел медведь, а у толстого кедра орехов
    нет…” – “Нарядный бурундук”
    “…В давние времена жила в одной деревне вдова, у которой было две дочери.
    Дочерей звали просто – Большая и Маленькая. Сестры Большая и Маленькая были
    совсем разными. Большая была грубая и злая, да еще и жадная. А Маленькая ко
    всем относилась с добротою…” – “Жемчужинка и жаба”

    7. Рефлексия.

    – Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в
    начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно,
    индивидуально):

    – Самым интересным сегодня было…

    – Самым трудным для меня было…

    – Самым неожиданным для меня было…

    Приложение 1


    Конспект урока литературного чтения в 3 классе

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    (Чуракова Н.А.)

    Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1, стр. 84-89)

    Тема: Жанровые признаки сказки на материале кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

    Тип урока: комбинированный.

    Цель: создание благоприятных условий для воспитания стремления прийти на помощь тому, кто попал в беду, справедливости на земле у обучающихся через содержание кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

    Задачи:

    Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием кубинской сказкой «Черепаха, кролик и удав — Маха»; формированию первоначальных представлений о стране Кубе и о жизни и творчестве кубинского народа.

    Воспитательные: способствовать формированию нравственного осознания помощи другому, умению отличать зло от благородства, чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к кубинским сказкам.

    Развивающие: способствовать развитию навыка чтения; познавательной активности обучающихся посредством работы с содержанием сказки; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы. обобщению и активизации уже имеющихся знаний; умения анализировать изобразительно — выразительные средства русского языка.

    Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

    Основные образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийная презентация, проектор, раздаточный

    Содержательный компонент урока

    Ход урока:

    I. Организация начала урока

    1) Приветствие.

    У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Эдуардовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

    2) Проверка готовности к уроку.

    У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал. Сидим ровно и красиво.

    3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

    У: Мы начать урок готовы,

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать.

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно

    Каждый день – всегда, везде

    На занятиях, в игре

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим.

    У: Кто готов слушать и рассуждать? Поднимите руки. Кто готов трудиться? Похлопайте. Кто готов помогать друг другу? Потрите ладошки. Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

    II. Актуализация умений и знаний

    1) Проверка домашнего задания.

    У: Ребята, какие сказки вы читали на прошлом уроке? Дайте определение бродячие сказки. Какие бывают бродячие сказки?

    Несколько детей говорят правильные ответы.

    У: Какое было у вас домашнее задание?

    О: Выразительное чтение!

    Несколько детей читают правильно и выразительно.

    2) Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе урока.

    Несколько детей говорят правильные ответы.

    У: Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.

    III. Открытие новой темы. Целеполагание.

    У: Для того, чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, вы должны отгадать зашифрованное слово, а отгадать его можно по первым буквам названий изображенных предметов.

    У: Так какое же слово зашифровано за картинками?

    О: Сказка!

    У: Правильно, сказка! А что такое сказака?

    Дети говорят свои варианты определения сказки

    У: Ребята, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.  А какие бывают сказки?

    О: Литературные и народные.

    У.: Что вы знаете о народной и литературной сказке?

    О: Народные сказки появились очень давно. Они были сочинены народом. Передаются из поколения в поколения. Авторские сказки написаны определенным автором, но в них также присутствует волшебство, выдумка и т.д.

    У: Вы все верно сказали!

    Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже.

    У авторских сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

    У: Ребята, только русский народ сочинял сказки?

    О: Нет

    У: Каких народов сказки вы уже читали: дома и на уроках?

    О: Корейские, венгерские, индейские, африканские и т. д. сказки.

    У: Молодцы, вы все верно вспомнили!

    У: А сейчас посмотрите на карту, и скажите, что это за страна?

    1127763 1

    О: Куба!

    У: Верно! Значит, с какой сказкой мы сегодня познакомимся?

    О: С кубинской.

    У: Посмотрите на карту мира, как далеко мы живем от них, но все равно мы изучаем их сказки.

    1127763 2

    У: Чтобы определить название нашей сказки, вам нужно отгадать мои загадки:

    «Очень медленно ползёт,
    Долго, говорят, живёт.
    Голову втянув от страха,
    Скрылась в панцирь…» (Черепаха)

    О: Черепаха!

    «Ест морковку, длинноухий. 

    Хочешь, можешь взять на руки. 

    В клетке деревянный домик. 

    Кто живет в нем?

    Белый…» (Кролик)

    О: Кролик!

    «Проползает шнур живой,
    Ног не видно с головой, 
    Жалит он, а не кусает, 
    И к себе не подпускает.» (Удав)

    О: Удав!

    У: Ребята, соедините наши слова – отгадки и скажите, какую сказку мы будем сегодня изучать?

    О: «Черепаха, кролик и удав»

    У: Правильно, сегодня мы с вами выявим жанровые особенности кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав – Маха».

    У: Ребята, с чем мы сегодня познакомимся? Что мы сегодня узнаем? Чему будем учиться?

    Дети отвечают на эти вопросы.

    IV. Открытие новых умений и знаний.

    1) Подготовительная работа.

    а) Краткие сведения об особенностях кубинских сказок.

    У: Я вам немного расскажу про кубинские сказки. Как они сформировались однозначного ответа на этот вопрос нет, слишком сложно и долго появлялась эта нация. Когда – то на землях Кубы проживали индейские племена, которых вытеснили завоеватели из Испании, а вскоре и африканские негры. Все эти народы повлекли собой свои привычки, национальные верования и обычаи, которые привели к появлению уникального кубинского сказочного фольклора. Отличие этих сказок – неистребимая уверенность в победе гуманизма и уважительное отношение к разным народностям.

    У: Прочитайте с доски отличительные черты кубинской сказки.

    О:

    • законом жизни ставят справедливость;

    • легко читаются;

    • мораль умещается в коротком содержании;

    • поучительные истории всегда забавны;

    • герои часто поют.

    б) Словарная работа.

    У.: Ребята, прочитайте выражения с доски сначала про себя, потом вслух и попробуйте объяснить, что обозначают выделенные слова и словосочетания в них.

    • Зате́ял неслы́ханное преступле́ние (плохое действие, о котором никто никогда не слышал и не знал);

    • У нас спор вы́шел (мы поспорили);

    • В награ́ду тебе́ доста́нутся одни́ тумаки́ (в итоге тебя побьют);

    • Взмоли́лся кро́лик (начал просить);

    • Пробормота́л удав (сказал очень тихо);

    Дети говорят свои варианты определения этих выражений.

    в) Речевая разминка.

    У: Молодцы! Чтение сказки начнем с речевой разминки, чтобы подготовить наш речевой аппарат:

    Предложение (эмоционально)

    «Испугался грома Рома.
    Заревел он громче грома.
    От такого рева гром
    Притаился за бугром.»

    • Сначала я прочитаю вам быстро и правильно;

    • Потом мы все вместе под хлопки медленно;

    • Теперь быстрее;

    • А теперь читаем громко, быстро и внятно;

    • Читают скоро и быстро 3-4 ученика.

    У: Произнести фразу, подчеркивая интонацией выделенные слова.

    «Мы сегодня идем в кино

    Мы сегодня идем в кино

    Мы сегодня идем в кино

    Мы сегодня идем в кино»

    2) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания.

    У: Ребята, открываем учебник на стр.84. Что необычного и незнакомого вы заметили в название этой сказки?

    О: Удав – Маха

    У: Найдите в сноске объяснение слова «маха».

    О: Маха – великий. Приставка к имени особо уважаемых лиц в Индии.

    У: Верно. Читаем «цепочкой» эту сказку.

    Дети читают «цепочкой».

    V. Физкультминутка.

    У медведя дом большой,

    А у зайца – маленький.

    Наш медведь пошел домой,

    А за ним и заинька.

    Мы зверяток провожаем

    И урок наш продолжаем.

    Руки поднять вверх, подъем на носочки.

    Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.

    Переступание с ноги на ногу.

    Прыжки.

    Прощальные движения рукой

    Дети садятся за парты

    VI. Открытие новых умений и знаний (продолжение).

    1) Вторичное чтение сказки и анализ содержания.

    У: Назовите главных героев этой сказки?

    О: Удав – маха, кролик, мул, вол и черепаха.

    2) Работа в группах.

    У: Чтобы хорошо узнать героев мы сейчас будем работать в группе:

    1 группа расскажет все действия, которые происходили с удавом – маха.

    2 группа расскажет все действия, которые происходили с кроликом.

    3 группа расскажет все действия, которые происходили с черепахой.

    О: 1 группа: Удав – маха охотился за птицами и случайно упал в яму. Он долго не мог выбраться из нее. Потом он хотел съесть кролика за то, что тот спас его. Но в итоге он все равно оказался в яме.

    2 группа: Кролик пробегал мимо ямы, в которой лежал удав. Он был добрый и помог удаву выбраться. Потом он с удавом ходил по разным животным и выяснял проблему: можно ли злом отвечать на добро. Вскоре они с черепахой обманом опять заманили удава в яму.

    3 группа: Черепаха грелась на солнышке. Черепаха была старая, но очень хитрая и продумала план, как заманить удава в яму. Ей это удалось, удав оказался в яме.

    У: Молодцы! Как вы оцениваете поступки удава и кролика?

    О: Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.

    У: А каково мнение кролика о том, что его хотел съесть удав? Найдите и прочитайте его слова.

    О: «Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.»

    У: К кому обращались удав и кролик, чтобы разрешить спор?

    О: К Мулу и волу.

    У: Чем похожи истории мула и вола?

    О: Оба утверждают, что на добро надо отвечать злом, т.е. не подтверждают слова кролика.

    У: Кто же спас кролика?

    О: Черепаха.

    У: Что можете сказать о черепахе?

    О: Она умная и хитрая, находчивая, справедливая, она ловко обманула удава.

    У: Кто в этой сказке благородный и великодушный?

    О: Кролик.

    У.: А кто в этой сказке злой и самолюбивый?

    О. Удав – маха.

    У: Молодцы!

    У: А теперь такое задание: восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать. Один ученик распределяет правильность событий по карточкам, а другие пересказывают эту сказку, опираясь на карточки.

    На доску вешаются карточки в такой последовательности:

    1) КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ

    2) ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

    3) ДОГОВОР УДАВА И КРОЛИКА

    4) УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ

    5) ВСТРЕЧА С МУЛОМ

    6) УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА

    7) УДАВ СНОВА В ЯМЕ

    8) ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

    Правильный вариант:

    1) УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ

    2) КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ

    3) УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА

    4) ДОГОВОР УДАВА И КРОЛИКА

    5) ВСТРЕЧА С МУЛОМ

    6) ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

    7) ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

    8) УДАВ СНОВА В ЯМЕ

    Ученики пересказывает эту сказку, опираясь на карточки.

    У: Легко ли было пересказывать сказку по карточкам?

    О: Да

    У: Почему?

    О: Повторяются действия и видна последовательность всех действий героев.

    У: Ребята, так что же ценится в этой сказке?

    О: Благородство и великодушие кролика и честность, и справедливость черепахи. На добро обязательно нужно отвечать тем же, а не злом.

    У: Молодцы!

    VII. Итог урока. Рефлексия.

    У: Какую сказку мы сегодня читали?

    О: «Черепаха, кролик и удав – маха»

    У.: Это сказка народная или авторская?

    О: Народная

    У: Какого народа эта сказка?

    О: Кубинского

    У: Какой смысл этой сказки?

    О: Смысл в том, что на добро нужно отвечать добром, а не злом.

    У: Кому понравилась эта сказка, поднимите руки.

    Дети поднимают руки.

    У: Что больше всего понравилось в этой сказке?

    Дети отвечают, что больше всего им понравилось в этой сказке.

    У: Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными кубинскими сказками?

    О: Да

    У: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что мы сегодня узнали? Чему научились?

    Дети отвечают на эти вопросы.

    У: Итак, теперь каждый оценит свою работу на уроке. На доске вы видите три столбика. В одном «солнышко», в другом «тучка», а в третьем «цветочек».

    — если вы работали активно, слушали внимательно и старательно отвечали на вопросы, то – солнышко;

    — если вы работы хорошо, все слушали, старались правильно отвечать, но были маленькие недочеты, то – цветочек;

    — если вы были пассивны на уроке, не слушали и не включались в беседу, то только тучка.

    У: Посмотрим же, что у нас получилось.

    Сказки о черепахе

    КУБИНСКИЕ СКАЗКИ О ЧЕРЕПАХЕ (3 сказки)

    Черепаха, кролик и удав-маха

    Однажды удав-маха охотился за птицами. Надо сказать, что удавы отлично лазают по деревьям и очень редко падают с них. Но на этот раз случилось так, что когда маха подкрадывался к желтокрылому попугаю, он зазевался и свалился с дерева прямо в яму. А яма была не простой — это была ловушка, которую вырыли индейцы-гуама.

    Стенки ямы были вымазаны глиной, и удав никак не мог выбраться. Напрасно он становился на хвост, вытягивал шею и пытался зацепитьсй головой за край ямы — все было бесполезно, каждый раз он срывался и падал.

    А в это время мимо бежал братец кролик. Он остановился, посмотрел в яму и присвистнул от удивления.

    — Вот так штука! — сказал он. — Никак сам господин удав попал в беду?

    — Послушай, кролик, — сказал удав. — Что тебе стоит помочь мне выбраться? Вон сколько веток лежит кругом. Столкни их в яму.

    Кролик был добрым, хотя и боялся змей, он стал сбрасывать в яму одну ветку за другой. Когда веток набралось много, удав без труда вылез из ловушки.

    — Уф, — сказал он. — До чего же я проголодался, пока сидел в этой проклятой яме. А ну-ка, длинноухий, полезай ко мне в пасть! — И он распахнул свои челюсти так широко, что кролику показалось, будто сама земля разверзлась и готова поглотить его.

    — Погоди! — вскрикнул кролик. -Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом. Не веришь? Спроси у любого.

    — Ладно, — согласился удав. — Спросим, но если другие животные думают иначе, я проглочу тебя тут же на месте.

    Не успели они выйти на берег озера, как увидели мула, который щипал траву.

    — Послушай, приятель, — обратился к нему удав, — у нас спор вышел. Кролик говорит, что за добро нельзя платить злом. Я решительно с ним не согласен. А что думаешь ты?

    Мул пожевал губами, изуродованными железной уздечкой, почесал о дерево спину, покрытую струпьями от побоев, и сказал:

    — Много лет возил я из деревни в деревню поклажу моего хозяина, работал безотказно и аккуратно. Бывали случаи, когда он, усталый, засыпал у меня на спине и я привозил его прямо к дому. Его дети играли со мной. А теперь, когда хозяину понадобились деньги, он решил продать меня торговцу. У того поклажи будет в три раза больше, а бьет он своих мулов в три раза сильнее. Нет, сколько ни делай добрых дел, справедливости не найдешь, в награду тебе достанутся одни тумаки!

    — Ага! — сказал удав. — Чья правда? Ты готов?

    — Погоди, — взмолился кролик, — давай спросим еще кого-нибудь.

    И они пошли дальше. Не успели пройти и ста шагов, как увидели вола, лежащего в воде.

    — Как думаешь, приятель, — спросил его удав, — можно ли за добро платить злом?

    Вол печально покачал головой.

    — Я лежу в теплой, мягкой, приятной грязи, — сказал он. — Действительно, что может быть лучше? Но все это в последний раз. Много лет работал я на человека, служил ему верой и правдой, но теперь состарился, и хозяин сказал, что завтра он отведет меня на живодерню. Разве это справедливо?

    — Так, так, — пробормотал удав. — Это я и говорю. Бросай свои фокусы, длинноухий, и полезай ко мне в пасть!

    — Еще один, последний раз! — взмолился кролик, и они пошли вдоль берега.

    Они шли до тех пор, пока не увидели черепаху, которая грелась на солнышке.

    — Добрая черепаха! — взмолился кролик, — помоги. Вот какая у нас с удавом произошла размолвка…

    И он рассказал всю историю.

    Черепаха сразу смекнула, что просто так кролика не спасти, тут нужна хитрость.

    — Увы! — вздохнула она. — Мудрый коричневый удав прав, тут и спорить не о чем. Где это видано, чтобы за добро платили добром? Но меня интересует другое. Как могло случиться, что такая великолепная, сильная, умная змея не смогла сама из ямы выбраться? Этого не может быть, вы оба обманываете меня!

    А надо сказать, что коричневые удавы-маха очень самолюбивы и не терпят, когда их называют лжецами.

    — Я обманываю тебя?! — воскликнул маха. — Ах ты, жалкая сковородка, немедленно иди с нами, я покажу тебе, как было дело.

    И он повел черепаху и кролика на то место, где была яма.

    — Да, действительно, края у нее скользкие, — согласилась черепаха. — Но ведь яма мелка, и тебе ничего не стоило стать на хвост и выбраться из нее.

    — Ничтожная родственница улитки, я покажу тебе, что ты еще раз не права! — воскликнул удав и, не долго думая, соскользнул на дно ловушки.

    — Да, ты прав, я всего лишь жалкая костяная сковородка и ничтожная родственница улитки, — сказала черепаха. — Счастливо оставаться! Идем, братец кролик!

    И черепаха с кроликом скрылись в лесной чаще.

    Черепаха и банановое дерево

    Та черепаха, о которой рассказывают сказки, была не только умна и хитра, но также необычайно ловка. Достаточно сказать, что она умела забираться на банановые деревья и там лакомиться спелыми фруктами.

    Так вот однажды черепаха нашла прекрасное банановое дерево, на верхушке которого росли гроздья желтых плодов. Не долго думая, она вскарабкалась на него и стала обкусывать бананы и бросать их на землю, чтобы потом унести и съесть.

    А дерево это стояло на земле человека, в услужении у которого был ястреб-аура. Огромная птица сидела на верхушке похожего на бутылку дерева сейба и внимательно наблюдала за окружающим. Случилось так, что, когда черепаха взобралась на дерево, ястреба не было — он отлучился поохотиться, но когда вернулся, то сразу заметил — в хозяйском саду творится что-то неладное.

    Не успела черепаха сбросить на землю третью гроздь, как зашумели крылья и что-то черное, красное обрушилось на нее с неба. Сильные когти подхватили черепаху, и она стремительно взлетела в воздух. «Кто это мог скогтить меня? — подумала черепаха. — Только у ястреба-аура черное, покрытое перьями тело и красная голова. Это он!»

    — Послушай, добрая птица, — обратилась она к ястребу, — ты, наверное, хочешь наказать меня за бананы?

    — Так, — буркнул ястреб, продолжая подниматься все выше и выше.

    — Мудрая птица, — сказала черепаха, — ты совершенно права, что собираешься предать меня смерти. Воровать чужие бананы это действительно ужасно. Правда, я не виновата, что у меня нет сада и что я больше всего на свете люблю бананы. Я также не виновата, что у твоего хозяина кроме этого дерева есть еще сто деревьев…

    — Так, — ответил ястреб, высматривая, куда бы швырнуть добычу.

    — Но я готова помочь тебе и выберу для себя самое ужасное наказание. Ведь твоему хозяину не понравится, если я останусь жива и снова начну наведываться в его сад. У меня есть большая просьба. Внизу под нами я вижу скалы, лес и озеро…

    — Так… — Ястреб уже кружил, выбирая для черепахи место казни.

    — Просьба моя в том, чтобы ты бросил меня на скалы.

    «Что-то она хитрит! — подумал ястреб. — Полечу-ка я лучше к лесу». И он направился прочь от скал.

    — Прекрасно! — воскликнула черепаха. — Уж раз не довелось мне падать на камни, то сойдут и деревья. Я очень благодарна тебе. Поскорее разжимай когти!

    «Уж больно ты хочешь, голубушка, упасть на лес, — подумал ястреб, — но тебе не провести меня!» И он разжал когти, пролетая над озером.

    Когда через несколько дней черепаха снова приползла к банановому дереву, на верхушке дерева сейба никого не было. Хозяин прогнал плохого сторожа. Вот почему красноголовые ястреба-аура до сих пор ненавидят черепах и, если удается, охотятся на них, разбивая пойманных черепах о камни.

    Олень и черепаха

    В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.

    Однажды олень повстречал черепаху.

    — А, это ты! — Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. — Не хочешь ли поболтать?

    — Отчего бы и нет, — миролюбиво согласилась черепаха. — А о чем мы будем говорить?

    — Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?

    «Пожалуй, что только самый красивый!» — подумала черепаха и решила проучить оленя.

    — Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, — сказала она. — Но вот насчет того, что самый быстрый… Откуда ты это взял?

    — То есть как… — растерялся олень. — Не хочешь ли ты сказать?..

    — Вот именно, — перебила его черепаха. — Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я — самая медлительная — обгоню тебя. Идет?

    — Идет!

    Олень был вне себя от гнева.

    — Можешь звать на состязание всех своих родственников, — добавила черепаха.

    — Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?

    — Как хочешь.

    Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.

    На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.

    — Ты все-таки решил никого не приглашать? — сказала черепаха. — Напрасно, родная кровь в трудную минуту…

    — Довольно молоть чепуху! — прервал ее олень. — Начнем?

    — Начнем.

    Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.

    Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него… ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал — ведь все черепахи на одно лицо! — за свою соперницу.

    Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел… черепаху.

    Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.

    Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.

    — Что с ним? — удивился кролик. — Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.

    — Вот и хорошо, — ответила черепаха, — таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный…

    Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:

    — Ага, бредут!.. Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь.

    Общее описание

    Всего в мире насчитывается сотни разных видов черепашек. Они могут жить как в воде, так и на суше. Их размер колеблется от 10 сантиметров до 2 метров. Некоторые виды жили в доисторическую эпоху, но потом они исчезли.

    В домашних условиях часто содержат красноухих черепашек. Вид получил свое название за характерные полоски яркого цвета. Красные вытянутые пятнышки располагаются на голове возле глаз. Панцирь светло-зеленый, но с возрастом он буреет и на нем проступает красивый узор. Средняя длина панциря 18−30 см, самцы мельче самок.

    Голосовые связки плохо развиты, поэтому черепашки могут только шипеть и фыркать. Слух тоже слабый, способен воспринимать только низкие звуки. Хорошо работает зрительная и обонятельная система.

    В природе черепахи встречаются в следующих местах:

    • Мексика;
    • США;
    • Южная Америка.

    В естественных условиях животное предпочитает жить в заболоченных местах. Черепашек легко найти в водоемах, прудах, мелких озерах. Они могут плавать в воде, а в случае сытого состояния — отдыхать на берегу под солнечными лучами.

    Образ жизни

    Рассказ о красноухой черепахе будет неполным без упоминания, как ведет себя животное в естественной среде обитания. Предпочитает малоподвижный образ жизни, источники с теплой водой и спокойным течением.

    Черепашки часто выходят на сушу, поэтому они живут там, где легко попасть на берег. Маленькие создания взбираются на камни, стволы деревьев, после чего греются на солнце. Во многих частях света они появились искусственным путем: их завезли люди с других континентов.

    Рассказ про черепаху для 2 класса должен включать упоминания, что входит в рацион животного. В природе красноухое создание отличается всеядностью. Примерный рацион состоит из следующих компонентов:

    • черви;
    • сверчки;
    • водные насекомые;
    • улитки;
    • мелкие рыбы;
    • водоросли.

    В молодом возрасте черепашки больше питаются белковой едой, после в рационе преобладает растительная пища. Вид отличается высокой способностью к адаптации. Средняя продолжительность жизни от 20 до 40 лет. С похолоданием впадают в анабиоз, в природе зимуют на дне водоемов. В таком состоянии почти не дышат, не шевелятся, не едят. Красноухих черепашек ловят для использования в пищу. Естественные враги вида — лисы, еноты, болотные птицы и другие.

  • План событий сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • План сказки черная курица или подземные жители 5 класс 10 пунктов
  • План сложного сочинения на тему моя комната
  • План сказки чехова мальчики 4 класс
  • План сказки царевна лягушка для 5 класса 10 пунктов