План самообразования по теме сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

Подборка по базе: дневник практикифедотова мария.docx, бочкарева мария 03012012 сем2.docx, филиппова мария васильевна.docx, практическое задание матвеева мария 1 1.docx, тестовое

Подборка по базе: Дневник практики_Федотова Мария.docx, Бочкарева Мария 03012012 сем2.docx, Филиппова Мария Васильевна.docx, Практическое задание Матвеева Мария (1) (1).docx, Тестовое задание на должность PHP программиста.docx, фразеологизмы Егорова Мария спо бу1.docx, Потеряева Мария Григорьевна 7 Б.docx, Социология. Семинар 7 Прохоровская Мария, 2-ИД-3.pdf, Аннотация по истории 016 гр Мартынова Мария ВСО Амирханова М.М., 6-7 Ваулина Мария.pdf


Индивидуальный план по самообразованию

на 2020 – 2021 учебный год.

Должность: воспитатель-студент.

ФИО: Полякова Мария Николаевна.

Индивидуальная тема по самообразованию: « Сказкотерапия»

Сроки : 2020-2021 учебный год.

Цель самообразования: повышение своего профессионального уровня в области «Сказкотерапии».

Задачи самообразования:

— продолжать изучение документа «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ МОН РК от 31.10.2018 №604).

— Изучить закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
-расширение предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ДО (пополнить уголок театрализации).

— повышение собственного общекультурного уровня, через вебинары, курсы повышение квалификации.

— участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

— внедрение новых методов работы с дошкольниками в различных видах деятельности.

— продолжать изучать педагогический опыт других педагогов

Этапы проработки материала

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение закона об образовании.

Изучить Государственный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

2020-2021 учебный год

2020-2021 учебный год

Изучение документов.

Курсы повышение квалификации

Технология «Электронное портфолио педагога»

Создать свою страничку на сайте «Социальная сеть работников образования»

2020- 2021 год

2020-2021 учебный год

Изучение методики технологии и апробация в практике работы
Прогностический Роль сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников. 2020-2021 учебный год Публикация опыта работы в сети интернет
Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста 2020-2021 учебный год Сообщение на педагогическом совете
Сказкотерапия в развитии речи детей средней группы 2020-2021 учебный год Мастер класс на педагогическом совете
Курсы повышение квалификации

Семинары, вебинары, МО

2020-2021 учебный год
Практический Дистанционный семинар ИКТ компетентность педагога и практические вопросы внедрения информационной системы образовательного учреждения
Курсы повышения квалификации
20.12.2020 по 30.12.2020
Обобщающий Обобщение опыта работы по теме «Сказкотерапия» 2020-2021 учебный год

Предполагаемый результат:

  • повысить собственный общекультурный уровень,
  • развить профессионально-педагогические компетенции,
  • публикация персонального электронного портфолио на сайте детского сада и в сети интернет.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Творческое название проекта: «Сказка в гости к нам спешит».

Вид проекта: творческий, познавательно — игровой.

По количеству участников: коллективный

По характеру контактов: внутри группы

Продолжительность:  долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, родители.
Актуальность проекта

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме. 
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтики», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Цель: развитие устойчивого интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сюжетов сказок в повседневной, игровой, двигательной деятельности детей.

Задачи:
1. Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;

2. Способствовать облегченной адаптации детей к детскому саду

3. Развивать речь, воображение, мышление
4. Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности,

развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.

5. Формировать желание быть похожими на положительных героев

6. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
7. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. 

Ожидаемые результаты: 
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками. 

2. Повысится уровень легкой адаптации детей
3. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций. 
4. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать 
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать 
эмоции и понимать чувства других. 
5. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас. 
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Этапы работы:

1 этап — подготовительный

Определение темы проекта;

Составление плана проекта;

Обсуждение темы проекта с родителями,;

Сбор информации, литературы, материала.

2 этап – основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

3 этап — итоговый

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Перспективный план работы по реализации проекта

Месяц Формы работы
Воспитателя С родителями С детьми
Сентябрь Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Народные сказки»  в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.        

Октябрь Изучение темы: «Роль сказок в воспитании ребенка» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», Обустроить уголок ряжения Чтение сказок «Курочка ряба», разучивание и проговаривание потешек
Ноябрь Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применение цитат из сказок в режимных моментах. Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей Чтение сказки «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций
Декабрь Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Информация для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Настольно-печатные игры по мотивам сказок
Январь Изучение темы: «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки Д/игра «Угадай сказку», «Узнай героя сказки»
Февраль Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей» Консультация «Личная библиотека вашего ребенка» НОД «В поисках колобка»
Март Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка» Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша» Игры в театральном уголке(настольный, пальчиковый, би-ба-бо театры)
Апрель Изучение темы: Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Консультация «Театрализованная постановка сказки вместе с детьми» Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок
Май Консультация для педагогов на тему: «Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста»
Самоанализ плана по самообразованию
Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки».

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Выводы и практическая значимость проекта: Я пришла к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в моей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. Знания, полученные детьми, развивают в них чувства, позволяющие сопереживать и понимать прекрасное, способность овладеть национальной культурой .Большинство детей проявили доброжелательное отношение к русским сказкам, как национальной культуре, соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше. Работа по проекту позволила расширить кругозор детей о традиционной культуре и обогатить речь живым русским словом.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

« Детский сад № 1».

Самообразование

на 2019г. – 2020 г.

Тема:

«Роль сказки в духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей»

2-ая младшая группа

подготовила:

воспитатель Дайбова Е.В.

Актуальность выбранной темы

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки — ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год

Цель:

Выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста»

Месяц

Формы работы

Воспитателя

С родителями

С детьми

Сентябрь

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Народные сказки»  в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.        

Октябрь

Изучение темы: «Роль сказок в воспитании ребенка»

Изготовление магнитного театра «Курочка Ряба»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»,

Обустроить уголок ряжения

Чтение сказок «Курочка ряба», разучивание и проговаривание потешек

Постановка сказки «Курочка Ряба» (магнитный театр)

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Изготовление магнитного театра «Колобок», «Репка»

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей

Чтение сказки «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций

Постановка сказки «Колобок», «Репка» (магнитный театр)

Декабрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Информация для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Настольно-печатные игры по мотивам сказок

Январь

Изучение темы: «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности» через сказки

Д/игра «Угадай сказку», «Узнай героя сказки»

Февраль

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей»

Консультация «Личная библиотека вашего ребенка»

Чтение сказки «Три медведя», прослушивание аудиосказок

Март

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка»

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Игры в театральном уголке (настольный, пальчиковый, би-ба-бо театры)

Апрель

Изучение темы: Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Добавить материал в макет «Русская изба»

Консультация «Театрализованная постановка сказки вместе с детьми»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки, используя макет «Русская изба»

Май

Консультация для педагогов на тему: «Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста»

Самоанализ плана по самообразованию

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки».

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Используемая литература:

1. Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

2. Хрестоматия для детей 2-4 лет.

3. Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия».

4. Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки».

5. Ресурсы Интернета

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472993-rol-skazki-v-duhovno-nravstvennom-patriotiche

План работы педагога-наставника на 2021-2022 учебный год.План работы педагога-наставника на 2021-2022 учебный год.

Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.

Планирование и организация работы

Работа с документацией

Контроль за деятельностью молодого специалиста

Формы и методы работы с молодым специалистом

август

Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочих программ и календарно — тематического планирования. Групповая документация.

Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа, учебный план, план работы ДОО на 2021-2022 уч. год).

Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Календарно-тематический план (ежедневный), перспективный план, план работы по профилактике правонарушений).

Оформление групповой документации. Оформление календарно-тематического планирования. Проверка выполнения программы.

Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.Практическое занятие.

«Ведение групповой документации».

Оформление рабочих программ.

сентябрь

Организация   оценки индивидуального развития детей.

Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга, диагностики детей).

Создание диагностических (проблемных) ситуаций.

Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детского развития.

октябрь

Профессиональный рост педагога.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция воспитателя.

 Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, активное участие в профессиональных конкурсах и кластерах.

Консультация по самообразованию. 

Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми

ноябрь

Виды и организация режимных моментов в ДОО.

Изучение документация по организации образовательной деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр).

Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приёма детей (общение с детьми и родителями, индивидуальная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога.

Мастер – класс «Виды и организация режимных моментов в ДОО».

Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме.

Проверить ведение документации в группе.

декабрь

Составление сетки организации образовательной деятельности.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО.

Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности».

январь

Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательной деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) .

Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы».

Помощь молодому педагогу в формирование у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома». Взаимопосещение родительского собрания.

февраль

Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников.

Изучение технологии исследовательской деятельности     Савенкова.А.И.

Просмотр наставником опытно-экспериментальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата.

Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей.

март

Инновационные технологии и процессы в обучении. Использование ИКТ технологий.

Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» Гришаева Н.П

Анализ электронного портфолио наставника ( сайта). Ознакомление с требованиями  и вариантами оформления профессионального портфолио.

Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг».

Проверить ведение документации в группе.

апрель

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Изучение санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей.

Консультация по организации предметно-развивающей среды в группе.

май

Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год.

Оформление и заполнение отчетной документаци.

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником.

Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период Советы по организации планирования и работы в летний период.

09.11.2021 15:57
Категория: События, Партнерские связи
Автор: Отдел по связям с общественностью

Тема конференции этого года: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие состоялось в смешанном формате.


Мероприятие организовано ВлГУ, Владимирской митрополией РПЦ, областным департаментом образования, региональным отделением Российского исторического общества при поддержке администрации и Законодательного собрания Владимирской области.

Конференция – региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений. Главная тема связана с предстоящим в 2022 году юбилеем: 350-летием со дня рождения императора Петра I.

Участники образовательных чтений – представители Владимирской епархии, администраций Владимирской области и областного центра, педагоги школ и колледжей региона, студенты, преподаватели и сотрудники ВлГУ.

С приветственным словом обратились проректор по воспитательной работе, молодёжной политике и связям с общественностью Оксана Ерашова, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, и.о. директора департамента образования Владимирской области Елена Запруднова, директор Гуманитарного института Елена Петровичева, директор Педагогического института Марина Артамонова и настоятель университетского храма святых равноапостольных Кирилла и мефодия, доцент Гуманитарного института ВлГУ иеромонах Варфоломей (Минин).

За вклад в духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодёжи и развитие сотрудничества Владимирского государственного университета и Владимирской митрополии почётными грамотами отмечены директор ГумИ Елена Петровичева, директор ПИ Марина Артамонова и доцент ГумИ иеромонах Варфоломей (Минин).

С докладами на пленарном заседании выступили митрополит Владимирский и Суздальский Тихон («Русская Православная Церковь при Петре I: православие и реформы»), директор ГумИ Елена Петровичева («Петр Великий и российская государственность»), доцент ГумИ, иеромонах Варфоломей («Светский характер государства и религиозность» доцент ГумИ, иеромонах Варфоломей), зав. кафедрой философии и религиоведения ГумИ Евгений Аринин («Религиозность и секуляризм»), зав. кафедрой истории, археологии и краеведения ГумИ Андрей Тихонов («Пётр I и Владимирский край»).

Центральным событием Образовательных чтений традиционно является награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». На региональный этап конкурса были представлены 44 работы в различных номинациях, их подготовили 63 конкурсанта. В финал регионального этапа вышли 23 участника, представившие 15 работ.

Благодарностями департамента образования администрации Владимирской области работы отмечены: 

– преподаватель Владимирского химико-механического колледжа Елена Борзова;

– коллектив авторов Центра развития ребенка – детского сада № 12 «Родничок» (г. Кольчугино): воспитатели Елена Кубарева и Марина Парубина, педагог-психолог Марина Калашникова;

– старший воспитатель детского сада села Мошок (Судогодский район) Елена Прохорова;

– коллектив авторов детского сада № 17 (г. Александров): заведующая Оксана Теперенкова, старший воспитатель Диана Ивонина, воспитатель Анастасия Сидоренко;

– учитель начальных классов Горкинской СОШ (Киржачский район) Елена Прохорова;

– заведующая библиотекой, учитель ОРКСЭ и ОПК СОШ № 3 (г. Муром) Наталья Горчакова;

– коллектив авторов ООШ № 12 (г. Муром): директор Ирина Кириллова, учитель русского языка и литературы Ирина Шурыгина, учитель истории и обществознания Ирина Буза;

– коллектив авторов СОШ № 1 (г. Кольчугино): учителя начальных классов Валентина Логинова и Ольга Мухина;

– учитель музыки, ОПК СОШ поселка Городищи (Петушинский район) Альбина Фролова;

– учитель математики Симской СОШ имени Героя Советского Союза А.Ф. Богомолова (Юрьев-Польский район) Татьяна Егорова;

– учитель русского языка и литературы Школы № 3 (г. Юрьев-Польский) Светлана Рыбакова;

– учитель начальных классов Куриловской ООШ (Собинский район) Наталья Ларина.

Победитель в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» – учитель истории, обществознания и ОДНКНР Павловской основной школы (Кольчугинский район) Сергей Малютов за работу «Из опыта организации духовно-нравственного развития учащихся сельской школы».

В номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» отмечен заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории СОШ № 10 (г. Струнино, Александровский район) Владимир Копылов за работу «Россия, Русь! Храни себя, храни».

В номинации «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) отмечена – учитель географии и ОРКСЭ Шихобаловской основной школы (Юрьев-Польский район) Ольга Максимова за разработку комплекта «Духовное наследие».

Гран-при I (регионального) этапа Конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Владимирской области присуждено коллективу авторов: педагогу дополнительного образования Центра дополнительного образования «Исток» (г. Суздаль) Анастасии Власовой и методисту кафедры гуманитарного образования ВИРО имени Л.И. Новиковой (г. Владимир) Светлане Блиновой (посмертно) за лучшую дополнительную общеразвивающую программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.

По итогам заседания Конкурсной комиссии II (межрегионального) этапа в число победителей по ЦФО вошли: 

– учитель истории, обществознания и ОДНКНР Павловской основной школы (Кольчугинский район) Сергей Малютов;

– коллектив авторов: педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования «Исток» (г. Суздаль) Анастасия Власова и методист кафедры гуманитарного образования ВИРО имени Л.И. Новиковой (г. Владимир) Светлана Блинова.

По поручению Оргкомитета чтений ЦФО награда в номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» вручена Анастасии Власовой.

Онлайн-трансляция чтений организована медиацентром ВлГУ. Запись трансляции доступна по ссылке.


Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске»Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №108»

Составили: Чередник А.В. Бугерко Л.В. 2021

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность: краткосрочный (март – апрель)

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МДОУ «Детский сад №108» средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта:

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

  • интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей
  • формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края
  • обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения
  • воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми
  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  • формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей
  • создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно — нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МДОУ «Детский сад №108» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МБДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта

для детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития
  • пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю
  • формирование чувств национального достоинства
  • развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
  • разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей
  • объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей
  • создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Участники проекта

  • дети в возрасте от 6-7 лет
  • родители (законные представители)
  • социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, церковь Спасо — преображенская).

Механизмы реализации проекта

  • активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса
  • формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ «детский сад № 108», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

  • показ сказок (детьми)
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
  • наблюдение
  • чтение педагогом художественной литературы
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
  • экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
  • загадывание и отгадывание загадок
  • рассматривание наглядного материала
  • рассказы детей о своих впечатлениях
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией
  • ответы на вопросы педагога, детей
  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
  • разбор житейских ситуаций
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
  • проведение игр: со строительным материалом ( «Ступеньки к Храму»), дидактических ( «Хорошие и плохие поступки»), подвижных ( «Помоги дедушке»), малоподвижных ( «Мирилка»), и др.
  • проведение экскурсий различной направленности (онлайн)
  • изготовление с детьми наглядных пособий
  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ «детский сад №108» построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность — знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и МДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта:

Март.

  1. Беседы: «Что такое храм? И что значат слова церковь, собор?», «Весть от Бога – совесть», «О земной жизни Иисуса Христа», «При солнышке — тепло, при матушке – добро».
  2. Выставка рисунков родителей «Храм Божий».
  3. Чтение литературных произведений: стихотворения А. Алексеева «Прости», Н. Орловой «Терпение», Т. Шороховой «Благодарность».
  4. Подвижная Игра «Звонарь».

Апрель.

  1. Беседы: «Воскресный день» Пасха Христова (об истории возникновения, традициях и обычаях праздника», «Грех – болезнь души» (жадность, трусость, ложь, воровство…).
  2. Занятие «Бог повсюду». Виртуальная экскурсия в Спасо- Преображенский собор.
  3. Занятие «Украшаем яйца» (продуктивная деятельность).
  4. Выставка – конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».
  5. Чтение литературных произведений: стихотворение Е. Королева «Неприятный случай», Т. Шорохова «Жадность», Е. Екимова «Щедрость».
  6. Игры, этюды, упражнения: «Общий круг», «Солнечный лучик», «Ручеек», «Огонь-лед», «Доброе слово, «Паутинка добра», «Цветок дружбы», «Прости меня», игры с крашенками.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей появился интерес к краю, к станице, в которой они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004 г.
  2. «О Библии и Церкви», Л. В. Сурикова, 2004 г.
  3. Орехов Д. Святые места России. – С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999 г.
  4. «Святая Русь», составитель Б. Проказова, 2007 г.
  5. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста). Краснодар.
  6. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев Мн.: Харвест. 1999 г.

  • План сказки книжка счастья гарин михайловский
  • План рассказа почему осеева
  • План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение
  • План по сказке спящая царевна 5 класс литература коровина
  • План рассказа лошадиная фамилия