План сказки чехова мальчики 4 класс

Цели урока: анализ художественного произведения, составление плана текста.образовательные: продолжить знакомство с рассказом а.п.чехова мальчики; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять

Цели урока: анализ
художественного произведения, составление плана
текста.

Образовательные: продолжить знакомство с
рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать
умения раскрывать смысл произведения, выделять
главное, существенное в изучаемом материале,
составлять план текста; отрабатывать навыки
осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать
аналитико-синтезирующее мышление,
артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую
догадку)
детей, произвольную память; расширять
оперативное поле чтения; усиливать
коммуникативные свойства речи
(выразительность)
.

Воспитательные: воспитывать чувство
ответственности перед окружающими людьми,
внимание, веру в свои силы, стремление к
самостоятельной деятельности.

Этапы Содержание Примечания
1. Мобилизующая часть урока.
Психологический настрой.

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам урок пора начать.

 
2. Тренировочные упражнения. 1) Дыхательная гимнастика и
подготовка голоса: упражнения “Маленькие
медвежата”, “Свеча”, “Погаси свечу” (Приложение 1).
 
  2) Чтение слоговых блоков (тренировка
речевого аппарата)
(Приложение 2).
3) Отработка дикции.

Чистоговорки:

Та-та-та, та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту – наводим сами красоту.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты – все полили мы цветы.
Ят-ят-ят, ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют, ют-ют-ют – очень любим мы уют.

Скороговорки (чтение с разбега) (Приложение 3)

— тихо и умеренно;
— громко и уверенно;
— “снежный ком” (первый ученик читает первое
слово; второй – первое и второе; третий – первое,
второе и третье и т.д. )
.

4) Расширение поля зрения, работа с таблицей
Шульте. Упражнение “Печатная машинка”.
5) Развитие оперативной памяти, интонационная
разминка. Зрительный диктант:

1. Чехов – мой любимый писатель.
2. Володя любил своих близких.
3. Девочки следили за братом.
4. Мальчики мечтали о Калифорнии.
5. Чечевицын шептался с Володей.
6. Приезд Володи вызвал суматоху.

— Проговорите индивидуально, хором;
— Произнесите 3-е предложение с ударением на
первое слово, второе, последнее;
— Произнесите 2-е предложение с восторгом,
вопросительно;
— Произнесите 5-е предложение грустно,
возбуждённо.

 
3. Сообщение темы урока, постановка
целей.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим
работу по произведению А.П.Чехова “Мальчики”,
будем учиться составлять план текста.
 
4. Проверка домашнего задания. 1. Дома вы должны были поработать со
словами, значение которых вам было непонятно.
Проверим, как вы с этим справились. Розвальни,
башлык, сюртук, самоеды, бизон, пампасы, мустанг,
индейцы, москит, термит, чечевица, урядник.
(Слова
записаны на доске, значения этих слов – на
отдельных карточках, расположенных в разных
местах класса. Дети находят определнние и
закрепляют на доске рядом с соответствующим ему
словом.)

2. Расскажите, к каким эпизодам текста
вы сделали иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Выставка рисунков.

     
5. Физкультминутка.

Тыр-тыр, пулемёт.
Выше-выше, самолёт.
Бац артиллерия.
Скачет кавалерия. Ура!!!

 
6. Деление текста на смысловые части. 1) — Найдите первую смысловую часть
текста. Каким предложением она заканчивается?
Прочитайте.

2)

— Прочитайте “про себя”, закончив словами
“щекотались тепло и мороз”.
— Как вы считаете, вторая часть текста
закончилась? Где её граница?
— Прочитайте до конца 2-ю часть парами
“наперегонки”.

3) — Какими словами заканчивается 3-я часть
текста? Читаем вполголоса вместе со мной,
называем слово, перед которым я остановилась.

4) — Назовите границы 4-ой части.

Найдите диалог Чечевицына с девочками,
прочитайте выразительно.

Выразительное чтение 1 уч-ся.

Чтение
“разведка”.

Чтение “наперегонки”.

Чтение “буксир”.

Чтение по ролям.

7. Разминка для глаз. Прилетела бабочка, села на указку, и
сейчас мы вслед за ней пробежимся глазками:
высоко на куст калины, а потом на травку вниз, и с
подружкой друг за дружкой полетели, погнались. (Дети
следят глазами за бабочкой. Траектория полёта –
вертикальные и горизонтальные “восьмёрки”.)
 
8. Продолжение работы. 5) — Каким предложением заканчивается 5-я
часть? Отметьте. Поиграем в “прятки”. Я начинаю
читать любое предложение, вы его находите и
заканчиваете.

6) Назовите границы 6-ой части.
Прочитайте её на максимальной скорости, найдите
ответ на вопрос “Где искали мальчиков?”

7) Прочитайте 7-ю часть, под счёт 1,2,3 фиксируя
взгляд на начале, середине и конце строки. Что
запомнили?

8) Послушайте заключительную часть, если я
допущу ошибку, исправьте её.

Упражнение “Игра в прятки”.

Чтение
“спринт”.

Чтение “кенгуру”.

Чтение “с ошибкой”.

9. Релаксация (музыкальное
сопровождение)
.

Реснички опускаются,
глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Дружно мы глаза открыли
И к работе приступили.

 
10. Составление плана текста. Проверка. Предлагаю создать 3 рабочие группы
соответственно каждому ряду и записать план
рассказа, озаглавив каждую часть. Затем мы
сравним ваши работы с эталонным планом (записан
на доске)
и выясним, чей план удачнее.
Групповая работа.

Диагностика
точности восприятия текста.

11. Итог урока. — Как ты относишься к мальчикам? (с.136
учебника, в.5)

— Герои решились на побег, потому что:

  • Были смелыми и решительными;
  • Были глупыми и самонадеянными;
  • Мало знали и плохо представляли трудности пути;
  • Не любили своих близких;
  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми
    и необычными;
  • Любили путешествовать и узнавать новое?

— Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за
их поступок?

 
12. Домашнее задание. Какое домашнее задание вы бы хотели
получить сегодня? Я предлагаю записать план
рассказа в тетрадь и подготовить по нему
пересказ (в том случае, если учащиеся
испытывают затруднения в выборе)
.
 
13. Рефлексия. — Достигли ли мы целей, поставленных на
урок? Значит, мы на чуточку приблизились к
целеустремлённым людям.

— А какое качество
необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым
человеком? Подумайте над этим вопросом дома. А
пока я прошу вас выразить своё мнение об уроке,
дорисовав улыбку этому клоуну. (На парте у
каждого ребёнка рисунок клоуна, у которого не
нарисован рот.)
Пусть на его лице отразится
ваше настроение. Спасибо за урок! Мне доставляет
удовольствие сотрудничать с вами!

 

Изучение творчества Чехова является одним из обязательных аспектов программы обучения по литературе для учащихся 4 классов. Его произведения отличаются особенной лёгкостью для прочтения учениками начальной школы и поучительностью содержания. Пересказ любого текста начинается с ознакомления и выделения основных частей. Чтобы составить план к рассказу Чехова «Мальчики» в 4 классе, необходимо внимательно прочитать произведение.

Порядок построения плана

Для начала уместно разделить сказку на смысловые части и выделить в каждой основную мысль для определения хода повествования. Затем следует образно представить рисунок действий, оформить краткую схему и пошагово записать литературный план.

Каждый пункт должен быть кратким и передавать главную идею определённого раздела.

Для примера можно ознакомиться со следующим вариантом:

  1. Долгожданная встреча сына в семье Королёвых.
  2. Чечевицын и секрет друзей.
  3. Сомнения перед побегом.
  4. Розыск беглецов.
  5. Несбывшаяся мечта.

План поможет составить краткий пересказ произведения «Мальчики» Чехова в 4 классе.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 21 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «МАЛЬЧИКИ»

26.07.2013 15231 0

Цели:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; показать специфичность, своеобразие произведений А. П. Чехова; учить детей видеть и понимать смешное и грустное, хорошее и плохое, воспитывать ответственность за свои поступки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают произведения Л. Н. Толстого.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова.

– Сегодня мы прочитаем рассказ о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. Написал рассказ Антон Павлович Чехов.

вывешивается портрет писателя.

– Что вы знаете об этом писателе, какие произведения читали?

Далее учащиеся читают статью «Антон Павлович Чехов» (с. 124, часть 1-я).

– Что вас удивило, поразило в статье?

– Какие открытия сделали?

Учитель в дополнение к прочитанному детьми может привести ученикам те сведения о жизни и творчестве писателя, которых нет в учебнике.

– Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.

Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние поездки в степь, гимназические проделки и развлечения. Но особенно его увлекал театр. Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.

Новые заботы легли на плечи Антона: надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве. Знакомые помогли достать ему несколько уроков, и после занятий в гимназии он ходил по урокам, занимался репетиторством.

Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим…»

С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.

Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта». В письме брату Александру Чехов говорил о том, что «лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…» У Чехова вырабатывается замечательная способность: рассказывая о разных персонажах, говорить, думать и чувствовать, как они.

В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.

В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.

Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Последние годы своей жизни А. П. Чехов полностью посвятил театру, созданию пьес.

1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Впоследствии, вспоминая А. П. Чехова, художник Константин Коровин говорил так: «Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами… Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Антон Павлович был прост и естествен, он ничего из себя не делал, в нём не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирождённая скромность, особая мера, даже застенчивость – всегда были в Антоне Павловиче». А Иван Бунин отзывался о Чехове так: «Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно».

После рассказа о судьбе писателя следует дать детям возможность высказать их мысли, поделиться чувствами.

Затем учитель читает рассказ «Мальчики».

Что хотите сказать?

Для чего А. П. Чехов рассказал эту историю? Чему она учит?

Как вы думаете, это грустный рассказ или смешной? Почему так считаете?

IV. Итог урока.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Что вас особенно тронуло, заинтересовало?

Домашнее задание:

перечитать рассказ «Мальчики» (с. 125–135, часть 1-я); ответить на вопросы (с. 136); приготовить выразительное чтение наиболее заинтересовавшего эпизода.

Обзор рассказа

Вечер. Семья Королёвых встречает сына Володю после долгой разлуки. Его приезду рады все жильцы дома. Но мальчик оказывается не один.

Он пригласил погостить на рождественские каникулы своего друга Чечевицына. Ребята были удивлены радостным и тёплым приёмом.

Но за ужином сёстры Володи отметили его необычную молчаливость и серьёзность. С родственниками он общался мало, больше внимания уделяя своему товарищу. Оба мальчика были задумчивы и общались только между собой.

Позже девочки решили узнать, какую тайну хранят друзья. Выяснилось, что младший Королёв и Чечевицын, начитавшись историй про приключения и индейцев, решили сбежать из дома и отправиться в Америку. Девочки, подслушав разговоры мечтателей, не выдали их секрета родителям, надеясь на вознаграждение из далёкой страны.

Разработав план путешествия, ребята были уверены в своём успехе. Накануне побега у Володи возникают сомнения о правильности их намерений. Он переживает, насколько расстроится его мама. Но товарищ настойчиво убеждает его идти до конца.

Чечевицын даже выбрал себе прозвище «Монтигомо Ястребиный Коготь», провозгласив себя вождём непобедимых.

Когда мальчики совершили отчаянный поступок, их поведение вызвало негодование среди взрослых. Они вызвали местного урядника для поиска беглецов. Отправили за матерью Чечевицына.

Через несколько дней ребята были пойманы в городе, где они собирались приобрести порох. Когда гимназистов доставили домой, Володя расплакался и бросился к матери, тогда как его друг держался гордо и надменно. Позже у них состоялся разговор с главой семейства Королёвых, который обвинил Чечевицына в произошедшем.

В итоге Володя раскаялся в содеянном и извинился, а его гордого друга увезла мать, Чечевицын даже не попрощался, оставив лишь подпись своего прозвища в тетради сестры Володи — Кати.

Пересказ

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.

Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.

После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.

Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.

Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.

Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.

Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.

К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.

Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.

2) Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Это дружная, многодетная семья.

В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.

Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.

Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.

Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вся семья Королёвых, с часу на час поджи­давшая своего Володю, бросилась к окнам.

И

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо до­ехал? Благополучно?

и

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.

3) Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.

Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.

Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.

Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.

Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.

  • План сказки царевна лягушка для 5 класса 10 пунктов
  • План сказки хитрая наука
  • План сказки чайник андерсен
  • План сказки царевна лягушка 5 класс только план из 5 пунктов
  • План сказки царь салтан 3 класс