План сказки чайник андерсен

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 79-80. укм перспектива1. разделите сказку на смысловые

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

Учитель: Шубина Н. А.

Дата: 18.05.2021 г.

Тема: Г. -Х Андерсен «Русалочка»

Этап урока

Цель

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф., И., П., Г.)

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

I.Организационный момент:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки.

Словесный метод.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

— Скажите, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение на протяжении всего урока литературного чтения.

Приветствует и настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность к уроку учащихся.

Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей.

II.Проверка домашнего задания:

-установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся;

-выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения;

-устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная и самостоятельная форма работы.

-А, вы готовы начать нашу нелегкую, но очень интересную работу?

— Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания.

— И так, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»

— Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

— Где происходит действие в первой части сказки? (Морское дно)

— Как автор описывает морское царство?

— Какая атмосфера царила в семье морского царя?

— Сколько сестер было у русалочки?

— О чем она мечтала?

— Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Ко-гда ей исполнилось 15 лет.)

-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом.)

— Что увидела русалочка на поверхности моря?

— Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда.)

— Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль разва-лился на части.)

— Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)

— Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте?

— Почему русалочке пришлось оставить принца одного на бе-регу? (Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)

— Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее…)

— Как вы думаете, почему она рассказала обо всем сестрам?

— Чем они помогли ей? (Показали, где живет прекрасный принц)

— Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие?

— Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)

Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков.

Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

III. Постановка цели урока:

— установить тематические рамки;

-обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

— Сегодня у нас необычный урок, потому что мы продолжаем своё путешествие по маленькой северной стране, с трех сторон окруженной морем, в Дании, с великим сказочником, известным во всем мире, Гансом Христианом Андерсеном.

Сообщает учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

Слушают, включаются в учебный процесс.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации.

IV. Работа по теме урока:

познакомить с биографией и творчеством Ганса Христиана Андерсена;

— учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы;

— формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Первичное восприятие текста.

2.Словарная работа.

3. Проверка первичного восприятия текста.

— Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомиться со сказкой Г.Х. Ан­дерсена.

— Откройте учебники на странице 84.

— Начнем читать сказку и узнаем, какая история при­ключилась с русалочкой.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

По ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый чиновник.

Трюм — внутреннее помещение корабля между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрываю­щая лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.

-Что особенно вас тронуло при чтении?

— Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка любить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

— Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)

-Почему русалочка отправилась к ведьме? (Она окончательно решила попасть в земной мир.)

-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?

-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца? (Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески).

-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться?

(Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

— Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой?

— Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться?

— А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?

— Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры.

— Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

— Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?

Знакомит с биографией автора, организует первичное восприятие текста с последующим анализом.

Организует работу по отгадыванию

Кроссворда, организовывает работу по словарной работе.

Разгадывают кроссворда, читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в виде сплошного текста; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Физкультминутка:

-предупреждать утомляемость учащихся.

Наглядный метод.

Фронтальная форма работы.

-После того как, хорошо поработали нужно отдохнуть.

https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0c41/0012e478-549e38b6.ppt

Физкультминутка для глаз «Прогулка Русалочки и ее друзей»

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

V.Повторное чтение и анализ (по заданию учителя):

— выполнять учебные действия в устной форме;

-развивать умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из учебника);

-продолжать развивать умения выстраивать речевое высказывание.

Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы.

1.Составление плана по сказке.

2.Краткий пересказ текста по плану.

https://learningapps.org/16039210

Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду.

Один — два ученика пересказывают текст сказки по составленному плану.

Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения, работы с иллюстрациями учебника.

Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план.

Выразительно читают. Выполняют задания по содержанию текста.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

устанавливать причинно — следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VI.Закрепление прочитанного:

— обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

Словесный метод.

Фронтальная и парная форма работы.

1. Работа в парах. Тестирование

2. Проверка по ключу в парах.

3. Разгадывание кроссворда по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

1.Кто написал сказку «Русалочка»?
А) Ш. Перро
В) В. Гюго
С) Г. Х. Андерсен
D) В.Гауф

2.Из чего сделан дворец морского царя?
А) из мрамора
В) из кораллов и янтаря
С) из песка
D) из камня

3.Сколько дочерей было у морского царя?
А) 7
В) 6
С) 8
D) 9

4.Кто заправлял хозяйством в подводном дворце?
А) старец-отец
В) жена морского царя
С) сестра царя
D) старуха-мать

5.Во сколько лет русалочкам можно подняться на поверхность воды?
А) 13
В) 14
С) 15
D) 16

6. Что увидела русалочка, когда в первый раз всплыла на поверхность моря?
А) море, берег, людей
В) берег, чаек, пену морскую
С) корабль, людей, принца
D) берег, дома, принца

7. Какой праздник был на корабле?
А) день рождения принцессы
В) свадьба
С) день рождения короля
D) день рождения принца

8.Какой поступок совершила русалка?
А) спасла людей
В) спасла принца
С) любовалась красотой природы
D) хотела, чтоб принц попал к ней на дно

9.Куда приплыла русалочка, спасая принца?
А) к плоту
В) к кораблю
С) на берег
D) на остров

10.Принц не знал, что…
А) жизнь спасла ему русалочка
В) жизнь спасла ему молодая девушка
С) жизнь спас ему дельфин
D) жизнь спасла ему принцесса

 Ключи: 1)С, 2)В, 3)В, 4)D, 5)С, 6)D, 7)D, 8)В, 9)С, 10)А

https://learningapps.org/2172558

Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Выполняют задание, анализируют выполненную работу.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

VII.Итог урока. Рефлексия.

-оценить учащихся за работу на уроке;

-оценить эмоциональное состояние учащихся после урока.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

— На этом наш урок подходит к концу.

— Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.)

— По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем — либо)

— Сейчас вы должны оценить свою работу-прикрепить рыбку к волне:

«Я молодец» прикрепляете рыбку выше волны.

«Я доволен работай» прикрепляете на волне.

«Я мог поработать лучше» прикрепляете рыбку ниже волны.

— Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

— Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения.

Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

VIII. Домашнее задание

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

— Выберите себе домашнее задание по желанию: 

1 группа — написать отзыв к сказке; 
2 группа — придумать 5 вопросов по сказке; 

3 группа — составить свои варианты окончания сказки со счастливым концом.

Объясняет домашнее задание, комментирует.

Слушают, записывают.

Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Сказки Ганса Христиана Андерсена уникальны. «Штопальная игла» — не исключение. В этом произведении заключен глубокий смысл. Однако назидательность в нем совсем не чувствуется. Взрослый угадает в чванливой иголке какую-нибудь высокомерную, но не слишком умную барышню. А ребенок просто посмеется над злоключениями невезучей героини.

Предыстория

У современников творчество великого сказочника восторгов не вызывало. Андерсен зарабатывал себе на жизнь сочинением пьес. Однако фантазия писателя и драматурга не знала границ, поэтому он все время создавал нечто прекрасное. Один знаменитый скульптор пошутил, мол, Ганс Христиан может сочинить чудесную сказку о любом предмете, даже о штопальной игле. Уже на следующий день ему прочитали замечательную историю о неунывающей путешественнице и воображале. Автору удавалось разглядеть волшебство в самых обыденных вещах. Его творческое наследие по достоинству оценили только потомки. Зато теперь получить золотую медаль Ганса Христиана Андерсена значит удостоиться высшей награды за достижения в детской литературе.

2183058

Неповторимый стиль

Все произведения великого сказочника отличаются простотой и ясностью. Часто они лаконичны по содержанию, но заключают в себе конкретную идею. Их можно сравнить с философскими притчами. Однако здесь имеется и приключенческий мотив. Ведь пространные рассуждения о несовершенстве мира кому угодно покажутся скучными. А наблюдать за перипетиями, в которые попадают герои, напротив, интересно. Любимый прием автора — вдохнуть жизнь в обычный предмет обихода. И хорошо, если это оловянный солдатик, а не старый башмак или штопальная игла. Но даже в этих предметах, оказывается, теплится жизнь. Стоит только посмотреть на них с одушивленной точки зрения. Чего это так вытянулась толстая штопальная игла? Наверное, она воображает себя слишком хрупкой для этого невозможного мира?

2183026

Чересчур тонка

Разумеется, сказка «Штопальная игла» повествует вовсе не о швейном деле. Она рассказывает об особе, которая мечтает достичь высокого положения в обществе. Вероятно, происхождение у нее вполне обычное. Она не швейная, а штопальная иголка. Но жизнь обходится с ней слишком круто. Ею пытаются зашить грубый башмак, и она неизбежно ломается. Однако героиня видит в этом подтверждение собственной избранности. К тому же ее не выбрасывают. Из нее делают заколку для косынки, и в этом она тоже видит особый смысл. Игла даже начинает важничать перед настоящими булавками. Мол, ее сургучная головка гораздо крупнее булавочной. Высокомерие оказывает ей дурную услугу — слишком сильно вытянувшись, она выпадает из платка. Теперь ее место в сточных водах среди помоев. Но и здесь она не сдается. Героиня упорно называет себя брошкой, знакомится с бутылочным осколком, потому что он блестит, и не устает критиковать остальных. Даже трудолюбивые пальцы подвергаются беспощадному осуждению, ведь они ничего не делают, только вынимают и кладут ее в коробку! Далее судьба готовит нашей героине новые сюрпризы. Ее самообладанию и оптимизму можно только позавидовать. Барышню переезжает телега, но она не ломается. И по-прежнему мнит себя подобной солнечному лучу — тонкой и блестящей. Автор оставляет ее одну на пыльной мостовой, всеми забытую и никому не нужную.

2185426

Моральная подоплека

Итак, содержание сказки Андерсена «Штопальная игла» понятно всем. А как быть со смыслом этой грустной истории? Может быть, если бы героиня рассказа вела себя скромнее, ей бы не пришлось мокнуть в сточной канаве или валяться на мостовой? Сиди она спокойно в платочке и не важничай перед своими соседками, то не оказалась бы в свободном полете? С другой стороны, видно, что никакие невзгоды не могут изменить ее вздорного характера. Она видит золото во всем, что блестит, себя называет брошкой и общается исключительно с такими же «высокородными» особами. Скромнее надо быть, намекает хитрый сказочник. И замечать истинную ценность вещей, не замещая их пустыми безделушками. Размышляя над моралью «Штопальной иглы», начинаешь искренне жалеть некоторых современников Андерсена. Наверное, остроумные замечания сказочника сильно отравляли жизнь самым глупым и чванливым из них.

Герои сказки

Список героев приведен ниже:

  • Игла
    . Главная героиня произведения. Она считает себя очень изящной и тонкой особой. В любой ситуации находит плюсы, но унижает всех, с кем сталкивается по жизни. Кроме того, она не разбирается в окружающих ее персонажах. Например, осколок принимает за бриллиант. Впрочем, и себя мнит настоящей брошкой.
  • Пальцы
    . Родные братья.Трудолюбивые и дружные ребята. Всегда держатся шеренгой. Не церемонятся с Иглой. Хотят ее выбросить после поломки. Они понимают, что эта барышня чересчур много о себе воображает. У пальцев есть имена — Толстяк, Лакомка, Долговязый, Златоперст и Петрушка Бездельник. Во время повествования автор подчеркивает их важность — ведь они, в отличие от иголки, умеют делать много важных и полезных вещей.
  • Бутылочный осколок.
    Достойный собеседник для нашей героини. Тоже мнит себя драгоценностью. Для него блеск — самое главное. Вместе с Иглой он рассуждает о фальшивости и несправедливости высшего света. И это несмотря на то, что сам — просто ни на что не годный мусор. Он двигается по жизни вслед за сточными водами.
  • Мальчишки
    . Хулиганы, которые роются в уличной грязи. Они обозвали иглу «штукой». А после воткнули в яичную скорлупу и отправили в дальнейшее плаванье.

2185431

План сказки

План сказки «Штопальная игла» должен включать в себя основные события произведения. Если вы хотите сделать подробный пересказ, то не стоит упускать ни одной серьезной подробности:

  1. Жила-была швейная игла, которая воображала себя штопальной.
  2. Ею попытались зашить старый башмак и она сломалась.
  3. Кухарка закрепила кончик иглы сургучом и превратила ее в булавку для головного платка.
  4. Наша героиня вообразила себя брошкой.
  5. От гордости она так распрямилась, что выпала из косынки и оказалась в раковине.
  6. Иголка попала в сточные воды и нарекла себя порождением солнца.
  7. Она познакомилась с осколком стекла, потому что он блестел.
  8. В беседе с ним она смеялась над кухаркой и ее пятью пальцами.
  9. Вода унесла осколок, оставив иголку в одиночестве.
  10. Ее нашли мальчишки и воткнули в яичную скорлупу.
  11. Всеми забытая героиня осталась лежать на мостовой.

По этому подробному плану будет легко пересказать сказку Андерсена «Штопальная игла». Вы можете добавить дополнительные пункты, если считаете, что мы упустили что-то важное.

2183025

Заключение

Рассказ «Штопальная игла» будет полезно прочитать и детям, и взрослым. Конечно, не стоит пасовать перед трудностями. Вот и наша отважная барышня знает себе цену, даже валяясь в сточной грязи. Но надо всегда реально понимать свои возможности, ни в коем случае не задаваться, а также уметь отличать настоящий бриллиант от стекляшки. Тогда удача непременно вам улыбнется. И вы никогда не останетесь забыты и разочарованы.

Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка.
— Смотрите, смотрите, что вы держите! — сказала она пальцам, когда они вынимали ее. — Не уроните меня! Если упаду на пол, я чего доброго затеряюсь: я слишком тонка!
— Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили ее за талию.
— Вот видите, я иду с целой свитой! — сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка.
Пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю, — кожа на туфле лопнула, и надо было зашить дыру.
— Фу, какая черная работа! — сказала штопальная игла. — Я не выдержу! Я сломаюсь!
И вправду сломалась.
— Ну вот, я же говорила, — сказала она. — Я слишком тонка!
«Теперь она никуда не годится», — подумали пальцы, но им все-таки пришлось крепко держать ее: кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ей шейный платок.
— Вот теперь я — брошка! — сказала штопальная игла. — Я знала, что войду в честь; в ком есть толк, из того всегда выйдет что-нибудь путное.
И она засмеялась про себя, — никто ведь не видал, чтобы штопальные иглы смеялись громко, — и самодовольно поглядывала по сторонам, точно ехала в карете.
— Позвольте спросить, вы из золота? — обратилась она к соседке-булавке. — Вы очень милы, и у вас собственная головка… Только маловата она! Постарайтесь ее отрастить, — не всякому ведь достается сургучная головка!
При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка прямо в трубу водостока, куда кухарка как раз выливала помои.
— Отправляюсь в плаванье! — сказала штопальная игла. — Только бы мне не затеряться!
Но она затерялась.
— Я слишком тонка, я не создана для этого мира! — сказала она, сидя в уличной канавке. — Но я знаю себе цену, а это всегда приятно.
И штопальная игла тянулась в струнку, не теряя хорошего расположения духа.
Над ней проплывала всякая всячина: щепки, соломинки, клочки газетной бумаги…
— Ишь, как плывут! — говорила штопальная игла. — Они и понятия не имеют о том, что скрывается тут под ними. — Это я тут скрываюсь! Я тут сижу! Вон плывет щепка: у нее только и мыслей, что о щепке. Ну, щепкой она век и останется! Вот соломинка несется… Вертится-то, вертится-то как! Не задирай так носа! Смотри, как бы не наткнуться на камень! А вон газетный обрывок плывет. Давно уж забыть успели, что и напечатано на нем, а он, гляди, как развернулся!.. А я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!10
Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его:
— Вы, должно быть, бриллиант?
— Да, нечто в этом роде.
И оба думали друг про друга и про самих себя, что они необыкновенно драгоценны, и говорили между собой о невежественности и надменности света.
— Да, я жила в коробке у одной девицы, — рассказывала штопальная игла. — Девица эта была кухаркой. У нее на каждой руке было по пяти пальцев, и вы представить себе не можете, до чего доходило их чванство! А ведь и все-то их дело было — вынимать меня и прятать обратно в коробку!
— А они блестели? — спросил бутылочный осколок.
— Блестели? — отвечала штопальная игла. — Нет, блеску в них не было, зато высокомерия!.. Их было пять братьев, все — урожденные «пальцы»; они всегда стояли в ряд, хоть и были различной величины. Крайний — Толстопузый, — впрочем, стоял в стороне от других, и спина у него гнулась только в одном месте, так что он мог кланяться только раз; зато он говорил, что если его отрубят у человека, то весь человек не годится больше для военной службы. Второй — Тычок-Лакомка — тыкал свой нос всюду: и в сладкое и в кислое, тыкал и в солнце и в луну; он же нажимал перо при письме. Следующий — Долговязый — смотрел на всех свысока. Четвертый — Златоперст — носил вокруг пояса золотое кольцо и, наконец, самый маленький — Петрушка-Бездельник — ничего не делал и очень этим гордился. Чванились, чванились, да и проворонили меня!
— А теперь мы сидим и блестим! — сказал бутылочный осколок.
В это время воды в канаве прибыло, так что она хлынула через край и унесла с собой осколок.
— Он продвинулся! — вздохнула штопальная игла. — А я осталась сидеть! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!
И она сидела, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.
— Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, — так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой! Ах, я так тонка, что даже отец мой солнце не может меня найти! Не лопни тогда мой глазок, я бы кажется заплакала! Впрочем, нет, плакать неприлично!
Раз пришли уличные мальчишки и стали копаться в канавке, выискивая старые гвозди, монетки и прочие сокровища. Перепачкались они страшно, но это-то и доставляло им удовольствие!096
— Ай! — закричал вдруг один из них; он укололся о штопальную иглу. — Ишь, какая штука!
— Я не штука, а барышня! — заявила штопальная игла, но ее никто не расслышал. Сургуч с нее сошел, и она вся почернела, но в черном платье кажешься стройнее, и игла воображала, что стала еще тоньше прежнего.
— Вон плывет яичная скорлупа! — закричали мальчишки, взяли штопальную иглу и воткнули в скорлупу.
— Черное на белом фоне очень красиво! — сказала штопальная игла. — Теперь меня хорошо видно! Только бы морская болезнь не одолела, этого я не выдержу: я такая хрупкая!
Но морская болезнь ее не одолела, она выдержала.
— Против морской болезни хорошо иметь стальной желудок, и всегда надо помнить, что ты не то что простые смертные! Теперь я совсем оправилась. Чем ты благороднее и тоньше, тем больше можешь перенести!
— Крак! — сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.
— Ух, как давит! — завопила штопальная игла. — Сейчас меня морская болезнь одолеет! Не выдержу! Сломаюсь!
Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой врастяжку, ну и пусть себе лежит!

Сказка: Ганса Христиана Андерсена Иллюстрации: Педерсен.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку «Штопальная игла» Ганс Христиан Андерсен и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Реки, деревья, звери, птицы — все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных — вторых. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Сказка «Штопальная игла» Ганс Христиан Андерсен читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!

Ж
ила-была штопальная игла. Она так высоко задирала свой острый носик, словно была по крайней мере тонкой швейной иголкой.
— Осторожнее! — сказала она пальцам, которые вынимали её из коробки. — Не уроните меня! Если я упаду, то, конечно, потеряюсь. Я слишком тонка.
— Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили штопальную иглу.
— Вот видите, — сказала штопальная игла, — я хожу не одна. За мной тянется целая свита! — И она потянула за собой длинную нитку, но только без узелка.
Пальцы ткнули иглу в старый кухаркин башмак. На нём только что лопнула кожа, и надо было зашить дыру.
— Фу, какая чёрная работа! — сказала штопальная игла. — Я не выдержу. Я сломаюсь!
И сломалась.
— Ну вот! — пискнула игла. — Я же говорила, что я слишком тонка.
“Теперь она никуда не годится”,- подумали пальцы и уж хотели было выбросить иглу. Но кухарка приделала к сломанному концу иглы сургучную головку и заколола иглой свой шейный платок.
— Вот теперь я брошка! — сказала штопальная игла. — Я всегда знала, что займу высокое положение: в ком есть толк, тот не пропадёт.
И она усмехнулась про себя — никто ведь не слыхал, чтобы штопальные иглы смеялись громко. Сидя в платке, она самодовольно поглядывала по сторонам, словно ехала в карете.
— Позвольте спросить, вы из золота? — обратилась игла к своей соседке — булавке. — Вы очень милы, и у вас своя собственная головка. Жаль только, что она слишком мала. Придётся, моя милая, вам отрастить её — не всякому ведь достаётся головка из настоящего сургуча.
При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка и упала прямо в канаву, в которую кухарка в это время выливала помои.
— Ну что ж, я не прочь отправиться в плаванье! — заявила штопальная игла. — Только бы мне не утонуть.
И она пошла прямо ко дну.
— Ах, я слишком тонка, я не создана для этого мира! — вздохнула она, лёжа в уличной канавке, — Но не надо падать духом — я ведь знаю себе цену.
И она выпрямилась, как могла. Ей всё было нипочём.
Над ней проплывала всякая всячина — щепки, соломинки, клочки старых газет…
— Сколько их тут! — говорила штопальная игла. — И хоть бы один из них догадался, кто лежит здесь, под водой. А ведь лежу здесь я, настоящая брошка… Вот плывёт щепка. Ну что же, плыви, плыви!.. Щепкой ты была, щепкой и останешься. А вон соломинка несётся… Ишь как вертится! Не задирай носа, голубушка! Смотри, наткнёшься на камень. А вот обрывок газеты. И разобрать уж нельзя, что на нём напечатано, а он гляди как важничает… Одна я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня никто не отнимет.
Вдруг возле неё что-то блеснуло. “Брильянт!” — подумала штопальная игла. А это был простой бутылочный осколок, но он ярко блестел на солнце. И штопальная игла с ним заговорила.
— Я брошка, — сказала она, — А вы, должно быть, брильянт?
— Да, что-то в этом роде, — ответил бутылочный осколок.
И они разговорились. Каждый из них считал себя драгоценностью и радовался, что нашёл достойного собеседника.
Штопальная игла сказала:
— Я жила в коробке у одной девицы. Девица эта была кухаркой. У неё на каждой руке было по пяти пальцев, и вы не можете себе представить, до чего доходило их чванство! А ведь всего только у них и дела было, что вынимать меня из коробки и класть обратно.
— Чем же эти пальцы гордились? Своим блеском? — сказал бутылочный осколок.
— Блеском? — переспросила игла. — Нет, никакого блеска в них не было, зато чванства хоть отбавляй. Их было пять родных братьев. Они были разного роста, но держались всегда вместе — шеренгой. Только крайний из них, по прозванию Толстяк, торчал в сторону. Кланяясь, он сгибался только пополам, а не в три погибели, как остальные братья. Зато он хвастался тем, что если его отрубят, то и весь человек будет негоден для военной службы. Второй палец звался Лакомкой. Куда только он не совал свой нос — и в сладкое и в кислое, и в небо и в землю! А когда кухарка писала, он нажимал перо. Третьего брата звали Долговязым. Он смотрел на всех свысока. Четвёртый, по прозванию Златоперст, носил вокруг пояса золотое кольцо. Ну, а самого маленького звали Петрушкой Бездельником. Он ровно ничего не делал и очень этим гордился. Вот чванились они, чванились, а ведь из-за них-то я и угодила в канаву.
— А зато теперь мы с вами лежим и блестим, — сказал бутылочный осколок.
Но в эту минуту кто-то вылил в канаву ведро воды. Вода хлынула через край и унесла с собой бутылочный осколок.
— Ах, он ушёл от меня! — вздохнула штопальная игла. — А я осталась одна. Видно, я слишком тонка, слишком остра. Но я горжусь этим.
И она лежала на дне канавы, вытянувшись в струнку, и размышляла всё об одном и том же — о себе самой:
“Я, наверно, родилась от солнечного луча, так я тонка. Недаром мне кажется, что солнце ищет меня сейчас в этой мутной воде. Ах, мой бедный отец никак не может меня найти! Зачем я сломалась? Если бы я не потеряла свой глазок, я заплакала бы сейчас, так мне себя жалко. Но нет, я бы этого не сделала, Это неприлично”.
Однажды к водосточной канаве прибежали мальчишки и стали выуживать из грязи старые гвозди и медяшки. Скоро они перепачкались с головы до ног, ко это-то им больше всего и нравилось.
— Ай! — вскрикнул вдруг один из мальчишек. Он укололся о штопальную иглу. — Гляди-ка, что за штука!
— Я не штука, а барышня! — заявила штопальная игла, но никто не расслышал её писка.
Старую штопальную иглу трудно было и узнать. Сургучная головка отвалилась, и вся игла почернела. А так как в чёрном платье все кажутся ещё тоньше и стройнее, то игла нравилась себе теперь ещё больше прежнего.
— Вот плывёт яичная скорлупа! — закричали мальчишки.
Они поймали скорлупу, воткнули в неё штопальную иглу и бросили в лужу.
“Белое идёт к чёрному, — подумала штопальная игла. — Теперь я стану заметнее, и все будут мной любоваться. Только бы мне не захворать морской болезнью. Я не перенесу её. Я ведь такая хрупкая…”
Но игла не захворала.
“Видно, морская болезнь меня не берёт, — подумала она. — Хорошо иметь стальной желудок и притом никогда не забывать, что ты выше простого смертного. Вот теперь я совсем пришла в себя. Хрупкие создания, оказывается, стойко переносят невзгоды”.
— Крак! — сказала яичная скорлупа. Её переехала ломовая телега.
— Ой, как тяжело! — завопила штопальная игла. — Теперь уж я непременно захвораю. Я не выдержу! Не выдержу!
Но она выдержала. Ломовая телега уже давно исчезла из виду, а штопальная игла осталась лежать как ни в чём не бывало на мостовой.
Ну и пусть себе лежит.

Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка.

— Смотрите, смотрите, что вы держите! — сказала она пальцам, когда они вынимали ее. — Не уроните меня! Упаду на пол — чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка!

— Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили ее за талию.

— Вот видите, я иду с целой свитой! — сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка.

— Пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю, — кожа на туфле лопнула, и надо было зашить дыру.

— Фу, какая черная работа! — сказала штопальная игла. — Я не выдержу! Я сломаюсь!

И вправду сломалась.

— Ну вот, я же говорила, — сказала она. — Я слишком тонка!

«Теперь она никуда не годится», — подумали пальцы, но им все-таки пришлось крепко держать ее: кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку.

— Вот теперь я — брошка! — сказала штопальная игла. — Я знала, что буду в чести: в ком есть толк, из того всегда выйдет что-нибудь путное.

И она засмеялась про себя, — ведь никто не видал, чтобы штопальные иглы смеялись громко, — она сидела в косынке, словно в карете, и поглядывала по сторонам.

— Позвольте спросить, вы из золота? — обратилась она к соседке-булавке. — Вы очень милы, и у вас собственная головка… Только маленькая! Постарайтесь ее отрастить, — не всякому ведь достается сургучная головка!

При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка прямо в раковину, куда кухарка как раз выливала помои.

— Отправляюсь в плавание! — сказала штопальная игла. — Только бы мне не затеряться!

Но она затерялась.

— Я слишком тонка, я не создана для этого мира! — сказала она, лежа в уличной канаве. — Но я знаю себе цену, а это всегда приятно.

И штопальная игла тянулась в струнку, не теряя хорошего расположения духа.

Над ней проплывала всякая всячина: щепки, соломинки, клочки газетной бумаги…

— Ишь, как плывут! — говорила штопальная игла. — они понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. — Это я тут скрываюсь! Я тут сижу! Вон плывет щепка: у нее только и мыслей, что о щепках. Ну, щепкой она век и останется! Вот соломинка несется… Вертится-то, вертится-то как! Не задирай так носа! Смотри, как бы не наткнуться на камень! А вон газетный обрывок плывет. Давно уж забыть успели, что на нем напечатано, а он, гляди, как развернулся!.. Я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!

Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его:

— Вы, должно быть, бриллиант?

— Да, нечто в этом роде.

И оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света.

— Да, я жила в коробке у одной девицы, — рассказывала штопальная игла. — Девица эта была кухаркой. У нее на каждой руке было по пяти пальцев, и вы представить себе не можете, до чего доходило их чванство! А ведь занятие у них было только одно — вынимать меня и класть обратно в коробку!

— А они блестели? — спросил бутылочный осколок.

— Блестели? — отвечала штопальная игла. — Нет, блеску в них не было, зато сколько высокомерия!.. Их было пять братьев, все — урожденные «пальцы»; они всегда стояли в ряд, хоть и были различной величины. Крайний — Толстяк, — впрочем, отстоял от других, он был толстый коротышка, и спина у него гнулась только в одном месте, так что он мог кланяться только раз; зато он говорил, что если его отрубят, то человек не годится больше для военной службы. Второй — Лакомка — тыкал нос всюду: и в сладкое и в кислое, тыкал и в солнце и в луну; он не нажимал перо, когда надо было писать. Следующий — Долговязый — смотрел на всех свысока. Четвертый — Златоперст — носил вокруг пояса золотое кольцо и, наконец, самый маленький — Пер-музыкант — ничего не делает и очень этим гордился. Да, они только и знали, что хвастаться, и вот — я бросилась в раковину.

— А теперь мы сидим и блестим! — сказал бутылочный осколок.

В это время воды в канаве прибыло, так что она хлынула через край и унесла с собой осколок.

— Он продвинулся! — вздохнула штопальная игла. — А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!

И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

— Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, — так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой! Ах, я так тонка, что даже отец мой солнце не может меня найти! Не лопни тогда мой глазок , я бы, кажется, заплакала! Впрочем, нет, плакать неприлично!

Однажды пришли уличные мальчишки и стали копаться в канавке, выискивая старые гвозди, монетки и прочие сокровища. Перепачкались они страшно, но это-то и доставляло им удовольствие!

— Ай! — закричал вдруг один из них; он укололся о штопальную иглу. — Смотри, какая штука!

— Черное на белом фоне очень красиво! — сказала штопальная игла. — Теперь меня хорошо видно! Только бы не поддаться морской болезни, этого я не выдержу: я такая хрупкая!

Но она не поддалась морской болезни — выдержала.

— Я не штука, а барышня! — заявила штопальная игла, но ее никто не расслышал. Сургуч с нее сошел, и она вся почернела, но в черном всегда выглядишь стройнее, и игла воображала, что стала еще тоньше прежнего.

— Вон плывет яичная скорлупа! — закричали мальчишки, взяли штопальную иглу и воткнули в скорлупу.

— Против морской болезни хорошо иметь стальной желудок, и всегда помнить, что ты не то что простые смертные! Теперь я совсем оправилась. Чем ты благороднее, тем больше можешь перенести!

— Крак! — сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

— Ух, как давит! — завопила штопальная игла. — Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой, вытянувшись во всю длину, — ну и пусть себе лежит!

Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда он только что научился говорить первые слова. Если мы последим за своим ребенком, то заметим: дети приглядываются ко всему, что их окружает гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Детей пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и распускающимся цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность – это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. И помочь ему в этом могут в том числе и хорошие добрые сказки.

Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она лежа в уличной канаве.
Г.Х. Андерсен

Цели:

  1. Продолжить знакомить с литературными сказками.
  2. Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы.
  3. Формировать систему читательских умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к первичному восприятию.

Учитель:
Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?

Все эти вопросы я задала, прежде всего самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена «Штопальная игла».

Многие из вас, вероятно, знают, что Гадкий утенок – это сам Андерсен. «Сын бедного, рано умершего башмачника, нескладный долговязый юноша, всей душой стремившийся к поэзии и с трудом одолевавший учение, он стал великим писателем и прославил свою родину». Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого. Героями его сказок становились и простая штопальная игла, и чернильница, и разбитый чайник… Он сам писал: «Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, – и рассказ о любом из них готов».

III. Первичному восприятие.
Чтение учителя (и хорошо читающих детей) сказки Г.-Х. Андерсена «Штопальная игла».

Учитель:
Словарная работа

– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.

  • Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
  • Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
  • Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
  • За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
  • Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
  • Во-до-сточная труба.

– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

  • Не падать духом – не унывать.
  • Не задирать носа – не зазнаваться.

IV. Проверка первичного восприятия.

Учитель:
Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто — нет и почему?

Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?

V. Постановка учебной задачи.

Учитель:
Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.

– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?

VI. Чтение и анализ текста. Подготовка к чтению по ролям.

Учитель:
А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?

Учащиеся:
Штопальная.

Учитель:
Вот именно, штопальная! А все время говорит, что она «слишком»… какая?

Учащиеся:
Тонкая.

Учитель:
Сравните иглу швейную и штопальную (показ
). Штопальная игла на самом деле какая?

Учащиеся:
Толстая.

Учитель:
А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.

Учащиеся:
«Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!». «Я не штука, а барышня».

Учащиеся:
Игла гордится тем, что она благородная, барышня – это уже качество не иглы, а человека. А тогда скажите, имеет ли слово «тонкая» кроме прямого смысла еще и смысл переносный? А вы слышали такое выражение «тонкий человек»? Что это значит?

Учитель:
Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)

– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)

– Природа смешного, или, как говорят, комического
, – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?

Учащиеся:
Игла хвалится: «Не выдержу!», а сама выдержала.

Учитель:
Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?

Открытие секрета комического.

1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:

– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!
И вправду сломалась».

Учитель:
Симпатична ли рассказчику иголка? Иголка говорит: «Я иду с целой свитой». И затем идут слова рассказчика: «и потянула за собой длинную нитку, только без узелка». Почему «без узелка»? Узелок зачем делают? Если его нет, то что будет со свитой (вытягиваю на глазах детей нитку из игольного ушка)?

Учащиеся:
Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.

– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте
претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.

2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …

До слов… Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!»

– Вот иголка «и вправду сломалась». И что же?

– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)

– Прочитайте, как к этому она отнеслась?

– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)

«…кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку». И тут иголка стала хвалиться: «Я – брошка». А рассказчик говорит, что она «вылетела из платка». И дальше – лежит в канаве и всех ругает.

– А может быть, она очень скромная? Говорит: «Я лежу тихо, смирно».

Учащиеся:
Нет. Она говорит о всех свысока, презирает всех: «Ну, щепкой она век и останется». И еще: «Ишь, как плывут! Они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. Это я тут скрываюсь! Я тут сижу!» Она говорит «я» – хвастается.

Чтение отрывка по ролям.

3) Чтение.

«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.

– Он продвинулся! – вздохнула штопальная игла. – А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!»

Учитель:
Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?

(разыгрывание отрывка)

Учащиеся:
Иголка думает про осколок, что это – бриллиант, и осколок не возражает. А рассказчик говорит – «бутылочный осколок». Они «оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света». Они задаваки, много о себе понимают, ставят себя выше других.

Учитель:
Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?

Учащиеся:
«Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину». А на самом деле пальцы – трудяги, а в раковину она упала нечаянно, потому что слишком «гордо выпрямилась».

Учитель:
Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.

– Разыграйте их диалог по ролям.

– В какой сказке герои тоже ничего не видят и не замечают вокруг себя? (сказка «Соловей», и в той и в другой сказке есть ирония)

4) Чтение.

«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …

– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой вытянувшись во всю длину, – ну и пусть себе лежит!»

Учитель:
Но вот «сургуч с нее сошел, и она вся почернела».
И что же?

(Она стала себе еще больше нравится – «в черном всегда выглядишь стройнее», «стала тоньше прежнего». Опять контраст между тем, что думает о себе игла, и тем, как она выглядит с точки зрения рассказчика).

– И в конце «Не выдержу
!» – восклицает иголка, по которой проезжает тяжелая телега. А на самом деле?

Учащиеся:
«Но она выдержала».

Учитель:
Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).

Учитель:
Какая последняя оценка рассказчика?

(«Ну и пусть себе лежит!»).

– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)

– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?

Учитель:
Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).

VII. Обобщение.

Учитель:
Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?

Учитель:
Вот вы и открыли «секрет», с помощью которого Андерсен в этой сказке добивается смеха читателей: контраст претензий иглы на тонкие чувства, благородство с ее истинной сущностью
— хвастовством, зазнайством. И все это на фоне помойной канавы.

Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.

– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?

VIII. Домашнее задание.

Подготовь выразительное чтение сказки.

Задание для желающих:

Найдите информацию о книгах, в которых есть сказки Г.-Х. Андерсена.

Самостоятельно подготовь выразительное чтение одной из сказок Андерсена, персонажами которой являются обычные предметы.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Узнай, есть ли иллюстрации к этой сказке, кто художник.

Подумайте над созданием мультфильма к этой сказке.

  • Придумать последовательность кадров мультфильма и озаглавить их.
  • Придумать макеты декораций, эскизов костюмов к мультфильму.
  • Подобрать музыкальный отрывок к портрету кого-либо из героев сказки или к какому-либо ее фрагменту. Описать музыку, которая подходит к сказке.

(Данную работу можно провести с желающими, а результатом может быть показ мультфильма для учащихся начальной школы)

Тема. Человек рождён для добра.

Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на  основе морального выбора, анализ и  принятие ответственности за их результаты; делать нравственный выбор в пользу добра.

Метапредметные результаты: развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе группами.

Предметные результаты: формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное; обобщение знаний об особенностях морали, этики;

 формирование четких  определений о данных этических категориях: добро и зло.

Ход урока

1. Орг. момент

— Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь? (Это благо, священность)

— Что она даёт человеку? (Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)

— А человек что может дать жизни? (Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

— Эти дары направлены на благо жизни или во вред? (Во благо. Человек стремится к развитию)

2. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

— Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова.

Жизнь дана на …. дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.  

— Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

— На какие вопросы мы должны найти ответы?  (Что такое  добро и зло? Почему побеждает добро?)

— Для чего рождён человек? (Человек рожден для добра)

— Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. Чему учит нас сказка?

(Доброте, добре)

— Назовите добрых героев (положительных)

— В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?

— Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев. (бескорыстие, доброта, преданность, смелость, человечны, щедрость, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность, справедливость).

3. Работа по учебнику.

— Давайте с вами вспомним добрых положительных героев сказок, а помочь нам с вами в этом может учебник, на стр.87-88. На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.

— Проверим, как вы знаете сказки и сказочных героев, которые делали добро.

1. Несмотря на свой рост в дюйм, героиня спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).

2. Этот сказочный герой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого человека и открыл замечательный театр. (Папа Карло. А. Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

3. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, через льды перебираться, с королевою сражаться?  (Герда. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

4. Эта героиня не пожалела последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя. В.П. Катаев «Цветик – семицветик).

5. Это герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах. Ш. Перро «Кот в сапогах»).

— По какому же правилу действовали положительные герои сказок?

— А человек по какому? (основному правилу нравственности – «Золотое правило» Не делай другим того, чего не пожелаешь себе!”)

4. Работа по сказке.

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонноговолка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

— Что такое добро?

— Добро-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться процветать.

— Что такое зло?

— Зло — все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

— Так какие поступки надо совершать? (добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

— Как? (надо делать больше добрых дел)

— Каких?

          Составление «Правила доброты»

— Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.  

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Физминутка

6. Работа по притче «Осколки доброты».

Семья проводила на пляже выходной день. Дети купались в море, строили разные замки из песка. Тут вдалеке показалась маленькая старушка. Седые волосы старушки развевались по ветру, одежда была оборванной и грязной. Она что-то бормотала себе под нос и подбирала из песка какие-то предметы, а затем складывая их в свою потрепанную сумку. Родители подозвали своих детей и сказали им держаться подальше от странной старушки. Когда старушка проходила мимо них, то и дело, нагибаясь к песку, чтобы что-то поднять, улыбнулась семье, только никто не ответил на ее доброе приветствие.

А уже много недель спустя они узнали, что эта маленькая странная старушка всю свою долгую жизнь посвятила тому, чтобы подбирать осколки стекла с пляжа, которыми маленькие дети могли порезать себе ноги.

 Какие чувства у вас вызывает старушка? Почему? 

 Что значит «посвятила всю жизнь»? (служила добру)

 Для чего рождён человек? (Человек рожден для добра)

 Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования.

7. Игра «Доскажи словечко».

1.  Растает даже ледяная глыба

     От слова теплого …  (Спасибо)

2.  Зазеленеет старый пень,

       Когда услышит … (Добрый день)

3. Мальчик, вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь…. (Здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости,   

    Говорим …  (Извините, пожалуйста)

5. И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят … (До свидания!)

8. Подведение итогов урока

— Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

 Что совершать легче добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

 Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

  Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

—  Ответьте на вопросы:

1. Что считается добрым поступком?   

          А. Забыть о неприятной просьбе.

          Б. Дать списать домашнее задание.

          В. Опоздать на не интересную встречу.

          Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу.

2.  Укажите поступки , которые одобряет общество:

           А. обман;          Б. насилие;        В. взаимопомощь;        Г. унижение.

3. Что является последствием злых дел?

             А. дружба;       Б. радость;       В. вражда;   Г. мирное сосуществование.

4. Знания о добре и зле помогают людям:

             А. проявлять заботу о близких;    Б. жить в мире;    В. дружить.

— Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий. Мы с вами попробуем  при помощи высказываний  мудрых людей  определить  принципы нравственности.

Желающий добра подобен делающему добро.  Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Русская поговорка

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица

За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица

9.Обобщение и рефлексия.

— Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы,  которые поставили на уроке?

—  Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?

—  Как преодолеть в себе вспышки злости?

— Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?

—  Что ты готов изменить в себе во имя добра?

 — Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям.                 2) Защищать слабого.

3) Делиться с другом.                 4) Не завидовать.                 5) Прощать ошибки другим.

Добро и зло творить

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

— Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра.

10. Итог урока

— Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:

Не обижай людей,

Придет расплата.

Нам счастья не сулит

Обида чья-то.

  • План сказки царевна лягушка 5 класс только план из 5 пунктов
  • План сказки царь салтан 3 класс
  • План сказки хитрая лиса 2 класс
  • План сказки у страха глаза велики 2 класс для пересказа
  • План сказки старик и золотая рыбка 2 класс