Открытый урок
Литературное чтение
4 класс
М. Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб»
Учитель начальных классов:
Игнатова Людмила Владимировна
г.Солнечногорск 2017год
Тема. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» ( Моделирование- как способ развития творческих способностей дошкольников и мл. школьников)
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи.
Образовательные.
-Продолжить работу со сказкой.
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.
Развивающие.
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные.
— Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД
Личностные.
— Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные.
— Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные.
— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные.
— Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты.
Предметные.
— Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-Называть основные события сказочного текста;
-Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
-Проявлять интерес к чтению сказок;
-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм», « «Синквейн».
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
Работа с партнером по плечу.
— А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.
Слайд 1
1. Игра «Доскажи словечко».
Тексты будем мы … (читать,)
Информацию из текста … (извлекать.)
Точку зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)
Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Слайд 2-3
2. Игра «Произнеси верно»
— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).
Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.
— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах? (Безударная гласная, звонкие и глухие согласные)
— На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, 3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.
— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Продолжаем работать. правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.
III. Сообщение темы и целей урока.
— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Слайд 4
Почему звучит именно восточная мелодия? ( Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую
роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз
был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой
природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю
свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,
слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской
природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё
это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.
Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закав-
казье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, ту-
рецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с дет-
ства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.
Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что
среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распевают-
ся певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает
«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический
певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы га-
риб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является мест-
ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совер-
шенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особен-
ности.
Слайд 5
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы Слайд 6
1. Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.
2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям. Методом исследования мы найдем ответы на поставленные вопросы.
IV. Проверка домашнего задания.
1.
Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.
Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.
Слайд 7
На какие 2 группы делятся все сказки? Сказки авторские и народные.
Слайд 8
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Слайд № 9
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян.
Слайд № 10
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум – Эрзурум, Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Ребята, давайте сформулируем вывод.
Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
2. — Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали.
— Для этого вы решите кроссворд, который готовили дома( Дима Ращевцев у доски)
Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.
3.Чтобы вспомнить сюжет сказки и охарактеризовать героев , предлагаю посмотреть небольшой отрывок из сказки- инсенировку.
( После просмотра сценки перечисляют основных героев сказки)-
-Перечислите героев сказки.
(Ашик Кериб, Магуль –Мегери, Куршуд-Бек, сестраАшик –Кериба, его мать, Св.Георгий( Хадерлиаз), купец.)
4.Работа с иллюстрациями:
— Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации)
— Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
— Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
( Художники-иллюстраторы)
Второй этап исследовательской работы. Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске). Вот получился картинный план произведения.( Вступают Егор, Вика Иваничева,Кристина, Аня)
V. Работа по теме урока
1. Работа по содержанию сказки.
а) Выборочное чтение.
Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
(стр.104 ) Слайд 13
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в дверь дрожащею рукою, говоря:
— Ана, ана, отвори: я Божий гость; я холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня… Но дочь, не внимая её упрёкам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба.
(стр.107 ) Слайд 14
Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.
(стр.110 ) Слайд 15
Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза, промовля:
-Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз.
Физкультминутка Слайд 16
б) Фронтальный опрос
Вернемся к героям сказки. Слайд 17
— Зашифрованы имена героев. Добавьте гласные звуки и назовите имена главных героев произведения.
Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные ?
Ашик-Кериб бедный музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;
Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная. Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,
обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?
VI. Обобщение и закрепление знаний.
б) Творческая работа в группах
Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд 20
Какие части речи используются? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
1. Ашик-Кериб 1 группа
1. Магуль-Мегери 2 группа
1. Куршуд-бек. 3 группа
VII. Рефлексия. Итог. Оценивание. Слайд 21
— Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?
— Подходит ли наш эпиграф к сказке?
— Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?
— Что главное поняли на уроке?
— Чему учит сказка в наше время?
— Оцените свою работу на уроке с помощью рук!
VIII. Домашнее задание
По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.
2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Т ехнологическая карта урока Литературное Чтение
по теме М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).
Студентка: Перминова Екатерина Владимировна
Класс 4 «б»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.
Тип урока: изучение нового материала
Дата урока: 21.10.2019 г.
Цель урока: знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».
Задачи:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять
его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников (словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять характеристику героев.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Средства обучения: учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1, кружочки для рефлексии, презентация. мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Добрый день, ребята. Давайте начнем сегодняшний урок литературного чтения с улыбки. Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь. Садитесь. Жужжащее чтение. (5-7 минут) Ребята, открываем свои книжечки, начинаем читать. | Приветствуют учителя, друг друга Читают книги |
2. Актуализация знаний. Речевая разминка. | Работа с партнером по плечу. — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному. Слайд 1 1. Игра «Доскажи словечко». Тексты будем мы … (читать,) Новое для себя… (узнавать.) Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 2. Игра «Произнеси верно» Слайд 2-3 — Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р). Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы. — Какие изученные орфограммы встретились в данных словах? — На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, 3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. — Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Молодцы! У всех листочки улетели. А теперь продолжаем работать правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить. | Заполняют, затем читают по одному Безударная гласная, звонкие и глухие согласные Отвечают Выполняют упражнения |
3. Сообщение темы и целей урока. | — А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза. Слайд 4 Почему звучит именно восточная мелодия? У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку. | Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова |
4. Проверка домашнего задания. | Перед тем как приступить к изучению нового произведения М.Ю. Лермонтова, давайте вспомним, что вам было задано на прошлом уроке? Слушание подготовленного чтения стихотворения. Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть? Молодцы Прежде, чем мы начнем изучение нового произведения, давайте немного отдохнем | стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». |
5. Физкультминутка | Вот так яблоко!(Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно.(Руки на пояс.) Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите.(Руки вверх.) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко!(Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.) Молодцы, а теперь разомнем наш язычок Речевая разминка Слайд 5 | |
6. Работа по теме урока | Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова вы уже знакомы. Слайд 6 А еще М.Ю. Лермонтов писал сказки и сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Слайд 7 Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности. Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает «влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. – В сказке вам будут встречаться непонятные слова, слова из турецкого языка, но рядом, в скобках, вы найдёте пояснения, которые даёт М. Ю. Лермонтов. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. Слайд 8 | Стихи |
7. Итог урока. Рефлексия | –Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки? — Что хотите сказать о сказке? — Кто главные герои сказки? – Кто вам больше всего понравился? – Чем? – Кто не понравился? – Почему? – Что особенно удивило? Молодцы — Что главное поняли на уроке? — Чему учит сказка в наше время? — Оцените свою работу на уроке (Кружочки) | После прочтения отвечают на вопросы
|
Домашнее задание | перечитать ещё раз сказку «Ашик-Кериб» (с. 99–113); подготовиться отвечать на вопросы, данные на странице 113 учебника Слайд 9 | Записывают домашнее задание |
К проведению урока допускаю:
Учитель начальных классов _______________
Дата ___________________
Тексты будем мы ________________________ Информацию из текста __________________ Новое для себя___________________________ | Тексты будем мы ________________________ Информацию из текста __________________ Новое для себя___________________________ |
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. | Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. |
Урок литературного чтения
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
— «Литературные сказки»
— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
— Ребята, а какие еще бывают сказки?
— (народные)
— А чем народные сказки отличаются от литературных?
— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
— Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
— Мы с вами разделим сказку на части.
— Составим план к ней.
— Дадим характеристику главному герою.
— Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2. Словарная работа
— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
— Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
— Опишите её. (Стр.156)
— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
— Кто главный герой произведения? (Миша)
— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.
( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
— Подтвердите свой выбор примерами из текста.
— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
I часть
— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
III часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
-
Удивительная табакерка
-
Знакомство с Динь-динь
-
Герои на улице города
-
Встреча с молоточками
-
Господа – дядьки-молоточки
-
Знакомство с надзирателем
-
Сударыня – царевна
-
Миша проснулся
IV Итог урока
— Кто автор произведения.
— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
V Игра «Данетка»
— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)
— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 108 Опубликовано
Андерсен — Снежная королева
Андерсен — Соловей
Астафьев — Стрижонок Скрип
Бажов — Малахитовая шкатулка
Баум — Волшебник из Страны Оз
Булычёв — Миллион приключений
Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли
Буссенар — Капитан Сорви-голова
Велтистов — Приключения Электроника
Гайдар — Судьба барабанщика
Гарин-Михайловский — Детство Тёмы
Гофман — Щелкунчик и мышиный король
Зощенко — Елка
Коваль — Приключения Васи Куролесова
Куприн — Барбос и Жулька
Куприн — Скворцы
Кэрролл — Алиса в стране чудес
Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Линдгрен — Расмус-бродяга
Миф Дедал и Икар
Носов — Витя Малеев в школе и дома
Носов — Огородники
Носов — Ступеньки
Осеева — Динка
Пантелеев — Республика Шкид
Паустовский — Кот-ворюга
Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Пушкин — Песнь о вещем Олеге
Рыбаков — Кортик
Свифт — Путешествие Гулливера
Сетон-Томпсон — Виннипегский волк
Сладков — Лесные тайнички
Сказка Марья Моревна
Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
Толстой — Детство Никиты
Трэверс — Мэри Поппинс
Чехов — Беглец
Шварц — Сказка о потерянном времени
Янссон — Шляпа волшебника
Читательский дневник «Солдат и царица»
В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.
4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».
Впереди не менее важный и ответственный период.
Начало средней школы – самое сложное.
Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.
Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.
Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.
По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.
К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.
На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.
То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.
В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.
К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.
Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):
1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.
Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.
Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.
2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс
Это печатное издание 2017 года.
Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.
Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.
В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.
ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.
Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.
Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.
Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.
При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.
Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.
Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.
Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!
Содержание
Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | |
«Белый пудель», А. И. Куприн | |
«Уроки французского», В.Распутин | |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | |
«Дети подземелья», В. Короленко | |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Используемые источники:
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
- https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik