Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136.
УКМ «Школа России»
Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?
Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.
Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».
В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».
В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».
Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.
2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.
Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса
В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.
Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.
Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».
Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.
О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.
Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.
А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.
Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.
3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?
Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».
Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.
По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.
В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».
4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?
Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.
5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?
В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.
Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.
Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».
Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.
6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.
Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.
Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.
Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.
7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.
Я читала много рассказов Толстого о детях.
Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.
Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.
Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.
Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.
Автор J.G. На чтение 5 мин Обновлено
«Али-Баба и 40 разбойников» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.
«Али-Баба и 40 разбойников» краткое содержание
После смерти купца его старший сын Касим наследует его дело и, женившись на богатой женщине Фатиме, преуспевает. Младший же сын Али-Баба женится на бедной девушке Зейнаб и становится нищим лесорубом.
Чтобы прокормиться, Али-Баба рубил и продавал дрова. Как-то в лесу Али-Баба собирал дрова ему удалось проследить за разбойниками. Он узнал, что для того, чтобы попасть в пещеру, где разбойники прячут сокровища нужно сказать «Сим-сим откройся!». Когда разбойники ушли Али-Баба набрал небольшой мешок с золотом. Для того, чтобы узнать сколько весит золото Али-Баба берет весы у брата. Жена брата была удивлена тому, что он просит весы и решила намазать их воском. Когда Али-Баба их вернул она увидела прилипшую монету.
Узнал об этом Касим и стал угрожать Али-Бабе выдать его султану, если тот не скажет, где взял золото. Али-Баба предлагал поделить сокровища пополам, но Касим хотел забрать все. Попав в пещеру, Касим от жадности забыл слово, открывающее дверь. Вернулись разбойники, и атаман отрубил Касиму голову.
Али-Баба отправляется на поиски брата и видит его мертвым. Он забрал погибшего брата и отвез домой, чтобы похоронить. Он переехал с женой в дом Касима и приютил его вдову.
Вскоре разбойники узнали, что тела нет, а значит еще кто-то знает о пещере. Они находят портного, который сшивал тело брата и он приводит их к дому Али-Бабы. Разбойник нарисовал крестик, который заметила рабыня Марджана. Ее это насторожило и она рисует такие же метки у других домов. Когда разбойники вернулись ночью они ушли ни с чем.
Через день атаман снова приходит к дому и прикинувшись купцом остается ночевать у Али-Бабы. Остальные работники прячутся в кувшинах, намереваясь ночью убить всех в доме. Об этом случайно узнала служанка и убила разбойников, вылив им на головы кипящее масло. Потом она заколола кинжалом атамана, который пировал с Али-Бабой. Рассказала служанка Али-Бабе обо всем, и он в награду сказал, что она будет жить в доме как сестра, а не служанка.
Теперь он остается единственным, кто знает о пещере.
«Али-Баба и 40 разбойников» читательский дневник
Жанр: народная сказка
Сколько страниц — 16
«Али-Баба и сорок разбойников» главная мысль
Главная мысль сказки «Али-Баба и сорок разбойников» заключается в том, что ценное можно легко найти, но трудно сохранить. Важнее сокровищ, люди которые тебе помогают.
«Али-Баба и сорок разбойников» главные герои
- Али-Баба — женился на бедной Зейнаб и продавал дрова на рынке, а затем узнал тайну разбойников. Нашел пещеру сокровищ, разбогател и помогал беднякам. Он добрый, бесхитростный и доверчивый.
- Касим — купец, женился на богатой Фатиме. Брат Али-Бабы. Жадный и корыстный человек. При попытке захватить богатство, забыл волшебные слова и был убит разбойниками.
- Зейнаб — жена Али-Бабы. Добрая и скромная, наивная.
- Фатима — жена Касима, жадная и завидущая.
- Марджана — служанка Али-Бабы, перехитрила, посланных атаманом разбойников. Хитрая, верная, умная.
- Атаман разбойников — прятал разбойников в кувшинах. Злой и жестокий, беспощадный.
- Сорок разбойников.
«Али-Баба и сорок разбойников» план сказки
- Наследство братьев
- За дровами
- Тайна разбойников
- Пещера с золотом
- Неожиданное богатство
- За мерой к Фатиме
- Зависть Касима
- Касим в пещере
- Смерть Касима
- Крест нарисованный мелом
- Крест нарисованный кирпичом
- Атаман и кувшины масла
- Хитрость служанки
- Марджана — сестра Али
«Али-Баба и сорок разбойников» краткое содержание для читательского дневника
Али-баба был очень беден и собирал хворост в лес. Он случайно увидел разбойников, которые подошли к скале и сказали «Сим-сим откройся». Когда разбойники ушли он подошел к пещере и открыл ее. В пещере было много богатств. Он немного взял и вернулся домой. Об этом узнал его брат и пошел в пещеру, где его убили разбойники. Али-баба забрал тело брата и похоронил. Разбойники его выследили. И пробрались к нему в дом под видом торговца маслом с 40 кувшинами. (в кувшинах разбойники прятались) . Служанка Марджана услышала шум в кувшинах и перебила всех разбойников (вылив раскаленное масло на головы). Али-Баба говорит служанке, что она стала его сестрой.
Чему учит сказка «Али-Баба и сорок разбойников»?
Сказка учит честности и доброжелательности, учит работать и честно зарабатывать на жизнь. Учит быть бескорыстны, не быть жадным и не завидовать. Учит помогать другим, чтобы в сложную минуту тебя тоже поддержали.
«Али-Баба и сорок разбойников» отзыв
Мне очень нравится эта красивая арабская сказка. Али-Баба был счастливчиком, которому удалось найти сокровища. Его брат Касим был жадиной и умер из-за своей жадности. Но больше всего мне нравится служанка Марджана. Она показала себя очень умной и находчивой, она спасла своего хозяина и получила большую награду.
«Али-Баба и сорок разбойников» пословицы к сказке
- Лучше с мизинец удачи, чем с гору желаний.
- На Бога надейся, а сам не плошай.
- Жадность всякому горю начало.
- Не было бы счастья, так несчастье помогло.
- Другим не поможем, сами пропадем.
В настоящей статье, предлагается более простое и более точное решение задачи, поставленной в одной из предыдущих работ. Ранее мы исходили из того, что русская сказка «Козьма Скоробогатый» (Аф.164), по принятой в литературе классификации, сказка, использующая сюжетную схему «Кот в сапогах», представляет собой вариант арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников», возникший независимо от нее на основе универсальной сюжетной линии: герой чудесным образом завладевает сокровищами, а затем обороняет добытое от законного хозяина, который стремится вернуть похищенное. NB. Реальные бытовые действия имеют двоичную структуру тогда, как сказочные действия характеризуются троичной структурой.
В нынешнем виде решение сводится к утверждению, что сказка «Козьма Скоробогатый» создана путем рассказывания исконно русской сказки с сюжетной линией «Кот в сапогах» (условно говоря, «Лисичка-сваха») по шаблону арабской сказки. Под этим углом зрения иначе выглядит и соотношение «Али-Баба и сорок разбойников» с «Рассказом о Маруфе-башмачнике» из «Тысячи и одной ночи». Последний выглядит как вариант сказки «Счастье и несчастье», где наполнением желтой мотифемы служит сказка типа «Козьма Скоробогатый». Тот же прием применил создатель русской сказки «Мудрая девица и семь разбойников», заполнив желтую мотифему, видимо, лубочной, сказкой «Али-Баба и сорок разбойников»
Popular Stories Right now
С точки зрения внешней критики источника, о таком происхождении сказки «Козьма Скоробогатый» говорит тот факт, что, как следует из комментариев, рассказчиком был некто «малограмотный, тяготеющий к книжному слову». С точки зрения внутренней критики, об этом говорит факт, что в мотиве выбивания лисичкой ложных свидетельств из пастухов сначала перечисляются овечье, свиное, конское и – вдруг! – верблюжье стада, а затем (рассказчик как бы поправляется) – овечьи, свиное, коровье и конское.
С точки зрения внутренней критики, также обращает внимание удвоение строки, где помещается мотив купания в реке (подпиливания моста) и переодевания в царскую одежду, за счет умножения этого мотива на мотив пудовки с застрявшей монетой. Исходную русскую сказку, где отсутствует мотив мерки-предательницы, мы находим в варианте «Никита Македонский». Причем эта сказка не несет в себе никаких следов влияния сказки «Али-Баба и сорок разбойников». И, как можно видеть, отсутствие мотива мерки не оказывает никакого влияния на ход действия.
Пожалуй, решающим моментом является наличие в сказке «Козьма Скоробогатый» такой вроде бы ничего не значащей фразы, как: «… и живет у царя неделю и две». Однако эта фраза играет очень важную роль конечной / начальной ситуации, т.е. разделителя между двумя ходами, если помнить, что сказка «Али-Баба и сорок разбойников» двухходовая.
Внизу страницы вы найдете три мотива сказки «Кот в сапогах», которые мы «нарисовали» иллюстрациями Н.Гольц к книге «Сказки матушки Гусыни» Шарля Перро (1986). Оригиналы этих иллюстраций превосходны, но, если так можно выразиться, не совсем сказочны, поскольку являются иллюстрациями к произведению литературному. Нарисованные мотивы начинаются только тогда, когда сказка перевалила через свою вершину — мотив «герой-красавец нежно глядит на дочь короля — и она в него влюбляется без памяти». В сказке главное — действие, в литературе — образ. Сильно схематизируя ситуацию, можно сказать, что сказки «цветные», а литература «черно-белая». Сказка необходима (сказка — складка), литература случайна. В том смысле, что сказочник не может выйти из круга услышанного тогда, как писатель обязан выйти из круга прочитанного.
Собственно мотивы:
Король приглашает героя, переодетого в маркиза де Караба, на прогулку
Кот заставляет косарей признать маркиза де Караба своим господином
Дочь короля выходит замуж за самозваного маркиза
Примечание. Сугубо «нефилологическое» содержание данной статьи само по себе выступает в роли доказательства от противного тезиса о том, что фольклор относится к предмету этнографии. По закону исключенного третьего, если «нефилолог», значит этнограф. См. здесь. Обычное игнорирование вклада В.Я.Проппа в области морфологии, т.е. этнографии фольклора, возможно только за счет ошибочного отождествления его метода с «формализмом», а затем – со «структурализмом» при одновременном отождествлении последнего с «этнографией». (См.: Аникин А.П. О фольклористике как филологической науке // Традиционная культура, 2014, № 4, с.160-167. Читать здесь).
cкачать
Errata. В 6-й строке таблицы 2 написано: ипринцесса. Должно быть: принцесса.
Основные термины и понятия
Список
- Бродячие сюжеты
- Бытовая сказка
- Ключевые мотивы
- Мотифема
- Поэтика
- Проективные преобразования
- Синкретизм фольклора
- Трикстер
- Шаблоны
К сведению
Еще раз о сюжете Али-Баба и сорок разбойников. Презентация // ethnomanuscripts.ru, 10.03.2021. Читать здесь.
Как сложить сказку. Перечитывая «Морфологию сказки» В.Я.Проппа // ethnomanuscripts.ru, 30.07.2019. Читать здесь.