План сказки бианки сова план

Автор: приймак елена юрьевна организация: мобу красногвардейская сош населенный пункт: оренбургская область, п. красногвардеец тема урока в.в.бианки сова цель урока

Автор: Приймак Елена Юрьевна

Организация: МОБУ Красногвардейская СОШ

Населенный пункт: Оренбургская область, п. Красногвардеец

Тема урока

В.В.Бианки «Сова»

Цель урока

Знакомство с творчеством В.В. Бианки, с произведением «Сова».

Задачи

Образовательные:

Обобщать информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Восстанавливать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Планируемый результат обучения

Предметные

Учащийся научатся прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, анализировать поступки героев.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные: слушать и понимать учителя; участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные

содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста; начальных представлений о нравственных понятиях. прививать любовь к родной природе через прочитанный текст.

Основные понятия

познавательная сказка.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

1.Учебник Л.Ф.Климановой. Литературное чтение

2.Презентация к уроку.

5.Запись крика совы

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Личностные: чувство необходимости учиться

Регулятивные: умение настраиваться на работу.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Читают стихотворение:

Настрой на работу.

Самоконтроль готовности.

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

— уметь выделять существенную информацию.

Личностные: умение выразить схематично своё настроение.

— Сегодня у нас урок, на котором мы вновь отправляемся в страну чтения. Какие знания мы получаем в этой стране?

Какие правила должны соблюдать?

-Кто пришёл на урок в отличном настроении.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Демонстрация знаний, умений.

Оценивание своего настроя на работу.

Актуализация знаний.

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

— Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем.

— С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь)

— Итак, в путь.

Демонстрация знаний, умений.

(«О братьях наших меньших»

Принятие учебной задачи.

Проверка домашнего задания

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

-С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки)

-Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя

1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал,

произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить.

Оцените рассказ …

Демонстрация знаний, умений.

Ответы детей.

Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее).

Речевая разминка

Чтение со слайда:

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Чтение ученика

Постановка учебной задачи

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении лексического значения слов;

-Какое же животное сегодня нас встречает?

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Сова.

Что знаете о сове?

-Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов.

Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.

Сегодня мы познакомимся с произведением В.В. Бианки «Сова».

-Какая нам предстоит работа? (выясним, для чего было написано это произведение)

— Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся – хоронишься

сто-ро-нишь-ся – сторонишься

рас-сер-ди-лась – рассердилась

от-ча-ян-на-я – отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

Демонстрация знаний, умений.

Восприятие информации.

Демонстрация знаний, умений. (Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать).

Работа с толковым словарём.

Физкультминутка для глаз

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

2 этап. Первичное чтение текста. Анализ восприятия.

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оцените чтение ребят.

-Понравилось произведение?

-С каким настроением вы его слушали?

— Назовите главных героев.

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

Читают сильные ученики.

Восприятие текста.

Выражение своих чувств, мыслей. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст.

Выделяют действующих лиц.

Высказывание своих мыслей.

3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

Познавательные: умение делать выводы на основе имеющихся знаний.

-Это сказка или рассказ?

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».

Какой вопрос можно задать к сказке?

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Демонстрация знаний, умений.

Проявление фантазии.

Физкультурная музыкальная минутка «Смайлик».

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

4 этап. Работа с текстом во время повторного чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Вспомним правила чтения вслух.

Чтение 1 части текста.

— Почему сова рассердилась на старика?

Выразительное чтение сказки по ролям.

1.Работа в парах с заданием:

— Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении).

2. Несколько пар читают вслух.

— Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

Чтение 2 части текста.

-Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

— Что стали делать мыши?

— Почему шмели нужны лугу?

— Что произошло с клевером на лугу?

— Кому был необходим клевер? Почему?

— Что произошло с коровой?

— Что же пришлось сделать старику?

Чтение 3 части текста.

— Простила старика сова?

— Как всё восстановилось в природе?

— Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Демонстрация знаний, умений.

Чтение по цепочке.

Восприятие текста.

Работа в парах.

Чтение по ролям.

Оценивают своих товарищей.

Читают 2 часть сказки самостоятельно

Физкультминутка «Сова»

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5Работа над усвоением смысла прочитанного

Коммуникативные:

— уметь оформлять устные высказывания в схеме.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные :
-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

Какая связь между совой и чаем старика?

«Закончи предложение».

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить… (мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай

Работа в парах.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

— На этом наше познавательное путешествие подходит к концу.

— Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

— Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (смайлики)

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Оценки.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.
2. Подготовить пересказ.
3.Нарисовать иллюстрации к сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

План урока В.Бианки «Сова»

1.Организационный момент

-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Мотивация к учебной деятельности

— Сегодня у нас урок, на котором мы вновь отправляемся в страну чтения.

— Какие знания мы получаем в этой стране?

— Какие правила должны соблюдать?

— Кто пришёл на урок в отличном настроении?

— Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

3. Актуализация знаний.

— Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем.

— С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь)

— Итак, в путь.

4. Речевая разминка.

— Поднять настроение предлагаю со скороговорки.

— Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

  1. Прочитайте скороговорку вслух спокойно.
  2. Прочитать с радостной интонацией.
  3. Прочитайте с удивлением.
  4. Прочитайте с грустным настроением

— Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

4.Проверка домашнего задания

А)- Над какой темой мы работали на прошлом уроке и дома?

— А кто объяснит значение слова « музыкант»?

-С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки)

-Используя эти слова, расскажите биографию автора.

Б) Буктрелер о В. Бианки и слайд.

В) — Чтобы посмотреть, как вы это произведение поняли, я предлагаю поиграть в необычную игру «Ромашка».

1вопрос: На чём играл старый медвежатник? ( на скрипке)

2.Что сказал ему колхозник? ( Брось-ка ты свою скрипку то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.)

3. Какую картину увидел медвежатник в лесу? Прочитайте.( с.143 — 4и5 абзацы)

4.Почему старик не застрелил медведя?

5. Как главный герой относился к природе?

5.Постановка учебной задачи. Открытие новых знаний.

1 этап. Работа с текстом до чтения

А)-Какое же животное сегодня нас встречает? Загадка.

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)

Ч-то знаете о сове?

-Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов.

-Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.

Б) Смысловое прогнозирование.

— О чем, по-вашему, это произведение?

— Проверим наши предположения.

В)-Сегодня мы познакомимся с произведением В.В. Бианки «Сова».

-Какая нам предстоит работа? (выясним, для чего было написано это произведение)

В)Словарная работа (по ходу чтения сказки)

— В данном произведении тебе встретятся незнакомые слова и выражения. Давай узнаем их значение.

Утекает — убегает.

Наземь — на землю

Кормовистый клевер — предназначенный для корма скоту.

Цветень — пыльца, мелкие жёлтые зёрнышки.

Хорониться — прятаться, таиться.

Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай белить — добавлять молоко в чай.

Молоко все жиже да жиже — менее жирное

Пойло — питательное питьё для скота.

Уваживать — уважать

Физкультминутка для глаз

2 этап Г) Чтение «цепочкой»

-Понравилось произведение?

-С каким настроением вы его слушали?

— Назовите главных героев.

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

-Это сказка или рассказ?

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

-А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».

-Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».

-Какой вопрос можно задать к сказке?

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Физкультурная музыкальная минутка

4 этап. Работа с текстом.

— Почему сова рассердилась на старика?

-Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

— Что стали делать мыши?

— Почему шмели нужны лугу?

— Что произошло с клевером на лугу?

— Кому был необходим клевер? Почему?

— Что произошло с коровой?

— Что же пришлось сделать старику?

— Простила старика сова?

— Как всё восстановилось в природе?

— Молодцы!

-Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Физкультминутка «Сова»

В лесу темно,

Все спят давно. (Дети изображают спящих.)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)

Совушка-сова,

Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, (Присесть.)

Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5.Работа над усвоением смысла прочитанного.

А) «Закончи предложение».

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить… (мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

!!!!Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

Б)Работа в парах (расставить картинки по тексту)

-Какая связь между совой и чаем старика?

Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай

В) Найдите пословицу.

«Дружно не грузно, а врозь, хоть брось».

8.Итог урока. Рефлексия

— На этом наше познавательное путешествие подходит к концу.

— Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

— Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (смайлики)

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Оценки.

9. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.
  2. Подготовить пересказ.
  3. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Подчеркните пословицу

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Приложения:

  1. file1.docx.. 950,7 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 6,5 МБ

Опубликовано: 15.10.2019

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 114. 

УКМ «Перспектива»

1. Что в произведении Бианки правда, а что вымысел?

Вымыслом являются мысли и разговоры насекомых, их взаимопомощь.

Правдой оказывается описание внешности и особенностей поведения насекомых.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени автора, писателя Валентина Бианки.

3. Что вы можете сказать об авторе рассказа?

Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.

4. Расскажите, что вы знаете о В. Бианки. Найдите статью о нём в энциклопедии.

Рассказ «Краткая биография писателя Валентине Бианки» для 3 класса

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать «Лесную газету», книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

«Лесная газета» выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

5. Представьте себе маленьких помощников Муравьишки. Нарисуйте их в своём воображении, используя строки из рассказа.

Гусеница-землемер. Червяк-червяком. Спереди ножки и сзади — ножки. Пошёл землю мерить.

Паук-сенокосец. Ноги как ходули, между ног голова.

Жужелица. Ноги ровные, шестиногий конь.

Жучок-блошачок. Чуть от земли видно.

Кузнечик. Длинные здание ноги. Крылья за спиной.

Майский хрущ. Тяжёлый, неуклюжий конь. Жёсткие крылья, как перевёрнутые корыта.

6. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью составьте план. Перескажите рассказ Бианки другу.

План рассказа «Приключения муравьишки» по опорным словам

  1. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.
  2. Пошёл землю мерить.
  3. Начал паук ходули переставлять.
  4. Бежит шестиногий конь.
  5. Пружинки складные.
  6. Перенесли кузнечика через забор.
  7. Река и водомер.
  8. Крылья, как корыта.
  9. Качается Муравьишка на листовёртке.

Пересказ рассказа «Приключения муравьишки» другу для 3 класса

Однажды муравьишка забрался высоко на берёзу, загляделся на вид вокруг, но дунул ветер и сорвал лист с муравьём. Унесло муравья далеко-далеко, за деревню. Не знал он, как домой в муравейник добираться будет, и сильно расстроился.

Но встретил муравьишка гусеницу-землемера. Согласилась гусеница помочь муравьишке. Сел муравей на гусеницу, а та пошла землю мерить. Растрясла муравьишку. 

Слез муравьишка с гусеницы, паука-сенокосца увидел. Согласился паук помочь муравьишке. Сел муравей на паука, а тот давай длинные ноги, как ходули переставлять. Но медленно шёл паук, не понравилось это муравью.

Пересел он на жужелицу. Та побежала, как конь шестиногий. Вмиг до картофельных грядок довезла.

Там муравьишка пересел на жучка-блошачка. Тот хоть и маленький, а высоко прыгает. Доставил муравья до забора.

Там муравью кузнечик помог. Ноги длинные разогнул, подпрыгнул, крылья выпустил и перемахнул через забор.

А там река. Как через неё бедному муравью переправиться? А солнце уже к земле клонится. Не успевает муравей. Но помог ему клоп-водомер через реку переправиться.

А дальше уже хрущ майский на помощь спешит. Тот помчался так, что у муравья дух захватило. Доставил хрущ муравья к родной берёзе, на самой вершине высадил.

Стал муравей просить листовёртку помочь ему спуститься. А та отказала. Обиделся муравей, укусил гусеницу, а та с перепугу упала и давай паутинку разматывать. А муравей за гусеницу уцепился и спускается.

Так и добрался муравьишко до муравейника. А тут и солнце село.

7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала, например, бабочка. Составьте план текста и запишите получившийся рассказ в творческую тетрадь.

План рассказа о бабочке, которая помогла Муравьишке.

  1. На высокой берёзе.
  2. Летящая бабочка.
  3. Доброта бабочки.
  4. Муравей спустился.

Рассказ о бабочке, которая помогал муравьишке для 3 класса

Опустил майский хрущ муравьишку на высокий сук и улетел. А бедный муравьишка не знает, как спуститься, ведь солнце уже садится.

Вдруг видит муравьишка, летит мимо бабочка, крылышками порхает. Стал он просить бабочку помочь ему с дерева спуститься.

Не стала отказывать бабочка, велела муравью сесть на спину и держаться крепче.

А потом спустилась к самому муравейнику. Спрыгнул муравей на землю, поблагодарил бабочку и домой поспешил. Тут и солнце село.

AVvXsEiwV9FhtoWZe6S6oUpBvLlvmgsspJAKX91H5h1Dc1QDzd9JTPZVOYrJzO8Ia6UwVxa5G 39pvEoBGZeYrgHVjjUOeuR64rfZWQBMxQHF5J9RnfKVhaPWaDHMo1zVFF VX2UIo0HcbSdvMn9jtuYTNm4ahgla85OijM 9usr spo3smqfdqOQE 8C0539Q=w400 h280

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 65-73.

1. Вспомни произведения о животных и природе, которые ты прочитал. Составь список произведений, которые ты посоветовал бы прочитать своим друзьям.

Список произведений о животных и природе

  1. Бианки В. «Аришка-трусишка»
  2. Житков Б. «Беспризорная кошка»
  3. Коваль Ю. «Капитан Клюквин»
  4. Паустовский К. «Кот-ворюга»
  5. Пришвин М. «Изобретатель»
  6. Скребицкий Г. «Джек»
  7. Сладков Н. «Медвежья горка»
  8. Снегирёв Г. «Про пингвинов»
  9. Чарушин Е. «Тюпа, Томка и сорока»
  10. Лондон Д. «Бурый волк»

2. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу.

Пример рассказа на тему «Как я летом был в лесу» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

3. Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.

Выбранные из рабочей тетради слова: боязливым, беспокойным, легкомысленным, любопытным, беззаботным.

Дополнительные слова: добрым, отзывчивым, любящим маму, маленьким, наивным.

4. Представь себя в роли зайчика-листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.

План пересказа рассказа «Листопадничек»

  1. Скоро зима.
  2. Смелое решение.
  3. Побег.
  4. Встреча с бобрами.
  5. В хатке.
  6. Суровые будни.
  7. Страшные звери.
  8. Потоп.
  9. Спасение.
  10. Снова дома.

Пример пересказа по этому плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.

Если посмотреть на рисунки, можно понять, что с зайчиком могло случится всякое.

Вот план рассказа о приключениях Листопадничка в космосе:

План рассказа о путешествии Листопадничка в космос

  1. Ракета на поляне.
  2. Неожиданный старт.
  3. В космосе.
  4. Космические зайцы.
  5. Возвращение.

А сам рассказ, как и варианты рассказов по остальным рисункам, можно прочитать, перейдя по ссылке.

Также можно прочитать рассказ о новых приключениях Листопадничка в родном лесу по другой ссылке.

6. Что ты думаешь о главных героях рассказа «Малька провинилась»? На чьей стороне твои симпатии?

Я думаю, что Лидия была излишне жестокой с собакой. Она чёрствый человек.

Мне симпатична Малька, которая всё делала для своих щенков, и не понимала, за что её ругают.

Мои симпатии на стороне Мальки.

7. Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку?

Мне Малька кажется маленькой, весёлой собачкой. Она быстрая, суетливая, подвижная. У неё кривые лапки, но это её не портит.

Свою кличку она получила за небольшие размеры.

8. Выпиши названия глав из сказки Бианки и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.

План пересказа рассказа «Мышонок Пик» по главам

  1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
  2. Кораблекрушение.
  3. Страшная ночь.
  4. Хвост-цеплялка и шёрстка невидимка.
  5. Соловей-разбойник.

9. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко о чём рассказ «Про обезьянку», или кратко передать его содержание, то как бы ты построил ответ?

Выберем подходящие выражения:

  1. Определил основную мысль произведения.
  2. Назвал героев рассказа.
  3. Выделил смысловые части.
  4. Перечислил события.

10. Определи основную мысль рассказа «Капалуха». Какая пословица больше всего соответствует ей?

Главная мысль рассказа «Капалуха»: Мать отдаст всё ради своего ребёнка.

Ей соответствует пословица: Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

11. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Составьте с другом диалог.

Мальчики не тронули гнездо и яйца, и весело побежали прочь. Они осознали, что капалуха тоже мать, тоже любит своих детей. Они наверняка изменят своё отношение к природе и никогда не будут разорять птичья гнёзда, обижать других животных.

Диалог по рассказу «Капалуха» для 3 класса

— Ты понял, что сделали мальчики в конце рассказа?

— Да, они не тронули яйца.

— Правильно они поступили?

— Конечно, правильно! Нельзя разорять птичьи гнёзда!

— А герои рассказа поняли это?

— Я думаю, да. Они не станут ради баловства трогать птичьи гнёзда.

— А мне кажется, что ребята вообще будут бережно относиться к любым животным, ко всей природе.

— Я согласен с тобой.

12. Придумай рассказ о своём любимце, дополни его сведениями из энциклопедии и интернета.

Пример рассказа о домашнем любимце можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие — к рассказам?

Эти произведения объединяет то, что в них говориться об отношениях человека и природы. О том, что природу нужно беречь, любить, не причинять вреда живым существам.

К сказкам можно отнести произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик». В них рассказывается о вымышленных событиях.

Остальные произведения раздела — рассказы. В них описываются реальные события.

14. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»?

Я бы дополнила этот раздел любым произведением из списка, который привела в первом пункте (смотри начало статьи). Все они говорят о любви к природе и об отношениях между животными и человеком.

15. Что у тебя хорошо получается? Выбери ответ.

Выбираем:

  1. Определять жанр.
  2. Определять основную мысль.
  3. Составлять план.
  4. Рассказывать о герое, подбирая слова определения.
  5. Пересказывать по плану.

16. Чему бы ты хотел ещё научиться, что считаешь для себя важным?

Я хотела бы лучше научиться понимать нравственный смысл рассказов, ведь это важно для осознания смысла того, чем хотел поделиться автор.

Я хотела бы научиться сравнивать свои наблюдения за животными с тем, что прочитала.

1

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с
    содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки
    – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки
    взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки
    с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

— Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не
стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом
тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все
хорошо, настроение хорошее.)
Если у человека хорошее настроение, то и работать
интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и
послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали —
И проснулись на заре.

— О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

— Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает
её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так
же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе
все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

— Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении
В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

(Приложение. Слайд №2) «Кто это?»

5. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?
  • Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться
    анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над
    вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

6. Ребята, что вы знаете о сове?

6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

— На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

— Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

6.2. Какую пользу приносят совы?

6.3. «Сова в культуре».

(Слайд №4)

Ушастая сова.

Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах*
Веки серые сомкнет,
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.

(К. Шилов)

6.4. Приметы о сове.

  1. Если много сов – урожай будет хороший.
  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.
  3. Филин кричит на оттепель.
  4. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.
  5. Сова кричит – на холод.

6.5. «А вы знаете?»

(Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она
была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали
«совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи
между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли
поздно вставать.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

7.1. Чтение слов (запись на доске):

  • от-ча-ян-ная – отчаянная;
  • хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
  • сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
  • рас-сер-ди-лась – рассердилась;
  • пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
  • за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
  • стар – старик – стариковом.

7.2. Какие слова вам не понятны?

(Слайд №6) «Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает   убегает.
Кормовистый   клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень   пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться   прятаться, таиться.
Раздолье   много места.
Как бы худа не вышло   как бы беды не было.
Чай белить   добавлять молоко в чай.
Пойло   питательное питьё для скота.

8. Первичное знакомство с текстом.

8.1. Чтение текста учителем.

— Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

— Назовите главных героев.

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку
самостоятельно.

8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

(Дети 2 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои
результаты и продолжают читать до конца.)

9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка
проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

— Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

— Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная,
авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как
вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».
Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это
ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

— Какие вы уже читали?

Все эти книги — из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и,
если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером
из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин,
присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,
но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала
о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о
повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем
какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом,
Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

(Слайд №9) «Переводчики с бессловесного».

10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

— Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей
сторонишься»
– это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе:
сова охотится ночью.)

— Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

— Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю
роют, шмелей ловят».)

— Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

— Что мы узнаем о природе из этого предложения?

— На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей
гнезда? (В земле.)

— Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от
них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как
пчелы, и воску у них нет.)
Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок
переносят.)

— Что произошло с клевером на лугу?

— Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове
для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём
здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

— Что же пришлось сделать старику?

— Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

— Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

— Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

11. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

— Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

— Объясните её значение.

— Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

— Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова
или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком
друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в
этой цепочке.

— Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На
первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки
показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе
зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем
восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду.
(Слайд №7)

14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

— С какой интонацией будете читать слова старика?

— Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из
текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок.
3. Не родится клевер на лугу.)

— Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с
мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по
плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

— А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
  2. Чтение по ролям.
  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2
    класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по
    литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/
    00873501225988269902/
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки барышня крестьянка
  • План сказки бедняк и богач
  • План сказки болезнь и исцеление ильи муромца
  • План сказки ашик кериб турецкая сказка 4 класс литературное чтение
  • План сказки аленький цветочек для 4 класса
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии