План сказки аленький цветочек для 4 класса

1 литературное чтение 4 класс. сказка с.аксакова аленький цветочек в сокращении. где найти полный план для пересказа и краткий план

План сказки аленький цветочек для 4 класса


1

Литературное чтение 4 класс. Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек» (в сокращении). Где найти полный план для пересказа и краткий план к сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» (сказка дана в сокращении, учебник Л.Ф.Климановой для 4 класса)?

2 ответа:

План сказки аленький цветочек для 4 класса



2



0

Литературное чтение 4 класс. Сказка С.Аксакова «Аленький цветочек» (в сокращении, учебник Климановой).

Сокращенный вариант плана (образец дала учитель) можно посмотреть ниже :

  1. Прощание купца с дочерьми
  2. Дальнее путешествие купца. Чудище.
  3. Возвращение купца домой. Выбор младшей дочери.
  4. Младшая дочь у чудища.
  5. Обещание вернуться.
  6. Свадьба.

Полный план для пересказа (образец) приведу ниже:

  1. Купец собирается в дальний путь и спрашивает у дочерей о подарках.
  2. Купец раздобыл два подарка.
  3. Темный лес, светящийся дворец.
  4. Аленький цветок и разгневанное чудище.
  5. Обещание купца чудищу. Перстень.
  6. Купец возвращается домой и раздает подарки.
  7. Выбор младшей дочери.
  8. Младшая дочь во дворце чудища.
  9. Возвращение дочери домой.
  10. Сестры переводят часы.
  11. Опоздание.
  12. Признание в любви умирающему чудищу.
  13. Чудище превращается в принца.
  14. Свадьба.

План сказки аленький цветочек для 4 класса



0



0

Мы разделили » Аленький цветочек» следующим образом:

  1. Купец и дочери.
  2. Купец в пути.
  3. Чудной терем.
  4. Купец находит цветочек.
  5. Спасение для купца.
  6. Возвращение купца домой.
  7. Отец рассказывает о чудище.
  8. Прощание с дочерью.
  9. Младшая дочь у зверя.
  10. Чудище показало свой лик.
  11. Дочь возвращается к отцу.
  12. Красавице пора возвращаться к чудищу
  13. Чудище мертво.
  14. Чудище превращается в принца.

Получили «пятерку»

Читайте также

План сказки аленький цветочек для 4 класса

Сравнивая эти две сказки, нельзя не обратить внимание, что у них почти одинаковый сюжет в основе которого лежит сказание о девушке с необыкновенными качествами. Девушка по сюжету обеих сказок сирота, которую воспитывает отец. В русском варианте у нее есть сестры. Ее отец совершает поступок, за который должен поплатиться жизнью, дочь жертвует собой и отдает жизнь за отца. Она знакомится с заколдованным принцем, у них возникают сильные чувства друг к другу. Благодаря искренней любви главной героини принц расколдовывается, и они празднуют счастливую свадьбу.

При сравнении двух главных героинь, первое, на что сразу обращаешь внимание — это то, что Настенька предстает перед нами доброй, скромной и заботливой девушкой. В западном варианте этой сказки главная героиня Белль наделена качествами необычности и индивидуализма.

Соответственно эти два различия предопределяют дальнейшую неодинаковость сказок. Так в русском варианте Настенька просит отца привести ей необычный подарок, неописуемой красоты цветок, у которого нет практичного применения, кроме как удовольствия от лицезрения красоты. Белль напротив знает, чего она хочет от жизни, она демонстрирует гордость, высокомерие и мечтает о конкретных вещах: замке, принце и счастливой жизни.

Цветок в обеих сказках описывается по-разному. В русской сказке это – просто цветок алого цвета без каких-либо конкретных названий цветка. А в другой сказке речь идет о вполне реальном цветке, о розе.

Принц тоже в обеих сказках выступает в различном описании и качествах. И в одном, и в другом вариантах принц превращен в страшное чудовище злой ведьмой. На него наложено заклятье, пока его не полюбит красивая девушка, которая поцелуем любви снимет заклятье, ему суждено оставаться в страшном обличье зверя. Но в русской сказке он – невинная жертва, а в западном варианте он страдает за грубое заносчивое поведение.

Разница обеих этих сказок заключается в различиях национальных характеров, которыми наделены все главные герои в России – это более пассивная позиция, а на Западе – больше активности, и свободы воли.

План сказки аленький цветочек для 4 класса

План сказки аленький цветочек для 4 класса

Главные герои рассказа Аленький цветочек:

  • это конечно же купец,
  • младшая дочка Настенька, которая у отца просила самые простые вещи после поездки, а в этот раз аленький цветочек,
  • две старшие дочери,
  • чудовище, по совместительству заколдованный принц,
  • заколдованная прислуга во дворце.

<hr />

Сказка очень красивая и как всегда со смыслом. что не нужно оценивать человека по его внешности. К примеру чудовище ужасно, но в душе это благородный и понимающий человек. А Настенька наоборот красива и как правило такие девушки бессердечны, но она опровергает такие мысли своим внутренним миром. Главным персонажам нужно лишь немного времени чтобы понять кто есть кто.

План сказки аленький цветочек для 4 класса

Сказку Аксакова «Аленький цветочек» несомненно можно назвать волшебной сказкой и вот почему:

В этой сказке присутствуют необходимые атрибуты волшебной сказки — волшебные предметы, волшебные превращения, волшебные сказочные существа.

Разберем все эти атрибуты поочередно.

  1. Волшебные предметы. В сказке «Аленький цветочек» Чудище дарит купцу золотой перстень, который если его одеть на мизинец способен переносить человека в любое место, которое он пожелает в мгновение ока.
  2. Волшебные превращения. Аленький цветочек, когда младшая дочь принесла его в сад сам собой оказался на нужном месте и прирос к стеблю, словно его никогда и не срывали. Само чудище в конце сказки превращается в прекрасного принца, сына умершего короля, то есть фактически становится королем.
  3. Волшебные существа. Чудище, в которое был превращен принц невозможное в реальности существо, это сказочный персонаж.

Получается, что мы можем спокойно отнести сказку «Аленький цветочек» к категории волшебных сказок.

План сказки аленький цветочек для 4 класса

Пожалуй самое лучшее и самое главное волшебство в сказке это преображение и воскрешение чудища лесного в царевича в следствии бескорыстной искренней любви.

Еще волшебство наблюдаем при одевании кольца, одевший в мгновение ока перемещается в желаемое место.

Также во дворце чудища лесного происходят волшебные вещи:само собой появлялись и исчезали стол с яствами, кровать с опочивальней.

И волшебным образом аленький цветочек прирос к месту где был сорван.

План сказки аленький цветочек для 4 класса

Могу вам точно сказать, что рисованию лучше учиться с помощью видео, в котором хороший художник объяснит и наглядно покажет как правильно рисовать. Вот и для рисования Аленького цветочка я нашла для вас такое видео, где замечательная художница рассказывает и как красками пользоваться и как набросок правильно сделать и как смешивать краски, чтобы получить нужный цвет. Если вы посмотрите это видео, то обязательно нарисуете прекрасный Аленький цветочек:

<iframe type=»text/html» width=»100%» height=»400″ src=»https://www.youtube.com/embed/pHzpPlvjJo4?enablejsapi=1″ frameborder=»0″ />

как нарисовать Аленький цветочек из сказки

Открытый урок литературного чтения

Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Класс: 4

Цели урока:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;

  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;

  • обогащать словарный запас детей;

  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.

  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.

  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;

  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;

  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других

  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: Урок — размышление

Учитель: Гузиева Наталья Михайловна

Техническое оснащение урока:

  • Портрет писателя Аксакова;

  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка

  • «Толковый словарь» С.И. Ожегов, В.И.Даль.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Наглядный ( наблюдения обучающихся)

  • Проблемно- диалогическая технология

  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная

  • Групповая

  • Индивидуальная

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

Речевая разминка.

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Прочитайте быстро.

— Прочитайте выразительно.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.

— Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

-На урок я пришла не с пустыми руками.

— У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)

— Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?

— Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)

Проверка дом.зад

— Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..)

Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Сегодня на уроке мы должны решить проблему:

«Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

— Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)

Вопросы: (тест -у каждого учащегося)

  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец должен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен был пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

-Кто закончил , встает

Физминутка

Влево наклонись, вправо наклонись

Вниз опустись – вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

(Проверка – фронтальный опрос)

— Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3

  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2

  • Жил купец и было у него три дочери. – Э-1

  • Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5

  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6

  • Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4

  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7

1

2

3

4

5

6

7

Э

П

И

Т

Е

Т

Ы

Проверка по образцу.

Поднимите руку, кто выполнил так, как я?

Приведите примеры из текста, оцените свою работу.

— Молодцы.

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

— Давайте вернемся к нашему проблеме урока

Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

Повторим правила работы в группе!

1.Распределите роли в группе.

2.Внимательно прочитайте задание.

3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4.Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Выберите пословицы о честности.

2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

4 группа. Задание:

1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)

2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?

(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)

6. Выступление групп (составляем кластер на доске)

1 группа (на доске запись — честность)

— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа (на доске запись — самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

— А вы могли бы так поступить?

3 группа (на доске запись — доброта)

— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

4 группа (на доске запись – любовь)

-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?

(Любят не за красоту, а за душу.)

7. Подведение итогов.

— Хорошо поработали в группах

— Давайте вспомним проблему

— Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь

9. Рефлексия. Итог урока.

— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

— Прочитайте пословицы. Какая из них отражает сказку? (Ответы детей)

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

— Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

— Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под не­казистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и са­мозабвение, доброта и духовная красота, которые способно по­чувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.

Домашнее задание: впереди новогодние праздники , а как известно, Новый год – это волшебство. Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!

Краткое содержание «Аленький цветочек» для читательского дневника

ФИО автора: Аксаков Сергей Тимофеевич

Название: «Аленький цветочек»

Число страниц: 12. Аксаков С. Т. «Аленький цветочек. Сказки ключницы Пелагеи». Издательство «Детская литература». 1989 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1858 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Отзывы о книге

В школе изучали «Аленький цветочек» в 4 классе, план составляли и делали анализ для читательского дневника. Сказка необычная, добрая, запоминающаяся. Такие книги необходимо читать каждому человеку, так как в них раскрываются важные темы, например, семья, взаимоотношения, любовь. Советую прочитать сказку полностью, а после посмотреть мультфильм.

Евгений

В школе мы проходили это произведение, писали по нему сочинение и тест. Мне сказка понравилась. Она очень добрая, интересная и поучительная. В книге говорится про разницу во внешнем и внутреннем мире, которую можно сразу не заметить. Внешность обманчива. Это выражение очень точно подходит к этому произведению. Желательно перечитывать такие книги, так как со временем хорошие примеры забываются. Подойдет взрослым и детям.

Николай

Книга поучительная, интересная. Читать ее — одно удовольствие. В сказке подняты важные темы (любовь, добро, милосердие, сострадание, семья), есть чему поучиться. Чтение в кратком сокращении тоже интересно, но советую прочесть книгу полностью. Рекомендую всем.
Татьяна

Главные герои

Младшая купеческая дочь – добрая, красивая девушка, которая ради спасения отца отправилась к чудищу.

Чудище – ужасное чудище, которое на деле было заколдованным королевичем.

Купец – честный торговец, отец трёх дочерей.

Старшие дочери купца – жадные, завистливые, эгоистичные девицы.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Аленький цветочек»
  • для самых компанейских — Главные герои «Аленький цветочек»

Основная мысль сказки

Младшая дочь купца олицетворяет добро. А именно то, что добрые, честные, милосердные и отзывчивые люди достойны самой высокой награды в жизни. Семейные ценности очень важны, благодаря состраданию дочь спасла от гибели родного отца, не побоялась чудища. Она была готова пожертвовать собой на благо семьи. Благодаря своим положительным качествам девушка смогла разглядеть добрую душу, за что была вознаграждена.

В сказке можно научиться справедливости, ценить все прекрасное, семью, брать ответственность на себя.​

К этому произведению подходит следующая поговорка: «Не суди о человеке по его внешности, суди по его делам». Также сюда можно отнести пословицу: «Доброе дело без награды не останется». Мораль такова, что человек должен видеть внутренний мир, а уже после обращать внимание на внешний. Это ярко показано на примере чудища.

За ужасной внешностью скрывается добрая и чувственная натура. Таким образом, снаружи можно увидеть не то что внутри. В этом главная мысль сказки «Аленький цветочек».

Сюжет

Однажды купец отправился по своим торговым делам и каждая из дочерей попросила привезти ей какой-то подарок. Старшие заказали дорогие наряды и украшения, а младшая – аленький цветочек. Купец купил гостинцы старшим дочерям, но никак не мог отыскать подарок для младшей дочери.

Когда на караван купца напали разбойники, он лишь чудом спасся в волшебном замке. Обнаружив в саду заветный аленький цветок, он сорвал его, чем вызвал гнев хозяина – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но с одним условием – вместо него в замок должна по доброй воле явиться одна из его дочерей.

Узнав о страшной беде, нависшей над батюшкой, к чудищу отправилась младшая, самая любимая дочь. Оказавшись в волшебном замке, она стала жить, словно госпожа. Чудище исполняло малейшее её желание, было очень добрым и приветливым, и вскоре девушка всем сердцем полюбила его. Её чистая любовь поборола злые чары, и чудище лесное превратилось в прекрасного королевича.

Пословицы к произведению

Не на внешность смотри, по делам суди.

Дело не в названии, а в содержании.

Доброе дело без награды не останется.

За добро добром и платят.

Хороший конец — делу венец.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

План пересказа

  1. Купец отправляется в путь.
  2. Поиск подарков для дочерей.
  3. Нападение разбойников.
  4. Спасение в волшебном замке.
  5. Аленький цветочек.
  6. Гнев хозяина замка.
  7. Встреча с дочками, рассказ о данном обещании вернуться к чудищу.
  8. Младшая дочь спасает отца от смерти.
  9. Знакомство с чудищем лесным.
  10. Дружба с хозяином замка.
  11. Возвращение дочери домой.
  12. Тоска чудища.
  13. Крах злых чар.
  14. Пышная свадьба королевича и купеческой дочери.

Действующие лица

В произведении представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих действующих лиц:

  1. Купец — глава семейства, занимается торговлей. Это честный человек, больше всего любит свою младшую дочку.
  2. Старшие дочери — завистливые, склочные, жадные и эгоистичные особы.
  3. Младшая дочка — красивая, милосердная, отзывчивая, верная, преданная, чувственная и добрая девушка.
  4. Чудище — хозяин замка, где рос аленький цветочек. Им оказался заколдованный принц.

На примере героев автор показал, что самое ценное в жизни — любовь, доброта и верность. Произведение учит выполнять обещание, держать свое слово в любой ситуации, что бы ни случилось.

Золотой перстень

Золотой перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу.

Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты его высокие. Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.

Идёт она на высокое крыльцо его палат каменных; набежала к ней прислуга и челядь дворовая, подняли шум и крик; прибежали сестрицы любезные и, увидевши её, диву дались красоте её девичьей и её наряду царскому, королевскому; подхватили её под руки белые и повели к батюшке родимому;

а батюшка нездоров лежал, нездоров и нерадостен, день и ночь её вспоминаючи, горючими слезами обливаючись; инее вспомнился он от радости, увидавши свою дочь милую, хорошую, пригожую, меньшую, любимую, и дивился он красоте её девичьей, её наряду царскому, королевскому.

Долго они целовалися, миловалися, ласковыми речами утешалися. Рассказала она своему батюшке родимому и своим сёстрам старшим, любезным, про своё житьё-бытьё у зверя лесного, чуда морского, всё от слова до слова, никакой крохи не скрываючи…

День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сёстры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому.

«Пусть-де околеет, туда и дорога ему…» И прогневалась на сестёр старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.

И отец её, честной купец, похвалил её за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сёстрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая.

И когда пришёл настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать её, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, — а всё рано ей пускаться в дальний путь.

А сёстры с ней разговаривают, о том о сём расспрашивают, позадерживают. Однако сердце её не вытерпело; простилась дочь меньшая, любимая, красавица писаная, со честным купцом, батюшкой родимым, приняла от него благословение родительское,

простилась с сёстрами старшими, любезными, со прислугою верною, челядью дворовою, и, не дождавшись единой минуточки до часа урочного, надела золот перстень на правый мизинец и очутилась во дворце белокаменном, во палатах высоких зверя лесного, чуда морского, и, дивуючись, что он её не встречает, закричала она громким голосом:

— Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой. Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мёртвая; в зелёных садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких.

Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной, почуяла она нешто недоброе; обежала она палаты высокие и сады зелёные, звала зычным голосом своего хозяина доброго – нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа послушания. Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался её любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными.

И показалось ей, что заснул он, её дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная, — он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую – и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мёртв.

Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

— Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..

И только таковы слова она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого, ударила громова стрела каменная в пригорок муравчатый, и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная.

Много ли, мало ли времени лежала она без памяти – не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными, и обнимает её принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою, в одежде златокованой; перед ним стоит отец с сёстрами, а кругом на коленях стоит свита великая, все одеты в парчах золотых, серебряных.

И возговорит к ней молодой принц, красавец писаный, на голове со короною царскою:

— Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестой желанною.

Жажда души

Мы не хотим стариться, не хотим терять красоту, энергичность молодости. Жаждем познать как нам этого достичь. Душа, страдая , обучаясь в физическом мире, прозревает, что есть мир тонкий, мир эмоций (астральный) и ума (ментальный), где время течет иначе и человек в этих мирах молодой. Мы всегда чувствуем, что мы внутри себя моложе, чем наше физическое состояние: «А привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялася». Это Надежда на вечную молодость. И видит купец во сне, что старшие дочери получили, что хотели и радуются, собираются выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского. Его это опечалило.

Жажда тела

Первая ступень – Вера. Самое старшее на земле – физическое тело. Физиологические необходимости мы выполняем в первую очередь и хотим быть уверенными, что это для нас всегда будет возможно. Но иногда наступает очень темное время и нелегко бывает выжить. И появилась необходимость в уверенности, что мир не ограничен только лишь видимым нами. Человек внутренним своим чувством прозревает, что есть какой-то иной мир – светлый, где нет тьмы: «…Привези мне венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого…» Вспомним у Пушкина: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Символ раннего христианства.

Есть горний мир – Небесный, истинный, есть мир зеркальный – наш мир физический, в котором мы живем. У нас, в отличие от Небесного, все наоборот: что у нас хорошо, то для горнего мира не годится. Мы стремимся к тому, чтобы у нас на земле было как на Небесах. А есть еще мир зазеркальный – нижний, куда свет небес почти не доходит, там живут силы тьмы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области

План – конспект урока по литературному чтению

4 класс

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек».

Деление текста на части.

Учитель: Малышева Л. А.

Цель:  продолжить работу над сказкой  «Аленький цветочек»; обогащать

словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениямхарактеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок вавторском тексте;развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;воспитывать любовь и уважение к родителям.

Планируемые результаты:Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация.

                                      Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

II.Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если  кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря! Слайд 1

-Прочитайте стихотворение с ускорением (ещё: с замедлением, с вопросительной интонацией , с утвердительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки, скороговоркой, выразительно).

III.Проверка домашнего задания.

IV.Самоопределение к деятельности.

-Как вы поняли строчки речевой разминки?

-Что хотел сказать нам автор?

-Прочитайте тему урока. Слайд 2

-Определите его задачи.

V. Работа по теме урока.

– Почему сказка называется «Аленький цветочек»? Разберите слова «аленький» и «цветочек» по составу, определите способ образования. Меняется ли значение слова?

– Суффиксальный способ образования: алый цветок – аленький (суффикс -еньк-) цветочек (суффикс -ек-). В этих словах суффиксы уменьшительно-ласкательные, они меняют значение слов: это что-то нежное, хрупкое, беззащитное.

– Аленький цветочек как символ проходит через всю сказку. Докажите строчками из текста.

– Нет ли у этого постоянного эпитета переносного смысла? Попробуем его раскрыть. Прочитайте слова самого С. Т. Аксакова: «Цветок не вырастет без семени. Так же и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посе-яны в душе каждого человека. Посеяны они были и у сестер. Но ведь семена растить надо». Как вы поняли эти слова?

– Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в душах старших сестер аленький цветочек? Или это что-то другое?

– Что же такое «аленький цветочек»?

– Младшая растила добро и любовь. Мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душах аленький цветочек, не расцвел.

– Аленький цветочек – это Любовь, Добро, Милосердие.

– Какого человека называют милосердным?

– Рассмотрите состав слова «милосердие». Подберите однокоренные слова.

– Милосердным называют доброго, отзывчивого, сердечного человека, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.

– Милосердие – сложное слово. Милость, сердечность, сердечный.

Кому адресуем эти слова?– Эти слова относятся к меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого. Младшая дочь купца искала и нашла свой цветочек аленький.

– Где его искать? В тридевятом царстве?

– Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?– Не надо далеко ходить: он посеян в душе каждого человека. Важно только, чтобы пророс и расцвел.

– Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее

Физкультминутка

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

   Деление сказки на части

—        А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Получим план пересказа.

часть«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 196).

часть«Два подарка нашел» (до слов:«Бродит он по тому лесу дремучему…», с. 196).

часть«Заблудился в дремучем лесу» (до слов:«Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные…», с. 197).

4        часть«Вот он — цветочек аленький!» (до слов:«И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 198).

5        часть«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов:«И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора…», с. 200).

6        часть«Встреча с любимыми дочерями» (до слов:«Заутра позвал к себе купец старшую дочь…», с. 202).

7 часть«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных…», с. 204).

   8        часть«Жизнь девушки во дворце» (до слов:«Если ты стар человек — будь мне дедушка…», с. 206).

9 часть«Покажись мне, верный друг!» (до слов:«Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 207).

10         часть«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское…» (до слов:«И прошло тому немало времени…», с. 208).

11 часть «Недобрый сон» (до слов:«Стала она заверять словами заветными и клятвами…», с. 209).

12часть«Дома, с родными» (до слов:«И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить…», с. 210).

13        часть«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов:«Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые…», с. 212).

14        часть«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

-Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему?

Пересказ по плану.

VI.Рефлексия.

Если вы очень хорошо поработали – поднимите красный круг.

— Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите зелёный круг.

— Если вы испытывали затруднения – поднимите синий круг

VII       Итог урока

-Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)

-Чему она учит?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Чем авторская сказка отличается от народной сказки? Что общего во всех сказках?

– Какова главная мысль этой сказки? Чему был посвящен урок и тема?

– Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

– Помните, что аленький цветок приносит удачу только смелым, добрым, бескорыстным людям. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям

VIII.Домашнее задание.

Пересказать по плану.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа

Тема урока: «Народная мудрость сказки

С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».

4 класс

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов

2017/2018 у.г.

Тема: « Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». 

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек.

Примечание: урок обобщения

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Учитель читает зачин сказки.  

«В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек…»

 — Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  («Аленький цветочек»)

— Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

II. Постановка темы и цели урока

   — Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. (Слайд 2, +)

III. Работа над языком сказки

—  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).—  Как это выражается это в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

— Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение

Пригорок муравчатый — поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение типа сказки

 — Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.«Заклятый царевич», «Перышко Финиста — ясна сокола»)

-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

— А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»?  Объясните почему.(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 — Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».

«Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

«Долго ли, мало ли времени».

 «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

 «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».

4. Проверка домашнего задания

Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   «Богатство – дело наживное».

 «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».

 «От страха зуб на зуб не попадал».

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

  IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

На доске 6 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается слабоуспевающий  ученик

Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий. ПРИЛОЖЕНИЕ

V. Физкультурная минутка (Слайд 4)

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VI. Характеристика героев

— Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

— Дадим им характеристику.

1. Купец. (Слайд 5)

— Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

— О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд 6)

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

— Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

3.Три сестры(Слайд 7) 

Элементы драматизации. (чтение по ролям)

 Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце

— Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией)

— Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 — А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

— В каком поступке это проявилось?

—  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

 VII. Пересказ отрывка сказки

Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту —  индивидуальное домашнее задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

—  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

VIII. Итог урока.

Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

—  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное —  его душа,  а любовь способна победить зло.

IX . Рефлексия.

— Какие задания показались вам интересными?

— Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

— Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

X. Домашнее задание.

—  Ребята, получите домашнее задание: составить кроссворд.

XI. Заключительные слова учителя

— Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План сказки аленький цветочек 4 класс
  • План сказки андерсена русалочка
  • План сказки айога 2 класс ученику
  • План сказки 2 класс литературное чтение образец
  • План своей сказки про домашнего питомца 2 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии